Наблюдение за странностями современной действительности, отмеченной синхронным и неестественным умножением социокультурных разнообразий и противоречий, неизбежно приводит к мысли об управляемости процессом взлома мирового равновесия и порядка.
Но какими бы абсолютными ни были обоснования умозаключений по этой теме, они всегда встречают агрессивное противодействие, вызванное не привычным непониманием или непринятием доводов, а некой сторонней данностью.
Ведь чем убедительнее доводы, тем ничтожнее возражения и безумнее противодействие, что говорит о фанатичном подчинении оппонентов этой данности и лишь формальном участии в дискурсе.
Что же заставляет людей подчиняться непроверенным, сомнительным фактам и их производным так, чтобы самоуверенно осуществлять с ними любые собственные мошеннические манипуляции и искренне считать все это истиной?
При этом игнорируя или даже перечеркивая личный и своего народа опыт. Почему не только обоснования, но даже доказательства не могут поколебать их внезапную веру в какое-то новое знание?
Под воздействием какого магнитного поля они считают анархию порядком, разруху — созиданием, ложь — правдой, лихое — святым? Что же это за данность? Что это за «вещь в себе»?
Это — нарратив (в данном случае — предумышленно сконструированный).
Судя по всему, механизм нарратива, безусловно, сопровождает психическую активность человека, являясь обеспечителем и оформителем идейности и осмысленности ее мотивов, побуждений… (и позитивных, и негативных); возможно, даже частично являясь тем самым «неким видом энергии», движущей силой.
Приведем обоснования этой гипотезы с примерами из недавних событий.
Ввиду тяжелого состояния Больного (мира), говорить придется об отрицательных значениях нарратива: ложное целеполагание, токсичное повествование, притворное благоречие… (по Данте: «зачинщики раздора, лукавые советчики, лицемеры и пр.»).
Все, что ниже ноля, назовем нарративами группы минус (НГМ), выше, соответственно, — НГП.
Как все мы уже поняли, в современной действительности идет отмена выработанных человечеством способов и приемов доказательства правоты и установления истинности.
Можно сколь угодно долго и убедительно доказывать пагубность или несостоятельность навязываемых положений, правил, мнений, но это даже не будет принято к сведению. А убежденность «навязчиков» в собственной непогрешимости и исключительности похожа на состояние гипноза. Т.е. люди непременно попадают под влияние не того, что они видят и понимают, но чувствуют. По многим признакам, так влияет и нарратив.
Сравнительно до недавнего времени люди рефлекторно генерировали нарративы и интуитивно создавали инструменты управления ими — суммой идей, решений, действий.
Необязательно было знать о нарративе, достаточно поставить цель, например, управление толпой, выработать сумму действий, а нарратив, при достаточных условиях, включится автоматически. И неважно, какой знак у цели: плюс или минус.
Кто-то на Западе стал использовать этот алгоритм против человечества. Вот почему целенаправленно разрушаются устоявшиеся положительные нарративы и искусственно, в промышленных масштабах, создаются отрицательные.
«Цветные» перевороты по всему миру — яркий пример управления НГМ, использующих примитивную фальшивую подражательность смыслам и символам НГП.
Можно допустить, что этот кто-то справляется только суммой действий и значений, но все-таки есть признаки непосредственного управления именно нарративами.
Самым простым недавним примером этого признака являются вопросы американской журналистки В. В. Путину на «энергетической неделе».
Формально вопросы были разными, но содержали одну мысль (промежуточный нарратив): очередным вымышленным обвинением в создании газового кризиса в ЕС и ненадежности России как поставщика отвлечь внимание от реальных виновников кризиса и поддержать приближение следующих более сложных ступеней (например, «нападение на Украину») русофобских нарративов, ведущих к тяжелым международным последствиям для страны.
В каком-то смысле Запад готовится выжечь клеймо (тавро) собственной сущности — непреходящего мирового зла — на добром имени России, чтобы назначить ее безусловным виновником всех мировых проблем, как это же он провернул с СССР.
Как бы убедительно президент ни парировал обвинения, он отвечал лишь на видимую часть вопросов. Даже промежуточный нарратив остался над ответами, не был вскрыт и опровергнут.
Поэтому и вывод экспертов о низком уровне американской журналистки (и журналистики в целом) был только частично верным.
В реальности она действовала по инструкции, главной задачей которой было, при демонстративном высокомерном равнодушии к ответам испытуемого, манерно и самоуверенно объявить и закрепить очередной антироссийский нарратив. Что, впрочем, не отменяет ее низкого уровня и низости.
В каком-то смысле президент был похож на жертву корриды, способную вырвать и растерзать сколько угодно красных тряпок (вопросов), не причинив ущерба матадору и тем более нарративу-традиции: даже популяризовав обоих своим эффектным участием в действе.
В. В. Путин, конечно, почувствовал подвох и с досады зацепил «матадора», назвав «красивой», тем не менее нарратив остался для него в слепой зоне.
Читайте подробнее: Путин сделал комплимент и замечание американской журналистке (ВИДЕО)
Обойти маскировку, изобличить и подстрелить даже простейший нарратив в прямом диалоге очень сложно, однако возможно.
Достаточно иметь дар «зрить в корень» вопроса и отвечать на скраденное его содержание. Это редкое качество, которым сегодня в российском публичном пространстве обладает, пожалуй, только Мария Захарова. Вероятно, таким человеком был и Виталий Чуркин.
Одним из признаков осознанного управления нарративами можно считать устойчивый искусственный рост общественных разногласий, вызванный увеличением количества людей с деформированной НГМ личностью (распад процессов мышления, фантастический бред, патологическая агрессия к любым формам здравомыслия и объективности, основанным на проверенных достижениях НГП…).
Наиболее выпуклым примером этого является Украина. Залп НГМ обрушил государство в цивилизационную пропасть. Люди стали принимать иллюзию за реальность.
Например: США создали при Ющенко проблемы Европе и России с поставками газа; Германия увела у Украины крупнейший бизнес (транзит газа); Запад совершил госпереворот; Запад проводит плановую деиндустриализацию очередной колонии… — но во всем винят Россию.
Более того, требуют от Германии заблокировать «СП-2», а от США — заставить атакованную западными санкциями Россию увеличить подачу дешевого газа Европе (через Украину). Это разве не фантастический бред?!
Европа тоже недалеко ушла: ввела санкции, пытается забрать теперь у России трубу («СП-2») и требует от нее же спасать себя от энергетического кризиса. И не просто спасать, а с желанием.
Запад создает особые ядовитые формулы из НГМ, продуцирующие из примитивных смысловых модулей сложные системы (цепи) монотематических бредовых идей: иначе объяснить массовое помешательство в короткий исторический срок невозможно.
Слишком большое количество, интенсивность и легкость возникновения модификаций антироссийских (и не только) нарративов, даже по одной теме, говорит о рукотворности процесса. Примерно как с новой мировой биологической напастью.
Сумма целенаправленной лжи, как метод, использовалась всегда, но была механической и громоздкой и требовала более значительных и долгих усилий.
Даже несмотря на то, что раньше требовалось сломать только элиту, проводились очень сложные операции, простиравшиеся во времени далеко и после свершенного переворота или переформатирования государства. Что требовалось для профилактического подавления даже случайности пробуждения патриотического самосознания народа (НГП).
