Чем различаются рассказы акула и прыжок толстого

Мы знакомились с несколькими рассказами толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их

Мы знакомились с несколькими рассказами Толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их объединяет вне зависимости от возраста и развития сюжета.

Прежде всего герои Толстого очень храбрые и решительные мальчики, которые рано начали проявлять свою самостоятельность, но которым не терпится начать взрослую жизнь. Таковы герои рассказов “Акула”, “Филипок”, “Прыжок”.

Несколько особняком здесь стоит Николенька из рассказ “Детство”, который показан как очень тихий и спокойный мальчик, который настолько сильно любит родителей, что молится по вечерам об их благополучии и любуется их лицами.

Но в остальном герои Толстого способны совершать самостоятельные поступки, у них есть цель, они пытаются этой цели добиться, и иногда из-за этого попадают в очень опасные ситуации.

Вот например рассказ “Прыжок”, который мне особенно запомнился. Составим план этого рассказа:

  1. Обезьяна срывает шляпу с головы мальчика
  2. Мальчик лезет на мачту за обезьяной
  3. Матросы смеются снизу
  4. Обезьяна поднимается все выше.
  5. Мальчик выпускает вервеку и вступает на тонкую перекладину
  6. Внизу все испугались, а мальчик зашатался
  7. Появляется капитан, отце мальчика и угрожая ружьем приказывает мальчику прыгать
  8. Мальчик прыгает в воду, он спасен.

Все рассказы Толстого носят поучительный характер. Его герои могут быть совсем маленькими как мальчик Филипок или детьми постарше, но при этом они уже начинают проявлять самостоятельность, учатся совершать взрослые поступки, учатся ответственности за свои действия.

Им приходится покидать семью отправляясь учиться в город, они плывут на корабле вокруг Африки, они самостоятельно идут в школу мимо страшной собаки.

Герои Толстого очень храбрые мальчики и автор учит читателя быть разумно храбрым, различать какая храбрость оправдана, а какая нет.

Составим план пересказа рассказа “Акула”:

  1. Жаркий день у берегов Африки
  2. Капитан разрешает купаться в парусе
  3. Мальчики устраивают соревнование
  4. Отец мальчика подгоняет его криками
  5. Появляется акула
  6. Шлюпка с матросами не успевает
  7. Бледный артиллерист стреляет из пушки
  8. Мальчики спасены, всеобщая радость.

Сказка “Жаба и роза” Гаршина мне кажется печальной, потому что в ней речь идет о трагических по своей сути событиях. Но обратим внимание на то, что и смерть мальчика была легкой, он умер с желанным цветком в руках, он был счастлив в последние минуты своей жизни. И смерть розы оказалась наполненной смысла – она спаслась от ужасной жабы, и умерла делая доброе дело.

Образы мальчика и розы во многом похожи. Они оба романтичные и мечтательные натуры, их манит к себе красота этого мира и им уготована очень короткая жизнь.Это печально, но такова правда жизни.

Отдельно истории эти смотрелись бы совсем иначе, потому что так получилось, что мальчик сумел помочь розе, а роза помогла мальчику.

Стихотворение Тютчева “Как неожиданно и ярко” проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко” Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

Сочинение: Сравнение двух произведений: повести «Детство» Л.Н. Толстого и рассказа «Мальчики» А.П. Чехова

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

В самом начале своей сказки “О жабе и розе” писатель Гаршин дает два последовательных описания – сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

  • Делая это описание Гаршин использует олицетворение – роза живая, метафору – роса сравнивается со слезой.
  • Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
  • Роза в этой сказке – идеал чистоты и красоты,жаба – идеал безобразия.

В стихотворении “Бабочка” Фет использует своеобразный рваный ритм стихотворения, с укороченной второй строкой. Этот необычный ритм стихотворения преследует в моем понимании две цели. Прежде всего показать легкомысленность бабочки, которая не задумывается куда и зачем ей лететь, зачем она дышит, долго ли ей дышать, она не думает ни о чем.

Вторая цель рваного ритма сымитировать полет бабочки, ее порхание, когда бабочка то легко взлетает на несколько сантиметров, то опускается, то прянет вправо, то повернет в обратную сторону. И ведь действительно часто создается впечатление, что бабочка кружит совершенно бесцельно.

Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей.

Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие.

В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям – сиротам приходится тяжело работать в чужом доме.

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг.

не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче.

Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети – часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети – герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка – это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность.

Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни.

Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого.

Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.

И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого – несправедливость, у третьего – жестокость.

У Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально… и людей, одиноких среди близких…

Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять.

Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»).

Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.

289]

Произведения Чехова о детях – пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен.

Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа.

«Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», – писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю.

Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события.

С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «…

Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность…» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова – одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством.

Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.

И в то же время – это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

Детство Чехова. Анализ рассказа «Певчие» и повести «Степь» – Чехов А.П. Литература 19 века

В прозе Чехова большое место занимает тема детства. Всем нам памятны такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчики», повесть «Степь» и многие другие произведения, в которых писатель рисует мир глазами ребенка.

