Чем похожи и чем различаются сказки хитрая лиса и лисичка сестричка и волк

Конспект од занятия по развитию речи на тему рассказывание сказки лисичка сестричка и волк в обр. м. булатова программные задачи:

КОНСПЕКТ ОД (ЗАНЯТИЯ) ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ «РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ «ЛИСИЧКА
СЕСТРИЧКА И ВОЛК» (В ОБР. М. БУЛАТОВА)»

Программные задачи: Обучающие:

1.            Познакомить детей с русской
народной сказкой «Лисичка сестричка и Волк»;

2.            Учить оценивать поступки
литератур- ных героев;

3.            Учить детей пересказывать
наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Развивающие:

1.            Развивать диалогическую форму
речи;

2.            Расширять и активизировать
словарный запас детей;

3.            Развивать интонационную
выразитель- ность речи и движений в драматизации сю- жетов сказки.

Воспитательные:

1.            Воспитывать интерес к
произведениям русского народного творчества;

2.            Воспитывать моральные качества:
ува- жение, доброту, честность, отзывчивость.

Словарная работа: воз, не шелохнётся, по-
легоньку, смекнул, улучила время

Предварительная работа: знакомство с русскими
народными сказками о животных, рассматривание иллюстраций к сказкам, слушание
русских народных сказок в аудиоформате в исполнении известных акте- ров.

Демонстрационный материал: Картины известных
иллюстраторов русских народных сказок Е.М.Рачева и Ю.А.Васнецова, аудио- запись
песни «В гостях у сказки», подборка книг русских народных сказок о животных.

Ход ОД

1.            Вводная часть

Звучит мелодия песни «В гостях у сказки»,
приглашаю детей к стеллажу, где организо- вана выставка книг русских народных
сказок о животных, картины с изображением диких животных из р.н. сказок,
иллюстрации к сказ- ке «Лисичка сестричка и Волк».

— Ребята! Хотите отправиться в сказочный лес?
Нас ждут невероятные встречи со ска- зочными героями. Итак, в путь!

Выполняем движения со словами под му- зыку «В
гостях у сказки»:

-Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (удивились,
развели руками)

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса
(показывают, как бы выглядывают)

Мы лисичку обхитрим,

На носочках убежим! (покажем, как ходит
лисичка – изобразим ее)

— Вот мы и пришли. Посмотрите внима- тельно на
нашу выставку книг и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить? (о русских
народных сказках)

-Кто сочинил эти сказки? (не писатели, а
простые русские люди)

-Конечно, есть много сказок о людях, о
волшебстве, о животных. Сегодня мы прочи- таем сказку, а о ком она вы узнаете,
отгадав загадки.

Съел он семерых козлят, Съесть хотел трёх
поросят… Стал герой «Ну, погоди!» Но к нему не подходи.

Он в охоте знает толк:

Так как это… (Серый Волк) Всех зверей она
хитрей, Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса. А зовут её… (Лиса)

— Хорошо, молодцы! Давайте вспомним, в каких
ещё сказках встречаются Волк и Лиса. А помогут нам в этом – загадки. Слушайте
внимательно!

Что за домик на опушке Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху, Из трубы идёт дымок.

Этот домик — … (Теремок)

-Да, верно, в сказке «Теремок» живут и Волк, и
Лиса. Послушайте ещё загадку:

Уходя, просила мать Никому не открывать, Но
открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? (Волк и семеро
козлят)

—              Да, молодцы, узнали сказку.

2.            Основная часть

—              А сейчас устраивайтесь
поудобнее. Дети садятся на стульчики, расставленные полу- кругом напротив
выставки книг и иллюстра- ций.

—              Итак, слушайте внимательно.
Русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый Волк». Чтение сказки:

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

–Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за ры- бой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз (показать иллюстрацию). Вот едет он и ви-
дит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не
шелохнётся (объяснить значение слова: не шевелится, не двигается, замерла),
лежит се- бе, как мёртвая.

– Будет подарок жене, – сказал дед, взял
лисичку и положил на воз, а сам пошёл впе- реди.

А лисичка улучила время (выбрала удач- ный
момент, пока дед не видит, дождалась удобного случая ) и стала выбрасывать
поле- гоньку( уточнить значение слова, т.е. посте- пенно, не сразу, по одной )
из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу
и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что
я тебе привёз! Полный воз рыбы и ворот- ник на шубу!

–             Где?

–             Там, на возу – и рыба и
воротник. Подошла баба к возу, искала-искала, ниче-

го там не нашла и давай ругать мужа:

–             Где воротник? Где рыба?! Ах
ты!.. Та- кой-сякой!

