Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
Цель: Провести сравнительный анализ литературных сказок А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского.
Задачи: Выявить сходные и различные черты литературных сказок.
Уяснить, кто из двух авторов лучше написал сказку, подобную народной.
Оборудование: Портреты писателей, изображения волшебных предметов,
раздаточный материал (отрывки из произведений).
Ход урока:
1. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами прочитали сказки Василия Андреевича Жуковского “Спящая
царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Александра Сергеевича
Пушкина.
– Какая жизненная история послужила “толчком” для создания этих сказок?
(Спор авторов.)
Сегодня, сравнив обе сказки, мы постараемся понять, кто из двух авторов,
лучше справился с обработкой народной сказки.
– Как называется сказка, у которой есть автор? (Авторская сказка.)
– Если бы эти сказки бы русскими народными, к какому виду сказок мы бы их
отнесли? (Волшебные.)
Для удобства нашей работы мы разделимся на две команды.
1 команда (1 и ½ 2 ряда) В.А. Жуковский “Спящая царевна” | 2 команда (12 2 ряда и 3) А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
Сравнивая, мы будем отталкиваться от особенностей русских народных сказок:
1) Композиция (построение произведения):
Какие части русской народной сказки мы встречаем в этих произведениях?
(Зачин, кульминация, концовка.)
Что такое зачин? Кульминация? Концовка?
– Зачин (Цитирование):
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. |
– Кульминация (цитирование):
На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; | Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг |
– Концовка (Цитирование):
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. | И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
2) Художественные средства выразительности:
Какие еще отличительные черты русских народных сказок нам здесь встретились?
(Проверка домашнего задания.)
Каждый пункт поясняется, дается определение.
– Постоянные эпитеты:
Мертвым сном; дикий бор; дремучий лес; губки алые; гробовая тишина; | Красная девица; черной зависти; злая мачеха; алым губкам; доброй вести; люди добрые; красну солнцу. |
– Сравнения:
Вспыхнул он, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. |
– Книжные выражения / народная речь:
Чтобы сказка была подобна народной, в ней должна звучать народная речь.
Давайте посмотрим справились ли с этим наши авторы.
Блещут розы по кустам. Зданье – чудо старины. Молод цвет ее ланит. народная речь: Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит. . Начал жить да поживать. | Свойство зеркальце имело. Восхищенья не снесла. Глядючи, белешенька земля, Что-де в гости к ним зашла. |
– Какие волшебные силы действуют в сказке?
12 чародеек. | Солнце, месяц, ветер; зеркальце. |
– Игра “ Распредели предметы по сказкам и найди лишние”
На доске перемешаны листы, на которых изображены волшебные предметы из разных
сказок. Учащиеся сопоставляют предметы и сказки и находят лишние.
– Магические цифры (3, 7, 9):
Три века | Семь богатырей, семь торговых Городов –приданое, три силы Природы (солнце, месяц, ветер). |
– Троекратные повторы:
Отсутствуют. | Трижды Елисей обращается к Силам природы. Царица обращается к зеркальцу |
(Цитирование, либо инсценировка заранее подготовленными учениками.)
Такое уважительное отношение к природе, вера в ее могущество характерна для
русского народа, что прочувствовал А.С. Пушкин и отразил в своем произведении.
– Олицетворение:
После каждого пункта идет подсчет баллов, чтобы в конце прийти к выводу, кто
победил в споре.
– Сравнение описания внешности героинь.
Мы сопоставим, какие слова находят поэты, чтобы описать персонажей. Например,
царевну. Найдите эти строки в тексте.
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет. | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. |
Какое из описаний дает нам больше информации, более образное, яркое?
2. Исходя из этих особенностей, определите перу, какого автора принадлежат
эти отрывки?
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Собралися пировать Гости, званые царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить. (Жуковский В.А.) | Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом. (Жуковский В.А.) |
На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет. (Жуковский В.А.) | Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Пушкин А.С.) |
Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. (Пушкин А.С.) | Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили… (Пушкин А.С.) |
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
(Пушкин А.С.)
3. Игра “Вставь пропущенный эпитет”
А.С. Пушкин:
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Год прошел как сон _________, Царь женился на другой. Видит девица, что тут Коль старушка, будь нам мать, | Делать нечего. Она . _____ зависти полна, Бросив зеркало под лавку, Позвала к себе Чернавку. В руки яблочко взяла, В тот же день царица злая, |
В.А. Жуковский:
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как ________ цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Даже облака небес | И окрестность со дворцом Вся объята _______ сном. Губки _____ горят; |
4. Подведение итогов.
– Кто же на самом деле, по вашему мнению, написал сказку подобную народной?
