После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.
София, г. Санкт-Петербург
Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Что может исказить жизненный путь человека?
Жизнь каждого человека извилиста и непроста. Все проходят терновый путь, разнообразный путь, но иногда события настолько судьбоносны, что искажают жизнь человека в корне. Не всегда искажение – это плохо. Искажение – это по-другому, по-новому. Однако не все люди способны пройти все испытания, которые уготовила для них судьба, и приспособиться к новым реалиям искаженного бытия. Жизненный путь человека может изменить стремительная смена обстоятельств, которая чаще всего приводит к сильным эмоциональным потрясениям. В русской литературе есть примеры таких ситуаций.
В романе-эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон» жизнь абсолютно каждого героя исказила война и революция. Выжить удалось немногим, но самое сложное после сражений и сильных политических изменений это научиться жить, а не существовать. Ведь Григорий Мелехов теряет почти всё. Его жизнь кардинально меняется. До войны у него была семья, любовь и добротное налаженное хозяйство. А после военных действий сестра и сын – «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй…» Мы не знаем, как дальше сложится судьба Григория Мелехова. Но я считаю, что выдержав такие жестокие пытки судьбы он сможет справиться со всеми дальнейшими трудностями. Жизнь Гриши исказилась из-за войны и революции, но боевые действия также закалили его. Я верю в счастливое будущее главного героя, в его силу.
Тема искажения жизненного пути также рассматривается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». Только в данном примере толчком к деформации векованья послужило предательство дочери. Дуня предпочла уехать жить к любимому человеку, вместо отца. Она так никогда живого его и не навестила. Самсон Вырин не смог справиться со столь сильным эмоциональным переживанием. Жизнь без любимой дочери оказалась для старика бессмысленной и губительной. Он не смог продолжить счастливую жизнь после этой ордалии судьбы. Этот пример указывает нам на неперманентность причин искажения жизни. Не всегда перемены приходят из вне, как случай с войной и революцией. Иногда самые губительные переживания нам преподносят самые близкие люди.
Моё трепетное отношение к этой теме связано с её актуальностью. Ведь жизнь каждого человека завязана на преодолении трудностей и переживаний, которые так или иначе искажают её. И только от самой личности зависит, сможет ли она сжиться с изменениями и подстроиться под них, или же начнёт лишь несчастно существовать. Можно сделать вывод, что исказить жизнь может сильное эмоциональное потрясение, вызванное как внешними фактором, таким как смена власти или жестокие военные действия, так и близкими людьми.
Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)
Самое опасное скрывается в начале текста: «Не всегда искажение — это плохо. Искажение — это по-другому, по-новому».
Так ли это? Обратимся к словарю Ушакова.
«Исказить — испортить, обезобразить неудачными изменениями; извратить. Искажение — изменение, искажающее что-нибудь; неправильность, погрешность».
Следовательно, слово «искажение» учащимся интерпретировано неверно. Вероятно, выбранные формулировки предназначались для слова «изменение». Если есть фактическая ошибка в интерпретации, не перечеркнёт ли это весь тезис? Такое вполне может быть.
Тем более что дальше идут доказательства-аргументы именно про изменение жизненного пути того или иного героя, не про искажение. Искажение жизненного пути — это, грубо говоря, когда не самый дурной изначально человек волей обстоятельств сворачивает на кривую жизненную дорогу. Выбирает ложный путь. Обстоятельства могут исказить и жизненный путь хорошего человека, но всё равно такой путь — неверный, дурной, тогда как при иных обстоятельствах всё могло сложиться совершенно иначе (пример Сони Мармеладовой). Однако чаще герой прямо или косвенно сам виноват в том, что его жизненный путь — исказился.
Можно ли утверждать, что на неверную дорогу свернул Григорий Мелихов? Или несчастный Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»? Конечно, они в разной степени — жертвы обстоятельств и судьбы, но утверждать, что что-то «исказило их жизненный путь»… Не уверен. Тем более не уверен, что жизненный путь Григория чем-то запятнан. Да, он страшен и тяжёл, но можно ли его назвать «искажённым»?
