Обновлено: 23.06.2021 11:44:46
Сказки излюбленный «литературный тренд» всех детей без исключения. Со сказкой связано тепло солнечных дней детства, вера в чудеса и необыкновенные приключения. Через сказки входит в жизнь ребенка представления о жизни, о добре, зле и нравственных основах. Сказка учит, предостерегает и просто развлекает ребенка. Сказки делятся на два основных лагеря, в зависимости от их авторства. Они могут быть народными и литературными. Они имеют определённые различия и некоторое сходство, об этом и будет рассказано в статье.
Отличие народной сказки от литературной
Фото: theculturetrip.com/europe/russia/articles/russian-fairy-tales-every-russian-knows/
Базовое различие видно из самого наименования, — народная сказка стала плодом фольклорного творчества народа и передавалась из уст в уста на протяжении многих лет, даже столетий, позднее большинство из них было записано. Народная сказка представляет собой древнейший литературный «слепок» с этноса, который передает представление далеких предков о природе окружающих их вещей и отношений. В этих сказках заложены основные принципы сосуществования людей в условиях борьбы за выживаемость рода, и всей общности. Народные сказки четко выставляют грани добра и зла, несут в себе национальные черты, характер верований и бытовые элементы присущие народу.
Литературная же сказка имеет автора, возникли они значительно позже, как следствие развития литературы. Лишь во второй половине XVIII века в европейской литературе появляются авторские обработки народного сказочного фольклора, и только в XIX веке традиционно сказочные сюжеты начинают использовать писатели. Можно напомнить классиков этого жанра, таких признанных мастеров как Ганс Христиан Андерсон или братья Гримм. Постепенно фольклорные элементы сказки в литературной обработке перестают следовать строгой сюжетной линии и используются автором для передачи метафорических идей, более свойственных в изложении притчи, но с художественным оттенком
В народной сказке рассказчик обязан придерживаться сюжета, выстроенного по традиционной схеме. Эта схема позволяла не растерять направление повествования и сохранить его смысл при неоднократном пересказе одного человека другому из поколения в поколение.
Сказки, написанные автором составлены как бы из сегментов или пазлов фольклорных элементов сказки народной, но соединённых в свободном варианте изложения, в зависимости от замысла автора. Придерживаться традиционной схемы в литературной сказке автору не важно, он просто стремиться облечь свой замысел в сказочную атрибутику. Однако если у автора был замысел подражать манере повествование народного фольклора эта схема может быть им соблюдена.
Литературная сказка несет отпечаток авторства. В ней неизбежно более четко описываются детали, — внешность и характер героев, места происходящих событий и сами события описаны более подробно. Отношение автора к каждому из героев сказки легко угадывается при чтении.
Народная сказка несет в себе отражение целого пласта культуры всего этноса. Понятия более масштабные и на фоне этих понятий детали и фрагменты более размыты и незаметны. Если рассказчик был более речист он мог «подкрасить» повествование без ущерба для его смысла, а если более консервативен, он мог рассказать ее детям пользуясь памятью и традицией, и она не теряла своего заданного смысла. В этом плане, в литературной сказке, эксперименты с вариациями могут привести к созданию «Буратино» из «Пиноккио», с потерей, как мы знаем первоначального изложения и возникновением нового.
Основная особенность народной сказки — это её устный пересказ, который возводит ее в ранг народного фольклора, на одну ступень с песнями, поговорками и пословицами. Этим самым фиксируя весь смысл излагаемой сути, но допуская вариативность повествования для рассказчика. Народные сказки в зависимости от повествования классифицируются как волшебные, былины, житейские, сатирические, отдельное место занимают сказки о животных. Последние исследователи относят к связям с древними языческими обрядами
Литературная сказка является жанром художественной литературы, со сложной системой метафор переложенных на атрибуты сказки, с вкраплением древних языческих поверий и волшебства, но полностью подчинённые идеи автора при формировании сюжета, выборе героев и характеристик этих персонажей. Единожды записанная и изданная она остается неизменной, если конечно не будет экранизирована. Тогда полет творчества продолжиться, в чем все могут убедиться при просмотре современных экранизаций сказок, в которых от первоисточника порой остается только название.
