Чем угодно как пишется

Tatcenter и издательство миф публикуют отрывок из книги стивена котлера невозможное как стратегия о последовательных этапах обучения чему-либо.несколько лет

TatCenter и издательство «МИФ» публикуют отрывок из книги Стивена Котлера «Невозможное как стратегия» — о последовательных этапах обучения чему-либо.

Несколько лет назад, готовясь к спуску на горном велосипеде в северной части Нью-Мексико, я ехал на кресельном подъемнике и разговорился со студентом колледжа, который, узнав, что я писатель, задал мне весьма любопытный вопрос. В какой момент мне становится ясно, что я знаю о предмете достаточно, чтобы написать о нем статью для крупного журнала или газеты? На самом деле парня интересовала более обширная тема, но его вопрос заставил меня задуматься, а что и правда нужно для того, чтобы смело высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу? Каким багажом знаний и навыков я должен овладеть, чтобы обрести такое право? Каковы критерии оценки моей готовности?

В этой главе я даю ответ на этот вопрос и описываю не очень простой пятиэтапный процесс, который позволяет обучиться практически чему угодно. Именно на него следует обратить внимание. До сих пор мы говорили о создании и подготовке условий для обучения, а теперь углубимся в процесс. Точнее говоря, рассмотрим, через что я прошел, прежде чем решил, что могу публично высказывать свое мнение по той или иной теме. Я развивал и улучшал этот процесс в течение тридцати лет журналист ской практики, поскольку в этой сфере просто необходимо быть хотя бы наполовину экспертом в том, о чем собираешься писать. Учитывая, что за это время я работал над сотнями различных публикаций на любые темы — от точных наук и высоких технологий до спорта, политики и культуры, —мне пришлось довольно хорошо освоить множество сложных областей знаний, причем в сжатые сроки.

Поскольку в основном дело происходило в те дни, когда газеты и журналы располагали немалыми бюджетами для фактчекеров, проверяющих достоверность информации, и выпускающих редакторов, мои материалы всегда подвергались невероятно строгой проверке и допустить в них оплошность было верным путем к увольнению. А так как мне, как и всем нам, нужно быть зарабатывать на жизнь, я просто не мог не учиться чему-либо, причем хорошо и быстро.

Как однажды объяснил мой давний редактор в GQ Джим Нельсон, «ежемесячно наш журнал читает примерно миллион человек. И это огромная ответственность — освещать темы, выходящие за рамки традиционных новостей, ведь нередко это единственное мнение о том или ином предмете, которое когда-нибудь увидит большинство наших читателей. Вот почему мы очень, очень стараемся никогда не ошибаться».

Далее я расскажу, как научился тоже делать все правильно.

Этап 1: пять книг для «чайника»

При изучении новой темы я следую правилу — прочитать пять книг с позиции «чайника». Хотя их количество, скорее всего, у всех будет разным. Словом, я беру пять книг о выбранном предмете и просто читаю их, не оценивая полученных знаний.

Эта мысль требует повторения: обучение не заставит вас почувствовать себя умным — по крайней мере, поначалу. Напротив, вы ощутите себя невеждой. Незнакомые идеи и новая терминология могут привести к разочарованию в своих знаниях и эрудиции. Но не судите себя за это на первом этапе. На пути к максимальной продуктивности эмоции означают совсем не то, что вам кажется.

Подумайте о разочаровании, которое испытываете, когда что-то не получается. Складывается впечатление, что вы стоите на месте, и внутри вскипает гнев за собственную непонятливость. Однако это верный знак, что вы на правильном пути. На самом деле состояние фрустрации повышает количество норадреналина в нервной системе, основная функция которого — подготовить мозг к обучению. Без этого нейрохимического вещества вы ничему не научитесь, поэтому вначале необходимо разочароваться. И это вовсе не признак того, что вы движетесь в неправильном направлении, как раз наоборот. Поэтому ваша задача при чтении первых пяти книг для «чайников» — просто продолжать переворачивать страницы и прощать себя за непонимание и путаницу, неизбежно возникающие при обучении. Ведь наша главная цель — познакомиться с новой терминологией. Мы уже говорили об этом, но давайте повторим, поскольку, честно говоря, профессиональная лексика играет в успехе обучения очень важную роль. Именно она чаще всего затрудняет учебу, и, судя по моему опыту, обычно нужно прочитать около пяти книг, чтобы по-настоящему овладеть этим языком.

В первых трех вам встретится очень много непонятных слов, но не останавливайтесь. Не возвращайтесь к началу и не начинайте все заново. Не зацикливайтесь на каждом незнакомом слове. На этом этапе главное — не разочароваться (слишком сильно) и просто продолжать читать.

С точки зрения протекающих в мозге процессов обучение в значительной мере сводится к распознаванию паттернов, что в основном происходит в обход сознания. Читая, вы собираете крошечные фрагменты информации, а мозг складывает их в крупные элементы, которые, в свою очередь, становятся фундаментом для обретения новых знаний. И его можно создать вполне определенным способом.

Для начала достаньте блокнот и по ходу чтения делайте подробные записи. Цель не в том, чтобы записывать все, что, на ваш взгляд, нужно знать. Сосредоточьтесь на трех основных моментах. Наткнулись на интересную цитату — запишите ее в блокнот. Изумились чему-то, сохраните и этот любопытный факт. Если по ходу чтения у вас возник вопрос, запишите и его. То, что вызывает интерес, всегда до краев наполнено энергией. Мы самой природой запрограммированы запоминать все, что привлекло наше внимание. Информации, которая вас особо заинтересовала, в сочетании с записью в блокноте, нередко достаточно, чтобы сохранить ее в долгосрочной памяти.

Во-первых, как уже было сказано, делайте заметки об историческом нарративе.

Это поможет мозгу упорядочить новые данные и, как следствие, повысит скорость обучения.

Во-вторых, обращайте внимание на терминологию.

Если профессиональный термин встречается три-четыре раза, запишите его определение в блокнот, и каждый раз, наталкиваясь на это слово, заглядывайте в записи. Продолжайте делать так до тех пор, пока не запомните и полностью не осознаете его смысл.

В-третьих, и это самое важное, всегда делайте заметки о том, что вас особенно заинтересовало или тронуло.

Наткнулись на интересную цитату — запишите ее в блокнот. Изумились чему-то, сохраните и этот любопытный факт. Если по ходу чтения у вас возник вопрос, запишите и его. То, что вызывает интерес, всегда до краев наполнено энергией. Мы самой природой запрограммированы запоминать все, что привлекло наше внимание. Информации, которая вас особо заинтересовала, в сочетании с записью в блокноте, нередко достаточно, чтобы сохранить ее в долгосрочной памяти.

Стоит также упомянуть о том, чего я настоятельно не рекомендую делать: избегайте записей обобщенного характера.

Ведь вам нужно подготовить техническую базу, а затем идти далее, будучи увлекаемым любопытством, используя ее как фундамент для обучения в будущем. Записывайте только то, что вызывает интерес и легко запоминается.

И не выбирайте просто любые пять книг на интересующую тему. И в хаосе должен быть порядок.

Книга первая: начните с самой известной, самой продаваемой книги, какую только сможете найти. Художественной или научно-популярной она будет — не имеет значения. Ваша цель — получить удовольствие и составить первоначальное представление о предмете. Первая книга призвана не столько обучить, сколько познакомить вас с новым миром, в который вы собираетесь погрузиться, и его специфическим языком.

Книга вторая тоже должна быть популярной, но чуть более глубокой и погруженной в тему. Пусть она будет либо тесно связана с исследуемым предметом, либо непосредственно ему посвящена. Опять же, основная цель и причина выбора бестселлера — необходимость закрепить и усилить свой интерес. С точки зрения мотивации в начале вам нужно разжечь свое любопытство, чтобы заложить фундамент для настоящего обучения. Позже, по мере развития и расширения базы знаний, даже самые невероятные идеи и теории станут более понятными и притягательными, а пока ваша задача — пробудить воображение и подстегнуть интерес.

