Чем рассказ отличается от объяснения

Чем отличается повесть от рассказа в русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в

Чем отличается повесть от рассказа

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

9b4971173b18d3ef4490c10f639700da

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.

9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

Поделиться советом: “Чем отличается повесть от рассказа”

Чем отличается ПОВЕСТЬ от РАССКАЗА

Неискушенному читателю бывает сложно отличить один литературный жанр от другого. Разницу между романом и рассказом, например, на бытовом уровне понять нетрудно: рассказ меньше, чем роман. А выделить четкие различия между рассказом и повестью не всегда удается даже литературоведам.

Повесть − жанр эпической поэзии, по объему находится между рассказом и романом. Для повести, в отличие от рассказа, характерно описание ряда фактов, объединенных общим сюжетом. В действительности, в литературоведении нет четких критериев повести. Термина «повесть» не существует в других языках, таким образом, повесть является только жанром русской литературы.

Повесть берет свое начало в древней русской литературе. Под повестью тогда понималось то, что повествуется. В Древней Руси повестью назывались агиографические, житийные, хроникальные, эпические, воинские, летописные произведения.

«Слово о полку Игореве», которое является одним из древнейших текстов (предположительно было написано неизвестным автором в 1085 году), можно отнести к жанру воинской повести, которая несет в себе сильную лирическую струю, отличительную особенность воинских повестей Древней Руси. К жанру древней воинской повести можно отнести «Задонщину», произведение о мамаевом побоище, на которое значительное влияние оказало «Слово о полку Игореве». А также «Повесть об Азовском сидении» и многие другие.

В силу того, что житийная литература не могла удовлетворить все потребности общества по причине своей узкой тематики, появился жанр, который отвечал запросам реальной, мирской жизни – светская повесть. Она появилась только в XVII веке с ослаблением влияния церкви и усилением роли купечества. Таковыми являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Савве Грудцине». Древнерусская светская повесть стала прообразом современной повести.

Letopis

Позже повесть становится излюбленным жанром Н.М. Карамзина, сентименталиста, который призывает к простоте и красоте. Далее повесть находит свое место и в творчестве Н.В. Гоголя, А.С Пушкина. С развитием русской литературы большую популярность приобретает роман, а к повести обращаются писатели-реалисты, такие как И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Жанр повести развивают и советские писатели: В.П. Астафьев, Р.П. Погодин, А.П. Гайдар. Для повести нашлось место не только в творчестве писателей-классиков, но и в современной российской литературе этот жанр довольно распространен.

Для повести, в отличие от рассказа, характерно равномерное, неторопливое развитие действия, простота композиции, персонажей в повести больше, чем в рассказе, также в повести можно проследить развитие характера героя.

Рассказ, как и повесть, является жанром эпической поэзии. Обычно рассказ представляет собой небольшое реалистическое произведение, повествующее об отдельном событии. Обычно рассказ соотносят с западноевропейской новеллой, но некоторые литературоведы выделяют ряд особенностей, которые отличают новеллу от рассказа: острый напряженный сюжет, неожиданная развязка.

Рассказ в русской литературе появился в XVII−XVIII вв. в стилях низшего сословия. Рассказ внес в литературу бытовое, повседневное содержание. Рассказ отличается простотой языка и лаконичностью формы. Мастером короткого психологического рассказа является А.П. Чехов, социального – М. Горький, народного – Л.Н. Толстой.

Рассказ – это всегда законченное повествование, развитие действия в рассказе может быть обусловлено психологическими, социальными противоречиями. Таким образом, рассказ может быть бытовым, сатирическим, психологическим, авантюрным, фантастическим.

В рассказе, в отличие от повести, ограничено число персонажей, обычно отсутствует предыстория, действие сконцентрировано вокруг одного события. Также рассказ отличает небольшой объем.

Выводы:

  1. Повесть по объему больше, чем рассказ.
  2. В повести больше персонажей, можно проследить развитие героя на протяжении сюжета; в рассказе персонажей немного.
  3. Для жанра повести характерно описание нескольких событий, объединенных общим сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.
  4. Повесть как жанр русской литературы уникальна: ее аналогов нет в литературах других стран. Рассказ имеет соответствующие формы в литературе разных народов.
  5. Развитие сюжета в повести равномерное, неторопливое; в рассказе показан отдельный эпизод, обычно нет предыстории.
  6. Повесть отличается от рассказа простотой композиции, в рассказе же может быть обратная композиция.

