План-конспект урока
по литературному чтению в 4 классе
Тема урока:
П.Ершов «Конёк- горбунок»
Разработал учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
Оленина Лидия Васильевна
Урок литературного
чтения в 4 классе
по учебнику Л.А.Ефросининой
Тема: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».
Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром
художественных произведений (сказкой).
Задачи: 1. Совершенствование навыка
выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать
героев произведения;
2. Закреплять понятие «литературная сказка»;
3. Воспитание эстетического отношения к
искусству слова, интереса к чтению и книге.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки
учащихся, тетрадь «Литературное чтение».
Ход урока:
I. Организация
класса.
Итак, друзья,
внимание –
Ведь прозвенел
звонок,
Садитесь поудобнее, —
Начнём скорей урок!
II. Постановка
темы и целей урока.
1. Скачет лошадь
непростая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку
носит,
Да никак его не
сбросит.
Есть у лошади сынок-
Удивительный конёк.
— О ком идёт речь?
— Из какого
произведения герой?
— Кто автор этой
сказки?
— Как вы думаете,
какая сегодня будет тема урока? (Слайд №2)
(Верно. Мы продолжим
работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться читать
эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием
сказки, подумаем и обсудим есть ли связь этой сказки с фольклором).
Речевая разминка
III. Актуализация
знаний.
1. Повторение
сведений об авторе. (Слайд №3)
— Что вы узнали о
П.П. Ершове?
— Где он родился?
— Где учился?
— Какое произведение
сделало его известным писателем?
— В каком году
впервые напечатана сказка «Конёк-горбунок»?
— Почему П.П. Ершова
называют «автором одного произведения»?
(П.П. Ершов написал
одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым
сказочником).
2. – Подумайте, можно
ли сказку «Конёк-горбунок» назвать народной?
— Почему?
— Значит, какая это
сказка? (Авторская, литературная)
3. — Назовите героев
этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.
— Почему героев
сказки я разделила на две группы? (Герои сказки отрицательные и положительные)
4. Все ли слова вам
были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? (нет)
— Как называются
слова, которые мы не используем в нашей современной речи? (устаревшие).
— Откуда можно узнать
значение этих слов? (из словаря) (Слайд №4)
— Давайте разберём
значение слов из сказки. (Слайд №5)
IV. Работа над
содержанием сказки.
Итак, начинает сказка
сказываться.
1. — Прочитайте, как
начинается сказка?
— А что произошло
дальше?
— Поймали ли «злого
вора»?
— Кто это сделал?
(Чтение отрывка по ролям: Автор, Иван, Кобылица).
— Что в сказке
говорится о братьях Ивана? Чем схожи характеры старших братьев?
— Какие качества
проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней? (Зависть, корысть,
жадность)
— Чем Иван отличается
от своих братьев? (Он добр, смел, верен слову, честен, никому не желает зла)
2. – Рассмотрите
иллюстрацию, кто изображён на ней? (Конёк-горбунок). Прочитайте, как его
описывает автор. (Слайд №6)
— Кем стал
Конёк-горбунок для Ивана? (Он стал его другом и помощником)
— Почему он предан
Ивану? (Доброму, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушка конёк
ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами».
Такой игрушечка конёк в литературе появился из-под пера П.П. Ершова).
3. – Вспомните, какие
дела свершили два друга Иванушка и Конёк-горбунок?
Чтение наизусть
отрывков из сказки.
1. Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,
Находясь на службе царской
При конюшне государской.
2. Как в суседки он попал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймал Жар-птицу,
Как похитил Царь-девицу…
3. Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как он в Солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье…
4. Как к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей…
Как в котлах он не сварился
Как красавцем учинился…
Словом наша речь о том,
Как он сделался царём.
4. Самостоятельная
работа в тетрадях (стр. 55 №8)
5. (Слайд №7) Назовите героя из сказки. (Композитор
Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Прослушайте тему Царя).
— Прочитайте отрывок,
в котором говорится о первом появлении Царя.
(Отрывок начинается
со слов: «…Царь не мог тут усидеть…» до слов «…Царь то был великодушный!)
— Как вёл себя Иван
при встрече с царём? Так ли он глуп? (Находчивый, смекалистый, весёлый)
— Найдите и зачитайте
ещё один отрывок из сказки «Как Иван попал на службу к Царю».