Книга третья — первая околонаучная книга по изучаемой теме, по-прежнему вполне читабельная и интересная, но, возможно, не такая захватывающая. Пусть она будет посвящена тому, что вы узнали в первой и второй книгах, но на этот раз изложена профессиональным языком. На этом этапе вы уже начнете различать пока нечеткие очертания общей картины. Постарайтесь найти в книге что-нибудь, что позволит взглянуть на вопрос шире. Если, например, вы читали о деревьях, то сейчас самое время узнать кое-что об экологических системах. А если изучаете семейную терапию, прочитайте что-нибудь из истории социальной психологии.

Книга четвертая. Итак, мы почти у цели. Это первая по-настоящему трудная книга по изучаемой теме, не такая увлекательная, как первые три, зато дающая отличное представление о проблемах, интересующих экспертов в этой области. Обратите особое внимание на границы области знаний. Постарайтесь понять, когда, почему и какими основополагающими идеями начинается и заканчивается в ней современная мысль. А еще непременно выясните, где появляется ересь, то есть то, что эксперты считают ненаучным. Вы можете не соглашаться с чьим то мнением, но должны знать, что оно существует, и понимать почему.

Книга пятая не всегда самая трудная для чтения (часто такой бывает четвертая), но практически всегда самая сложная для понимания. Так происходит потому, что она непосредственно касается будущего изучаемого вопроса, направления его развития, что вызывает у вас потрясающее ощущение, будто вы находитесь в самой гуще событий, на острие научной мысли.

После прочтения первых пяти книг мозг получает достаточно данных для того, чтобы вы могли почувствовать себя, как говорится, «в теме». Терминология вам знакома, общая картина ясна. С этого момента приходит настоящее понимание. Вы уже способны сформулировать осмысленные, содержательные вопросы о предмете и можете быть уверены, что усвоили основы.

Как это выглядит в реальном мире? Возьмем для примера мой первый роман «Азимут бегства». В нем рассказывается о том, как пять человек пытаются пробраться в Ватикан, чтобы украсть один из главных каббалистических манускриптов, похищенный у евреев в XIII веке и спрятанный в тайных архивах. Чтобы написать этот детектив, мне нужно было узнать кое-что об истории Ватикана и его архивах.

И что же я прочитал, чтобы быстрее освоиться в теме?

Книга первая — «Асассины» Томаса Гиффорда, скандальный триллер о причастности Католической церкви к краже произведений искусства в годы Второй мировой войны.

Для меня ее чтение стало увлекательным путешествием, позволившим заглянуть внутрь Ватикана. Я выучил несколько терминов и начал лучше чувствовать новый мир, в который вот-вот собирался погрузиться.

Книга вторая — Малахия Мартин, The Decline and Fall of the Roman Church («Упадок и падение Римской церкви»).

В прошлом иезуит и историк Ватикана, автор пишет популярную художественную и документальную литературу на эту тему. Читается книга легко, при этом весьма информативна.

Книга третья — «История Бога» Карена Армстронга, одного из самых уважаемых экспертов в этой области.

Книга рассказывает о четырехтысячелетней истории иудаизма, христианства и ислама. Она дала мне макроскопическое представление об интересующем предмете. Кроме того, Армстронг очень талантливый писатель, так что упомянутые четыре тысячи лет промелькнули для меня гораздо быстрее, чем я мог подумать.

Книга четвертая — The Secret Archives of the Vatican («Секретные архивы Ватикана») Марии-Луизы Амброзини и Мэри Уиллис, основной текст на эту тему.

Лаконичный и довольно детализированный, рассказывающий именно то, что мне нужно было знать.

Книга пятая — Inside the Vatican («Внутри Ватикана») Томаса Риза.

Нельзя сказать, что книга заглядывает в будущее. Скорее она обеспечивает чрезвычайно широкий взгляд на прошлое, поскольку представляет собой исчерпывающее научное исследование самой сложной религиозной организации в мире. Думаю, этим все сказано.

И наконец, учтите, что совет о пяти книгах поможет вам изучить ту или иную тему, но не приобрести желаемые навыки. Если вы хотите научиться играть на фортепиано, то не можете «прочитать» свой путь к мастерству. Не огорчайтесь, в следующей главе мы поговорим и о навыках. Но начинать все равно нужно со знаний. Сегодня, во времена синдрома дефицита внимания, люди не любят читать, поэтому пять книг могут показаться огромным количеством. Но это определенно не так. Да любой студент прочитывает больше за первую половину учебного курса в колледже. И кстати, не обманывайте себя, перелистнув последнюю страницу: вы по-прежнему не так уж много знаете.

Этап 2: будьте дилетантом

После прочтения первых пяти книг в вашем блокноте окажется масса разных вопросов. Просмотрите их еще раз. На многие из них у вас теперь есть ответы, а оставшиеся считайте материалом для перехода к следующему шагу — поиску специалистов, с которыми их можно обсудить.

У меня как у репортера на этом этапе было преимущество. Ведь журналисту обратиться к лауреату Нобелевской премии от имени New York Times гораздо проще, чему студенту колледжа, работающему над курсовой. К счастью, большинство людей обожают поговорить о том, чем они занимаются. И если у вас не получится добраться до самого лауреата Нобелевской премии, отправьте текстовое сообщение одному из его аспирантов. Если вы старательно выполнили домашнее задание и способны задавать конструктивные вопросы, большинство людей захотят с вами побеседовать. Более того, многих из них потом будет сложно остановить. Главное — приструнить свою гордость и решиться на разговор с теми, кто заведомо умнее вас. Например, я всегда прошу объяснять мне все так, будто мне четыре год а, и при этом нарочно изображаю профана. А иначе как узнать, что вы пообщались с достаточным количеством специалистов?! Когда все эксперты дружно повторяют, что вы задаете хорошие вопросы, значит, вы на правильном пути.

Умение вести беседу — настоящее искусство.

Вам нужно сделать так, чтобы собеседник чувствовал себя комфортно и видел, что его уважают. Время каждого эксперта ценно. Не болтайте о себе или о своем журналистском расследовании. Заблаговременно подготовьте список вопросов для получасового интервью и не теряйте ни секунды. Никогда не спрашивайте о том, что можете выяснить сами. Заранее изучите доклады, книги и технические статьи о предмете обсуждения. И главное, убедитесь, что первые несколько вопросов отображают как ваши знания о собеседнике, так и о предметной области. Не спрашивайте, например, о том, что он думает о текущих дебатах на тему феномена человеческого сознания. Задайте ему, скажем, такой вопрос:

«В своей статье в Journal of Consciousness Studies вы привели убедительные научные аргументы в пользу панпсихизма. А когда эта идея впервые пришла вам в голову?»

Такие вопросы позволяют человеку чувствовать себя комфортно в вашем обществе. Так вы проявляете к нему уважение и даете понять, что не пожалели времени на изучение его профессиональной деятельности и с вами можно свободно говорить на узкоспециальном языке. Записывайте беседу на диктофон и попутно делайте заметки в блокноте. Пишите обо всем, что привлекло внимание (тут действуют те же правила, что и для чтения). Потом используйте диктофонную запись для перепроверки фактов.

Этап 3: восполните пробелы

В современном мире большинство профессионалов имеют узкую специализацию, поэтому достигают поистине невероятной глубины знаний в избранной сфере, но часто ничего не знают о том, что происходит в смежных областях. Так вот, дойдя до второго этапа и научившись задавать умные вопросы, вы непременно станете замечать в ответах белые пятна. И иногда именно эти места будут касаться сути ваших вопросов. Иначе говоря, ваша любознательность привела вас туда же, куда и большинство исследователей. Что ж, замечательно, и это доказывает, что вы действительно погрузились в изучение темы, но вам требуется нечто иное — то, что писатель Стивен Джонсон назвал «медленной догадкой». То есть понимание, что конкретная информация из изучаемой области связана с определенными знаниями в другой области, которая вам тоже интересна.

