Чем понравился рассказ лев и собачка

Все знают льва толстого, как автора крупных и всемирно известных произведений таких, как война и мир, анна каренина, севастопольские

Все знают Льва Толстого, как автора крупных и всемирно известных произведений — таких, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы». Но мало кто знает, что писатель создавал очень простые и поучительные рассказы для детей. «Лев и собачка» — произведение Льва Толстого, способное тронуть любого человека до глубины души. Подробнее о нем расскажет Многомудрый Литрекон в анализе по плану.

История создания

Лев Николаевич Толстой с детства был очень чувствительным и впечатлительным. Мог долго плакать над грустной историей, когда видел мертвого утенка или котенка со сломанной лапой. Эту черту характера он пронес сквозь года, через множество испытаний и жизненных впечатлений. Она же отразилась в некоторых рассказах, например, «Лев и собачка». Рассказ был написан в 1880 году.

В тот период писатель уже выработал свою философскую позицию, которая коснулась и его творчества. Он понял, что люди должны придерживаться минимализма во всех сферах жизни. Обременение материальными благами, хитросплетениями слов и мод делало человека несчастным. Поэтому он стал исповедовать «опрощение» даже в творчестве. Вместо больших романов автор начал писать небольшие рассказы с притчевой основой — такие, какие могли понять даже крестьянские дети. Поэтому рассказ «Лев и собачка» так не похож на ранее творчество Толстого.

Жанр, направление

Произведение Льва Толстого относится к жанру рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, которое содержит малое количество лиц, и, как правило, имеет одну сюжетную линию. Некоторые исследователи называют жанр книги «былью», но существенной разницы между понятиями нет. Слово «быль» лишь акцентирует внимание на том, что события, описанные в тексте, действительно произошли.

Многие читатели все же задумываются: ««Лев и собачка» — это сказка или рассказ?». Верно лишь второе утверждение, так как произведение не имеет важнейших признаков сказки: счастливого финала, сказовой манеры повествования, фантастического элемента. Рассказ, напротив, относится к реализму и имеет все основания быть описанием реального случая. Такие феномены известны и наблюдаются по сей день.

Суть: о чем рассказ?

Когда-то давно в Лондоне для того, чтобы пройти в зоопарк, можно было привести кошку или собаку на съедение крупным хищникам. Один англичанин решил воспользоваться этим, чтобы попасть в зоопарк, и привел маленькую собаку. Ее отдали в клетку со львом в качестве обеда. 

Собачка перепугалась, забилась в дальний угол. На удивление, лев спокойно подошел, понюхал ее. Собачка перевернулась на спину, замахала хвостом. Лев не тронул пленницу, а стал ее верным другом, делился с ней куском мяса. Так началась их дружба.

Однажды по зоопарку ходил богатый англичанин, он узнал дворняжку в клетке со львом и попросил ее вернуть ему. Но лев не собирался расставаться со своим другом, он рычал и никого не подпускал к клетке.

Прошло время, собачка заболела и умерла. Лев не понимал, что происходит, почему собачка не играет с ним. Он начал метаться по клетке, грызть ее, биться об стены. Чтобы утихомирить хищника, ему в клетку бросили другую собачку, но он разорвал ее на куски.

Лев никак не мог смириться с потерей своего близкого друга. Он обнял ее лапами. Не ел и не пил, а на шестой день умер.

Главные герои и их характеристика

Основными героями рассказа являются лев и собачка.

Лев огромный хищный зверь, который оказался верным другом собачки. Лев жил в неволе и был одинок, а ласка собачки развлекла его и скрасила жизнь в клетке. От боли потери лев ожесточился (разорвал другую собаку) и умер.
Собачка маленькая, игривая, верная спутница льва. Автор все время называет ее уменьшительными формами слова «собака», чтобы подчеркнуть ее слабость и незначительность. Именно доброта, а не села расположила к ней льва.

Темы

Тематика в рассказе «Лев и собачка» так же проста, как и ее содержание.

