Чем сказка жуковского спящая царевна близка народным сказкам и чем от них отличается

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).

 2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).

3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.

Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.

В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский  напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

26 марта 1815 года на квартире  у
Жуковского Пушкин прочитал  последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».

По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…»    вручил его Пушкину.

У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:

                   Его стихов
пленительная сладость

                    Пройдёт веков
завистливую даль…

Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.

? Что такое эпиграф?

(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.) 

?Как вы понимаете смысл эпиграфа?

3.1. Анализ эпиграфа.

Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.

Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.

«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.

? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?

? Что отражается в народных
сказках?

? Какие виды народных сказок Вы
знаете?

(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.

В них отражены  нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных

Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение   исследователи устного народного творчества
связывают с языческими                 ритуалами.  )

3.3. Подача нового материала.

Литературная сказка возникла
гораздо позже.

Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра. 

Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.

3.4. Работа в тетрадях.

Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.

Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.

Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.

Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.

В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.

Общие  черты литературной сказки
и народной:

         
сказочные зачины и концовки, формулы;

         
постоянные эпитеты;

         
сюжет волшебной сказки;

         
чудесные предметы;

         
число «три»;

         
положительные и отрицательные герои;

         
         победа добра над злом в финале.

Отличительные  черты литературной сказки:

         
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);

         
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);

         
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);

         
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);

         
         стихотворная форма.

А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.

Бродячие сюжеты —  устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…

«Спящая
царевна» В.А. Жуковского

«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

«Царевна-шиповник»
братьев Грим

 «Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро

4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».

Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.

5.  Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».

Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.

Работа со словарём.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

                 Хорунжий — в царской армии казачий

                                          
офицерский   чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».

Разговор о сказочных героях.

Вопросник по содержанию сказки.

1.  Кто герои сказки?  Наделены
ли они именами?

2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?

3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?

4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?

Как она отомстила?

Какой  вы представляете себе
ведьму?

5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?

6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?

7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?

8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?

9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?

10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?

(он спаситель)

11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).

12. Что разрушает силу сна?

13. Каков финал сказки?

14.  Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?

(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей

            царевне.)

15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?

(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)

6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».

Выразительное чтение статьи
учениками класса.

Размышления о прочитанном:

1.      Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?

Конспект

открытого урока литературы

в 5 классе

Тема: «У лукоморья дуб зелёный..» А.С.Пушкина как собирательная
картина народных сказок»

Разработала учитель русского языка и литературы 1
квалификационной категории

МКОУ «Клишинская СОШ»

 Насонова Надежда Николаевна

                           2021 год

Цели:

1.    Показать связь пролога
к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» с русскими народными сказками;
рассмотреть, как
проявилось в прологе поэтическое мастерство поэта.

2.    Развивать умение
анализа поэтического текста, выразительного   чтения стихов;
стимулировать
воображение, обогащать словарный запас.

3.    Пробудить интерес
к русскому фольклору, творчеству А.С.Пушкина, выявить заложенные в них
вневременные нравственные ценности и их современное звучание; раскрыть красоту
и богатство русского языка, воспитывать любовь к русской культуре.

Планируемые результаты:

 —
воспитание патриотизма, чувства гордости за прошлое своей Родины, за её
культуру; приобщение к российским традиционным ценностям; формирование готовности
к саморазвитию;

 — формирование
коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками
в процессе разных видов деятельности, в умении вести диалог, строить монолог;

 — умение
самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, понимать проблему,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
выводы; умение самостоятельно организовывать и оценивать собственную
деятельность;

— знание
фактов биографии А.С.Пушкина, связанных с написанием поэмы «Руслан и Людмила»;

— понимание
фольклорных истоков пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина;

 — понимание
значения многих устаревших слов и их роли в тексте пролога;

— умение анализировать
поэтическое произведение с точки зрения его темы, идеи, нравственного пафоса,
характеризовать его героев, элементы композиции, роль изобразительно-выразительных
средств языка;

 — 
понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

— умение
воспринимать произведения музыки и живописи, понимать их связь с литературным
произведением, воспитание эстетического вкуса.

Тип урока:

изучение нового

Технологии:

проблемного обучения;
здоровьесберегающая; информационно-коммуникативного обучения; критического
мышления.

Оборудование:

1.    
Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского.

2.    
Ноутбук, проектор, экран.

3.    
Презентация «Пролог к поэме
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

4.    
Презентация «Викторина по сказкам
А.С.Пушкина»

На доске:

Дата: 19.10.2021 г.