6. – Подумайте,
похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?
— Какие герои сказки
«Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?
(Слайды
с №8 по №11)
(Три сына, Жар-птица,
Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя)
(Многое взял П.П.
Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от
рассказчиков-крестьян)
7. – А нет ли
сходства с другими литературными сказками? (Похожа на литературные сказки А.С.
Пушкина. Простой, звучный, лёгкий стих сказки «Конёк-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок Пушкина А.С.)
8. (Слайд №12) – А.С. Пушкин, прочитав в 1834 году
сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как
вы можете прокомментировать эти слова?
9. Сколько лет назад
написана эта сказка? (Более ста лет назад). Почему эта сказка популярна до
нашего времени? (За удивительные приключения, за верность, смелость и дружбу
Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку). По этому
произведению создано много театральных постановок и несколько экранизаций:
художественный и мультипликационные фильмы. Сейчас мы с вами посмотрим
заключительный фрагмент мультфильма «Конёк-горбунок».
— За что наказан
Царь?
— Почему Иван
получает красавицу жену и царство?
— Какие качества характера
героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет?
— Кто из героев вам
понравился и почему?
V. (Слайд №13)
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из сказки.
VI. (Слайд №14)
Рефлексия.
VII. (Слайд №15)
Оценки с комментированием.
Чем литературная сказка похожа на народную?
Прежде всего скажу об основном отличии народной и авторской сказок — есди народные написаны коллективно и изначально устно, то авторские сказки определенным автором и в письменной форме. В остальном и та и другая сказка может быть практически идентичными, что хорошо показывают сказки Пушкина или «Конек Горбунок» Ершова.
Остановлюсь подробней на сходстве. Прежде всего обязательное наличие героя, сказочность сюжета, приключения и борьба со злодеем. Это волшебные или магические предметы, описание реального мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному путешествию. Хотя этот пункт необязателен в авторской сказке. Там часто развитие сюжета происходит свободной волей героев, как в «Приключениях Незнайки» или действием непредсказуемых сил, как например в «Волшебнике Изумрудного города». Ну и конечно главным сходством этих типов сказок является победа добра в финале.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
девушка-загадка [133K]
5 лет назад
Если бы вопрос относился к конкретной сказке, ответ дать было бы проще. У литературной сказки есть автор, у народной автор — народ. Некоторые авторы пишут сказки, похожие на народные по каким -то признакам. Например, что-то повторяется троекратно , употребляются слова, характерные для народных сказок.
Violet a [216K]
5 лет назад
Не зависимо от того, кто является автором сказки, народ или писатель, сказка всегда остаётся сказкой. В обоих случаях для неё характерен сказочный сюжет, сказочные герои, волшебные предметы и ситуации, и конечно же доброта сюжета.
Сказка имеет всегда определенную структуру- а действующие лица имеют определенную функцию-как в народных так и в авторских сказках есть подготовительная часть(запрет- не ходи в эту комнату..)завязка (царевич отправился в путь) основная часть и финал…
и автор литературной сказки придерживается примерно такой же структуры произведения…
reparcam [11.7K]
5 лет назад
Да практически ни чем, если только автор литературной сказки не почерпнул её (сплагиатил) из народной сказки. Народная сказка — это история, которая передаётся из уст в уста, ну сейчас в книжках и то разные издательства по своему перекладывают. А литературная сказка — собственного сочинения произведение.
Viki1112 [111]
5 лет назад
Начнем с того чем отличается народная сказка от литературной. Главное отличие: народная сказка устная и не имеет автора в отличие от литературной сказки. В обеих сказках есть вымышленные герои, есть добро и зло. Ну и конечно же добро побеждает зло, а также сказка учит хорошему.
ananasnya [375]
6 лет назад
Литературная сказка похожа на народную тем, что это оба произведения искусства, в них происходит нечто сказочное, может, магическое. Сюжет, как правило, может быть похожим, к примеру, есть главный герои и тд
jumangy [1.9K]
5 лет назад
У литературной сказки есть определенный автор. Текст сказки — не изменен, тогда, как народная сказка имеет множество вариантов повествования.
