Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

1. с какими произведениями ты познакомился в данном разделе? какое из них тебе особенно запомнилось? почему? в разделе летопись, былины,

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

В разделе «Летопись, Былины, Жития» я познакомился со следующими произведениями:

  1. Летопись «Житие Сергия Радонежского»;
  2. Стихотворный текст былины «Ильины три поездочки»;
  3. Былина «Три поездки Ильи Муромца»;
  4. Летопись «И вспомнил Олег коня своего…»;
  5. Летопись «И повесил Олег щит свой на воротах Царьграда…».

Больше всего мне понравился фрагмент летописи о житие Сергия Радонежского.

Особенно интересно было читать о благословении святого старца на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского.

Предсказание русского провидца сбылось, и русский народ под предводительством князя согнал завоевателей Золотой Орды с русской земли.

2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются? Для ответа используй определение.

О русских народных волшебных сказках я знаю то, что они рассказывают о подвиге и храбрости героя сказки.

Былина и сказка схожи тем, что рассказывают о мужестве и победе главных героев в борьбе со злом.

Отличие в том, что в сказке используется вымышленный сюжет и волшебная сила для помощи герою, а в былине рассказывают о том, что было в действительности.

Ведь герои былин жили когда-то на русской земле и побеждали врагов, но им помогали реальные качества характера: смелость, благородство, сила и справедливость.

3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри» на с. 34. Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

Виктор Михайлович Васнецов на своей картине «Три богатыря» изобразил богатырей смелыми, сильными и величественными.

Когда я читал былину, то представлял богатырей именно такими.

Поэтому мне очень легко было определить богатырей на картине: Илья Муромец восседает на чёрном коне, и находится в центре, Добрыня Никитич слева от Ильи Муромца на белом коне, а Алёша Попович справа на рыжем жеребце.

4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

Мне больше всего понравился Илья Муромец.

План рассказа об Илье Муромце для 4 класса:

  1. Богатырь на перекрёстке трёх дорог.
  2. Встреча с разбойниками.
  3. Встреча со злой королевной.
  4. Клад под камнем.
  5. Добрые дела Ильи Муромца для людей.

Готовый рассказ об Илье Муромце для 4 класса

Выйдя на богатырский дозор, Илья Муромец увидел волшебный камень на перекрёстке трёх дорог.

На нём было три надписи: «Прямо ехать — убитому быть!»

Влево ехать — женатому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!

Решил поехать богатырь прямо, смерти в глаза посмотреть, и увидел злых разбойников.

Разбойники хотели ограбить и убить богатыря.

Но не тут-то было.

Илья Муромец сразился и победил разбойников.

Очистив дорогу для людей, богатырь вернулся опять к камню судьбы.

В следующую дорогу Илья Муромец поехал влево.

Там встретил коварную королевну, она заманивала царевичей и королевичей в ловушку.

Богатырь понял намерения королевны и посадил её саму в эту ловушку, а людей выпустил.

Подъехав в третий раз к судьбоносному камню, Илья поднатужился и сдвинул его с места.

Под камнем оказалось много сокровищ, которые богатырь отдал на служение людям.

Илья Муромец построил на эти деньги три церкви в Киеве, а также помог всем вдовам и сиротам в городе.

5. Объясни своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Летопись — это жанр древнерусской литературы, ежегодная подробная запись исторических событий.

Слово «летопись» обозначает «писать о летах, записывать события по годам», потому что летопись начиналась словами «в лето…», то есть в таком-то году.

Летописи создавались для того, чтобы последующие поколения узнали о событиях давно минувших дней с наибольшей точностью и подробностями, узнавали о тех людях, которые жили до них и совершали поступки.

Из этих поступков и складывается история народа.

6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Князь Олег принёс мир и процветание русской земле.

Своими военными походами и мудрыми решениями князь способствовал процветанию и развитию древнерусского государства.

7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

План рассказа о рукописных книгах для 4 класса

  1. Написание книг в древней Руси;
  2. Перо, кисть и вязь в рукописных книгах;
  3. Появление книжных лавок;
  4. Как выглядела старинная рукописная книга;
  5. Создание рукописной книги;
  6. Первые библиотеки для книг;
  7. История слова «лекция»

Рассказ о рукописных книгах для 4 класса.

В древней Руси переписывали первые книги монахи в монастырях.

Они писали каламом на «телятине» — так назывался древний пергамент.

Пергамент и каламы привозили из Византии, стоили они очень дорого.

Монах не только писал пером, но и рисовал кистью.

Кисть была нужна, чтобы разрисовать первые буквы абзаца.

Заглавия переписчик оформлял «вязью».

Вязь — это тип письма, при котором буквы сплетаются в узор.

Прошло много сотен лет и на Руси появились наёмные писцы. Они также работали в монастырях, но писали рукописные книги за деньги, а не по велению души, как первые писцы.

