Чем понравилась сказка о рыбаке и рыбке 2 класс литературное чтение

Умк школа россии литературное чтение 2 класс а.с.пушкин сказка о рыбаке и рыбке по учебнику л.ф.климановой и др. м:просвещение урок

УМК «Школа России»

Литературное чтение 2 класс  

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

по учебнику  Л.Ф.Климановой и др.

М:Просвещение

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема:  Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

  1. обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
  2. выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
  3. формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  4. работать над техникой чтения;
  5. расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
  1. воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование:

на доске портрет А. С. Пушкина

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

             Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

            Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться  сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Какие сказки вы знаете А.С.Пушкина?    Давайте вместе вспомним эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.

  1. В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
  2. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)
  3. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
  4. Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?

«Сказка ложь, да в ней намёк

Добрым молодцам урок»

3.Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

А) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название произведения

— Что  можно узнать из заголовка?

— Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение  учителем первой части

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

В) чтение части детьми ( хорошо читающими)

Словарная работа.

Кликать – звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

  1. ФИЗМИНУТКА

Г) чтение « по-цепочке»

Словарная работа .

Чупрун- чуб

Д) Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Вопросы по просмотренной части :

  1. Кем захотела теперь быть старуха?
  2. Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:

“Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, не молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство”)

Е)  Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.

  1. Как встретило море старика?
  2. Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

Ж)   Чтение одним учеником .

  1. Почему народ над старичком насмеялся ?

“Не садися не в свои сани!”

  1. Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

Словарная работа.

Невежа

З)  Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

  1. Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

  1. Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)
  1. — Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)
  1. — Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания? (“По щучьему веленью, по моему хотенью”.)

4. Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема : Работа над образами главных героев сказки.

Задачи урока :

  1. развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  2. развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  3. воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:

на доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…

  1. А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)

 Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки.

3. Подготовка к разбору сказки.

Вы  дома  работали  со сказкой.

  1. Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Все ученики делятся на 3 группы ( по рядам) . Каждая группа по очереди “вылавливают” с  доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?

Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

 Что роднит сказку А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»  и другие известные вам сказки?

( работа в парах, обсуждение , затем высказывание детей)

( на экране открываются слова)

  1. Есть зачин, концовка
  2. Волшебство
  3. Повторение   сюжета        
  4. Магическое   число
  5. Добро побеждает зло

4.  Разбор сюжета.

  1. Кто в  сказке Пушкина  волшебный помощник? ( золотая рыбка ).
  2. В чём необычность рыбки ? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
  3. Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
  4. Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
  5. Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
  6. Как просит старуха?
  7. А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет)

“молвит ласковое слово, с поклоном”

  1. Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются. )

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

  1. Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?

Все черты её  характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

  1. Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.

  1. Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

  1. Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
  2. Являются ли положительными такие качества, как безвольность,безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

  1. Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок»

  1. Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)
  2. Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать

5. Итог урока.

 Завтра на уроке мы  продолжим работу  над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним,  кто ещё является в сказке действующим «лицом» .

Домашнее задание . Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.

6. Рефлексия

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:          С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:        Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:        Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:        Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:        Интересным / неинтересным

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

Тема : Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Задачи урока :

  1. проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;
  2. проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  3. обсудить нравственный вывод сказки.
  4. развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;

Оборудование:

на доске портрет  А. С. Пушкина

детские  рисунки   « море»

выставка книг со сказками А. С. Пушкина;

экран, компьютер

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть

«Сказка  о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос:

  1. Чему каждого из вас научила сказка?

А)  Работа по содержанию  ( найти и зачитать ответы из текста)  На уроке вы будете активно работать и вам не составит труда  назвать  нам ещё одно действующее лицо в сказке.

Во –первых, разберёмся в желаниях старухи.  (Ответы на вопросы дети зачитывают из сказки)

  1. Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

 Что заметил старик в этот раз на море ?

(Море слегка разыгралось)  чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

  1. Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

  1. Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

  1. Какими словами обращается старик к рыбке?

«Смилуйся, государыня рыбка»

  1. Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?

«Разбранила меня моя старуха…»

« Избу просит сварливая баба…»

Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.

  1. Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?( зачитать из текста)

«Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…»

«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.»

И море дает старику об этом знак

  1. Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

  1. Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте .

  1. Как встретило море?

(Почернело синее море) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!»

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» — уселась на трон в роли царицы.

  1. Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю) чтение сопровождается  иллюстрацией моря на экране.

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

  1. Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

 Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.

  1. Назовите еще одно действующее « лицо» в этой сказке.

(Море)

  1. Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? ( ответы, рассуждения детей)

Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо – страна!

Свои Двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать, будут дети читать,

Снова будут их дети читать!

Сказки Пушкина.  О.Ященко

Спасибо за активное участие на уроке.

  1. Итог урока.   Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси поставлены памятники великому поэту.

( на экране  памятники А.С.Пушкину)

   Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

  1.  Домашнее задание :  представьте себя художниками- оформителями и оформите обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Золотая рыбка

Сказки Александра Сергеевича Пушкина довольно интересные и познавательные, они на протяжении всех жизни сопровождают человека. Все его сказки учат мудрости и добру. К примеру, можно выделить одну из его известных сказок – это сказка о золотой рыбке. Она наполнена волшебством и мудростью.

В сказке рассказывается о волшебной рыбке, и пожилых стариках. Старик со старухой жили в бедности, старик ходил на море рыбу ловил. Однажды он в своих сетях поймал рыбку, которая с ним заговорила человеческим языком. Она молила старика отпустить ее в синее море, и обещала это наградить его. Он по своей доброте душевной отпустил, ее не потребовав, от нее не чего взамен.