Как, например, династией Романовых сотни лет очерняли Ивана Грозного. Кстати, сравнение с современностью доказывает наличие некоторых методов дискредитации, пришедших из далекого прошлого: романы «Князь Серебряный» и «В круге первом» по многим критериям идентичны.
Как минимум, там и там Запад представлен безусловным авторитетом. Даже если в «Князе Серебряном» об этом лишь небольшой эпизод, в котором досуг царя во дворце «Слободы» выглядит так: «…ехал в темницу пытать какого-нибудь несчастного. Казалось, что сие ужасное зрелище забавляло его: он возвращался с видом сердечного удовольствия; шутил, говаривал тогда веселее обыкновенного».
Но предварил автор этот эпизод следующим замечанием (внимание!): «Вот что говорит об этом дворце наш историк, по свидетельству чужеземных современников Ионна».
Такие же купленные или порченые суммой направленной лжи историки, писатели и пр., отмеченные для убедительности нобелевскими премиями, уничтожали и продолжают уничтожать заслуги и авторитет генералиссимуса Сталина и СССР, разгромивших армию Гитлера и спасших мир от европейского фашизма.
Теперь же используется не просто сумма лжи, постепенно включающая нарративы, а непосредственно ложные нарративы, дающие быстрый результат, минуя процессы брожения и выпечки.
Итак, ускорение русофобских мутаций НГМ говорит о прямом их использовании Западом с целью форсирования процессов разложения российской нации. Собственные проблемы не дают ему времени дождаться результатов заложенных в российское ментальное поле деградационных нарративов.
Приведем в пример один сложносконструированный нарратив (который еще можно изменить на плюс), внедренный в пространство между нравственными категориями: благодеяние, преступление, покаяние, примирение, прощение… И, к сожалению, его приживление говорит о необратимости наступления пагубных последствий.
Мемориал, посвященный окончанию гражданской войны. Как всегда, за благостным фасадом просвечивается подвох.
Пока, по крайней мере, невидимое, главное содержание нарратива-айсберга, облаченного в видимой части в примирение и объединение, выглядит так: понижение роли Красных и возвышение — Белых. То есть уравнивание благодеяния и преступления, правых — виноватых, защиты народа — охраны собственности, спасения нации — спасения власти масонского временного правительства…
Разве принудительное, искусственное уравнивание можно считать примирением? Все равно, что в суде по уголовному делу защитник обвиняемого призовет плюнуть на факты — примириться и объединиться?!
Примирение возможно, только если виновный признаёт свою вину. В данном случае нет признания ни виновными (оправдателями), ни законом: что силою обстоятельств и недомыслия они оказались на неправильной стороне истории (неочевидной на момент события), тем самым встав на путь преступления. Как нет и официального признания героической роли Красных.
Примирение возможно только после оглашения и разбора всей правды, а не той, которая прозвучала в словах историка президенту (в репортаже Первого канала) о расстрелянных Красными Белых. И это на открытии мемориала «примирения»…?!
На ущемлении справедливости не устоит ни одна концепция (доктрина).
Можем ли мы сегодня уравнять ответственность за гражданскую войну между украинскими нацистами, бомбящими мирные города, сжигающими людей заживо… и защитниками Донбасса и всей Украины, дающими нацистам летальный ответ?!
А ведь и Белые, и бандеровцы, и власовцы, и нынешние укронацисты, действовали и действуют в союзе с теми же (поименно) внешними врагами России, совершавшими чудовищные преступления на нашей территории, с пытками, истязаниями, унижениями, истреблениями пленных и мирных жителей! Чем занимаются и сегодня по всему миру их преемники, наследники и последователи.
И теперь вдруг эти же внешние враги стали непререкаемыми моральными авторитетами и судят большевиков, коммунистов, СССР, Россию и ЛДНР, а мы, в большинстве своем, пока выборочно/частично (НГМ поражает картину мира человека произвольными пятнами), но одобряем это и поддерживаем! В том числе и в виде принятия на себя вины за физический отпор ментальным жертвам колониальных преступлений Запада.
Этот сложный нарратив неслучаен, и хоть иезуитски выстроен на внутреннем факторе НГМ — инициирован извне.
Два эпизода в обоснование.
1. В середине 2000-х один американский высокопоставленный политик, приехав в Москву в составе делегации, дал интервью дочери «автора» экономической диверсии «500 дней». На глупейший вопрос о причинах отсутствия развития российского бизнеса, с лицемерной серьезностью ответил, что если построить в России музеи ГУЛАГа и репрессий, и водить туда школьников, бизнес пойдет в гору.
2. Сразу после посещения В. Путиным мемориала «примирения» президент Украины был включен в динамику западного нарратива уничтожения великих политических и военных достижений СССР, заявив по команде, что советское руководство «безразлично и жестоко» освобождало Киев от фашистов.
Все эти факты — звенья одной цепи, части одного нарратива-айсберга, отслеживаемого и управляемого кем-то в режиме реального времени.
Необъективная, нечестная, лукавая оценка исторических событий (даже из добрых намерений), еще и вопреки мнению огромного количества российских граждан, — это нарушение законов этики. И значит, это бесперспективно и разрушительно. Чего и добиваются наши западные злодеи.
В. В. Путин справедливо заслужил эпитет Великий, для кого-то даже Святой, но он не всеведущ. Видимо, поэтому продолжает поддерживать и посещать мероприятия, отвечающие задачам антироссийских НГМ Запада.
Если, конечно, он все еще не «ломает комедию» по службе (на что остается надежда), то все выглядит так, что, под давлением либерального и патриархального нарративов, он не только хочет избежать революций, но и кардинальных политических и кадровых изменений. Просто хочет как-то все, что есть, «примирить», «объединить» и законсервировать. И не забыть поставить на холод.
Признаков этому — немало, включая и участившиеся, странные своей хозбытовой простотой, упреки большевикам, и очередное посещение открытия антироссийского, антисоветского «дома культуры» в центре Москвы.
Итальянский архитектор, итальянский директор, швейцарский скульптор, художники-русофобы — всем нарративам нарратив.
Ничего оригинального, национального и, тем более русского в этом «доме культуры», в «культуре» в целом, и в изобразительном искусстве в частности, нет и быть запрещено. Более того, красивый советский бренд «Дом Культуры» служит лишь приманкой для доверчивых зевак (прежде всего, молодежи), обреченных на ядовитый укус космополитизма и русофобии.
Интернационалистическая преступная элита (глубинная преступность) водрузила в сердце Москвы российский филиал ставки глобального управления уничтожением/извращением всей мировой культуры.
И символом этого можно считать преувеличенную скульптурную копию биологической обыденности, которую традиционное общество не выставляет напоказ.
Не иначе и здесь не обошлось без вездесущей «англичанки». И ведь как метко управилась: аккурат между Петром Великим, Владимиром Великим и Христом Спасителем! Ни одна ракета не долетит. А тут — на тебе. Прямо в солнечное сплетение.
Это есть раскол. Это — смута. Неспроста же в праздник закрыли доступ к памятнику Минину и Пожарскому, как давно закрывают и мавзолей.
Враг куражится, кичится силой и упивается властью. Враг демонстративно глумится над нашей историей и культурой — над Россией, над народом.
