Ответ от Елена Конюхова[гуру]
1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.
3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.
4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.
5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.
6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.
7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.
8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.
Ответ от Камилла Луговина
[новичек]
фууууу
Ответ от Ёергей Мезенцев
[новичек]
вопщета это всё правильно
Ответ от AIMEKEN ®
[новичек]
ты себе сам отвечаешь своими вопросами,
Ответ от 3 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки?
Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.
Особенности жанра
Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.
По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?
Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.
Особенности народного творчества
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.
В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.
Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.
Авторское прочтение
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.
Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.
Главные отличия
Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:
- Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
- Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
- Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
- В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.
Чем отличается литературная сказка от народной: примеры
Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.
Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».
Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».
Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».
Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.
Заключение
Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.
Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.
Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.
Определение
Рассказчик
– вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.
Сравнение
Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.
Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.
Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.
Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.
Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.
Выводы сайт
- Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.
- Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
- Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
- В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.
Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.
Народные сказки
Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:
- Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
- Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
- Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
- Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
- Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).
Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.
Литературные сказки
Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.
Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.
Общее. Фольклорные традиции
Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:
- Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
- По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
- В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
- Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.
Отличия
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
- В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
- Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
- Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.
Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.
Коротко о главном
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.
Любимый литературный жанр малышей
Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.
17/09/21 | № 05 | |
1. | Автор | Попова |
2. | Должность | Учитель |
3. | Название | Конспект |
4. | Учебный | Литература |
5. | Класс | 5 |
6. | Тема | «Иван-крестьянский сын и |
7. | Тип | Урок |
8. | Форма | Урок-беседа |
9. | Цель | Познакомиться |
10. | Задачи | Образовательная: вырабатывать умение перерабатывать Развивающая: способствовать формированию Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, |
11. | Планируемые | Личностные: положительно Регулятивные: принимает Познавательные: осознает Коммуникативные: задает |
12. | Оборудование | УМК, |
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя
—
“Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
легче, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего”, —
говорил М.Горький.
—
Как вы, ребята, понимаете данное высказывание писателя?
(Из
фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной
деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая
родную землю, обрабатывали ее, к чему стремилисьи с чем боролись)
—
Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигали
необычайной выразительности. Здесь нет случайных эпизодов и диалогов, лишних
описаний. Народ все продумал. Добро всегда торжествует в сказке, зло –
наказывается.
—
Сказка “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” — сказка волшебная, но чем же она
отличается от других волшебных сказок?
—
Давайте сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.
—
Запишите тему урока в рабочие тетради.
II.
Прослушивание аудиозаписи сказки
Анализ
текста сказки
—
Понравилась ли вам сказка? Почему?
—
Кто из героев понравился больше? Почему?
—
Какое известие опечалило жителей некоторого государства?
—
Кто из братьев собирается на защиту земли русской в самом начале сказки? —
Найдите этот эпизод в сказке
(“Не
горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.
А чтобы вам одним дома не тосковать, пусть с вами Иванушка остается, молод он еще,
чтоб на бой идти”)
—
Только Иванушка не согласился с этим решением, и старики не стали отговаривать,
вот и отправились братья с чудом-юдом сражаться, землю русскую защищать. Взяли
братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и
поехали.
—
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась
братьям?
(Все
повыжжено, поломано, ни одной живой души нет. Только избушка одна стоит, да ита
еле держится)
—
Как старушка отреагировала на решение братьев сражаться со злодеем?
(За
дело взялись. Значит, не напрасно покинули они землю родную))
—
Подъезжают к реке Смородине, к Калинову мосту. Что же это за мост такой?
(Сообщение
заранее подготовленного учащегося)
Калинов
мост перекинут над рекой Смородиной, разделяющей мир живых и мир мёртвых. Мост,
являющийся границей, охраняется Трёхглавым Змеем. Именно по этому мосту души
переходят в царство мёртвых. И именно здесь герои (витязи, богатыри) сдерживают
угрожающие добру силы зла (в лице различных змеев).
Существует
множество былин и легенд, по сюжету которых на Калиновом мосту происходит
единоборство героя (витязя, богатыря) со змеем, что является олицетворением
битвы добра и зла.
—
Как ведут себя на чужой стороне братья? Какое решение принимают?
—
Кто оказывается самым организованным?
(Самым
бдительным оказывается Иван.“Ну, братцы, заехали мы в чужую сторону, надо нам
ко всему прислушиваться да приглядываться”)
—
Можем ли мы говорить о том, что все братья проявили себя здесь как настоящие
защитники Родины?
—
Как ведет себя в дозоре старший брат?
—
Как ведет средний брат?