Напомню, что «соответствие теме» и «аргументация» — критерии ключевые (К1 и К2). Без них зачёта не будет. В представленном сочинении есть проблемы с ними обоими, и даже если по одному из них «проскочить», то по двум сразу — сомнительно.
Впрочем, с тремя оставшимися критериями тоже всё не очень хорошо. Аргументы слишком вольно ведут себя по отношению к тезису и выводу (например, к аргументу про Вырина зачем-то присовокуплен комментарий про войну и революцию).
Стремление к языковому разнообразию похвально, есть несколько удач, однако есть и обратные примеры. Использование «красивых» слов и терминов порой не слишком уместно и выглядит комично или вычурно:
- «толчком к деформации векованья» — это синоним жизни такой?
- «неперманетность причин искажения жизни»;
- «ордалии судьбы».
Ломаются устойчивые выражения и афоризмы, и получается нечто странное:
- «терновый путь» (вместо тернистый);
- «искажают жизнь в корне» (вместо изменяют).
Грамматические и речевые ошибки тоже наличествуют:
- «потрясение, вызванное как внешними фактором(?)…так и близкими людьми»;
- «боевые действия закалили его» (а не участие в них);
- «она так никогда живого его не навестила» (без комментариев).
Может, стоит писать попроще — зато точнее и аккуратнее?
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Во всём соглашусь с коллегой, но ещё кое-что добавлю. Называть Гришей Григория Мелехова все же не стоит, поскольку сам автор в романе никогда так его не называет. Это все равно что назвать Евгения Онегина или Евгения Базарова — Женей, да и Григория Александровича Печорина тем же самым Гришей мы вряд ли назовем.
5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.
→ Направления ИС.
→ Примерные темы.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.
Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.
Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.
В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться
придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.
Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.
В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Почему люди становятся преступниками?
Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог
воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.
Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.
Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,
провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.
Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.
Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.
Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.
Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё
предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.
Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.
 Â
Â
ÐиÑи Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ Ð:
пÑоÑÑное воÑкÑеÑенÑе, непÑоÑенÑй гоÑÑÑ, незванÑй гоÑÑÑ, гоÑÑинÑй, гоÑÑинеÑ, гоÑÑиниÑа, гоÑÑинаÑ, злаÑокованÑй, поÑажÑнÑй оÑеÑ, названÑй бÑаÑ, веÑÑенÑй, конÑенÑй Ñеловек, пÑиданое, мÑдÑÑнÑй, ÑÑженÑй, ÑмÑÑлÑнÑй, ÑнÑй, ÑÑмÑнÑй, пÑÑнÑй, пÑÑнÑй, беÑенÑй, ÑдÑнÑй, ÑÑÑнÑй, Ñвиной, жÑванÑй, кованÑй, клÑванÑй, ваÑеник, дÑаник, ÑÑÑженик, мÑÑеник, ÑÑÑжениÑа, мÑÑениÑа, ÑеÑебÑÑник, беÑÑÑебÑеник, маÑлениÑа, коÑÑÑника, пÑдÑениÑа, олÑÑаник, пÑÑаниÑа, ÑоÑÑÑник, длина, иÑÑина.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
10.10.2021 19:10:35
СовеÑÑÑ â ÑÑо ÑÑвÑÑво оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñо, ÑÑо ÑÑ Ñже Ñделал или ÑделаеÑÑ. Ðо Ñем же ÑÑÑаÑен Ñеловек без ÑовеÑÑи? СовеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ не ÑбиваÑÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑÑи, не ÑовеÑÑаÑÑ Ð¾Ñибок. РеÑли Ñеловек игноÑиÑÑÐµÑ ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ же пÑоÑÑо не имееÑ, Ñо он ÑпоÑобен на поиÑÑине ÑÑÑаÑнÑе веÑи.