И если нам предлагается примириться и объединиться с этим, то незавидны дела государства российского. Потому что «культурная» бомба — страшнее атомной. Это выстрел в душу всей нации, выстрел в будущее. Увы, никто не застрахован от просчетов, даже великие.
Либерализм (как очередная личина Запада), в отличие от фашизма, согласен на примирение, но только ради отсутствия сопротивления патриотизма при его удушении. Сначала ментальном. Он никогда не смирится с существованием России, даже если она всего лишь пытается устоять на краю пропасти небытия в позе «умеренного консерватизма».
Многие, особенно сложные, нарративы начинают жить самостоятельно и их трудно, или невозможно, остановить. Особенно, когда их насильственно пропагандируют, или просто подпитывают упоминанием.
Коварство НГМ таково, что они подменяют собой мировоззрение и мировосприятие человека, и он, начиная смотреть на вещи со знаком минус с точки зрения этих нарративов, совершенно отказывается от собственного интеллектуального и ментального начала.
Достаточно посмотреть на разницу новейшей истории двух стран: Украина — утратив здравый смысл и изменив прошлому, потеряла настоящее и будущее; Белоруссия — благоразумно и благодарно дорожа правдой о прошлом (лаконично выраженной в словах А. Г. Лукашенко о празднике «7-е Ноября»), с достойным подражания присутствием духа десятилетиями выдерживает сверхагрессивный натиск кратно превосходящего врага, сберегает свою идентичность и государственность.
Единственным оружием против зла по-прежнему является правда, во всех ее формах.
Потому Запад и оккупировал почти все источники информации, образование, культуру… чтобы не допустить ее регулярного обнародования. И с остервенением охраняет свои внедренные НГМ, даже от единичных ее проявлений. Недавний эпизод с атакой на министра С. В. Лаврова, произнесшего имя Сталина в контексте агрессии Запада на итоги Второй мировой войны, — тому яркое свидетельство.
Смертный ужас охватывает мировое зло при мысли о пока еще сохранившейся возможности России взглянуть на мир с точки зрения НГП СССР. Ведь только он дерзнул стать территорией добра и справедливости, и на практике применить великое знание этики, рожденное в благородных размышлениях «о тайных путях провидения и о велениях его всему живущему».
Только социализм дерзнул материализовать библейские ценности, а не извлекать вечный доход из культа несбыточной мечты. А то, что оказалось отрицательным в его сложной экспериментальной практике, нужно относить к случайностям и огрехам.
Нарушая законы этики, преследуя выгоду во всем (политика, экономика, социология…), Запад и сам страдает: мечется от кризиса к войне и обратно.
Попытка, к примеру, демонизировать Великого Президента при жизни, является выразительным примером не самой грубой этической ошибки. 2 400 лет тому назад Антисфен сказал: «Делать добро и пользоваться в то же время дурной славой — в этом есть нечто царственное».
Запад, по невежеству, сам создал Путину всемирную царственную репутацию. А мы и без этого знаем его великую роль в судьбе нашей Родины, России.
Одна беда, мировая глубинная преступность, похоже, серьезно здесь укрепилась. И неизвестно, надолго ли Россия переживет Запад, учитывая конфликтность посеянных и надзираемых либеральным фашизмом антироссийских НГМ.
Пример Китая, закрывшегося от западного нравственного ада, выглядит исключительно разумным.
Читайте также: В Кремле раскрыли подробности переговоров Путина и Байдена
Павел Гортаков, для «Русской Весны»
Итак, мы подошли к едва заметному земляному валу на месте внешней оборонительной стены древнего Аркаима. Что же представлял из себя этот город? Поселение в форме круга диаметром 150 метров расположилось на мысу, в месте слияния Б.Караганки и Утяганки.
С внешней стороны стены выкопан обводной ров. С внутренней стороны к стене примыкают жилища второго кольца. Выход из них на улицу с ливневой канализацией. Дальше идёт кольцо внутренней оборонительной стены, к которой изнутри пристроены жилища первого кольца. Выход из них был на центральную площадь.
4
Макет города в музее Природы и человека.
Во время раскопок в конце 1980-х годов была исследована половина площади города. В 1993–95 годах весь раскоп был рекультивирован, т. е. засыпан грунтом с сохранением всех высотных отметок, до появления в археологии более совершенных методов исследований. Но один участок оставили для музейного показа. На краю обводного рва реконструирован участок внешней оборонительной стены.
Она двухъярусная. Нижний в виде бревенчатого сруба высотой около двух метров, и верхний — площадка над срубом с бойницами среди вертикально поставленных бревен.
Поднимаемся на площадку. Перед нами открывается вид на раскопы двух жилищ. Одно сохранено в том виде, как его зафиксировали археологи. Второе жилище немного реконструировано. Добавлены короткие бревна, имитирующие столбы, поддерживающие крышу, воссоздан кусочек жилой комнаты со спальными нарами, созданы модели печи-колодца и металлургической печи. Все то, что мы только что видели в музее древних производств. Стена, разделяющая эти жилища, представляет опалубку, заполненную песком и сырцовым кирпичом.
Люди прожили в этом городе 200–300 лет. Потом просто ушли, а город сожгли. Учёные гадают — почему, куда? Мне кажется, все просто. Посевные земли истощены — удобрений-то, кроме органики, не было, живность в округе уничтожили, леса повырубали, запасы медной руды выработали. Что там делать-то? А куда? Да просто за тысячелетия в результате хозяйственной деятельности следов от следующих поселений не осталось. Аркаим чудом сохранился целиком, в сравнении с другими городами этой страны. 300 метров пахотные земли не дошли до внешней стены.
На аркаимскую долину надвигались сумерки, наша экскурсия подошла к концу.
Пришли в лагерь, когда уже стемнело, поужинали, и уж было собрались отправиться в царство Морфея, но не тут-то было… Со всех сторон полились звуки музыки. В перезвон колокольчиков вплеталось пение тибетских чаш, гудение варгана прерывалось тихими переливами пастушьей дудочки, со стороны вершины Шаманки доносились монотонные, ускоряющие темп удары в шаманский бубен. И это не было какофонией. Доносящиеся из разных концов лагеря звуки были в абсолютной гармонии друг с другом, создавая умиротворенное настроение. Как я в тот момент сожалел о сломанном дисководе в автомагнитоле. Музыка перуанских индейцев с диска, лежащего в машине, была бы прекрасным дополнением к мелодиям, разливающимися над туристическим лагерем.
Проснулся от какого-то бубнежа. Высунув голову из палатки, аж вздрогнул от неожиданности. Поначалу показалось, что в кромешной темноте бродят тысячи привидений. Нет, это сектанты в своих форменных белых одеждах — бандана, футболка, шаровары, собирались у подножия Шаманки. Сразу на ум пришло её второе название — Лысая гора, но успокоился, вспомнив, что время шабаша прошло. Окончательно проснулся, когда солнце уже давно вылезло из-за вершины горы. По лагерю ходили абсолютно адекватные люди, никакого мистицизма в помине не было.
Позавтракали и начали свой второй день на Аркаиме с посещения музея Природы и человека. Здание музея стоит примерно в километре от лагеря, в противоположной от раскопок стороне.
Пока ждали необходимого для экскурсии минимума в 5 человек, осмотрели геологическую коллекцию основных пород, встречающихся на территории заповедника.