Дайте письменный ответ.
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
5. Домашнее задание
Задание “Будьте внимательны к слову”, страница 102 (письменно).
Приложение.
ЧЕм отличаются сказки В.А. Жуковского и А.С. Пушкина чем они похожи?Чем различаются? как читаются? Чем похожи герои?
* Просветленный (20071) 11 лет назад
сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога» , «царь-отец» , «росла, росла» , «красавица-девица» ; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна» , «в светлой горнице» , «стол дубовый» , «красная девица» .
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
— Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм
Ольга Леонтьева Знаток (291) 4 года назад
Одинаковая (по смыслу) концовка «Я там был, мёд-пиво пил»…
Чтобы разрушить чары, в обоих случаях нужно было поцеловать царевну.
Отличия:
Различный сюжет.
Королевич и царевна в «Спящей царевне» не знакомы, а у Пушкина они жених и невеста.
Разные мотивы поцеловать царевну.
Разное отношение к действиям злой колдуньи ( у Жуковского она хочет убить царевну из мести, а у Пушкина — из зависти).
В Пушкине, Елисей повсюду ищет невесту, а у Жуковского царевич из любопытства приходит в о дворец
hamlet barsegian Ученик (123) 4 года назад
сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога» , «царь-отец» , «росла, росла» , «красавица-девица» ; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна» , «в светлой горнице» , «стол дубовый» , «красная девица» .
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
— Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм
Даша Кот Ученик (237) 4 года назад
сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога» , «царь-отец» , «росла, росла» , «красавица-девица» ; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна» , «в светлой горнице» , «стол дубовый» , «красная девица» .
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
— Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм
Источник: Лучший ответь
Валерия Гуринова Знаток (283) 4 года назад
сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога» , «царь-отец» , «росла, росла» , «красавица-девица» ; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна» , «в светлой горнице» , «стол дубовый» , «красная девица» .
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
— Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм
али мамедов Мастер (1718) 3 года назад
ВОТ ОТЛИЧИЯ)
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском
Совпадения:
— беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
— причина печальных событий с царевнами — желание отомстить, зависть, обида;
— зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен;
— с царевен снимается проклятие;
— царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
— царевны обе красавицы;
— царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
— царевны пробуждаются — оживают;
— женитьба спасителей на царевнах;
— колдунья-фея и царица — мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
Различия в сюжете сказок:
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) — у Жуковского — 300 лет спала.
— Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина — яблоко (предмет многих русских сказок) — у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
Дарья Ванькова Знаток (434) 3 года назад
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» ближе к народной, потому что Жуковский использует фразеологические обороты, а Пушкин -народные слова и выражения. В описании главной героини Пушкин использует народную лексику, а Жуковский-книжную.
Katya Shistakova Ученик (102) 3 года назад
Думаю что…
Сходства в том что оба автора в своих сказках описывают какие например ( красивые царевны, цари….)
Различия::: у А. С. Пушкина сказки больше связанные с царевнами, а у Жуковского больше о природе
Улёна Милота Ученик (108) 3 года назад
Сказки Пушкина и Жуковского основываются на народных сюжетах. Кстати, схожи сами сюжеты и герои («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и «Спящая царевна» В. А. Жуковского). Слог, которым написаны сказки, прост и понятен, поэтому читать очень легко. Стихотворная форма сказок усиливает ощущение «народности». И Пушкин, и Жуковский используют парную рифму (исключение составляет только «Сказка о рыбаке и рыбке»), когда рифмуются. 1 и 2, 3 и 4 строки.
Мирасов Дамир Ученик (161) 3 года назад
сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога» , «царь-отец» , «росла, росла» , «красавица-девица» ; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна» , «в светлой горнице» , «стол дубовый» , «красная девица» .
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
— Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм
Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — И усы лишь обмочил». (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица — злая фея Иван-царевич — Кощей (у Жуковского) Царевна — Мачеха (у Пушкина) |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи — и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек — пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё — от сакральной географии и имён героев до деталей быта — близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
Чем похожи и отличаются сказки Спящая царевна и сказка о Мертвой царевне?
Чем похожи и отличаются Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина, и сказка Спящая царевна В.А.Жуковского?
lady v [632K]
3 года назад
На самом деле, у сказок Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» больше различий, чем сходства.
Опишем различия этих сказок
Прежде всего сюжет. У Пушкина царевну преследует злая мачеха и она бежит к богатырям. Ее неустанно ищет жених. У Жуковского царевна растет с родителями, счастливая и беззаботная, жениха нет.
Различные главные герои. У Пушкина это прежде всего сама царевна и ее мачеха, а также Елисей, богатыри, Чернавка и в какой-то мере царь. У Жуковского это царь Матвей, царевна, царский сын, чародейки.
