Чем понравилась сказка спящая красавица

1. спящая красавица снилось что-то приятное, романтичное. мишка, который гладил по волосам и тихонько приговаривал, как любит мои рыжие кудряшки.

1. Спящая красавица

⠀Снилось что-то приятное, романтичное. Мишка, который гладил по волосам и тихонько приговаривал, как любит мои рыжие кудряшки. И именно из-за них называет Белочкой. А ещё потому что когда что-то не нравится, я смешно морщу носик.

  Я лежала рядом и слушала. Он так редко открывает свои эмоции, что боишься перебить. Например, все два года, что мы вместе, думала Белочка это переделанное имя. А оказывается – кудряшки. Приятно. Мишка присел, погладил меня по плечам и резко встряхнул.

— Проснись, красавица, я тебя пять раз поцеловал! И уже готов продолжать!

Сквозь сон пробивался очень мерзкий голос. Очень! Даже если это голос моего любимого мужчины. Ещё и тряска не останавливалась. Пришлось выплывать из дремы.

— Уйди, чудище, я легла пару часов назад. Всю ночь работала! — сладко зевнула и повернулась на правый бок.

Ради приличия открыла один глаз, чтоб показать Мишке, что на большее не способна. Даже после пяти поцелуев. Открыла, а он не закрывается. Хотя бы потому, что рядом был не мой парень. ⠀

  Один глаз не закрывается, второй спит за двоих. Рыжие кудри на голове всегда по утрам смотрят в разные стороны. Пижама с мопсом, и, как я догадываюсь, помятое, красное лицо. После двух часов сна. Вот так я и села, разглядывая гостя.

  Волосы жиденькие, светленькие, грязненькие и всё это безобразие до плеч. Меня слегка передернуло, а потом я посмотрела на лицо. И чем волосы не понравились? Глаза далеко посажены, или как это правильно, когда они смотрят почти в разные стороны. Нос орлиный, как у гордых, горных народов и маленький ротик. Вся эта прелесть на круглом, очень круглом лице. И сам молодой человек такой же круглый. Этакая камбала, только надутая, как шарик и с носом. ⠀

— Эээ, — выдавил парень и, подумав, спросил, — Красавица?

Он ещё моим внешним видом не доволен. А может его эталон красоты камбала с носом? Интересно, такие девушки существуют? Я сова по натуре, люблю работать по ночам. С утра, если рано разбудить, во мне просыпается монстр и начинает громко возмущаться.

— Угу! — выдал тот самый монстр в моём лице. Тут же пронеслась мысль, что стала разговаривать как сова, осталось начать жрать мышей. Утро, твою ж ети! — Ты кто?

— Прости, надо было с этого начать. Я принц Галондуэль Тристипин Фаринсказан третий. Примчался из южного государства Сартом. И раз ты, спустя сто лет, проснулась именно от моего поцелуя, должна выйти за меня замуж. – на последних, словах парня перекосило. Итак-то не красавец.

⠀Аааа, он меня целовал! Ужас. Фу, как теперь на мужчин смотреть? Надеюсь не отвечала?

— Угу, — сова во мне распустила крылья с готовностью валить подальше от этого Голодного Эльфа или как там его зовут.⠀

Меня даже не смутили сто лет сна, которые пронеслись как два часа. И то, что обстановка похожа на средневековый замок, это заметила мельком. Да и на принца не отреагировала. Хорошо, что мозг с утра не работает, а то билась бы в истерике.⠀

Так, если проводить аналогию со сказками, которые я так часто читаю племяшке, это «Спящая красавица». Теперь вопросы. Где сама красавица? Почему я здесь? И как попасть домой?

Хотя, если подумать, принцессу вполне можно понять. Придёт такая камбала, поцелует и всё, теперь ты жена. Может это то самое перемещение между мирами, о которых часто читает сестра? А наследница престола сейчас где-то вместо меня спит?

— Уважаемый Эльф, — решила начать издалека, но была тут же перебита. ⠀

-Вы так считаете? — мужчина подмигнул глазом, тем, который смотрел налево.

«Нет! — мысленно взорвалась, — Не считаю! Просто не помню все те буквы, которые ты назвал именем, принц, твою ж ети! Как такие принцы на свет появляются? Что за неправильная сказка?»

Выдохнула и продолжила:

— Ээээ, — это просто забыла, что хотела сказать. Напрягла мозг и выдала, — Я точно не ваша принцесса. Спала всего два часа, а не сто лет. — Мужчина окинул взглядом и кивнул, соглашаясь. Гад! — Поэтому и замуж выйти не могу.