3
Ранними пташками оказались не только мы, ждать долго не пришлось. Экскурсовод сразу повела нас на 2-й этаж. Огромное окно в проеме стены затянуто разрисованным полотном. Петроглифы, пентаграммы, стилизованные образы каменных фигурок, найденных случайно или во время раскопок в заповеднике, перенесенные на ткань узоры с гончарных изделий.
Все это сразу настраивает на то, что мы сейчас окунемся в глубокую древность. Большую часть экспозиции занимают предметы, найденные в Аркаиме и других поселениях Страны городов. Женские украшения,
3
изделия гончаров,
4
мотыги и серпы землепашцев,
орудия труда промысловиков — охотников и рыболовов — наконечники стрел, ножи, гарпуны,
и плотников — топоры, долота, стамески.
Глядя на эти крючки, найденные в Каменном Броде в Аркаиме, был сильно озадачен. Это ж каких размеров была рыба в ныне неприметной Б.Караганке?
Дальше гид плавно перевела свой рассказ к повествованию о племени сарматов, кочевавших в этой степи на рубеже летоисчислений. Конечно, сарматского золота, как в Оренбургском музее, мы здесь не увидели. Зато в полной мере оценили труд археологов — экспериментаторов и реконструкторов. К примеру, сколько было затрачено сил, чтобы по фрагментам одежды, найденной в захоронениях в курганах, создать весь этот гардероб?
Одежда на этих манекенах полностью соответствует той эпохе — от процесса производства ткани до её окрашивания с применением природных красителей. Или эта двухколёсная колесница, одна из древнейших в мире, воссозданная лишь по отпечатку колёса.
3
На витринах предметы обихода кочевников-сарматов. Конская сбруя — удила, стремена, налобник.
4
То, без чего не обойтись в хозяйстве — котлы, горшки, прясла, челноки для ткачества.
Украшения сарматских женщин.
И, конечно, гордость сарматских воинов — оружие.
4
А потом группа подошла к фрагменту захоронения.
Всё, экскурсовода я перестал слышать. Тараканы в голове не просто суетились, они исполняли «Половецкие пляски». Поясню. Вот уже почти полвека меня занимает теория палеоконтакта. В те далёкие годы в СССР ещё и слова такого в обиходе не было, а я, школьник, начитавшись редких статей в «Технике молодёжи», стал задумываться о контакте далёких предков человечества с пришельцами из других миров. Позже познакомился с трудами Эриха фон Деникена, основоположника теории. И вот я стою в маленьком музее в южноуральской степи, смотрю на этот череп и размышляю.
Почему этот череп так разительно похож на черепа мумий Древнего Египта и найденных в пустыне Наска? Какие такие общие боги были у египтян, инков и сарматов, что они так уродовали свои черепа, лишь бы хоть внешне походить на этих богов? После этого «открытия» я по-другому взглянул на некоторые фигурки, случайно найденные на территории Страны городов. Куда стремится этот «Человек парящий»?
А это улыбающееся лицо разительно похоже на лики каменных истуканов с о. Сулавеси.
И до меня дошло, почему не давала покоя случайно найденная фигурка «Смотрящий в небо», ставшая одним из символов Аркаима.
Ведь этот человечек точно так же, как моаи с о. Пасхи, устремил свой взгляд туда, откуда вернутся его боги…
Ну все, больше загадочным грузить не буду, вернёмся в реальность. До вечерней экскурсии в исторический парк оставалось ещё уйма времени, и от полуденного зноя мы скрывались в водах Б.Караганки. Речка хоть и мелкая, а есть парочка мест, где можно поплавать.
Вечером на месте сбора нас ждала приятная неожиданность. Экскурсоводом вновь была Людмила. С трудом набрав группу, поход по историческому парку она начала с посещения музея «Жилища каменного века».
Археологи создали реконструкцию жилищ в натуральную величину по результатам раскопок поселения Ботай. Аналогичное могло существовать за 500 лет до Аркаима на берегу речки Утяганки напротив древнего города. За импровизированными воротами гостей встречает имитация Шигирского идола.
Дальше три куполообразных сооружения с костровищем перед ними.
Заходим внутрь, где относительно прохладно. Сложенные из бревен стены и купол крыши снаружи обмазаны глиной, что и создаёт комфортную температуру. Солнечный свет проходит через отверстие в центре крыши.
Через это же отверстие выходит и дым от очага.
По бокам от входа спальные нары в два яруса. На них разложены шкуры животных. Какие-то служат постелью, из других будет выкроена и сшита одежда.
В одной из ниш в стене лежит череп тотемного животного.
Неподалёку лежат палка-копалка и кремневый топор.
А палка-убивалка уже в моих руках. Так вот, обезьяна, впервые взяв в руки палку, не стала человеком! Она стала убийцей, потому что возникло чувство садануть кому-нибудь по башке этой палкой!
Пока эволюция не повернула вспять, выбрались мы из этой землянки и направились по дороге дальше в степь.
Исторический парк — это музей под открытым небом. Из разных мест Челябинской и Оренбургской областей здесь собрали каменные конструкции погребальных сооружений. Вот уложенные по кругу камни, своего рода оградка. В центре каменный ящик.
Так степняки хоронили сородичей 3,5 тысячи лет назад. Тело умершего кремировали, скелетные остатки и пепел собирали, завернув в одежду покойного. Затем эту куклу укладывали в каменную могилу. Сверху в пределах оградки насыпали курган, иногда ставилась каменная плита.
Неподалёку видим ряд крупных камней, вытянутых в одну линию. Аллея менгиров.
Менгиры встречаются по всему свету. Самые известные — это Стоунхендж. До сих пор никто точно не знает, для чего их возводили. Самое распространенное объяснение — это древняя обсерватория, астрономический календарь.
Последним в череде всех этих каменных монолитов стоит каменная баба, предтеча кулпытасов, встреченных нами в оренбургской степи.
Помните, я рассказывал, как с приходом в степь ислама эти изваяния обезображивались? Здесь мы это видим — лицо практически полностью стесано. Теперь одна веселенькая история, связанная с этим идолом. Некоторые исследователи считают, что каменная баба не что иное, как фаллическая сущность бога Солнца. Аркаим — одно из тусовочных мест солнцепоклонников. Прогулки по историческому парку без экскурсовода хоть и не приветствуются, но не запрещены. И вот идёт экскурсия, гид что-то рассказывает о менгирах, могильниках, подходят к каменной бабе. А на изваянии верхом восседает дамочка! Еле сняли… Чего уж она хотела от такого соития со своим богом Солнца — неизвестно. Нам такую картину не довелось увидеть, лишь чей-то скромный дар в виде горстки конфет лежал у подножия истукана.
От каменной бабы рукой подать до одной из самых популярных достопримечательностей заповедника — кургана Темир.
Это точная копия кургана в Чесменском районе. Подлинный курган был сооружен в 4–5 веках до н. э. и был родовой усыпальницей вождей одного из сарматских племён. Хоронить в нем могли только родственников по крови, поэтому умершую жену вождя везли в усыпальницу её отца.
Подходим к входу.
Длинный коридор ведёт с небольшим уклоном вглубь. На стенах- современные картины, рассказывающие о процессе похорон и обрядах самобичевания воинов племени, таких, как обрезание волос и нанесение ран.
2
Большое круглое помещение с бревенчатые сводом. В центре покоятся два тела.
