Чем отличается язык волшебных сказок

Обновлено: 23.06.2021 11:44:46 сказки излюбленный литературный тренд всех детей без исключения. со сказкой связано тепло солнечных дней детства, вера в

Обновлено: 23.06.2021 11:44:46

Сказки излюбленный «литературный тренд» всех детей без исключения. Со сказкой связано тепло солнечных дней детства, вера в чудеса и необыкновенные приключения. Через сказки входит в жизнь ребенка представления о жизни, о добре, зле и нравственных основах. Сказка учит, предостерегает и просто развлекает ребенка. Сказки делятся на два основных лагеря, в зависимости от их авторства. Они могут быть народными и литературными. Они имеют определённые различия и некоторое сходство, об этом и будет рассказано в статье.

Отличие народной сказки от литературной

Отличие народной сказки от литературной

Фото: theculturetrip.com/europe/russia/articles/russian-fairy-tales-every-russian-knows/

Базовое различие видно из самого наименования, — народная сказка стала плодом фольклорного творчества народа и передавалась из уст в уста на протяжении многих лет, даже столетий, позднее большинство из них было записано. Народная сказка представляет собой древнейший литературный «слепок» с этноса, который передает представление далеких предков о природе окружающих их вещей и отношений. В этих сказках заложены основные принципы сосуществования людей в условиях борьбы за выживаемость рода, и всей общности. Народные сказки четко выставляют грани добра и зла, несут в себе национальные черты, характер верований и бытовые элементы присущие народу.

Литературная же сказка имеет автора, возникли они значительно позже, как следствие развития литературы. Лишь во второй половине XVIII века в европейской литературе появляются авторские обработки народного сказочного фольклора, и только в XIX веке традиционно сказочные сюжеты начинают использовать писатели. Можно напомнить классиков этого жанра, таких признанных мастеров как Ганс Христиан Андерсон или братья Гримм. Постепенно фольклорные элементы сказки в литературной обработке перестают следовать строгой сюжетной линии и используются автором для передачи метафорических идей, более свойственных в изложении притчи, но с художественным оттенком

В народной сказке рассказчик обязан придерживаться сюжета, выстроенного по традиционной схеме. Эта схема позволяла не растерять направление повествования и сохранить его смысл при неоднократном пересказе одного человека другому из поколения в поколение.

Сказки, написанные автором составлены как бы из сегментов или пазлов фольклорных элементов сказки народной, но соединённых в свободном варианте изложения, в зависимости от замысла автора. Придерживаться традиционной схемы в литературной сказке автору не важно, он просто стремиться облечь свой замысел в сказочную атрибутику. Однако если у автора был замысел подражать манере повествование народного фольклора эта схема может быть им соблюдена.

Литературная сказка несет отпечаток авторства. В ней неизбежно более четко описываются детали, — внешность и характер героев, места происходящих событий и сами события описаны более подробно. Отношение автора к каждому из героев сказки легко угадывается при чтении.

Народная сказка несет в себе отражение целого пласта культуры всего этноса. Понятия более масштабные и на фоне этих понятий детали и фрагменты более размыты и незаметны. Если рассказчик был более речист он мог «подкрасить» повествование без ущерба для его смысла, а если более консервативен, он мог рассказать ее детям пользуясь памятью и традицией, и она не теряла своего заданного смысла. В этом плане, в литературной сказке, эксперименты с вариациями могут привести к созданию «Буратино» из «Пиноккио», с потерей, как мы знаем первоначального изложения и возникновением нового.

Основная особенность народной сказки — это её устный пересказ, который возводит ее в ранг народного фольклора, на одну ступень с песнями, поговорками и пословицами. Этим самым фиксируя весь смысл излагаемой сути, но допуская вариативность повествования для рассказчика. Народные сказки в зависимости от повествования классифицируются как волшебные, былины, житейские, сатирические, отдельное место занимают сказки о животных. Последние исследователи относят к связям с древними языческими обрядами

Литературная сказка является жанром художественной литературы, со сложной системой метафор переложенных на атрибуты сказки, с вкраплением древних языческих поверий и волшебства, но полностью подчинённые идеи автора при формировании сюжета, выборе героев и характеристик этих персонажей. Единожды записанная и изданная она остается неизменной, если конечно не будет экранизирована. Тогда полет творчества продолжиться, в чем все могут убедиться при просмотре современных экранизаций сказок, в которых от первоисточника порой остается только название.