Так, в Ñомане «ÐÑеÑÑÑпление и наказание» Ф.Ð. ÐоÑÑоевÑкий обÑаÑаеÑÑÑ Ðº Ñеме ÑовеÑÑи. ÐлавнÑй геÑой не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÐµÐµ. ÐоÑле ÑбийÑÑва двÑÑ
Ñеловек Родион РаÑколÑников не иÑпÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑвÑÑва Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð·Ð° ÑовеÑÑенное им пÑеÑÑÑпление. Ðго ÑÑÐµÐ²Ð¾Ð¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ñого, ÑÑо оказалаÑÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑной его ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо он не «ÑваÑÑ Ð´ÑожаÑаÑ», а «пÑаво имееÑ». ÐÐ¾Ð»Ð¾Ñ ÑовеÑÑи РаÑколÑников еÑе до ÑодеÑнного бÑл заглÑÑен ÑÑой идеей, а поÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ ÑеÑил оÑÑÑеÑÑвиÑÑ Ð·Ð°Ð´Ñманное. ÐÑли Ð±Ñ ÑовеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÐ¹ÑÑвовала на Родиона ÑилÑнее, Ñем Ñакие ÑеоÑии, Ñо он Ð±Ñ Ð½Ðµ ÑÑал ÑбийÑей. ÐÑим и ÑÑÑаÑÐ½Ñ Ð»Ñди без ÑовеÑÑи â они могÑÑ ÑделаÑÑ ÑÑо Ñгодно, не иÑпÑÑÑÐ²Ð°Ñ Ð·Ð° ÑÑо винÑ.
РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð Ð¾Ð´Ð¸Ð¾Ð½Ð° РаÑколÑникова, геÑой повеÑÑи Ð. ÐаÑамзина «ÐÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Ðиза» Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑовеÑÑÑ Ð¸ поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑаÑкаиваеÑÑÑ Ð² ÑовеÑÑенном. ÐÑаÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно бÑл влÑблÑн в ÐизÑ, но обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑложилиÑÑ Ñак, ÑÑо ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиÑлоÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑÑÑ Ð½Ð° дÑÑгой женÑине, коÑоÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð° Ð±Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð°ÑиÑÑ Ð²Ñе его долги. ЧÑвÑÑва к девÑÑке Ñже оÑÑÑли, но молодой Ñеловек даже не Ñмог пÑизнаÑÑÑÑ Ð² ÑÑом. Ðиза воÑпÑинÑла вÑÑ Ð¿ÑоизоÑедÑее как Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ пÑедаÑелÑÑÑво, и, впав оÑÑаÑние, ÑовеÑÑила ÑамоÑбийÑÑво. Ðо ÐÑаÑÑ Ð½Ðµ дÑмал, ÑÑо вÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑÑ Ñак, он не Ñ
оÑел пÑиÑинÑÑÑ Ðизе болÑ. У молодого Ñеловека еÑÑÑ ÑовеÑÑÑ Ð¸ поÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ поÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°ÑÑм в Ñом, ÑÑо Ñделала Ðиза. ÐÑаÑÑ Ð´Ð¾ конÑа жизни ÑаÑкаивалÑÑ, жалел о пÑоизоÑедÑем и ÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ ÑбийÑей. Ðн ÑовеÑÑил оÑибкÑ, но ÑовеÑÑÑ Ð´Ð°Ð»Ð° ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ ÑÑо и поÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ñ. Рином ÑлÑÑае он мог Ð±Ñ Ð² оÑеÑедной Ñаз ÑовеÑÑиÑÑ ÑакÑÑ Ð¶Ðµ оплоÑноÑÑÑ Ð¸ пÑинеÑÑи Ð±Ð¾Ð»Ñ ÐµÑе одной девÑÑке, но ÑÑого не вÑÑло.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо ÑовеÑÑÑ â важнейÑее Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей ÑÑвÑÑво оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñвои поÑÑÑпки. ÐлагодаÑÑ ÑовеÑÑи Ð¼Ñ Ð½Ðµ ÑовеÑÑаем ÑÑÑаÑнÑÑ
оÑибок, не оÑÑÑпаемÑÑ. ÐÑди не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð·Ð°Ð³Ð»ÑÑаÑÑ ÐµÐµ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¸ оÑлÑÑаÑÑÑÑ ÐµÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñом не жалеÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе! Ð ÑожалениÑ, не знаÑ, как нÑжно к вам обÑаÑиÑÑÑÑ.