Тут дед смекнул (сообразил, догадался, понял),
что лисичка — то была не мёртвая, по- горевал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге
рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

–             Здравствуй, кумушка!

–             Здравствуй, куманёк!

–             Дай мне рыбки!

–             Налови сам, да и ешь.

–             А я не умею.

–             Эка, ведь я же наловила. Ты,
куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – ры- ба-то сама на хвост и
нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Пошёл волк на реку, опустил хвост в про- рубь,
а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморо-
зило. Попробовал было приподняться: не тут- то было.

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вы-
тащишь!» – думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя
серого:

–             Волк, волк! Бейте его! Бейте
его! Прибе- жали и начали колотить волка – кто коро- мыслом, кто ведром, кто
чем попало.

Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и
пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, – думает, – уж я тебе отпла- чу,
кумушка!» А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать, не удастся
ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну из- бу, где бабы пекли блины, да
попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

–             Так-то учишь ты? Меня всего
исколоти- ли!

–             Эх, куманек, – говорит лисичка-
сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и моз- ги наружу. Меня больней твоего
побили, я насилу плетусь.

–             И то правда, – говорит волк, –
где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя до- везу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот
лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

–             Битый небитого везет, битый
небитого везёт.

–             Что ты, кумушка, говоришь?

–             Я, куманек, говорю: битый битого
везёт.

–             Так, кумушка, так!

—              Вот такая интересная сказка.
Вы, молод- цы, внимательно слушали. А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Рыжая лиса»:

—              Под кустом, под кустом (наклоны
вправо

—              влево)

—              Кто-то с рыженьким хвостом,
(повороты туловища вправо-влево)

—              Это рыжая лисичка (прыжки на месте)

—              Под кусточком лисий дом.
(присесть) Беседа по содержанию:

-Понравилась ли вам сказка? Кто запом- нил,
как она называется?

-Какая по характеру лиса? (хитрая, плу- товка,
обманщица)

-Какой в сказке волк? (голодный, добрый,
доверчивый)

-Расскажите, как лиса посоветовала ловить
рыбу?

—              Почему лиса обманула волка?
Правильно ли она поступила? (Нет, нужно уважать дру- гих и относиться к ним по
— доброму, не об- манывать, не жадничать, не хитрить)

-А в какое время года происходит действие
сказки? Как вы это поняли? По каким сло- вам? (Холодно и морозно)

Драматизация:

—              Ребята, вы хорошо запомнили
сказку? Давайте сейчас разыграем отрывок. Пригла- шаю несколько ребят. Надеваем
маски.

Волк идет навстречу Лисе:

Волк: – Ах, ты! Меня всего исколотили!

Лиса: – Эх, куманек, меня больней твоего
побили, я насилу плетусь.

Волк: – И то правда, где тебе, кумушка, уж
идти. Садись на меня, я тебя довезу.

—              Едет лиса на волке. Дети один
за другого держатся и Лиса приговаривает:

—              Битый небитого везёт.

Волк: Что ты мне лисонька говоришь? Лиса:
Битый — битого везёт!

Волк: Так, кумушка, так!

—              Довёз волк лису до норы,
соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что делает? (Смеётся –
посмеивается).

Приглашаются другие желающие для обыгрывания
сюжета.

3.            Заключительная часть.

—              Понравилось вам представление?
Давай- те поблагодарим наших артистов.

-Как называется сказка, с которой мы се- годня
познакомились? Кто сочинил эту сказ- ку? Назовите героев этой сказки.

—              Что же плохого сделала лиса,
ребята? Правильно, она обманула волка. Как можно ее назвать? Да, обманщица,
плутовка. Обма- нывать не хорошо! Чему нас учит сказка? Как вы думаете? Сказка
учит отличать добро от зла, видеть правду и ложь, чувствовать обман и хитрость.

Книжка со сказкой остается с нами, вы можете
её ещё раз взять, посмотреть картин- ки и вспомнить сюжет. Так же остаются мас-
ки для драматизации желающими детьми в свободное время.

Библиографический список

1.            Программа        «От        рождения          до          школы»  
/          под        ред.      Н.Е.        Вераксы,            Т.С.                Комаровой,
М.А. Васильевой, — М. 2015.

2.            Алексеева М.М., Яшина В.И.
Методика развития речи и обучения родному языку дошколь- ников: Учеб. пособие
для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений — М. 2014.