Пушкин стремился сделать свою сказку близкой к народной, использовал зачин, концовку, эпитеты, троекратные повторы. Жуковский писал скорее пародию, хотя также включил в нее элементы народных сказок.
Образ рака предсказателя вообще не встречается до этого нигде.
Теперь сходства сказок «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».
Главная героиня — царевна.
Она засыпает сном, который похож на смерть.
Ее ищет молодой красавец.
Сон происходит от колдовства.
В конце играется свадьба.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
СТЭЛС [244K]
более года назад
Ну во первых в этих обеих сказках фигурируют девы высшего сословия — принцессы.
Опять же обе они впадают в странный продолжительный сон, который похож на смерть, но не является таковой.
Счастливое избавление от этой хвори, обеим приходит вместе с принцем.
Остальные действующие лица обоих произведений, не похожи друг на друга, и отличают их.
Ninaarc [391K]
более года назад
Сначала приведем примеры сходства двух замечательных сказок. В сказке «Спящая царевна» Жуковского и в сказке «О мертвой царевне» Пушкина главные героини становятся жертвами злых женщин. В результате их происков царевны прекращают вести активный образ жизни.
Возвращение к реальности происходит у обеих принцесс в результате действий благородных принцев. А в финале сказок главные героини выходят замуж за своих спасителей.
Отличий между сказками гораздо больше, и это:
▪ Царевна Пушкина умирает, а героиня Жуковского засыпает надолго.
▪ Принцесса Жуковского подвергается колдовству обиженной злой феи, а у Пушкина царевна стала жертвой происков завидущей мачехи.
▪ Пушкинская героиня спит три дня, в то время как героиня Жуковского засыпает на триста лет.
▪ Царевна Жуковского спит в замке, а принцессу Пушкина отнесли в грот, где она возлежит в хрустальном гробу.
▪ Главный колдовской предмет в пушкинской сказке — яблоко, а у Жуковского принцесса засыпает, уколовшись о веретено.
▪ Принцесса Жуковского возвращается в реальность благодаря поцелую принца, а пушкинская героиня — в результате удара принца о хрустальный гроб.
-Irinka- [213K]
более года назад
Сказки Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» имеют как сходства, так и отличия.
- Сходствами сказок является то, что в обеих сказках главными героинями являются царевны, которые засыпают мертвецким сном.
- От сна царевн пробуждают добрые молодцы.
- Так же сказки объединяет и то, что они наполнены волшебством, а в конце сказки заканчиваются пышной свадьбой.
- У Пушкина царевна во сне провела три дня, а у Жуковского 300 лет проспала.
- Различиями сказки является то, что царевна из сказки Пушкина убежала от злой мачехи, она скрывается от неё у богатырей.
- В сказке Жуковского царевна не лишена родительской любви. Она растёт в полной, счастливой семье.
- Отличием в сказках являются различные сказочные персонажи.
Рысси [167K]
более года назад
Известно, (по словам Гоголя) что обе сказки написаны Жуковским и Пушкиным в качестве соревнования, которое было придумано летом 1831 года в Царском Селе. Надобно было написать сказку в подобие народной.
Гоголь писал
Сравнительный анализ обеих сказок показывает что есть в них много общего но и различий немало: обе главные героини — положительные, обе царевны, обе пострадали в результате колдовства от зависти, обе уснули летаргическим сном, обоих спас молодой человек, принц, в обоих сказках счастливый конец оканчивается женитьбой.
©
Различий в сказках «Спящая царевна» и «Мертвая царевна» также не мало: разные условия роста царевен, одна росла в любящей семье, другая — в жестких условиях выживания; окружение также различно; разные временные промежутки сна — одна спала три гоа, другая — 300 лет, одна укололась, другая откусила от яблока; одна из дома не выходила, другая уехала к богатырям.
Милая Кошечка [330K]
более года назад
Для начала напишем различия этих сказок.
Так в сказке «Спящая царевна» главная героиня растет в любви и заботе, а в сказке «О мертвой царевне» у царевны умирает мать и воспитывает ее отец с мачехой, она бежит от них к богатырям.
В сказке «Спящая царевна» засыпает на 300 лет, в сказке Пушкина царевна умирает от отравленного яблочка.
Также разнятся сказки и главными героями. В сказке «Спящая царевна» — это царь, царица, чародейки, царский сын. В сказке «О мертвой царевне» — богатыри, мачеха, Елисей, Чернавка.
Теперь напишем об схожести этих двух сказок:
Обе царевны засыпают, просыпаются они при помощи молодцев, и в той и в другой сказке дело заканчивается свадьбой.