— Вот и замечательно! — выдохнул этот козлина, хоть бы вид создал, что расстроился. — Может тебе помочь чем, немощная?

— Угук, — ответила внутренняя сова, старательно заугукивая маты. — Домой хочу, к жениху. Только, боюсь он в другом мире. В нашем такого дурдома точно нет.

Мозг уже заставили работать, поэтому он меня смог убедить, что это не Земля.

— У тебя и жених есть? — искренне удивился принц-самоубийца.

— Угук. — да что такое! Сейчас сама поверю, что немощная.

И, неожиданно вспомнила, что жениха-то нет. Ушёл, неделю назад, гордо хлопнув сначала крышкой ноутбука, затем шкафом, а после дверью. У меня тогда был выбор, или забиться в угол и рыдать с бутылкой наперевес, или работать, чтобы не было желания плакать. Ну и доработалась. До Эльфа. Тут же вспомнила сон и ласковое «Белочка».

Страдания прервал резкий порыв ветра. Дверь, которая находилась в углу, открылась и в комнату влетел невероятно красивый блондин. Посмотрела на Эльфа и очень пожалела, что он обогнал в дороге вновь вошедшего. Видимо всё не так плохо в этом мире с мужчинами, как мне показалось сначала.

Блондин носился по помещению и ногой отодвигал коричневую листву, непонятно как здесь появившуюся.

— Точно знаю, что где-то тут. — бормотал он. — Маг же сказал. О!

Парень резко наклонился, разворошил листья и начал целовать синий труп. Мы с Эльфом переглянулись и дружно стали пятиться к двери. Зря! Зря я подумала, что здесь всё нормально с мужчинами. Это надо же так ошибиться. Пока пятилась и занималась самоедством, не заметила главного.

— Кто ты? — звонким голосом спросил труп, который на глазах изменялся и становился прекрасной девушкой.

— Красавица, я освободил тебя от векового сна, будешь моей женой?

— Да!

Блондин помог подняться девушке, отряхнул её от налипшей грязи. Ещё раз поцеловал, не замечая свидетелей. Они взялись за руки и ушли. Причём девушка шла легко, как будто сто лет на холодном полу не валялась трупом. В прямом смысле.⠀

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 32. 

УКМ «Перспектива»

Шарль Перро «Спящая красавица»

1. Вспомните или перечитайте сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Какие эпизоды сказки показались вам самыми интересными? Перескажите их по заранее составленному плану.

Самыми интересными эпизодами мне показались эпизод с дарами фей и эпизод появления в замке принца и пробуждения принцессы.

План пересказа эпизода «Дары фей»

  1. Семь добрых фей.
  2. Забытая фея.
  3. Обида старой феи.
  4. Дары фей.
  5. Зловещее предсказание.
  6. Подарок седьмой феи.

Пересказ эпизода «Дары фей» для 4 класса

На пир по поводу рождения принцессы пригласили семь добрых фей. Им подали к столу фарфоровые тарелки, хрустальные кубки и золотые приборы — ложку, вилку и ножик.

Но когда пир начался, появилась восьмая фея. Она пятьдесят лет не выходила из своего замка, и про неё просто забыли, решив, что она умерла.

Старой фее подали тарелку и кубок, но не хватило ей золотых ножика, вилки и ложки. Это очень обидело фею и она пробормотала какую-то угрозу. Но одна из добрых фей услышала угрозу и решила присмотреть за злой феей, чтобы она не наградила принцессу чем-нибудь нехорошим.

И вот феи стали дарить подарки. Это были чудесные дары. Феи награждали принцессу красотой, добрым сердцем, умением радовать людей, танцевать, петь и играть на инструментах.

Но тут подошла восьмая фея и предрекла, что на пятнадцатом году принцесса уколется веретеном и умрёт. Все застыли в страхе.

Но свой дар ещё не принесла седьмая фея. Она успокоила гостей и сказала, что принцесса уколет руку веретеном, но от этого не умрёт. а просто заснёт глубоким сном на сто лет, пока её не разбудит прекрасный принц.

План пересказа эпизода «Появление принца»

  1. Через заколдованный лес.
  2. Привратники.
  3. Стражники.
  4. Дамы и кавалеры.
  5. Спящая принцесса.
  6. Пробуждение замка.

Пересказ эпизода «Появление принца» для 4 класса

Принц шёл через заколдованный лес и деревья смыкались за его спиной. Это могло напугать любого, но принц был храбр.

Он вышел к замку и увидел в его воротах множество спящих людей. Они спали в разных позах и в руках держали кубки с недопитым вином.

