Чем похожа сказка конек горбунок на народную сказку

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе тема урока: п.ершов конк- горбунок разработал учитель начальных классов высшей квалификационной категории

План-конспект урока

по литературному чтению в 4 классе

Тема урока:

 П.Ершов «Конёк- горбунок»

Разработал учитель начальных классов высшей
квалификационной категории

Оленина Лидия  Васильевна

Урок литературного
чтения в 4 классе

по учебнику Л.А.Ефросининой

Тема: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».

Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром
художественных произведений (сказкой).

Задачи: 1. Совершенствование навыка
выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать
героев произведения;

2. Закреплять понятие «литературная сказка»;

3. Воспитание эстетического отношения к
искусству слова, интереса к чтению и книге.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки
учащихся, тетрадь «Литературное чтение».

Ход урока:

I. Организация
класса.

Итак, друзья,
внимание –

Ведь прозвенел
звонок,

Садитесь поудобнее, —

Начнём скорей урок!

II. Постановка
темы и целей урока.

1. Скачет лошадь
непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку
носит,

Да никак его не
сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

— О ком идёт речь?

— Из какого
произведения герой?

— Кто автор этой
сказки?

— Как вы думаете,
какая сегодня будет тема урока? (Слайд №2)

(Верно. Мы продолжим
работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться читать
эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием
сказки, подумаем и обсудим есть ли связь этой сказки с фольклором).

Речевая   разминка

III. Актуализация
знаний.

1. Повторение
сведений об авторе. (Слайд №3)

— Что вы узнали о
П.П. Ершове?

— Где он родился?

— Где учился?

— Какое произведение
сделало его известным писателем?

— В каком году
впервые напечатана сказка «Конёк-горбунок»?

— Почему П.П. Ершова
называют «автором одного произведения»?

(П.П. Ершов написал
одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым
сказочником).

2. – Подумайте, можно
ли сказку «Конёк-горбунок» назвать народной?

— Почему?

— Значит, какая это
сказка? (Авторская, литературная)

3. — Назовите героев
этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

— Почему героев
сказки я разделила на две группы? (Герои сказки отрицательные и положительные)

4. Все ли слова вам
были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? (нет)

— Как называются
слова, которые мы не используем в нашей современной речи? (устаревшие).

— Откуда можно узнать
значение этих слов? (из словаря) (Слайд №4)

— Давайте разберём
значение слов из сказки. (Слайд №5)

IV. Работа над
содержанием сказки.

Итак, начинает сказка
сказываться.

1. — Прочитайте, как
начинается сказка?

— А что произошло
дальше?

— Поймали ли «злого
вора»?

— Кто это сделал?
(Чтение отрывка по ролям: Автор, Иван, Кобылица).

— Что в сказке
говорится о братьях Ивана? Чем схожи характеры старших братьев?

— Какие качества
проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней? (Зависть, корысть,
жадность)

— Чем Иван отличается
от своих братьев? (Он добр, смел, верен слову, честен, никому не желает зла)

2. – Рассмотрите
иллюстрацию, кто изображён на ней? (Конёк-горбунок). Прочитайте,  как его
описывает автор. (Слайд №6)

— Кем стал
Конёк-горбунок для Ивана? (Он стал его другом и помощником)

— Почему он предан
Ивану? (Доброму, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушка конёк
ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами».
Такой игрушечка конёк в литературе появился из-под пера П.П. Ершова).

3. – Вспомните, какие
дела свершили два друга Иванушка и Конёк-горбунок?

Чтение наизусть
отрывков из сказки.

1. Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской.

2. Как в суседки он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу…

3. Как он ездил за кольцом,

Как на небе был послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье…

4. Как к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей…

Как в котлах он не сварился

Как красавцем учинился…

Словом наша речь о том,

Как он сделался царём.

4. Самостоятельная
работа в тетрадях
(стр. 55 №8)

5. (Слайд №7) Назовите героя из сказки. (Композитор
Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Прослушайте тему Царя).

— Прочитайте отрывок,
в котором говорится о первом появлении Царя.

(Отрывок начинается
со слов: «…Царь не мог тут усидеть…» до слов «…Царь то был великодушный!)

— Как вёл себя Иван
при встрече с царём? Так ли он глуп? (Находчивый, смекалистый, весёлый)

— Найдите и зачитайте
ещё один отрывок из сказки «Как Иван попал на службу к Царю».

6. – Подумайте,
похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

— Какие герои сказки
«Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?

