Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
Цели
и задачи:
а) Образовательные:
— пополнить знания в области русской
литературы, искусства,
— расширить кругозор посредством участия в
познавательной игре,
— развивать память,
мышление, воображение, творческие способности,
—
повышение педагогической культуры родителей, направленной
на
духовно — нравственное воспитание своего ребёнка.
б) Воспитательные:
— стремиться создать положительное
эмоциональное поле для оптимального соотношения личного и
коллективного,
— помочь детям в общении и
самоутверждении,
— привлечения семьи к участию в
учебно-воспитательном процессе детского сада,
— способствовать установлению добрых
отношений с родителями.
Предварительная работа:
1.
Чтение
произведений, беседы, просмотр советских мультфильмов
совместно с родителями, рассматривание иллюстраций, картин, картинок к
сказкам.
2.
Конкурс рисунка совместный с родителями «По
сказкам Пушкина».
3.
Театрализация сценок «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о царе Салтане».
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие родители! Мы очень
рады, что вы пришли к нам на нашу викторину «Сказка ложь, да в ней намек». Я
хочу рассказать вам одну историю. Послушайте, пожалуйста.
Много лет назад в городе Москве
родился один мальчик, его назвали Саша. Жил он в дружной семье, где его очень
любили. Саша не ходил в детский сад, как вы. С ним сидела няня, которую звали
Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику много очень разных сказок, и
интересных, и весёлых, и грустных, и страшных. И Саша так полюбил сказки, что
сам, когда вырос, стал их сочинять. И не только сочинял сказки, но и писал
стихи.
Много стихов он посвятил своей
любимой няне Арине Родионовне.
Ведущий 2: Ребята, а кто скажет, как называется человек,
который сочиняет стихи? Правильно, поэт.
А каком поэте шла речь?
(На экране появляется портрет А.
С. Пушкина) .
Правильно, имя этого поэта Александр
Сергеевич Пушкин. Он написал много разных стихов и сказок, которые любят все
дети.
Ведущий 1: А сейчас первый вопрос викторины. Слушайте
внимательно, ребята, а вы родители помогайте.
Здесь синее море, здесь берег
морской,
Старик выдет к морю, он невод
забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит,
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым,
разбитым».
Как называется эта сказка? (Сказка о
рыбаке и рыбке)
Ведущий 2: Сказки Пушкина мы знаем,
С интересом их читаем,
Изумительны на слух,
В них живет наш русский дух!
Скажите сказки Пушкина, чем похожи и
чем отличаются от русских народных сказок?
Сценка из «Сказки о рыбаке и
рыбке» (включает на
экране ведущий 1)
На лавочке сидит девочка в костюме
бабки, перед ней разбитое корыто
Старуха: Дурачина ты, простофиля,
Не умел взять ты выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось!
Рассказчик: Вот пошел старик к синему морю,
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Рассказчик: Ей с поклоном старик отвечает
Старик: Смилуйся, государыня рыбка,
Надобно моей старухе корыто,
Наше – то совсем развалилось!
Рыбка: Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет ей новое корыто.
Взять одного из родителей.
Ведущий 2: А теперь наш помощник наловит рыбки на ужин
для старика и старухи. (Игра «Рыболов на магнитах»)
Ведущий 1: Молодцы, а сейчас следующее задание викторины
по этой сказке.
1. Сколько лет жили Старик со
Старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
2. С чем осталась в конце сказки
Старуха? (со старым корытом)
3. Назовите жилище старика со
старухой (землянка)
4. Сколько раз ходил старик к морю по
приказу старухи? (5)
Ведущий 2: А теперь, мы с вами переходим к следующей
сказке, готовы отгадывать следующую сказку? (Да)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел… .
Еще один отрывок из этой сказки…
„Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…
Что это за сказка? (Сказка о золотом
петушке)
Ведущий 1: Молодцы, а теперь угадайте следующую сказку:
«В море остров был крутой, не
привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной, рос на нем
дубок единый.
А теперь стоит на нем новый город со
дворцом.
С златоглавыми церквами, с теремами и
садами,
А сидит в нем князь Гвидон, он
прислал всем нам поклон»
(Сказка о царе Салтане)
Сценка
Рассказчик: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-я девица: Кабы я была царица,
Рассказчик: Говорит одна девица.