Появившись в глубокой древности народные сказки несли задачу передачи следующему поколению базовых норм морали свойственных этносу, элементы верований, представление людей о добре и зле и окружающем мире. Разные народы, по-разному рассматривали эти вопросы и имели разные культурные традиции, все эти элементы легко отследить, читая народную сказку.

Появившись намного позже, чем народные литературные сказки прежде всего передавали идеи самого автора. Конечно он также ретранслировал видение вопросов исходя из той социальной среды в которой жил, но его видение имело более узкую направленность и не охватывала глобально всю ментальность этноса. Зато многие моменты прорисовывались автором четче, глубже и что немаловажно для восприятия ребенком художественней и ярче.

Вот такой вот пространный экскурс в мир сказки.

Статья составлена на основании книг: С.Б. Рассадин, Б.М. Сарнов «Рассказы о литературе» 1977 г., А.И. Ефимов «История русского литературного языка» 1961 г. и педагогической практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Содержание

1.
Введение………………………………………………………………

Актуальность
темы исследования………………………… …… … 2

Цель и задачи
работы…………………………………………… …  3

Предмет и
объект исследования……………………………………   3

Методы исследования…………………………………………….. 
3-4

2. 
Волшебные числа в русских народных сказках.                        5-11

Заключение…………………………………………………………..
12-13

Список
литературы………………………………………………… …14

Приложение
1

Введение

Актуальность темы исследования

В наш век компьютерных технологий, мобильной связи, всевозможных новинок
в сфере электроники очень удобно жить и пользоваться достижениями рук
человеческих. Ещё наши родители, учась в школе и вообразить не могли о том, что
их дети смогут получать домашние задания по интернету, что можно сидя дома
пообщаться и увидеться с друзьями с другого континента, отправить на дальние
расстояния и получить письма не пользуясь услугами почты. И это всё необходимо
и хорошо. Но существует проблема. Дети стали слишком много времени уделять
компьютерным играм, всевозможным чатам и т.п. Стали меньше читать… А ведь книги
воспитывают человека духовно. Читая книги, человек постоянно учится, познаёт
новое и как следствие – становится интересным окружающим.

Выбор темы доклада — это огромное желание привлечь своих друзей к чтению!
Это желание показать, что самые простые художественные произведения, которые мы
знаем ещё с детского сада таят в себе сюрпризы и предоставляют нам пространство
для неожиданных открытий.

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Мне очень
нравится читать их. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, —
все они поучительные, несут в себе  что-то таинственное, волшебное, загадочное.
Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского
человека, уклад жизни, его вера, суеверия… Если имя героя, то обязательно со
смыслом (Иванушка — дурачок, Василиса Премудрая, Елена  Прекрасная,
Рукодельница, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы
в сказках, и поговорки-поучения  — всему место найдется! Числительные не
исключение.

Часто в русских народных сказках мы встречаем троекратный повтор. Любят
русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Число 7 к примеру, люди
любили, считали счастливым, использовали в значении «много» ( за семью цепями,
за семью дверями…). Разные числа использовал народ в своих произведениях.

Цель – проанализировать русские народные сказки,
историю чисел древних славян, понять роль чисел в русских народных сказках,
какой опыт хотел донести народ, передавая из уст в уста, из поколения в
поколение народные сказания.

 Задачи:

1.     Изучить Русские
народные сказки.

2.     Провести опрос среди
учащихся.

3.     Проанализировать.

4.     Обобщить наблюдения,
сделать выводы.

5.     Изготовить
кубик-рубик с волшебными числами.

Предметом исследования — смысл чисел, приписываемый им
носителями русского языка.

Объектом исследования стали числа в русских народных
сказках.

Методы исследования

Цель и задачи определили выбор
способов исследования.

1.Сначала необходимо изучить исторические
справки о роли чисел у древних славян, какой смысл они несли, что обозначали.

2.Затем необходимо изучить русские
народные сказки, провести сравнительный анализ – какие числа чаще встречаются в
сказках,  какую информацию несут и расходится ли эта информация с нашими
представлениями.

3. Провести социальный опрос среди
учащихся по данной теме:

1.     
С какими числами
ты чаще всего встречался в русских народных сказках?


3


9


5


7

2.     
Когда в сказках
даётся испытание главному герою, то чаще он справляется :


с первого раза


с третьего раза


с девятого раза

3.     
Сколько даётся
испытаний главному герою чаще всего ?