Часто картины детства в них далеки от идиллических воспоминаний, которыми обычно сознание человека наделяет свое далекое прошлое. Но в других удивительный мир детства, наоборот, кажется прекрасной страной, куда писателю так хотелось бы вернуться.

И как бы ни рисовал Чехов эти картины, нас всегда поражает то, как точно он передает взгляд ребенка, его чувства и мысли: веселые и грустные, серьезные и шутливые, в которых ощущается радость открытия мира или же боль от столкновения с его жестокостью и лишениями.

Конечно, в этом чувствуется влияние давней традиции русской литературы, которая всегда очень тонко и глубоко исследовала внутренний мир ребенка, стараясь увидеть окружающую жизнь его чистым и непредвзятым взглядом. Среди таких произведений в первую очередь вспоминаются автобиографические произведения Л.Н.

Толстого, Н.Е. Гарина-Михайловского, С.Т. Аксакова. Мы знаем также об особом отношении Ф.М. Достоевского к детям как самой чистой и в то же время уязвимой части человеческого сообщества. Но, вероятно, тема детства в творчестве Чехова появляется не только как дань литературной традиции.

По-видимому, определенную роль должны были сыграть и те впечатления, которые Чехов получил в детстве, сохранив их в своих воспоминаниях.

Чем же была наполнена жизнь будущего писателя в то время, когда он сам был еще ребенком, в каких условиях проходило его формирование и что из воспоминаний тех лет он отразил в своем творчестве?

Детство Чехова

Известно, что детство Чехова прошло на юге России в небольшом провинциальном городе Таганроге, который находился вдали от основных культурно-политических центров страны. Но тем не менее здесь достаточно интенсивно развивалась не только торговля, но и культурная жизнь.

Поразительно, что в таком небольшом городе была итальянская опера, очень неплохой драматический театр, хорошая гимназия. Даже на улицах слышны были звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, соло и дуэты из «Травиаты» и «Трубадура», которые доносились из окон домов, особенно тех, где жили состоятельные люди.

Можно сказать, что увлечение музыкой в Таганроге было всеобщим.

Особым событием в жизни города были гастроли весной 1879 года русской оперной труппы, которая привезла такие оперы, как «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Фауста» Гуно и многие другие знаменитые произведения. С концертами из произведений П.И. Чайковского здесь выступали знаменитые певцы-гастролеры.

Но был ли Чехов в детские и юношеские годы приобщен к этой культурной жизни родного города? Имеются свидетельства о том, что он бывал в опере, часто присутствовал на спектаклях в драматическом театре, посещал симфонические концерты, которые устраивались в городском саду, на музыкальных вечерах, которые нередко бывали в домах его друзей по гимназии.

Так, в марте 1876 года в письме к брату Александру шестнадцатилетний Антон пишет: «Я был вчера в доме Алфераки на концерте… Билет на концерт профессора Ауэра дал мне директор гимназии». Известно, что это был концерт знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра, которому П.И.

Чайковский посвятил свою «Меланхолическую серенаду». Вместе с ним тогда в Таганроге выступал и молодой пианист и композитор Сергей Иванович Танеев. И все же остается не совсем ясным, откуда у мальчика, родившегося в семье простого лавочника, появились столь широкие и серьезные культурно-музыкальные интересы.

Было ли это только влиянием общей культурной атмосферы города или же определенную роль сыграла в этом семья?

Семья Чехова

Семья купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, отца писателя, была большая, детям с раннего детства приходилось помогать отцу в делах торговли, работая в его лавке. Часто им надо было очень рано вставать, чтобы успеть потом в школу, а спать ложились поздно.

Об этой ранней трудовой жизни Чехов потом напишет во многих своих произведениях, например в повести «Моя жизнь».

И многие его маленькие герои, как Ванька Жуков, Пашка из рассказа «Беглец» или героиня рассказа «Спать хочется», тоже вынуждены рано познать тяжелые испытания, которые так не вяжутся в нашем сознании с картинами беззаботного детства.

Но все же в прозе Чехова о детях и детстве много и светлых моментов, которые мы также можем связать с какими-то эпизодами из детства писателя.

Особенно поражает то, что сам он вырос высококультурным, прекрасно образованным человеком, наделенным особым чувством прекрасного и поразительной музыкальностью, которая проявляется даже в стиле его произведений.

И определенная заслуга в этом также связана с его семьей, в которой действительно было что-то не совсем обычное для той среды — речь идет прежде всего о разнообразных культурных интересах, характерных для семьи, казалось бы, вполне обычного таганрогского лавочника.

На самом деле, отец Чехова мало уделял внимания торговле — не случайно он потом полностью разорился, из-за чего семье пришлось срочно уехать из города. Павел Егорович увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

И детям в этой семье родители старались не только дать хорошее образование (почти все они затем окончили высшие учебные заведения), но привить художественный вкус, интерес к творчеству.