Книг нужно было очень много, ведь в них хранились знания.

Стали появляться книжные лавки.

В книжной лавке можно было купить духовные книги, летописи, а также сборники рассказов.

Старинная рукописная книга выглядела очень помпезно.

Обложка книги была сделана из двух дощечек, обтянутых кожей, страницы плотно переплетались и сшивались крепкими нитками.

С внутренней стороны переплёт обшивался материей, для красоты и прочности. Чтобы уберечь обложку от царапин, на неё набивали медные бляшки — жуковины.

Книга застёгивалась на застёжку и была похожа на небольшой медный сундук.

Для богатых людей книги оформляли серебром, золотом и драгоценными камнями.

Для создания такой книги нужно было много работников.

Ориентировочно шесть или семь человек, а для книги на богатых ещё больше.

Один писал текст, другой рисовал начальные буквы и вязь, художник рисовал миниатюры, четвёртый выделывал кожу, а пятый полировал её, шестой проверял ошибки, а седьмой переплетал страницы.

А также в создании книги могли участвовать и ювелиры для создания обложек из золота и драгоценных камней.

Сейчас книги стоят недорого, и каждый может их купить.

А раньше покупка книги была выдающимся событием, ведь стоила она немало и мало кто её смог прочитать.

Для того чтобы все люди могли ознакомиться с книгами, создавались библиотеки.

В библиотеках книги приковывались к столам цепью, чтобы избежать кражи или утери ценного экземпляра.

В них работали люди, которые читали книги студентам, так как купить себе книгу было очень дорого.

Каждый из нас знает выражение «слушать лекции» или «читать лекции».

Эти выражения пришли с тех времён, когда в древних библиотеках ученикам читали книги чтецы.

Слово «лекция» с латинского «чтение».

8. Обратил ли ты внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

Так как летопись и жития являются пересказами исторических событий, то авторства у них не могло быть.

Их никто не придумывал, а только записывали устные пересказы из жизни святых или свидетелей исторических событий.

Автор не указан во всех произведениях раздела «Летописи, былины и жития».

9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

Краткое сообщение «Отличия произведений устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса.

Произведения устного народного творчества создавались множеством авторов, так как они передавались из уст в уста множеством людей.

Эти сказания записывались писцами в монастырях.

Авторские произведения создавались авторами, это плод их фантазии.

Такое произведение всегда имеет своего создателя, имя которого записано на обложке книги.

Главное отличие произведений устного народного творчества состоит во множестве вариантов.

В каждом монастыре могли записать летопись, житие или былину, так как услышали.

Авторские произведения неизменны, они переписываются точь-в-точь с первоисточника и узнаваемы по авторскому стилю.

Читательские дневники по произведениям:

  • «Житие Сергия Радонежского»
  • «Ильины три поездочки»
  • «Три поездки Ильи Муромца»
  • «И вспомнил Олег коня своего…»
  • «И повесил Олег щит на воротах Царьграда»

_______

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

В этой былине Илья Муромец у распутья трех дорог наезжает на Латырь камень ( это Алатырь, а он есть центр мира у славян ) с надписью, предвещающей тому,

iG7Mab7m0lDyIWrgEKJf997aCYVHtJme.png

Вот богатырь и поехал по каждой из этих дорог.

По дороге смерти он встречает шайку разбойников или станишников ( 40 000 ). Они то на него и набрасываются и богатырь стреляет стрелой в дуб, а тот разлетается на щепки и разбойники в ужасе разбегаются, но Илья всех их уничтожил. Так что он избавил своё государство от этих разбойников.

66wjmNQLTj8wnPVA5ymubFoYoFlOKxam.png

На второй дороге он встречает колдунью ( аналог бабы Яги ), которая пытается соблазнить богатыря своей дочерью. Та пытается уложить Илью на кровать, которая в дальнейшем должна опрокинуться в пропасть, но он не поддался соблазну и толкнул на кровать именно дочку колдуньи. Из подземелья же он выпускает менее удачливых 12 путешественников. Большинство из них были богатырями, которые служили своему государству верой и правдой и будут впредь служить ему исправно.

q5mCSvVT8TMJ2Eb4l5ZO3oUolJwnRor.png

На третьей дороге Илья находит клад, но содержимое его

Ucu7Qisq1Y2LCByA9wW9OGwgjFRd.png

Этим самым он улучшил их долю и тем самым поднял авторитет самого государства, ведь он и был его представителем.

N7FqYq9yk8qXD2EJ9hKElnGxX3eobI8d.png

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Русская былина «Ставр Годинович» часто имеет второе название, более полное, в котором собственно указываются главные ее герои: «Ставр Годинович и Василиса Микулишна».

В этой былине мы знакомимся с молодым купцом Ставром Годиновичем, который сидел на пиру грустный и не хвастал как его соседи, и за это его посадили в подвал.