Чем отличаются друг от друга повесть, рассказ, и сказка? А фантастическая повесть и повесть-сказка?

50bf2

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

К сказочным повестям относятся произведения Эно Рауда, Туве Янссон, Владимира Сутеева, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского (о Чебурашке и крокодиле Гене, «Вниз по волшебной реке» , «Меховой интернат» , «Гарантийные человечки» , «Господин АУ») .

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Господи ! .молодежь! вы что вообще ничего не читаете . отличить не можете вымысел (сказку) от повествования ( повесть ). пересказ события от первого лица (рассказ ). наукообразную литературу ( фантастическая повесть ). и длинное изложение выдуманной истории с несуществующими на планете Земля персонажами (повесть-сказка) ?

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

К сказочным повестям относятся произведения Эно Рауда, Туве Янссон, Владимира Сутеева, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского (о Чебурашке и крокодиле Гене, «Вниз по волшебной реке» , «Меховой интернат» , «Гарантийные человечки» , «Господин АУ») .

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.

Что такое сказка?

Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.

Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.

В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:

  • литературные;
  • фольклорные.

Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.

Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.

3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».

Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.

Что такое рассказ?

Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.

tsiodnnch Сказки и новеллы часто переплетаются, например, в собрании “Тысяча и одна ночь”

Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.

Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.

Отличия между сказкой и рассказом

Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.

В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.

Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое повесть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В многообразии литературных жанров порой бывает трудно провести чёткие границы между одним и другим видом словесного творчества.

Повесть – это один из примеров сложно определимого жанра. Он имеет специфическую «русскую» историю и получил распространение преимущественно в России.

povesti chto takoe

Повесть — это сложно определимый жанр со своей историей

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  1. tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairytale (сказка), history, short novell;
  2. conte (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  3. моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

В России этот эпический жанр пошёл оригинальным путём развития. Термин «повесть» впервые упоминается ещё в древнерусских летописях. Он не имеет жанровых признаков, а лишь обозначает повествование, протяжённое во времени.

Знаменитая «Повесть временных лет» — это беспристрастное историческое летописание, созданное с установкой на достоверность, свод событий прошлого, образующих историю Киевского княжества и шире – древнерусского государства.

В дидактической церковной литературе появились такие произведения, как «Повесть о Законе и Благодати», напоминающая по форме небольшой философский очерк. Позднее под влиянием фольклора функции повести упростились. Рассказчиком и фиксатором истории мог стать не только монах-книжник, просвещённый человек, но и любой обыватель.

Появились бытовые и житейские образчики жанра («Повесть о Фроле Скобееве», «Шемякин суд» и другие).

В собственно авторской литературе, оформившейся у нас на рубеже XVIII-XIX веков, повесть стала жанром беллетристики и закрепила за собой канонические черты, по которым её можно распознать сегодня.

Определение повести — что же это за жанр

В современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ (что это?), но уступающий роману. Как видите, границы её подвижны.

povest eto

Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.

povesti belkina

Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.

Жанровые признаки повести

  1. Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
  2. Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
  3. Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
  4. Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
  5. Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.

» alt=»»>

Виды повестей

В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  1. сентиментальная (это какая?) (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
  2. романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  3. реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  4. фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
    povest vii
  5. сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
  6. приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
  7. детективная;
  8. сказочная.

Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».

Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.

Выводы

В середине ХIХ века В. Г. Белинский назвал повесть одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила свои позиции до середины ХХ столетия, но не исчезла и потом.

Сегодня можно говорить о модернистской и постмодернистской повести, вобравшей в себя черты других литературных жанров.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Это как раз то, что я с мая 2013 года никак не могу завершить. Уже на 180 тысяч слов раздул, скоро больше «Тихого Дона» будет.

И кстати, при всей своей любви к русскому языку и русской литературе — я не знал всех тонкостей, чем повесть отличается от рассказа. Рассказом я мог назвать и махину страниц на 200 машинописного мелкого текста. Так что спасибо за разъяснения.

Скажу по-чесноку, я вообще не могла до сегодняшнего дня отличить повесть от рассказа. А роман в моем представлении — это была какая-то красиво изложенная на бумаге любовная история.