Не зря потом один из братьев Чеховых — Николай Павлович — стал художником, а Антон Павлович прославил свою фамилию на литературном поприще. Как говорил писатель: «Талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Особое внимание в семье Чеховых уделялось музыкальному воспитанию детей: все они брали уроки у местного музыканта-любителя.

Особенно хорошие способности к музыке обнаружились у Николая, который стал учиться не только игре на фортепьяно, но и на скрипке, причем уроки ему давал итальянский скрипач Рокко. Один из товарищей Чехова по гимназии П.А.

Сергиенко вспоминал, что и Антон начинал учиться играть на скрипке. Но больше он любил слушать музыку. Она звучала часто в доме Чеховых.

Известно, что Чехов вместе с братьями пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя.

Нельзя сказать, что Антоша был сильно увлечен этим занятием: часто нужно было идти в церковь очень рано, в любую погоду, стоять там во время долгой службы.

Да еще отец был очень строгим и требовательным, мог наказать детей за шалости и несерьезное отношение к занятиям в хоре. Об этом вспоминает брат писателя Александр Павлович.

Очевидно, эта часть детства писателя, по-видимому, очень ярко запечатлелась в его памяти. Не раз в его произведениях описывается церковная служба с пением, рассказывается о жизни хористов. Одним из первых таких рассказов был появившийся в 1884 году рассказ «Певчие».

Анализ рассказа “Певчие” Чехова

В нем хорошо заметна автобиографическая основа, и в то же время здесь мир детства как бы «очищен» от всего наносного, показан так, как он мог бы быть увиден именно глазами ребенка, которому, с одной стороны, не очень хочется проводить время на репетиции в хоре, а с другой — очень нравится то, что он делает. Красота музыки захватывает маленьких исполнителей и их слушателей.

В этом небольшом рассказе сходятся две контрастные образно-стилистические струи. Он написан в ранний «осколочный» период творчества Чехова и имеет форму юморески, а потому здесь много ярких комических эпизодов. Сатирически изображен приехавший в провинциальный город петербургский «либерал».

Он якобы стремится к просвещению народа, заботится о его нуждах, но на деле оказывается, что это сухой и бесчувственный человек, которого не волнует ничего, кроме его собственных интересов.

Это проявляется в его отношении хору, состоящему из учеников городской гимназии, которые старательно готовились к встрече столичного гостя.

Кульминация рассказа — описание репетиции хора под руководством «маленького, седенького попика в лиловой ряске» отца Кузьмы. Он нарисован с добрым юмором, но в изображении участников хора, их пения чувствуется глубоко сочувственное отношение автора.

После пропетого «для проформы» начала литургии хор всерьез готовится к исполнению «Херувимской» — в музыкальном отношении очень важном и сложном разделе церковной службы.

«Херувимская» поется по-настоящему хорошо, настолько, что даже школьники, не участвующие в хоре, «оставляют свое чистописание и начинают следить за движениями Алексея Алексеевича» (регента).

Даже под окнами школы, где происходит репетиция, останавливается народ, а сторож Василий входит в класс «в фартуке, со столовым ножом в руке, и заслушивается». И только столичный гость оказывается равнодушен к этому замечательному самодеятельному хору, в котором не видит настоящих исполнителей.

Анализ повести “Степь” Чехова

В детстве Чехов соприкоснулся и со стихией народной песни, тесно связанной с природой.

Летом вся большая семья отправлялась в дальние поездки по приазовской степи — они ехали в гости к бабушке и дедушке, который был управляющим в имении богатого помещика. По пути останавливались на ночлег в селах и деревнях.

Здесь и в усадьбе Княжой, где жил дед, слушали пение крестьян. Прекрасные мелодии народных песен — русских и украинских — сливались в сознании будущего писателя с поэтическим образом вечерней степи.

Много лет спустя — в 1888 году — он напишет свою знаменитую повесть «Степь», в которой мир открывается через взгляд на него маленького героя — Егорушки, который впервые отправляется из дому через степь, чтобы в городе поступить в гимназию. Его дорожные впечатления, порой наивные, а иногда очень точные и наблюдательные, составляют основу повести.

Особенно поэтично увидена глазами ребенка степь, бескрайняя, как море, и наделенная, как ему кажется мыслями и чувствами. Иногда она пугает ребенка, особенно во время грозы, которая представляется ему как страшная игра великанов.

Сказочной кажется мальчику и та дорога, по которой он едет: «Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-Разбойника…». Вот так по-новому зазвучали гоголевские темы у Чехова — ведь для ребенка мир открыт, и все невозможное кажется в нем возможным. А порой Егорушка как будто даже слышит голоса степи.

Кто знает, может, именно так и думал маленький Антоша, когда он тоже ехал через степь в дальнюю поездку, а жизнь еще была вся впереди — неизвестная, огромная, пугающая и манящая к себе, как и его маленького героя.

