Чем повесть о петре и февронии муромских похожа на сказку

Краткое содержание повесть о петре и февронии муромских в городе муроме правил князь павел. к его жене дьявол прислал летающего

Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч. Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом. Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Петр — муромский князь, один из главных героев «Повести». Имя героя является вымышленным, так как «Повесть» создавалась Ермолаем-Еразмом на основе местной народной легенды. В научной литературе принято считать, что в легенде за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена П. и его брата Павла (также один из героев «Повести») соотносят с двумя братьями — Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г. С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г. на княжеском престоле был младший брат Давид, а затем княжество перешло к его сыну Юрию. Согласно другой точке зрения, князя П. из «Повести» отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI в., который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI в.
«Повесть» делится на четыре части. П. является действующим лицом во всех четырех частях. В первой части рассказывается история о том, как к невестке П. (жене его брата Павла) стал ходить змей в образе ее мужа. П., достав Агриков меч, убил змея, но его кровь, попав на тело П., вызвала тяжелую болезнь. П. покрылся язвами и струпьями. Этот эпизод «Повести» основан на фольклорном сюжете змееборчества Но наряду со сходством между князем П. и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь П. не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к наму в виде отрока. Главный герой «Повести» не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. П. же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою «Повести» приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь П. получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.
Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь П. отправляется на поиски лекаря, и его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя П. Затем Феврония соглашается вылечить П. с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Князь П., вылечившись, забывает о своем обещании и поэтому заболевает снова. Он вынужден опять обратиться к Февронии, и та окончательно вылечивает его, после чего главные герои женятся. Эта часть «Повести» также сопоставима с некоторыми сказочными сюжетами (в частности, с сюжетом о мудрой деве). Но при написании «Повести» автор, очевидно, использовал и местную легенду, которая до сих пор сохранилась в Рязанской обл., о том, как крестьянка деревни Ласково вышла замуж за муромского князя.
Муромские бояре, недовольные тем, что крестьянка стала княгиней, выгоняют Февронию из города. Получив разрешение взять «самое дорогое», Феврония уводит с собой мужа. Оставшись без князя, бояре не могут справиться с управлением княжеством и просят Февронию вернуться.
Последняя часть «Повести» связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Чувствуя, что умирает, П. послал к Февронии сказать, что время пришло. Его жена вышивала воздух (покров на сосуд со святыми дарами на престоле в церкви) и попросила мужа не умирать, пока она не закончит дело. П. еще раз послал сказать, что ждать больше не в силах. Тогда Феврония, не дошив воздух (т. е. отложив богоугодное дело), умерла вместе с мужем, в один час. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили П. и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между П. и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а П. как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в «Повести» П. как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.
Феврония — главная героиня «Повести». Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Ф. — один из немногих персонажей др.-русск. литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Ф. создает эту гармонию вокруг себя.
В первой части «Повести» Ф. не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне «Повесть» и сказка похожи, но в «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Ф. держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает его, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Ф., князь Петр посылает ей дары, но Ф. отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Ф. В «Повести» обращает на себя внимание не только сам факт исцеления, но и то, каким образом оно совершается: Ф. лечит Петра специальной мазью (исцеление наступает в результате использования мази, а не благодаря Провидению, что нетипично для средневековой литературы и, видимо, отражает новый взгляд на самостоятельность личности человека), т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и способности.
В третьей части «Повести» описывается конфликт между муромскими боярами и Ф. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же.Ф. с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками Ф. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка — оставления княжества ради жены. Ф., в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Ф. разрешает любую ситуацию самостоятельно.
В четвертой части, когда герои умирают, Ф. опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Ф. держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.
Герои «Повести» и сюжет ее в несколько искаженном виде упоминаются, например, в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Урок 10 Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цели:

1. Образовательная:

  • раскрыть образы святых Петра и Февронии;

  • показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

  • помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

  • развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

  • совершенствовать навыки характеристики героев;

  • формировать умение находить цитаты в тексте

3. Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

  • посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие)

2. Сообщение темы урока.

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония

— Работа с эпиграфом

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность? (Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

— Кто сформулирует тему урока?