— одно

— три

— девять

4.     
Считаешь ли ты,
что числа в русских народных сказках несут определенный смысл?


Да


Нет

Волшебные
числа в русских народных сказках.

В сказках, легендах и
преданиях, пословицах и поговорках каждый день мы сталкиваемся с волшебными,
магическими цифрами — тридевятое царство, три богатыря, три сына, семеро козлят
и т.д.

Меня заинтересовал данный
вопрос, почему именно эти числа встречаются так часто. А считают ли мои
одноклассники, что народ намеренно выбирал количество испытаний в сказках,
количество сыновей у царя и т.д. Считают ли, что числа несут определенный
смысл?

Для выяснения данного
вопроса было проведено анкетирование учащихся 2А класса, в количестве 25
человек по вопросам:

— С какими числами ты чаще всего
встречался в русских народных сказках?

— Когда в сказках даётся испытание
главному герою, то чаще с какой попытки он справляется ?

— Сколько даётся испытаний главному
герою чаще всего ?

-Считаешь ли ты , что числа в русских
народных сказках несут определенный смысл?

И вот что выяснилось.

          Ссылаясь
на учёных- исследователей русских народных сказок, на опрос общественного
мнения, проведенный среди учащихся — в русских народных сказках  преобладают
цифра три, девять и цифра семь.

         О том,
какой смысл несут числительные и как часто используются, хотелось бы показать
на примере одной русской народной сказки « О молодильных яблоках и живой
воде».

        Часто в сказках повествование
начинается с того, что было у царя, или же у старика со старухою три сына (сказка
«О молодильных яблоках»
— не исключение).  Мало того, третий сын в сказках
– всегда особенный! Почти в каждой сказке — третий сын в семье – дурак
. Если посмотреть, как
развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурак находит
свое счастье и становится счастливым. «Умные» люди всегда считали дураками тех,
кто честен, справедлив и открыт для всех. Конечно, они не станут хитрить для
того, чтобы принести в дом богатство. И на преступление тоже не пойдут. Такие
люди не станут просить ни у кого ничего для себя, только если их просьба
поможет кому-то другому. Прагматичные люди всегда стараются только для себя, и
такая щедрость души им не понятна. Однако за все всегда приходится платить. А
тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, того Высшие
силы и награждают и счастьем, и богатством.

Как вывод : если мы встречаемся в сказке с тремя сыновьями,
то вероятнее всего такое начало подсказывает нам, что все основные события
будут разворачиваться вокруг третьего героя, который  в итоге с блеском выйдет
из всех неурядиц.

      
Далее, по сюжету, царь совсем постарел и стал терять зрение. И слыхал он,
что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками
и колодец с живой водой.

       За тридевять земель, в
тридесятом царстве
В большинстве сказок, особенно более позднего
периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко
не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места,
где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени
понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное,
как число 27 ( 3 х 9 = 27). Именно такое количество дней, по древнему
календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько
дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не
умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит
то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для
наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что
для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились
чудеса. А в чудеса люди верили всегда.

         
Послал царь старшего сына своего за молодильными яблоками. Собрался старший сын,
доехал до трёх дорог. Выбрал первый путь – женатому быть и попадает в плен.
Среднего сына посылают в дорогу и он на распутье выбирает тот же путь и тоже
попадает в плен. Третьего сына посылают в путь – он выбирает самый опасный «
Коня спасешь, себя потеряешь».

         
Опять мы встречаемся с числом три, когда сказочный герой стоит перед выбором
трех путей. Он оказывается возле
развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно
три? Причем расположены они по возрастающей опасности: « Прямо поедешь –
женатым быть, направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь, налево пойдешь коня
спасешь, себя потеряешь». Третий путь самый опасный, трудный и главный герой
всегда выбирает самый тернистый путь, который обещает не только большие
опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает
правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения
своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.

          Избрав
самый опасный путь Иван – царевич встречается с Бабой –Ягой. Да не с одной, а с
тремя её сестрами, которые помогают Ивану. Каждая даёт волшебного коня для
достижения тридевятого государства.