Вот так в произведениях писателя преображались детские впечатления, которые помогли автору не только показать мир детства, но и то глубинное, что составляет основу детской души, близкой и понятной ему.

Читая эта повести и рассказы, еще раз поражаешься удивительному мастерству писателя, способному проникать в человеческую душу с помощью таких скупых художественных средств, благодаря которым детские впечатления «переплавлялись» в творчестве Чехова в совершенную художественную форму.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

Учитель: Ретнева Любовь Михайловна

МОУ СШ № 70 г. Ярославль

Конспект
урока литературного чтения.

УМК
«Планета Знаний» 3 класс.

Тема.
Л.Н. Толстой «Прыжок»

Цели: продолжить
знакомство с произведениями раздела « О мужестве и любви»; с рассказом Л.Н. Толстого
«Прыжок».

Задачи:


Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть
их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

— 
Формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение.

— 
Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать
словарный запас и способствовать развитию речи.

— 
Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за
свои поступки.

Планируемые
результаты:

               
Предметные:
продолжат учиться читать вслух осознанно,
без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;
прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого;
понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в
произведении.

                        
Межпредметные.

           
Познавательные
: анализируют литературный текст с опорой
на вопросы учителя,     выявляют основную мысль произведения,  формулируют её
на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют
поведение действующих лиц произведения;

                    Регулятивные:
формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых
заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и
назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на
уроке;

         
Коммуникативные
: осмысливают правила работы в группе
(распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

              
Личностные
: оценивают поступки героев произведения и
свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л.
Н. Толстого.

Оборудование

Учебник
« Литературное чтение» 3 класс, автор Э.Э. Кац

Портрет
писателя Л.Н. Толстого, картинки с урока внеклассного чтения


Л.Н. Толстом – его родные, семья, его увлечения), выставка художественных книг
Л.Н. Толстого для детей.

Толковый
словарь С. И. Ожегова

Компьютер,
интерактивная доска

I.           
Организационный момент.

1.      Проверка
готовности к уроку.

2.      Создание
эмоциональной ситуации.

ІІ.
Проверка домашнего задания.

1.            
Учитель:


Свидетелями  какой истории стали мы  на предыдущем уроке?

Ученики:

— 
Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».

2.            
Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся
сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов  рассказа, к которым выполнены
работы.

3.            
Пересказ учащимися произведения  Л. Н. Толстого «Акула».

IІІ.Актуализация
опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель: Каждый писатель лишь тогда
писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало
до глубины души. У писателя для этого есть свои методы и средства. И они самые
разные
Учитель: С творчеством  какого писателя мы продолжим
знакомство на уроке  вы узнаете, если выполните правильно задания.
Послушайте отрывки из произведений. Определите их названия и автора.
Викторина
Учитель зачитывает отрывки, а учащиеся называют автора и произведение.

  1. «Это
    Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не
    пускает его, и он украдкой пришёл в школу.»  (Л.Н. Толстой
    «Филиппок»)
  2. «Снопы
    уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и
    побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал.» (
    Л.Н. Толстой «Пожар»)
  3. «Отец
    приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел
    принести веник и говорит «Сломайте!»  (Л.Н. Толстой  «Отец и
    сыновья»)
  4. «Мальчики
    сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один
    из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные
    стороны.» (Л.Н. Толстой «Акула»)

Учитель:
— Учитывая содержание проделанной работы, определите, о
творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке? Обоснуйте свой
ответ.

 
Ученики
  -(Отгадывали викторину по произведениям Л.Н.Толстого,
значит-  познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого)

На
слайде портрет Л.Н. Толстого  (2)

Ученики:


На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.

Учитель:


Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

Ученики:

— Лев
Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для
взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их
обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил
«Азбуку». Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал
несколько рассказов.

Учитель:


Какие произведения Л.Н. Толстого вы  ещё читали, кроме уже названных?

Ученики.

Л. Н.
Толстой написал такие рассказы как «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и
волк», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

Учитель.


К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 3, 4)

Учитель.

— Из
букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня
познакомимся. (Слайд 5)

Ученики.


Прыжок.

Учитель.


Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

Ученики.


Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают
прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах,
прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.


IV. Подготовка к восприятию текста

1. Словарная работа
Словарная разминка.


До знакомства с рассказом объясните, как понимаете …
-Объясни значение словосочетаний.(сравнение)
* перенести вещи
* перенести болезнь
* перенести страх
* перенести обиду
* Задор …
* Аршин…

Перенести
вещи – 
изменить положение в пространстве

Перенести
болезнь – 
переболеть

Перенести
страх – 
испугаться

Перенести
обиду – 
вытерпеть обиду

лексическое значение, учитель при необходимости уточняет,
корректирует их.