Это вождь и его тётка. Рядом с ними утварь, необходимая при путешествии по стране мёртвых. Колчан со стрелами, копье, немного воды и еды.
На столбе висит котел для поминальной тризны. Тела оставляли, дверь закрывали до следующего умершего. Когда род прерывался, погребальную камеру изнутри поджигали. После обрушения свода на осевший холм добавляли земли, засыпая при этом и вход.
Экскурсия подошла к концу, солнце практически скрылось за горизонтом.
Не спеша, в разговорах с Людмилой в сгустившихся сумерках мы дошли до лагеря. Вот всегда бы так везло на гидов!
Вечер на этом не закончился. Возвращаясь из душа, на центральной поляне остановились. Намечалось какое-то действо. И началось! Огненное шоу! Двое молоденьких мальчишек и девушка крутили огненные обручи, шесты, вращали верёвочные боло с горящими шарами на концах. Самый отважный, аки Змей Горыныч, дышал огнём в сторону зрителей. Толпа визжала от восторга, аплодисменты не стихали. Конечно, ни смартфонов, ни фотоаппарата у нас с собой не было. Но для заинтересовавшихся могу сообщить, что, по словам ведущей, во ВКонтакте есть группа Огни Аркаима, где ребята выкладывают свои выступления.
Утро началось с зычного женского голоса, усиленного мегафоном. Девушка-гид с приехавшего автобуса инструктировала свою группу перед подъемом на Шаманку. Как ходить по спиралям, как приветствовать Солнце, какие заклинания произнести, чтобы искупить грехи. Всем хороши групповые туры — и привезут, и разместят, и покормят. Но чтобы вот так насильно принуждали к шаманизму… Не думаю, что все туристы из этого автобуса ехали на Аркаим за мистикой.
Рассвет на Шаманке я не встречал. Я люблю смотреть на первые лучи в тишине, на берегу водоема или опушке леса. Вот так, стоя в толпе орущих фанатиков — увольте!
На этом наш Аркаим закончился. Есть там ещё Казачья усадьба и голландская мельница, но смотрительница музея была в отъезде. Главное — я получил представление, что же это за страна такая, Аркаим. Своё мнение постарался передать и вам. Ехать или нет — личное дело каждого.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия
Начало сентября, мы только что вернулись из Греции. Я решил подвергнуть стирке сумку для фотоаппарата, вынимаю оттуда всё содержимое и обнаруживаю сложенные непонятные купюры. Ага, доминиканские песо вперемежку с мелкими долларами. Всего на сумму около 100 долларов. Чуть меньше, чем кое-что, но чуть больше, чем ничего. Что ж, придется вновь лететь в Доминикану.
Лет пять назад мы с женой решили на всю зиму уезжать в теплые края, иногда скачем по земному шарику в режиме нон-стоп, иногда оседаем где-либо надолго. Впервые надолго получилось в прошлом году в Доминикане, мы, пробравшись туда окольными путями (через 4 страны) спрятались там от коронавируса на 4 месяца. Прочувствовали за это время все тонкости доминиканской жизни, плюсы и минусы, восторги и разочарования. Если я был слегка ворчлив в отношении этой страны, видя примерно поровну негатива и позитива, то жена буквально влюбилась в Доминикану. Честно говоря, я год назад был уверен, что тема коронавируса вскоре сойдет на нет, и путешествовать можно будет опять легко и непринужденно. Но нет, тема все еще свежа, прокладывая новые маршруты постоянно бьешься лбом о стену запретов и неудобств. В итоге по состоянию на начало октября альтернативных Доминикане стран было не так много, а неохваченные пока нами Филиппины и Индонезия так и оставались недоступными. Поэтому опять летим в Доминикану.
Связался с владельцем прошлогоднего жилья, обо всем договорились, купили билеты и уже в конце октября вывалились из самолета в жаркие объятия аэропорта Ла Романы. Нас встречал один из обретенных в прошлом году друзей, Игорь. Багажа у нас с собой почти нет (это отдельная тема: чем на более долгий срок куда-то едешь, тем меньше нужно багажа), через полчаса уже вселялись в знакомую обжитую квартирку в Доминикусе (Байяибе).
И вот прошло примерно полтора месяца с момента прибытия, за это время получили массу впечатлений, немало удалось поездить, посмотреть и запечатлеть. Я не представляю пока, сколько у меня получится очерков, но постараюсь не перегружать внимание читателей избыточной подробностью. Рассказы буду размещать в соответствии с исходным хронологичесим порядком. И первый из них будет о значимом в доминиканских реалиях месте — Каса де Кампо. Прямой перевод названия — Деревенский домик.
Я в прошлом году описывал маленький уголок Каса де Кампо — Альтос де Чавон, известный также как Деревня Художников. В этот приезд мы уже успели побывать там дважды, причем один раз — вечером. У всех есть дневные снимки Альтос де Чавон, а вот ночные — только у меня (шутка).
На главной площади наткнулись на свадебную фотосессию. Невеста была в красном, жених в классическом черном.
В саду все выглядело слегка сюрреалистично:
А бары-рестораны подсвечиваются веселенькими цветными фонарями:
Дневные снимки я делал очень скупо, т. к. в прошлом году уже отснял тут все что можно. Однако и на этот раз было что-то оригинальное. Например, после вчерашнего дождя река приобрела густой бурый цвет:
Река, кстати, называется Чавон, а Альтос де Чавон можно перевести как Вершины над Чавоном.
Вот эту минискульптуру я раньше не приметил:
Посиделки грифов на печных трубах:
— Ну что, эрманито, ты заметил, как много в этом году людей?
— Угу, понаехали… Альтос де Чавон не резиновый…
Здесь надо встать на горло собственной песне, хватит про Альтос де Чавон. Переходим к собственно Каса де Кампо, малой частью которого является Деревня художников. Не буду повторять развернутую историю этого места, ограничусь точечными фактами. Основал комплекс неугомонный парень — Чарльз Блюдорн, который известен нам по постройке Альтос де Чавон. В 70-х годах прошлого века он покупал обширные поля сахарного тростника по всей стране, 28 кв. км. из них вблизи города Ла Романа Блюдорн затеял превратить в респектабельный комплекс вилл, гольф-полей, отеля и пристанища для яхт. Идея удалась, реализация ее прошла успешно, нынче это территория благополучия, безопасности и сдержанной роскоши, участки жилых вилл перемежаются с великолепно ухоженными гольф-полями, а микрогородок вблизи марины поразительно похож на небольшие итальянские или хорватские улочки. Помимо гольф-площадок и стилизованной староиспанской деревни, в комплекс входит отель, поле для поло с конноспортивным центром, теннисные корты, СПА, бассейны и даже стрелковый центр.
Главная проблема для стороннего посетителя Каса де Кампо — здесь не приветствуется фотосъемка. Если у марины и на краю гольф-площадок еще можно что-то снять, то на жилые дома лучше не покушаться. Не то чтобы тебя сразу пристрелят, даже, скорей всего, промолчат, но рефлексии второго уровня заставляют убрать фотоаппарат.
Игорь возил нас на электроповозке, стилизованной под старинный автомобиль. Люди из встречных гольф-каров с интересом посматривали на нас и приветственно махали руками. Еще бы, по сравнению с нашим ландо обычные гольф-кары с их практичным аскетизмом выглядели как машинки для неудачников. Жаль только, что наши банковские счета по сравнению с ихними… ну да ладно.