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑполниÑÑ ÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â 1 «ÐбÑÑм Ñлов» и â 2 «Ð¡Ð°Ð¼Ð¾ÑÑоÑÑелÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑинениѻ кÑиÑеÑиев оÑениваниÑ, напиÑаÑÑ ÑоÑинение по Ñеме, пÑивлеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии Ñ ÑдожеÑÑвеннÑе пÑоизведениÑ. РабоÑа оÑлиÑаеÑÑÑ Ð³ÑамоÑноÑÑÑÑ. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑи в ÑазвиÑии логики.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÐ»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии пÑивлеÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ»Ð°ÑÑиÑеÑкие пÑоизведениÑ: Ñоман Ф.Ð. ÐоÑÑоевÑкого «ÐÑеÑÑÑпление и наказание» и повеÑÑÑ Ð.Ð. ÐаÑамзина «ÐÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Ðиза».
Ðго ÑÑÐµÐ²Ð¾Ð¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ñого, ÑÑо оказалаÑÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑной его ÑеоÑÐ¸Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо он не «ÑваÑÑ Ð´ÑожаÑаÑ», а «пÑаво имееÑ».
ÐÑкажение позиÑии авÑоÑа. ÐоÑле пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð°ÑколÑникова не ÑазоÑаÑовÑваеÑÑÑ Ð² Ñвоей ÑеоÑии, как ÐÑ Ð¿ÑедполагаеÑе: он мÑÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¾ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñвоей ниÑÑожноÑÑи (он дÑмал, ÑÑо «Ð¿Ñаво имееѻ…).
РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð Ð¾Ð´Ð¸Ð¾Ð½Ð° РаÑколÑникова, геÑой повеÑÑи Ð. ÐаÑамзина «ÐÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Ðиза» Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑовеÑÑÑ Ð¸ поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑаÑкаиваеÑÑÑ Ð² ÑовеÑÑенном.
ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑÑеÑÑво пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ñоже бÑло Ñказано. ФÑдоÑа ÐиÑ
айловиÑа ÐоÑÑоевÑкого знаеÑе, а ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐиÑ
айловиÑа неÑ. ÐÑо не оÑибка, а пожелание бÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ внимаÑелÑнÑм к лиÑноÑÑи пиÑаÑелÑ.
Ðа мой взглÑд, в пÑедложении звÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ñмелое и каÑегоÑиÑное ÑÑвеÑждение. Я Ð±Ñ Ð½Ðµ ÑÑала Ñак ÑиÑоко обобÑаÑÑ. ÐеÑои Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ñ Ð² динамике. ÐÑжно ÑÑоÑнÑÑÑ, в какие моменÑÑ, в какиÑ
ÑпизодаÑ
. ÐÑ Ð½Ðµ можем Ñ Ð°Ð±ÑолÑÑной ÑвеÑенноÑÑÑÑ ÑказаÑÑ, ÑÑо Ñ Ð Ð°ÑколÑникова оÑÑÑÑÑÑвÑÐµÑ ÑовеÑÑÑ. Ркак же его ÑнÑ? болезнÑ? ÐÑизÑÐ²Ð°Ñ ÐÐ°Ñ Ð½Ðµ пÑоÑвлÑÑÑ ÐºÐ°ÑегоÑиÑноÑÑÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ð ÑожалениÑ, ÑÑÑкого оÑвеÑа на вопÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ поÑледовало. ÐÑоизоÑла подмена ÑезиÑа Ñолкованием понÑÑиÑ
СовеÑÑÑ â ÑÑо ÑÑвÑÑво оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñо, ÑÑо ÑÑ Ñже Ñделал или ÑделаеÑÑ. Ðо Ñем же ÑÑÑаÑен Ñеловек без ÑовеÑÑи? СовеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ не ÑбиваÑÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑÑи, не ÑовеÑÑаÑÑ Ð¾Ñибок. РеÑли Ñеловек игноÑиÑÑÐµÑ ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ же пÑоÑÑо не имееÑ, Ñо он ÑпоÑобен на поиÑÑине ÑÑÑаÑнÑе веÑи. (ÐÐ¾Ñ ÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ ÑÑиÑаÑÑ ÑезиÑом, ÐµÑ Ð½Ñжно бÑло ÑазвиваÑÑ. Ð¢ÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑилÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑказаннÑм).