Тема нашего урока: Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

С содержанием этого произведения вы уже познакомились (домашнее задание было прочитать)

Цель нашего сегодняшнего урока: рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; мы попытаемся составить портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

3. Проверка индивидуального домашнего задания

— Предлагаю мысленно представить древнерусское государство, далекий ХVI век и узнать предысторию замечательного произведения «Повесть о Петре и Февронии», кто же ее написал.

Индивидуальные сообщения учащихся (Слово двум ученикам, заранее подготовленным, которые подготовили историческую справку)

4. Словарная работа

Ребята, в речи наших выступающих встретились слова митрополит, «Великие Четьи – Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация. Давайте прочитаем, что они означают

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи – Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых

5. Письменная работа в тетрадях на закрепление прослушанного

— Ответьте на вопросы (в тетрадях) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

1) Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

2)Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

3) Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю — Еразму? (митрополит Макарий)

4) Где происходит действие «Повести…»? ( Муром, село Ласково)

6. Взаимопроверка работ

7. Кратко пересказать сюжет

8. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

— Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития; подтвердить на примерах, 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития (смотреть в статье учебника), 3 ряд – черты повести)

Ответы учащихся:

1 ряд: сказочные элементы этой повести.

  • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

  • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

  • Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

  • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

  • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  • Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей)

  • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”)

2 ряд: жития имели определенную структуру:

  • вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

  • завершалось житие похвалой святому

3 ряд: черты повести присутствуют в произведении:

  • исторически точны названия мест ;

  • рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

  • детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров

— Назовите черты жития в этом произведении (автор прославляет святых, создавая идеальные образы)

— Какими эпитетами автор награждает героев? (Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная)

— Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»?

(Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями)

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

— Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? ( Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога.

Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

9. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов.

Цель нашей беседы — составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием — творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

В тетрадях разделить на две колонки страницу. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

— Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе? (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви.«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»

  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

  • Догадался, что змей – не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел»

Любовь и верность к близким

  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч»

Был верен Февронии

  • «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром»

Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим»

Справедливый правитель

  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа»

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии. Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде? (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? О какой черте характера это говорит? (О добросердечии, о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз — значит милосердна).

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера — мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

  • Уходя из Мурома, берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение.

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти)

10. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

11. Домашнее задание.

Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание

12. Итоги урока

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.)

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию, и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. В честь этого праздника была учреждена медаль «За любовь и верность» ( Медаль и памятники)

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

— Вернемся к нашему эпиграфу: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— В чем основная ценность книги? (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

— А в заключении нашего урока прозвучит «Гимн семьи , любви и верности» (Звучит гимн «Петр и Феврония»)

13. Выставление оценок

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок!

Информация для сообщения

ХVI век — время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (в переводе с греческого – ежемесячные чтения). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Урок 10 Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Цели:

1. Образовательная:

  • раскрыть образы святых Петра и Февронии;

  • показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

  • помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

  • показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

2. Развивающая:

  • развивать аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

  • совершенствовать навыки характеристики героев;

  • формировать умение находить цитаты в тексте

3. Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

  • воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

  • посредством музыки воспитывать эстетический вкус уч-ся.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие)

2. Сообщение темы урока.

— В истории России остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к произведению Древней Руси – жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются святые – супруги Петр и Феврония

— Работа с эпиграфом

Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к нашему уроку и что такое нравственность? (Нравственность — это нормы поведения, принятые в обществе. Быть нравственным – значит соблюдать эти неписаные правила: быть честным, добрым и т.п. Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена для всех людей. Подробно читая древние книги, мы можем многое найти для себя)

— Кто сформулирует тему урока?

Тема нашего урока: Духовные ценности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

С содержанием этого произведения вы уже познакомились (домашнее задание было прочитать)

Цель нашего сегодняшнего урока: рассмотреть жанровое своеобразие «Повести…»; определить, каков же герой древнерусской литературы, каков его характер; мы попытаемся составить портрет Петра и Февронии, что поможет нам понять нравственность прошлых веков и оценить идейное содержание повести.

3. Проверка индивидуального домашнего задания

— Предлагаю мысленно представить древнерусское государство, далекий ХVI век и узнать предысторию замечательного произведения «Повесть о Петре и Февронии», кто же ее написал.