Вначале находить такие порождаемые белыми пятнами догадки и подсказки довольно трудно. И стимулировать этот процесс не получится. Но вы потому и последовали за своим любопытством в обход первоначальной темы, а не по стандартной образовательной программе, чтобы естественным образом установить такие связи. В интервью Read Write Стивен Джонсон объясняет это так: «Вот в чем суть идеи: если у вас разнообразный, широкий круг интересов и вы постоянно [собираете] интересные истории о малознакомых вещах или сферах, примыкающих к вашей узкой области знаний, то вы с гораздо большей вероятностью сможете предложить новаторские идеи. Секрет в том, чтобы внимательно присмотреться к чему-то и позаимствовать идеи оттуда. Это все равно что спросить себя: если это отлично сработало здесь, а не сработает ли оно и в новом контексте?».

Пробелы в знаниях становятся очевидны к концу второго этапа. Начав обдумывать, как подойти к теме, особенно если раньше вы обращали внимание на ее границы, вы начинаете понимать, какими вопросами не задавались эксперты. И как только выяснится, что вы задаете умные вопросы, самое время погрузиться в устранение пробелов.

Именно поэтому мы следуем за своим любопытством при изучении новой темы в обход первоначального интереса. Опираясь на природные склонности, мы создаем условия для появления «медленной догадки», как говорит Джонсон. Однако должен заметить, что это не поможет вам подготовиться к стандартному экзамену. Если, скажем, вы учитесь водить, но учебным автомобилем управляет кто-то другой, то вы хоть и сможете применить его методы, но они будут работать лишь до определенной степени. Поскольку учебная программа не ваша собственная, то и цели у нее другие.

Помните, с чего мы начали обсуждение? С вопроса о том, что подразумевает готовность публично высказывать мнение о новом предмете. Право на собственное мнение обеспечивает нам твердое обоснование ключевой идеи и некоторые новые мысли о ней.

В то время как на первом этапе я рекомендовал читать книги, на третьем советую блоги, статьи, выступления и тому подобное. Когда мы говорили о рецепте страсти, я предлагал уделять десять или двадцать минут в день поиску интересных идей. Примените аналогичный подход и сейчас. Допустим, вас интересует поведение животных. Более широкой темой будет устройство экосистемы, и пробел знаний здесь поистине гигантский. Изучение того, как функционируют целые экосистемы, прольет свет на работу отдельных их частей. Можно сделать еще один шаг: животные включены в экосистемы, но это лишь один пример больших систем. Что мы узнаем о поведении животных, изучая поведение внутри систем? Вот вам еще одно белое пятно.

Из-за узкой специализации знания имеют тенденцию к фрагментации, вследствие чего самые интересные темы нередко оказываются между категорий. Это и есть белые пятна, пробелы. И, обойдя узкую тему, вы рано или поздно угодите в этот промежуток, что вам, собственно, и нужно, ведь именно тут рождаются медленные догадки. Вы вдруг обнаруживаете, что у вас больше вопросов, чем ответов — именно так это работает. Вам удалось наткнуться на настоящее белое пятно на карте интересующей вас темы. И если вас привело сюда любопытство, то внезапно вы оказываетесь лицом к лицу с важнейшими вопросами, на которые пока никто не может ответить. В конечном счете вы можете попытаться найти ответы самостоятельно. Вот тут-то и начинается настоящее обучение.

Этап 4: всегда задавайте следующий вопрос

Этот совет отсылает нас к идее фильтра правды. Вы же помните стандартное кредо репортера? Любой факт должен быть подтвержден тремя источниками. Если три человека независимо друг от друга говорят вам одно и то же, можете быть уверены в достоверности факта. Однако, как я уже рассказывал, мне довелось обнаружить нечто необычное, когда я обратился к пятому эксперту, а именно услышать мнение, противоречащее всем предыдущим. Вот почему я настоятельно рекомендую всегда задавать следующий вопрос. На этом этапе придется поохотиться за противоречиями. Найдите специалистов, не согласных с теми, кого вы уже опросили.

Когда в какой-то момент вы подумаете, что уже все знаете (что на самом деле неправда), считайте: вы почти у цели. Теперь попробуйте разгадать эту головоломку. Вполне возможно, на нее нет ответа. Что ж, это тоже нормально. Ваша цель — составить собственное мнение. Выберите позицию, которую готовы отстаивать.

Вам нужно уметь сказать:

«Эксперты склонны с этим не соглашаться, но, по моему мнению…», а затем объяснить, на чем оно основано.

На мой взгляд, предмет нельзя считать достаточно изученным до тех пор, пока не получишь пинка под зад. Словом, если вы не меняли свое мнение хотя бы один раз, вам есть над чем поработать.

Этап 5: найдите свой нарратив

Наш мозг запрограммирован находить связь между причиной и следствием. Таков механизм выживания нашего биологического вида. Умению отследить, что привело к происшествию, позволяет предсказывать будущее, поэтому мозг и предпочитает нарративы, то есть рассказы о причине и следствии, только в большем масштабе. Впрочем, независимо от масштаба, лежащий в основе механизм один и тот же.

Поиск связи между причиной и следствием — это, по сути, распознавание паттернов. В награду мы получаем крошечную дозу дофамина, и удовольствие от этого закрепляет цепочку между «что» и «почему», существенно повышая эффективность обучения.

В конце 1990-х нейробиолог из Кембриджского университета Вольфрам Шульц провел такой опыт. Он давал обезьянам их любимое лакомство, сок, и наблюдал, как при этом в их организме резко возрастает уровень дофамина10. В самом начале эксперимента мозг приматов вырабатывал дофамин лишь тогда, когда они действительно получали сок, но со временем всплеск дофамина стал происходить раньше, например, когда сотрудник только открывал дверь лаборатории. К концу эксперимента дофамин у обезьян вырабатывался уже тогда, когда они слышали шаги в коридоре, за дверью лаборатории.

Опыты Шульца подтвердили важность роли дофамина в обучении. Каждый раз, когда мы получаем награду (например, сок), мозг «прочесывает» недавнее прошлое, отыскивая в нем то, что могло к ней привести — то есть ищет причину данного следствия. Если паттерн повторяется, то за нахождение причины в следующий раз мы получаем еще больше дофамина. Затем мозг начинает искать ее в еще более далеком прошлом — перед тем как мне дали сок, открылась дверь лаборатории и в комнату вошел человек — и с помощью новых доз дофамина связь между этими событиями закрепляется.

На пятом этапе обучения можно воспользоваться преимуществами нашего нейробиологического устройства. Нужно только связать первые поступления дофамина (и, как мы увидим, многих других нейрохимических веществ) в результате распознавания паттернов, которое стало следствием первых четырех этапов, с его еще бόльшими дозами, получаемыми благодаря построению нарративов и социальной поддержке. Все это отправляет новую информацию в надежное долгосрочное хранилище. Следовательно, уже можно сделать свое мнение достоянием широкой общественности.

Для меня единственный способ окончательно удостовериться, что я досконально изучил предмет, — изложить его в виде рассказа. Собственно, для начала лучше поговорить с двумя людьми. Первым должен быть человек, который не разбирается в вопросе и, как правило, не слишком им интересуется. По-моему, на эту роль отлично подходят родственники, но и незнакомцы сгодятся. Если я смог заключить новые знания в повествование, достаточно убедительное для того, чтобы удержать внимание этой безразличной аудитории и все же донести до нее главную мысль, следовательно, я на полпути к успеху.

Вторым, кому я рассказываю историю, должен быть эксперт, причем я всегда ищу того, кто не побоится мне сразу указать на ошибки. И если мне удается удовлетворить оба лагеря, стало быть, мой мозг выработал достаточно дофамина для закрепления новых знаний, а значит, по сути, я усвоил материал. А еще я чувствую, что действительно заслужил право на свое мнение и спокойно могу высказывать его на публике. И вы, если зайдете так далеко, должны чувствовать то же самое.