Чем рассказ отличается от беседы — основные отличия

Одним из видов классификации методов обучения являются словесные, или, как их еще называют, методы у

ajax loader

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по педагогике — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Особую роль в этой группе методов (словесных) имеет метод работы с учебником или книгой. В процессе

Сущность рассказа, лекции и беседы

Похожие вопросы

  • Педагогика — Сущностьрассказа, лекцииибеседы
    Все требования, предъявляемые к методу рассказа, предъявля- ются и к лекции. В зависимости от дидактических целей обучения эти методы (лекцияирассказ) могут быть
    Такие беседы дают возможность уча- щимся самим решать посильные для них познавательные задачи.
  • Педагогика — Метод работы с учебником или книгой, применение упражнений
    Сущностьрассказа, лекцииибеседы. Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако. Загрузка.
  • Педагогика — Словесный метод обучения и метод объяснения
    Сущностьрассказа, лекцииибеседы.
    Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информа- цию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а проду- манной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.
  • Шпаргалки по педагогике
    Сущностьрассказа, лекцииибеседы. Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако. подробнее ».
  • Шпаргалки по педагогике
    Сущностьрассказа, лекцииибеседы. Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако. подробнее ».
  • Шпаргалки по педагогике
    Сущностьрассказа, лекцииибеседы. Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако. подробнее ».
  • Шпаргалки по педагогике
    Сущностьрассказа, лекцииибеседы. Рассказ традиционно рассматривается как один из важнейших методов изложения нового материала. Однако. подробнее ».
  • Педагогика — Смысл внушения, увещевания, этических бесед
    Сущность этического рассказа и сущность разъяснения.
    3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. 4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников.
  • Педагогика — Сущность этического рассказа и сущность разъяснения
    Смысл внушения, увещевания, этических бесед. Для внушения характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, п. Сущность этического рассказа и сущность разъяснения.
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Методы и технологии.
    К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся перспективные — передача и воелрия1ме учебной информации посредством чувств; особенные — лекция, рассказ, беседа; наглядные — демонстрация, иллюстрация; практические.

yandex for white background найдено похожих страниц:10

Чем рассказ отличается от беседы — основные отличия

ks805

В обыденном понимании присутствуют оба понятия – рассказ и беседа, отличаясь друг от друга по самому простому признаку. Как бы ответил человек на улице, если б ему задали такой вопрос? Интервьюируемый ещё по своим делам спешит, но из вежливости, вероятно, скажет, мол, в рассказе – один вещает, а в беседе – минимум двое говорят. Следует повторить, что это справедливо в бытовом понимании. Основное отличие уловить просто, но есть ещё много тонкостей.

Важно, что и беседа, и рассказ – сложные и многозначные понятия, встречающиеся в психологии и педагогике.

Психология

В этой науке беседа и рассказ служат для получения информации, часто глубинной. То есть рассказывая что-то, человек не просто передаёт факты, а показывает, даже того не желая, своё отношение. В беседе происходит психологическое взаимодействие минимум двоих. Плюс – третий может посмотреть на беседу со стороны, проанализировать. Здесь важно не просто слышать, но и видеть беседующих.

Конечно, в психологии беседа подготовлена. Вопросы (могут даже использоваться карточки) и психологические приёмы продуманы, выстроен план, учтены особенности участников процесса. Часто целью беседы является убеждение другого человека в чём-то. Здесь постоянно есть обратная связь. Как отвечает собеседник? Какое у него выражение лица, поза, какие жесты? Происходит постоянный анализ на соответствие сказанного истине. В то же время профессиональный собеседник (психолог) старается поддерживать непринужденную и доверительную атмосферу. Часто собеседника стараются «разговорить», задавая открытые вопросы. То есть на них недостаточно будет ответить «да-нет», а нужно рассказать что-то, выразить своё отношение. Анализ, рефлексия проходит и после беседы, делаются выводы на будущее.
wom242

Педагогика

Здесь основная цель этих двух методов – передача информации, обучение. Впрочем, они также используются для получения информации об учениках. Это два обычных «инструмента» преподавания для учителя при работе с группой (классом) или индивидуально. Учитель может участвовать в рассказе и беседе или наблюдать со стороны.