Индивидуальные сообщения учащихся (Слово двум ученикам, заранее подготовленным, которые подготовили историческую справку)

4. Словарная работа

Ребята, в речи наших выступающих встретились слова митрополит, «Великие Четьи – Минеи», благочестивый, праведный, иночество, канонизация. Давайте прочитаем, что они означают

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи – Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых

5. Письменная работа в тетрадях на закрепление прослушанного

— Ответьте на вопросы (в тетрадях) и проверьте, насколько внимательно вы слушали

1) Когда была написана «Повесть…»? (Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.)

2)Кто является автором «Повести…»? (Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм))

3) Кто заказал «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолаю — Еразму? (митрополит Макарий)

4) Где происходит действие «Повести…»? ( Муром, село Ласково)

6. Взаимопроверка работ

7. Кратко пересказать сюжет

8. Жанровое своеобразие повести. Черты сказки, жития и повести в произведении

— Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.

— Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития; подтвердить на примерах, 1 ряд – черты жанра сказки называет, опираясь на текст произведения, 2 ряд – черты жития (смотреть в статье учебника), 3 ряд – черты повести)

Ответы учащихся:

1 ряд: сказочные элементы этой повести.

  • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

  • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

  • Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

  • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.

  • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

  • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

  • Волшебные предметы (например, Агриков меч, от которого гибнет Змей)

  • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”)

2 ряд: жития имели определенную структуру:

  • вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

  • основная часть – рассказ о жизни святого, его благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в бога, о страданиях во имя бога, смерти святого и посмертных чудесах.

  • завершалось житие похвалой святому

3 ряд: черты повести присутствуют в произведении:

  • исторически точны названия мест ;

  • рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

  • детали быта / описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров

— Назовите черты жития в этом произведении (автор прославляет святых, создавая идеальные образы)

— Какими эпитетами автор награждает героев? (Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония — святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная)

— Что означают слова «блаженный», «преподобный» и «смиренный»?

(Блаженный – благой, добрый.

Преподобный — святой из монашествующих.

Смиренный – тихий, кроткий человек, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый человек. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями)

— В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

— Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев)

— Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)

— Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»? ( Произведение не представляет собой каноническое (традиционное) житие. Здесь нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога.)

— Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога.

Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

9. Характеристика образов главных героев.

— Перейдем к анализу художественных образов.

Цель нашей беседы — составить духовный портрет муромских святых Петра и Февронии, что поможет нам понять идейное содержание «Повести…» и лучше справиться с домашним заданием — творческой работой, связанной с этими прекрасными образами.

В тетрадях разделить на две колонки страницу. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, а в правой — все положительные черты Февронии.

Характеристика Петра

— Обратимся к образу Петра.

— Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

— Что мешает ему поступить иначе? (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

— Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

— Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

— Быть невысокомерным, значит быть каким? (Кротким, смиренным)

— Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

— Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

— Обладает ли ими Петр? Запишем их.

— Какие еще черты раскрываются в характере Петра? ( Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

— Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. Докажите текстом. Верность заповедям Божьим, вера в Бога (благочестие, религиозность)

  • Петр молится в церкви.«Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться…»

  • Принимает монашество. «Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония – Евфросинией»

Мудрость

  • Догадался, что змей – не его брат Павел. «Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него – в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел»

Любовь и верность к близким

  • Ради брата своего думает как бы убить змея, не зная даже, где находится Агриков меч. «Князь Петр, услышав, что змий назвал его имя, начал думать как бы убить его. Но его смущало, что он не знал, где раздобыть Агриков меч»

Был верен Февронии

  • «Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою и решил покинуть Муром»

Умение прощать. Прощает вельмож и возвращается княжить в Муром.

  • «Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим»

Справедливый правитель

  • «И княжили они во граде том, как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа»

Характеристика Февронии

— Таким образом, мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

— Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

— Заглянем в дом к Февронии. Найдите и прочитайте в повести загадки Февронии. Первая загадка, вторая, третья.

— С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

— Назовите ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце) такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок). Не помазала ему один струп.

— Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью). Запишем.

— На что, вернее, на кого, вы обратили внимание в этом эпизоде? (В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

— О чем это говорит? О какой черте характера это говорит? (О добросердечии, о ее добром сердце, ее доброте)

— Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

— За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз — значит милосердна).

— Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) Запишем.

— Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского характера — мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью любить) Запишите.

— Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

— В каких ситуациях они проявляются? Подтвердите цитатами из текста.