Опять же, причина моей уверенности — в нашей нейробиологической природе. Превратив массив информации в связную причинно-следственную цепочку, которую мы называем нарративом и можем пересказать в виде истории, вы сумеете распознать больше паттернов и получить больше дофамина. Добавьте к этому весь нейрохимический коктейль, производимый в организме, когда вы делаете что-то на людях — больше дофамина за риск, норадреналина от возбуждения, кортизола из-за стресса, серотонина и окситоцина в ходе социального взаимодействия, — и можете смело считать, что заполучили невероятно эффективный инструмент для консолидации памяти.

И последнее, при использовании описанной в этой главе методики люди обычно сталкиваются с двумя проблемами:

Первая — после прочтения пяти книг они решают, что знают достаточно. В боевых искусствах не зря говорят, что желтый и зеленый пояс (продвинутый новичок и ниже среднего) — самый опасный этап для ученика. Люди, получившие их, думают, что уже умеют драться, и часто хотят проверить свои навыки. И в результате им могут здорово навалять. Поэтому запомните: пять книг на ту или иную новую тему — отличный фундамент, но ни в коем случае не принимайте их за глубокие знания.

Вторая проблема не менее коварна. Если вы от начала до конца прошли все пять этапов, то, скорее всего, терзаетесь мыслью, что еще многого не знаете. Что ж, это вполне естественно. Эксперты часто чувствуют себя бόльшими неучами в своем предмете, чем новички. Они знают, чего не знают, и знают, что еще много е нужно изучить. На этом этапе подобное осознание может охладить ваш пыл. Прогресс покажется регрессом и демотивирует. Но вы можете использовать это чувство в собственных интересах. Обнаруженные пробелы в знаниях разожгут вашу любознательность, поэтому подберите очередные пять книг и повторите процесс.

Отрывок из книги предоставлен издательством «МИФ».
Книга в продаже на mann-ivanov-ferber.ru.
Больше книг — в Библиотеке TatCenter.

Слово «что-нибудь» всегда пишется через дефис. Других вариантов написания просто не существует.

661

Как пишется Что-нибудь

Чем угодно как пишется

Автор: Алексей Морозов

Дата: 28.05.2021

У слова «что-нибудь» в русском языке есть только один вариант написания – дефисное. То есть писать надо так: «что-нибудь». Обратите внимание, в этом слове ставится именно дефис, то есть коротенькая черточка без пробелов. Говорить о том, что «что-нибудь» пишется через тире, неправильно.

Давайте разбираться, почему это слово пишется именно так, а не иначе, и как объяснить его правописание на уроке русского языка в школе.

Почему «что-нибудь» всегда пишется через дефис

Потому что «нибудь» – это постфикс. То есть часть слова, а не отдельное слово. Следовательно, «нибудь» нельзя отделить от слова «что» с помощью «пробела».

Вообще, постфиксы «то», «либо», «нибудь» всегда пишутся через дефис. Но с «то» и «либо» всё сложно, потому что они могут быть и самостоятельными словами. А вот «нибудь» самостоятельным словом вообще никогда не бывает, поэтому пишется только через дефис.

Другие примеры слов с «нибудь»:

  1. Кто-нибудь.
  2. Как-нибудь.
  3. Где-нибудь.
  4. Когда-нибудь.

Как объяснять правописание «что-нибудь» в школе

Смотрите, во-первых надо будет объяснить правописание этого слова графически. Для этого мы одной чертой подчеркиваем буквы «о-н», над словом «нибудь» рисуем значок суффикса (постфикс и суффикс в русском языке обозначаются одинаково), а под ним проводим две горизонтальные линии.

Читать это объяснение надо так: «Слово «что-нибудь» пишется через дефис, потому что «нибудь» – постфикс».

Если вы не умеете правильно объяснять орфограммы на уроке русского языка и не знаете, как оформлять их графически, прочитайте мою коротенькую статью про орфограмму и посмотрите вот это небольшое видео. В нем я на примере слова «вода» учу объяснять любую орфограмму в слове.

О чем еще надо помнить

Учитель на уроке может вас спросить о том, к какой части речи относится «что-нибудь». Ответить ему надо так: «Это неопределенное местоимение».

Объясню вам, почему, чтобы вы поняли и не зазубривали.

Что – это местоимение, потому что оно не прямо вот называет какой-то предмет, а лишь указывает на него. А постфикс «нибудь» добавляет значение неопределенности.

Запоминайте на примерах:

  1. Дай мне что-нибудь поесть = Не знаю, что (щи, пиццу, пирожок, кекс, кофе с молоком и бутерброд), но дай поесть.
  2. Я хочу что-нибудь почитать = Не знаю что (сказку о Русалочке, «Песнь льда и пламени», «Властелина колец»), но хочу почитать.
  3. Вам что-нибудь здесь нужно? = Вам нужна помощь, или вы кого-то ждете, или вы просто так гуляете – в общем, ради чего вы тут?

Если учитель спросит о том, каким членом предложения является что-нибудь, то тут уже ответить не просто, надо смотреть контекст. Но чаще всего это слово бывает дополнением: «Я хочу (что?) что-нибудь посмотреть».

Что еще почитать

Если вам надо улучшить свои знания русского или научиться грамотно писать, то очень вам рекомендую бесплатные онлайн-тренажеры от сайта Викиум. Они прямо вот полностью бесплатные – регистрируйтесь и занимайтесь столько, сколько вашей душе угодно.

Вот общая страница с тренажерами, перейдите на нее и найдите вкладочку «Способность к работе с текстом». Там десять программ, попробуйте их все, а потом отберите для себя те, которые больше понравятся. На Викиуме еще можно бесплатно зарегистрироваться и сделать себе даже программу тренировок с напоминаниями.

Прочитайте мою статью о том, как научиться писать грамотно. Я старался сделать ее максимально практической, чтобы вы сразу после прочтения могли начать применять полученные знания и совершенствовать свое письмо.

Если вам нужен хороший учебник русского, то рекомендую вот этот – «Русский язык. Теория». В нем собраны все правила, которые школьники учат с пятого по девятый класс. Это такой очень классный справочник на все случаи жизни.

Если ваша профессия связана с русским языком и вы хотите приобрести углублённое справочное пособие, рекомендую справочник Розенталя. Он должен быть вашей настольной книгой.

Для учеников, которые готовятся сдавать ЕГЭ, у меня есть архив с 4 пособиями по русскому. Они очень хорошо написаны, там системно подается материал, есть много лайфхаков и рекомендаций по запоминанию, схем, таблиц. Я могу выслать вам этот архив на почту. Чтобы его получить, оставьте мне здесь свой электронный адрес.

И последнее. На сайте Викиум недавно появился курс «Идеальный русский». Он достаточно дешевый, стоит всего 890 рублей. Там есть теория и три программы-тренажера для ее закрепления. Я думаю, это классная вещь, попробуйте. Может, и к репетиторам потом будете ходить меньше.

Заключение

Если вас разбудят ночью и спросят: «Как пишется слово «что-нибудь», сможете ли вы дать правильный ответ? А если спросят, почему – не растеряетесь?

Уважаемые читатели, надеюсь, эта статья была вам полезна. Буду ждать от вас обратной связи в комментариях, пишите, задавайте вопросы.

Всего доброго.

Чем угодно как пишется

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Т.Лямзина Добрый день, в студии Татьяна Лямзина, и сегодня с нами на связи Дмитрий Перегудов, врач-офтальмолог, офтальмохирург с 22-летним стажем работы, врач высшей категории, ну и главный врач клиники «3Z», так же участник Российских и Европейских Конгрессов всевозможных по офтальмологии. И вот, сегодня мы как раз коснемся многих тем, которые Дмитрий Васильевич изучает на практике, с ними работает. Ну, в частности поговорим о лечении катаракты, давайте, прежде всего, наверное всё-таки напомним о самом главном, о том, что регулярно приходим на медосмотр.