Бекки Шарп [70.2K]
более года назад
Сравним сказки «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».
Схожесть сказок — царевны засыпают на много лет и будят их женихи — добры молодцы. Дальше идет свадьба — счастливый финал.
Отличие сказок Пушкина и Жуковского.
- Героини сказок выросли в разных условиях. Одна в любви и заботе, другая со злой мачехой.
- Спящая царевна засыпает на много лет, царевна Пушкина съела отравленное яблоко и уснула.
- Царевну Жуковского усыпила злая фея, царевну Пушкина — злая мачеха.
- Царевна Жуковского спала 300 лет, царевна Пушкина — 3 года.
- Разные главные персонажи этих сказок.
- У Жуковского сказка с элементами романтизма, у Пушкина — ближе к русским народным сказкам.
Марина Вологда [226K]
более года назад
Для начала перечислим сходства, которые можно найти как в сказке «Спящая царевна» В.А.Жуковского и в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина:
- царевны в обеих сказках;
- царевны засыпают крепким сном;
- пробуждение от сна только благодаря добрым молодцам;
- в конце сказки свадьба.
Отличие:
- в одной сказке царевна уснула, потому что ей это предсказала фея, а в другой сказке уснула из-за того, что злая мачеха хочет избавиться от нее;
- сон длился разное время, у Пушкина 3 дня, у Жуковского 300 лет;
- у Пушкина сон наступил от укуса яблока, а у Жуковского от укола веретеном;
- разные главные герои самой сказки.
Алиса в Стране [321K]
более года назад
В этих сказках больше различий, чем общего. Сюжеты совсем разные. В «Спящей царевне» главная героиня растет с отцом и матерью, которые ее очень любят, но при ее рождении злая колдунья предсказала ей страшную судьбу, вернее, наколдовала ее, в «Сказке о Мертвой царевне» главная героиня вынуждена расти с мачехой, которая ее ненавидит и от которой исходит главная опасность.
В сказке Пушкина мачеха хочет погубить падчерицу и ту отводят в лес, но оставляют в живых, потом она оказывается в доме семи богатырей, затем умирает от отравленного яблока. У Жуковского царевна засыпает в родительском доме сном на 300 лет.
В этих сказках много разных действующих лиц, в одной сказке одни, в другой — совсем другие.
Общее то, что царевен пробуждают добрые молодцы. Их сон вызван колдовством, а причина — месть обиженной феи и зависть злой мачехи. В обоих сказках счастливый конец — свадьба.
127771 [215K]
более года назад
Произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» читал в школе.
Сначала рассмотрим, чем они похожи. Во-первых главными героинями являются царевны, во-вторых, и в первой сказке, и во второй сказке главная героиня крепко засыпают, присутствует колдовство. В обоих случаях главных героинь спасают молодые красавцы, в конце произведений свадьба.
Если говорить про различая, то героиня Пушкина жила с отцом и мачехой, а героиня Жуковского с отцом и мамой. Героиня Пушкина пострадала от мачехи, а героиня Жуковского от колдуньи.
Знаете ответ?
Урок литературы в 5 классе
СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО
Вспомнить всю информацию о сказках
-
В результате чего были написаны «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна»?
(Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной).
-
К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)
-
Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна» похожи или отличаются?
-
Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)
Сравнить — значит найти черты различия, выявить лучшую художественную обработку народной сказки.
-
В чем же будет заключаться наша с вами задача? (выявить черты различия между сказками и лучшую художественную обработку сказки). Для этого мы должны: сравнить название, сюжеты, композицию, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) сказок Пушкина и Жуковского.
— О чем нам говорит название?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника? Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
— О чем нам расскажет сюжет?
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.
Различия в сюжете сказок:
-
Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
2. В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) — у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
3. Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите эпитеты. Эпитет — средство речевой выразительности, главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
Сказка Жуковского
Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
Губки алые горят;
Руки белые лежат.
4. Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите сравнения. Сравнение — это литературный прием, помогающий раскрыть образ героя или описать природу, обстановку, место действия с целью создания художественного образа. При сравнении происходит сопоставление предметов друг с другом.Какие из них рисуют предмет более ярко?Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей.
Сказка Жуковского
От сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой пустился в бор.
Вдруг глядит; отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом.
Вывод:
Что же роднит их с народной сказкой?
1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.
2. В обоих — сюжет волшебной сказки, волшебные ϲᴎлы и предметы — говорящие рак и зеркальце.
3. В ᴏϲʜове сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные ϲᴎлы.
4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к ϲᴎлам природы: солнцу, месяцу и ветру.
У Жуковскᴏᴦᴏ нет троекратных повторов.