При педагогической передаче информации беседа, конечно, занимает больше времени, чем рассказ. Задача педагога «натолкнуть» собеседников на правильную мысль. Если нужно выйти на какой-то новый факт, обязательны некоторые начальные знания о системе. Если задача – «выстроить» факты, то базовая информация может быть бытовой, несистематизированной. Естественно, провести такую беседу (особенно, если учащихся достаточно много), не так просто.
teach592

Кажется, что для учителя проще самому озвучить данные, чем ждать, пока ученики, благодаря его подсказкам, сообразят. Однако знания, полученные в беседе, сохраняются дольше. Внимание учеников сосредоточено, они активны, практически сами находят ответ. И этот метод разрабатывается в педагогике ещё со времен Сократа, который вёл обучающие беседы.

При активном слушании ученик поддерживает внимание, не отвлекается на неважные вещи, старается сразу выстроить систему. Также важно показывать, что он, действительно, слушает внимательно. Значимо выражение лица и жесты. Желательно, чтоб он делал заметки, переспрашивал. Понятно, что это не должно мешать рассказчику. Особенно, если он выступает перед большой аудиторией. Для вопросов нужно отводить время после выступления, приглашать слушателей к небольшому диалогу.

Сам рассказчик должен помочь слушателям сохранять внимание. Например, важно избегать монотонной речи, нужно приводить яркие примеры, учитывать особенности слушателей. Хорошо бы объявить план своего рассказа. Подчеркивать, как развивается повествование, чтобы аудитория тоже могла сориентироваться. Например, использовать выражения: «завершая», «переходим к…», «первыйпоследний пункт»… Лучше приглашать людей делать заметки, подсказывая самое важное. Важно не забыть, что рассказ – не структурированная лекция, в которой необходимо записывать определения. Рассказ может быть и довольно эмоциональным, со свободной структурой. Он может передавать больше чувства и ощущения.
rass555

Детальные отличия

В научном понятии между рассказом и беседой выделяются рассмотренные отличия. Итак, одно от другого понятия отличается:

  1. Активностью участников.
  2. Структурой.
  3. Результативностью.

Впрочем, всё зависит от ситуации, материала, участников. Важно, что при использовании и той, и другой формы важно, чтобы участники передачи информации помогали друг другу.

Интервью и беседа: сходство и различие

Интервью и беседа: сходство и различие

В современной практике встречаются разные виды опроса, ведущего к созданию нового источника, — интервью (качественное, исследовательское, историческое интервью): беседа, расспрос, опрос и т. д. По назначению они не исключают друг друга. С одной стороны, интервью можно определить как разговор, беседу, диалог между двумя людьми по интересующей обоих теме. С другой стороны, некоторые устные историки различают две самостоятельные формы опроса — интервью и беседу. Они считают, что «беседа отличается от интервью тем, что спрашивающий является таким же равноправным собеседником и создателем будущего текста, как и человек, дающий интервью. При этом коммуникативный акт происходит не в виде „вопрос-ответ“, а позволяет и обмен мыслями между участниками беседы», тем самым «повышает возможность объективного освещения темы разговора»[43]. Интервью в таком случае отличается от беседы тем, что интервьюер задает направление рассказу интервьюируемого, стимулируя вопросами освещение тех или иных проблем, в том числе таких, о которых собеседник не всегда хотел бы говорить, наполнение рассказа материалом, и таким образом формирует основное содержание текста, но сам отстраняется от оценок и рассуждений. Корреспондент задает вопрос, респондент отвечает. Есть и третий подход. Некоторые устные историки категорически отвергают использование слова «интервью». Так, В. Д. Дувакин, создавший одним из первых в СССР в 1970-е гг. в МГУ коллекцию устных источников по истории университетской науки, сознательно называл встречи с респондентами «беседы». Этой же точки зрения придерживается В. С. Губарев. Он так определил свой метод: «То, чем я занимался, — это не было интервью. Это были расспросы, в которых участвовали два равных собеседника»[44].

Для такой позиции есть некоторые основания, так как интервью в устной истории носит более свободный, открытый и менее формализованный характер, чем в других социогуманитарных науках, прежде всего в социологии. В устноисторических интервью люди рассказывают о своей жизни, «гуляют» по лабиринтам памяти с помощью интервьюера, заходят в улочки, закоулки, тупики глубоко расположенной и даже спрятанной исторической памяти.