Д.Перегудов Совершенно верно, но сначала здравствуйте всем, конечно. Для чего делать диагностику зрения? Во-первых, мы должны быть полностью уверены, что с нашими глазами всё в порядке, а для этого конечно нужно приходить не реже, чем один раз в год, если мы знаем, что у нас нет никаких хронических заболеваний. Если же есть какие-то хронические заболевания, они требуют иногда более частого посещения врача-диагностика, врача-офтальмолога для диагностики. То есть, многие заболевания, они выявляются на самых разных начальных стадиях, и чтобы не упустить эти стадии, нужно проходить диагностику не реже один раз в год.

Т.Лямзина Какую именно диагностику? Потому, что тут тоже существует много возможностей. В частности, вот в вашей клинике…

Д.Перегудов Только полную расширенную диагностику, которая позволяет нам выявить на самых ранних этапах заболевания, которые могут быть спящими, либо немыми, по-разному называют. Потому, что есть заболевания, которые действительно называются от слова боль, то есть они приводят к болезненным ощущениям, а есть заболевания, которые о себе не говорят ничего до момента наступления полной слепоты. Вот чтобы не получить это необратимое явление, нужно проходить диагностику именно полную. В чем она заключается? То есть, это комплексная диагностика зрения, в которую входит именно проверка зрения на разных аппаратах, болезнь зрения, внутриглазного давления, ультразвуковое исследование глазного яблока, так же осмотр глазного дна лазерным хирургом-рентгенологом именно на широком зрачке. Это такой акцент, почему? Потому, что очень много пациентов приходят, и говорят: «Вы меня посмотрите, но зрачок не расширяйте». Невозможно сделать полную детальную диагностику глазного дна, без расширения зрачка. Поэтому, используются специальные капельки, расширяется зрачок, и доктор может уже детально может всё исследовать, и сетчатку, и зрительный нерв, и так далее. Так же, в эту диагностику должен входить обязательно компьютерных томограф, то есть это оптическая когерентная томограмма, которая делает детальный осмотр сетчатки, на предмет вот этих вот немых, или спящих заболеваний, дистрофии, которые так же могут привести к полной слепоте, причем необратимой. Все эти методы исследования позволяют доктору поставить с очень высоким качеством диагноз, определить тактику ведения этого пациента, совместно с пациентом, то есть не потерять время.

Т.Лямзина Дмитрий Васильевич, а почему боятся зрачок расширять? Неприятно, или что? Что в этом такого?

Д.Перегудов Я не знаю, здесь скорее всего, у пациентов есть определенные мифы, которые на них влияют. Кто-то там что-то сказал. У меня недавно был пациент, который говорит: «Не надо мне расширять зрачок, потому что я наклонюсь одевать обувь, и у меня выпадет хрусталик». То есть ну, всяких мифов очень много, поэтому… Я ещё раз могу сказать, что не бойтесь, это безопасно полностью, если это делает, назначает доктор.

Т.Лямзина Ну, вот чтобы всё это было безопасно, запишите телефон клиники «3Z»: 495-189-65-11, клиника находится на метро ВДНХ, улица Бориса Галушкина, 3. Записаться вот можно по телефону, там же можно узнать все нюансы, как подготовиться к визиту. И, тем более что до конца декабря, в клинике скидка 40% н а комплексную диагностику зрения. Дмитрий Васильевич, давайте мы уже по заболеваниям конкретным пойдем, вот давайте с катаракты начнем. Что это такое, как себя проявляет, и как понять, что пора обращаться к врачу?

Д.Перегудов Ну, на слуху катаракта у многих, но что такое катаракта, не все понимают. Значит, анатомически у каждого человека есть образование в глазу, которое называется хрусталик. Этот хрусталик природа создала для того, чтобы мы могли комфортно видеть то изображение, которое есть перед нами, то есть та большая улица, которая вмещает в себя большие дома, пейзажи, моря, реки, и океаны, и так далее. То есть, и мы можем в своем маленьком глазу видеть эти большие пространства. Вот функция этого хрусталика, именно фокусировать это изображение на глазное дно. Хрусталик должен быть идеально прозрачным, то есть тогда изображение не искажается, и появляется на глазу, в максимально точной цветовой гамме. Если у человека по каким-то причинам, по возрастным, по причинам воспаления или сопутствующих заболеваний происходит помутнение этого хрусталика, вот это помутнение, оно и называется катарактой. Единственным способом, как избавить человека от этого помутнения и улучшить зрение, это только хирургическая операция по замене этого хрусталика на прибор, который называется искусственная интер-окулярная линза. То есть ну, в простонародии, искусственный хрусталик. То есть, это изделие позволяет назад вернуть человеку зрения, и в зависимости от выбранной модели, это зрение может быть как с последующей коррекцией очками, так и совершенно без очков. Вот среди признаков катаракты, многие спрашивают, как я узнаю, есть у меня, или нет? Приходят люди, и жалуются на затуманивание зрения, искажение объектов, выпадение каких-то кусков, участков зрения. То есть, пациент говорит люди идут, я лиц не вижу. То есть со мной здороваются, я не здороваюсь. Либо смотрю на текст, книгу читаю, я какой-то кусок у меня выпадает из поля зрения, мне приходится двигать любимую книгу туда-сюда. Поэтому все эти симптомы, они очень заметны. И катаракта, вообще в переводе с греческого, это переводится как взгляд через водопад, через воду. То есть, вот эти все ощущения человека, всегда должны направить на консультацию к специалисту, к офтальмологу, который разберется, почему было допустим 2-3 дня так, такое зрение, а сейчас оно такое. То есть, как я сказал, что на полном, детальном осмотре глазного дна и глаза, исследования всех систем глаза, это и кровеносная система, нервная система, оптическая система, доктору позволяет правильно выставить диагноз, то есть найти причину проблемы, и соответственно правильно, тактически решить ее вместе с пациентом.

Т.Лямзина Ну, а вот катаракта, как правильно тактически её решать?

Д.Перегудов Я сказал, только хирургическое лечение. Это золотой стандарт. Многие спрашивают: а вот если я буду капать там мёд, там или какие-то ещё капли… Я прошу, и обращаюсь ко всем, на сегодняшний день не существует капель, или каких-то волшебных народных средств, которые бы избавили человека от катаракты. Золотым стандартом является только хирургическая операция, которая называется факоэмульсификация. То есть, эта операция заключается в превращении мутного хрусталика в глазу, с помощью ультразвука в жидкость, и отсасывание её из глаз. То есть, это безопасная операция, проводится через малюсенький прокол 2 миллиметра. Не накладываются никакие швы, через этот же прокол имплантируется искусственных хрусталик в свернутом состоянии, он внутри глаза разворачивается, занимает своё положение правильное, и уже после операции человек начинает видеть прямо на столе.

Т.Лямзина Ну, и вот мы неоднократно подчеркивали, что не нужно ждать, пока что-то там созреет, да? Как это раньше, опять же вот…

Д.Перегудов Ни в коем случае, это тоже миф, когда пациенты приходят, и на сегодняшний день к сожалению приходят, и говорят: а вот мне доктор сказал мой, что нужно подождать, пока созреет. Это к сожалению настолько не правильно, что данные рекомендации были актуальны 25 лет назад, когда была в общей практике принята технология удаления катаракты, которая называлась экстракапсулярная экстракция. То есть, она проводилась путем разрезания глазного яблока роговицы, и потом накладывания на него швов. Вот удалить в этом случае хрусталик проще, когда он полностью зрелый, плотный, мутный. Он удалялся целиком. Сейчас, как я сказал ранее, делается через малюсенький прокол, без всяких швов. И чем меньше это помутнение меньшей плотности, тем легче хирургу, и безопаснее для пациента удалить это помутнение из глаза, и реабилитация уже наступает не через 2, 3, 5 месяцев, как после тех операций, а на следующий день пациенты могут уже пользоваться гаджетами, готовить себе кушать, убирать, стирать, всё это допустимо.

Т.Лямзина А как долго сама операция эта проходит?