2.
Рассказ о корабле –паруснике (
Слайд  6 с изображением
парусника.)
Учитель: Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Рассматривание иллюстрации  и чтение сведений о парусном корабле.
Посмотрите на этот корабль. Это корабль- парусник. Палуба такого корабля
делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на
15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были
перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине
протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля
была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание
продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение
нескольких месяцев
Учитель: Исходя из названия произведения и слов,  с которыми
мы работали, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в этом произведении?
(Принимаются все версии)
Учитель:
В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем
которых он был. В жизни этого человека  была служба в армии. Служил он и
на море.
Во время одного плавания и случилась история,  с которой мы сегодня
познакомимся.

 5.
Изучение нового.

(Чтение
рассказа учителем. Прием — чтение с остановками)

а)
– 
Сейчас вы прослушаете произведение Л.Н. Толстого «Прыжок».
Слушаем внимательно.

(
слушают 
до слов «.. Она как будто дразнила мальчика,
показывала, а него и делала ему рожи)


Где происходит действие рассказа? – На корабле.

– Почему
на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было
долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками

Физкультминутка

VI.
Продолжение работы над текстом.

– Как
мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.

– Сколько
лет было мальчику? – 12.

– Что
сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика,
утащила на мачту и начала рвать её.

– Как
вы думаете, что будет делать мальчик?  Может быть, полезет
догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что
ему шляпы жалко, что ли?

Прослушаем
рассказ дальше. 
Рассказ слушается до слов «Все
молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».


Угадали мы, что будет дальше?

– Да,
угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной.


Что помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их
дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.

– Сумел
ли он догнать обезьяну?  Нет, обезьяны лучше людей
карабкаются по перекладинам.

– Как
высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 

– Почему
мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над
ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.

– Что
произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на
палубу и разобьётся.

– Что
же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и
аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет
в море?

– Давайте
слушать дальше( до конца рассказа).

– Чьи
же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали,
что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.

– Для
чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 

– Почему
он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?»  Мальчик
зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына,
чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от
страха и послушался отца»
.

Выборочное
чтение.

– Давайте
найдем и прочитаем в тексте этот отрывок.

– Дети
перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал… и как только
отец крикнул … мальчик … прыгнул.»

 – Да,
отец не хотел убивать сына.

– Как
вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили
мальчика.

– Сколько
секунд он был под водой? – 40

– Попробуем
и мы задержать дыхание на 40 секунд
. – Не все могут. Это трудно.
Мальчик тоже наглотался воды.

– Почему
же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он
очень сильно испугался за сына.

– Какие
чувства вызывает у вас поступок отца? – Я думаю, он очень смелый и
сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его спасения.

6.
Анализ произведения. Работа в группах.

                       
Учитель.


Проследим за  поведением   людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем
их поведение.

         ( Ребята делятся на три группы.
Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о
поведении  людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья
–капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и
анализируют поведение действующих лиц.

          1-я
группа

Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и
реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти.
Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне
раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над
мальчиком, должны были остановить мальчика.

         
2-я группа:

—  Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно,
что над ним  смеются,  Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он
раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с
палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

    Мальчик – вспыльчивый,безрассудный,
отважный, гордый
, стремился  отстоять своё
достоинство
.Поведение мальчика напрямую
связано с поведением  людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы
избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

Учитель.

— Что
заставило мальчика прыгнуть? 

Ученики.

— Крик
отца, следует учесть,  что приказ капитана на корабле выполняется
беспрекословно и немедленно)

3-я
группа:

Отец не
растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял,
что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный
человек, решительный, любящий своего сына.

Учитель.

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

Ученики.

— Он  очень испугался за сына.

        7. Работа с пословицами.

Учитель.

— Каждая группа выбирает из 3 пословиц те,
которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 7)

          1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)

          2.  Капитан должен
думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан)

 3.
Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

8.
 Работа в парах. 

1.Восстанови
план рассказа.

  • Погоня
    за обезьянкой.
  • На
    палубе.
  • Обезьяньи
    проказы.
  • Вынужденный
    прыжок.
  • Спасение.
  • На
    перекладине.

         
9. Рефлексия

Учитель.


Какое ваше отношение к герою? 
Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера
мальчика.
Учитель.

-Можно
ли было избежать этой ситуации?

Ученики.

— Да,
если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может
получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.

Учитель.
— Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого
произведения? Чему он нас учит?
Ученики.

Л.Н.
Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков,
учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек,
чтобы не было таких ситуаций.

       10.
Подведение итогов.

Учитель.

— Над
каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

ученики.

Ученики.

— Мы
сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок».

Учитель.
— Над чем заставило нас задуматься это произведение?
Ученики.

— Из
любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться,
найти правильное решение.

Учитель.
— Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для
себя?)
— Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают  свою  работу.)

11.
Домашнее задание.
(Слайд
8)

Домашнее
задание.

Перечитать рассказ.
Пересказать от лица:

  1. группа – от лица мальчика;
  2. группа – от лица матроса корабля;

3
группа – от лица капитана.

