Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

Сочинения по литературе чехов анализ рассказа мальчики рассказ мальчики был написан автором еще под псевдонимом антоша чехонте в петербургской газете.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Мальчики

Рассказ «Мальчики» был написан автором еще под псевдонимом Антоша Чехонте в «Петербургской газете». Литературоведы полагают, что писателя вдохновил случай в Московском Нескучном саду. А.П. Чехов наткнулся на гимназистов, игравших в индейцев – это маленькое происшествие натолкнуло автора на интересный замысел.

Произведение «Мальчики» написано в жанре рассказа, в направлении – реализм. Для творчества, Чехов черпал вдохновение в своей обычной жизни, брал за основу образы реальных людей.

Рассказ повествует о двух гимназистах, приехавших на каникулы к одному из мальчиков погостить. Странное поведение Володи и господина Чечевицына удивляет сестер Володи. И вскоре девочки выясняют, что мальчики тайком запланировали путешествие в Америку за золотом. Сестры хотели получить подарки из Америки, поэтому не сказали родителям о планах мальчиков. Гимназисты благополучно сбежали, но уже через сутки их поймали в городе, где они искали порох. Володя, которому трудно было решиться покинуть родных, даже заболел от горя, когда его вернули домой. В то время как Чечевицын остался необычайно горд своим поступком и совершенно не раскаивался.

Главные герои Чехова – Володя Королев и господин Чечевицын полностью противоположны друг другу. Володя – пухлый и белый мальчик, который любит свою семью, он мягок и уступчив с Чечевицыным, даже когда страх заставляет его отступить от своей идеи. Господин Чечевицын — худой, смуглый, веснушчатый мальчик с жесткими волосами. Облик Чечевицына автор называет некрасивым, к тому же он все время угрюм и ведет себя надменно.

Тема рассказа – детство, взаимоотношения детей и родителей, формирование детского мировоззрения. Автор поднимает проблему правильного воспитания. Образ отца Володи описан коротко, но из нескольких строк становится понятно, что это мягкий, интеллигентный человек, умеющий проявить твердость, когда это необходимо. Отец Володи старается заложить сыну правильные моральные основы жизни, в то время как господин Чечевицын лишен таких основ. О том, какие родители у этого бесстрашного мальчика остается только догадываться. Читателю известно только то, что мать забрала Чечевицына домой. Ее образ остается не раскрытым. Чехов не осуждает стремления мальчиков, а лишь выделяет роль родителей на этом фоне.

Главная мысль рассказа акцентирует внимание на семейных ценностях, как основе жизни каждого ребенка. Важно уметь отделять необдуманные детские решения от истинных ценностей.

Рассказ учит твердо отстаивать свои принципы и не поддаваться чужому влиянию. Рассказ полезен и для родителей, Чехов подчеркивает огромную роль семьи в психологическом становлении маленькой личности. Он призывает уделять большое внимание детям и быть готовыми всегда прийти им на помощь.

2 вариант

Антон Павлович Чехов написал данный рассказ в 1887 году, однако в то время псевдонимом Чехова был Антоша Чехонте. Под данным псевдонимом Чехов выпустил много своих произведений.

Рассказ содержит в себе переживания, проблемы и жизненные ситуации двух юных одноклассников, которые учатся в гимназии и встретились друг с другом на выходных. Королев, веселый и толстоватый мальчик, который часто любил разговаривать на уроках, живёт со своей семьёй. Чечевицын, решительный и худощавый, является хорошим другом и одноклассником Королева, у них было много общего: идеи, желания, цели и многое другое.

У них была одна большая общая цель, которой они хотели достичь, а именно уехать в Америку и приобрести интересную и энергичную жизнь, чего им не увидеть на просторах России. Чечевицын часто рассказывал Королеву про жизнь в Америке, различные бары, спортивные события, концерты популярных групп и так далее.

Однако родители были против данной задумки. В этом моменте раскрывается одна из проблем рассказа, противостояние детского мира со взрослым. В свою очередь взрослый мир не всегда может понять детский, поэтому родители стараются как можно сильнее уберечь своих детей от различных неприятностей, которые могут произойти посредством запретов и наказаний. Родители часто не воспринимают идеи своих детей всерьёз, но стараются сделать для своего дитя как можно лучше.