Д.Перегудов На сегодняшний день это микроинвазивная операция, и в умелых руках хирурга она протекает 5, 7, ну 10 минут.

Т.Лямзина То есть, дольше готовиться, да? К операции, чем сама она проходит.

Д.Перегудов Люди как говорят: я даже не успел понять когда начнется, а вы уже закончили. И операция делается самое главное, без всяких предварительных уколов в глаз, как раньше было. Многие люди этого боятся. Обезболивание производится с помощью специальных капель. Капаются капли на поверхность глаза, глаз обезболивается, и хирург спокойно выполняет операцию, и пациент в полном сознании, в полном контакте с доктором. То есть, они говорят: я боюсь наркоза. Наркоз не используется в этих случаях, потому что на сегодняшний день это всё быстро, качественно и безболезненно. Бояться этих операций не нужно, бояться нужно только слепоты.

Т.Лямзина Давайте я тогда напомню, что до конца декабря действует скидка 40% на комплексную диагностику зрения в клинике «3Z». Сама клиника находится на метро ВДНХ, улица Бориса Галушкина дом 3, и записаться можно по телефону 495-189-65-11. Дмитрий Васильевич, расскажите немножечко про особенности вашей клиники, как вы подходите, собственно говоря вот весь этот комплекс подготовки к операции, операции, постоперационный период, у вас всё это уже отработанная маршрутизация, расскажите об этом.

Д.Перегудов Наша клиника, в этом году её исполнилось, нашей сети клиник 18 лет, и мы уже очень много на этом рынке находимся, и помогаем пациентам, у нас огромное количество прооперированных пациентов, исчисляется уже десятками тысяч. Мы отработали определенные свои стандарты, которые помогают пациенту уже на сегодняшний день. То есть, это обычная стандартная подготовка пациента к операции, то есть перед операцией очень важно привести как мы сказали, очень тщательно диагностическое обследование. Если выставлен диагноз катаракта допустим, и нуждается пациент в операции, то дополнительная консультация врачей-специлалистов, это хирург может быть, лазерный хирург. Они проводятся в этот же день, и совершенно бесплатно. То есть, после всех консультаций, на приеме у хирурга, пациент вместе с хирургом соответственно выбирает модель искусственного хрусталика, определяет дату операции, когда пациенту это выгодно сделать. Можно пройти клинически-лабораторные исследования, то есть сдать анализы, пройти консультации, сделать консультации специалистов, таких как ЛОР, стоматолог, анестезиолог, и получить уже понятие такое для себя, можно делать или нет. То есть, мы здесь ищем противопоказания. Если мы эти противопоказания не нашли для пациента, значит он спокойно может идти дальше, и готовиться к операции. Каждому пациенту, прикрепляется так называемый индивидуальный менеджер по катаракте. То есть это сотрудник, который непосредственно с каждым пациентом работает индивидуально, заполнение всех необходимых юридических документов. Это сопровождение пациента на клинические обследования, и консультации, то есть пациента буквально водят за ручку. Это пациент постоянно осведомлен во сколько приехать, во сколько уехать. Так же, этот человек предоставляет трансфер от клиники на операцию, с операции. То есть, на такси пациент учитывая и эпидемиологическую обстановку, которая есть у нас вообще как бы и в городе и в стране, то есть, чтобы меньше контактироваться с инфекцией. Более спокойно приехать без всякого стресса на операцию, и спокойно так же уехать, мы предоставляем услуги такси. И в принципе, так как наша клиника работает по технологи «хирургия одного дня», бывают даже такие случаи, когда пациент приходит, и говорит: мне нужно сегодня сделать операцию. То есть, это всё возможно, наша клиника работает 18 лет уже по технологии «хирургия одного дня». То есть, данная операция ещё раз скажу, амбулаторная, она проводится амбулаторно, то есть в течении дня можно сделать диагностику, сдать клинические анализы, сделать операцию, уйти домой, и на следующий день придти уже на финальную консультацию врача, который оперировал, получить окончательные рекомендации, и уже со спокойной душой покинуть клинику уже домой.

Хотел сказать, что многие пациенты задают вопрос ещё: а как, нужно ли заказывать хрусталики, потому что во многих клиниках нужно ждать его там неделю, там две, месяц. Я хочу всем сказать, что у нас в клинике в наличии более 35 видов хрусталиков, они есть все в наличии. То есть, мы работаем только с наличием, это самые известные марки линз, которые используются в РФ, это американские, японские, немецкие, голландские производители линз. То есть, они у нас есть все в наличии, поэтому в 99,9% случаев, наш пациент получает линзу в день обращения. Есть случаи, когда мы индивидуально можем заказать пациенту линзы. Если они есть на складе в Москве, это примерно сутки, если это индивидуальное изготовление, мы заказываем так же, имея возможность заказать у производителя непосредственно, изготовление прибора под глаз пациента, это максимально до двух месяцев. Ну, это очень редкие, эксклюзивные случаи, по форме глазного яблока.

Т.Лямзина Дмитрий Васильевич, ну вот вы упомянули, что всю вот эту сложную диагностику, весь этот комплекс вы проводите для того, чтобы избежать противопоказания, а вот что является противопоказанием к операции?

Д.Перегудов На сегодняшний день, это… Ну, все мы знаем, что сейчас ковидная ситуация, это прививки. Те вакцины, которые рекомендуют у нас наше правительство. В период вакцинации не рекомендовано оперироваться, то есть когда вакцину получил пациент, только через месяц мы принимаем пациента на операцию, чтобы избежать какие-то конфликты иммунного характера. Это самая главная безопасность пациента. Это острое инфекционное заболевание, в период именно обострения хронических заболеваний. То есть, эти операции делаются буквально ну, в стадии ремиссии, если достигается, либо в полном выздоровлении острых каких-то инфекционных, тех же грипп там, вирус герпеса. Как только происходит выздоровление, мы уже принимаем пациента на оперативное вмешательство. Так же является противопоказанием, это ранние периоды после перенесенных инсультов, это нарушение мозгового кровообращения, и инфарктов. Это сердечнососудистые различные заболевания, то есть когда уже допускают профильные специалисты к операции, мы тогда их уже этих пациентов принимаем, и спокойно оперируем. Даже онкологические проблемы не являются противопоказанием. Самое главное для операции, это желание пациента хорошо видеть, мы всегда рады помочь. Есть конечно исключения, но они в очень маленьком проценте.

Т.Лямзина Ну, вот вы сказали, что современные технологии позволяют чем раньше, тем лучше делать операцию на катаракту. А вот если все-таки человек уже пропустил вот тот самый момент, когда это было нужно сделать, вот если она уже созрела, что называется. Что сейчас с ней сделать можно?

Д.Перегудов Не проблема, то есть в любом случае, нет не операбельных катаракт. В нашей клинике есть весь спектр необходимой помощи, чтобы на самом современном высокоточном уровне, помочь любому человеку. Единственное, мы предупреждаем каждого пациента в этом случае, раз ситуация осложненная, запущенная, тогда и реабилитация будет значительно дольше, чем у обычных людей. Поэтому мы очень часто встречаем у пациентов вопрос, почему вот со мной оперировалось 10 челочек, у них сегодня всё прекрасно, а у меня там есть какой-то туман, либо повышение внутриглазного давления, либо я как-то не очень вижу. Просто разница в том, что один человек приходит вовремя, а другой пациент сидит годами со слепотой, и могу сразу сказать, что катаракта, конечно это всё лечится и оперируется, но глазу нужно время после операции для полного восстановления. И поэтому, если человек приходит своевременно, не ждет, когда природа уже сделает свое губительное действие, то есть не ослепит человека, он получает зрение уже на следующий день, функциональное. Человек, который пришел в запущенном состоянии, ему нужно время на реабилитацию. Но все операции при любых состояниях, они проводятся и с максимальным успехом для пациента.

Т.Лямзина А как подготовиться к самой операции? Ну, вот помимо обследования, и сдачи анализов, что от человека требуется?