—
Почему же Иван берет всю ответственность на себя?
(Иван
понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с
чудом-юдом)
—
Как проходят все бои? Как проявили себя братья в дозоре?
Задание
по группам:
—
Прочитайте, как описывается появление чуда о шести, девяти, двенадцати головах
—
Каждый раз образ чуда-юда становится страшнее. Во время его появления воды на
реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз – “сыра земля
всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли”
—
Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?
—
Как ведет себя при каждой встрече с чудищем?
(В
первый раз не дрогнул, отвечал мудро;
Во
второй – проявил находчивость, храбрость;
В
третий раз Иван решителен, неудержим.)
—
Какие черты Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя,
после него?
(Сначала
Иван – крестьянский сын проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со
старшими братьями;
во
время боёв он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие;
после
побед он не хвастается перед братьями, а просит их поддержать его во
времятретьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым
палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнает о замыслах
змеевых жен: “Кто предупрежден, тот вооружен”, -гласит народная мудрость.)
—
Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор подчеркивает серьезность
ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя
который, автор показывает смелость, храбрость неустрашимость Ивана, чем
вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.
Значит,
это не просто волшебная сказка, это сказка с героическим содержанием
—
Как вы понимаетеслово “герой”? Сколько значений имеет это слово?
(Два
значения:
Герой
– это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
Герой
– человек, совершивший героический поступок”)
—
Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, в
середине и в конце сказки?
(В
начале сказки братья называют младшего Иванушкой, старушка в деревнеговорит
братьям “Добры молодцы”. Чудо-юдо и змеиха называют его Иван- крестьянский сын”
В
середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже
Иваном-крестьянским сыном. Иванушка – это ласковое имя. Так называют обычно
маленьких, младших. Обращение “Иван” — уважительное, а Иван – крестьянский сын
похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили – Иван Петров сын”)
Обращение по имени отчеству надо было заслужить.
—
А как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники?
(И
это художественный прием. С помощью такого противопоставления на фоне спесивых
бездельников ярко показан простой и скромный победитель. А ведь вначале братья
не хотели брать Ивана с собой. На самом же деле все наоборот: братья
бесполезны, а Иван — герой, защитник.)
—
А как народ показывает нам врага? Почему называет его не просто Змей Горыныч, а
чудо-юдо поганое)
(Он
посягает на чужую землю, приносит горе и страдание народу)
Композиция
сказки. Особенности.
—
Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.
—
Как в этой сказке проявляется цифра три?
(Три
боя, три брата, три раза бросал предметы-пощники в избушку братьев, три жены,
три испытания)
—
Какие словосочетания замедляют действие?
(долго
ли коротко ли ехали)
—
Соедините слова в словосочетания.
Эпитет
– художественное определение, которое подчеркивает важные для автора качества,
свойства, особенности изображаемого предмета, явления, события.
Эпитет,
прочно закрепленный за одним предметом, называется постоянным
IV.
Обощение
—
Чем заканчивается сказка?
(“А
Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали
они жить поживать, поле пахать да пшеницу сеять”)
—
В чем необычность концовки сказки?
(В
этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном
труде.Иван – простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь совесть,
любящий свою Родину)
—
Как можно сформулировать мораль сказки?
Чудо-юдо
явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение
народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы русской
земли, это и помогло победить врага)
Игра
“Собери пословицу” (Соединение частей пословиц в технологической карте)
—
Соберите пословицы, с помощью которых можно выразить основную мораль сказки.
В
каком народе живешь, того и обычая держись.
Своя
земля и в горсти мила.
Чужая
сторона – мачеха, родимая сторона – мать.
Русский
ни с мечом, ни с калачом не шутит.
На
Руси не все караси — есть и ерши.
В
чужой монастырь со своим уставом не лезь.
Игра
“Интервью с литературным героем”
—
Если бы вам в реальной жизни пришлось встретиться с Иваном – крестьянским
сыном, что бы вы хотели у него спросить, зная о его подвиге?
—
А чтобы он ответил на этот вопрос?
V.
Домашнее задание: Выполнить устно задания 4 и 5 из
раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором». Выписать из сказки о
царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных
эпитетов и подготовиться рассказывать сказку с использованием этих компонентов
Конспект
занятия по развитию речи в старшей
группе
на тему: «Путешествие в мир сказок»
Подготовила: Беляева О.Г.
Конспект занятия по развитию речи в
старшей группе на тему: «Путешествие в мир сказок»
Цель: обобщить
представления детей о сказках.