Появившись в глубокой древности народные сказки несли задачу передачи следующему поколению базовых норм морали свойственных этносу, элементы верований, представление людей о добре и зле и окружающем мире. Разные народы, по-разному рассматривали эти вопросы и имели разные культурные традиции, все эти элементы легко отследить, читая народную сказку.
Появившись намного позже, чем народные литературные сказки прежде всего передавали идеи самого автора. Конечно он также ретранслировал видение вопросов исходя из той социальной среды в которой жил, но его видение имело более узкую направленность и не охватывала глобально всю ментальность этноса. Зато многие моменты прорисовывались автором четче, глубже и что немаловажно для восприятия ребенком художественней и ярче.
Вот такой вот пространный экскурс в мир сказки.
Статья составлена на основании книг: С.Б. Рассадин, Б.М. Сарнов «Рассказы о литературе» 1977 г., А.И. Ефимов «История русского литературного языка» 1961 г. и педагогической практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |
Конспект урока по
литературе в 5 классе.
Тема: « В.А.
Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».
Цели
урока:
·
познакомить
учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания
сказки « Спящая царевна»;
·
сопоставить
эту сказку с народными сказками;
·
проследить
по тексту, как проявляются качества характера героев сказк
— 1-
Василий Андреевич Жуковский.
Жизнь этого человека была так же необычна и
удивительная, как его творчество. Поэт-романтик, представитель «золотого
века» русской литературы, он был воспитателем царя Александра II,
который в 1861 году отменил крепостное право и вошел в историю с именем
Освободитель. Он дружил с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Он переводил стихи
известных на весь мир европейских поэтов — Гёте, Шиллера, Байрона свои.
Пушкин считал его своим учителем. Он был верным другом, не раз
выручал из беды лучших людей своего века, очень смелым и мудрым человеком.
Василий Жуковский родился в 1783 году, в Тульской губернии,
в семье состоятельного помещика Афанасия Бунина. Матерью его была
молодая турчанка по имени Сальха, которую русские взяли в плен в
ходе Русско-Турецкой войны и привезли в подарок помещику Бунину. Афанасий
Бунин не стал давать сыну собственных отчества и фамилии, а попросил об этом
крестного маленького Васи — разорившегося помещика Андрея Жуковского, который
жил «на хлебах», в именье Буниных.
Несмотря на то, что отец, по сути, отказался от своего
сына, дворянское звание ему все же выхлопотали. Это позволило Василию получить
хорошее образование. Но интересен такой факт: в 11 лет мальчика
исключили из Главного народного училища Тулы «за неспособность«.
Его перевели в частный пансион, и уже совсем скоро у «неспособного»
Жуковского открылся литературный дар. В 11 лет он написал свои первые
пьесы (вспомним: что такое пьесы ? Пье́са — вид произведений
драматургии, предназначенных для исполнения со сцены, а также для теле- и
радиоспектаклей
).
С 14 до 17 лет Жуковский учился в Московском
университетском благородном пансионе и за успехи в учебе получил именную
серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в
списке отличников разных лет.
Жуковский известен русскому читателю прежде всего как
поэт и переводчик европейских авторов. Началом своей литературной карьеры сам
он считал переведенное в 1802 году с английского стихотворение «Сельское
кладбище». Было тогда поэту 19 лет.
— Кроме того, что Жуковский сам был
необыкновенно талантливым человеком, он умел замечать и ценить талант других.
Однажды в 1815 году. он посетил Царскосельский лицей, где учился юный Пушкин,
которому на тот момент шел шестнадцатый год, и в письме к своему другу написал:
«Это надежда нашей
словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему
гиганту, который всех нас перерастет» «Вот у нас настоящий
поэт!»