Эпиграфы:

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной».      
С.Я.Маршак

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

                                               А.С.Пушкин

 Конспект урока

1.    
Мотивирование к учебной
деятельности

— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с литературной
сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна».

 Догадайтесь, кто сегодня поведёт нас в мир литературной сказки?

 Конечно, это А.С.Пушкин, чей портрет вы увидели на доске.

Будем читать его сказки.

Демонстрация портрета А.С.Пушкина худ. О.А.Кипренского

 — Каким вы увидели поэта?

 Благородное лицо, высокий умный лоб, большие
голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.

 — Какая
деталь говорит, что на портрете – поэт?

За его
спиной музыкальный инструмент – лира. Под лиру поэты Древней Греции исполняли
свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.

— В какой момент он изображён?  

В минуту вдохновения.

— Сам Пушкин, когда увидел этот портрет, остроумно воскликнул: «..себя
как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит».

— Как вы это понимаете?

На портрете он лучше, чем есть в жизни.

Может быть, в этот момент он сочиняет свои чудесные сказки.

2.Актуализация знаний
по теме

— Давайте вспомним пушкинские сказки.

1) Викторина «Назови сказку и героя» (Презентация «Викторина по сказкам А.С.Пушкина»

Последний вопрос презентации вызывает затруднение. Они узнают,
что шапка-невидимка — из сказочной поэмы «Руслан и Людмила»

— А вы читали эту поэму? Даже если
не читали, то всё равно вы знаете её вступление-пролог. Ребята в начальной
школе учили его как отдельное стихотворение.

 — Как оно начинается?

У лукоморья дуб
зелёный..

— Давайте сначала давайте вспомним это чудесное произведение.

2) Чтение наизусть ученицей Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

3. Решение проблемного вопроса. Целеполагание.

1) Краткий рассказ учителя об истории написания поэмы  (используется презентация «Пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

— Молодцы, что вы знаете сказки А.С.Пушкина. Но сказки он
написал позже. А в 20-летнем возрасте, юношей, только что окончившим
Царскосельский лицей, он опубликовал сказочную поэму «Руслан и Людмила»,
которая потрясла читающую Россию. Необыкновенный полёт фантазии, великолепное
знание русского фольклора! А какой прекрасный русский язык! Даже
Василий Андреевич Жуковский, прославленный в то время поэт, был
восхищён этой литературной сказкой. Он сам писал сказки на основе народных, но
поэму юного друга оценил выше собственных сочинений. Жуковский подарил Пушкину
свой портрет с надписью: 

«Победителю-ученику от побеждённого учителя».

— Откуда Александр Сергеевич так хорошо знал русский фольклор? Ведь
он воспитывался, как большинство дворянских детей, гувернёрами-французами, до
8-и лет даже не знал русского языка?

Сказки рассказывала ему бабушка по матери, Мария Алексеевна
Ганнибал, которая с 1801 года, когда внуку было 2 года, жила в доме Пушкиных. А
на лето его привозили к бабушке в её подмосковное имение Захарово. И, конечно,
няня Арина Родионовна, мастерица сказывать сказки и петь песни. Она фактически
заменила Пушкину мать, была с ним рядом во все годы его короткой жизни,
разделяла одиночество во время ссылки в Михайловском. Ей он посвятил самые
нежные, самые проникновенные строки.

2) Чтение ученицей стих-я «Няне»

 -Вы знаете фамилию Арины Родионовны? (Яковлева)  А своих
бабушек? Так ли уж это важно? Лишь бы были они, голубки дряхлые, которые всю
свою любовь и нежность отдают своим внукам и сказывают или читают им сказки.

2) Поиск ответа на проблемный вопрос,
формулирование темы урока, его целей

 — Он написал это вступление и вставил его в поэму не
сразу, а только ко второму изданию в 1828 году. Он уже был не юношей, а зрелым
человеком, много испытавшим за эти 8 лет.

 — Почему же Пушкин
посчитал необходимостью начать свою сказочную поэму с такого необычного
вступления?

Оно вводит в мир русской сказки, знакомый с
детства каждому ребёнку, окунает в атмосферу русской старины.

Из чего складывается эта
картина?

Он собрал в ней часто встречающихся в народных
сказках героев, знакомые сюжеты, волшебные предметы.

 — Раз он собрал картину, то как её можно назвать?

 Собирательная картина (чего?) народных сказок.

 — Сформулируйте тему нашего урока:

«У лукоморья дуб зелёный..» А.С.Пушкина как
собирательная картина народных сказок»

 — Вы знакомы с этим произведением. Но всегда
хочется узнать  больше. Подумайте, чему будет посвящён урок?