Основное
внимание при пересказе необходимо на передачу чувств
и переживаний персонажей.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 164-166. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Великие русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

В этом разделе мы прочитали стихотворения Пушкина и Лермонтова.

Мне хочется выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро», потому что оно радостное и весёлое. И природа в нём показана очень красивой.

2 — 3. Вспомни и перечитай стихотворение Пушкина «Вот север тучи нагоняя», с которым ты познакомился во 2 класса. Расскажи, какой изображает зиму Пушкин.

Какие зимние картины рисует поэт.

Пушкин изображает зиму весёлой и радостной, но иногда мрачной и грустной. Она волшебница, которая меняет облик природы. Она морозна, но все ей радуются.

Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему?

Ясная зимняя погода вызывает у Пушкина радость, он мечтает помчаться на коне по заснеженному полю, радуется проказам зимы. Его бодрит морозный воздух.

Непогода вызывает у Пушкина грусть. Он сидит в избушке, разговаривает с няней. Ему нечем заняться, он скучает.

Почему поэт в стихотворении «Вот север тучи нагоняя» называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство?

Волшебство заключается в том, что природа изменилась. Были поля, земля, реки, леса. Стало всё белым, реки замёрзли, леса стоят под снежными шапками.

Волшебницей поэт называет зиму потому, что она может изменить облик природы очень быстро. Другие времена года меняют землю постепенно, а зима приходит сразу. Вчера была грязь, сегодня — снег.

Любит ли Пушкин зиму?

Пушкин очень любит зиму. Он радуется её приходу, радуется зимним забавам, любуется её красотами. Он восторженный певец зимы.

4. Перечитай стихотворение Лермонтова «Осень». Сравни первые четыре строчки с данными предложениями: В поле пожелтели листья, И летят и кружатся; В бору лишь поникшие ель хранят мрачную зелень.

В этих предложениях переставлены слова. Казалось бы ничего особенного, но при этом нарушился ритм, исчезла рифма. 

Нет правильного, чёткого чередования ударных и безударных слогов, а значит исчезла напевность.

И поэтому эти строчки стали набором предложений, стихотворение пропало.

5. Восстанови текст по смыслу. Переделай его так, чтобы у тебя получилось стихотворение.

Восстановим последовательность: Ночью бушевала буря, А с рассветом на село. Сперва была ночь, потом настал рассвет. Значит первая строчка стиха будет про ночь.

Переставим в ней слова сообразно ритму: Ночью буря бушевала.

Вторую строку оставляем без изменений: А с рассветом на село.

Третьей становится строка с полями и садом. Переставим прилагательное Пустынный в конец строки: На поля, на сад пустынный.

В четвёртой строке находим рифмующееся слово: Понесло и ставим его в конец: Первым снегом понесло.

Итог:

Ночью буря бушевала

А с рассветом на село

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

6. Какое чувство ты испытал при чтении стихотворений Лермонтова? Как ты думаешь, почему у тебя возникло такое чувство?

Я испытала чувство печали, лёгкой грусти. Лермонтов писал об одиночестве и даже осень в его описании мрачная.

Мне кажется, что поэт сам часто грустил и передал свое настроение читателям через стихи.

7. Баснописцы изображают своих героев в комических ситуациях. Как ты думаешь, почему?

Смешное лучше запоминается, привлекает больше внимания, а значит лучше дойдёт до читателя поучительный смысл басни.

8. Перечитай произведения Крылова. По каким признакам можно определить, что это басни?

Эти произведения носят поучительный характер. Их героями являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

9. Вспомни героев басен Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.

Необычно в баснях то, что животные в них показываются как люди, обладают недостатками, свойственными человеку.

Это делается для того, чтобы люди могли узнавать в животных самих себя, осознавать свои недостатки и пытаться их исправить.

10. Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные наделённые человеческими характерами. Читателю самому предстоит догадаться, что речь идёт о человеческих недостатках. Понял ли ты, в чём иносказательность басен? Приведи примеры.

Иносказательность басен в том, что они не называют прямо недостатки людей, но показывают их через животных.

Так мартышка в басне показана невеждой, но точно также есть люди, которые ругают вещи, не понимая их назначения.

Обезьяна в басне смеётся над отражением, не понимая, что это она. И люди часто смеются над другими, хотя сами ничуть не лучше.

11. Расскажи, какие произведения Толстого ты читал. Были ли среди этих произведений стихотворения, басни, сказки, рассказы?

Мы прочитали рассказы «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Филипок», «Котёнок», басни «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже».

12. Какое произведение Толстого тебе особенно запомнилось? Почему?

Мне запомнилась больше всего басня «Старый дед и внучек». В ней мальчик стал вырезать чашку для родителей, чтобы кормить их в старости, как они сейчас кормили старого дедушку. Мальчик сумел показать родителям, как плохо они поступают.

13. Кто главные герои прочитанных тобой произведений Толстого? О чём и о ком рассказывает писатель своим читателям? Чему он их хочет научить? Что нового ты узнал из рассказов Толстого?