— Еще через пять лет , на квартире у Жуковского, Пушкин
читал отрывки из своей новой поэмы «Руслан и Людмила». По окончании
чтения Жуковский достал свой портрет с надписью «Победителю-ученику от
побежденного учителя» и вручил Пушкину. А критик Белинский однажды
написал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
— То есть , ребята, как вы уже поняли, Пушкин и
Жуковский дружили не только в жизни, но и в творчестве.
Однажды они устроили своеобразное состязание на лучшую
обработку сказки «в народном духе», то есть взялись написать такие
сказки, которые были бы похожи на народные. Оба решили писать в стихах, сюжеты
тоже взяли одинаковые. В результате на свет родились четыре сказки: «Сказка о царе
Салтане» у Пушкина
и соответствующая ей «Сказка
о царе Берендее» у Жуковского; «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» у Пушкина» и «Спящая царевна» у Жуковского.
-2-
(
Дети читают сказку)
— Сюжет сказок о спящей царевне Пушкин и Жуковский
позаимствовали у зарубежных, европейских коллег. Попробуйте вспомнить
зарубежные сказки, похожие на сказку о спящей царевне («Спящая
красавица Шарля Перро, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм)
— Пушкин, Жуковский, Шарль Перро, братья
Гримм — как одним словом можно назвать всех этих людей? — (писатели,
литераторы, сочинители, авторы)
— Значит, сказки, которые они написали, можно назвать
какими? — (авторскими или литературными).
— А с какими сказками мы знакомились с вами в начале
четверти? — (с народными).
— Давайте же подумаем, чем отличаются литературные сказки
от народных. — (народные- созданы народом).
-3-
Словарная работа ;(можно по ходу чтения)
— Какие
слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита
— сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
— Что означает
выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)
Сном
пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего
внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
— Поскольку
создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую
обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими
народными:
— есть ли в
сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с
народными и что отличает от народных сказок?
( Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»)
— Что отличает «Спящую царевну» от них?
(Отличие — в сказке Жуковского есть
чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который
рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от
народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке
присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений,
особый ритм и рифма.)
-4-
Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она
отомстила? (Докажите текстом) стр.49
— Каким изображает автор
царя Матвея? Стр.49,50
Найдите в тексте эпитеты.( Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его
качество или свойство).
— Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла
царевну от смерти? Почему?
— Зачитайте описание того, как дворец погружался в сон.
(стр.53)
— Кто пробудил царевну от волшебного сна?(стр.57)
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским
цветком». Почему?
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./
Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…)
— Найдите строки пробуждения царевны?стр.58
— Зачитайте, как изменился неприступный лес с появлением
принца.(стр.56)
-5-
Подведение
итогов.
-Представьте, что у вас в руках микрофон и вы можете сказать в него все, что
вам запомнилось из сегодняшнего урока. Начните свои высказывания следующими
фразами:
— Больше всего в биографии Жуковского меня
поразило, что…
— Теперь я знаю, что сказка Жуковского
«Спящая царевна» появилась в результате…
— Я запомнил: отличия народной сказки от
литературной в том, что…
— Самый интересный эпизод в сказке
«Спящая царевна» — это…
-6-
Домашнее задание;
—Подготовить
выразительное чтение особенно понравившегося отрывка сказки;
-Ответить устно на вопрос № 1 раздела
«Размышляем о прочитанном», учебника на стр.60.
Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).
2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).
3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.
Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.
В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
26 марта 1815 года на квартире у
Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».
По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…» вручил его Пушкину.
У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:
Его стихов
пленительная сладость
Пройдёт веков
завистливую даль…
Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.
? Что такое эпиграф?
(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.)
?Как вы понимаете смысл эпиграфа?
3.1. Анализ эпиграфа.
Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.
Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.
? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?
? Что отражается в народных
сказках?
? Какие виды народных сказок Вы
знаете?
(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.
В них отражены нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных
Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение исследователи устного народного творчества
связывают с языческими ритуалами. )
3.3. Подача нового материала.