Вот, кстати, наша самодвижущаяся повозка:
Забавный штришок. Мы запарковались и пошли бродить, чуть позже опять проходили мимо, я решил снять жену в автомобильчике, она села, я щелкнул затвором. В это время мимо проходил резидент Каса де Кампо (предположительно) и с улыбкой погрозил нам пальцем. Т. е. он решил, что мы забрались в чужую машину ради фотки.
Есть в Каса де Кампо и свой пляж — Минитас. Но для выхода на него нужно было выписывать гостевые пропуска, решили не заморачиваться. А вот к одному из самых изестных гольф-полей съездить стоило. Называется это поле Зубы Собаки и находится у береговой линии.
Teeth of the Dog (Diente de Perro) — поле на самом деле обширное, на снимках лишь его приморская часть:
Я в гольфе смыслю мало, с трудом отличу айрон от паттера, а маршалла от кедди. Но знаю твердо — вблизи площадок надо держать ухо востро, иначе легко можно словить мячик (довольно, кстати, жесткий) в голову. Вот и сейчас такой мячик просвистел в паре метров от нашей малочисленной компании. Сделавший удар гольфист долго извинялся и раскаянно прикладывал руку к сердцу. Мы были великодушны и не побежали в суд.
Вообще, Каса де Кампо в целом всегда входит в десятку самых лучших гольф-курортов мира и является обладателем многочисленных наград в этой области. А Зубы Собаки часто в обзорах называлось лучшим в мире.
Берег в районе этого поля сильно изрезан:
Говорят, после шторма здесь плещется куча гольф-мячиков.
Есть и тихие заводи с местами для купания:
Садимся в тарантас и едем дальше, озираясь, не выхватит ли взгляд среди встречных пассажиров гольф-каров, пешеходов или бегунов кого-либо известного? В прошлом году здесь можно было встретить Дженифер Лопес и Вин(а) Дизеля. Однако, мы не встретили, ни в прошлом, ни в этом. Зато проезжали мимо огромной усадьбы, шутливо называемой «масонской». Молва гласит, что время от времени здесь выстраивается куча больших черных машин, что как бы намекает на сходку, а через несколько дней или недель в мире случается какой-либо кризис. На этот раз парковка перед забором была абсолютно пуста, можно расслабиться. Разумеется, это шутка. На 99%.
А мы подъезжаем к марине. Здесь атмосфера благополучия приобретает просто таки рафинированную очистку. Я бывал во многих европейских маринах и гаванях, могу отметить, что здешняя атмосфера соответствует лучшим из них.
Подковообразная улочка, примыкающая к марине обоими концами:
Улочка как бы обрамляет небольшую площадь с ресторанами и магазинами:
Чем не Европа?
И лодки, лодки:
А следующий снимок сделан с другого берега реки Чавон, взлетал я в тот раз из поселка Бока де Чавон. Хотел полетать повыше и охватить побольше Каса де Кампо, но, судя по всему, работают глушилки для дронов. Постоянно терялась связь с устройством, я мысленно успел несколько раз проститься со своим квадрокоптером, но каким-то чудом он удачно смог приземлиться.
Марина Каса де Кампо:
Каких-либо яхтенных монстров, типа имеющихся у Абрамовича или Усманова, я здесь не заметил, просто добротные красивые лодки метров до 40–50, многие из которых сдаются в аренду в офисе по соседству.
Поскольку мой рассказ получается сборным, этакий винегрет, позволю себе в завершение добавить немного фоток с места, также посещенного в прошлом году и описанного здесь — Пещера Чудес. Дело в том, что тогда мне не удалось сделать ни одного снимка рисунков индейцев таино, фотосъемка была строго запрещена. На этот раз гид добродушно разрешил, если без вспышки. Я, конечно же, нащелкал.
Вот часть этих рисунков.
Сова:
По поводу одного из часто изображаемых божеств у русских туристов сложилось четкое определение — Чебурашка. Вот и наш гид говорит: — А это Чебураска:
Подобных Чебурашек тут немало:
И подземное озерцо в прошлый раз мне не удалось снять по той же причине — запрещено:
А здесь почти ровно в центре кадра тоже индейский рисунок (Чебурашка, кто ж еще):
Надо сказать, что рисунки таино основательно вплелись в современный доминиканский пласт живописи, став элементом узнаваемого стиля. Вообще, среди доминиканцев довольно много обладателей художественных талантов.
И напоследок — игуана из здешнего питомника. Вспомнила меня прошлогоднего и подбежала, приветливо помахивая хвостом:
Вот, пожалуй, и все. Таким получился первый рассказик из Доминиканского цикла 2021–2022.
Можно добавить еще несколько слов для интересующихся поездкой сюда. В этом году туристов зашкаливающе много. Людям во всем мире надоели карантинные меры и все рванули к морю. А закрытых для въезда мест по-прежнему немало. Вот и выходит, что на открытые страны прилично возросла нагрузка. Мы словно приехали в какой-то другой Байяибе, настолько сильны и зримы перемены по сравнению с прошлым годом. Я еще не заезжал на пляжи Баваро и Пунта Каны, но, говорят, там такая-же ситуация. Впрочем, там у всех береговых отелей есть пляжные зоны, а в Байяибе (Доминикусе) некоторые отели расположены на скальных участках и не имеют пляжа как такового, купание в море возможно лишь со ступенек или лестниц. А довольно большая часть туристов (к моему удивлению) предварительно не интересуется особенностями предложения и едет в такие скальные отели с малыми детьми. Столкнувшись с реальностью, они вынуждены каждый день ходить (у некоторых отелей есть шаттлы) на общественный, небольшой, и без того переполненный пляж. Во время существенных волн доступ к морю в скальных отелях закрывают, туристам просто негде искупаться, кроме общественного пляжа. В общем, будьте внимательны к деталям, выбирая для отдыха зону Байяибе, особенно с маленькими детьми.
Конец.
Теги:
Самостоятельные путешествия
Продолжаю рассказ о нашем летнем отпуске. Голодным не смотреть!
Море
Главной причиной нашего итальянского «броска на юг» было, конечно, море. Именно море, «вода, вода», а не пляж. На пляжах мы, конечно, тоже не прочь поваляться, но вид волнительной синевы перед глазами, возможность в неё окунуться и прогуляться вдоль её берега всё же важнее. По части пляжного отдыха Палермо мог предложить не много — за ним нужно было ехать куда-то подальше. Тем не менее «своё» место для полежать мы нашли и здесь. Находилось оно в получасе пешком от нашего квартала. От города его отделяла грунтовая парковка, а за ней, ближе к воде, был ещё и вал из песка и гальки, который неплохо защищал от шума дороги. Из людей поблизости рыбачила только какая-то семейная пара и лежали на подстилке два похожих друг на друга, как братья мужика, один из которых имел сухую руку. В остальном на добрую сотню метров туда-сюда берег был пуст. Попробовав босиком воду, я поинтересовался у братьев, или здесь безопасно купаться. Мы тут уже двадцать лет купаемся, ответил мне сухорукий. Двадцать лет звучало убедительно, и, не раздумывая, мы пошли обустраивать пляжное место под принятие водных процедур и солнечных ванн.