А его жена, красивая и сильная Василиса Микулишна, отправилась выручать мужа, переодевшись в доброго молодца. Причем девушка действительно доказала князю, что она настоящий богатырь, сильный и умелый.

Главные герои былины «Ставр Годинович»:

  1. Василиса Микулишна, жена Ставра, умеет и ласковой быть, и сильной. Красивая, с роскошными волосами, которые она обрезала, чтобы спасти мужа. Хорошо стреляет и борется.
  2. Ставр Годинович, богатый купец, хвастун. Хорошо играет на гуслях, молод и красив. Немного трусоват.
  3. Князь Владимир. Князь и есть. Что пожелает, то и сделает, но не потерял способности испытывать стыд.

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Вчитаемся в текст древнерусской былины «Три поездки Ильи Муромца».

С первых ее строк мы знакомимся с главным действующим лицом былины — самим Илье муромцем, который едет по чистому полю. И вот он находит странный, никогда им не виданный камень. И камень судить либо умереть, либо жениться, либо разбогатеть.

Илья встречает разбойников, встречает красну девицу — поляницу, то есть деву-богатыря, а не просто слабую и красивую женщину, наконец Илья находит клад. И везде Илья выходит победителем.

Главный герой этой былины только один — Это сам Илья Муромец. Великий русский богатырь, пример для подражания, патриот и просто защитник простого народа.

Второстепенными героями былины оказываются еще два персонажа:

  1. Атаман разбойников, который посылал своих татей на Илью, а потом просил отпустить хоть кого-нибудь
  2. Девица-поляница, пленившая коварным способом двенадцать богатырей.

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

В былине «Про прекрасную Василису Микулишну» много действующих лиц: и племянница князя Владимира Забава Путятишна, и борцы-молодцы братья Притченковы и братья Хапиловы, слуги и служанки, послы из Киева и другие.

К главным героям произведения я бы отнесла:

1) Купца из Чернигова Ставра Годиновича, который за княжеским столом, не стал хвастаться своим богатством, но не удержался и похвастался молодой женой Василисой Микулишной.

2) Князя Владимира, которому не понравилось, что Ставр сказал, что красивее и умнее Василисы Микулишны на свете не сыщешь, и он посадил его под замок, чтобы жена Ставра смогла продемонстрировать свой ум и выручить мужа.

3) Прекрасную Василису Микулишну, старшую дочь Микулы Селяниновича, которая действительно оказалось не только красивой, но и очень умной и находчивой, ради спасения мужа переоделась в мужское платье и остригла свои чудесные волосы, сумела обвести князя и его слуг вокруг пальца и выручила мужа.

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» мы узнаем о том, как богатырь Алеша Попович поехал в город Киев, как он увидел там Тугарина Змеевича, который попирал всякие законы гостеприимства и как Алеша не стерпел такого беззакония и вызвал Тугарина на смертный поединок. Мы читаем о бесчестных князьях и боярах, которые думали лишь о своей наживе, о неверности княгини Апраксии и бессилии князя Владимира.

Главные герои былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»:

  1. Алеша Попович, молодой богатырь из Ростова, сын попа. Горячий, смелый, решительный, хитрый.
  2. Яким Иванович, еще один богатырь из Ростова, друг Алеши Поповича. В отличии от Алеши знает грамоту, но вперед Алиши не лезет.
  3. Тугарин Змеевич. Могучий богатырь, огромного роста, летает на бумажных крыльях, дерется копьем и огнем.
  4. Князь Владимир. Гостеприимный, тихий, робкий.
  5. Княгиня Апраксия. Молодая, веселая, легкомысленная. Принимала ухаживания Тугарина.

Чем похожи сказки и былины об илье муромце 4 класс

Проверим себя и оценим свои достижения, с. 19 – 22

Ответы к стр. 19 — 22

  • Запиши своими словами, что такое  летопись, былина, житие.

Летопись — запись по годам исторических событий, производимая современником.

Былина — русская народная эпическая песня о богатырях.

Житие — повествование о жизни святых. 

  • Составь рассказ об одном из героев. Заполни таблицу. Впиши имена, которые соответствуют описанию.
Сергий Радонежский Варфоломей, почитается Русской православной церковью, встреча со старцем, благословление старца, основатель Троице-Сергиевой лавры
Князь Олег Великий князь киевский, основатель Древнерусского государства, поход на Царьград, необычный штурм города, обязал платить дань
Илья Муромец Богатырь, село Карачарово близ города Мурома, совершил подвиги во славу Отечества, одолел разбойников