  1. В данном произведении можно выделить одну главную тему – это тема большой, искренней дружбы. Лев и собачка поддерживали друг друга и играли, противопоставляя свой хрупкий мир жестоким нравам людей. 
  2. Доброта. Лев и собачка проявили по отношению друг к другу доброжелательность, чего не встретить даже в человеческом обществе, где люди готовы приносить жертвы вместо денег, чтобы получить услугу. Лев и собака, опасные звери, заключенные в клетке, были добрее, чем те, кто их туда запер.
  3. Взаимовыручка. Лев защищал свою подругу от тех людей, которые готовы были бросить ее хищнику в качестве обеда. 

Проблема

Проблематика рассказа «Лев и собачка» может быть описана более подробно, если Вы напишите Многомудрому Литрекону, чего не хватает?

  1. Проблема жестокости людей, которые бросили собачку на съедение льву, является основной в тексте. Ради зрелища герои готовы были пожертвовать чужой жизнью и обрекали собак и кошек на мученическую гибель. Не зря автор описал именно английский зоопарк, ведь Европа является символом и главным носителем цивилизованности, а вместо этого господа ведут себя не лучше средневековых варваров.
  2. Отсутствие сострадания у людей и равнодушие. Все приходят посмотреть, как звери томятся в клетках, но никто не думает, каково им там живется? Никто не желает понимать, как льву одиноко ходить по загону, как ему больно и страшно находиться среди людей и вдали от родины и свободы? Зрители думают лишь о своих наслаждениях, но совершенно игнорируют нужды животных.
  3. Одиночество. Лишившись друга, лев заболел от горя и не смог смириться с утратой. А ведь его трагическая смерть — лишь одна из многих таких же смертей в этом зоопарке, так как все животные содержатся в одиночных камерах.

Главная мысль

Большое счастье в жизни — повстречать верного и настоящего друга, и абсолютно неважно, как он выглядит — это и есть основная идея рассказа «Лев и собачка». Автор всячески указывает на ничтожность и слабость животного, но зато подчеркивает его нежность, дружелюбие и игривость по отношению к опасному хищнику, который всем внушает лишь страх. Животным хватило мудрости не судить по одежке, а взглянуть в сердце того, кто стоит напротив, и обрести друга, а не врага или добычу.

Смысл рассказа «Лев и собачка» заключается еще и в том, что люди порой оказываются более жестокими и злыми, чем хищные звери. Все они, такие цивилизованные и культурные, пришли смотреть, как лев убивает животных, случайно попавших в руки несостоятельных посетителей зоопарка. Получается, что дикий лев гуманнее, добрее и выше тем, кто смотрит на него по ту сторону решетки. Люди должны быть достойны того, что имеют, иначе они деградируют и скатываются ниже всех ступеней эволюции, пройденных их предками. 

Чему учит рассказ?

Рассказ «Лев и собачка» учит верности и настоящей дружбе. А также он заставляет задуматься о том, что нужно с любовью, добротой и состраданием относиться к животным, иначе мы сами превратимся в кровожадных зверей. Герои рассказа в состоянии преподать читателю нравственные уроки: нужно уметь дружить и любить, ведь это естественно для каждого живого организма.

Автор осуждает жестокость людей, а мы можем сделать вывод из рассказа «Лев и собачка». Судя по поведению, в клетке должен быть не лев, а те, кто кормит его чьими-то кошками и собаками.

Критика

Произведение Льва Николаевича Толстого оставило неизгладимый след в душе. Трогательная история верной и преданной дружбы большого, хищного льва и маленькой, беззащитной собачки способна растрогать любого читателя. После смерти друга, лев не принял никакой другой собачки. Не смог пережить утрату. Данное произведение учит тому, что верных друзей нельзя купить, продать или поменять на кого-то другого.
«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь» — писал Лев Толстой.