Д.Перегудов От человека нужно только желание. Потому, что все необходимое заключается в правильном диагнозе и в правильной консультации. И когда человек понимает что да, действительно ему нужно, мы предоставляем тот пакет сервисных услуг, которые позволят человеку комфортно решить этот вопрос. И в этом скорее всего мы отличаемся от других клиник, именно той сервисной составляющей, которая позволит нам для человека сделать приятное. Многие пациенты благодарят нас именно за сервис, что удобно придти, что водят за ручку, что отводят, привезли, отвезли, все рассказали, показали, ненужно 10 раз ходить в клинику, всё это делается максимально в один день.

Т.Лямзина Ну, собственно говоря, я хотела подвести к вопросу, как правильно выбрать клинику? Вы примерно уже начали на него отвечать. Вот на что обращать внимание действительно, когда человек выбирает клинику, где прооперироваться.

Д.Перегудов Видите, в нашей практике мы никогда пациента не принуждаем к операции именно у нас. Мы профессионалы, то есть мы делаем квалифицированную консультацию, и пациент в принципе, вправе выбрать как хирурга, клинику, выбрать модель искусственного хрусталика, вид операции, всё что угодно. То есть, мы делаем квалифицированную консультацию. Если пациент говорит да, я хочу оперироваться у вас, это наша победа, что пациент нас выбирает не по каким-то там принудительным механизмам, а именно по тому, как мы ему оказали услугу. Мы оперируем очень много и очень часто, поэтому пациенты нас выбирают. Но я всегда говорю, пациент имеет право выбрать кого угодно: хирурга, линзу, клинику, и здесь уж без вопросов.

Т.Лямзина А с врачами они заранее знакомятся, да? Вот если человека будет оперировать какой-то врач, заранее он с ним общается, да?

Д.Перегудов У нас вообще о любом докторе сейчас можно найти любую информацию, и так как у нас официальная клиника, есть свой сайт в интернете, то есть там есть информация про всех врачей кто работает, она открыта для всех пользователей, то есть любой человек может открыть, заранее познакомиться, почитать отзывы о враче, почитать отзывы о клинике. Информационное поле сейчас, оно очень обширное, то есть можно найти любую информацию. По количеству сделанных операций, по количеству качественных отзывов, то есть по заслугам каким-то. То есть, это всё сейчас можно спокойно обнаружить в интернете, и поверьте, будем так говорить большая часть, процентов 70 идут пациентов, которые заранее готовятся к своему посещению офтальмолога, и они уже знают и о клинике, о методах хирургии, о каких-то нюансах больше, чем даже иногда другие доктора, которые рядом с нами работают.

Т.Лямзина Ну что же, спасибо огромное, я напомню, что с нами сегодня на связи был Дмитрий Перегудов, главный врач клиники «3Z», говорили мы о лечении катаракты и других офтальмологических заболеваний. Я напомню, что до конца декабря в клинике действует скидка 40% на комплексную диагностику зрения. Телефон клиники 495-189-65-11, и находится она на метро ВДНХ, улица Бориса Галушкина, дом 3. Спасибо, до связи.

Д.Перегудов Спасибо, до свидания, с наступающим Новым годом!

Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом.

hisp3 637040329728102882

Автор: Роман Романович




Что-то в последнее время много движа на эту тему замечаю. Тренинги всякие писательские плодятся, прочее мракобесии происходит.

В этой статье коротко напишу о том, что и как делать с нуля.

Главный тезис: если хочешь научиться писать, надо писать.

Всё. На этом все тренинги в принципе можно заканчивать. Остальное частности.

1. Если ты новичок, то первое, что нужно сделать, это написать черновик (не финальную версию книги, а сырой черновик, первый вариант наброска книги).

Черновик — это 400 тысяч знаков. Это 5 тысяч, 10 тысяч, 20 тысяч знаков каждый день на протяжение месяца-двух-трёх, в зависимости от твоей скорости.

Проходить что-то по литмастерству и даже читать книги по нему до того, как написал, особого смысла нет.

Этот черновик определяет, есть ли у новичка достаточный запал для работы на такой дистанции (от месяца до полугода), есть ли у него усидчивость, чтобы писать регулярно и дисциплинированность, чтобы поддерживать это.

Если нету, так чего усложнять? Займитесь чем-то другим. Ну либо тренируйте «запал». А тренируется он, как раз когда вы дописываете черновик от начала и до конца. На тренингах вас этому не научат. Только самому можно натренировать.

Исключения: что-то почитывать можно для доп. мотивации. Но если нужна дополнительная мотивация, значит уже есть серьезные проблемы с усидчивостью и готовностью методично работать. Как костыль использовать можно, но один фиг, если не научиться методичности, то и книг не будет.

2. Как писать, вот простая рекомендация:

Представьте, что вы собираете песочницу. То есть некий мир, который действует по придуманным правилам. Чтобы сюжет заработал, вам нужен герой, у которого есть какая-то цель, нужны другие люди, у которых есть свои цели, и нужен сеттинг, то есть окружающий мир, который живет по каким-то правилам.

Пример их алхимика. Есть герой алхимик (у героя есть сила), в мире есть бесы (типа Росомахи из людей икс), есть ходоки, которые могут телепортироваться куда угодно. Сам факт появления в одном мире алхимика, который обладает необычной силой, бесов, которые могут регенерировать что угодно и ходоков, уже создаёт песочницу, в которой много чего интересного может произойти.

Дальше попробуйте просто описать то, что произойдёт. А если задумаетесь, чтобы логично и последовательно выходило, то совсем хорошо будет.

P.S. Не поверите, но натренировать умения создавать миры, мотивации, ситуации, сцены и конфликты тоже приходит только с опытом. Поэтому пишите книги. На тренингах вам тоже скажут писать. Ну или не скажут, но тогда это хреновые тренинги.

3. Как написали черновик, дайте ему отлежаться недели две. В это время начинайте писать вторую книгу.

Ах да, на АТ, в плане коммерции, лучше всего заходят серии. Если вы хотите писать одиночные книги, то пишите, но не ждите большого успеха. Это, кстати, не только литературы касается. Все самые известные развлекательные франшизы: это серии фильмов и книг. Начиная от Гарри Поттера и заканчивая Звездными войнами.

Недели две пописали вторую часть и только в этот момент переходите к редактуре черновика и, возможно, к его выкладке в сеть.

Здесь многие новички жестко ошибаются. В случае первой книги у вас нет ничего. Ни дисциплины, ни опыта, ни знаний, ни понимания. Многие спешат побыстрее выложить, а потом происходит следующее: ой, я заболел, кошка обосралась, настроения не было, дела навалились, хер пинал, поэтому две неделю проду не выкладываю и что-то как-то не пишется.

Схема простая: чем больше давления и стресса, тем меньше шансов что-то написать.

Если вы спешите выложить побыстрее, то обеспечите себе стресс. Тем, что теперь НАДО будет выкладывать. Если у вас двадцать книг написано, то это не проблема. Если это первое детище, то вас это подрежет с большой долей вероятности.

Поэтому, последовательность такая:

Черновик, начало второй части, редактура черновика, выкладка того, что получилось.

4. Технические моменты

Выкладывать надо регулярно. Можно в любое время, но регулярно, желательно два раза в неделю.

Проды: 15-20 тысяч знаков.

Есть те, кто выкладывает главы больше, но реже. Но это обычно уже состоявшиеся авторы. Вам же в начале лучше всего поможет регулярность.

Поэтому и важно сначала написать черновик, чтобы у вас был запас и вы могли свободно работать, а не под давлением!

Тут как в сексе. Спешка никому не нужна.

Это также важно потому что первый черновик — это в первую очередь тренировка дисциплины. Не факт, что он выстрелит и тогда вы можете приуныть, что снизит вашу мотивацию и прощай тогда писательство.

5. Для тех, кто прорвался через первую отсечку

Первый этап — это первый и второй черновик. Вот когда они написаны, можно уже погрузиться во всякие книги по лит мастерству. Потому что у вас есть основа и на неё хорошо ляжет информация.