Чаще всего героями произведений Толстого становятся дети. Писатель рассказывает о том, как правильно поступать в той или иной ситуации и хочет научить читателя не повторять ошибки его героев. Хочет, чтобы читатели выросли добрыми и честными, смелыми, решительными, но думающими о последствиях своих поступков.

Из рассказов Толстого я узнала, как образуются дожди и какой красивой бывает роса. Узнала о том, что баловство и стремление покрасоваться могут привести к большой беде.

14. Находишь ли что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов «Прыжок» и «Акула»?

Артиллерист и капитан вели себя очень похоже. Они быстро приняли единственно верное решение, которое могло спасти мальчиков. Они сильно боялись за детей, но справились с эмоциями. Ведь оба они были отцами.

15. Как ты считаешь, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Толстого? Чем?

Эти мальчики очень похожи друг на друга.

Они не любят проигрывать и стремятся во всём быть первыми. Они не думают о последствиях своих поступков. Они легкомысленные.

16. Какой из прочитанных рассказов произвел на тебя самое сильное впечатление?

Мне очень понравился рассказ «Лев и собачка». В дружбе этих животных было столько трогательного, романтичного. И он закончился очень печально, что произвело на меня самое сильное впечатление и даже заставило заплакать.

17. Знаешь ли ты другие произведения Толстого о животных?

Список произведений Льва Толстого о животных

  1. «Булька»
  2. «Орёл»
  3. «Русак»
  4. «Котёнок»
  5. «Воробей и ласточка»

1

Тип урока: урок
открытия новых знаний.

Тема урока: Л.Н.
Толстой «Акула».

Цель урока: формировать 
умения работать с текстом, выделять основную мысль рассказа и определять
главного героя.

Образовательная: учить
выразительному чтению для более глубокой передачи мыслей и чувств, заложенных
автором в произведении.

Развивающая: развивать
речь, логическое мышление, воображение, память.

Воспитательная: воспитывать
чувство сострадания, прививать любовь к чтению, продумывать свои действия.

ПРЕДМЕТНЫЕ:
познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Акула»

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ –
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления; овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ –
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

КОММУНИКАТИВНЫЕ — 
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения
и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.

ЛИЧНОСТНЫЕ:
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: учебник,
мультимедийный проектор (презентация), картинки – пазлы с изображением акулы,
рисунок парусника, паруса красного и белого цвета, книги Л. Н. Толстого

Приложение 1

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные
(универсальные учебные

действия)

I.
Организационный момент (2 мин)

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

– Ребята,
повернитесь друг к другу, улыбнитесь. От вашей улыбки в классе стало теплее, 
и светлее.

Вспомним наши
правила, которые помогают в работе на уроке

1.    
Не выкрикиваем.

2.    
Не перебиваем друг друга

3.    
Мы слышим друг друга

    
4. Учимся работать сообща

Личностные:
отработка навыков самоорганизации

Регулятивные:
организация деятельности на уроке

Коммуникативные:

 уметь договариваться и  приходить к
общему мнению.

II. Речевая разминка
(2мин)

Урок начнём с речевой разминки. 

Прочитайте правильно.

        сом               
Маша                шапка

        лом               
Даша                лапка

        ком               
Паша                папка

Прочитайте считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

Познавательные: умение  применять знания.

Коммуникативные: умение работать коллективно

Личностные: отработка навыков самоорганизации

III.
Актуализация знаний (5мин)


Сегодня мы будем изучать произведение великого писателя. Чтобы узнать фамилию
писателя,    приглашаю вас поиграть в игру «Расшифруй слова». Вставьте
гласные буквы и получите слова

 (слайд
№4).

Филиппок(ФЛППК) 
ЛВ СБЧК (Лев и собачка)     Котёнок (КТНК)       Прыжок(ПРЖК)(Слайд 5)

А
вспомните, кто автор этих произведений? (Лев Николаевич Толстой)

 (Появляется
портрет Толстого) (слайд №6).

Мы
познакомимся с новым произведением Л.
Н. Толстого. Но
название произведения вы узнаете, если выложите из пазл фигуру. Задание
будете выполнять в парах. А один ученик у доски.

 Работаем
в парах.

Представление 
об идее художественного произведения

Коммуникативные:
умение вступать в диалог с учителем

IV.
Постановка учебной задачи 2мин

– Какая же фигура получилась,  ребята? (Это акула)

– Посмотрите, что получилось на доске

– О ком пойдёт речь в этом произведении ? (Об акуле)

– Какая тема урока?

Вы правильно определили тему сегодняшнего урока: Л.
Н. Толстой «Акула»

– Какие цели вы поставите сегодня перед собой на
этом уроке? Обсудите в парах.

 Познавательные:
умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для
решения проблемы.

Коммуникативные:
умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации

V.
Открытие новых  знаний» (5 минут)

Что знаете об акуле?

– А где можно найти сообщение об акуле? (в
энциклопедии, в интернете)

А как называется такой текст? (научный).