По сути дела, действительно, интервью — это процесс взаимодействия между репортером и собеседником, а их вопросы и ответы составляют основу для создания устного исторического источника. Однако полностью согласиться с этим мнением нельзя. Устный историк должен минимизировать свое влияние на рассказчика и тем более не высказывать свои оценки и не оспаривать оценки собеседника. Каждый рассказчик имеет свой стиль воспоминаний, повествования, рефлексии, свой жизненный опыт, свою историческую память, и фиксировать надо конкретный эмпирический опыт. Информационная среда, изучаемая в процессе исторического интервью, очень разнообразна, что в определенной степени объясняется именно индивидуальностью рассказчиков. Это, собственно, отличает устный исторический источник как задокументированное историческое интервью от стандартного формализованного интервью, например в социологии, занимающейся выявлением не индивидуального, атипичного, а общего — закономерностей и тенденций развития общества. Социологические интервью используются практиками для прогнозирования социального развития. В этом плане результаты формализованного интервью социологии больше обращены в будущее, а устной истории — в прошлое.

Читайте также

7.5.6. Различие зодиаков «SP» и «OU»

7.5.6. Различие зодиаков «SP» и «OU» Возвращаясь к сравнению зодиаков «SP» и «OU», мы приходим к окончательному выводу, что это, все-таки, разные зодиаки. Несмотря на все сходство их общей композиции.Планеты на них изображены совершенно по-разному. Набор «обычных» символов

Сходство этрусской культуры с культурой италиков

Сходство этрусской культуры с культурой италиков Необходимо отметить, что у этрусков и их соседей (латинов, сабинов и др.) было много общих элементов в политической жизни, в быту и рели­гии. Так, например, римский обычай окружать высших магистратов лик­торами с пучками

9. СХОДСТВО КРАЙНИХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА С ЖИВОТНЫМИ РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ И ХИЩНИКАМИ

9. СХОДСТВО КРАЙНИХ ТИПОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА С ЖИВОТНЫМИ РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ И ХИЩНИКАМИ Сходство низших рас по их характеру с овцами. Сходство людей-хищников с хищниками животного царства.Итак, перед нами совершенно отчетливо обрисовались два крайних типа человечества. Низший

Глава VII Монашеские ордена буддистов и их поразительное сходство с католическими

Глава VII Монашеские ордена буддистов и их поразительное сходство с католическими Подобно тому, как в Европе с средние века была мания аскетизма и отшельников монахов, а затем и высшее духовенство стало обязательно монашеским, как было и в Азии. И как в Европе началась

31. Беседа Гамлета с матерью и беседа Христа с Марией Магдалиной «Не прикасайся ко мне» Неверие Фомы

31. Беседа Гамлета с матерью и беседа Христа с Марией Магдалиной «Не прикасайся ко мне» Неверие Фомы Одной из важных сцен шекспировской трагедии является встреча Гамлета с матерью в ее спальне. Он приходит к ней, обличает мать в разврате, осуждает. И тут появляется тень

Сходство этрусской культуры с культурой италиков

Сходство этрусской культуры с культурой италиков Необходимо отметить, что у этрусков и их соседей (латинов, сабинов и др.) было много общих элементов в политической жизни, в быту и рели­гии. Так, например, римский обычай окружать высших магистратов лик­торами с пучками

Различие подходов.

Различие подходов. Многие люди настолько привыкли к государству, что уже и не мыслят своего существования вне и без его структур. Для них уже непонятна жизнь человека, на которого государственная власть почти не распространяется.Вне всякого сомнения, в развитии

Сходство, но неудивительное

Сходство, но неудивительное Солнце приносит на землю свет и тепло; не мудрено, что почти все народы мира независимо от древних египтян почитали дневное светило могущественным божеством, дарующим людям жизнь и свет. Первобытный человек обожествлял и другие явления

Глава I. Кащей и Германарих – сходство или связь?

Глава I. Кащей и Германарих – сходство или связь? В русском фольклоре существует четыре основных источника об интересующем нас персонаже:Сказка о смерти Кащея в яйце (условно назовем ее «первой»).Сказка о смерти Кащея от коня (назовем ее «второй»).Былина об Иване

Интервью и устные истории Список интервью

Интервью и устные истории Список интервью С Габриелой АунЛю Франклин, 18 декабря 2008 года, Стэнфорд, КалифорнияС Филипом ТаубманомМайкл Р. Анастасио, 9 октября 2009 года, Лос-Аламос, Нью-МексикоСтив Андреасен, Кэти Гвин и Джоан Ролфинг, 23 марта 2010 года, Вашингтон, округ

В чем различие?