Задачи: углублять,
расширять и закреплять знания детей о сказках;
развивать умение согласовывать свои
действия с партнерами, желание преодолевать препятствия; воспитывать уважение к
книге, любовь к сказкам.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня я предлагаю вам
совершить путешествие в необычный мир. В мир, где происходят чудеса и
превращения, где оживают сказочные персонажи.
Вы догадались, что это за мир?
-Мир сказок.
( Мелодия сказки звучит)
-Но прежде чем туда отправиться, нужно
вспомнить, какие бывают сказки?
( народные и авторские)
-Каких авторов-сказочников вы знаете?
(К.И.Чуковский, А.С. Пушкин, Сутеев, Катаев, Маршак, Носов…)
-Какие сказочные герои встречаются в
сказках?
(баба
Яга, Кощей Бессм. ,Леший, Сол. Разбойник, Змей гор. ..)
-Сегодня мы вспомним русские народные
сказки и попробуем сочинить свою сказку.
-При помощи каких предметов можно попасть
в сказку, назовите волшебные предметы: (Волш. палочка, клубок,
шапка-невид., яблоко, зеркальце, ..)
-У меня нет волшебных предметов, но я знаю
волшебные слова:
-2
раза хлопни, 3 раза топни,
Вокруг себя обернись и в сказочной стране очутись!
Вот волшебная коробка
—Что же внутри?
Открываем
Достаем книгу сказок. Рассматриваем
несколько иллюстраций
-Какая сказка? ….
Открываю следующую страницу, а там
картинка Бабы Яги и записка:
«-Здравствуйте, детишки! Решили
попутешествовать по сказкам? А вот и не пущу я вас туда., пока не выполните все
мои задания»
Вот Баба Яга перепутала все сказки . Попробуем
выполнить задания Бабы Яги.
1.Задание. Загадки:
-Летела
стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
-Посадил
ее дед в поле Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули Очень крупная была. Репка
-Дружно
хором отвечай , персонажа из сказки отгадай:
—
Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кто золотое яичко разбил? (Мышка.)
-«Узнай
сказку по отрывку».
—
«Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: —
Петя, не торопись, Петя, не торопись». («Петушок и бобовое зёрнышко».)
— «Бабка
спит, Танюшка спит, кошка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дед не спит
– телёночка делает». («Смоляной бычок».)
2. Задание
Собери сказку по
картинкам
4 сказки (в конвертах) на столе :
-Лисичка-сестричка и серый волк
-Волк и семеро козлят
-Гуси-лебеди
1 на полу- 5чел. (из больших картин)
(Колобок)
Проверяем за столами сказки : рассказываем
-Как называется? -Какие герои
присутствуют в сказке? –Как заканчивается сказка?
Большие картины к сказке Колобок:
рассказываем
—Как начинается?
-Какие герои повстречались? -Чем закончилась сказка?
Давайте мы придумаем такую концовку, чтобы
колобок остался не съеденным.
(
Закрывают глаза, думают, 1-2 ответа)
-У меня есть волшебная палочка:
-Раз, два,
три, повернись,
В колобка с
лисой превратись! (одевают маски)
Вариант сказки:
Лиса говорит:- Сядь ко мне на носок, да
пропой еще разок. Колобок запел, а лиса не съела. Говорит лиса:-Тебе певцом
надо быть, давай в лесу для лесных жителей устроим концерт, ты будешь песни
петь, а я на балалайке играть. Колобку очень понравилась идея лисы, и они
отправились готовиться к выступлению.
-Какими словами закончим
сказку? ( вот и сказке конец, …)
Справились и с этим заданием
Физкультминутка
-Колобок,
колобок, теплый и румяный.
Прыг, да скок,
прыг, да скок, припустился наш дружок.
То направо
повернул, то налево он свернул
То с листочком
закрутился, То с бельчонком подружился.
Покатился по
дорожке и попал ко мне в ладошки.
3. Задание
Мнемотаблицы .Отгадай по схемам сказку
-Лисичка со скалочкой — Теремок -Заюшкина
избушка
Сказка «Заюшкина избушка».
Расскажем по схеме сказку.
—Какими словами закончим сказку?
(Стали они жить поживать, да добра наживать)
-Какими словами еще заканчиваются сказки?
(- сказка ложь.да… , -устроили пир на
весь мир )
И в этой сказке навели порядок.
Мы справились со всеми заданиями Бабы Яги,
вернули порядок в сказках
-Мы с вами рисовали и пробовали
сочинять свои сказки.
Сейчас мы послушаем наиболее
получившиеся сказки
Вспомните, какое начало сказки, основную
часть и конец сказки.