ÐÑибки
Так, в Ñомане «ÐÑеÑÑÑпление и наказание» Ф.Ð. ÐоÑÑоевÑкий обÑаÑаеÑÑÑ Ðº Ñеме ÑовеÑÑи. ÐлавнÑй геÑой не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÐµÐµ.
ÐелогиÑнÑй пеÑÐµÑ Ð¾Ð´ к пÑимеÑÑ.
Ðн ÑовеÑÑил оÑибкÑ, но ÑовеÑÑÑ Ð´Ð°Ð»Ð° ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑÑ ÑÑо и поÑÑвÑÑвоваÑÑ Ð²Ð¸Ð½Ñ. Рином ÑлÑÑае он мог Ð±Ñ Ð² оÑеÑедной Ñаз ÑовеÑÑиÑÑ ÑакÑÑ Ð¶Ðµ оплоÑноÑÑÑ Ð¸ пÑинеÑÑи Ð±Ð¾Ð»Ñ ÐµÑе одной девÑÑке, но ÑÑого не вÑÑло.
ÐелогиÑно, неоÑганиÑно вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ñедположение. СÑаÑайÑеÑÑ Ð½Ð¸Ñего не домÑÑливаÑÑ.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
ÐÑибки
СовеÑÑÑ â ÑÑо ÑÑвÑÑво оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñо, ÑÑо ÑÑ Ñже Ñделал или ÑделаеÑÑ. Ðо Ñем же ÑÑÑаÑен Ñеловек без ÑовеÑÑи? СовеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð½Ð°Ð¼ не ÑбиваÑÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑÑи, не ÑовеÑÑаÑÑ Ð¾Ñибок. РеÑли Ñеловек игноÑиÑÑÐµÑ ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ же пÑоÑÑо не имееÑ, Ñо он ÑпоÑобен на поиÑÑине ÑÑÑаÑнÑе веÑи.
Так, в Ñомане «ÐÑеÑÑÑпление и наказание» Ф.Ð. ÐоÑÑоевÑкий обÑаÑаеÑÑÑ Ðº Ñеме ÑовеÑÑи.
СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑого колиÑеÑÑва повÑоÑом.
СовеÑÑÑ, напÑимеÑ, можно меÑаÑоÑиÑно назваÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ñом нÑавÑÑвенноÑÑи, внÑÑÑенним ÑÑдÑÑй и Ñ.д.
РеÑли Ñеловек игноÑиÑÑÐµÑ ÐµÑ Ð¸Ð»Ð¸ же пÑоÑÑо не имееÑ, Ñо он ÑпоÑобен на поиÑÑине ÑÑÑаÑнÑе веÑи.
Слово «Ð²ÐµÑи» иÑполÑзовано неÑмеÑÑно. ÐÑÑÑе ÑказаÑÑ Ð¿Ð¾-дÑÑгомÑ: Ñеловек ÑпоÑобен на низкие поÑÑÑпки.