Вернувшись, домой старик рассказал своей жене, что с ним произошло, так его начала ругать и послала обратно к рыбке. Сначала она попросила корыта, но и на этом ее душенька не успокоилась, ее жадность не знала, приделов, она хотела все большего богатства и власти. Но закончилось все когда, она пожелала управлять самой рыбкой. Золотая рыбка разозлилась и забрала все, что у них, что дала в награду. И вернулись старик со старухой к прежнему образу жизни.

Суть этой сказки такова, человек не умеет ценить, то, что ему дается и из-за своей жадности теряет все и остается не с чем. Нужно ценить, то, что имеете, и знать границу желанного. Рыбка по своей доброте хотела помочь пожилой, бездетной семье. Наградить их, но если бы старуха была бы, такая, как старик доброй и честной, то может, быть сказка сложилась, по-другому. А как, старуха была алчной и жестокой, даже по отношению к своему мужу, ее за это рыбка и наказала. Она им показала, какую жизнь в достатке может подарить, но этого не ценилось, старухе всего, было мало.

Сочинение 2

Пушкинские произведения отличаются увлекательностью и поучительностью. Они всегда и везде идут рука об руку с человеком. Эти замечательные сказки просто пропитаны мудростью и добром. Самым ярким примером его творчества предстает «Сказка о рыбаке и рыбке». В этой сказке мудрость передается с помощью волшебства.

В произведении речь идет о пожилой паре и волшебной рыбке. Старики жили бедно, дед был рыбаком. В один прекрасный день в его сети попала рыба, которая разговаривала на человеческом языке. Она взмолилась к старику с просьбой выпустить ее в морские просторы, а взамен дала обещание вознаградить его. Старик был добр, поэтому выпустил рыбу безвозмездно.

По возвращении домой дед поведал супруге историю о волшебной рыбке, и о том, как он проявил к ней доброту. Жена начала браниться и выгнала мужика назад к морю. Первым желанием ее было новое корыто, так как старое стало совсем ветхим. И потом не успокоилась старуха. Она загадывала все новые и новые желания, и с каждым разом они становились все весомее и весомее. Старуху поглотила жадность и желание власти. Последней каплей терпения рыбки стало желание старухи иметь в услужении саму рыбку. Владычица морская пришла в ярость от такой наглости и лишила их всех даров, которых ранее удостоила. А старик со старухой остались жить в своей ветхой избушке, а около нее все так же стояло разбитое корыто.

Основная мысль сказки заключается в том, что нужно ценить и быть благодарными за то, что у тебя есть. Нельзя давать место в своем сердце жадности и ненасытности. Такие люди никогда не бывают счастливыми, так как для счастья им всегда чего-то не хватает. У желаемого всегда должны быть границы, чтобы это не переросло в наглость и напыщенность. Роль добра в этой сказке исполняет рыбка, которая от чистого сердца хотела оказать помощь пожилой одинокой паре. Когда старуха получала очередное желаемое, ее аппетиты возрастали, и доросли до масштабов немыслимой наглости. Власть сделала ее жестоким и ненасытным человеком, за что и была наказана старуха. Если бы она смогла вовремя обуздать свои желания, то ее жизнь была бы на высшем уровне.

Недаром, народная мудрость гласит: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Всегда нужно довольствоваться тем, что есть, а не любой ценой добиваться того, чего у тебя нет. Так можно остаться вообще ни с чем.

Другие темы: ← По произведению Медный всадник↑ ПушкинВлияние воспитания на формирование личности на примере Онегина →

`

Сочинение на тему Золотая рыбка Пушкина

«Золотая рыбка» — милая сказка. Мне так нравится рыбка! Она волшебная. Она маленькая, симпатичная. Её так красиво рисуют… Я представляю, что она вся сияет. И думаю, что голос у неё приятный. И ещё она такая добрая.

Она, конечно, жалеет дедушку. Он бедный рыбак, старик. И даже не думает от о себе, а только о своей жене, тоже старухе. Он ведь не пожелал себе молодую жену! А он хотел порадовать старуху новым корытом, деньгами. Просто бабка оказалась очень жадной. Или просто увлеклась? Она ведь не стала сразу просить (хотя бы со второго) стать королевой морской. Она сначала одно загадала, потом другое… Почему нет? Ведь ограничений не было. И сразу, наверное, была бы наглость, а так по чуть, по чуть… И разозлила, правда, рыбку. Но потому это всё, что вздумала занять её место. Это если бы у Президента просить одно, второе, а после вдруг пост Президента. Так бы он и уступил! И ещё это ведь готовиться надо. Как бы она всеми этими морскими тварями управляла бы, если она их не знает толком. И ещё, может быть, это надо было б в море жить – в воде. То есть рыбка отказала, чтобы спасти бабку от утопления. Но и наказала, конечно, раз у той всё пропало… Но это мне ещё напоминает шоу «Кто хочет стать?..», конечно, миллионером. Только тут несгораемая сумма – это разбитое корыто. Главное, что хуже бабке не стало – её не казнили, не отправили в джунгли. А так можно сказать, что всё это ей приснилось. Или даже деду приснилось.

Но я надеюсь, что если после этого сна он нашел в своих сетях рыбку золотую, даже если она не волшебная, не говорящая, то он бы её отпустил на свободу.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Первое знакомство с… (музеем 6 класс)
    Я с детства интересовалась живописью. Покупали журналы об искусстве, посещали выставки и просто рассматривала картины известных и не очень художников. Мечтала сходить в Третьяковскую галерею, но всегда было какое-то «но».
  • Сочинение на тему Мой Пушкин (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
    Наверное, на этой земле нет такого человека, который бы не знал про одного известного и знаменитого писателя, как Пушкин. Кроме этого он написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе.
  • Сочинения по творчеству Булгакова
    Михаил Афанасьевич Булгаков родился в интеллигентной семье в городе Киев. Он был доктором по первому образованию, и некоторое количество времени работал по профессии и даже

Сказка о рыбаке и рыбке

В ветхой землянке на берегу моря жили старик со старухой. Жили они вместе 33 года, старик рыбачил, а старуха «пряла свою пряжу». Однажды старик отправился ловить рыбу. Два раза он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину. В третий раз в невод попалась одна рыбка, но не простая, а золотая.