Рассказывают дети свои сказки по
рисункам: Сказка «кот Рыжик»
-Это сказка или рассказ?
-Это народная или авторская сказка? автор
О. В.
-Чем отличается авторская сказка от
народной?
Вот такая у нас получилась книга сказок. Может
быть, когда вы вырастите из вас получатся хорошие сказочники и ваши сказки
будут читать другие дети.
Давайте мы ее положим в волшебную коробку,
отнесем другим ребятам, пусть тоже путешествуют по сказкам, прочитают наши и
сочиняют свои.
Стих: Ходят сказочки по
свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру
учились,
И как в доброй сказке
жили,
Сказочки кончаются, с
детками прощаются .
-Пора нам возвращаться из страны сказок
в детский сад
-Раз, два, три повернись,
В детский сад возвратись.
Итог: —Где побывали?
( в стране сказок)
-Чему нас учит сказка?
(быть добрыми, умными, поступать
правильно, на сказках учатся)
(Музыка «Сказки гуляют по свету»)
Отметить детей
.кто хорошо работал
Ход занятия:
-Ребята,
сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычный мир. В мир, где
происходят чудеса и превращения, где оживают сказочные персонажи. Вы
догадались, что это за мир?
-Мир
сказок.
—Но
прежде чем туда отправиться, нужно вспомнить, какие бывают сказки?
(. народные и авторские)
-Каких
авторов-сказочников вы знаете?
-Какие
сказочные герои встречаются в сказках?
-Сегодня
мы вспомним русские народные сказки и попробуем сочинить свою сказку.
-При
помощи каких предметов можно попасть в сказку,
назовите
волшебные предметы:
-У
меня нет волшебных предметов, но я знаю волшебные слова:
-2 раза хлопни, 3 раза топни,
Вокруг себя обернись и в сказочной стране очутись!
Вот волшебная коробка
—Что же внутри? Открываем
Достаем
книгу сказок. Рассматриваем несколько иллюстраций
-Какая
сказка? ….
Открываю
следующую страницу, а там картинка Бабы Яги и
записка:«-Здравствуйте,
детишки! Решили попутешествовать по сказкам? А вот и не пущу я вас туда., пока
не выполните все мои задания»
Вот
Б.Я перепутала все сказки. Попробуем выполнить задания Бабы Яги.
1.Задание.
Загадки:
-.Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее
кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
-.Посадил ее дед в поле Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули . Очень крупная была. Репка
—Дружно хором отвечай , персонажа из сказки
отгадай:
— Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кто такой Сивка – Бурка? (Конь.)
— Кто золотое яичко разбил? (Мышка.)
-«Узнай сказку по
отрывку».
—
«Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: —
Петя, не торопись, Петя, не торопись». («Петушок и бобовое зёрнышко».)
— «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит,
собака спит, куры тоже уснули, один дед не спит – телёночка делает». («Смоляной
бычок».)
2. Задание. Собери сказку по картинкам
4
сказки (в конвертах) на столе :
-Лисичка-сестричка и серый волк
-Волк и семеро козлят
-Гуси-лебеди
1 на полу- 5 чел. (из больших картин) (Колобок)
Проверяем
за столами сказки : рассказывают дети
-Как
называется? -Какие герои присутствуют в сказке? –Как заканчивается сказка?
Большие
картины к сказке Колобок : рассказывают дети
—Как
начинается? -Какие герои повстречались? -Чем закончилась сказка?
Давайте мы придумаем такую
концовку, чтобы колобок остался не съеденным.
( Закрывают глаза, думают, 1-2
ответа)
-У
меня есть волшебная палочка:
-Раз, два, три, повернись,
В колобка с лисой превратись! (одевают маски)
—Какими
словами закончим сказку? ( вот и сказке конец, …)
Справились
и с этим заданием
Физкультминутка
-Колобок, колобок, теплый и румяный.
Прыг, да скок, прыг, да скок, припустился наш дружок.
То направо повернул, то налево он свернул
То с листочком закрутился, То с бельчонком подружился.
Покатился по дорожке и попал ко мне в ладошки.
3.
Задание
Мнемотаблицы .Отгадай по схемам сказку
-Лисичка
со скалочкой —
Теремок -Заюшкина
избушка Расскажем по схеме сказку.
—Какими словами закончим сказку? (Стали они жить поживать, да добра
наживать)
-Какими
словами еще заканчиваются сказки?
(
-устроили пир на весь мир )
И в этой сказке навели порядок.
Мы
справились со всеми заданиями Бабы Яги, вернули порядок в сказках
4.