Самая старшая
сестра Бабы – Яги – самая мудрая, даёт четкое указание Ивану – что нужно
сделать. Сорвать всего три яблока и наполнить кувшин. Три яблока — это не много
и не мало, это «среднее». Дальновидный запас. Если понадобится в дороге оказать
кому — нибудь помощь или же в пути случится утрата, то хоть одно яблоко, да
останется. Значит поход был не зря. Вообще, само наблюдение над природой
наводило людей на мысль об особом значении этого числа. Они всюду встречали или
думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба,
земли и воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в
телах они наблюдали три измерения — длину, ширину и высоту; во времени — прошлое,
настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями
природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и
это число получило значение священного. Пифагорейцы, к примеру, считали число 3
совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в
виде треугольника. Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют
Бога в виде триединства: отец — сын — святой дух. Это число легло в основу
композиционного построения ряда художественных произведений.

       
Далее по сюжету, Иван – царевич сорвал 3  молодильных яблока, но ослушался
Бабу- Ягу и заглянул в комнату Богатырки Синеглазки. Посреди комнаты стояла
кровать, где спала девица Синеглазка, по правую руку от неё спали 6
девиц-богатырок и по левую руку 6 девиц –богатырок.

       
Вот здесь мы впервые встречаемся с цифрой шесть. Которая ничего хорошего не
предвещает. Число 6 – чётное число. В давние времена числа 4 и 6 считались
самыми несчастливыми. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый
год отмечался не
1-го
января
, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно,
4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие церковные
посты. В те давние времена пост соблюдался очень строго. Считалось, что даже
младенцев нельзя кормить. В такое время погибало очень много и детей, и
взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с
этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали
4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней – это к беде. То же самое
касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от
злых сил, погибали именно на шестом препятствии. Так и в сказке о « Молодильных
яблоках» встреча Ивана- царевича с девицами-богатырками приводит к погоне за
ним.

               
Родились у Синеглазки и Ивана – царевича 2 сына.
Число 2 в данном случае –
символ пары.
В русских
сказках часто встречаются два героя, один попадает в беду, а другой его
спасает. Их встреча является счастливым концом. («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Гуси-лебеди», и т.д.). А может быть и по-другому: один герой
противопоставляется другому («Лиса и кувшин», «Волк и лиса» и т.д.). В сказке «
О молодильных яблоках» старший и средний братья выбирают на распутье один и тот
же « лёгкий» путь.

Также употребление числа два происходит из-за того, что в жизни всегда есть две
противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно,
богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты
сказок.

Число 9 находится в
непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число
3, только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших
преданиях говорится о трех музах, то в более поздних — преимущественно о
девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях.
Например, на пирах существовало правило — пить 3 чаши или 9, но никогда не 4
или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема,
могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой — то процесс и
кладет начало переходу к новому качеству.

    У славян поминки по усопшему
отправляются на 9-й день после его кончины. По — видимому, это тоже
свидетельствует о каком — то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

    От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 х 9
= 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, от него происходит и
знаменитое сказочное «за тридевять земель».

         Ещё в сказках часто встречается упоминание цифры семь – «за
семью дверями, за семью замками…» и др.
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семёрка в
древности была окружена большим почётом.

В русской народной сказке « Семеро козлят» — данное число выбрано не
случайно, ведь именно седьмой козлёнок спасается и рассказывает матери – козе
об обидчике. Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие –
бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые – всё непременно
закончится хорошо.

Семерка
всегда считалась очень счастливым числом. В русских народных сказках, семерка
символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и
только один раз отрежь».

Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах. Чем же
объяснить? Примерно четыре тысячи лет назад у древних народов, находившихся на
территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти
народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с
Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что
лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные
части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так
возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла
до нас.

Информация к размышлению: данные современной науки – инженерной
психологии – подтверждают, что число семь – максимум запоминания человеком
сигналов – символов. Семь – это «пропускная способность» нервной системы
человека. Может в стародавние времена, путём собственных наблюдений люди знали
об этом и использовали в сказках.

Число 12. Это число высшего совершенства, так считается во всем мире.

Почитание двенадцати опиралось в русской традиции, как на языческие
корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно
использовалось в русских народных сказках.

Символика 12-ти используется не только для обозначения
количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой
краше»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов
оживают покойники и начинают творить свои черные дела (« Рассказы о
мертвецах»), страшные крики слышатся солдату из башни («Хитрая наука»). В 12
часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа
12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей
Бессмертный» и др.).

Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к
этому числу легкомысленно. Две тройки – это огромная сила и в то же время
противодействие сил. Одна сила начинает мешать другой. Вот и получается
противодействие. Так, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, старуха прожила с
дедом 33 года, а после этого начала требовать всевозможные блага. Помните
сказку о золотой рыбке? Чем все закончилось? А как насчет тридцати трех
богатырей? Огромная сила, против которой не устоит ни один враг. Размышляя о
роковом значении числа 33, не стоит забывать, что Иисус

Христос
был распят именно в 33 года.

Таким образом,
проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках и пословицах 
чаще всего встречаются числа 3, 2 и 7. Волшебное, скрытое значение имеют только
3 и 7. Число 2 обозначает чаще всего количество и важно в противопоставлении. Числа
1, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 33 встречаются редко.

Заключение

Обращаясь к научной литературе — книге Проппа В.Я. «Исторические корни
Волшебной сказки» мы нашли подтверждение многим нашим догадкам: самыми часто
используемыми числами в русских народных сказках являются:

— число– «3» и «9» (39%);

— число –«2» ( 16%);

— число – «4» и «7» ( 6%);

— число – «5» (4%);

Остальные числа от 1% до 3%.

В сказках используются и
другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Мы читали или
слушали русские сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А
напрасно.

Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только
три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что
хочешь. Тройка – это очень мощное число, которое сильно влияет на нашу жизнь.
Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности.
Самая важная мысль заключённая в цифре три – это то, что дети должны уяснить
себе немаловажную истину: не стоит опускать руки, если что-либо не
получается с первого раза.
Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря
говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не
всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. То есть, не получилось
один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в
третий раз.

Может поэтому и прославился русский народ своей стойкостью,
своим крепким духом, который ничем не сломить!

Исследуя данную тему, я поняла, что, изучая числа и их роль в текстах
русских народных сказок, можно лучше понять историю своего народа, его
мировосприятие, а также связь с историей других народов мира.

Как видим, русские народные сказки
предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных
открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные
от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском
народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы
на все вопросы.

Список используемой литературы:

1.     Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь
Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., 1990.

2.    
Аникин
В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977.

3.     Ведерникова Н.М. Русская
народная сказка. — М.: «Наука», 1975.

4.     Померанцева Э.В.. Русская
народная сказка. М., 1983.

5.    
Пропп
В.Я. Исторические корни волшебной  сказки – М., 1976.

6.    
О славянских
мифах.

[Электронный ресурс]/ — Режим доступа: 

http://myfhology.narod.ru/heroes/.htm

Скачано с www.znanio.ru

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Основная часть……………………………………………………………………………3
  1.  Что такое сказка……………………………………………………………………. 3
  2. Виды сказок…………………………………………………………………………..3
  3. Композиция сказки…………………………………………………………………..3
  1. Заключение……………………………………………………………………………….5
  2. Приложение………………………………………………………………………………6

1. Введение.

Актуальность темы.

 Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но волшебная сказка хранит в себе секреты. Знание их поможет сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования: изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

—  Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

—  Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

—  Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

—  Сочинить волшебную сказку.

 Объект исследования: волшебные сказки

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки.

 Методы исследования:

—  анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;

—  описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);

—  анкетирование.

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

2. Основная часть.

2.1. Что такое сказка.

Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. 

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества (Википедия). В толковом словаре русского языка (Ожегов С.,) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», еще дается такое определение – «выдумка, ложь (разг.)» или «то же, что чудо».

2.2. Виды сказок

Существует три основных вида сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. По авторству: литературные и народные.

Признаки волшебных сказок:

—  особая композиция;

—  троекратное повторение;

—  положительные и отрицательные герои;

—  сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

—  чудесные превращения;

—  добро побеждает зло.

2.3. Композиция сказки

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Она — необязательная часть волшебной сказки. Можно начать с забавной присказки, присказки-небылицы: “В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и построил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей”.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

          При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки «жили-были» в точку «счастливый конец».

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

        Совместно с классным руководителем я создал памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку». ( Приложение1)

Заключение

Работая над проектом, я читал волшебные сказки и убедился, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

        Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

       И я сочинил собственную волшебную сказку. ( Приложение 2)

Приложение 1

ПАМЯТКАЧем отличается язык волшебных сказок

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

«Давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»

Особое обстоятельство

«Солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»

Запрет

«Не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой — со Змеем Горынычем…

Враг  повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Приложение 2

Волшебная рыбка

В некотором царстве, в подводном государстве жила была маленькая рыбка, по имени Милли.