(Слайды
с №8 по №11)

(Три сына, Жар-птица,
Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя)

(Многое взял П.П.
Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от
рассказчиков-крестьян)

7. – А нет ли
сходства с другими литературными сказками? (Похожа на литературные сказки А.С.
Пушкина. Простой, звучный, лёгкий стих сказки «Конёк-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок Пушкина А.С.)

8. (Слайд №12) – А.С. Пушкин, прочитав в 1834 году
сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как
вы можете прокомментировать эти слова?

9. Сколько лет назад
написана эта сказка? (Более ста лет назад). Почему эта сказка популярна до
нашего времени? (За удивительные приключения, за верность, смелость и дружбу
Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку). По этому
произведению создано много театральных постановок и несколько экранизаций:
художественный и мультипликационные фильмы. Сейчас мы с вами посмотрим
заключительный фрагмент мультфильма «Конёк-горбунок».

— За что наказан
Царь?

— Почему Иван
получает красавицу жену и царство?

— Какие качества характера
героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет?

— Кто из героев вам
понравился и почему?

V. (Слайд №13)
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из сказки.

VI. (Слайд №14)
Рефлексия.

VII. (Слайд №15)
Оценки с комментированием.

Чем литературная сказка похожа на народную?

Прежде всего скажу об основном отличии народной и авторской сказок — есди народные написаны коллективно и изначально устно, то авторские сказки определенным автором и в письменной форме. В остальном и та и другая сказка может быть практически идентичными, что хорошо показывают сказки Пушкина или «Конек Горбунок» Ершова.

Остановлюсь подробней на сходстве. Прежде всего обязательное наличие героя, сказочность сюжета, приключения и борьба со злодеем. Это волшебные или магические предметы, описание реального мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному путешествию. Хотя этот пункт необязателен в авторской сказке. Там часто развитие сюжета происходит свободной волей героев, как в «Приключениях Незнайки» или действием непредсказуемых сил, как например в «Волшебнике Изумрудного города». Ну и конечно главным сходством этих типов сказок является победа добра в финале.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

девуш­ка-загад­ка [133K]

5 лет назад

Если бы вопрос относился к конкретной сказке, ответ дать было бы проще. У литературной сказки есть автор, у народной автор — народ. Некоторые авторы пишут сказки, похожие на народные по каким -то признакам. Например, что-то повторяется троекратно , употребляются слова, характерные для народных сказок.

Viole­t a [216K]

5 лет назад

Не зависимо от того, кто является автором сказки, народ или писатель, сказка всегда остаётся сказкой. В обоих случаях для неё характерен сказочный сюжет, сказочные герои, волшебные предметы и ситуации, и конечно же доброта сюжета.

Сказка имеет всегда определенную структуру- а действующие лица имеют определенную функцию-как в народных так и в авторских сказках есть подготовительная часть(запрет- не ходи в эту комнату..)завязка (царевич отправился в путь) основная часть и финал…

и автор литературной сказки придерживается примерно такой же структуры произведения…

repar­cam [11.7K]

5 лет назад

Да практически ни чем, если только автор литературной сказки не почерпнул её (сплагиатил) из народной сказки. Народная сказка — это история, которая передаётся из уст в уста, ну сейчас в книжках и то разные издательства по своему перекладывают. А литературная сказка — собственного сочинения произведение.

Viki1­112 [111]

5 лет назад

Начнем с того чем отличается народная сказка от литературной. Главное отличие: народная сказка устная и не имеет автора в отличие от литературной сказки. В обеих сказках есть вымышленные герои, есть добро и зло. Ну и конечно же добро побеждает зло, а также сказка учит хорошему.

anana­snya [375]

6 лет назад

Литературная сказка похожа на народную тем, что это оба произведения искусства, в них происходит нечто сказочное, может, магическое. Сюжет, как правило, может быть похожим, к примеру, есть главный герои и тд

juman­gy [1.9K]

5 лет назад

У литературной сказки есть определенный автор. Текст сказки — не изменен, тогда, как народная сказка имеет множество вариантов повествования.

В народной сказке образы героев — собирательные. В литературной сказке автор четко описывает облики главных героев. При этом, мы всегда можем догадаться об отношении автора к этому герою.Автор ярче описывает чувства и переживания персонажей.

В народной сказке важнее поступки героев, а не их мотивы. События обусловлены традициями народа.