В чем различие? Господствующий класс возник не случайно и не тогда, когда люди плохие захватили власть над хорошими, как считали теоретики, мечтавшие о построении бесклассового общества. Господствующий класс – обязательный атрибут развитого социального организма.

15. Арест Христа и арест Рема Беседа с Пилатом и беседа с Нумитором

15. Арест Христа и арест Рема Беседа с Пилатом и беседа с Нумитором 15.1. Что сообщают Плутарх и Ливий Мы уже видели, что Плутарх и Тит Ливий иногда путали Ромула (Христа) и Рема (Иоанна Крестителя), перенося евангельские события с одного на другого. Ярким примером служит

15.6. Беседа Пилата с Христом и беседа Нумитора с Ремом

15.6. Беседа Пилата с Христом и беседа Нумитора с Ремом По Плутарху, царь Нумитор долго беседует с молодым Ремом, восхищается его умом, мужеством, необычайно высоким ростом и гордой душой, см. выше. Мы уже говорили, что Андроник-Христос действительно был необычайно высок, и

В чем разница между монологической и диалогической речью?
статья по логопедии по теме

picture 365419 1386745111

Статья о развитии речи детей.

Скачать:

Вложение Размер
monolog_i_dialog.docx 13.3 КБ

Предварительный просмотр:

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

-Совершенствование содержательности и связности речи (диалога и монолога);

-Развитие речевого творчества, выразительности речи;

-Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

-Подготовка к обучению чтению.

Диалогическое общение- это такое общение, когда беседуют два (и более) партнера на какую- либо тему.

Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное — это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

Умению вести диалог – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить.

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Все эти умения и навыки необходимы и для развития монологической речи детей.

Монолог – это высказывание одного человека.

Совершенствование монологической речи – главная задача развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста, представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д.

Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста, в чем отличие конструкций: «он был уверен, что. » и «он был уверен в том, что. «? Как правильнее писать? И то же самое со словами типа: думал, надеялся и т. д. Встречала оба варианта в письменной речи.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Смысловых и стилистических отличий нет, варианты уверен, что. и уверен в том, что. равноправны. Правильно также: думал, что. ; надеялся, что. ; надеялся на то, что. (но не думал то что. ; надеялся то что ).

Здравствуйте! И иногда бывают жизненные ситуации, когда необходимо сказать или прокричать человеку слово по слогам или просто очень четко, например в шумной обстановке или для большей убедительности сказанного. Всегда было интересно, как произносить в данном случае: по правилам письма или произношения? Следует ли произносить непроизносимые согласные, как произносить окончания вроде -тся и т.д.

Ну например кричим кому-то:
СЕГОДНЯ ОЧЕНЬ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ!
ИВАНОВЫ РАЗВОДЯТСЯ!
ЛЕСТНИЦА НЕ ЗАКРЕПЛЕНА!

Ответ справочной службы русского языка

Если произносить фразу по слогам, то каждый в каждом слоге гласный будет произноситься четче (почти как ударный). В остальном отличий от «обиходного» произношения не будет (если, конечно, вашей целью не является произнести «так, как пишется» — например, для того чтобы записать фамилию или орфографически трудное слово).

Здравствуйте! Каким членом предложения являются родовые слова?
И еще. Может быть, посоветуете какой-то чисто практический вариант разграничения союзов и союзных слов (чтобы доступно объяснить ребенку)? Этот момент является очень важным при синтаксическом разборе и определении состава грамматической основы (подобный врос есть и в ЕГЭ). Теорию читал, но системы не сложилось)

Ответ справочной службы русского языка

Что Вы называете родовыми словами? Пожалуйста, приведите пример.

В отличие от союзов, к союзным словам (местоимениям) можно задать вопрос от других членов предложения. Это одно из отличий .

Подскажите, пожалуйста, как правильно написать задание в детской книжке: Найди пять отличий ? или Найди пять различий?

Ответ справочной службы русского языка

Разница между словами отличие и различие состоит в том, что отличие — это признак, присущий одному предмету (или классу предметов) и отличающий его от остальных. Например: новый самолет имеет следующие отличия (НЕ различия!) от предыдущих моделей.

Различие же – это разница, несходство между кем-либо или чем-либо. Различие в равной степени характеризует все различаемые предметы и понятия: существенное различие (НЕ отличие!) между новым и старым самолетами состоит в том, что.