Да непростая рыбка, у нее был волшебный хвостик. Она им плохих рыб наказывает, хорошим помогает.

Каждый день Милли веселилась со своими друзьями рыбками Никки и Микки. Они пели песни, танцевали, играли в прятки.

Одним прекрасным утром, как обычно Милли поплыла к своим друзьям, чтобы поиграть с ними.

Но на их полянке никто не веселился.  Кругом было много мусора, цветы и водоросли вырваны, а вода была очень мутная.

— Что случилось спросила Милли у своих друзей Никки и Микки? — Кто вас так напугал?

— Это была большая и страшная акула – сказали они. Она поселилась в нашем домике и обещала нас съесть.

— Не волнуйтесь, сказала Милли. Я помогу выгнать ее и рассказала свой план.

Рыбки дождались ночи. И когда акула уснула, Милли подплыла к ней, махнула своим волшебным хвостиком и у акулы исчезли все зубы.

Проснулась акула, выбралась из домика и хотела схватить зубами маленьких рыбешек. Но не смогла, ведь у нее не было зубов. Все рыбки стали над ней смеяться. Без зубов она не страшная.

Заплакала акула. Ей стало стыдно за свое поведение.

— Простите меня- сказала акула. Я больше не буду вас обижать. Верните мне пожалуйста мои зубки.

И рыбкам стало жалко акулу.

— Милли снова махнула своим волшебным хвостом. Появились у акулы зубы. Она поблагодарила всех рыбок и уплыла, и больше никогда не появлялась.

А Милли со своими друзьями стали веселиться как прежде.

Сказки, придуманные детьми

Уже во втором классе дети на уроках литературного чтения получают задание: придумать сказку. Младшие школьники любят сочинять волшебные сказки. Но как придумать волшебную сказку, с чего начать?

На нашем сайте мы предлагаем вам образец сказки, придуманной детьми. Опираясь на детский текст сказки, ученики смогут сами пофантазировать и придумать тех героев сказки, которые им больше нравятся и запоминаются.

Главное — не мешайте детям фантазировать. И вы увидите на что способны ваши дети. Они могут нарисовать рисунки к своим сказкам, а вы помогите аккуратно и красиво оформить их сочинения. Возможно, на одном произведении ваш ребёнок не остановится. Всем ученикам 2-4 классов нравится сочинять волшебные сказки.

Сказки, придуманные детьми 2 — 4 классов.

Волшебный лес

Жила-была семья: мама, папа и их дети: Маша и Ваня. Однажды ребята пошли в лес за грибами. Идут они по лесу, и Маша спрашивает Ваню: «Как ты думаешь, существует ли конфетный лес?» А Ваня ей в ответ: «Может быть, но я его никогда не видел».

Собрали дети грибы и забрели в глубь леса. Увидели ребята, что перед ними сказочный конфетный лес. Деревья — как леденцы, облака — из сладкой ваты, а вместо ягод — шоколадные конфеты. Набрали дети целую корзину конфет. Маша и Ваня пришли домой и сварили суп из грибов, а из сладостей испекли торт. Вся семья была очень рада такому обеду.

Сказка об одуванчике

Жил был одуванчик. Он был очень красивый: зелёный и стройный, с жёлтой шапочкой. Так и гордился собой. Но дни шли за днями, и обычная яркая шапочка стала бледнеть. А скоро одуванчик и вовсе стал совсем седой. Сначала он очень расстраивайся, что теперь не такой красивый.

И сказал он однажды соседу клёну: «Эх я был такой красивый, а теперь я весь седой, невзрачный, я так расстроен.» Одуванчик, ты зря огорчаешься, твоя шапочка — это семена, ветер разнесёт их по земле и на следующий год из них вырастет много одуванчиков — твоих деток.

Только клён это сказал, как задул ветерок, подхватил пушинки — зонтики с одуванчика и полетели они далеко-далеко. Ветер утих. Семена-пушинки плавно опустились на землю. А следующей весной из них выросли новые, молодые одуванчики, такие же красивые, как и их родитель.

Жил-был попугай и звали его Кеша. Однажды Кеша решил отправиться в путешествие по белому свету. Пролетая джунгли, он присел на веточку, чтобы скушать киви.

Но вдруг, на него набросились сетку. Это были разбойники они-то и поймали Кешу, посадили в клетку и легли спать. Попугай перегрыз своим крепким клювом два прутика и сбежал.

После бегства он облетел весь мир, но с тех пор он был очень осторожен, с ним произошло много невероятных историй, он нашёл лучших друзей, его чуть не съела кошка, он дрался с вороной и всё это время он искал себе дом и хозяина.

Однажды он летел мимо дома и увидел как один мальчик делал уроки. Кеша сел на подоконник и постучался клювом в окно. Окошко немножко приоткрылось и мальчик забрал Кешу домой. И с тех пор у попугая есть дом и семья.

Сказка дружба с Большеухом

Жил был волчонок, помогал он всем и днем и ночью. Однажды ночью он смотрел на звезды и услышал какой-то звук. Это кто-то что-то говорил и волчонок услышал, что это голос ему говорит:

— Привет, как тебя зовут?

— Не знаю, а тебя как зовут — ответил волчонок.

— Меня зовут Большеухом.

Волчонок испугался, когда услышал это имя. Ух сказал:

— Хочешь выйду их темноты?

— Нет, потерпи пока.

— Я больше не могу ждать, я выхожу.

Ух вышел. Волчонок закрыл глаза и подумал: «Интересно, насколько он большой?» Волк отрыл глаза, посмотрел вокруг, не увидел никого и спросил: «Где ты?»

Волчонок посмотрел вниз и увидел маленького человечка. Волчонок не понял, почему такого маленького человечка назвали Большеухом.

«Меня так называют, потому что я очень хорошо слышу, «-объяснил Большеух.

«И что же ты сейчас слышишь?» — спросил Волчок.

«Ой, -закричал Большеух,- я слышу, как ястреб пытается разрушить гнездо ворона. Там маленькие воронята.»

«Бежим скорее туда,-сказал Волчонок.- Поможем.»

Со всех ног друзья побежали спасать воронят.

У большого дуба они увидели Ястреба, он кружил над домиком ворона. Волчонок не испугался: он схватил горсть желудей и кинул в большую птицу. Та от неожиданности замахала крыльями и улетела.

Ворон поблагодарил Большеуха и Волчонка и пожелал им крепкой дружбы на долгие года.

Сказка о добре и дружбе.

Жил-был лисенок, его звали Бим. Однажды его пригласили на день рождения в соседний лес к его двоюродному брату Буму. Бум очень любил играть в футбол, поэтому Бим решил подарить ему футбольный мяч.

Вот идет он по лесу и дошел до речки. Речка была настолько широка, что её нельзя было перепрыгнуть, а можно было перейти только по мосту. Но мост, по какой-то причине, был сломан и он не знал, что делать. На счастье, в это время, мимо проплывал его друг бобёр, которого звали Добрович. И говорит Бим бобру:

— Привет, Добрович, помоги перебраться через речку, а то я опаздываю к двоюродному брату на день рождения.

— Хорошо, Бим, я сейчас что-нибудь придумаю, — сказал бобёр и поплыл к берегу.

Он повалил дерево, которое упало над речкой и превратилось в отличный мост. Лисёнок поблагодарил своего друга бобра и радостно побежал через новый мост дальше.

Вскоре у лисенка на пути встретилась новая опасность. Перед ним был крутой обрыв, через который он сам не смог бы перебраться. И тут лисёнок вспомнил, что рядом живет его друг медведь Михалыч. Когда Бим рассказал Михалычу о том, что не может перебраться через овраг, Михалыч дал ему веревку, с помощью которой, лисёнок сможет преодолеть новое препятствие. Лисёнок взял верёвку, привязал её к дереву и с легкостью спустился и радостный побежал дальше. И вот уже был виден соседний лес.

Скоро Бим добежал до дома двоюродного брата, поздравил его с днем рождения и подарил ему футбольный мяч. Бум был очень рад.

Волшебная сказка «Заяц — хвастунишка»

В лесу жили два зайца. Один хвастун, другой — труженик. Однажды, гуляя по лесу, встретили они своих друзей зайцев. Хвастунишка сразу начал хвастаться: «Представляете, я вчера вечером видел медведя, нет, даже трех медведей. Начали они меня кусать. Я одного медведя правой лапой, другого левой, третьего ногой завалил. Медведи меня испугались и убежали. »

Зайцы закричали:» Врешь ты все!» Заяц Труженик сказал:» Не верьте ему, вы ведь знаете какой он хвастунишка.» Зайцы не захотели с ним гулять и убежали.

Хвастунишка долго еще думал, почему это с ним никто не хочет дружить. Тут зайчик услышал как рычит волк. «Какой упитанный зайчик!»- прорычал волк и облизнулся. Заяц -Хвастунишка не стал долго ждать, а со всех ног побежал прочь. Волк кинулся за ним. Хвастунишка бежал без оглядки. От страха он закрыл глаза и упал в яму. Волк не заметил его.

Только к вечеру отыскали его друзья зайцы. Труженик сказал : » Больше не хвастайся и тогда все с тобой будут дружить.»

Волк — пожарник

В одном лесу жил был волк. однажды он шел по лесу и почувствовал запах дыма. Он пошел на запах и увидел пожар!

Волк схватил огнетушитель и принялся тушить пожар. К его удивлению из огнетушителя посыпались пироги. Волку удалось потушить пожар. И он стал настоящим лесным пожарным.

Про что можно сочинить сказку? Идеи для сторителлинга

Сказки бывают разными, но объединяет их одно — волшебство. Этот вид произведения можно условно разделить на две категории — по типу персонажа и по теме истории. От этого и будем отталкиваться при создании сказочных историй.

Про что сочинить сказку

Какими бывают сказки по типу персонажа?

  • Про животных и явления природы (солнце, дождь, облачко). Авторы, как правило, «очеловечивают» их или наделяют волшебными свойствами. К примеру, мышонок становится отважным, а волк трусливым.
  • Про цветы и растения. Сказки, в которых цветы и травы умеют разговаривать и что-то делать. У меня, к примеру, рекомендую почитать «О мудрой жабе и розе» или «Травинка и великан«.
  • Про неодушевленные предметы. Истории с участием известных бытовых предметов, которым приписываются волшебные свойства. На моем сайте вы можете прочитать, например, «Сказку про карандаш, который умел рисовать лучше всех«.
  • Про принцев и принцесс, рыцарей. Это излюбленные сказочные герои мальчиков и девочек всех возрастов. Малышки представляют себя красивыми принцессами, а маленькие мужчины хотят быть похожими на отважных рыцарей и принцев.
  • Про людей. В таких сказках, как правило, главными героями являются обычные дети — мальчики и девочки, которые ходят в детский сад или школу, чем-то увлекаются. Они решают в сказочных историях свои задачи, которые при этом близки маленькому читателю. У меня на сайте это сказки — «Про страх, который победила Оля» или «Как достать звезды?«.
  • Про вымышленных героев. Это истории про троллей, гномов, леших и так далее. Иногда автор придумывает «брендового» персонажа — Фиксика, Гарри Поттера, Малышарика или Смешарика.
  • Про самого ребенка. В последнее время набирают популярность так называемые персонализированные сказки про детей, в сюжеты которых вплетены события из жизни конкретного ребенка.

На какие темы можно придумать сказки?

  • На волшебные. Это истории про борьбу добра со злом. Таких сказок большинство. У меня, например, это «Про вредного микроба«.
  • На бытовые. В них герои решают какие-то известные ребенку социально-бытовые задачи и проблемы. Это поучительные сказки, которые учат малыша грамотному поведению в тех или иных ситуациях.
  • На терапевтические. Такие истории помогают ребенку решать какие-либо проблемы психофизиологического характера. Они используются с целью коррекции поведения малыша и его успокоения.

Как видите, чтобы придумать сказку, вам остается только определиться с темой и типом героя, а затем подключить свою фантазию и творить. Буду рада, если напишете в комментариях, какие истории вам удалось сочинить благодаря этой статье. До новых встреч!

3yT3SAO

Юлия Лавренченко

Мама дочки и сыночка. Создатель уникальных терапевтических сказок. Пишу сказки на заказ. Творю с любовью и на радость детям!

Сочинение на тему “Придумать сказку”

Придумать сказку — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей — тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: «Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? » Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: «Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко.» Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю , что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий — трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

— Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

— Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

— Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Не знаю — ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

Заяц -воришка

Однажды заяц пробегал мимо огорода, на котором росли морковка и капуста. Заяц пробрался на огород и начал рвать овощи. Так он делал каждый день. Но как-то раз его поймал хозяин огорода и наказал.

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 620

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

  • Чем отличается сказка о спящей царевне от сказки о мертвой царевне 5 класс
  • Чем понравилась золотая рыбка из сказки пушкина
  • Чем ни попадя как пишется
  • Чем мне понравился сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Чем отличается сказка о животных от рассказов