В народной сказке образы героев — собирательные. В литературной сказке автор четко описывает облики главных героев. При этом, мы всегда можем догадаться об отношении автора к этому герою.Автор ярче описывает чувства и переживания персонажей.
В народной сказке важнее поступки героев, а не их мотивы. События обусловлены традициями народа.
Oleg74 [196K]
5 лет назад
На мой взгляд, народная сказка — это сказка, так сказать, из народа, то есть имеет народные корни, не имеющие конкретного автора, а тем более слаженного текста сказки, так как каждый может рассказать эту сказку по разному. А вот литературная сказка — это уже сказка с автором, который повествование сказки доносит до читателя литературно и с правильным, а главное неизменяемым текстом.
неугомонная [10.8K]
5 лет назад
Сравнивая народную и литературную сказку видим сходство в изложении событий. Сказки народов и сказки автора в конце повествования определяют главную мысль. В сказках народа и автора употребляются простонародные выражения, пословицы, поговорки. В обоих случаях победу одерживает главный герой и силы добра.
Стрымбрым [337K]
5 лет назад
По сути, литературная сказка, как правило, представляет собой ту же народную сказку, только зафиксированную в письменной форме. Похожи эти формы своими сюжетами, героями, волшебными ситуациями. Основные отличия заключаются в наличии конкретного автора и неизменяемости текста.
Знаете ответ?
Методическая разработка урока чтения на тему «Сравнение народной и литературной сказок»(УМК «Школа России»)
Урок литературного чтения в 3 классе 17.11.2016 г. Молчанова Татьяна Юрьевна
Тема: Сравнение народной и литературной сказок.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: cравнение русской народной и литературной сказок
Задачи: Предметные : рассмотреть схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений
Личностные: формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы
эмоционального сопереживания прочитанному.
Метапредметные:
-
регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности
2) коммуникативные: принимать участие в работе группами , используя речевые средства, строить
монологические высказывания, развивать монологическую речь
3)познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию,
работать с текстом сказки
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация
План-конспект урока
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок — Слушаем, запоминаем,
Начинается урок. Ни минуты, не теряем.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
II. Проверка домашнего задания
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
-Скажите с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на прошлом уроке?
— Назовите героев сказки.
-Ребята, кто рассказывал А.С. Пушкину сказки?
III. Работа по теме урока
1.Актуализация знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для повторения изученного материала.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку
-Как вы понимаете слово «наследница»?
— Исходя из эпиграфа урока , как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Настрой на урок
Авторские и народные
«Сказка о царе Салтане…»
няня Арина Родионовна
Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С.Я.Маршак
Высказывания детей
Регулятивные (саморегуляция)
Коммуникативные (умение строить высказывание, работать в сотрудничестве
Познавательные (структурирование знаний)
2.Постановка цели урока
-Что берет А.С. Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер — Немудер», с которой мы знакомились на внеурочных занятиях.
-Работать будем по плану. ( План на доске)
3.Сопоставительный анализ сказок.
б) занятие мужчин.
г) зло в царстве
д)где оказались?
е) кто их замечает?
5. Кто мешает главному герою?
6. Кто помогает?
7.Чудеса, превращения
8. Троекратность (повторы)
9. Фразеологизмы
10.Чем заканчивается сказка?
11.Концовка
-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)
-Какие присказки вы знаете?
-Сравните сказки. Имеют ли они присказку?
— Какие сказочные зачины вы знаете?
(сравнение сказки по плану в группах)
Учитель оценивает работу групп
Физминутка
4. Продолжение работы над темой урока
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)
-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий)
-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.
Мы видим, что А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.
IV. Домашнее задание
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания
Найти в тексте сказки Пушкина волшебства (отметить отрывки)
Этап подведения итогов занятия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
— Какие задачи мы ставили для себя вначале урока? Удалось ли нам их решить?
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.
(выслушиваются мнения детей)
-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
предположения детей
Высказывания детей
(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)
(Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)
Работа в группах
Отчёт групп
(да, простил)
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
Регулятивные (прогнозирование)
Познавательные (логический анализ)
Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание)
Познавательные
(выбор основания)
Коммуникативные ( умение работать в сотрудничестве)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (умение работать с информацией)
Монологические высказывания детей.
Познавательные ( умение анализировать, делать выводы)
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Регулятивные (оценка деятельности на уроке)