Мы заглянем в этот мир лукоморья и посмотрим на
него повнимательнее. А вдруг нам откроется что-то новое?

4.Динамическая пауза.

Все встали,
закрыли глаза. Представьте, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий
весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами.
Идём дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь, понюхать
цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьёт родник, помойте
ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глаза.

5. Комплексный анализ текста.

1) Работа с репродукцией картины художников Палеха Б.Парилова и
В.Дудорова (первый форзац учебника литературы под ред. В.Я.Коровиной)

  — Каждый представляет этот мир
по-своему. А вот как его увидели художники из города Палех.

— В чём особенность почерка палехских художников?

(Краски яркие, сочные, нет полутонов. Палешане разводили свои
краски на яичных желтках. Линии тонкие, изящные. Все главные герои: и
положительные, и отрицательные здесь присутствуют, а в центре – сам поэт.)

2) Анализ особенностей композиции и языка пролога.

 — Так увидели лукоморье художники. А как вы его видите?

Давайте ещё раз заглянем в текст. Само стихотворение похоже на
народную сказку: не только образами, фрагментами сюжетов, но и тем, как оно
построено, каков его язык.

 — Чем композиция близка народным сказкам?

Есть зачин (о лукоморье, зелёном дубе и коте учёном, т.е. названо
место действия и герой-сказочник – кот)

Вторая часть, как и в сказках –
это волшебное путешествие по лукоморью. Какой приём использует поэт, чтобы
связать вместе все чудеса, которые видит слушатель?

Повтор )14 раз) слова «там». Словно он в восторге смотрит по
сторонам и указывает на «чудеса»: там..там..а там.

 — А концовка?

Она почти повторяет сказочные. Но здесь Пушкин изменяет не очень
приятный для рассказчика финал: «по усам текло, а в рот не попало». У него
рассказчик мёд пил.

Вообще финал – с юмором. Мы представляем себе кота, сидящего
вместе с Пушкиным под дубом и рассказывающего сказки. Это вызывает добрую
улыбку (в народных сказках нет такого юмора, в этом мастерство и личность
Пушкина)

_ А что можно сказать о языке пролога?

 — Каких слов и выражений много в нём?

Много устаревших слов и выражений, не употребляющихся в нашей
обычной речи: златая, на дубе, песнь, дол, о заре, прихлынут,
на брег, чредой, пленяет, над златом, чахнет.

-Почему Пушкин их употребляет?

Они звучат торжественно, создают атмосферу русской старины.

3)   Словарная
работа (учебник – стр. 93-94) с дополнениями учителя

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово
«лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского
берега».
Если
мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что
лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира,
где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни
достигают преисподней. По этому мировому древу спускаются и поднимаются боги.


На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по
которым никто не ходил.
Неви́данных (зверей) – небывалых, поразительных, удивительных.
Дол – доли́
на, низкое место.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́
 – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или
восходом солнца).
Ви́
тязь – богатырь, воин.
Чредо́
й (чередо́й) –
друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами
(так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за
новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – между другими делами, на ходу
Пленя́
ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в
котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым,
болезненным.

— Итак, мастерство
Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью устаревших
слов.

 4) Мифологические образы в лукоморье
(используется презентация)

— А теперь попробуем проникнуть в
это чудесное лукоморье и посмотреть, кто там живёт.

Какое дерево растёт в лукоморье Пушкина?

Волшебный дуб. Издавна у
славян дуб был главным деревом. Он считался деревом бога Перуна. Дуб называли
также княжеским или царским деревом. В дубовых рощах жили волхвы (жрецы),
проводили там богослужения. В народных сказках мы всё время встречаемся с
образом могучего дуба.

— Вспомните, в какой сказке,
недавно прочитанной вами, есть образ дуба? (
сказка «Царевна-лягушка». На нём хранился заветный ларец, в
котором смерть Кощея
)

А вокруг дуба прогуливается учёный кот ходит на златой цепи.
Да ещё такой талантливый кот – поющий и рассказывающий сказки. Это кот Баюн! (Баять –
это значит рассказывать).

— Вспомните, каким изображён кот в
русских народных сказках.

 Кот, как правило, умный
(«учёный»), помогает доверчивому петушку в сказке «Кот, петух и лиса», когда
тот поддаётся на уговоры хищной лисы. Помните?

       Петя-петушок,
золотой гребешок,

     
Выгляни в окошко – дам тебе горошка.

И лиса хватает его, а он зовёт на
помощь кота, и тот приходит и спасает петуха. В другой сказке «Кот и Лиса» Котофей
Иванович – важный, деловой, хитрый, даже женится на лисе, которую он сам
перехитрил. Очевидно, у Пушкина
кот – добрый и даже
рассказывает чудесные сказки рассказчику.