Перед мальчиками предстоит непростой выбор, остаться в уютном доме на родине или уехать куда подальше и начать активную жизнь. Чехов раскрыл тему непростого выбора и саму свободу выбора, человек сам вправе выбрать нужный ему путь, продумать все последствия и решиться окончательно.

Мальчики часто старались воплотить свою мечту в реальность, собирали необходимые средства и ресурсы, просматривали все пути в страну больших возможностей, однако потерпели неудачу самым обидным для них способом. Их задержали, когда они пытались купить себе порох для пистолета. Таким образов, Антон Павлович Чехов показывает возможные последствия правильного или неправильного выбора, который делает человек.

Сочинение по произведению Мальчики

Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте.

В рассказе говорится о двух мальчишках, которые одноклассники. Они приехали из гимназии на каникулы. Один из них – сын хозяев, Володя Королев. Чехов описывает его пухленького, но общительного и веселого малого. Его воспитали в огромной и дружной семей, где между всеми членами царит любовь и взаимопонимание. 

Другом и гостем мальчика являлся Чечевицин. Он был худой, смуглый, на лице полно веснушек. Мальчик имел узкие глаза, толстые губы, в общем, не блестят красотой. Характер у Чечевицина была очень сложный, он всеми силами хотел стать лидером. У него была идея фикс – сбежать в Америку. Даже когда мальчишка знакомился с сестрами друга, то представился как Монтегомой Ястребиным Когтем. Володю он, как ни странно, практически всегда называл « бледнолицым другом». Для того, чтобы сбежать в Америку, Чечевицин готов на все, даже на шантаж.

Этих двух разных ребят связала одно желание и одна идея. Они просто перечитали всяких произведения, о поиске сокровищах и тому подобному. Теперь они просто мечтают попасть в Америку, добыть сокровище. Они даже начали готовиться: накопили денег, засушили сухари, подготовили карты, пистолеты, лупу и нож.

Однако, сестры Володи были очень проницательны и внимательны, они заметили, что их брат не веселый и не помогает им с украшением елки. Они были уверены, что с ним что-то ни так, что его что-то коробит. Сестры пошли на хитрость. Они подслушивают разговор двух друзей. Так они и узнали о Америке. Мальчики не вышли обедать и семья начала поиски. Однако, через сутки их привезли домой, так как они были задержаны в гостином дворе за то, что хотели купить порох для оружия.

Каждый воспринял эту неудачу особенно. К примеру, Володя переживал, раскаивался, извинялся, что принес столько горя и слез семье. От всего этого ему стало плохо и пришлось лечь в постель. Чечевицын, наоборот, даже гордился собой и был рад. Его лицо говорило о том, что он победитель и лучший. Он даже не хотел понимать, как было тяжело в тот момент родителем, они ведь переживали. Он был суровым и надменным, он не думал о чужих чувствах, ради своей цели готов был на все. Чечевицин, в отличии от Володи, никогда не показывал своих эмоций. Со стороны казалось, что этот мальчик просто не умеет чувствовать.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчики

Анализ рассказа Мальчики

Популярные сегодня темы

  • Образ Петербурга в комедии Ревизор Гоголя

    Петербург во всех произведениях наших классиков издавна несет в себе историческое наследие и важнейший образ – личность, когда и кем он не был описан. Будь то Пушкин, Гоголь, Лермонтов или другие поэты и писатели нашей классики.

  • Образ Веденяпина в рассказе Доктор Живаго Пастернака

    Николай Николаевич Веденяпин – священник по призванию, работник газеты – по профессии, второстепенный персонаж романа Бориса Пастернака. Является дядей мальчика Юры

  • Характеристика и образ Алексея Каренина в романе Анна Каренина Толстого

    В произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» можно столкнуться с огромных количеством различных героев, их характерами и образами. Но одним из основных и наиболее ярких персонажей является Алексей Каренин, муж главной героини романа Анны.

  • Мой идеальный день — сочинение

    Было обычное осеннее утро. Наглое солнце проникало в спалю через плотные шторы. Я люблю спать, к тому же сегодня выходной, рано вставать не нужно. После пряток с солнцем, мой сон пропал, и мне пришлось встать.

  • Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс


3

10 ответов:

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



3



0

Сначала пишем о главных и второстепенных героях, главных героев двое, это два мальчика — Володя Королев и его друг Чечевицын. Второстепенные герои, но тоже играющие большую роль в рассказе — это родители Володи и его сестры.

Краткое содержание — Володя приезжает под Рождество на каникулы домой со своим другом Чечевицыным и ребята принимают решение бежать в Америку, они пытаются осуществить свой план, но неудачно. Володе сложно было принять это решение, он и о родителях думал, о том как они будут переживать, но и друга не мог подвести, ведь они уже договорились. Чечевицына многие могут обвинить в том, что он подбивал Володю на нехороший поступок, но не надо забывать о том, что речь идет о детях, которые многого не понимают, и о многом не думают, особенно когда у них появляется мечта.

Главная мысль — что приходится в жизни принимать решение, выбирать между друзьями и семьей, между мечтой и ответственностью, между своими желаниями и чувством долга и выбор нужно сделать правильный.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



3



0

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

Чтобы написать отзыв, нужно собраться с мыслями, сесть и написать.

Если вы увидели в рассказе Чехова «Мальчики» фигу, как это получается у многих, читающих книгу, то так и пишите.

А если читали вдумчиво, то могли кое-что интересное заметить.

Рассказ был написан в 1887 году и показывает жизнь гимназистов, то есть детей из привилегированного класса. Имея возможность (которая была далеко не у всех в царской России) учиться и читать, пока родители обеспечивали им безбедное существование, они увлекались романами про индейцев, очень популярными в то время.

Герои рассказа — Чечевицын и его товарищ Володя Королев. В дореволюционной России в учебных заведениях было принято обращаться к ученикам по фамилиям, причем это было обычаем даже среди друзей, поэтому мы так и не узнаем, как зовут Чечевицына.

Чечевицын — мальчик суровый и целеустремленный, решив бежать в Америку он идет в своем намерении до конца, хотя сам признает, что идея была не его, а Володи. Володя же, как и многие взрослые, когда пришла пора решительно действовать, струсил. Он не способен сказать ни «нет», ни «да», а ждет когда судьба сама решит за него. Поведение Чечевицына можно назвать и легкомысленным и жестоким, но он всё же вызывает больше симпатии, чем колеблющийся и слабохарактерный Володя.

Когда детство пройдет, из Чечевицына может получиться сильный и волевой человек, твердо идущий к цели, а вот что получится из Володи — большой вопрос.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



2



0

Отзыв к рассказу Чехова «Мальчики» вы можете прочитать ниже. Автор в начале отзыва перечисляет всех действующих лиц рассказа и очень кратко рассказывает об их внешности и характере. главным моментом рассказа автор считает разговор между Володей и Чечевицыным, когда Володя вынужден был делать выбор и который он сделал под давлением Чечевицына. Смысл рассказа, по мнению автора отзыва в том, что прежде чем что-то делать, надо подумать как близкие люди к этому отнесутся и как это может на них повлиять. В конце отзыва автор подбирает пословицы для этого рассказа.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



2



0

Для меня этот рассказ помогает понять юношеский максимализм, когда подросткам начинает казаться то, что они могут все и самое главное везде и то что перед ними, открыты все двери. При этом для того времени, когда данный рассказ писал Чехов, он был совсем смелым, так как никакой глобализации как сейчас не было и даже никто никуда не путешествовал. Поэтому люди прикипали к месту и к семье и то что сейчас смотрится рядовой поездкой, тогда почему то смотрелось катастрофой и предательством семьи.

Поэтому я вижу в этом рассказе и крик того, в Российской Империи, была жуткая изоляция, а так как сам Чехов любил путешествовать, то для его вопрос о том, что среднерусский человек не може никуда выехать, была болезненной и эти мечты мальчиков, обостряют проблему уровня жизни обычных русских ребят.

При этом показал он данную проблематику через наивных детей, так как если бы через взрослых людей, то это уже был бы не рассказ, а вызов власти и конфликт.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



2



0

Отзыв на рассказ А.П. Чехова «Мальчики»:

Произведение А.П. Чехова мне понравилось. Оно написано увлекательно, автор очень подробно и живо описал ­Чечевицына. Мальчики живут фантазией, собрались бежать в Америку.

