Чем отличается волшебная сказка от народной сказки

Ответ от елена конюховагуру1. народная сказка - творение коллективное. она создатся народом. литературная сказка всегда имеет конкретного автора.2. в народной

Ответ от Елена Конюхова[гуру]
1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.
3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.
4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.
5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.
6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.
7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.
8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

Ответ от Камилла Луговина
[новичек]
фууууу

Ответ от Ёергей Мезенцев
[новичек]
вопщета это всё правильно

Ответ от AIMEKEN ®
[новичек]
ты себе сам отвечаешь своими вопросами,

Ответ от 3 ответа
[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки?

Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

1668474

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Рассказчик
– вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Выводы сайт

  1. Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.
  2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
  3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
  4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

658622

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

17/09/21

№ 05

1.

Автор

Попова
Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель
русского языка и литературы

3.

Название
материала

Конспект
урока

4.

Учебный
предмет

Литература

5.

Класс
(возраст)

5

6.

Тема
урока

«Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.Тема мирного труда и
защиты родной земли. Гипербола

7.

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

8.

Форма
урока

Урок-беседа

9.

Цель

Познакомиться
с текстом произведения, через анализ образа главного героя воспитывать
чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности
учащихся

10.

Задачи

Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать
текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
выделять важную информацию.

Развивающая: способствовать формированию
коммуникативной и исследовательской компетентности пятиклассников, обогащать
словарный запас учащихся, развивать умение овладевать художественными
образами, выразительными свойствами языка.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма,
высоких нравственных устоев на примере главного героя Ивана – крестьянского
сына

11.

Планируемые
результаты

Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания,
умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения

12.

Оборудование

УМК,
презентация по теме, компьютер

Ход урока

I.
Вступительное слово учителя


“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.


Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?

(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)


Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.


Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?


Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.


Запишите тему урока в рабочие тетради.

II.
Прослушивание аудиозаписи сказки

Анализ
текста сказки


Понравилась ли вам сказка? Почему?


Кто из героев понравился больше? Почему?


Какое известие опечалило жителей некоторого государства?


Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке

(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)


Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.


Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?

(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)


Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?

(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))


Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?

(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)

Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).

Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.


Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?


Кто оказывается самым организованным?

(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)


Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?


Как ведет себя в дозоре старший брат?


Как ведет средний брат?


Почему же Иван берет всю ответственность на себя?

(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)


Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?

Задание
по группам:


Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах


Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”


Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?


Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?


первый раз не дрогнул, отвечал мудро;

Во
второй – проявил находчивость, храбрость;

В
третий раз Иван решителен, неудержим.)


Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?

(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;

во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;

после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)


Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием


Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?

(Два
значения:

Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.

Герой
– человек, совершивший героический поступок”)


Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?


начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”

В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.


А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?


это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)


А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)

(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)

Композиция
сказки. Особенности.


Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.


Как в этой сказке проявляется цифра три?

(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)


Какие словосочетания замедляют действие?

(долго
ли коротко ли ехали)


Соедините слова в словосочетания.

Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.

Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным

IV.
Обощение


Чем заканчивается сказка?

(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)


В чем необычность концовки сказки?


этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)


Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)

Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)


Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.

В
каком народе живешь, того и обычая держись.

Своя
земля и в горсти мила.

Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.

Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На
Руси не все караси — есть и ерши.

В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.

Игра
“Интервью с литературным героем”

— 
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?


А чтобы он ответил на этот вопрос?

V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов

      Конспект
занятия по развитию речи в старшей

       группе
на тему: «Путешествие в мир сказок»

                                                                                  
Подготовила: Беляева О.Г.

Конспект занятия по развитию речи в
старшей группе на тему:                            «Путешествие в мир сказок»

Цель: обобщить
представления детей о сказках.

Задачи: углублять,
расширять и закреплять знания детей о сказках;

развивать умение согласовывать свои
действия с партнерами, желание преодолевать препятствия; воспитывать уважение к
книге, любовь к сказкам.

Ход занятия:

 -Ребята, сегодня я  предлагаю вам
совершить путешествие в необычный мир. В мир, где происходят чудеса и
превращения, где оживают сказочные персонажи.

 Вы догадались, что это за мир?

-Мир сказок.                                             
(   Мелодия  сказки звучит)

-Но прежде чем туда отправиться, нужно
вспомнить, какие бывают сказки?

                                                                  
 ( народные и авторские)

-Каких авторов-сказочников вы знаете?

                             
(К.И.Чуковский, А.С. Пушкин, Сутеев, Катаев, Маршак, Носов…)

-Какие сказочные герои встречаются в
сказках?

                                 (баба
Яга, Кощей Бессм. ,Леший, Сол. Разбойник, Змей гор. ..)

-Сегодня мы вспомним  русские народные
сказки  и попробуем сочинить свою сказку.

-При помощи каких предметов можно попасть
в сказку, назовите волшебные  предметы:              (Волш. палочка, клубок,
шапка-невид., яблоко, зеркальце, ..)

-У меня нет волшебных предметов, но я знаю
волшебные слова:

                                        -2
раза хлопни, 3 раза топни,

                                       
Вокруг себя обернись и в сказочной стране очутись!

  Вот волшебная коробка 

Что же внутри?
Открываем      

Достаем книгу сказок. Рассматриваем
несколько иллюстраций

-Какая сказка? ….

 Открываю следующую страницу, а там 
картинка Бабы  Яги и записка:

«-Здравствуйте, детишки! Решили
попутешествовать по сказкам? А вот и не пущу я вас туда., пока не выполните все
мои задания» 

 Вот Баба Яга перепутала все сказки . Попробуем
выполнить задания Бабы Яги.

 1.Задание. Загадки:

  -Летела
стрела и попала в болото,  И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?
                                                                            
Царевна лягушка

 -Посадил
ее дед в поле    Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули  Очень крупная была.       Репка

-Дружно
хором отвечай , персонажа из сказки отгадай:

            —
Кто разрушил теремок? (Медведь.)

            — Кто золотое яичко разбил? (Мышка.)

 -«Узнай
сказку по отрывку».
 

     —
«Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: —
Петя, не   торопись, Петя, не торопись». («Петушок и бобовое зёрнышко».)

    — «Бабка
спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дед не спит
– телёночка делает». («Смоляной бычок».)

2. Задание

  Собери сказку по
картинкам                                     

4  сказки  (в конвертах) на столе :  

   -Лисичка-сестричка и серый волк

  -Волк и семеро козлят                  

  -Гуси-лебеди

  1 на полу- 5чел.  (из больших  картин)
(Колобок)

Проверяем за столами сказки : рассказываем

-Как называется?    -Какие герои
присутствуют в сказке? –Как заканчивается сказка?

Большие картины  к сказке Колобок:
рассказываем

 —Как начинается? 
-Какие герои повстречались?  -Чем закончилась сказка?

Давайте мы придумаем такую концовку, чтобы
колобок остался не съеденным.

                                                                         (  
Закрывают глаза, думают, 1-2 ответа)

-У меня есть волшебная палочка:

                              -Раз, два,
три, повернись,

                               В колобка с
лисой превратись!     (одевают маски)

Вариант сказки:

Лиса говорит:- Сядь ко мне на носок, да
пропой еще разок. Колобок запел, а лиса не съела. Говорит лиса:-Тебе певцом
надо быть, давай в лесу для лесных жителей устроим концерт, ты будешь песни
петь, а я на балалайке играть. Колобку очень понравилась идея лисы, и они
отправились готовиться к выступлению.

-Какими словами закончим
сказку?                 ( вот и сказке конец, …)

 Справились и с этим заданием

                                              
 Физкультминутка

                         -Колобок,
колобок, теплый и румяный.

                         Прыг, да скок,
прыг, да скок, припустился наш дружок.

                         То направо
повернул, то налево он свернул

                         То с листочком
закрутился, То с бельчонком подружился.

                         Покатился по
дорожке и попал ко мне в ладошки.

   3. Задание

  Мнемотаблицы  .Отгадай по схемам сказку

 -Лисичка со скалочкой   — Теремок    -Заюшкина 
избушка                                                                                                                                  

Сказка «Заюшкина избушка».

 Расскажем по схеме сказку.

  —Какими словами закончим сказку?  
(Стали они жить поживать, да добра наживать)

-Какими словами еще заканчиваются сказки?

    (- сказка ложь.да… ,  -устроили пир на
весь мир )

   И в этой сказке навели порядок.

Мы справились со всеми заданиями Бабы Яги,
вернули порядок в сказках

 -Мы с вами рисовали и  пробовали
сочинять свои  сказки.

 Сейчас мы послушаем   наиболее
получившиеся сказки

Вспомните, какое начало сказки, основную
часть и конец сказки.

Рассказывают дети свои сказки по
рисункам:    
Сказка «кот Рыжик»

-Это сказка или рассказ?

 -Это народная или авторская сказка?   автор
 О. В. 

-Чем отличается авторская  сказка от
народной?

Вот такая у нас получилась книга сказок. Может 
быть, когда вы вырастите из вас получатся хорошие сказочники и ваши сказки
будут читать другие дети.

Давайте мы ее положим в волшебную коробку,
отнесем другим ребятам, пусть тоже путешествуют по сказкам, прочитают наши и
сочиняют свои.

   Стих:    Ходят сказочки по
свету,

                 Чтобы их читали дети,

                 В сказках чтоб добру
учились,

                 И как в доброй сказке
жили,

                Сказочки кончаются, с
детками прощаются . 

  -Пора нам возвращаться из страны сказок
в детский сад

       -Раз, два, три повернись,

       В детский сад возвратись.

Итог: —Где побывали?    
( в стране сказок)                                

            -Чему нас учит сказка?

        (быть добрыми, умными, поступать
правильно, на сказках учатся)   

  (Музыка «Сказки гуляют по свету»)

  Отметить детей
.кто хорошо работал

Ход занятия:

 -Ребята,
сегодня я  предлагаю вам совершить путешествие в необычный мир. В мир, где
происходят чудеса и превращения, где оживают сказочные персонажи. Вы
догадались, что это за мир?

-Мир
сказок.

Но
прежде чем туда отправиться, нужно вспомнить, какие бывают сказки?

                                                                   
(. народные и авторские)

-Каких
авторов-сказочников вы знаете?
                                        

-Какие
сказочные герои встречаются в сказках?

-Сегодня
мы вспомним  русские народные сказки  и попробуем сочинить свою сказку.

-При
 помощи каких предметов можно попасть в сказку,

 назовите
волшебные  предметы:                                


меня нет волшебных предметов, но я знаю волшебные слова:

         
                              -2 раза хлопни, 3 раза топни,

                                       
Вокруг себя обернись и в сказочной стране очутись!

 
Вот волшебная коробка 

Что же внутри? Открываем      

Достаем
книгу сказок. Рассматриваем несколько иллюстраций

-Какая
сказка? ….

 Открываю
следующую страницу, а там  картинка Бабы  Яги и

записка:«-Здравствуйте,
детишки! Решили попутешествовать по сказкам? А вот и не пущу я вас туда., пока
не выполните все мои задания»

  Вот
Б.Я перепутала все сказки. Попробуем  выполнить задания Бабы Яги.

 1.Задание.
Загадки:

  -.Летела стрела и попала в болото,  И в этом болоте поймал ее
кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?
                                                                            
Царевна лягушка

 -.Посадил ее дед в поле    Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули . Очень крупная была.              Репка

 —Дружно хором отвечай , персонажа из сказки
отгадай:

 — Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кто такой Сивка – Бурка? (Конь.)
 — Кто золотое яичко разбил? (Мышка.)

-«Узнай сказку по
отрывку».
 

     —
«Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: —
Петя, не   торопись, Петя, не торопись». («Петушок и бобовое зёрнышко».)

    — «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит,
собака спит, куры тоже уснули, один дед не спит – телёночка делает». («Смоляной
бычок».)

2. Задание.  Собери сказку по картинкам


сказки  (в конвертах) на столе :  

  
-Лисичка-сестричка и серый волк

 
-Волк и семеро козлят                  

 
-Гуси-лебеди

  
1 на полу- 5 чел.  (из больших  картин) (Колобок)

Проверяем
за столами сказки : рассказывают дети

-Как
называется?    -Какие герои присутствуют в сказке? –Как заканчивается сказка?

Большие
картины  к сказке Колобок : рассказывают дети

 —Как
начинается?  -Какие герои повстречались?  -Чем закончилась сказка?

 Давайте мы придумаем такую
концовку, чтобы колобок остался не съеденным.

                 
                                         
(   Закрывают глаза, думают, 1-2
ответа)


меня есть волшебная палочка:

                             
-Раз, два, три, повернись,

                              
В колобка с лисой превратись!            (
одевают маски)

 —Какими
словами закончим сказку?
          ( вот и сказке конец, …)

 Справились
и с этим заданием

                                               
Физкультминутка

                        
-Колобок, колобок, теплый и румяный.

                        
Прыг, да скок, прыг, да скок, припустился наш дружок.

                        
То направо повернул, то налево он свернул

                        
То с листочком закрутился, То с бельчонком подружился.

                        
Покатился по дорожке и попал ко мне в ладошки.

 
3.
Задание

 
Мнемотаблицы  .Отгадай по схемам сказку

 -Лисичка
со скалочкой                                                                                                                                 —
Теремок                                                                                                                                                      -Заюшкина 
избушка     Расскажем по схеме сказку.

 
Какими словами закончим сказку?   (Стали они жить поживать, да добра
наживать)

-Какими
словами еще заканчиваются сказки?

   
 

-устроили пир на весь мир )

  
И в этой сказке навели порядок.

Мы
справились со всеми заданиями Бабы Яги, вернули порядок в сказках

4.
  -Мы с вами рисовали и  пробовали сочинять свои  сказки.

 Сейчас мы
послушаем   наиболее получившиеся сказки

Вспомните, какое
начало сказки, основную часть и конец сказки.

Рассказывают
дети свои сказки по рисункам:    
Сказка «кот Рыжик»

-Это
сказка или рассказ?

 -Это
народная или авторская сказка?   автор  О. В. 

-Чем
отличается авторская  сказка от народной?

Вот
такая у нас получилась книга сказок.
Может  быть, когда вы вырастите из
вас получатся  хорошие сказочники и ваши сказки будут читать другие дети.

Давайте
мы ее положим в волшебную коробку, отнесем другим ребятам, пусть тоже
путешествуют по сказкам, прочитают наши и сочиняют свои.

  
Стих:    Ходят сказочки по свету,                          

                
Чтобы их читали дети,

                
В сказках чтоб добру учились,

                
И как в доброй сказке жили,

               
Сказочки кончаются, с детками прощаются .                       (
музыка)

 -Пора
нам возвращаться из страны сказок в детский сад

      
-Раз, два, три повернись,

      
В детский сад возвратись.

Итог:
Где
побывали?     ( в стране сказок)                                

           
-Чему нас учит сказка?

       
(быть добрыми, умными, поступать правильно, на сказках учатся)   

                                                            
(Музыка «Сказки гуляют по свету»)

Отметить
детей .кто хорошо работал

1.Задание
. Загадки:

-.В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто
она такая?

                                                                                                     
Баба яга

                       Красна девица грустна ,Ей не нравится
весна.
                           Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.       ( Снегурочка)

-У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы.
Высоко они летят  Далеко они глядят                   Гуси-лебеди

 -.Летела стрела и попала в болото,  И в этом болоте поймал ее
кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?
                                                                            
Царевна лягушка

 -.Посадил ее дед в поле    Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули  Очень крупная была.       Репка

2. Задание   дружно хором отвечай , персонажа из сказки
отгадай:

— Кто катился по дорожке? (Колобок.)
 — Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кто такой Сивка – Бурка? (Конь.)
— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
— Кто золотое яичко разбил? (Мышка.)

3. Задание

  Собери сказку по
картинкам                                     

 6 
сказок  (в конвертах) на столе :      -Лисичка-сестричка и серый волк

-Волк
и семеро козлят                         -3 медведя

-Царевна
лягушка                                 -Снегурочка

-Гуси-лебеди

 
1 на доске-2 чел.  (Колобок), 1 на полу- 2 чел.  (из больших  картин) (Колобок)

Проверяем
за столами сказки

-Как
называется?    -Какие герои присутствуют в сказке? –Как заканчивается сказка?

Большие
картины  к сказке Колобок

 —Как
начинается?  -Какие герои повстречались?  -Чем закончилась сказка?

Давайте
мы придумаем такую концовку, чтобы колобок остался не съеденным.
                           (  
Закрывают глаза, думают, 1-2 ответа)


меня есть волшебная палочка:

                             
-Раз, два, три, повернись,

                              
В колобка с лисой превратись
!            (одевают маски)

Вариант
сказки:

Лиса
говорит:- Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок. Колобок запел, а лиса не
съела. Говорит лиса:-Тебе певцом надо быть, давай в лесу для лесных жителей
устроим концерт, ты будешь песни петь, а я на балалайке играть. Колобку очень
понравилась идея лисы, и они отправились готовиться к выступлению.

-Какими
словами закончим сказку?                 ( вот и сказке конец, …)

 Справились
и с этим заданием

                                               
Физкультминутка

                        
-Колобок, колобок, теплый и румяный.

                        
Прыг, да скок, прыг, да скок, припустился наш дружок.

                        
То направо повернул, то налево он свернул

                        
То с листочком закрутился, То с бельчонком подружился.

                        
Покатился по дорожке и попал ко мне в ладошки.

 4.
Задание

 «Узнай сказку по
отрывку».
 

— «Как
выскачу, как выпрыгну – полетят клочки по закаулочкам». («Заюшкина избушка»

 — «Ходила,
ходила Мащенька по лесу – совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую
чащу. Видит: стоит избушка». («Маша и медведь») 

— «Петушок
всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: — Петя, не
торопись, Петя, не торопись». («Петушок и бобовое зёрнышко».)

  — «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака
спит, куры тоже уснули, один дед не спит – телёночка делает». («Смоляной
бычок».)


5.
Задание

 
Мнемотаблицы  .Отгадай по схемам сказку

 -Лисичка со скалочкой   — Теремок  —
-Заюшкина 
избушка                                                                                                                                  

Сказка
«Заюшкина избушка».

-Соберем
по порядку   иллюстрации к сказке.

  -Как начинается
сказка?


Кто помогал зайцу  прогнать лису?

Давайте 
закончим сказку так, чтобы никто без домика не остался

                                            
(   Закрывают глаза, думают, 1-2 ответа)

                
    -Раз, два, три, повернись, в зайца, петуха и лису превратись!

 Вариант
сказки:                                                                                                                                            
Петух
с зайцем остались жить вдвоем. На следующее утро постучались в дверь, петушок
открыл, а на пороге стоит лиса с капустой для зайца и с пшеном для Пети и
говорит: Простите меня, пожалуйста, я вот вам гостинцев принесла. Петуху и
зайцу жалко стало лису, и они пустили ее к себе жить. Днем каждый своим делом
занят, а вечером собираются за круглый стол, чай пьют, сказки
рассказывают.                                                                                                                                      
Какими словами закончим сказку?   (Стали они жить поживать, да добра
наживать)

-Какими
словами еще заканчиваются сказки?

   
(- сказка ложь., .вот и сказке конец …   ,  -устроили пир на весь мир )

И
в этой сказке навели порядок.

Мы
справились со всеми заданиями Бабы Яги , попутешествовали по сказкам.

6.-Мы с
вами рисовали и  пробовали сочинять свои  сказки.

 Сейчас мы
послушаем   наиболее получившиеся сказки

Вспомните, какое
начало сказки, основную часть и конец сказки.

Рассказывают
дети свои сказки по рисункам:    
Сказка «кот Рыжик»

-Это
сказка или рассказ?

 -Это
народная или авторская сказка?   автор  О. В. 

-Чем
отличается авторская  сказка от народной?

Вот
такая у нас получилась книга сказок.
Может  быть, когда вы вырастите из
вас получатся  хорошие сказочники  и ваши сказки будут читать другие дети.

Давайте
мы ее положим в волшебную коробку, отнесем другим ребятам, пусть тоже
путешествуют по сказкам, прочитают наши и сочиняют свои.

  
Стих:    Ходят сказочки по свету,

                
Чтобы их читали дети,

                
В сказках чтоб добру учились,

                
И как в доброй сказке жили,

               
Сказочки кончаются, с детками прощаются .  

 -Пора
нам возвращаться из страны сказок в детский сад

      
-Раз, два, три повернись,

      
В детский сад возвратись.

Итог:
Где
побывали?     ( в стране сказок)                                

           
-Чему нас учит сказка?

       
(быть добрыми, умными, поступать правильно, на сказках учатся)   

                                                        
               (Музыка «Сказки гуляют по свету»)

Отметить
детей,  кто хорошо работал

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

  • Чем отличается манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной
  • Чем отличается сказка о мертвой царевне и семи богатырях от мультфильма
  • Чем обоснован выбор художественных реалий сказок
  • Чем занимается золотая рыбка в сказке о рыбаке и рыбке
  • Чем занимались богатыри в сказке о мертвой царевне и семи богатырях