Принц прошёл в замок и увидел стражников, которые спали, опираясь на свои алебарды.

Он шёл мимо многочисленных комнат-покоев и везде видел спящих людей: дам и кавалеров в старомодных платьях.

Наконец, принц нашёл спящую принцессу. Она была столь прекрасна, что принц трепетно опустился перед ней на колени. И в этот миг колдовство спало. Принцесса открыла глаза и улыбнулась принцу. Залаяла собака, в конюшне заржали лошади. Слуги кинулись накрывать на стол, а проснувшиеся стражники стали греметь оружием.

2. Попробуйте описать спящую красавицу.

Спящая красавица была очень красивой. У неё были красные, как кораллы, губы, розовые щёки, её красота сияла так, что всё вокруг казалось тусклым.

3. Как вы понимаете значение слов достоинство, добродетель? Найдите в сказке строки, которые пояснят их значение.

Добродетель и достоинства являются словами-синонимами. Они означают положительные качества человека, то чем можно гордиться. 

Значение этих слов мы можем понять из эпизода дарения феями подарков.

4. Какими добродетелями наградили маленькую принцессу добрые феи?

В эпизоде дарения подарков феи наградили принцессу многими добродетелями и достоинствами. Она получила красоту, нежное и доброе сердце, умение танцевать, петь  играть на музыкальных инструментах.

5. Обсудите с друзьями, почему злая фея наказала принцессу? Была ли принцесса виновата? Проследите, как обида злой феи превратилась во зло: обида-досада-угроза-мщение-зло.

Фея наказала принцессу за обиду, которую ей нанесли король и королева, не пригласив на пир. Принцесса не была в этом виновата, ведь она была просто младенцем, но попала под горячую руку злой фее.

Сперва фея просто обиделась, что её не позвали, потом ей стало досадно, что её обделили золотым столовым прибором, она стала тихонько угрожать, а потом отомстила, предсказав смерть принцессы. Это уже было настоящим злом, в которое вылилась простая обида.

6. Что победило зло или добро? Как вы это объясните?

Победило добро. Ведь предсказание злой феи не сбылось. Добрая фея оказалась сильнее и смогла изменить зловещее предсказание. Принцесса осталась живой и нашла своё счастье.

Принцесса никому не делала зла, она не заслужила смерти. Поэтому сказка заканчивается хорошо и добрые люди обретают счастье.

7. Что увидел принц в старом замке? Попробуйте разыграть с друзьями сценки «Спящий замок, где в разных позах застыли герои сказки. Кто там был? Изобразите их.»; «Спящий замок ожил и зашумел».

В старом замке принц увидел спящих людей.

Принц прошёл ворота замка. Там стояли в разных позах спящие привратники с кубками в руках.

Он прошёл двери дворца. Там стояли спящие стражники с алебардами.

Принц прошёл мимо покоев. Там было много спящих дам и кавалеров.

Он нашёл принцессу и принцесса проснулась.

Тут же всё ожило. Затявкала собака, заржали лошади. Слуги стали накрывать стол, дамы улыбались кавалерам, стражники стучали алебардами, привратники осушили кубки.

AVvXsEjITBcLyhU7ABGt4TMPhXhxnLDWmKKN15NOiUNUJQY6hIqUmWpVWdSvfTVIV7YdniMNSgdAbGrtUEbr 74ZbF9ax wOA6gK3gK95bGkm63Wg69UMvnJz9zVsqPV4A2MaWqZRQDGCIwVuOU4 rfCBsE5hLiqSgxaRSXbnGUfZFvBXtkNipJI Fsii 3ZRA=w400 h363

На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Жуковский В. сказка «Спящая царевна» Жанр: литературная волшебная сказка в стихах Смотри также краткое содержание сказок: Перро Ш. «Спящая красавица» Жуковский В. «Мальчик с пальчик»Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

  1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
  2. Царица-мать. Добрая и любящая.
  3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
  4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
  5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
  6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

План пересказа сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Встреча с раком
  3. Предсказание
  4. Рождение дочери
  5. Пир и молодые чародейки
  6. Одиннадцать блюд
  7. Зловещее пророчество
  8. Исправленное пророчество
  9. Указ о высылке прях
  10. Любопытная царевна
  11. Старуха с веретеном
  12. Сон в замке
  13. Страшный бор
  14. Любопытный царевич
  15. Разбуженная принцесса
  16. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
  2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
  3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
  4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
  5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
  6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