Особой чистотой вода в палермском море и не отличалась. Но если отплыть чуть подальше от берега, было вполне терпимо. К тому же, как мы потом выяснили, значение имело ещё и время купания. По утрам вода была совсем чистой, а водоросли и мусор из портовой зоны сюда приносило течением лишь к полудню. В остальном же море было, как и полагается быть южному морю — ласковое, тёплое, без лишних штормов и прочих медуз. Плескаться в таком, особенно когда вокруг почти никого — удовольствие, которое на настоящем курорте ещё поди найди.
Люди
В одной книжке по итальянской грамматике у меня был пример, где говорилось, что «люди на юге Италии очень гостеприимны». Наша хозяйка Китти, несмотря на прокол с бронью, была тому подтверждением. Единственным неудобством, которое я нашёл на её кухне было отсутствие точилки для ножа. Он требовал заточки ещё до эпохи ковида. И хотя за Киттино гостеприимство мы заплатили своими деньгами, всё равно чувствовалось, что она постаралась, чтобы гостям было хорошо.
Примерно такое же старание помочь мы видели в глазах прохожих, когда обращались к ним с вопросами. Нас всегда внимательно выслушивали и отвечали с подробностями, которые запросто можно было опустить для иностранцев. В той же Болонье с её толпами туристов местные были с нами более лаконичны.
Продавцы в своих лавках и магазинчиках и вовсе едва ли не бросались нас обнимать, если мы у них чем-то интересовались. Олю как-то привлекла вывеска мастерской дизайнера узоров для вышивки. Оказывается, в Палермо есть и такие. Дизайнером был парень чуть за сорок. Оля зашла к нему посмотреть на его работы «на минуту». Я присел на скамейку с другой стороны улицы… и просидел на ней полчаса. Всё это время дизайнер что-то объяснял моей жене, то и дело выкладывая на прилавок образцы работ. Более того, в ходе их беседы на полусловах-полупальцах выяснилось, что у них общие «друзья» в соцсетях. Если тесным называют обычный мир, то вышивальный итальянский — это, вообще, коммуналка.
Дружелюбие и расположенность к нам проявляли даже бомжи. Один такой, с протезом вместо голени, нёс какую-то непонятную нам вахту у заправки недалеко от пляжа, куда мы ходили. Мы только перешли улицу, а там как раз отъезжал крохотный «фиатик» под управлением довольного крупного дяди. Выруливая, дядя включил радио. Оттуда заиграла песня Volare (из 60-х), знакомая в Италии всем. Дядя, будучи «итальяно вэро», понятно, тут же запел: во-о-ла-а-рэ… Вслед за ним песню подхватил и бомж: о-о… о-о. Я тоже не удержался: э кан-та-рэ… о-о.. о-о… И чтобы было совсем похоже на Доменико Модуньо, который и пел из радио, я расставил руки на манер самолёта и «полетел». Услышав, а потом и увидев меня, бомж заулыбался, тоже сделал руками «крылья» и покачал ими. Мы обменялись приветствиями. После этого все пять дней, что мы ходили на пляж и обратно этот бомж приветствовал нас поднятой рукой и кричал «бонджорно». Даже если был занят беседой с кем-то из заправщиков, всё равно прерывался, чтобы помахать нам.
Еда
Быть на Сицилии и не вкусить её кулинарных специалитетов — такое даже помыслить нельзя. Оля та и вовсе на сицилийскую еду слюни пускает уже не первый год, и где бы мы в Италии не бывали, везде старалась найти забегаловки с вывеской Cucina siciliana, сицилийская кухня. Довольной от своих находок она оставалась далеко не всегда, но стараний не бросала. Теперь же, попав на сам остров, она была настроена познать если не все его гастрономические прелести, то хотя бы те, которые могла себе позволить.
Первым местом, где Оля получила настоящее удовольствие от еды была кулинария-кафе-мороженница Fra
Другим местом, где мы испытали гастрономический восторг была торговая точка на рынке «Меркато дель Капо» в старом городе. Представляла она собой смесь рыбной лавки и кулинарии. Последняя, как мы поняли, готовила и продавала блюда из того, что разделывала и перерабатывала первая. Заправлял кулинарией пожилой, но весьма подвижный синьор коренастого сложения. На наш вопрос «что это?», когда мы показали ему на какое-то блюдо, он даже не стал отвечать — просто дал попробовать нам обоим по хорошему кусочку. Потом, правда, увидев, что до нас всё равно не дошло, пояснил — «тонно», тунец — и показал на половину туши размером с телёнка, лежавшей в рыборазделочной части его хозяйства. Был ли это именно тот тунец? Едва ли. Слишком уж он был красив для переработки в кулинарии. Его бы и в натуральном виде продали. Пара-тройка домохозяек, я заметил, уже положили на него глаз. Мы же, подкупленные прикормкой, приступили к выбору блюд, показывая синьору всеми своими пальцами, чего нам положить с собой и по сколько «этто» (100 граммов) в коробочку. Взяли мы у него, похоже, неплохо. Посчитав в уме наше ИТОГО, синьор назвал цифру и тут же сам вычел из неё два евро на скидку. Чем не проявление южного радушия?
При том что блюда из рыночной кулинарии были выше всяких похвал, но ещё больше удивил меня вкус хлеба, купленного буквально в паре шагов от рыбы. Продавал его деревенского вида мужик, сидящий на табурете между лотком со специями и коробом с арбузами. Товар у него лежал навалом в потёртой корзине из лозы высотой с пол-человека. Чтобы выбрать то, что тебе понравилось, надо было поковыряться. Мужик против этого не возражал. Ассортимент состоял из двух изделий — багета и круглой буханки с лепестками под ромашку. Оба сверху были щедро посыпаны кунжутом. Снизу кунжута было ещё больше. Его пекарь явно сыпал на рабочую поверхность, когда формировал изделие, чтобы тесто не липло. Багет был из «грано интеро», цельнозерновой, «ромашка» — из белой муки. Оля предложила ограничиться белым, но я, жадный до хлеба, решил взять и багет. Трэ эуро, сказал мужик и для верности показал нам три пальца.
Проба хлеба состоялась тут же на рынке. Ждать до дома было бы неправильно. Вкус еды, как сказала бы Оля, самый сладкий там, где её находишь. И «сладость» этого хлеба меня таки не разочаровала. Несмотря на свою плотность, которую в городском хлебе встретишь нечасто, мякоть его была нежной и податливой. Вкус же проникал в тебя (в меня) не только через нёбо, но и, казалось, бил в голову, как хороший алкоголь, отчего там сразу же пошли крутиться приятные ощущения, улучшающие настроение и поднимающие всевозможный тонус. Не знаю уж, свойство ли это, которое хлеб получает от выпечки в дровяной печи или что-то ещё, но ничего более настоящего по части выпечки я, пожалуй, нигде и никогда и не ел.
(Когда это писалось, Оля, разместившая фото этого хлеба у себя в блоге, сказала мне, что выяснила его происхождение. Одна её читательница из Италии, написала, что он очень похож на тот, что делают в её родном городке Монреале в паре километров от Палермо. Хлебный мир Италии, как видно, тоже не особо просторный.)
Следователи по делу блогера Хованского фальсифицируют доказательства, уверен обвиняемый в оправдании терроризма за песню о «Норд-Осте». В интервью корреспонденту Север.Реалии Хованский рассказал о том, как к нему относится администрация колонии, почему он не согласен с обвинениями следствия и почему уже сдался и живет в унынии.