Поэтому писатель делает акцент на настоящие семейные ценности. Рассказ очень поучительный, он дает представление об отношении взрослых и детей. Автор показывает через мальчиков, что один (Чечевицын) не думает о родителях. Он тверд в своем решении. А вот Володя размышлял, он не хотел сбегать из дома, так переживал, что будут чувствовать родители.

Произведение А.П. Чехова прочитала быстро и легко. Рекомендую к прочтению, оно очень поучительное.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



1



0

С какой целью вы будете писать свой отзыв на рассказ — для размещения на сайте в интернете, в каком-либо журнале или это задание в школе? Хотя принципиально особой разницы в рецензии (так еще называется отзыв) на прочитанное произведение во всех случаях нет. Отзывы могут отличаться только по размеру . На сайт он может быть коротким, четким в несколько предложений, для школы более развернутым, обстоятельным. Это небольшое сочинение на тему » Что мне понравилось в рассказе А.П.Чехова «Мальчики»» Пишите: о чем рассказ, чем вас привлек, на что обратили внимание, что не понравилось, что для себя узнали, чему он вас научил. Рассказываете о рассказе от своего имени. Рекомендуете ли его прочитать (это для сайта)

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



1



0

Отзыв к рассказу А.П.Чехова «Мальчики»:

В рассказе Чехова «Мальчики» действия происходит под Рождество. Мальчик Володя приезжает на каникулы и они с Чечевицыным решают отправиться в Америку. Сестры об этом знают и не выдают их план. Ребята совершили побег, но он оказался неудачным. Этот рассказ в первую очередь посвящен юношеским мечтаниям. Мальчики стремились подражать любимым героям, желая поскорее стать сильными, мужественными и отправиться навстречу переключениям. В этом рассказе мне понравились главные герои. Даже не смотря на то, что их план добраться до Америки провалился, мальчики смогли продемонстрировать самостоятельность и находчивость, которые наверняка пригодятся им во взрослой жизни. Рассказ очень простой и увлекательный. Он очень легко читается и хорошо запоминается, как и главная мысль которую он несет. Не нужно быть слишком самоуверенными и идти на поводу у своих безрассудных желаний.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



1



0

Весьма поучительный рассказ. Когда его читаешь, испытываешь достаточно противоречивые чувства. С одной стороны можно порадоваться, что у мальчиков подростков есть мечта, стремление познавать мир, совершать путешествия.

Но с другой стороны оказывается, что их действия совершенно не продуманы, они затрагивают интересы других людей, приносят им боль и огорчения. Полезно иметь свою мечту и стремиться к ее достижению. Но при этом не следует делать это любой ценой, забывать о своих возможностях, а также о своих близких и любящих людях. Вот основная суть этого произведения.

В ситуации, описанной в рассказе, ребята повели себя по-разному. Чечевицын был твердо намерен достичь своей цели и добраться до Америки не взирая ни на что, а вот мальчик Володя, хотя отправился вместе с другом в это сомнительное путешествие, все же подумал о своей семье — родителях и сестрах, понимая, что причинит им большое беспокойство этим.

Поэтому надо сначала десять раз подумать о последствиях, прежде чем пускаться в какие-либо авантюры.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



1



0

Я бы в отзыве указал, что рассказ не только поучительный. но и не теряет актуальности. Я сам не так давно был похож на этих мальчиков. И именно то что этот рассказ будет понятен современной молодежи и является его достоинством. Конечно нельзя и не отметить разлигные взгляды на жизнь мальчиков и это данный рассказ делает еще больше приближенным к реальности.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс



1



0

Мне очень понравился рассказ «Мальчики писателя Антона Чехова.

В нем два мальчика, которые учатся в одной гимназии решаются на побег в Америку, мальчишкам хочется приключений. Правда, Володя все время переживал за родителей и семью, а вот Чечевицын был настроен вполне серьезно.

Мне больше импонирует персонаж Володи, поскольку он переживает за своих родителей, видно, что он мальчик добрый и сострадательный.

Читайте также

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

В рассказе Чехова «Брожение умов» красочно описано поведение толпы, когда два человека смотрят в одном направлении. Прохожие начали останавливаться и вглядываться в том же направлении. Толпа растет, мало, кто понимает зачем они стоят. Неизвестно каков был бы результат, если бы не случайность, благодаря которой люди разошлись.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

Однажды разговор трех приятелей, коротавших время в обществе друг друга, зашел о любви. Хозяин дома, Алехин, привел в пример красивую девушку Пелагею, которая, по какой-то неизвестной причине, была влюблена в смутьяна и пьяницу повара Никанора. Не в состоянии объяснить превратности любви, Алехин вдруг рассказал приятелям о своей самой большой в жизни любви.