1-я девица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2-я девица: Кабы я была царица, —
Рассказчик: Говорит ее сестрица, —
2-я девица: То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна
3-я девица: Кабы я была царица, —
Рассказчик: Третья молвила сестрица, —
3-я девица: Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Рассказчик: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Входит мальчик в костюме царя
Царь: «Здравствуй, красная девица, —
Рассказчик: Говорит он,
Царь: Будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки—сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Царь берет невесту под руку, и все
герои торжественно уходят под музыку.
Ведущий 2: Узнали, из какой сказки пришли к нам герои?
Правильно, «Сказка о царе Салтане»
А теперь ответьте на вопросы по этой
сказке.
1)О чем мечтала младшая сестрица?
(для царя родить богатыря)
2) Как назывался остров, на котором
жил царь Гвидон? (Буян )
3) Назовите все чудеса в этой сказке
(белка, царевна-лебедь, 33 богатыря) .
Ведущий 1: (подсказки) Первое чудо— Белочка.
Ель в лесу, под елью белка;
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут».
Ведущая 2: А какое второе чудо? (33 богатыря)
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
Ведущая 1: Третье чудо Царевна — Лебедь
А у князя женка есть,
то не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Ведущая 2: А теперь отгадайте следующую сказку.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней,
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой. (Сказка о
мертвой царевне)
Сценка
Рассказчик: На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним:
Царица: Я ль, скажи мне, всех милее
Всех румяней и белее?
Рассказчик: Что же зеркальце в ответ?
Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Рассказчик: Как царевна отпрыгнет,
Да как ручкой замахнет,
Да по зеркалу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!
Царица:Ах ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло!
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Но скажи: как можно ей,
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше?
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир, мне равной нет.
Так ли?
Рассказчик: Зеркальце в ответ:
А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее.
Ведущий 1: Узнали сказку? («Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»)
Молодцы, правильно, а теперь
ответьте на вопросы по этой сказке:
1) Какой волшебный предмет был у злой
мачехи? (Зеркало)
2) Кто оказался хозяином терема? (7
богатырей)
3)Чем была отравлена царевна?
(яблоком)
4)Что сделал королевич Елисей, когда
увидел гроб царевны? (Разбил гроб и царевна ожила)
Ведущая 2: Молодцы, а угадаете ли вы это сказку?
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ: Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?
Балда говорит: Буду служить тебе
славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть мне давай вареную полбу
А кто знает что такое полба? ( Полба
— это полудикий сорт пшеницы с ломким колосом и плёнчатыми зёрнами).
Ведущий 1: А сейчас следующее задание (раздает детям картинки
иллюстрации к стиху)
Я буду читать стих, а вы к каждой
фразе должны прикрепить картинку к мольберту.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя.
Там в облаках, перед народом,
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет.
Там русский дух, там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Ведущий 1: Молодцы, а кто знает, откуда этот стих? (Из поэмы
«Руслан и Людмила»)
А кто может сказать, что такое Лукоморье?
(объясняет и показывает на рисунке).
Ведущий 2: А теперь вопрос посложнее, сколько сказок написал
Пушкин? (7 сказок)
Жених (1825) ;
Сказка о попе и о работнике его Балде
(1830)
Сказка о медведихе (1830—1831) ;
Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
лебеди (1831) ;
Сказка о рыбаке и рыбке (1833) ;
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
(1833) ;
Сказка о золотом петушке (1834) .
Ведущий 1: Следующие вопросы по всем сказкам Пушкина:
1) Кто из сказочных героев ест за
четверых, работает за семерых? (Балда)
2)Где поп повстречал своего будущего
работника Балду? (на базаре)
3) У какого персонажа пушкинской сказки
был «толоконный лоб»? (Сказка о попе и о работнике его Балде – у
попа)
4) В какой из пушкинских сказок нет царевны?
(Сказка о рыбаке и рыбке)
5) Сколько раз старик из «Сказки о
рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)
6) С чем пришел невод в первый раз?
(С одною тиной.)
7) С чем пришел невод во второй раз?
(С травой морскою.)
С чем пришел невод в третий раз?
(С золотой рыбкой.)