3.            Гербова В.В. Развитие речи в
детском саду старшая группа, — М. 2015.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Новогодние праздники в этом году для жителей и гостей Москвы обещают быть насыщенными — обширную программу подготовили культурные площадки столицы, парки, кинотеатры и катки. Зарядиться праздничным настроением этой зимой можно будет как в центре, так и в отдаленных районах города.

В этом году в столице работают свыше 1,3 тыс. катков, в том числе на ВДНХ, Красной площади, в Сокольниках и Парке Горького. В новогоднюю ночь основной площадкой празднования на ВДНХ традиционно станет каток на Главной аллее. С 20:00 до 02:00 гости увидят ледовые шоу, а также шоу барабанщиков и выступления фигуристов, примут участие в праздничном костюмированном шествии и развлекательных анимационных программах от персонажей сказок. На специально установленной сцене пройдет концерт с участием группы «Маша и медведи», коллектива Jukebox trio, дуэта Galibri & Mavik и других артистов. Помимо этого, в каникулы со 2 по 9 января гостей катка ждет бесплатная спортивно-развлекательная программа.

Каток на Красной площади, который будет работать в новогоднюю ночь до 02:00, стоит выбрать тем, кто хочет на коньках сфотографироваться на фоне «пряничного» ГУМа, купить пару сувениров на рождественской ярмарке и прогуляться по центру новогодней Москвы. В этом году город украсили более 4 тыс. объемных декоративных конструкций — световые тоннели и арки, навесы из гирлянд, елочные шары. По всей столице глаз радуют свыше 1 тыс. нарядных новогодних елей, из них самые высокие — около 25 м — установили на Лубянской и Славянской площадях, а также на Поклонной горе.

Развлечения в парках

В этом году городские парки из-за коронавируса вновь подготовили онлайн-программу, ее проведут 31 декабря. «В канун Нового года парк «Северное Тушино» совместно с киностудией «Союзмультфильм» проведет викторину по любимым новогодним мультфильмам. Победители получат два билета в познавательно-развлекательный центр «Союзмультклуб». Вопросы будут опубликованы в аккаунтах парка в Instagram и «ВКонтакте», — рассказали ТАСС в пресс-службе Мосгорпарка.

На страницах парка «Сокольники» в соцсетях экскурсовод музея «Фабрика елочных игрушек» расскажет о разных видах праздничных игрушек, а на YouTube-канале парка «Фили» пройдет премьера Филевского новогоднего голубого огонька. «Откроет вечер выступление кавер-группы «Теория струн», участники которой исполнят ряд известных отечественных и зарубежных хитов на праздничную новогоднюю тематику. Продолжит концерт кавер-группа Lucky Band, которая исполнит всеми любимые шлягеры. Завершит вечер выступление группы Pride», — добавили в пресс-службе.

Столичный парк «Зарядье» предлагает москвичам и гостям столицы во время праздников посетить выставку «Твид по-русски». В основу экспозиции легла история известного во всем мире твида марки Harris Tweed. «Центральный экспонат выставки — деревянная скульптура «Макошь» Анны Маториной, славянская богиня прядения. Она символизирует славянский женский образ, как бы вплетающий свою косу в твид и дающий ему совершенно иную жизнь», — рассказали ТАСС в пресс-службе «Зарядья».

Обширная программа 800 новогодних и рождественских мероприятий ждет и в 120 подмосковных парках с 1 по 9 января. В 26 центральных городских парках в течение январских праздников будет работать «Резиденция Деда Мороза». Также посетители смогут провести время на 60 катках и 65 тюбинговых горках. А 1 января в парках «Скитские пруды» в Сергиевом Посаде и «Городской лес» в Домодедово пройдет всероссийская акция «Я бегу и обещаю 2022». Также в парке «Елочки» городского округа Домодедово 6 января состоится фестиваль «Эко-ферма», на котором будут представлены товары местных производителей.

Кино и шоу

Тематическую программу для юных гостей подготовила сеть «Москино» — 3 по 8 января в ее кинотеатрах будет идти ретроспектива отечественных мультфильмов «Москино детям: Новогодние сказки». «В программе белый медвежонок Умка ищет то маму, то друга, Дед Мороз выясняет, что же такое лето, Герда пускается в опасное путешествие ради своего друга Кая, а хитрая лиса обманывает волка. Вход свободный, по предварительной регистрации», — рассказали ТАСС в пресс-службе «Москино».