Об этом произведении писали филологи Е.Н. Янсарина и Н.В. Кожушкова в статье «Воспитание гуманизма в были Толстого «Лев и собачка»»:

В предложении «Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец». Проявляется человеческое любопытство и ради того чтобы его удовлетворить его, человек идет на такой шаг. Один человек, не говориться кто именно не имени этого человека ни статуса, просто один из множества людей это мог быть кто угодно, тут человек показывается с отрицательной стороны, у него нет жалости по отношению к маленькому животному. Он просто взял собачку на улице, даже не взял, а ухватил ее, автор употребляет слово «ухватил» в значении действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.

В преддверии зимних праздников предлагаем пройтись по Рождественскому бульвару, любуясь усадьбами.

Рождественский бульвар знаком всем, кто интересуется русской живописью XIX века. Именно здесь Василий Перов написал свою знаменитую картину «Тройка» (1866). Герои полотна — трое детей — тянут бочку с водой, а рядом с ними весело бежит собачка. Их путь пролегает мимо стен старейшего женского монастыря Москвы — Богородице-Рождественского, который и дал название бульвару. Он был основан в 1386 году княгиней Марией Константиновной, матерью князя Владимира Храброго, в честь дня победы русских войск в Куликовской битве.

В то время на месте Рождественского бульвара были стены Белого города. В XVIII веке их разобрали, чтобы обустроить бульвар. Кстати, еще в первой половине следующего столетия атмосфера там царила почти сельская. Об этом свидетельствует в одном из своих очерков 1840-х годов писатель Михаил Загоскин: «Вот расхаживают по улице куры с цыплятами, индейки, гуси, а иногда вам случится увидеть жирную свинку, которая прогуливается со своими поросятами».

Дом братьев Фонвизиных

Рождественский бульвар, дом 12/8, строение 1

1(963206)

Один из старейших особняков, дошедших до наших дней, был построен здесь еще в XVIII веке. Тогда он принадлежал княгине Анастасии Голицыной. После нее хозяином дома стал Александр Фонвизин, брат известного писателя. Двое его сыновей — Иван и Михаил — были декабристами, и в усадьбе проходили собрания «Союза благоденствия». Здесь же в 1821 году было принято решение о роспуске тайного общества.

В 1869 году хозяйкой дома стала баронесса Надежда фон Мекк, вдова железнодорожного магната. Большая любительница музыки, она одной из первых разглядела талант Петра Чайковского. Обеспечив композитору материальную поддержку, она дала ему шанс заниматься исключительно творчеством. Около 13 лет они состояли в переписке, но ни разу не общались лично. Чайковский с братом Модестом гостили однажды в доме в отсутствие хозяйки.

При баронессе главный дом особняка объединили с флигелями, фасад был декорирован в духе эклектики. Со стороны Малого Кисельного переулка возвели дополнительный корпус. Владимир Гиляровский упоминает, что перед входом в дом были две скульптуры льва — увидеть их сейчас нельзя, львы были утрачены в советское время. Николай Некрасов в балладе «Секрет» упоминает «старинный, гербами украшенный дом». Сегодня на фасаде остался портик с четырьмя пилястрами, а крышу венчает балюстрада.

Дом писателя Н.Ф. Павлова

Рождественский бульвар, дом 14, строение 1

1(963220)

Рядом с усадьбой Фонвизиных стоит особняк в стиле рококо. Его неширокий фасад украшают четыре пилястры, лепнина в виде гирлянд, венков и ракушек. По бокам расположены две сквозные арки. На аттике красуется горельеф в виде путти (мальчиков-купидонов), а над ними можно разглядеть монограмму одного из владельцев дома. Буква М указывает на фамилию французского купца Эмилия Маттерна — при нем усадьба была перестроена в 1870 году.

До Маттерна особняк принадлежал профессору химии и физики Карлу Янишу. Его дочь Каролина владела восемью языками, переводила стихи русских поэтов и писала свои. В нее был влюблен польский поэт Адам Мицкевич, но отец Каролины выдал ее за беллетриста Николая Павлова. Не без участия жены Павлов организовал в доме литературный салон. О павловских вечерах знала вся Москва — на них бывали Николай Гоголь, Афанасий Фет, Александр Герцен, Петр Чаадаев и многие другие. Кстати, именно здесь в 1840 году Михаил Лермонтов прощался с московскими литераторами перед отъездом в ссылку на Кавказ.