9) Что было разбитым у старика со
старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (корыто)
10) Что три девицы под окном делали
поздно вечерком? (пряли)
11) Какую песню исполняла белка в «Сказке
о царе Салтане.»? («Во саду ли, в огороде»).
12) Кудa укусил шмель свaтью бaбу
Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»?
(В нос).
Ведущий 2: Молодцы, а теперь постарайтесь, закончите
строки:
Ветер весело шумит,
Судно весело… (бежит)
Мимо острова Буяна
В царство славного… (Салтана)
И знакомая срана
Вот уж издали… (видна)
Родила царица в ночь не то сына, не
то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведома …
.(зверюшку)
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи (кругом)
Белка песенки поет, да орешки все
(грызет)
Нужен мне работник: повар, конюх и
(плотник)
Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты
мне (назло)
Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул
из мешка (Золотого Петушка)
Месяц, месяц мой дружок,
позолоченный … (рожок)
Ведущий 1: Давайте немного разомнемся, вытяните вперед
ручки и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Сидит
белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Хлопки ладонями удары кулачками
друг о друга попеременно.
Продаёт она орешки.
Лисичке – сестричке,
Загибают по одному пальчику,
начиная с большого, на обеих руках.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Ведущий 2: А сейчас на экране я буду показывать вам сюжеты,
а вы называть из каких они сказок. (Презентация «волшебные предметы из сказок
Пушкина»
Ведущий 1: Молодцы. А сейчас следующее задание, я буду
называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из
сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не
относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса,
Снегурочка, комар, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь
Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга,
Балда, Курочка Ряба.
Ведущий 2: Молодцы, понравилось вам путешествие?
Мы сегодня с вами вспомнили много сказок нашего замечательного поэта
Александра Сергеевича Пушкина . А у нас для вас есть подарок от Кота Ученого.
Ведущий 1: (Подходит
к сундуку, где спрятаны подарки)
Ой, здесь еще письмо
какое-то (открывает письмо, читает)
Дорогие мальчики и девочки, вы
такие умные и разумные, вы так хорошо справлялись со всеми заданиями викторины
«Сказка ложь, да в ней намек», я хочу подарить вам книжки со сказками
Александра Сергеевича Пушкина, а дома мамы и папы их вам обязательно прочитают,
а еще есть замечательные старые советские мультфильмы по сказкам Пушкина, если
вы попросите родителей, вы можете посмотреть их всей семьей.
Ваш Кот Ученый
Всем детям вручаются памятные книжки.
2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).
2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи
(всем классом совместно).
3. Изучение нового материала
с основой на ранее изученный.
Редкое умение Жуковского – увидеть
и оценить чужой талант.
В 1815 году Жуковский посещает
Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой
судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский напишет: «Это надежда
нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастёт».
26 марта 1815 года на квартире у
Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».
По окончании чтения Жуковский
достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого
учителя…» вручил его Пушкину.
У Пушкина есть строки, обращённые к
Жуковскому:
Его стихов
пленительная сладость
Пройдёт веков
завистливую даль…
Эти строки являются эпиграфом к
нашему уроку.
? Что такое эпиграф?
(Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и
т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной
части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.)
?Как вы понимаете смысл эпиграфа?
3.1. Анализ эпиграфа.
Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в
Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.
Жуковский пишет «Сказку о царе
Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
«Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
«Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.
3.2. Актуализация и
систематизация опорных знаний.
? Ребята, давайте вспомним, что
такое народная сказка?
? Что отражается в народных
сказках?
? Какие виды народных сказок Вы
знаете?
(Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили
представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.
В них отражены нравственные
принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются
выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как
волшебные, бытовые и сказки о животных
Сказки о животных занимают особое
место, так как их возникновение исследователи устного народного творчества
связывают с языческими ритуалами. )
3.3. Подача нового материала.
Литературная сказка возникла
гораздо позже.
Во второй половине XVIII века с
развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские
обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали
использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели,
которых весь мир признал классиками этого жанра.
Огромное место литературная
сказка занимала и занимает и в нашей стране.
3.4. Работа в тетрадях.
Запись темы урока: Чудесный мир
литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.
Давайте зафиксируем
отличительные признаки литературной сказки.
Отличие литературной сказки от народной.
Литературные сказки писали многие
русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.
В основном писатели используют
доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами,
героями.