Заговорила рыбка со стариком, попросила отпустить её, обещала откупиться «дорогой ценою». Испуганный и удивлённый старик отказался от откупа и отпустил золотую рыбку. Вернувшись домой, старик рассказал об этом чуде своей старухе-жене. Вздорная старуха обругала мужа и отправила его обратно, чтобы он выпросил у рыбки новое корыто — старое совсем развалилось.

Продолжение после рекламы:

Пришёл старик к морю, которое «слегка разыгралось», и попросил у рыбки новое корыто. Получив корыто, старуха ещё больше разбранилась и послала старика к рыбке за новой избой. Синее море помутилось, но рыбка приплыла и пообещала выполнить желание старухи.

Вернулся старик домой и вместо ветхой землянки увидел новую, красивую избу. Но жадной старухе этого было мало — она захотела стать «столбовою дворянкой» и снова отправила мужа к морю. Рыбка выплыла из неспокойного моря и выполнила старухин каприз.

Вернувшись, старик увидел вместо избы «высокий терем».

На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке ‹…› Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает.

Спросил старик, довольна ли теперь её душенька, но старуха прикрикнула на мужа, «на конюшне служить его послала».

Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.

Вернулся старик и увидел вместо терема царские палаты, старуха сидит в них царицей, её окружает грозная стража, а прислуживают ей «бояре да дворяне». Поклонился ей старик, заговорил, но старуха велела прогнать мужа, даже не взглянув на него. Дворяне и бояре вытолкали старика из палат, а стража чуть топориками не зарубила.

Брифли существует благодаря рекламе:

Несколько недель спустя вздорная старуха послала за мужем царедворцев.

Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках.

Не осмелившись «поперёк слова молвить», старик отправился к морю, на котором разыгралась «чёрная буря». Позвал он золотую рыбку и рассказал ей о новом желании «проклятой бабы». Ничего не ответила рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».

Так и не дождался старик ответа, вернулся домой и увидел ветхую землянку, на её пороге — свою старуху, а перед ней — разбитое корыто.

Краткое содержание

В маленькой хижине вблизи синего моря жили старик со старухой. Мужчина целыми днями занимался рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу — так пара и жила из года в год. Как-то раз старик снова пошёл на рыбалку. Закидывал он сети два раза, но, кроме тины и травы, ничего вытянуть не мог.

Третья попытка была удачной и выловил он волшебную рыбку. Начала она проситься отпустить её обратно, а в благодарность обещала исполнить любое желание. Старик перепугался, ведь за столько лет к нему в сети ни разу не попадалась говорящая рыбка. Сжалился герой над ней и отпустил, ничего не попросив взамен.

Хорошее корыто и новая изба

Придя домой, старик поведал о случившемся старухе. Разозлилась она на деда и сказала, что корыто её совсем непригодным стало, а он даже и не подумал попросить у Золотой Рыбки ему замену. Пошёл старик снова к синему морю и заметил, как оно разволновалось.

Стал герой кликать рыбку, и она пришла к нему. Старик пересказал владычице морской слова своей супруги, и она исполнила её желание. Увидев новое корыто, старуха разозлилась ещё больше и снова начала ругать своего мужа, что тот не догадался попросить дом.

Старику было некуда деваться, и он опять пошёл к морю, которое в этот раз стало ещё мутнее. Начал герой звать Золотую Рыбку. Когда она явилась к нему, старик поклонился и передал просьбу старухи.

Волшебница не отказалась и выполнила желание. Герой вернулся и вместо ветхой хижины, увидел хорошую новую избу. Старуха опять осталась недовольна и начала бранить мужа больше прежнего. В этот раз она заявила, что не хочет быть обычной крестьянкой и велела сделать её потомственной дворянкой.

Потомственная дворянка и вольная царица

Старик вновь пошёл к синему морю. Рыбка выслушала очередную просьбу и выполнила её. Герой очень удивился, когда на месте избы увидел шикарные хоромы. Внутри он застал свою старуху в дорогих нарядах, окружённую прислугой. Героиня взглянула на него и отправила служить в конюшню. Старухе оказалось мало и этого. Через некоторое время она вновь послала супруга к Золотой Рыбке и передала своё новое желание.

Мало героине было быть потомственной дворянкой, теперь она желала стать вольной царицей. Напугала старика такая просьба, но супруга ничего не хотела слышать против. Отправился герой снова к рыбке и передал в сокращении просьбу жены. Сжалилась она и пообещала исполнить и это желание. Вернувшись, старик увидел не боярский терем, стоящий прежде, а настоящие царские хоромы. Старуха его сидела на троне в шикарных нарядах, а подле неё стояла стража. Героиня даже не повернулась в сторону старика и отдала приказ увести его с глаз долой.

Последнее желание

Спустя некоторое время старухе наскучила и такая жизнь. Отправила героиня свою прислугу к мужу и услышан он новую просьбу. Старуха больше не хотела быть царицей, теперь женщина желала стать владычицей морскою. Когда герой передал рыбке вкратце и это желание, в ответ она ничего не сказала и просто уплыла, взмахнув хвостом. Старик ещё долго стоял на берегу, смотрел ей вслед и ждал ответа. Когда подошёл он обратно, увидел, что не было больше шикарного замка. На его месте стояла прежняя землянка, а около входа сидела старуха с разбитым корытом.

«Сказка о рыбаке и рыбке» учит читателя быть добрее и справедливее. Если человек живёт правильно и совершает честные поступки — он будет вознаграждён. Когда он коварный и жадный — хорошего ждать не нужно, ведь эти качества способны всё разрушить. Чтобы до конца понять основную мысль произведения, после ознакомления с кратким описанием сказки о рыбаке и рыбки, рекомендуется начать читать её полную версию.

Золотая Рыбка в мультфильмах

Образ волшебного персонажа не единожды использовался в мультипликации. Самая ранняя картина была снята Александром Птушко в 1937 году. В 2010 году реставраторы Госфильмофонда восстановили мультфильм с цветной картинкой, до этого была доступна только черно-белая версия.

В 1950 году «Союзмультфильм» экранизирует пушкинскую сказку под режиссурой Михаила Цехановского. Мультфильм через год получил премию на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 2001 году видео отреставрировали, а также переозвучили. Но критики восприняли такие изменения негативно.

В 1965 году выходит мультфильм «Вовка в Тридевятом королевстве», где одним из главных персонажей выступает волшебная рыбка. Позже, образ популяризируют и в других картинах, например, в мультипликационном сериале «Кот Леопольд».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о рыбаке и рыбке

Число страниц: 32. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Издательство «Проспект», 2021 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1833 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

О чем промолчала золотая рыбка

­О чем промолчала золотая рыбка? Размышления по сюжету сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Сказки Пушкина – любимые произведения детства, легко читаемые с запоминающимися красочными образами. Так ли они просты? Возьмем «Сказку о рыбаке и рыбке», что видит в ней ребенок? Конечно, золотую рыбку, которая исполняет все желания. Первая мысль: «Вот бы мне такую рыбку, чтобы появился танк, как у соседа Пети, или кукла, как у сестры Маши». Пожалуй, все. Именно это считывает в сказке ребенок, да и не только он, многие взрослые тоже. Не мог гений Александра Сергеевича преподнести нам историю только о существовании волшебной рыбки. В сказке более глубокое содержание. Давно у меня появилось желание внимательно почитать сказки Пушкина, поразмышлять, задаться вопросами. Может быть, получится докопаться до глубоких истин, заложенных в этих сказках? Вот и начну с нее, с золотой рыбки. Жили себе, жили старик со старухой, долго жили, да богатства не нажили: изба вросла в землю, корыто прохудилось. Всю жизнь старик ловил рыбу, старуха хлопотала по дому. Что интересного в этих героях, не понятно? Однажды не совсем обычная получилась рыбалка у старика, попалась рыбка, да не простая, а с золотою чешуею, да еще разговаривать может по-человечьи, откуп предлагает любой за свою свободу. Казалось бы, вот удача, проси чего хочешь, хоть пенсию большую, хоть прибыльный бизнес. Когда я в детстве читала эту сказку, сразу появлялась мысль: «Старик должен попросить новый невод. Его-то совсем прохудился». Старик же отпускает рыбку просто так. Что за старик такой оказался в героях у Пушкина? Интересно, стоит присмотреться. Доброта и трудолюбие, терпение и покладистость – такие качества проявляет старик с первых страниц. Еще он обладает хорошей степенью смирения. Долгую жизнь они прожили со старухой, тридцать лет и три года, большой срок. Развивались оба, да, видно, в разные стороны. Старуха в одну, старик в другую – примирения с судьбой. Раз не дала судьба другого, буду жить тем, что имею. Смирение проникло в старика глубоко, сформировало устойчивое мировоззрение, которое не поколебалось даже при появлении возможности, предложенной золотой рыбкой. Пушкин не пишет о мудрости старика, о его развитом уме, видно, это мировоззрение народа. Еще не раз мы вернемся к этой паре, а пока поговорим о других героях. Золотая рыбка. Кто она? В сказке рыбка одно за другим производит чудо: то корыто поменяет, то избу новую построит. Можно было бы сказать, рыбка – существо из высоких миров с большими возможностями мгновенно исполнять желания. Но другие чудеса превосходят все ожидания: так же мгновенно рыбка создает сначала боярскую усадьбу с дворовыми слугами и крепостными, а потом и царство с дворянами и боярами, с множеством народа. Заметьте, все эти поселения располагаются на месте старой землянке. Кому такое по силам? Ответ приходит сам собой – могущественному Богу. В образе маленькой рыбки Пушкин зашифровал Бога, которому по силам все. Получается, у старика произошла встреча с Богом, причем, произошла по желанию самого Бога. Это не старик случайно поймал рыбку, а сама рыбка заплыла к нему в невод. С таким набором чудес рыбка вполне могла превратить невод во что угодно и уплыть в синее море, но она этого не делает. Выходит, нашего старика полюбил Бог за те качества, которые мы назвали выше, особенно за смирение и терпение. Есть еще один полноценный герой в сказке, на которого стоит обратить внимание — море. Почему? Море проявляет эмоции, то оно помутилось, то почернело, то совсем превратилось в бурю с огромными сердитыми волнами. Так море реагирует на события в процессе повествования. Выходит, море – это не просто хранилище воды. Думаю, в сказке море – это образ Мироздания. Мироздание разумно, проявляет эмоции, реагирует на события, происходящие на земле. Если это не так, то можно задать вопрос: «Какая разница водному миру, что происходит на суше?» Водный мир в три раза больше по площади суши, ему нет нужды переживать. Скорее суши надо опасаться водного мира. Мироздание же у нас общее. Изменения, происходящие в одной его части, сказываются на состоянии других частей. Именно это автор хотел донести до нас, единство нашего общего жизненного пространства. Тогда почему море спокойно, когда золотая рыбка оказалась в сетях старика? Мироздание должно трепетать, вибрировать, а оно спокойно. Интересный вопрос. Мироздание также было бы спокойно, если бы золотая рыбка оказалось в сетях у старухи? Если бы ловила рыбу старуха, а не старик? Дальнейшее повествование подводит нас к пониманию, как море (Мироздание) реагирует на желания старухи. Выходит, нам нужно вернуться к главным героям. Как мы уже сказали, старик обладает хорошей степенью смирения, Бог таких любит и вознаграждает сторицей. Бог готов исполнить любые желания старика, но старику ничего не надо, он привык к такому уровню жизни, не перечит судьбе, намерен и дальше нести свой крест. Простодушный старик рассказывает своей старухе о встречи с рыбкой, о ее предложении исполнить любое желание. И что же старуха? «Простофиля ты, дурачина» — слышит старик оскорбления в свой адрес. Оказалось, перед нами властная женщина, домашний тиран и деспот, а до этого мирно вязала. Что произошло? Выходит, старуха была не довольна существующим положением в отличие от старика. Зависть и жадность сидели в подсознании, готовые выскочить при удобном случае. Доступ к богатству, обеспеченный золотой рыбкой, превращает мирную женщину в монстра. Старик сник, превратился в безропотного, безвольного мужа, который даже не пытается перчить жене. До конца сказки он так и не поднимет голову. С чем же мы столкнулись? С ненасытностью. Это главное, что отличает старика от своей жены. Старик смотрит на вещи по принципу выполнения ими функций: землянка защищает от непогоды – этого достаточно, корыто держит воду, значит, вполне может служить. Он рачителен к ресурсам планеты, ему нет нужды добывать много рыбы. Он ловит столько, сколько нужно для пропитания им со старухой. Смело могу сказать, наш старик любит природу, живет в согласии с природой, является ее частью. Он живет в изобилии самой природы, поэтому спокоен к предложению золотой рыбки. Чего, к сожалению, нельзя сказать про нас с вами. Проживая в философии общества потребления, мы превратили планету в мусорную свалку, свои квартиры в хранилище ненужных вещей. Ненасытность – это болезнь общества потребления, Пушкин напрямую указывает на это. Ненасытность была и во времена Александра Сергеевича. Это болезнь развитого общества, познавшего сладость достатка и не желающего с ним расставаться. А расставаться придется, закон равновесия обяжет. Сказка напрямую указывает на это, когда ненасытность старухи переросла всякие границы, история вернулась в начало: к землянке и разбитому корыту. К философии старика нужно внимательно присмотреться, нужно вникнуть в ее суть. Я уверена, будущее потребует от нас рачительного отношения к ресурсам планеты. В сказке море (Мироздание) спокойно, оно знает, в чьи сети угодила золотая рыбка. Старик не попросит больше, чем ему нужно для жизни. Мироздание изобильно и вполне способно удовлетворить потребности старика. Дальше к событиям присоединилась старуха, поэтому с каждым разом эмоции Мироздания усиливаются. Образ старухи интересен и поучителен. Старуха – она, ведь, не плохая изначально, безгрешная, отчасти смиренная. Но ее смирение не настолько глубоко, как у старика, не задело глубокие структуры души и психики. Как только ситуация меняется, появилась рыбка, которая может исполнять желания, у старухи включаются некие механизмы подъема. Мгновенно включаются и поднимают из глубины подсознания качества, которые мы наблюдаем впоследствии: жадность, ненасытность, деспотизм. Все они сидели в старухе, но не проявляли себя. Ситуация не способствовала. Дальше, больше. Богатство открыло жажду власти, подняло из глубин подсознания деспотизм и агрессию. В старике негативные качества тоже есть, сомнений нет, иначе он не жил бы со своей женой столько лет. Просто у старика замки крепче, его духовность выше. Именно духовность охраняет душу, психику, личность человека от проявления низменных качеств. Вот в чем отличие старика от старухи, в степени духовности. Физически, телом старик живет в одной землянке со старухой, а душой (сознанием) живет в более высоком мире. Только человек с развитой душой и хорошим уровнем сознания может спокойно относиться к предложению рыбки. Наборы разных качеств есть у каждого человека, абсолютно у каждого, не стоит сомневаться в этом. Вопрос только в том, способствует ситуация пробуждению негативных качеств или не способствует. Негативные качества не дремлют, всеми силами стараются показать себя, пролезть из глубины наружу и править внутренним миром человека, значит, судьбой и жизнью. Вот причина, по которой нам не надо расслабляться, укреплять и укреплять замки духовности. Чем крепче замки, тем надежнее будет клетка для этих качеств, тем больше шансов, что даже при длительном стрессе, в негативной ситуации они не покажутся наружу. Не будет нужды болезни стоять на страже здоровья души, все болезни уйдут, когда крепкие замки. Крепость замков – вот задача для нашей жизни. Духовность, духовный иммунитет сегодня часто повторяемые слова. Знаем ли мы, что такое духовность? Духовность – это устремление к божественным ценностям: миролюбию, добру, заботе о близких, состраданию, безусловной любви. Постепенно в человеке, идущем по духовному пути, энергия этих качеств проникает все глубже, становясь в основе характера, мудрости, миропонимания. Она формирует убеждения, которые ложатся в основу программ судьбы. Человек, пребывая в такой судьбе счастлив, что может служить людям, высоким целям. Его состояние гормональной системы стабильно, независимо от жизненных ситуаций: от богатства и бедности, от природных и техногенных катаклизмов, от здоровья и болезни. Да, собственно, у таких людей болезни бывают кратковременными и не серьезными. Гормональная система быстро справляется с проблемой. Это и называется духовный иммунитет, высоковибрационное сознание, основанное на духовных принципах, не позволяет гормональной системе опускаться в собственных вибрациях ниже допустимого, что способствует сохранению иммунитета физического. Как оказалось, устремления старухи были к богатству и власти, совсем в другой стороне от духовных ценностей. Само богатство, как и власть, не имеют окраски, они не плохи и не хороши. Окрас им придает сознание человека. Низменное, эгоистическое сознание придает богатству и власти темные цвета, возвышенное сознание способно придать бизнесу светлые оттенки, направить бизнесменов по пути благотворительности. Возможности, дарованные рыбкой, могли послужить добру: старик со старухой могли построить больницы, школы, детские сады, благоустроить жизненное пространство. На планете всегда найдется во что превратить деньги, но старуха не способна это увидеть. Ее эго нуждается в увеличении, ее желания ненасытны, высокомерие не знает предела. Вот и возмущается Мироздание, вздымает сердитые волны море: «Что ты делаешь старик? Ты же губишь свою жизнь?» Всем у нас хорош старик, обладает большим набором хороших качеств, вот только управлять женским началом не может. Женское начало его пугает, берет над ним власть и подавляет волю. Перед нами безвольный мужчина и, видно, давно. Думаю, жена его пилила постоянно, вот и привык старик подчиняться, лучше не связываться, себе спокойнее будет. Добрый, трудолюбивый мужчина с хорошей душой, светлым внутренним миром оказался под каблуком, в полном подчинении у жены с негативным набором качеств, подлой душой и скверным характером. Вот чему противится Мироздание. Не жалко ему ресурсов, потраченных на новый дом, терем или дворец, Мироздание возмущено тем фактом, что светлая душа не может противостоять грубому напору, оказалась в услужении у низкой души. Получается, старик служит демонам, которые хороводят во внутреннем мире старухи, выдавая то одно желание, то другое. То хочу быть боярыней, то царицей, то совсем невиданное — владычицей морскою. Если бы старик сказал своей жене: «Хочешь новое корыто, вот тебе невод, море недалеко. Иди, лови, что поймаешь, будет твоим», своей волей он подавил бы первую волну болезни старухи. Но этого не произошло, безвольный старик беспрекословно возвращается к морю, боясь перечить своенравной супруге. Еще нет слуг, которые взашей будут его толкать из дворца, еще нет физического насилия и угрозы жизни, а он уже подчиняется. Почему? Слаб, оказался. Нет внутренней силы,внутреннего стального стержня, питающегося силой духа и силой воли. Автор не рассказывает нам о детях этой пары, которые могли бы стать опорой в старости родителям. Детей нет. Причина — в безволии мужского начала и своенравии женского. Слабое мужское начало не может произвести потомство. Слабое женское начало не способно выносить потомство. Правда, женское начало старухи не слабое, а агрессивное, деспотичное, эгоистичное. Такое может выносить потомство, но будет ли оно жизнеспособно? Вот в чем вопрос. В нашей истории у пары потомства нет. Некого винить в своей бездетности, кроме самих себя. Нет детей, нет продолжения рода, нет гармонии, нарушена программа развития. Усиление женской составляющей привело к слабости мужской. Сегодняшняя реальность западной цивилизации подтверждает мудрость сказки. Женщины, решившие взять ответственность за материальное благополучие на себя, направившиеся в сторону карьеры или бизнеса, тем самым взломали генетический код, поставив под угрозу будущее. Такую печальную историю рассказал нам А.С. Пушкин, историю, которая может произойти с людьми, с цивилизацией в любой момент исторического развития, если будет нарушена гармония духовного и материального начал. Рыбка молчала, она не предупредила старика о печальных последствиях его действий. Закон Свободы и Воли позволяет людям получать любой опыт, учиться на своих ошибках, только иногда эти ошибки бывают роковыми для всей цивилизации. Уплыла в синее море золотая рыбка, видно, разочаровалась в людях. Мироздание хранит молчание, только вздымает волны своих эмоций, видно не пришло время прямого диалога, вот и используется иносказательный смысл сказок. Сегодня мои познания говорят, что возврата к исходному не будет, произойдет нечто гораздо худшее. Старуха истратила свою жизненную энергию, может сформироваться программа болезни или смерти. Старик потерял связь с Богом. Почему столько лет они мирно и спокойно жили на берегу моря? Потому, что старик был близок к Богу, его духовный уровень был оберегом. Как только связь с Богом порвалась, Бог ушел от него (рыбка уплыла в синее море), так спокойствие мира закончится: набегут враги, разорят, сломают землянку, уведут в плен. Об этом вздыхает Мироздание, но не может сказать, старик не просит, а мог бы. Ведь откуп золотой рыбки мог быть не только материальный. Он мог быть знаниями, навыками, методиками, чем угодно. К сожалению, уровень старика не соответствует возможностям рыбки. Вот и остаются они со старухой у разбитого корыта. Когда еще судьба преподнесет подобный подарок — встречу с Богом, предлагающему исполнить любые желания. Есть о чем нам поразмыслить. Думаю, возможности нам предоставлялись многократно, также уверена, что многие мы упустили. Не один благоприятный момент для развития, для получения сокровенных знаний нами упущен. Очередной такой момент – за окном. Сегодня время благоприятно для получения подарков, а завтра все может закончиться. Так стоит ли беспечно относиться к возможностям? Стоит ли озвучивать материальные желания, как старуха? Может быть, пришла пора попросить мудрость, знания, методики? Бог выполнит просьбу с большим удовольствием, зная, эти дары принесут благополучие в мир людей.

Сюжет

Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить её в синее море, откупалась всем, что пожелал бы старик. И старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке попросить у неё новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.

Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит: стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила служить на конюшню.

Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала её царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила её.

Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, а сама бы рыбка была у неё на посылках, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу. И старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.

Старуха

Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

Главная мысль

Маленьким читателям важно разобраться, в чём основная суть сказания Александра Сергеевича, чтобы написать рецензию. Из прочитанного дети могут сделать следующие выводы:

  1. Не нужно быть жадными.
  2. Важно беречь то, что имеется.
  3. Необходимо быть благодарным судьбе.
  4. Успехов следует добиваться самостоятельно.

Взрослые по-своему понимают идею произведения. Человек должен жить чувствами, эмоциями, желаниями, но и проявлять разум. Беспрекословное покорство эгоизму разрушительно действует на личность. Важно проявлять силу духа, жить духовными ценностями, не идти на поводу у других. Материальные блага не приносят истинного счастья.

Отзывы читателей

Это очень поучительная история о стариках, которые могли изменить свою жизнь, но этого так и не случилось. Нищих духом людей всегда тянет вниз, они не могут подняться над своими проблемами. Важно самому что-то делать для своего роста и развития, а не возвышаться за счёт кого-то.

Максим

Сказка понравилась своим простым сюжетом. Пушкин раскрывает сущность людей изнутри. Всё прекрасное может убить злоба, зависть и глупость. Быт существования иногда закрывает глаза на счастливые возможности. В современном мире также встречаются подобные проблемы. Автор очень просто объясняет, почему не стоит быть жадным и корыстным.

Вероника

Произведение заставляет задуматься, что существуют люди, подобно старухе, которые ничего не сделали для окружающих. Хоть у них есть и богатство, но они не могут почувствовать радость. Они несчастны даже на царском троне. Невозможно насладиться тем, чего человек не заслужил.
Варвара

Композиция и язык

У произведения Александра Сергеевича сложный и загадочный текст. Изначально свои сказки писатель предназначал взрослым. У шедевра о волшебнице-рыбке мифологические истоки, близкие к фольклору. Критики считают, что Пушкин тайно намекал в этой книге об угнетении простого народа. Писатель видел, как на Россию надвигается безжалостный капитализм.

Произведение можно отнести к жанру истории-притчи в стихах. Через неё проходит мощный поток лиризма и насыщает сюжет болью, скорбью, иронией, гневом. Лирическое повествование ведётся от лица автора. Поэт использует разговорную сказовую речь.

Композиция построена в виде замкнутого круга. Вначале старуха сидит возле избы с разбитым корытом, и в конце показана та же картина. Используются монотонные повторы: по несколько раз старик ходит к рыбке.

Из изобразительно-выразительных средств Пушкин использует градацию, повторяющиеся конструкции, олицетворения. Сюжет начинается подобно фольклорному произведению. Отдельным действующим лицом выступает море. Оно откликается на все сказочные события и меняет цвет. Море с его повелительницей вершат суд над человеческой гордыней.​

История создания

Делая анализ сказки, стоит кратко дать информацию о произведении. Ещё в детстве Пушкин обращался к устному народному творчеству. В этом ему поспособствовала его няня — Арина Родионовна. Она рассказывала своему воспитаннику сказки, а он трепетно их выслушивал. Потом он стал самостоятельно изучать фольклор. Уже в 30-е годы XIX века появлялись его знаменитые сказки.

Написана сказка была 2 октября 1833 года, в период второй Болдинской осени. Это был ярчайший творческий период в жизни поэта. Тогда у Пушкина был невероятный творческий подъём, в результате которого в свет вышли прекраснейшие произведения.

Известно, что при написании сказки автор опирался на книгу братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этом источнике старуха пожелала стать папой римским, а потом и самим Богом. Пушкин отбросил такой вариант и сохранил русскую народную направленность произведения. В этом ему помогло народное сказание «Жадная старуха». В 1835 году шедевр был опубликован в журнале «Библиотека для чтения».

Основные персонажи

Участников повествования всего трое: старик, старуха, Золотая рыбка. Рассказ о вредной женщине стоит начать с того, что она оказалась жадной, ненасытной, сварливой. Злоба погубила в ней зачатки добра. Про такого человека можно сказать: «Палец в рот не клади — по локоть откусит». На первом месте у женщины прихоти и желания, материальные блага. Судьба мужа её абсолютно не интересует, она даже сделала из рыбака конюха и называет «дурачиной, простофилей». За свои капризы героиня в конце справедливо поплатилась, оставшись ни с чем.

Образ рыбака

В названии сказки упоминается именно рыбак. В начале произведения идёт речь об этом персонаже. Когда он поймал Золотую рыбку, то перед ним стоял выбор: съесть её или выпустить. Торжество духа победило потребности тела. Старик сделал правильный выбор. Он отпустил рыбку и ничего у неё не попросил взамен, став крепче духовно.

Разум деда был подавлен прихотями жены. Он безропотно мчится к морю и просит у волшебницы выполнить все желания старухи. Благодарная рыбка выполняет все просьбы спасителя. Жалко, что мужчина не возражает требованиям жены. Так было, пока женщине не вздумалось стать владычицей морской. Золотая рыбка не захотела, чтобы над ней кто-то властвовал. Старик оказался чересчур слабовольным.

Золотая рыбка

Эта героиня была царицей морской, благодатной и щедрой волшебницей. Она всё может. В описании Золотой рыбки из сказки Пушкина говорится, что у неё была золотая чешуя. Это свидетельствует о высоком положении. Рыбка умная, умеет разговаривать человеческим языком и исполнять немыслимые желания. Она влияет на окружающую природу, море, что говорит о могущественности.

Благодарная героиня напевно разговаривает с рыбаком и терпеливо относится к желаниям старухи. Это подчёркивает её благородство. Рыбка достойна своего положения, и в конце она демонстрирует свою всесильную личность.

Кизилюртовский район

1257699 1

по литературному чтению

во 2 классе

А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Провела: Казаматова Н.К.

учитель начальных классов

МКОУ «Чонтаульская СОШ №1»

Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2.Активизация на познавательную деятельность.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.

3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

А) Прочитайте название произведения.

— Что можно узнать из заголовка?

— Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Первая часть (читает учитель).

Словарная работа до чтения.

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная работа до чтения.

Кликать – звать.

Пуще – больше.

Корысть – выгода.

( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка — женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа над текстом.

— Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

— Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

— Как вы думаете, хорошо быть жадной?

— К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».

— Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

— Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

— Объясните, кто такая дворянка.

Работа в паре.

— Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

— Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

— Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

— Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

4.ФИЗМИНУТКА.

Г) Чтение «по цепочке».

Словарная работа.

Чупрун – чуб.

Е) Чтение детьми вполголоса.

Работа над текстом.

Кем теперь захотела быть старуха?

— Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).

— Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

— О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

— Кто такая царица?

— Какой должна быть царица?

— Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

— Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

— Почему народ над старичком насмеялся?

( Не садись не в свои сани!»

— Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).

— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

— Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)

Линия сравнения

(на что обращаем внимание)

Народная сказка

Литературная (авторская) сказка

Автор (известен или неизвестен)

Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)

Автор известен

Время создания

Раньше, более древнее произведение

Позже, может быть современным произведением

Язык сказки: слова, выражения…

Старинные слова…

Может быть разным (в том числе и современным)

Вид сказки

Соответствует одному из трёх видов сказок

Может сочетать признаки нескольких видов

Композиция

Соответствует виду сказки

Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения

Смысл сказки

(главная мысль)

Добро побеждает зло

Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.

— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.

5. Самооценка работы в паре.

6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.

УРОК 2.

Тема: «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».

Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.

3. Активизация на познавательную деятельность.

— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»….

А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).

— Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «сказки о рыбаке и рыбке» А, С, Пушкина.

4. Подготовка к разбору сказки.

— Вы дома работали со сказкой.

Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?

_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.

Вопросы.

1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).

2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).

3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).

4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.

5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).

6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).

7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).

8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).

9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).

10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).

11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).

Проблемный вопрос.

Что общего у сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с другими сказками?

(Обсуждение в парах). ( Есть зачин, концовка, волшебство, повторение сюжета, магическое число, добро побеждает зло.)

5.Анализ героев литературного произведения.

— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

— В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).

-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.

— Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).

— Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).

— Как просит старуха?

— Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).

— Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.

— На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

— Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?

— Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)

— Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)

— Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность — отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.

— Случается ли такое в жизни?

Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».

— Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?

_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.

— Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.

5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)

Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.

Для того чтобы представить героя литературного произведения надо

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о главных поступках героя

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.

6 Рефлексия.

7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.

УРОК3.

Тема: «Работа над образом моря – как одного из героев сказки»

Задачи урока: проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами. Характерное для сказки: проследить смену эмоциональной окраски повторов, обсудить нравственный вывод сказки, развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного чтения.

1. Орг. момент.

2. Активизация на познавательную деятельность.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина не просто повествует о жизни старика и его встречи с золотой рыбкой. В ней заложен глубокий смысл.

В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка? Определим еще одно действующее лицо в сказке.

3.Анализ героев литературного произведения.

— Что просила старуха в первый раз? (корыто).

— Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд).

— Что во второй раз захотелось старухе?

Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)

-Какими словами обращается старик к рыбке?

-«Смилуйся, государыня рыбка»

— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?

«Разбранила меня старуха…»

«Избу просит сварливая баба..»

(Чтение отрывка по ролям)

— не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)

— Как встретило море старика?

(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-

— И море дает старику об этом знак.

— Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)

— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.

— Как встретило старика море? (почернело Слайд.).

— Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.

«Не печалься, ступай себе с богом».

_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.

— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю. Слайд).

— Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.

— Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).

— На какой вопрос мы должны были дать ответ сегодня на уроке?

_ Назовите еще одно действующее лицо в сказке. (Море_

— Чему научила вас сказка?

— Можно ли утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.

Можно ли сказку назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.

4. Диагностическое задание.

. Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение.

А) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто… — слова ……………..

Б) Добро! Будет старуха царицей! — слова …………

В) …Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………

2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».

1) Хочет быть вольною царицей.

2) Хочет иметь новое корыто.

3) Хочет быть столбовою дворянкой.

4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.

5) Требует избу.

6) Хочет быть владычицей морскою..

Ответ: __________________________

5. Самооценка деятельности на уроке.

6. Дом задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки (Устно).

Отзыв

на открытый урок по литературному чтению

А.С.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе

Учителя начальных классов Казаматова Н.К

В самом начале урока педагог сумел мотивировать учащихся на продуктивную деятельность, четко озвучил цели и задачи для детей.

Педагог применил интересный подход в проверке домашней работы: взаимопроверка.

Методы: сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения, осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (составление текста). Формы работы: самостоятельная работа.

На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: подача справочного материала, осуществление самопроверки, взаимопроверки, визуальное восприятие информации.

На уроке учителем были использованы следующие приемы: дидактический материал на нравственную тему: задания, побуждающие к выявлению авторской позиции, высказыванию собственного мнения.

Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.

В конце урока была проведена рефлексия,  дети сами  оценили свою деятельность и достигнутые результаты.

Урок достиг поставленной цели и заслуживает самой высокой оценки.

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Чонтаульская СОШ№1» Арсланханова Х.Н.

Отзыв

на открытый урок по литературному чтению

А.С.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе

Учителя начальных классов Казаматова Н.К

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Казаматова Н.К. работает на уроке над формированием умений определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую работу, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и знакомство с новым произведением.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. Умственные действия опирались и подкреплялись практически.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учитель учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Применялись здоровьесберегающие технологии.

Учитель начальных классов

МКОУ «Чонтаульская СОШ№1» Зайналова З.Ч.

  • Чем понравилась сказка морозко
  • Чем понравилась сказка принцесса на горошине
  • Чем понравилась сказка огниво
  • Чем понравилась сказка журавль и цапля
  • Чем понравилась сказка ашик кериб краткий ответ