Городская усадьба А.П. Карамышевой (дом, в котором жил Демьян Бедный)

Рождественский бульвар, дом 16, строение 2

1(963217)

К дому Павлова вплотную примыкает здание, история которого тоже связана с литературой, правда, уже ХХ-го столетия: с 1933-го по 1943 год здесь проживал советский поэт Демьян Бедный. Это было самое сложное время в его жизни: в 1930 году на него, успешного в 1920-х, свалилась жесткая критика, а в 1938-м поэта исключили из партии.

Изначально усадебный комплекс включал в себя главный дом и два флигеля. В 1851 году его владельцем стал купец и коммерческий директор Государственного банка Российской империи Иосиф Ценклер. Его семья занимала главный дом, а два других сдавали.

Усадьбу несколько раз перестраивали. В 1864 году флигели соединили с главным домом переходами на уровне второго этажа. Следующая реконструкция здания была в 1883 году под руководством архитектора Бориса Фрейденберга. Он оформил дом элементами архитектуры крепостей итальянского Возрождения. Карниз фасада опирается на аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда небольших декоративных арок. Этот архитектурный элемент напоминает крепостные машикули — навесные бойницы, предназначенные для обстрела штурмующих стены противников. Крышу центрального дома венчает балюстрада, а по бокам фасада на уровне второго этажа расположены черные балконы, сочетающиеся со стилем всего здания.

Усадьба М.А. Лагофита

Рождественский бульвар, дом 13, строения 1 и 2

1(963214)

На другой стороне бульвара, почти напротив дома Фонвизиных, стоят два здания-близнеца. Двухэтажные строения в стиле классицизма соединяются воротами. Оба дома являются примером типовой застройки после пожара 1812 года. Образец здания с четырехколонным портиком входил в специальный альбом. В нем заказчик мог выбрать понравившийся фасад — это было дешевле, чем нанимать архитектора. Для украшения дома можно было купить копии античных барельефов.

Изначально постройки были деревянными. В усадьбе некоторое время жили майорша Пелагея Лагофит и ее потомки. Последним владельцем перед Октябрьской революцией был Николай Гульшин. В советское время в зданиях располагались коммунальные квартиры. А в 1982 году обветшалые дома снесли и построили на их месте кирпичные копии.

Доходный дом Р.Б. Бебутовой

Рождественский бульвар, дом 9

1(963209)

Здание было построено в 1908–1909 годах по проекту мастера московского модерна Густава Гельриха. Дом считается одним из лучших творений архитектора.

На фасаде сочетаются два нежных оттенка: нижняя часть дома светло-розовая, а верхняя облицована бежевой плиткой. Центральный эркер венчают лепные фигуры двух юношей, держащих венки славы. Боковые эркеры украшают горельефы в виде сфинксов. Также на фасаде можно рассмотреть женские маскароны. Примечательны волнообразный карниз с гирляндами и растительным орнаментом и балкончики в стиле модерн.

Дом принадлежал княгине Розе Бебутовой, жене статского советника Владимира Бебутова. В 1910-е годы здесь проживал и проводил встречи философ-мистик Георгий Гурджиев. Некоторое время в доме находилась мастерская его двоюродного брата, скульптора Сергея Меркурова. В 1915 году здесь располагалась «Контора редакции модных журналов и выкроек Шульман». До 1917 года часть здания занимало Генеральное консульство Франции в Москве.

rozdestvenskybulvar 2 01 241221(1)

  • Чем понравился рассказ ванька чехова
  • Чем понравилась сказка серебряное копытце
  • Чем понравилась сказка три медведя
  • Чем понравилась сказка о рыбаке и рыбке для читательского дневника
  • Чем понравилась сказка о мертвой царевне и семи богатырях для читательского дневника