Главная мысль сказки «Спящая царевна» Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.Чему учит сказка «Спящая царевна» Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Спящая царевна» Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.Пословицы к сказке «Спящая царевна» Слово не воробей, вылетит — не поймаешь Всему свое время. Чему быть, того не миновать. Берегись бед, пока их нет. Чего не воротишь, про то лучше забыть.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна» Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка. И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек. Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило. И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива. Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился. И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон. Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит. Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну. Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал. Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

4-7417103868c22615118b13532326d468388a38b068b62ff01ce3461c4a3eb4e9.pngРябова Нина

Сказка «Спящая царевна» Жуковского учит тому, что необходимо уважать своих друзей, знакомых, близких людей твоей семьи. Ведь старая колдунья не была приглашена на пир к царю и царице, хотя и имела на это право. В следствие того, что она не была приглашена, колдунья заколдовала маленькую царевну. Однако это также не оправдывает колдунью. Сказка учит и тому, что нельзя быть завистливой и коварной личностью. 

Также сказка учит умению заботиться о семье, детях. Ведь царь безумно любил свою дочь и боялся за её жизнь. Он боялся, что заклинание колдуньи подействует, и в шестнадцать лет царевна умрёт. Так и случилось. Несмотря на то, что царь запретил в царстве все, что связано с прядением, царевна умерла. Но, к счастью, умерла она всего на триста лет. 

Пожаловаться

В. А. Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца.

Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой сказки, но, на мой взгляд, из этой сказки можно извлечь и другие уроки. В первую очередь, когда король решает не посылать приглашение двенадцатой чародейке, “хромоногой, старой, злой”, из-за потери блюда. Не стоит пренебрегать человеком из-за его внешности.

Необходимо высказывать уважение старшим, несмотря ни на что.

Второй урок я вижу в неизбежности предначертанного. Что было уготовано судьбой человеку, то и произойдет. Король, стараясь уберечь дочь от проклятья, изгоняет ткачих, запрещает выращивать и ткать лен и держать дома веретено.

Однако, он не смог уберечь дочь в собственном доме. Дочери захотелось осмотреть дворец, и, поднявшись по винтовой лестнице, она встречает “старушоночку”, которая дала ей веретено. Из этого следует третий урок о том, что встречи с незнакомыми людьми могут быть опасными.

Все сказки нужно читать внимательно, ведь они содержат скрытый смысл, который может быть не сразу понятен. На примерах из книг дети узнают и запоминают, как надо себя вести.

Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского« Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”Анализ стихотворения Пушкина Арион »avatar.png

9 месяцев назад3 ответа:

Царевна была очень доверчива в результате после того как она укололась веретеном она впадает в спячку.

Данная сказка учить прежде всего, верить, надеяться и доверять, чего во все временя не хватало и не хватает людям.

Важности таких качеств как смелость и настойчивость.

И наконец, уважать старшее поколение и старость, почтению.

В сказке Жуковского «Спящая царевна» рак предсказывает бездетной царице ребенка и спустя время у нее рождается дочь. Царь Макар устраивает пир в честь рождения дочери, на который он пригласил одиннадцать молодых чародеек. Старую чародейку он не позвал и она проклинает новорожденную дочь, обещая ей смерть от оцарапывания веретеном. Но последняя чародейка изменяет проклятье, заменяя смерть на сон. В свои пятнадцать лет молодая царевна оцарапалась веретеном и уснула, а вместе с ней весь дворец. Спустя годы царский сын находит царевну в страшном лесу, целует ее и она просыпается.

Главная мысль сказки Жуковского «Спящая царевна» заключается в том, что нужно относиться всем одинаково и быть одинаково гостеприимными ко всем вне зависимости от молодости и красоты.

Сказка «Спящая царевна» учит всегда надеется на лучшее, не терять надежду и позитивный настрой. Кроме этого нужно уважать пожилых людей и оказывать им должное внимание. Быть смелыми и бесстрашными как царский сын.

(7)

Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

Почему же он не позвал старую колдунью?

Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

Следующий урок начинаем вопросом:

Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

А вот о дочери его народ помнит.

Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

Почему бор стал лесом?

Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

А благодаря чему это произошло?

Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post_2.html
  • https://vashurok.ru/questions/chemu-uchit-skazka-vazhukovskiy-spyaschaya-tsarevna
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-chemu-uchit-skazka-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/
  • https://otvet.ws/questions/2831612-spjaschaja-carevna-chemu-uchit-skazka.html
  • https://info-shkola.ru/analiz-skazki-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/

  • Чем понравился рассказ лев и собачка
  • Чем понравилась сказка снежная королева
  • Чем понравился рассказ ванька чехова
  • Чем понравилась сказка серебряное копытце
  • Чем понравилась сказка три медведя