На ютьюб-канал видеоблогер Юрия Хованского подписаны более 4,4 млн человек. Хованского задержали в июне этого года в Санкт-Петербурге за песню о теракте на Дубровке в 2002 году, в ней было одобрение действий боевиков.
По версии следствия, песня была исполнена во время стрима в 2018 году, при этом обвинение ссылается на показания основного свидетеля обвинения – видеоблогера Андрея Нарцева (Нифедова). Хованский, его защита и другие блогеры, которых Нифедов назвал свидетелями исполнения песни, утверждают, что такого стрима не было, а песня единственный раз исполнялась в ноябре 2012 года: по его словам, он спел ее перед «компанией нацистов» за много лет до того, как в Уголовном кодексе появилась статья 205.2 УК РФ. Хованский утверждает, что видео с исполнением песни он нигде и никогда не публиковал. Ролик появился незадолго до ареста Хованского на ютьюб-канале с несколькими подписчиками. Если это так, то срок давности привлечения Хованского к ответственности уже истек: тогда действовала другая редакция статьи УК об оправдании терроризма, говорят адвокаты блогера.
Свидетелями по делу Хованского стали три человека, которые якобы случайно услышали его песню в 2018 году. По данным РБК, как минимум двое из свидетелей раньше могли работать в полиции. Так, один из свидетелей – Андрей Бакулин заявил, что услышал песню Хованского из телефона сидевшего недалеко мужчины в одном из баров Петербурга. Бакулин утверждает, что обратился в 2021 году в Центр по борьбе с экстремизмом при МВД с требованием проверить песню. В баре три года назад услышала эту же песню другая свидетельница – Светлана Гаврилкина. В 2021 году Гаврилкина увидела ролик на ютьюбе и обратилась в полицию. Третий свидетель – Иван Бендь услышал, как группа подростков слушала песню Хованского в парке Победы. Издание отмечает, что показания свидетелей состоят «из одинаковых фраз и целых абзацев». Песню Хованского все трое назвали либо «отвратительной», либо «омерзительной» и описали, по данным РБК, дословно таким образом: «Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре «Норд-Ост» с нецензурным восхищением данной трагедией. Также помню, что в песне были строки про убийства детей и спонсирование новых терактов».
Каждый из допрошенных поинтересовался у человека со смартфоном, «что он смотрит, кто этот певец и почему он позволяет себе петь такое». Собеседник в каждом случае ответил, что «находится на онлайн-конференции в скайпе – по сути, на прямой трансляции, а молодой человек – Юрий Хованский, популярный блогер на ютубе».
Видеоблогер Хованский уже почти полгода находится в СИЗО «Кресты», откуда ответил на вопросы корреспондента Север.Реалии.
– В ноябре вам назначили психолого-психиатрическую экспертизу. Известны ли её результаты?
– Нет, с результатами экспертизы я до сих пор не ознакомлен, хотя она делается в течение 10 дней.
– Как к вам относятся другие арестанты и заключенные?
Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место
– От конфликтов Бог пока миловал. Люди, мягко говоря, шокированы тем, что я в СИЗО из-за песни. Даже бывалые уголовники говорят, что никогда не видели такого беспредела. Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место. Подбадривают, подкалывают иногда, но всегда проявляют понимание и человечность. Сижу с особо тяжкими (из-за моей статьи нельзя содержаться с легкими статьями), но люди замечательные. Отношения товарищеские. Условия нормальные, но чувствую себя все хуже.
– В одном из ответов на коллективное письмо вы указывали, что у следствия появились доказательства того, что вы исполняли песню в 2018 году. О чем идет речь, согласны ли вы с обвинениями?
Следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить
– Это не доказательства, это бред сумасшедших. Там показания свидетелей (подставных) из цикла «Я шел по улице в 2018 году и услышал эту песню из телефона незнакомца. Он мне сказал, что сидит в скайпе с Юрием Хованским». Разумеется, я не согласен с обвинениями – следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить.
От меня потребовали отказаться от адвокатов, взять их защитника и оговорить себя: солгать, что я пел в 2018 году, а не в 2012-м. Говорили, что вопрос моей виновности уже решен «наверху».
– Чем вы занимаетесь в СИЗО?
– Доступ к книгам и тетрадям есть, но я либо занимаюсь ответами на письма, либо лежу на кровати и жду смерти. Семь лет в лагере для террористов с моим здоровьем – смертный приговор, а именно столько мне обещали, если не оговорю себя. Встречи и звонки только с разрешения следователя.
– Много ли писем от поклонников вы получаете?
– Писем приходит много, люди поддерживают меня и просят не сдаваться. Жаль, что я уже сдался и живу в унынии.
В июле 2021 года Хованский назвал свою песню «отвратительой и не имеющей оправдания». «Эта песня – моя ужасная ошибка, больше всего я бы хотел, чтобы этой песни никогда не было», – говорится в письме, которое опубликовал его знакомый.
Открытое письмо Хованского вызвало очень большой общественный резонанс.
Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье
«Мне страшно, и я не знаю, что делать. Я и раньше боялся в СИЗО, но никогда ещё мне не приходилось бояться за близких по ту сторону забора, – написал арестованный видеоблогер. – Я не думал, что в России 2021 года следователь может открыто угрожать семье обвиняемого и требовать признаться в том, чего он не совершал. На дворе ведь не 37-й год, думал я. Теперь я уже не знаю, что думать. Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье. Не дайте им подкинуть что-то на компьютер или посадить меня по показаниям лжесвидетелей! Ведь закон должен соблюдаться даже в отношении тех, кто вам не нравится. Я был не самым лучшим человеком на воле, но разве это повод оправдывать методы НКВД, которые ко мне применяются? Подумайте, у меня 4,5 миллиона подписчиков, а у следственного комитета ушло всего четыре лжесвидетеля, чтобы сломать мою жизнь. Сколько им потребуется, чтобы сломать вашу? Каждый третий в крестах сидит исключительно по «показаниям» таких вот «свидетелей». Это может быть ваш муж, ваш брат, ваш сын. Сейчас решается не просто моя судьба, сейчас определяются рамки вседозволенности, которую позволяют себе следственные органы. Ведь любой человек может зайти в веб-архив и убедиться, что я пел ту песню в 2012. Ведь нельзя же, чтобы судьи смотрели на чёрное и выносили постановление о том, что это белое. Нельзя допустить, чтобы людей судили не по закону, а из-за общественного резонанса. Нельзя позволять этим оборотням в погонах угрожать нашим близким. Прошу вас, помогите мне! Без вас они просто меня убьют».
В июне во время обысков у его девушки Марии Нелюбовой пропали личные накопления, около 600 тысяч рублей, оперативники спрашивали у нее, как давно она сидит на запрещенных веществах, что Нелюбова расценила как угрозу подкинуть ей наркотики. В августе Хованского внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. 3 ноября суд продлил Хованскому срок содержания под стражей еще на 2 месяца. В своем обращении к суду блогер сказал: «Меня просто пытают за то, что моя песня разозлила общественность. Да, у меня дурацкое чувство юмора. Неужели это причина ломать мою жизнь? Меня просто держат в СИЗО, подрывая моё здоровье, мою веру в человечество».