Во время каникул стоит заглянуть и в старейший кинотеатр столицы «Художественный», где до 9 января будет идти фестиваль «Новый год и Рождество в Художественном». Среди хитов, которые покажут на большом экране, — голливудская комедия «Рождество в июле» Престона Стерджеса (1940), праздничный мюзикл «Светлое Рождество» (1954) Майкла Кертица. «Рождественский гимн» Брайана Десмонда Херста (1951) и другие картины.

«В программу фестиваля вошла сказка Виктора Флеминга «Волшебник из страны Оз». Эта экранизация знаменитой детской книги Лаймена Фрэнка Баума о путешествии по дороге из желтого кирпича была снята в революционной для 1939 года технологии цветного кинематографа, став самой дорогостоящей постановкой своего времени», — отметили в пресс-службе кинотеатра.

С 1 по 9 января на шоу-программу приглашает смотровая площадка Panorama 360. «Мы подготовили для наших шоу, где зрители увидят удивительные эксперименты со стихиями, чудеса молекулярной кухни и волшебные мыльные пузыри. С нашими аниматорами гости отправятся в захватывающее путешествие к Снежной королеве, примут участие в съемках с белым мишкой Панорамычем для настоящего ТикТок хауса и откроют мир увлекательной науки. Для каждого гостя действует неограниченная дегустация от самых высоких фабрик мороженого и шоколада в мире», — рассказали ТАСС в пресс-службе площадки.

В «Москонцерте» ждут на мероприятия в январские праздники всей семьей. Там 31 декабря состоится спектакль «Волшебные часы Деда Мороза». А со 2 января «Москонцерт» приглашает на новогодний балет «Щелкунчик», концерт «Новогодняя карусель» и спектакль «Как Баба Яга Лукоморье спасала».

В гостях у Деда Мороза

Большую, в том числе экскурсионную программу для детей подготовили в Московской усадьбе Деда Мороза. «В основную экскурсионную программу входит посещение трех теремов усадьбы. Во время этого путешествия дети помогут Снеговичку найти заветное желание и узнают, как Дед Мороз готовится к Новому году. Для гостей свои двери откроют кладовая волшебных предметов, оранжерея, сортировочный центр — именно сюда поступает вся корреспонденция для Деда Мороза, а также оперативный штаб подготовки к Новому году, кабинет Деда Мороза, светелка Снегурочки и библиотека сказок», — рассказали ТАСС в пресс-службе усадьбы.

Гости смогут пройти прошлогоднюю программу «Путешествие по сказочной тропе», особенно полюбившуюся посетителям. Задорный снеговик проведет детей в мир сказок и познакомит с героями самых разных книг, в том числе «Волшебника Изумрудного города», «Алисы в Стране чудес», «Щелкунчика и Мышиного короля», «Золушки», «12 месяцев». Подробная информация о программах и дополнительных возможностях опубликована на официальном сайте усадьбы.

Автор: Саврасова Надежда Викторовна

Организация: МДОУ Старомайнский детский сад №5

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна

Цель:

Формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи:

1.Учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знакомые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логическое мышление.

3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Доброе отношение к животным.

Оборудование:

Интерактивная доска, игрушка лисы, декорации ( деревья), фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка ( для профилактики плоскостопия0, канат, скамья. мнемотаблицы.

Предваврительная работа:

Чтение сказки « Заюшкина избушка»; наблюдения в природе, дидактические игры « Кто в домике живет?, « Кто что ест?», « Кто как кричит?»; рассматривание книг про животных; чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных; работа с мнемотаблицами.

Методы и приемы:

Наглядный метод: слайды животных, игрушка лисы, декорация леса, мнемотаблицы.

Словесный метод: вопросы, художественное слово.

Практический метод: подвижная игра, моделирование сказки.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

— Ребята, вы любите сказки? ( ответы детей).

-Я тоже люблю сказки, т.к. в них происходят чудеса.

— Вы хотите отправиться в волшебный мир сказок? ( ответы детей).

— Мы сегодня с вами отправимся в сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный , мы пойдем по болоту. Нужно наступать строго на камешки (идем по коррекционной дорожке). А вот и волшебная река течет, пройдем по мосту ( по скамье), а теперь по узкой тропинке ( приставным шагом). Вот мы и в лесу ( звучит фонограмма « Звуки леса), послушайте, как поют птицы.

Воспитатель: Ой, смотрите, кто – то спрятался за елкой.

(из-за елки виднеется лисий хвост)

Воспитатель: Чей это хвост?

Дети: Лисий.

Воспитатель: Как вы догадались, что это лисий хвост?

Дети: У нее длинный, пушистый , рыжий хвост.

Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали, узнали, что это мой лисий хвост. А, если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был хвост? ( заячий). А, если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост? (беличий). Я прибежала сюда из сказки. А вы знаете, как меня в сказках называют?

Дети: Лисичка – сестричка, лисонька, лиса – всему лесу краса, Лиса – Патрикеевна).

Лиса: Я такая красивая, а кто меня сможет описать?

Воспитатель: А теперь, ребята, присаживаемся на лесную полянку и давайте попытаемся описать нашу гостью.

-Саша, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? ( шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая).

— Владик, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? ( мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

— Молодец! А Илюша расскажет нам о хвосте лисы? ( хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый).

-Вадим, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? ( хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы).

— А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? ( лиса в сказках хитрая, обманщица).

Воспитатель: Лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.

(работа с мнемотаблицами).

(Один ребенок рассказывает)

Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. У нее 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост пушистый. У лисы есть детеныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест кур, мышей.

Лиса: А вы только обо мне умеете рассказывать?

Воспитатель: Нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.

(второй ребенок рассказывает)

Заяц— это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а в каких сказках мы с вами встречали лису? ( « Колобок», «Теремок», « Лисичка со скалочкой», « Лиса и волк».)

Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. ( Заюшкина избушка).

— Ребята, лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

1.Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой? (Заяц).

( показ слайда)

— А кто назовет мне семью зайца? ( папа – заяц, мама- зайчиха, детеныши – зайчата).

2.Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. ( Медведь).

(показ слайда)

— Что делает медведь на картинке? ( ответы детей).

3.Посмотрите по дорожке

Ходят маленькие ножки

На головке гребешок

Кто же это? (Петушок).

(показ слайда)

— Назовите всю его семью ( папа – петух, мама – курица, детеныши – цыплята).

4.В тени пол деревом

И двор и сад наш сторожит.

Не то что настоящий вор-

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признает,

Учтиво лапу подает. ( Собака).

(показ слайда)

— Как называют детенышей собаки? ( Щенята).

5.Скачет по болоту

Зеленая квакушка

Зелененькие ножки

Зовут меня (Лягушка).

( показ слайда)

— Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки « Заюшкина избушка».

— Нет, лягушка из другой сказки.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть.

Хотите поиграть?

Дети: Да.

-Тогда встаем в круг.

— Мы заходим с вами в лес

( Дети маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

( Удивились, развели руками)_.

Сколько елочек зеленых.

Столько выполним наклонов

( Раз, два, три).

Сколько здесь у нас игрушек?

Столько сделаем прыжков.

( Раз, два, три).

Впереди из – за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим

(Бег на носочках)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Моделирование сказки.

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, а сейчас лисичка, наши ребята расскажут сказку про тебя ( присаживайтесь на полянке).

(на доске лист с кругами)

Воспитатель: Какие геометрические фигуры нарисованы на доске? ( круги).

На них мы с вами будем рисовать героев сказки.

Из какой сказки к нам прибежала лиса?

Ребята давайте вспомним сказку» Заюшкина избушка».

Алена, расскажи как можно начать сказку?

Правильно, давайте на первом круге покажем, что это лиса.

А что отличает лису от других животных?

Правильно у нее острые уши и длинная мордочка.

Саша выйдет к доске и нарисует лису.

А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

Настя, что же произошло дальше?

А что отличает собаку в нашей сказке?

Правильно, давайте дорисуем нашей собачке хвост колечком.

Расскажет нам сказку дальше Дима.

Дима, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

Продолжит сказку Камилла.

Камилла, а что есть у петушка особенного?

Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

Какими словами можно закончить сказку?

Подведение итогов.

— Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку « Заюшкина избушка». А чему она нас учит? ( быть добрыми, честными, учит дружить со всеми).

Лиса: Я все поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.

Воспитатель: Ну а нам пора прощаться, нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, лиса!

Список использованной литературы:

1.От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям. – Издание пятое ( инновационное) – М.; Мозаика – Синтез 2019г.

2.В.П. Герасимов « Животный мир нашей родины» — М.; Просвещение .1977г.

3.Е.И. Золотова « Знакомим дошкольников с миром животных». Под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.; Просвещение , 1982г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,6 КБ

Опубликовано: 04.12.2021

  • Чем похожа сказка на басню 3 класс
  • Чем похожи сказки журавль и цапля и солдатская шинель
  • Чем похожи сказки об илье муромце и былины об илье муромце
  • Чем похожа сказка конек горбунок на народную сказку
  • Чем понравилась сказка золушка