  • Дар исцеления больных и дар чудотворения. Чудеса: Крошки превращаются в ладан. Мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями

Верность

  • Уходя из Мурома, берет с собой не золото, а мужа своего Петра. «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра»

Кротость, смирение.

Прощает бояр, изгнавших их из Мурома.

— Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти)

10. Духовный портрет Петра и Февронии. Выводы.

— Ребята, вот мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладает Петр.

— А какими нравственными качествами обладает Феврония?

11. Домашнее задание.

Этот житийный портрет поможет вам выполнить домашнее задание. Написать небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии». Запишите задание

12. Итоги урока

— Можно ли на основании житийного портрета отнести Петра и Февронию к святым? Докажите. (Петр и Феврония – образец нравственных и духовных ценностей.)

— Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

— Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию, и именно этот день считают днем влюбленных в православии. В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. В честь этого праздника была учреждена медаль «За любовь и верность» ( Медаль и памятники)

Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

— Вернемся к нашему эпиграфу: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя»

— В чем основная ценность книги? (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности, гимн семье )

— Какие жизненные ценности утверждаются в ней? (Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность, мудрость, добросердечие, милосердие).

— А в современное время эти качества ценятся?

— Соответствует ли эпиграф идее нашего урока?

— Какова же основная идея повести?

Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке. Давайте и мы будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей.

— А в заключении нашего урока прозвучит «Гимн семьи , любви и верности» (Звучит гимн «Петр и Феврония»)

13. Выставление оценок

— Ребята, вот и закончился наш урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо за урок!

Информация для сообщения

ХVI век — время образования единого Русского государства.

За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария по порядку месяцев и дней составляется сборник житий всех святых православной церкви – 12 огромных томов. Он назывался «Великие Четьи — Минеи» (в переводе с греческого – ежемесячные чтения). И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях.

Старый г. Муром славился легендами. Здесь родились, жили и княжили 23 православных святых. Таким достижением не может похвастаться ни один город в мире. Но самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. Псковский Священник Ермолай (в иночестве Еразм) литературно обработал местные предания и создал повесть о Петре и Февронии Муромских.

Петр и Феврония – реальные исторические личности. Князь Петр правил в Муроме в начале 13 века. Он женился на крестьянке Февронии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в один день и час 25 июня 1228 года.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Частное общеобразовательно$е учреждение средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г Сызрани Самарской области

Конспект урока по литературе
в 7 классе

«Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

$

Подготовила

учитель русского языка и литературы

$ Гусева Татьяна Ивановна

г. Сызрань, 2015
$

Урок литературы в 7 классе по теме «Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских».$

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.

Цели урока:

Обучающие:

-совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное;

Выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь;

-формировать навыки исследовательской работы;

Развивающие:

-развивать культуру ведения дискуссии, умение отстаивать собственную точку зрения, умение выслушивать собеседника;

Воспитательные:

воспитывать нр$авственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать;

формировать нравственные семейные ценности.

Эпиграф к уроку. Семья – это общество в миниатюре,

от целостнос$ти которого зависит

нравственность человеческого общества.

Ф.Адлер

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

$

Ребята! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семь$и, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни ил$и попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обратимся к эпиграфу урока.

Ф.Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

— Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом сегодняшнему нашему уроку?

— А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (велик$одушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

— Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

-Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет (с 10в. по 17в.)

— Сегодня мы погрузи$мся в мир древнерусской литературы – спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий 16 век…

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волновали писателя далекого прошлого.

Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших проектов-исследований, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

$

Первая группа «Историки».

-«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является одним из шедевров$ древнерусской литературы, и имя автора должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья. Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

16 век- время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составл$яется обширное – 12огромных томов – собрание всех чтомых, т.е. читавшихся на Руси книг. Это собрание называлось «Великие Четьи-Минеи»

В «Великих Четьи-Минеях» по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение- без праведника». И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о Муромских святых Петре и Февронии.

Чи$тая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?

$Муром славился легендами. Самой поэтичной из Муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой выз$вал злобные наветы, но супруги счастливо прож$или до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации ,т.е. причисления к лику святых Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения

Вторая группа «Литературо$веды». Она представляет материал, доказывающий что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — произведение фольклора имеет много общего со сказкой.

— Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи- Минеи». Почему? Каковы особенности жанра данного произведения?

В ходе выступления групп в тетрадях учащиеся заполняют таблицу.

Сказка- фольклорное произведение с установкой на вымысел .

Прочитав «Повесть о Петре и Февронии Муромских», мы выявили следующие черты сказки:

1.Начало произведения напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда-то князь по имени Павел…»

2.Повесть начинается событием, которое , несомненно, $перешло сюда из сказки: к жене князя Пав$ла стал прилетать Змей и обольщать ее.

3.Первая часть похожа на волшебную сказку о герое- змееборце, вторая- на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках есть сказочный герой – змей- искуситель.

4.По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло:Петр победил змея.

5.Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например, «Плохо ,к$огда дом без ушей, а горница без очей».

6.Хитроумные задания-испытания(задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

7.Волшебные предметы(например, Агриков меч, от которого гибнет Змей).

8.Постоянные эпитеты: «лукавый змей», «мудрая дева» идр.

Таким образом, выявленные нами черты , характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Феврони$и Муромских» к жанру фольклора.

Необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

Третья группа «литерату$роведы». Они исследовали «Повесть…» как житийное произведение.

Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь».Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых- государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. Житие – это жизнеописание святых.

$Жития имели определенную структуру:

1.Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.

2.Основная часть- рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.

3.Завершалось житие похвалой святому.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в форме жития –это художественная биография людей, причисленных к лику святых.

В ходе исследования мы выявили следующие черты житийного жанра.

$1.Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Петр – благочестивый, святой; Феврония –святая, преподобная, блаженная).

2.Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им…

3.Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

4.Чудеса, которые творят герои(например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали пышными деревьями).

$5.Необычная смерть и посмертные чудеса(верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

В повести используется лексика, характерная для духов$ной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Но как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения(лишь финал- классический образец жития)

Четвертая группа « литературоведы». Они нашли в произведении элементы исторической повести и предложили материал для обсуждения.

Жанр произведения определен в названии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили сл$едующие жанровые особенности:

$1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.

2.Герои повести- реальные люди. Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке такие задания выполняются со сказочной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукаыре задание отвечает не менее лукавым.

3. Детали. Например, Феврония обматы$вает нитку вокруг иглы: «…остановилась и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала…» Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

4.На первый план выдвигается личность крестьянки.

5.Тема социального нераве$нства.

6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

-Итак, каков жанр у этого произведения? «Повесть о Петре и Февронии Муромских»- это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

-Это житийная п$овесть с элементами народно- сказочного характера.

Обобщающая беседа.

-Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении Петра, автор показал, какой должна быть$ эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

— Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать $на нее, например, про крошки, которые она собирает).

— Так почему же автор делает Петра главным героем? (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крес$тьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, а по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). В этом и состоят нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

— Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

— Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душе$вной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и общались через слуг).

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

— А каково, по вашему мнению, отношение автора к $Петру и Февронии? ( Писатель воспел мудрость простой крестьянки, князя, их верность, любовь, благородство, преданность).

-В чем основная ценность книги? Какие жи$зненные ценности утверждаются в ней? Каковы заветы литературы Древней Руси?

-Эта повесть – гимн вере, любви, верности.

— Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

$-Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви- основная идея повести.

Сочинение-миниатюра «Как меня изменила «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?(2-3 предложения)

Слово учителя. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

Подведем итоги уро$ка.

— Чем запомнился вам сегодняшний урок?

— Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

— О каких вечных темах мы говорили сегодня?

— Нравственные заветы Древней Руси. Нужны ли они сегодня?

$

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»

$

Список использованной литературы

1. Меркин Г.С. Литература 7 кл ч 1.М.: «Русское слово», 2012г


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Осетров Е.И. Аз – свет миру: повесть в новеллах о Руси из устной, письменной и печатной.М,1989.

$ 2. Рассказы о Древней Руси. М., 1992.

3. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских(Герменевтический опыт медленного чтения) //http www.pravoslavie.ru/put/1782.htm

  • Чем отличаются стихи от рассказов 2 класс
  • Чем отличие литературной сказки от народной в чем сходство
  • Чем отличаются эссе и сочинение
  • Чем отличаются русские народные сказки от авторских сказок
  • Чем отличаются русские сказки от турецких