Когда он только переехал жить в деревню, то с головой погрузился в работу — нужно было отрабатывать долги, которые тяжелым бременем висели на имении.

Так случилось, что его избрали мировым судьей и время от времени ему приходилось ездить в город на заседания. Там он познакомился с Лугановичем, который пригласил его на обед.

Встреча с женой Лугановича потрясла Алехина, но потом пришли летние хлопоты и до поздней осени Алехин был целыми днями занят.

Случайная встреча в театре с Анной Алексеевной (так звали жену Лугановича) вызвала к жизни целый вихрь чувств. Теперь посещения гостеприимного дома стали более частыми.

Муж и жена всегда с радостью приветствовали гостя.

Так прошло несколько лет: встречи, робкие взгляды и спрятанные глубоко чувства. Все, что мог позволить себе Алехин — это мучиться одним-единственным вопросом — почему Анна досталась Лугановичу, а не ему.

Вскоре Лугановича перевели в другую губернию, Анна собиралась в Крым — поправить расшатавшиеся нервы.

Провожая ее, в купе поезда, Алехин впервые за эти несколько лет не сдержался и обнял ее. Слезы брызнули из глаз Анны, несколько минут они стояли, почти счастливые.

Поезд тронулся, Алехин оставил ее, доехал в соседнем купе до следующей станции и пошел пешком в свою деревню.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

В самом начале рассказа Чехова «Ионыч» мы видим молодого и полного сил и различных устремлений врача, его зовут Дмитрий Ионович Старцев.

Он приехал по назначению в небольшой город, в нем жизнь проста и однообразна, нет развития и каких-то умственных увлечений, все просто и понятно.

После отказа в любви, молодой человек замкнулся в себе и стал жить только работой, даже не работой, а деньгами которые он получал от этой работы.

Произошла полная деградация человека и как следствие, для всех людей вокруг он стал своим человеком, теперь к нему не обращаются по имени отчеству, он стал просто «Ионычем»

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

В начале своей литературной деятельности Антон Павлович писал короткие рассказы для юмористических журналов. Главное для бедного студента медицинского факультета было добыть средства для существования. Поэтому, многие рассказы начинающий писатель создавал в спешке, нужно было успеть отправить материал до выхода очередного номера.

За первые 5 лет Чехов написал больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Став известным писателем, он уже мог позволить себе тщательно работать над произведением. Во-первых, гонорары существенно выросли, а во-вторых, Чехов уже не мог печатать «сырые» произведения, дорожа репутацией.

Чем понравился рассказ мальчики чехова 4 класс

Потому что и в жизни в разных ситуациях иногда не бывает положительных героев. Именно такие ситуации любил Антон Павлович и с горечью писал рассказы. При кажущейся смехотворности все рассказы молодого Чехова — смех сквозь слёзы. Только очень чуткие души это подмечают и грустят, а писатель напишет гениальный рассказ/повесть/рома­<wbr />н/поэму и др.Ведь в жизни в любой ситуации кому-то смешно, а кому-то больно/горько/грустн­<wbr />о.

Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

История создания

«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

Жанр и направление

Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете. 

“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

Суть: о чем произведение?

Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи. 

Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги. 

Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии. 

В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают. 

Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох. 

Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. 
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. 
Иван Николаевич Королёв, отец Володи.  Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. 
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга. 
Катя, сестра Володи.  Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. 
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. 
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. 
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. 

Темы 

Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

  1. Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.  
  2. Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”. 

Проблемы

Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

  1. Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
  2. Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения. 

Основная идея

Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна. 

Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных. 

Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним. 

Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным. 

На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

Чему учит?

Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

Критика

Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека. 

Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

Автор: Иван Шарков

  • Чем понравилось пробуждение царевны в сказке спящая царевна
  • Чем понравилась сказка сивка бурка
  • Чем понравился рассказ бежин луг
  • Чем понравилась сказка спящая красавица
  • Чем понравился рассказ лев и собачка