Литературная сказка возникла
гораздо позже.
Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра.
Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.
3.4. Работа в тетрадях.
Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.
Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.
Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.
В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.
Общие черты литературной сказки
и народной:
—
сказочные зачины и концовки, формулы;
—
постоянные эпитеты;
—
сюжет волшебной сказки;
—
чудесные предметы;
—
число «три»;
—
положительные и отрицательные герои;
—
победа добра над злом в финале.
Отличительные черты литературной сказки:
—
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);
—
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);
—
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);
—
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);
—
стихотворная форма.
А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.
Бродячие сюжеты — устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…
«Спящая
царевна» В.А. Жуковского
«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
«Царевна-шиповник»
братьев Грим
«Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро
4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».
Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.
5. Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».
Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.
Работа со словарём.
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий
офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».
Разговор о сказочных героях.
Вопросник по содержанию сказки.
1. Кто герои сказки? Наделены
ли они именами?
2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?
3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?
4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
Какой вы представляете себе
ведьму?
5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?
7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?
8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?
9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?
10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?
(он спаситель)
11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).
12. Что разрушает силу сна?
13. Каков финал сказки?
14. Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?
(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей
царевне.)
15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?
(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)
6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».
Выразительное чтение статьи
учениками класса.
Размышления о прочитанном:
1. Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?
В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.
Этап 1. Оргмомент.
Психологический настрой детей на урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
5-минутка чтения
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1. Речевая разминка.
— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.
Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
2.Мотивация к учебной деятельности
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).
— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
— Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского
— Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).
— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).
— Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).
4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».
5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?
Возможные варианты:
-В каком году Вы родились?
-Кто были Ваши родители?
-Где вы учились? Учились ли хорошо?
— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
— Когда вы научились читать?
— Какие книги вы читали?
— А в детстве вы сочиняли сказки?
— Как вы придумали сказку о спящей царевне?
(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)
-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).
1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?
— Кто были его родители?
-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).
3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?
4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
— Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!
6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
Этап III. Проверка домашнего задания.
Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?
— Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):
-
-
«Доверяй, но проверяй» (викторина):
-
— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.
— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес).
— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.
— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)
— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)
— Где все спали? (Во дворце)
— Кто был на зеленом лугу? (Царица)
— Кто уполз в ручей? (Рак)
— Кто спит перед огнем? (Повар)
— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)
— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)
— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).
— Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)
— Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)
— Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)
— Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)
— Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)
— Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)
— Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)
-
-
Интерактивный тест-раскраска.
-
— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.
Можно немного и передохнуть.
7. Физкультурная минутка
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ
-Мы сейчас проведём небольшоё исследование — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.
1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).
2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет и нет ).
– Как развиваются события дальше? (
Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.
Двенадцать месяцев года
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
(Двенадцать месяцев года,).
– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?
(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)
— Как она отомстила?
(И незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»).
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало
3 группа работает над героями сказки. – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
— Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
(Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;
чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).
— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?
(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).
ИТОГ
— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:
-
Идея – добро побеждает зло
-
Более разнообразные приключения.
-
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
-
Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
-
Стихотворная речь
-
Построение: зачин, развитие действия, концовка.
-
Волшебные «заколдованные» предметы
-
Употребление устойчивых выражений
-
Автор
- Различие
1. Идея – добро побеждает зло
1. Автор
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера
2. Более разнообразные приключения.
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
3. Стихотворная речь
4. Употребление устойчивых выражений
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Волшебные «заколдованные» предметы
— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
4. Итог урока:
— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?
— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.
— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:
Мы внимательные? – Да.
Мы старательные? – Да.
Мы умные? – Да.
Мы добрые? – Да.
Мы отлично учимся? – Да.
Всё у нас получилось? — Да.
А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)
(Выставление оценок)
5. Домашнее задание:
1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;
Творческие задания:
-
иллюстрации к сказке;
-
Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)
6. Рефлексия:
— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)
У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.
— Спасибо за урок! До свидания!