Oleg7­4 [196K]

5 лет назад

На мой взгляд, народная сказка — это сказка, так сказать, из народа, то есть имеет народные корни, не имеющие конкретного автора, а тем более слаженного текста сказки, так как каждый может рассказать эту сказку по разному. А вот литературная сказка — это уже сказка с автором, который повествование сказки доносит до читателя литературно и с правильным, а главное неизменяемым текстом.

неуго­монна­я [10.8K]

5 лет назад

Сравнивая народную и литературную сказку видим сходство в изложении событий. Сказки народов и сказки автора в конце повествования определяют главную мысль. В сказках народа и автора употребляются простонародные выражения, пословицы, поговорки. В обоих случаях победу одерживает главный герой и силы добра.

Стрым­брым [337K]

5 лет назад

По сути, литературная сказка, как правило, представляет собой ту же народную сказку, только зафиксированную в письменной форме. Похожи эти формы своими сюжетами, героями, волшебными ситуациями. Основные отличия заключаются в наличии конкретного автора и неизменяемости текста.

Знаете ответ?

Методическая разработка урока чтения на тему «Сравнение народной и литературной сказок»(УМК «Школа России»)

Урок литературного чтения в 3 классе 17.11.2016 г. Молчанова Татьяна Юрьевна

Тема: Сравнение народной и литературной сказок.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: cравнение русской народной и литературной сказок

Задачи: Предметные : рассмотреть схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений

Личностные: формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы

эмоционального сопереживания прочитанному.

Метапредметные:

  1. регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности

2) коммуникативные: принимать участие в работе группами , используя речевые средства, строить

монологические высказывания, развивать монологическую речь

3)познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию,

работать с текстом сказки

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

План-конспект урока

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок — Слушаем, запоминаем,

Начинается урок. Ни минуты, не теряем.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

II. Проверка домашнего задания

-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?

-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?

Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.

-Скажите, какие виды сказок вы знаете?

-Скажите с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на прошлом уроке?

— Назовите героев сказки.

-Ребята, кто рассказывал А.С. Пушкину сказки?

III. Работа по теме урока

1.Актуализация знаний

Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для повторения изученного материала.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родио­новна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку

-Как вы понимаете слово «наследница»?

— Исходя из эпиграфа урока , как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Настрой на урок

Авторские и народные

«Сказка о царе Салтане…»

няня Арина Родионовна

Пушкинская сказка-

Прямая наследница народной.

С.Я.Маршак

Высказывания детей

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение строить высказывание, работать в сотрудничестве

Познавательные (структурирование знаний)

2.Постановка цели урока

-Что берет А.С. Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер — Немудер», с которой мы знакомились на внеурочных занятиях.

-Работать будем по плану. ( План на доске)

3.Сопоставительный анализ сказок.

б) занятие мужчин.

г) зло в царстве

д)где оказались?

е) кто их замечает?

5. Кто мешает главному герою?

6. Кто помогает?

7.Чудеса, превращения

8. Троекратность (повторы)

9. Фразеологизмы

10.Чем заканчивается сказка?

11.Концовка

-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)

-Какие присказки вы знаете?

-Сравните сказки. Имеют ли они присказку?

— Какие сказочные зачины вы знаете?

(сравнение сказки по плану в группах)

Учитель оценивает работу групп

Физминутка

4. Продолжение работы над темой урока

-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)

-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)

-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?

-Как называется такой сюжет? (бродячий)

-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фан­тазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.

Мы видим, что А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.

IV. Домашнее задание

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания

Найти в тексте сказки Пушкина волшебства (отметить отрывки)

Этап подведения итогов занятия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

-Чему научила нас эта сказка?

(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)

— Какие задачи мы ставили для себя вначале урока? Удалось ли нам их решить?

-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.

(выслушиваются мнения детей)

-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!

предположения детей

Высказывания детей

(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)

(Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)

Работа в группах

Отчёт групп

(да, простил)

(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)

Регулятивные (прогнозирование)

Познавательные (логический анализ)

Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание)

Познавательные

(выбор основания)

Коммуникативные ( умение работать в сотрудничестве)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Познавательные (умение работать с информацией)

Монологические высказывания детей.

Познавательные ( умение анализировать, делать выводы)

Личностные (нравственно-этическая оценка)

Регулятивные (оценка деятельности на уроке)

  • Чем понравилась сказка золушка
  • Чем понравился рассказ недоросль
  • Чем понравилась сказка руслан и людмила
  • Чем понравилась сказка колобок
  • Чем понравилась сказка иван царевич и серый волк