Послушаем сообщение  об акуле (Чтение учителем
информации об акуле)

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

Коммуникативные: умение вступать в
диалог с учителем

VI.
Первичное восприятие текста  (7 мин)

— Откройте учебник с.167. Какие условные обозначения
имеются перед текстом.

–  Читая это текст, постарайтесь представить, то о
чём говорится в рассказе. Читать рассказ мне помогут помощники учителя:
Пивнёва В,Алвандян А., Катонова К, Базаров И.

(После чтения)

– Какие чувства вы переживали, слушая рассказ?
Поделитесь своими впечатлениями.

– Определите какой это текст научный или
художественный? Почему?

Совершенствование
сознательности, правильности чтения.

Познавательные:
Общеучебные: умение структировать знания;

Логические:
анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:
волевая саморегуляция.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, управление
овладением артнёра, умение выражать свои мысли

VII. Физкультминутка
(3мин)

 -А сейчас давайте немного отдохнём. Представим
прекрасный день, море, солнечную погоду. Мы не думаем об опасности. Отдыхаем,
следим глазками за предметами, которые будут появляться на экране.

Личностные:  
интерес к способам решения новой задачи, чтению, ведению диалога с
автором.

VIII.
Повторное чтение и
анализ рассказа
(14мин)

В тексте есть слова, значения которых надо
объяснить.

Для этого прочитайте внимательно рассказ, найдите 
эти слова.

Хобот — горючий шнур для воспламенения зарядов, для
передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Артиллерист- военнослужащий артиллерии —
огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

Ропот- недовольство, выражаемое в приглушённой
форме, негромкими голосами.

Ребята, сейчас мы должны определить, кто же главный
герой рассказа «Акула»?

Приступаем к исследованию рассказа.

Для этого давайте вспомним, кого вы считаете главным
героем рассказа «Прыжок» -сына капитана или самого капитана? Почему?

А в рассказе «Акула» главный герой артиллерист или
мальчики?

Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте в
группах.

Работа в группах

-1гр. Вы должны сообщить, что узнали из рассказа о
мальчиках.

1. Какими они показаны в начале рассказа?

2. Как они вели себя, когда увидели акулу?

Найдите отрывки и зачитайте их.

2гр.  

 Вы должны сообщить, что узнали из рассказа об
артиллеристе?

1.Каким он показан в начале рассказа?

2. А когда увидел в море акулу?

3. Что сделал артиллерист, чтобы спасти мальчиков?

Найдите отрывки и зачитайте.

Выступление детей от каждой группы.

– А если бы артиллерист  не выстрелил, испугался,
что могло случиться с мальчиками?

Чем старый артиллерист похож на капитана из рассказа
«Прыжок»?

Какой артиллерист? Подберите слова, близкие по
смыслу. Мужественный,…

Кто же главный герой мальчики или артиллерист? Чему
посвящён раздел, который мы изучаем?

О какой любви рассказал Л. Н. Толстой в рассказе
«Акула»? Можно сказать, что это  основная мысль этого произведения?

Работа в парах.

Послушайте три разных высказывания о рассказах –
Льва Толстого учебник с. 171

1.      Эти два рассказ о мужестве и отваге!

2.      Я думаю, что эти рассказы о том, как трудно
воспитывать мальчиков

3.      Эти рассказы о том, как отцы спасают детей,
когда мамы нет рядом!

–  Какое высказывание принадлежит Маше, Мальвине. А
что сказал Миша?

Представление 
об идее художественного произведения.

Совершенствование
сознательности чтения.

Познавательные:

-умеет
отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения
проблемы.

-находит
в тексте незнакомые слова, определяет их значения разными способами

Регулятивные:

принимать
учебную задачу, предлагаемый план действий, действовать по плану

Коммуникативные:

вступать
в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила
общения.

Познавательные:

понимать
информацию,

представленную
в модельной,

словесной
и изобразительной

форме.

Регулятивные:

планировать
свои высказывания;

оценивать

правильность

выполнения
заданий.

Коммуникативные:

участвовать
в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать,
выслушивать

IX
Рефлексия ( 4мин)

Кто
же главный герой рассказа «Акула»?

А
какая основная  мысль рассказа?

Л.
Н. Толстой написал много интересных рассказов для детей. Вот эти книги вы
можете взять в сельской и школьной библиотеке и почитать.

Если
вы довольны своей работой на уроке  –прикрепите к паруснику  алый парус, не
совсем довольны – белый  парус.

Ребята,
вы оценили каждый себя, а я хочу
поставить оценки
за выразительное чтение и работу на уроке следующим ученикам…

Регулятивные:
планировать пути достижения целей, умение проводить рефлексию своих действий.

  • Чем сказка жуковского родственна народной сказке чем отличается от нее
  • Чем различаются народные сказки от литературных сказок
  • Чем похожи герои сказок пушкина и жуковского
  • Чем похожи сказка и сказание
  • Чем понравилась сказка кот в сапогах