Теперь о Вашем случае. Фразы имеют разный смысл. Найди пять отличий означает «найди характерные, отличительные черты данного предмета». Найди пять различий — «найди, чем различаются данные предметы».

Таким образом, нужно выбрать вариант исходя из требуемого смысла фразы.

Расскажите пожалуйста об употреблении частицы НЕ. Например: Данная модель имеет немного отличий ..

Ответ справочной службы русского языка

Если имеется в виду _отнюдь не много_, верно раздельное написание. Если имеется в виду _мало_, верно слитное написание.

нужна ли запятая: «По результатам международных исследований(,)одним из ключевых отличий успешных людей. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В чем отличие между отчествами Валерьевич и Валериевич?

Ответ справочной службы русского языка

Только в написании. Других отличий нет: это варианты одного отчества.

Российским главам регионов отныне запрещено называться президентами. Президент у нас один — Владимир Путин. Он и подписал закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Там кстати еще установлен и единый срок полномочий глав регионов. Им теперь разрешено пребывание на своем посту более двух сроков подряд. Данный закон уже одобрили и Совет Федерации, и Государственная дума

Процесс отказа от регионального президентства запустил глава Чечни Рамзан Кадыров в 2010 году. Он не захотел называться президентом республики и призвал остальных региональных руководителей последовать его примеру. И те последовали. И вот парламент, наконец, довёл дело до логического завершения.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов напоминает, что единообразного наименования глав регионов до сих пор нет:

— В отдельно взятых субъектах у нас сохраняются мэры. Но смысл президентского закона, конечно же, не в этом, а в продлении сроков полномочий глав субъектов Российской Федерации. И нацелен закон на выборы 2023 и 2024 годов.

Что касается президентов республик, то наименование главы региона — вызывает серьезное противостояние. Даже некоторое обострение наблюдается, в Татарстане — это факт. Этот регион и является одним из реципиентов данного положения закона. Именно здесь получат возможность продления полномочий. Федеральный центр хочет «под соусом» продления полномочий, в том числе продать единообразное наименование. В результате оспаривать закон, в целом, будет крайне сложно.

Происходили попытки принять закон только об одном нейминге, и закончились они крайне негативно — противостоянием, вплоть до подачи дела в Конституционный суд. К тому же, нарастала протестная активность. А сейчас, за счет сбалансированности закона, ситуация у противников его принятия в регионах становится непростой. С одной стороны полностью против закона выступить невозможно, это не даст возможности продлевать сроки своего правления. А с другой стороны в закон «зашиты» другие сложные вопросы. В результате ситуация становится неоднозначной.

Что касается других субъектов Российской Федерации, то закон принят, в том числе под «московский куст»: Москву и Московскую область в преддверии президентских выборов в 2024 году.

«СП»: — Но ведь у нынешнего московского мэра, как и у губернатора Подмосковья прекрасные взаимоотношения с федеральным центром, в отличие от мэра Юрия Лужкова. Что вы имеете в виду?

— Я имею в виду вторые сроки выдвижения глав регионов — это самое важное. Ничего важнее этого во внутренней политике нашей страны нет. Напоминаю, что вся протестная активность начиналась именно с московских выборов. А теперь выборы в Москве синхронизированы с выборами в Московской области — это крупнейшая протестная агломерация, 20 миллионов жителей, с важнейшей информационной повесткой во время выборов 2023 года.

Но представьте, что действующие главы регионов не пошли бы на выборы, так как закон не позволял. Абсолютно точно в этом случае произойдет разрыв элит, ведь приемлемую для всех кандидатуру найти сложно. Начнется контригра субъектов с центром.

Напоминаю, что будет использована технология электронного голосования (ДЭГ). И не под контролем Москвы, с ее департаментом информационных технологий, а под общефедеральным контролем. Смена руководства — дело непростое, серьезное «вкатывание» в этот процесс у того же Сергея Собянина заняло не один год, пока он не приспособил под себя все нижестоящее руководство города.

Каким образом это отразилось бы на московской агломерации? Я уж не говорю про Татарстан — одного из крупнейших регионов с точки зрения электоральной явки. Разрыв элит и протестное голосование — это для действующей власти сверх вызов убийственного характера в 2024 году. Федеральный центр решил подстраховаться.

«СП»: — Значит название главы региона — хоть «султан», хоть «падишах», или другое слово на языках народов России — не так уж важно?