— Какие ещё герои живут в
лукоморье?

Леший бродит, русалка на ветвях
сидит.

Леший. В славянской мифологии
– это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. В его власти все растения и
обитатели леса. Злым людям он всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся

А вот и русалка –
соседка лешего.

Русалки есть в мифах и поверьях многих народов. В русском
фольклоре русалки – это чаще всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала
русалок даже представляли без хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными
зелёными или русыми волосами. Так что нет ничего удивительного в том, что
русалка сидит на ветвях.

Следы невиданных зверей –что-то загадочное.

 Ещё одна
знакомая – избушка на курьих ножках.

А значит, где-то поблизости должна
быть Баба-яга.

Кто же она такая, Баба Яга? В славянской мифологии так называли
уродливую старуху, которая живёт в лесу и умеет колдовать. Можно сказать, что
это ведьма или колдунья.  Иногда она хочет съесть главного героя, а иногда
помогает или даёт мудрый совет.

 — В каких сказках вы встречались с этим персонажем?

«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Марья
Моревна», «Баба-яга, костяная нога» 

— В каком произведении мы встречаем богатырей
и дядьку Черномора
(в «Сказке о царе Салтане»)

Но она была написана позже «Руслана и
Людмилы»!

 — Что за царь и какой королевич, который пленяет грозного царя?

В начале XIX века была очень популярна сказка о Бове-королевиче.
Во времена Пушкина об этом знали все.

Ну, а колдун с богатырём? А вот здесь пролог как будто
забегает вперёд и показывает нам сцену из самой поэмы.

Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

«Руслан и Людмила»

В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной,
которую кто-то украл и посадил в темницу.
И волк часто выступает как
помощник главного героя – кто не знает сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

 — Чем волк у Пушкина отличается от собрата в народной сказке?

Он не «серый», а «бурый». Видимо, более опытный:
везде побывал, с подпалинами на шерсти.

И, конечно же, какая сказка без царя Кащея?

Кащей в славянской мифологии считался могучим чародеем, божеством,
владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства. Он всегда
отрицательный персонаж. Становится причиной злоключений героев. Кощей —  бессмертный,
хотя смерть у него есть:

«– Его смерть  на
конце иглы, та игла 
 в яйце, то яйцо  в
утке, та утка 
 в зайце, тот заяц  в кованом
ларце, а тот ларец 
 на вершине старого дуба. А дуб тот в
дремучем лесу растёт».

Пушкинский Кащей «над златом
чахнет
».

Его интересуют только деньги, ради
которых он творит зло, убивает, грабит. А потом сидит возле своих сундуков с
деньгами. Эта страсть поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет,
слабеет царь Кащей.

4)  
Составление кластера:

в центре – «Чудеса в лукоморье» и 10 лепестков, в которых надо
записать эти чудеса.

6.  Обобщающая беседа, идея произведения.  

Разные сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что
объединяет их все. Что?

 «Там русский дух… там Русью пахнет!»

 — Как вы понимаете эти слова?

Учитель:

Мир русской сказки знаком с детства каждому
ребёноку. Он в русской крови, в генетическом коде русского человека. Это
верования наших предков, их представление об устройстве мира. Это наша русская
культура, на которой выросли целые поколения русских людей. Русские витязи,
богатыри борются со Змеями Горынычами, с Чудо-юдами, с Кощеем Бессмертным, вызволяют
из плена русских девушек. Им помогают добрые звери, иногда Баба Яга, когда
герой хорошенько её припугнёт. Но всегда добро побеждает. Торжествуют светлые,
добрые силы. Впитывая эти премудрые сказки, русский ребёнок вырастал смелым,
готовым защищать родную землю, престарелых мать-отца, свою царевну. Проходил
через невероятные испытания и всегда побеждал. А всё — от народной, а потом и
пушкинской сказки.

 — Как бы вы сформулировали идею
этого пролога
словами самого Пушкина?

Там русский дух…там Русью
пахнет!

7. Рефлексия и оценка.

— Что нового узнали? Было ли
интересно?

Как оцениваете свою работу на уроке?

8. Домашняя работа: на
выбор

1) выучить наизусть отрывок из
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина;

2) нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся фрагменту.

  • Чем раньше тем лучше как пишется запятые
  • Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс
  • Чем похожи народные сказки и авторские сказки
  • Чем охотник напугал злых духов мансийской народной сказки
  • Чем отличаются богатыри от героев сказок 4 класс