Общие черты литературной сказки
и народной:
—
сказочные зачины и концовки, формулы;
—
постоянные эпитеты;
—
сюжет волшебной сказки;
—
чудесные предметы;
—
число «три»;
—
положительные и отрицательные герои;
—
победа добра над злом в финале.
Отличительные черты литературной сказки:
—
шутливый тон повествования (приглашение чародеек
на пир);
—
авторское отношение к героям сказки (описание
царевны, царского сына);
—
чисто литературные описания (описание пробудившегося
царского дома);
—
«авторские» эпитеты («раскалительный огонь»,
«рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);
—
стихотворная форма.
А
сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым
будет связано домашнее задание.
Бродячие сюжеты — устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие
свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны…
«Спящая
царевна» В.А. Жуковского
«Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
«Царевна-шиповник»
братьев Грим
«Спящая
в лесу красавица» Шарля Перро
4.Выразительное чтение сказки
«Спящая царевна».
Текст может читать учитель,
возможно включение аудиозаписи.
5. Словарная работа по
тексту сказки «Спящая царевна».
Ученикам предлагается найти
устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.
Работа со словарём.
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий
офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного
лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
5. Беседа по содержанию
сказки «Спящая царевна».
Разговор о сказочных героях.
Вопросник по содержанию сказки.
1. Кто герои сказки? Наделены
ли они именами?
2. Кто выступает в качестве
предсказателя? В чём необычность этого персонажа?
3. С помощью какой сказочной
формулы описывается красота родившейся царевны?
4. Почему на пир не пригласили
двенадцатую колдунью?
Как она отомстила?
Какой вы представляете себе
ведьму?
5. Почему можно сказать, что
двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
6. Как царь Матвей пытается
отвести беду от любимой дочери?
7. Кем на самом деле была
старушонка-пряха?
8. Прочитайте описание дворца,
объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?
9. Кто пробудил царевну от
волшебного сна?
10. Почему изменилось описание
бора при появлении царского сына?
(он спаситель)
11. Опишите спящую царевну (с
обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку
презентации, к тексту сказки).
12. Что разрушает силу сна?
13. Каков финал сказки?
14. Что в сказке Жуковского
напоминает русские народные сказки?
(Русскую народную волшебную сказку
напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…»,
концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
В сказке Жуковского есть чародейки,
старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает
царскому сыну о спящей
царевне.)
15. Что отличает «Спящую
царевну» от русских народных сказок?
(Отличает эту сказку от народной ее
форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)
6. Чтение учебной статьи «Из
истории создания сказки «Спящая царевна».
Выразительное чтение статьи
учениками класса.
Размышления о прочитанном:
1. Вы
прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что
запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?
Литературная сказка от народной отличается
- Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
- В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…
Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).
88SkyWalker88 [327K]
6 лет назад
Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».
Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.
Koluchiy [12.3K]
6 лет назад
Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.
HotMilk [61.8K]
6 лет назад
Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.
Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.
Leather-Radish [64.8K]
6 лет назад
Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:
Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным
milonika [16.4K]
6 лет назад
Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.
Nety Nety [51.8K]
8 лет назад
У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».
У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!
Любознайка [5.6K]
7 лет назад
В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.
Стрымбрым [334K]
7 лет назад
Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.
Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».
lorik01072 [2.5K]
8 лет назад
У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.
Elli51 [0]
более года назад
В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.
Знаете ответ?
Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия
Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.
Народные сказки
Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:
- Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
- Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
- Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
- Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
- Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).
Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.
Литературные сказки
Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.
Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.
Общее. Фольклорные традиции
Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:
- Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
- По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
- В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
- Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.
Отличия
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
- В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
- Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
- Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.
Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.
Коротко о главном
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.