Второй этап — считайте, что ваша задача написать серию.

Здесь почти тоже самое, но тоже есть нюансы.

Нужно оптимизировать процесс работы.
Нужно будет узнать, насколько хорошо вы пишите серии, хватает ли запала.

Проверить, как быстро пишете. Есть много хороших авторов, которые пишут медленно и это их большая проблема.

Многие вопросы на этом этапе можно проверить только на практике.

В процессе постепенно будут формироваться и другие важные навыки. Такие как:

— Умение заканчивать книгу
— Умение вовремя закончить серию
— Цельность повествования
— Работа на ещё более долгую дистанцию, что требует ещё большей дисциплинированности и самоорганизованности

И вот когда вы уже в процессе, когда пишите какую-то книгу по счёту, выкладываете произведения, получаете обратную связь, видите реальный результат, то в этот момент и надо работать над своими слабыми сторонами. На тренинги ходя или книги почитывая, без разницы.

6. Как самообучаться

Проблема всех тренингов (а я их когда-то собирал, да и сам тоже проводил, знаю, о чём говорю) в том, что информация там может быть хорошей, но просто послушать лектора — имеет коэффициент эффективности стремящийся к нулю.

Потому что одно дело слушать, а другое дело применить это на практике. Если нет действий, то нет и развития навыка. А следовательно, весь процесс обучения, нормальный имею ввиду, результативный, сводится к тому, что вы:

Ищите, что внедрить
Внедряете это в практику

Найти можно где угодно. На youtube, в книгах, на лекциях, на тренингах, читая другие книги и подсматривая, как пишут другие авторы.

Например, вот простой совет. Для большего погружения, когда описываете, где происходит сцена, то используйте:

— Что видит герой
— Что слышит
— Какие там запахи
— Что он чувствует

У новичков часто сводится к «Герой вошёл в комнату». У новичков с  самомнением к «Он вошёл в темную комнату». А если это будет: он вошёл в комнату, наступил в лужу, отряхнул ногу, учуял запах сырости и мочи, на стенах заметил похабные надписи, лампа наверху мерцала, а в помещение было много забитых стеллажей и где-то рядом скрывался убийца — то тут уже попахивает настроением и погружением в атмосферу.

Обучение начнётся, когда вы возьмете ОДИН простой навык. Например создавать настроение сцены. И будете пытаться его создать в каждой сцене, где это уместно. Причем делать это, о неожиданность какая, во время написания книги.

Поделайте это в течение года, отслеживая эти моменты и навык существенно вырастет.

Если же вы из тех, кто думает, что пойдёте на тренинг и быстренько всему научитесь — ну, наивные простаки никогда не переведутся, с этим ничего не поделать.

7. Для продвинутых

Путь большинства авторов на АТ и схожих сетевых ресурсах строится приблизительно так:

Написал книгу
Написал серию
Написал несколько успешных серий

На каждом из этапов можно пропасть.

Кто-то спешит, не делает запас текста, пока процессы не выстроены, теряет запал и сливается на первой книге.

Кому-то повезло, он написал что-то интересное, пошли продажи, внимание, человек сосредотачивается на серии и…

У него может не хватить мастерства закончить серию или ещё что угодно случится и человек сольётся.

Автор может банально устать от серии. А устают все. Рано или поздно. Даже если серия любимая и идей там ещё вагон.

Поэтому в какой-то момент автор захочет начать что-то новое и вот здесь тоже многие сыпятся.

Если автору повезло и серия выстрелила, то успех ему понравится, к гадалке не ходи. Рано или поздно серия кончится и надо будет начинать новую. И вот здесь ждёт опасный подвох.

Потому что обычно вторая серия менее успешна. А это просадка по вниманию к ней, по деньгам. Условный автор смотрит на условные миллионы продаж первой серии, потом смотрит на скромные продажи второй серии и…

Его настигает уныние. Мотивация падает. А без мотивации сложно писать.

Как итог — многие пропадают.

Те, кто продолжают работать, пишут одну-две НЕ успешные серии, а потом у них что-то выстреливает. Потом снова неуспешные. Потом снова успешные.

И вот только после этого можно говорить, что автор стал профессионалом. Потому что его уже мало что может подкосить, через основные повороты он прошёл.

За примерами далеко ходить не надо. Думаю, вы и сами вспомните кучу авторов, которые слились после первой книги или после первой серии. Да возьмите ту же Роулинг. Если она и написала что-то за всё это время после Гарри Поттера, то никто об этом почти ничего не знает. Можете заглянуть в топ АТ и посмотреть, кто там на каком уровне находится. Если знать про этот момент с испытанием «Отсутствия успеха», то станет понятно, почему Каменистый или Михайлов как писали, так и будут писать, а многие звезды либо уже приуныли, либо скоро исчезнут. Ещё можно Кинга вспомнить. У него много книг и он один из самых успешных авторов, вне зависимости, нравится он лично вам или нет. Вот кто прошёл третий этап и пошёл дальше.

Постепенно формируется понимаете, что интересно, а что нет, как лучше подать текст, каких моментов избегать и так далее. Вы этому никогда не научитесь на тренингах. Такие темы осознаются сугубо на личном опыте.

8. Ещё технические моменты

Я знаю, что многие страдают, пытаясь получить коммерческий статус на АТ. Но эй, если у вас с этим проблемы, то либо:

— Текст уныл и скучен
— Вы портачите с выкладкой, а значит у вас нет запаса текста
— Вы слишком спешите

В данном случае спешите — это ждёте, что статус дадут в первую же неделю. Схема следующая: две-три проды в неделю, главы по 15-20к. Это где-то 20-23 главы в книге. Соответственно, выложите вы это за 2-3 месяца. Просто выкладывайте и посмотрите, что будет. Попутно работайте над второй книгой, набирайтесь опыта.

Если ничего не произошло, а схема соблюдалась неукоснительно и вы даже выложили вторую книгу, а вас всё равно не читают, значит проблема в тексте. Вот тогда уже беритесь за всякие книги, пробуйте что-то менять.

Когда статус получен, продажи пошли, то с них закажите нормальную обложку и наймите себе редактора. Это стоит небольших денег, но качество текста повысит. Что как раз и нужно на первых этапах. Потом большую часть денег вкладывайте в рекламу. Но тут вам лучше таргетолог скажет, какой бюджет нужен для оптимального продвижения. Обычно это где-то 20-30 тысяч в месяц на рекламу одной книги (серии).

9. Послесловие

Написал так кратко, как это было возможно. Сам подход в чём-то скучен и строится на методичной, последовательной работе.

Если не получается, то либо не хватает методичности, либо автор «странный». Есть здесь на АТ всякие мутные личности, которую пишут лютую дичь, у них ничего не получается и они это оправдывают тем, что весь мир против них, гениев писательства. Ну или оправдывают тем, что читатели тупые, читают всякую боярку, а топы это вообще, какие-то ещё более тупые идиоты, которые не могут написать ничего умного.

Что тут скажешь. Повзрослейте.

А так, понятное дело, ещё хватает всяких мелочей, тонкостей и продвинутых моментов. Но, опять же, всё это постигается сугубо на практике. 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

Написать комментарий

hisp3 637040329728102882


8,92М



19K



9


Мероприятия

Список действующих конкурсов, марафонов и игр, организованных пользователями Author.Today.

Хотите добавить сюда ещё одну ссылку? Напишите об этом администрации.


Полезное

Подборка полезных статей и записей в блогах.

Хотите добавить сюда ещё одну ссылку? Напишите об этом администрации.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Чем писал пушкин сказки
  • Чем отличаются сказки салтыкова щедрина от народных сказок
  • Чем сказка о мертвой царевне и семи богатырях близка произведениям устного народного творчества
  • Чем похожи сказка пушкина о мертвой царевне и семи богатырях и сказка жуковского спящая царевна
  • Чем понравилась сказка красавица и чудовище
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии