Чем полезны сказки для детей

В 2016 году ученые из англии и португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад.

В 2016 году ученые из Англии и Португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад. Она называлась «Кузнец и черт» и рассказывала о кузнеце, который заключил сделку с дьяволом и получил умение соединять любые материалы. Впоследствии разные народы мира сочинили тысячи сказок, которые сегодня родители читают своим детям перед сном. Но задумывались ли вы о том, зачем детям нужны сказочные рассказы? Считается, что благодаря таким историям дети легче понимают разницу между добром и злом, а также готовятся к различным жизненным ситуациям. И это чистая правда — сказки играют важную роль в воспитании ребенка. Но недавно ученые провели эксперимент и выяснили, что сказочные истории также могут влиять на эмоциональное состояние детей и помогать им легче справляться со стрессом.

Чем полезны сказки для детей

Ученые доказали, что детям полезно читать сказки

Зачем нужны сказки?

В первую очередь сказки используются родителями в воспитательных целях. Многую информацию дети лучше воспринимают в виде рассказов, а не через взрослую речь. Именно поэтому некоторые матери и отцы сочиняют рассказы с целью приучить детей полезным привычкам. Например, чтобы приучить ребенка всегда доедать кашу, можно рассказать ему о «тарелке, которая очень любила, когда кто-то доедал из нее еду». Сочинение таких историй не требует большой фантазии но они явно прививают детям хорошие ценности. Также стоит отметить, что в сочинении сказок могут участвовать и дети, что развивает их ум и позволяет сблизиться с матерью и отцом.

Чем полезны сказки для детей

Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»

Во время прослушивания сказки у детей включается воображение и они будто бы уходят от реальности и не замечают происходящие вокруг события. Считается, что пребывание внутри своих фантазий помогает расширить кругозор и больше понять свой внутренний мир. И все это происходит неосознанно — каждый ребенок воспринимает сказку просто как приятное путешествие и даже не представляет, какие большие изменения происходят внутри него во время прослушивания. Происходящие внутри человека процессы сказываются на его самочувствии, поэтому недавно ученые решили выяснить, как сказки могут влиять на физиологическое состояние детей.

Читайте также: Являются ли сны продолжением реальности?

Польза сказок для здоровья

Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.

Чем полезны сказки для детей

Карточки, которые демонстрировались детям

В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Чем полезны сказки для детей

Научно доказано: сказки делают детей счастливее

Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.

Зачем детям сказки? Может, лучше сразу учить их на реальных примерах, читать и рассказывать про реальные события из жизни? Психолог Анна Скавитина уверена: чем раньше мы начнём читать ребёнку сказки, тем лучше он будет развиваться. Разбираемся, почему!

Чем полезны сказки для детей

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

И никакого волшебства!

Долгое время в отечественной педагогике так и считалось: чем меньше волшебства в голове у детей, тем лучше, сказки ребёнка ничему не учат, а потому не нужны и даже вредны для детского развития. Противоположной позиции придерживается психология. Аналитическая психология и психоанализ, которыми я занимаюсь профессионально, это теоретические структуры, объясняющие отношения сознательных и бессознательных психологических процессов. Многие произведения, а особенно сказки и мифы, имеют скрытые смыслы, которые можно объяснить с помощью психоаналитических теорий, рассматривая персонажей и сюжет историй. В детских сказках, как и в мифах, есть сюжетные перепетии, содержащие глубокий смысл, который помогает усвоить важные уроки. Исследователи литературных произведений часто используют идеи Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Марии Луизы фон Франц, Бруно Беттельхейма, чтобы показать, как сказки могут влиять на развитие детей.

Мне очень рано начали читать книги, и сама я научилась читать около трёх лет, чтобы всё свободное время проводить с книгами. Первые книги я помню до сих пор, и любимой была толстая книга «Сказки народов мира». Я читала ее дома, читала вслух детям во дворе. Иногда задаюсь вопросом — если бы я не читала сказки, была бы я другим человеком? Может быть, у меня было бы меньше друзей, возможно, мне был бы не так интересен мир и путешествия, может быть, я бы смотрела на мир более мрачно, чем на самом деле. Сейчас я знаю, что одна из важнейших развивающих идей сказок — научить детей ловить прямые и скрытые смыслы, понимать себя, других и видеть, что есть не только сознательное, но и скрытое, тайное, бессознательное.

Сказки и их смысл

На развитие детской психики положительно влияет то, что они видят и читают. Дети начинают улавливать и воспринимать символический и метафорический язык через сказки, которые им читают, а позже они читают сами. Они учатся видеть в сказочном лесу неизведанное, и воспринимать отравленное яблоко — как желание открыть или скрыть правду. Развитие психики и мышления ребёнка — это обучение способам узнавать спрятанные идеи. Без способности использовать символы и скрытые значения в историях и мире дети не смогли бы быстро воспринимать информацию и продвигаться в познании нового. Карл Юнг, выдающийся проводник в глубины нашей психики, отмечает, что дети способны замечать мельчайшие детали, описанные в рассказе. Сказки не только не причиняют вреда растущему уму детей, но и показывают им, что вещи не являются поверхностными, и что все, что мы видим или слышим, имеет слои, выходящие за рамки непосредственного понимания.

Чем полезны сказки для детей

Да, сказки не только проповедуют детям идеи мира и любви, они показывают им, что человечество может быть злым и жестоким. Зато обещают торжество справедливости — но всем приходится работать и проходить сложные героические испытания, чтобы получить желаемое. Вальтер Одайник, юнгианский аналитик, написал статью, посвященную сказке Шарля Перро «Синяя Борода». Он утверждает, что глубокий взгляд на эту историю позволяет увидеть, что психика человека не разрушилась от увиденного насилия, но сумела дозреть и эволюционировать, увидеть последствия своих действий и поступков, укрепить мышление и понимание мира.

Все сказки помогают углубить представление детей о мироустройстве. Даже взрослые, а не только дети, могут использовать сказки для расширения своих знаний об окружающей действительности. Например, в сказке Гримм «Гензель и Гретель» дети усваивают идею, что не всё так, как кажется. Они видят, что красивый дом из хлеба, сахара и пирожных на самом деле дом злой ведьмы. Гензель и Гретель познают суровую реальность мира — это жизненно важный урок, который многим детям необходимо усвоить в раннем возрасте, но не буквально, а символически, проходя через эти уроки в своём воображении и не подвергаясь страданиям буквально.

Сказки создавались и живут в веках, чтобы передать ребенку понимание универсальных человеческих проблем, они передают идеи бесчисленному количеству поколений, чтобы внедрить эти идеи в каждого.

Чем полезны сказки для детей

Чем помогут сказки?

Сказки служат и для обучения детей правилам поведения. Читая самые популярные сказки, дети начинают подражать идеям, изображенным в сюжете, и самим персонажам.

В сказках не только исполняются желания, но и поощряется развитие эмпатии. Даже самые жестокие сказки влияют на социализацию и формирование важных навыков, на отзывчивое отношение к чувствам другого. Детские сказки можно использовать для понимания эмоций и развития воображения, чтобы можно было глубже исследовать мир. Дети в своём воображении могут увидеть себя живущими в сказке, отправляющимися в самые разные безумные приключения. Они начинают понимать, что достижения возможны через представление в своей голове — воображение, и оно будет помогать им на протяжении всей жизни.

Современная сказка о Гарри Поттере, отправляющемся в волшебную школу и совершающем невероятные поступки, участвующем в необыкновенных приключениях, стала настолько популярной потому, что дети завидуют приключениям Гарри и хотят так же с интересом ходить в школу и решать проблемы с помощью воображения. Общий успех детских волшебных приключенческих историй демонстрирует желание детей увидеть, как воплотятся в жизнь их самые смелые мечтания, сделать свои выводы.

Сказки становятся организующей схемой для жизненного пути человека. Скажите мне, какую сказку любили вы в детстве, и я расскажу, как вы организовали свою жизнь во взрослом возрасте, и как вы переживаете трудные времена в жизни. Это не значит, что сказка задаёт схему, скорее мы выбираем ту сказку, которая отражает нас. Детям важно читать, и видеть в воображении множество разных историй, разыгрывающих самые большие детские проблемы, и те способы, которыми они преодолеваются. Детям необходимо наблюдать, как персонажи побеждают своих воображаемых демонов, чтобы научиться побеждать своих: страхи, горе, ненависть, ярость, страсть, жадность и т. д. Дети учатся преодолевать свои конфликты и тревоги, тренируясь на сказочных героях.

Часто основной персонаж сказок — неудачник, в российских сказках Иванушка-дурачок, через которого дети видят, что самый слабый неожиданно может оказываться на коне, если будет добрым и внимательным. Они начинают понимать, что быть «слабым» — не обязательно быть худшим. Это мотивационные истории, как сейчас принято говорить.

Чем полезны сказки для детей

Сказки помогают человеку принять свою сложную психику и внутреннее устройство, а не убегать от себя и сложностей мира. Не случайно большинство сказок начинаются с тяжелых жизненных ситуаций: смерть матери, старение короля-отца. Что отражает самые страшные опасения ребенка — потеря близких, смерть — которые в повседневной жизни проявляются в нерациональных страхах, таких как темнота, опасность грома и ветра, страх животных или насекомых. Взрослые часто не понимают, как реагировать на эти проявления детей, и предпочитают либо не замечать их, либо ругать за них. В сказках, наоборот, самое страшное становится темой для ненавязчивого разговора, предлагаются пути разрешения опасений ребенка. Так, всеобщее желание жить вечно можно прочитать в завершении многих сказок — «Они жили долго и счастливо»: сказки утверждают, что жизнь с другим человеком может быть настолько эмоционально близкой и тёплой, что в отношениях пропадает или становится не важным страх смерти.

Важно, чтобы родители увидели, что сказки не просто показывают детям пустые волшебные развлекательные сюжеты. Сказки дают надежду, что мы можем научиться преодолевать любые проблемы в своей жизни, даже если они пока неосознаваемые. Восприятие этих историй дает детям уверенность в том, что даже если ситуация кажется безвыходной, умный и ловкий ребенок может позаботиться о себе сам — и выживет.

Сказки проникают в подсознание ребенка и там пускают свои корни. Дети не сразу замечают идеи или концепции, но у них создаётся основа для понимания того, как устроен мир. Сказки жизненно важны для ума ребенка, потому что они позволяют ему видеть разные способы восприятия мира разными культурами, даже если они не понимают эти идеи сознательно в тот возрасте, когда они их слышат. Когда родители читают сказку ребенку, то сами не всегда понимают все ее детали, не стоит менять конец сказки или сокращать нежелательные действия того или иного персонажа, поскольку они обладают важным смыслом. Если сказка пугает ребёнка, не настаивайте на ее чтении, если ребёнок готов читать одну и ту же сказку каждый день целый месяц подряд — читайте, что-то важное для себя ребёнок пытается через неё прояснить.

Чем раньше мы начнём читать сказки, тем больше шансов, что дети будут лучше развиты и больше узнают об окружающем мире. Если общество позволит детям читать сказки, мы получим более чуткое и глубокое поколение. В эпоху цифровых технологий все понимается не через текст, а через подтекст. Научить наших детей понимать скрытые смыслы — это важный навык, которому как ни удивительно, но можно научиться через восприятие сказок.

Читайте также:

Колобок и кисельные берега: готовим по сказочным рецептам

Сказки, которые учат понимать эмоции

Зачем читать детям русские сказки?

Фото: Ermolaev Alexander, Bedlovska Liana, Picsfive, Africa Studio/Shutterstock

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

Ольга БУШУЕВА психоаналитический консультант
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Никита ПЕТРОВ фольклорист, антрополог, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС

Волшебство да и только 

«Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники», – говорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег». Напридумывают, нафантазируют – так и хочется прыгнуть в эту вымышленную историю из реальности. В этом притягательность сказок. Через сказочных героев и их противников мы можем пережить эмоции, которые в жизни нам прожить не удастся. В них могут оживать любые фантазии, они позволяют нам видеть обстоятельства жизни такими, как бы нам хотелось, создать мир, где нет ограничений. Ведь в сказках возможно что угодно: взмахнул волшебной палочкой – и всё получилось! Кто бы так не хотел?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одинаково разные

Сказочные возможности привлекали людей всегда. Поэтому эти истории насчитывают много веков и живы по сей день. «Интересно, что изначально это был совсем недетский жанр, – рассказывает Никита Петров. – Сказки рассказывали друг другу взрослые в деревнях. За работой, во время обеденного перерыва, вечером у костра или перед сном. Один рассказчик историю начинал, другой подхватывал, процесс мог продолжаться до бесконечности. И зачастую у таких историй был совсем недетский сюжет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отношение к сказкам поменялось лишь в XVIII веке, когда писатели и просветители переписали многие сказочные сюжеты, адаптировали их для детей. Появились сборники с названиями «Дедушкины сказки», «Бабушкины прогулки». Их читали в аристократических кругах. С помощью сказок стали пытаться вывести определенные моральные нормы, по которым детям нужно поступать в их собственной жизни».

Постепенно ученые накапливали сюжеты, и сегодня в фольклористике выделяется несколько больших сказочных групп.

Это сказки о животных (где главные герои звери), волшебные сказки (в них происходит что-то удивительное, например, Иван-дурак может в конце жениться на прекрасной царевне), бытовые (когда, допустим, хитрый работник одурачивает хозяина и остается в выигрыше) и так называемые сказки кумулятивные, которые построены на нанизывании эпизодов («Репка», «Колобок»). Меняются персонажи, меняются места, где развиваются события, но остается определенный набор действий-кирпичиков, из которых и строится сказочный «дом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вроде бы строения получаются разные, но кирпичики – одинаковые. По ним вычисляется любой сказочный сюжет из своей фольклорной группы. Казалось бы, ну и что в этом такого? «А в том, что мы неосознанно считываем его, узнаем, – объясняет Никита Петров. – Для нас это сигнал, что в итоге в истории всё закончится хорошо, для кинематографистов – удобный материал, на котором можно построить захватывающий фильм, и для психотерапевта – инструмент, с помощью которого можно помогать детям и взрослым решать психологические проблемы». 

Там русский дух

Мы можем узнать русскую сказку по говорящим именам героев, которые идентифицируют персонажей. Возьмем Василису Премудрую. За этим именем скрывается целый архетип – девушка, которая обладает и красотой, и умом, и мудростью, и хитростью. Во многих мировых сказках есть фольклорный сюжет, когда чудовища оказываются хранителями определенного пространства. Но мы знаем, что Змей Горыныч – наш. Вторая часть имени этого персонажа говорит о том, что он горючий – у него изо рта вырывается пламя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая важная деталь – это места, в которых происходят действия. Мы понимаем, что читаем русскую сказку, если речь идет о тридевятом царстве. Так же как вычисляем английскую, где будет «far, far away», т. е. очень-очень далеко. Четко определяет сказку как русскую и определенное пространство действия. Здесь пейзажи с растениями средней полосы, деревенские избы, где по бокам стоят лавки, наряды героев, которые напрямую отсылают к крестьянскому народному костюму, церкви. Есть тут и богато раскрашенные терема с расписными потолками, где за большим столом происходит пир, где сидят бояре и сам князь или даже царь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вошёл в русскую сказку и восточный колорит. Шелка шамаханские, сабли турецкие, драгоценные камни, подарки заморские. В России было большое количество путешественников, которые описывали иноземные предметы, – так они и попадали в сказку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные сказки

Меняется мир, сказки тоже трансформируются. Они вроде как другие, но тоже сказки, просто приближенные к реальности, в которой живет ребенок, а потому иногда и более понятные ему.   «Сказки могут меняться во всем, но только не в сюжетной линии, – объясняет Ольга Бушуева. – Вчера и сегодня они построены по четкой классической структуре.

Взять любую популярную диснеевскую историю. В каждой можно найти ключевые элементы волшебной сказки, те самые узнаваемые кирпичики: герой отправляется в путь, у него есть какая-то задача, обязательно во время ее выполнения он меняется, с ним происходят какие-то психические метаморфозы, он встречает помощников и противников. И добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но по запросу времени может меняться повестка, пол героя. Например, сегодня все чаще на первый план выходят героини-женщины. Вспомним мультфильмы «Холодное сердце», «Храбрая сердцем». Прежде девочки становились главными действующими лицами определенных сказочных сюжетов: например, оказывались заперты в башне чудовищем и ждали, когда их вызволит принц. А здесь они сами выступают спасительницами, наделены своими силами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, это не просто веяние времени, а свидетельство цикличности истории. Вспомним древнегреческие мифы, где действуют богини, или распределение ролей в древних племенах, когда последнее слово было за прародительницами. Дальше мир менялся, в сильной позиции был мужчина. Это отразилось и на сказках. В современных же волшебных историях на первый план возвращаются женские фигуры». 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty Images

Сказочная мудрость

Нам кажется, что сказка должна чему-то научить детей, объяснить, что хорошо, а что плохо. И в этом смысле некоторые идеи, которые транслируют волшебные истории, вызывают сомнение. Взять Емелю из сказки «По щучьему веленью». Сидел, бездельничал, потом поймал волшебную щуку и жизнь у него наладилась. Казалось бы, чему хорошему научит такая история? Однако волшебные сказочные сюжеты нельзя оценивать с точки зрения привычных морально-этических норм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, главный герой, по сути, лентяй, но, во-первых, вспомним, какая тяжелая жизнь была у крестьян, в среде которых, скорее всего и возникла эта сказка. Иногда хотелось, чтобы хотя бы в сказке что-то хорошее случилось само собой – и в нашей жизни тоже есть такая потребность, верно? А во-вторых, сказка помогает уйти от продуманной и привычной реальности и взглянуть на свою жизнь по-другому, проработав ее сказочным текстом. Она «подсвечивает» то, что мы  прячем от себя, потому что, возможно, это стыдно, неловко.

Вообще исследователи призывают не интерпретировать сказки прямолинейно. «В любую сказку можно вложить свой смысл, – объясняет Никита Петров. – Неслучайно существует присказка «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Не нужно воспринимать сказочные сюжеты как руководство к действию. В них бывает всё: и оправдывается жестокость, и вознаграждается храбрость. Но кто ищет, тот найдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые в гитлеровской Германии предполагали, что в сказке «Золушка» содержится архетип арийского человека. В их представлении принц – это ариец, который ищет настоящую арийку, и только по определенному знаку он может узнать, кто из претенденток истинной германской крови. Казалось бы, дикость, ничего не имеющая общего со смыслом всеми любимой сказки, но тем не менее, сколько культур и бэкграундов, столько новых точек зрения и интерпретаций».

Страшно, но не опасно

Некоторые сюжеты сказок действительно выглядят чересчур жестокими. Достаточно вспомнить «Крошечку-Хаврошечку» и «Медведя с липовой ногой». Нужны ли они ребенку и не навредят ли его психике? Такими вопросами задаются многие родители. «Во-первых, мы недооцениваем детей, – говорит Никита Петров. – Они прекрасно понимают, что это вымышленный мир, и не воспринимают происходящее как реальность. Поэтому вряд ли сказка способна навредить. Вспомните страшилки, которые они с удовольствием рассказывают друг другу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле это работает и как вытеснение из реальной жизни самого страшного, что может с нами произойти. В итоге сказка берет на себя функции психотерапевта. То есть такое случается, но хорошо, что это происходит не со мной. И тогда реальный мир видится в более розовых красках. Во-вторых, ребенку можно объяснять контекст. И тогда не придется опасаться, что ребенок усвоит только самое жестокое, что будет происходить. Ведь даже безобидная история Колобка, которого съедает в конце лиса, может быть воспринята как жестокая».

Как читать сказки

Самые простые для понимания – сказки о животных. Здесь характеры показаны ёмко и четко, типажи раскрывают всю сложность взаимоотношений во внешнем мире. Это не просто лиса, волк, петух. Это трус, жадина, храбрец. И как раз эти истории обычно содержат понятную мораль. Например, когда строят в лесу избушку ледяную и лубяную, и хитрая лиса пытается обмануть простодушного зайца, а потом приходит храбрый петух и спасает его. В этом смысле закладывается модель поведения, которую ребенок неосознанно усваивает и в какой-то момент начинает применять в своей жизни. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Понимать смысл сказок бывает непросто, – поясняет Ольга Бушуева. – Поэтому хорошо, если взрослые читают или слушают сказки вместе с детьми. При этом родителям важно не давать характеристику героям, не навязывать ребенку свое видение – кто поступил правильно, а кто нет. Лучше узнавать его мнение, давать ему возможность анализировать, переживать это эмоционально.

Дети не всегда могут идентифицировать чувства, и можно помочь, задавая вопросы: «Как ты думаешь, зайчонок расстроился? А ты бы расстроился? А почему лиса так сделала?» Особенно внимательным стоит быть с местами, к которым ребенок постоянно возвращается. Возможно, здесь есть что-то важное для него, что нужно проговорить и осознать. Или, наоборот, какой-то кусок ребенок упорно пролистывает. Попытайтесь выяснить: что там? Какие чувства вызывает у него эта часть?»

Кстати, сказки – один из инструментов психотерапии. Через сказку ребенку бывает проще рассказать о том, что его волнует, пугает, вдохновляет. А еще сказочные сюжеты позволяют проработать разные сложные жизненные этапы. Например, «Колобок» помогает проиграть сепарацию от родителей, в безопасном пространстве вымышленной истории совершить путешествие за пределы дома и осознать, что в большом мире интересно, но следует быть осторожным.

Источник

21e561f63b51045a4f20f108108331a1934d3a071b909b9663aee9f23626671f Ольга БУШУЕВА психоаналитический консультант
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4cffc2307dc0338f9971500020b042c0 Никита ПЕТРОВ фольклорист, антрополог, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики ШАГИ РАНХиГС

Волшебство да и только 

«Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники», – говорил герой мультфильма «Падал прошлогодний снег». Напридумывают, нафантазируют – так и хочется прыгнуть в эту вымышленную историю из реальности. В этом притягательность сказок. Через сказочных героев и их противников мы можем пережить эмоции, которые в жизни нам прожить не удастся. В них могут оживать любые фантазии, они позволяют нам видеть обстоятельства жизни такими, как бы нам хотелось, создать мир, где нет ограничений. Ведь в сказках возможно что угодно: взмахнул волшебной палочкой – и всё получилось! Кто бы так не хотел?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одинаково разные

Сказочные возможности привлекали людей всегда. Поэтому эти истории насчитывают много веков и живы по сей день. «Интересно, что изначально это был совсем недетский жанр, – рассказывает Никита Петров. – Сказки рассказывали друг другу взрослые в деревнях. За работой, во время обеденного перерыва, вечером у костра или перед сном. Один рассказчик историю начинал, другой подхватывал, процесс мог продолжаться до бесконечности. И зачастую у таких историй был совсем недетский сюжет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отношение к сказкам поменялось лишь в XVIII веке, когда писатели и просветители переписали многие сказочные сюжеты, адаптировали их для детей. Появились сборники с названиями «Дедушкины сказки», «Бабушкины прогулки». Их читали в аристократических кругах. С помощью сказок стали пытаться вывести определенные моральные нормы, по которым детям нужно поступать в их собственной жизни».

Постепенно ученые накапливали сюжеты, и сегодня в фольклористике выделяется несколько больших сказочных групп.

Это сказки о животных (где главные герои звери), волшебные сказки (в них происходит что-то удивительное, например, Иван-дурак может в конце жениться на прекрасной царевне), бытовые (когда, допустим, хитрый работник одурачивает хозяина и остается в выигрыше) и так называемые сказки кумулятивные, которые построены на нанизывании эпизодов («Репка», «Колобок»). Меняются персонажи, меняются места, где развиваются события, но остается определенный набор действий-кирпичиков, из которых и строится сказочный «дом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вроде бы строения получаются разные, но кирпичики – одинаковые. По ним вычисляется любой сказочный сюжет из своей фольклорной группы. Казалось бы, ну и что в этом такого? «А в том, что мы неосознанно считываем его, узнаем, – объясняет Никита Петров. – Для нас это сигнал, что в итоге в истории всё закончится хорошо, для кинематографистов – удобный материал, на котором можно построить захватывающий фильм, и для психотерапевта – инструмент, с помощью которого можно помогать детям и взрослым решать психологические проблемы». 

Там русский дух

Мы можем узнать русскую сказку по говорящим именам героев, которые идентифицируют персонажей. Возьмем Василису Премудрую. За этим именем скрывается целый архетип – девушка, которая обладает и красотой, и умом, и мудростью, и хитростью. Во многих мировых сказках есть фольклорный сюжет, когда чудовища оказываются хранителями определенного пространства. Но мы знаем, что Змей Горыныч – наш. Вторая часть имени этого персонажа говорит о том, что он горючий – у него изо рта вырывается пламя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вторая важная деталь – это места, в которых происходят действия. Мы понимаем, что читаем русскую сказку, если речь идет о тридевятом царстве. Так же как вычисляем английскую, где будет «far, far away», т. е. очень-очень далеко. Четко определяет сказку как русскую и определенное пространство действия. Здесь пейзажи с растениями средней полосы, деревенские избы, где по бокам стоят лавки, наряды героев, которые напрямую отсылают к крестьянскому народному костюму, церкви. Есть тут и богато раскрашенные терема с расписными потолками, где за большим столом происходит пир, где сидят бояре и сам князь или даже царь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вошёл в русскую сказку и восточный колорит. Шелка шамаханские, сабли турецкие, драгоценные камни, подарки заморские. В России было большое количество путешественников, которые описывали иноземные предметы, – так они и попадали в сказку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные сказки

Меняется мир, сказки тоже трансформируются. Они вроде как другие, но тоже сказки, просто приближенные к реальности, в которой живет ребенок, а потому иногда и более понятные ему.   «Сказки могут меняться во всем, но только не в сюжетной линии, – объясняет Ольга Бушуева. – Вчера и сегодня они построены по четкой классической структуре.

Взять любую популярную диснеевскую историю. В каждой можно найти ключевые элементы волшебной сказки, те самые узнаваемые кирпичики: герой отправляется в путь, у него есть какая-то задача, обязательно во время ее выполнения он меняется, с ним происходят какие-то психические метаморфозы, он встречает помощников и противников. И добро всегда побеждает зло, как бы тяжело и трудно ни было на протяжении всего сюжета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но по запросу времени может меняться повестка, пол героя. Например, сегодня все чаще на первый план выходят героини-женщины. Вспомним мультфильмы «Холодное сердце», «Храбрая сердцем». Прежде девочки становились главными действующими лицами определенных сказочных сюжетов: например, оказывались заперты в башне чудовищем и ждали, когда их вызволит принц. А здесь они сами выступают спасительницами, наделены своими силами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, это не просто веяние времени, а свидетельство цикличности истории. Вспомним древнегреческие мифы, где действуют богини, или распределение ролей в древних племенах, когда последнее слово было за прародительницами. Дальше мир менялся, в сильной позиции был мужчина. Это отразилось и на сказках. В современных же волшебных историях на первый план возвращаются женские фигуры». 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
9515b2b101229179bfe96abf9e51c6cf Getty Images

Сказочная мудрость

Нам кажется, что сказка должна чему-то научить детей, объяснить, что хорошо, а что плохо. И в этом смысле некоторые идеи, которые транслируют волшебные истории, вызывают сомнение. Взять Емелю из сказки «По щучьему веленью». Сидел, бездельничал, потом поймал волшебную щуку и жизнь у него наладилась. Казалось бы, чему хорошему научит такая история? Однако волшебные сказочные сюжеты нельзя оценивать с точки зрения привычных морально-этических норм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, главный герой, по сути, лентяй, но, во-первых, вспомним, какая тяжелая жизнь была у крестьян, в среде которых, скорее всего и возникла эта сказка. Иногда хотелось, чтобы хотя бы в сказке что-то хорошее случилось само собой – и в нашей жизни тоже есть такая потребность, верно? А во-вторых, сказка помогает уйти от продуманной и привычной реальности и взглянуть на свою жизнь по-другому, проработав ее сказочным текстом. Она «подсвечивает» то, что мы  прячем от себя, потому что, возможно, это стыдно, неловко.

Вообще исследователи призывают не интерпретировать сказки прямолинейно. «В любую сказку можно вложить свой смысл, – объясняет Никита Петров. – Неслучайно существует присказка «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Не нужно воспринимать сказочные сюжеты как руководство к действию. В них бывает всё: и оправдывается жестокость, и вознаграждается храбрость. Но кто ищет, тот найдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученые в гитлеровской Германии предполагали, что в сказке «Золушка» содержится архетип арийского человека. В их представлении принц – это ариец, который ищет настоящую арийку, и только по определенному знаку он может узнать, кто из претенденток истинной германской крови. Казалось бы, дикость, ничего не имеющая общего со смыслом всеми любимой сказки, но тем не менее, сколько культур и бэкграундов, столько новых точек зрения и интерпретаций».

Страшно, но не опасно

Некоторые сюжеты сказок действительно выглядят чересчур жестокими. Достаточно вспомнить «Крошечку-Хаврошечку» и «Медведя с липовой ногой». Нужны ли они ребенку и не навредят ли его психике? Такими вопросами задаются многие родители. «Во-первых, мы недооцениваем детей, – говорит Никита Петров. – Они прекрасно понимают, что это вымышленный мир, и не воспринимают происходящее как реальность. Поэтому вряд ли сказка способна навредить. Вспомните страшилки, которые они с удовольствием рассказывают друг другу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле это работает и как вытеснение из реальной жизни самого страшного, что может с нами произойти. В итоге сказка берет на себя функции психотерапевта. То есть такое случается, но хорошо, что это происходит не со мной. И тогда реальный мир видится в более розовых красках. Во-вторых, ребенку можно объяснять контекст. И тогда не придется опасаться, что ребенок усвоит только самое жестокое, что будет происходить. Ведь даже безобидная история Колобка, которого съедает в конце лиса, может быть воспринята как жестокая».

Как читать сказки

Самые простые для понимания – сказки о животных. Здесь характеры показаны ёмко и четко, типажи раскрывают всю сложность взаимоотношений во внешнем мире. Это не просто лиса, волк, петух. Это трус, жадина, храбрец. И как раз эти истории обычно содержат понятную мораль. Например, когда строят в лесу избушку ледяную и лубяную, и хитрая лиса пытается обмануть простодушного зайца, а потом приходит храбрый петух и спасает его. В этом смысле закладывается модель поведения, которую ребенок неосознанно усваивает и в какой-то момент начинает применять в своей жизни. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Понимать смысл сказок бывает непросто, – поясняет Ольга Бушуева. – Поэтому хорошо, если взрослые читают или слушают сказки вместе с детьми. При этом родителям важно не давать характеристику героям, не навязывать ребенку свое видение – кто поступил правильно, а кто нет. Лучше узнавать его мнение, давать ему возможность анализировать, переживать это эмоционально.

Дети не всегда могут идентифицировать чувства, и можно помочь, задавая вопросы: «Как ты думаешь, зайчонок расстроился? А ты бы расстроился? А почему лиса так сделала?» Особенно внимательным стоит быть с местами, к которым ребенок постоянно возвращается. Возможно, здесь есть что-то важное для него, что нужно проговорить и осознать. Или, наоборот, какой-то кусок ребенок упорно пролистывает. Попытайтесь выяснить: что там? Какие чувства вызывает у него эта часть?»

Кстати, сказки – один из инструментов психотерапии. Через сказку ребенку бывает проще рассказать о том, что его волнует, пугает, вдохновляет. А еще сказочные сюжеты позволяют проработать разные сложные жизненные этапы. Например, «Колобок» помогает проиграть сепарацию от родителей, в безопасном пространстве вымышленной истории совершить путешествие за пределы дома и осознать, что в большом мире интересно, но следует быть осторожным.

Источник

  • Чем полезны овощи и фрукты рассказ для детей
  • Чем понравилась сказка ашик кериб 4 класс кратко
  • Чем понравилась сказка ашик кериб коротко
  • Чем понравилась сказка гадкий утенок
  • Чем понравилась сказка волшебник изумрудного города