Любимый литературный жанр малышей
Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Нет автора | Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы | Есть автор | |
Не записывалась, передавалась из уст в уста | Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа | текст, зафиксированный в письменной форме | |
Общее представление о герое, о его внешности | Зачин, основная часть, концовка | Детально описываются герои, их поступки | |
Чувства и переживания героя нам неизвестны | Добро побеждает зло | Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства | |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы | Волшебная сила, превращения | Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою | |
Нет времени | Нарушение запрета | Отпечаток времени, когда автор писал сказку | |
Поиск похищенного | В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Назовите сказку | Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда* очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник* в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долгожданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла. *инда очи — даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку | Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. | Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. |
Назовите сказку | Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. | И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой… За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;… Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!…. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый — отлично поработал(а)
Зеленый — хорошо поработал(а)
Красный — недостаточно хорошо поработал(а)
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка | Литературная сказка | ||
различие | сходство | различие | |
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о
царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Цель:
1)
а) показать элементы
анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые
особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
народной;
2)
работать над навыками
выразительной речи;
3)
учить работе с текстом;
4)
закрепить литературные
термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина,
рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…»
,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно
значимом уровне;
-регулирование поведения в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими
требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других
людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое
чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
— расширять знания учащихся о
жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного
произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы
и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения
партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать
её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка
проблемного вопроса.
Сегодня займемся
анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые
особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр»,
«сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
1.
Есть волшебство
2.
Странствия,
приключения героев
3.
Кто-то мешает или
помогает
4.
Герой воюет с
нечистой силой
5.
Эпизоды повторяются
по 3раза
6.
Есть зачин,
концовка
7.
Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
1.
Повторы
2.
Общие места
3.
Строй сказки
плавный, напевный
4.
Сказочник рисует
словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите
памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается
понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид
литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» —
литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры
своим героям, побуждения, поступки
В кухне злится
повариха (злость)
Плачет у станка
ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене
(зависть)
С ободренною душой
князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите
характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот
(коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
1.
Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите
примеры
Кабы я была
царица, —
Говорит одна
девица, —
То на весь
крещенный мир
Приготовила б я
пир…
Кабы я была
царица, —
Третья молвила
сестрица, —
Я б для батюшки
царя
Родила б богатыря
Любовь, ненависть, зависть, печаль,
благодарность…
А теперь
определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с
интерактивной доской)
(Отметить на листе
под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я
не забуду:
Отплачу
тебе добром,
Сослужу
тебе потом!
2.
Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите
основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц
подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку
бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила
Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился
на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы
прощены. Радость.
Жуковский,
прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе
Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские…
Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин
некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором
из русских народных сказок?
Имена (Бабариха,
царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе,
как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД)
и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в
злате он сидит в палате на престоле и в венце
3.
Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из
народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю
плывет…
А ткачиха с поварихой,
с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил
Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится,
злится
И впился комар как
раз
Тетке прямо в
правый глаз.
Повариха
побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как
раз
Тетке сел на левый
глаз,
И ткачиха
побледнела:
«Ай!» — и тут же
окривела.
Мы не
случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы
можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные
времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана,
город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не
худо…
Что общим
является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую
мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с
поварихой
С сватьей
бабой Бабарихой
Разбежались
по углам:
Их нашли
насилу там.
Тут они во
всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не
надо завидовать
Царь для радости
такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это
последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют
младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда
кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун.
Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по
дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем
приводить примеры
Гвидон летает к
царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея,
мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается
счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III.
Рассмотрим план под названием «Композиция».
Что такое композиция?
Композиция – это
построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под
окном
Пряли поздно
вечерком…
В сказке
есть концовка:
Я там был, мед,
пиво пил
Да усы лишь
обмочил.
В сказке эпизоды
повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3
волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон
превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за
помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился
чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они
рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и
выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка
сказки.
Перечислим их
(см.план на ИД)
1.
Синонимы
2.
Сравнения
3.
Эпитеты
4.
Противопоставления
5.
Ондокоренные слова
6.
Сложные слова
7.
Славянизмы
8.
Определение после
определяемого слова стоит
9.
Уменьшительно-ласкательные
суффиксы
10.
Усилительные
частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька
журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да
за пояс не заткнешь
Какую
особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный!
Бог вас,
дети, наградит
Обращение
Удалец,
Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска,
Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в
тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук,
добрый путь
На листке
поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам
он в гости собирался, а доселе не собрался»
5.
Противопоставление
VI. Давайте проведем маленькую викторину по
знанию текста( викторина на ИД)
VII.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал
сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с
Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все
гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено
автором.
А теперь
подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между
собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность
событий. Построение произведения
На этом
урок закончен