У молодого Ñеловека еÑÑÑ ÑовеÑÑÑ Ð¸ поÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ поÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°ÑÑм в Ñом, ÑÑо Ñделала Ðиза.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ. ÐÑÑÑе ÑказаÑÑ Ñак: … он поÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð½Ñм в гибели (в ÑамоÑбийÑÑве) ÐизÑ; ÑÑвÑÑвовал оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð¿ÐµÑед девÑÑкой и Ñ.д.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги ÑказанномÑ, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо ÑовеÑÑÑ â важнейÑее Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей ÑÑвÑÑво оÑвеÑÑÑвенноÑÑи за Ñвои поÑÑÑпки.
СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½ÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑов. ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог — можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод — ÑÑо одно и Ñо же.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок:
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 0
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 2
Ðиза воÑпÑинÑла вÑÑ Ð¿ÑоизоÑедÑее как Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¸ пÑедаÑелÑÑÑво, и, впав оÑÑаÑние, ÑовеÑÑила ÑамоÑбийÑÑво.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ. Ðиза воÑпÑинÑла и ÑовеÑÑила — одноÑоднÑе ÑказÑемÑе, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед Рне нÑжна.
У молодого Ñеловека еÑÑÑ ÑовеÑÑÑ ÐÐТ и поÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ поÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð²Ð°ÑÑм в Ñом, ÑÑо Ñделала Ðиза.
Сложное пÑедложение.
ÐÑаммаÑика — 0
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ логикой ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли (ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑÑÑ: ÑÑÑÑе ÑоÑмÑлиÑÑйÑе ÑезиÑ, пÑиводиÑе доводÑ, подкÑеплÑйÑе Ð¸Ñ Ð¿ÑимеÑами из Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений), ÑеÑевÑм оÑоÑмлением
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 0; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 4 ÐаÑÑÑ
ÐозвÑÐ°Ñ Ðº ÑпиÑкÑ
Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию
Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022
Основные правила
1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов иначе незачёт
Сочинение должно быть написано самостоятельно
Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022
По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
вступление (тезис)
собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
аргумент 1 (доказательство и микровывод)
аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы
Почему людям так нравится путешествовать?
Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
Как найти смысл на жизненном пути?
Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
«Герой нашего времени» М. Лермонтов
«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
«Дети капитана Гранта» Жюль Верн
«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
Может ли прогресс навредить человеку?
Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
Могут ли технологии заменить учителя?
Как технологический прогресс отражается на природе?
Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«О дивный новый мир» О. Хаксли
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
«1984» Дж. Оруэлл
«Мы» Е. И. Замятин
«Голодные игры» С. Коллинз
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
мораль и нравственность;
совесть;
честь;
ответственность;
вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы
Чем страшен человек без совести?
Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
Что может толкнуть человека на преступление?
Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
«Голодные игры» С. Коллинз
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Старуха Изергиль» М.Горький
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.
С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
Почему важно приобщаться к искусству с детства?
Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?
Литературные аргументы:
«Зеленая лампа» А. Грин
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
«Граф Монте-Кристо» А. Дюма
«Черный человек» С. Есенин
«Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Недоросль» Д. И. Фонвизин
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
«1984» Дж. Оруэлл
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
источник https://blog.maximumtest.ru
Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?
Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года
- Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
- Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
- Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
- Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
- Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.
Объём, структура, время
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.
Структура:
- Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
- Основная часть (200-250 слов)
Тезис 1.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
- Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
- Переход-связка к тезису 2.
Тезис 2.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
- Микровывод.
- Переход-связка к выводу.
- Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.
Как получить зачёт
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Частые ошибки
По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!
Соответствие теме
Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Аргументация. Привлечение литературного материала
По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Композиция и логика рассуждения
В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Качество письменной речи
Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- речевые штампы и канцеляризмы;
- употребление просторечной лексики;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление плеоназмов;
- речевые повторы;
- избыточное употребление синонимов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Лайфхак: редактируйте!
Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза.
Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило.
Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения.
На что обращать внимание при постановке знаков препинания:
- Сложное / простое предложение.
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Уточняющие члены предложения.
- Обращение, прямая речь.
- Вводные слова.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.
Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.