До того как стать монахом, Сергий носил имя Варфоломей, которым назвали его при рождении. С ребёнком Варфоломеем произошли три чуда, которые указывают на то, что ребёнок избран Богом. Ещё до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал во чреве матери, младенцем он отказывался от молока по средам и пятницам, которые являются постными днями в православной религии, и в эти дни нельзя есть мясную и молочную пищу; в отрочестве он обрёл дар понимания грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.
Сергий Радонежский был крупным церковно-политическим деятелем своего времени, который сделал немало для укрепления власти великих московских князей. И эта политическая деятельность преподобного Сергия не осталась без внимания. Объективно положительным моментом в деятельности Сергия Радонежского явилась поддержка им московского князя в его борьбе за первенство Москвы, за объединение русских земель в единое государство. Стремление к созданию единого общерусского государства было, несомненно, исторически прогрессивным. И деятельность Сергия Радонежского в поддержку престола московских князей носила прогрессивный характер. Православная же церковь считает его главной заслугой то, что он был крупнейшим организатором монастырского строительства на Руси. Это в конце концов основное для православных церковников.

  • Составь и запиши рассказ об Илье Муромце по следующему плану:
    • Характер героя (какой он?).
    • Какие поступки он совершил?
    • Как автор повествования относится к герою?
    • Моё мнение о герое.

Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины. Он бесстрашен, полон сил и отваги, верит в победу над врагом, проявляет силу духа. Илья сам выбирал себе путь в жизни, он был уверен в том, какой дорогой по жизни нужно идти, поэтому и побеждал. Стерев старую надпись на камне, он, таким образом, перечёркивал чужое предписание, утверждая свою позицию, свой сценарий жизни. Илья — воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека.

Герой оказывается перед выбором, который предначертан на камне. В первой поездке Илья побеждает разбойников. Он одерживает победу над врагами земли Русской. Во второй поездке он освобождает пленников и наказывает злодейку. Он отказывается от богатства и возвращается в Киев-град нести свою службу ратную, а на золото и серебро строит три белокаменные церкви, остальное раздаёт бедным и обездоленным.

Отношение автора к своим героям, его чувства наиболее отчётливо проявляются в языке произведения. Автор хотел рассказать о лучших качествах Ильи Муромца. Не только о его могучей силе, но и о смекалке, которой Илья обладал, прозорливости и желании помогать бедным и обездоленным. Автор как бы восхваляет богатырей, называет их «славнорусскими богатырями» и гордится тем, что Илья идёт «на великий богатырский дозор». Речи богатыря полны решимости и достоинства, они передают мужество, уверенность и силу духа героя; автор гордится героем, поэтому пишет о нём с некоторым торжеством и пафосом. Автор как бы даёт нам понять, что все поездки Илье даются легко, не случайно он употребляет в названии былины слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «поездочки». В него вкладывается большой смысл: Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, что с любым врагом он справится играючи. Употребляя слово «поездочки», автор как бы ещё больше приподнимает богатыря в глазах читателя, восхищается его силой и умом.

Я испытываю восхищение героем, гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.

  • Прочитай фрагмент былины о богатыре Святогоре. Подчеркни слова, которые помогают представить героя.

… Как далече-далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да подымалася:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий Святогор-богатырь;
Святогоров конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле, потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает палица высоко под поднебесье,
Когда палица та вниз спускается,
Он подхватывает её да одной рукой

  • Какими чертами характера, по твоему мнению, обладали богатыри? Запиши.

Богатыри в давние времена были мужественными, бесстрашными, любили родину и всеми силами уберегали её от нападения недруга. Честь, мудрость и любовь – это определения к настоящему богатырю.

  • Отметьте особенности, которые характеризуют былину.

Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда ехал богатырь. События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как былины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника. Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Герой всегда побеждает.
 Герой является русским богатырём.
Указывается точное место действия (город Муром, у реки Смородинки, Киев-град).
Совершается подвиг во благо Отечества.
Используется много повторов.

  • Как ты представляешь себе современного богатыря? Составь рассказ и запиши.

Современный богатырь не одет в кольчугу, не имеет при себе меч и щит. Но он защищает свою родину, уважает старших, женщин и детей. Не причиняет вреда другим людям. Современный богатырь очень сильный и мужественный. Он умный, проявляет гибкость мышления и смекалку. Обязательно обладает военной хитростью и сильным характером. Все его стремления направлены на то, чтобы потеснить противника и победить. Он не свернёт с пути. Современный богатырь предан своей Отчизне.

  • Какие вопросы учебника показались тебе трудными? Запиши.

1. Составь план и расскажи о рукописных книгах.
2. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений».

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Проверим себя и оценим свои достижения, с. 19 – 22

4.3 (85.52%) от 319 голосующих

  • Чем похожи народные сказки и авторские сказки
  • Чем охотник напугал злых духов мансийской народной сказки
  • Чем отличаются богатыри от героев сказок 4 класс
  • Чем отличаются сказки от других жанров
  • Чем отличаются сказки от былин