— Главное — сроки, все остальное — не существенно. Раньше было ограничение — пять лет. На уровне законодательных собраний регионов можно было решать: либо максимум, либо меньше. Но как показывает практика, меньше пяти лет ни один регион не назначал.
По этому закону будет достраиваться вертикаль власти. Федеральный центр сможет «сносить» губернаторов по более широкому спектру вопросов, чем сейчас. У самих губернаторов появляется возможность убирать неугодных глав городов региональных центров. А если достроить вертикаль вниз до муниципального уровня, то она станет выглядеть идеально, с точки зрения действующей власти.

Раньше тоже можно было убрать главу регионального центра, как это делалось в Уфе, в Мурманске, придравшись к растрате денежных средств. А доказывать эти растраты в судах — долго и опасно в связи с монополиями местных элит. В результате происходили разрывы этих элит. Теперь станет проще снимать руководителей по целому ряду позиций — вообще без объяснения причин. В том числе через суд, что не всегда целесообразно.

Федеральный центр ужесточает влияние на регионы, но при этом предоставляет им право влиять на глав своих муниципальных образований. Выстраивание вертикали власти с помощью продления сроков — это первая и основная задача, ради которой все и замышлялось в принципе. Но есть и второе — предотвращение разрыва элит, приводящее к сложным электоральным процессам.

Везде, где происходят такие разрывы, наблюдаются проблемы с «правильным» голосованием. В областном центре подбирает ключики к мобилизации, а регионалам остается только биться за городской электорат. Как правило, у них это не получается и в результате они «берут свое» с помощью манипуляций в сельских поселениях. Такое уже случалось в Башкирии, в Иркутской области, в Якутии.

Федеральный центр формирует свои «монолиты» для Совета Федерации. Давит в зародыше возможные конфликты, чтобы снизить дестабилизацию в электоральных циклах.

И последнее о чем думали — это нейминг. Название должности важно всего в одном единственном субъекте. Но к закону «подшили» и этот вопрос. Отдельно изменение наименования главы Татарстана выглядело бы очень резонансно, но пристегнутое к закону, содержащему выгодное субъектам продление полномочий, — для них заманчиво.

К тому же решили на будущее, на всякий случай, закрыть такого типа поползновения. Мы же знаем, что есть, например Хакасия, ряд других субъектов, которые в принципе могут придумать разные названия для своих руководителей. Надо понимать, что в региональном законодательном собрании, может возникнуть идея, назвать своего лидера… суперпрезидентом». Легко! Таким мог бы стать тот же Сергей Фургал в Хабаровском крае. Вариантов названий много, хайпа на этом — тоже можно получить немеряно. На всякий случай федеральный центр это направление деятельности прикрыл…

Напоминаем, что после развала СССР президентами стали называться главы многих республик в составе Российской Федерации: Марий Эл, Мордовии, Якутии, Чечни, Удмуртии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Тувы, Ингушетии, Калмыкии, Дагестана, Башкирии и Татарстана. И вот 9 ноября Госдума приняла инициативу о введении единообразия в первом чтении. 14 декабря законопроект успешно прошел второе и третье чтения. Совет Федерации одобрил закон 15 декабря — документ поддержали 146 сенаторов.

В Татарстане, где глава региона все еще называется президентом, выступали против. Об этом заявил глава профильного комитета госсовета республики Альберт Хабибуллин. Он предложил депутатам регионального заксобрания — не проводить прения по этому законопроекту до его рассмотрения в первом чтении в Госдуме. В ходе рассмотрения инициативы в нижней палате российского парламента депутаты от Татарстана — голосовали против.

Глава Татарстана Рустам Минниханов теперь последний российский региональный президент. Удастся ли жителям волжского региона, некогда называвшегося Казанскими ханством, отстоять название должности — пока не понятно. Когда в 2010 году Госдума приняла поправки, запрещающие руководителям субъектов федерации называться президентами, в Казани — вспомнили про договор о разграничении полномочий с федеральным центром. В выборе названия должности главы республики в Татарстане полагались на жителей региона. Но времена меняются.

  • Чем рассказ отличается от истории
  • Чем путешествия обогащают личность итоговое сочинение произведения
  • Чем рассказ отличается от других жанров
  • Чем путешествия обогащают личность итоговое сочинение отцы и дети
  • Чем различаются сказки пушкина и народные сказки