-Мы с вами рисовали и пробовали сочинять свои сказки.
Сейчас мы
послушаем наиболее получившиеся сказки
Вспомните, какое
начало сказки, основную часть и конец сказки.
Рассказывают
дети свои сказки по рисункам: Сказка «кот Рыжик»
-Это
сказка или рассказ?
-Это
народная или авторская сказка? автор О. В.
-Чем
отличается авторская сказка от народной?
Вот
такая у нас получилась книга сказок. Может быть, когда вы вырастите из
вас получатся хорошие сказочники и ваши сказки будут читать другие дети.
Давайте
мы ее положим в волшебную коробку, отнесем другим ребятам, пусть тоже
путешествуют по сказкам, прочитают наши и сочиняют свои.
Стих: Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру учились,
И как в доброй сказке жили,
Сказочки кончаются, с детками прощаются . (музыка)
-Пора
нам возвращаться из страны сказок в детский сад
-Раз, два, три повернись,
В детский сад возвратись.
Итог:
—Где
побывали? ( в стране сказок)
-Чему нас учит сказка?
(быть добрыми, умными, поступать правильно, на сказках учатся)
(Музыка «Сказки гуляют по свету»)
Отметить
детей .кто хорошо работал
1.Задание
. Загадки:
-.В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто
она такая?
Баба яга
—Красна девица грустна ,Ей не нравится
весна.
Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. ( Снегурочка)
-У Аленушки-сестрицы Унесли братишку птицы.
Высоко они летят Далеко они глядят Гуси-лебеди
-.Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее
кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
-.Посадил ее дед в поле Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули Очень крупная была. Репка
2. Задание дружно хором отвечай , персонажа из сказки
отгадай:
— Кто катился по дорожке? (Колобок.)
— Кто разрушил теремок? (Медведь.)
— Кто такой Сивка – Бурка? (Конь.)
— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
— Кто золотое яичко разбил? (Мышка.)
3. Задание
Собери сказку по
картинкам
6
сказок (в конвертах) на столе : -Лисичка-сестричка и серый волк
-Волк
и семеро козлят -3 медведя
-Царевна
лягушка -Снегурочка
-Гуси-лебеди
1 на доске-2 чел. (Колобок), 1 на полу- 2 чел. (из больших картин) (Колобок)
Проверяем
за столами сказки
-Как
называется? -Какие герои присутствуют в сказке? –Как заканчивается сказка?
Большие
картины к сказке Колобок
—Как
начинается? -Какие герои повстречались? -Чем закончилась сказка?
Давайте
мы придумаем такую концовку, чтобы колобок остался не съеденным. (
Закрывают глаза, думают, 1-2 ответа)
-У
меня есть волшебная палочка:
-Раз, два, три, повернись,
В колобка с лисой превратись! (одевают маски)
Вариант
сказки:
Лиса
говорит:- Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок. Колобок запел, а лиса не
съела. Говорит лиса:-Тебе певцом надо быть, давай в лесу для лесных жителей
устроим концерт, ты будешь песни петь, а я на балалайке играть. Колобку очень
понравилась идея лисы, и они отправились готовиться к выступлению.
-Какими
словами закончим сказку? ( вот и сказке конец, …)
Справились
и с этим заданием
Физкультминутка
-Колобок, колобок, теплый и румяный.
Прыг, да скок, прыг, да скок, припустился наш дружок.
То направо повернул, то налево он свернул
То с листочком закрутился, То с бельчонком подружился.
Покатился по дорожке и попал ко мне в ладошки.
4.
Задание
«Узнай сказку по
отрывку».
— «Как
выскачу, как выпрыгну – полетят клочки по закаулочкам». («Заюшкина избушка»
— «Ходила,
ходила Мащенька по лесу – совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую
чащу. Видит: стоит избушка». («Маша и медведь»)
— «Петушок
всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает: — Петя, не
торопись, Петя, не торопись». («Петушок и бобовое зёрнышко».)
— «Бабка спит, Танюшка спит, кошка спит, собака
спит, куры тоже уснули, один дед не спит – телёночка делает». («Смоляной
бычок».)
5.
Задание
Мнемотаблицы .Отгадай по схемам сказку
-Лисичка со скалочкой — Теремок —
-Заюшкина
избушка
Сказка
«Заюшкина избушка».
-Соберем
по порядку иллюстрации к сказке.
-Как начинается
сказка?
—
Кто помогал зайцу прогнать лису?
—Давайте
закончим сказку так, чтобы никто без домика не остался
( Закрывают глаза, думают, 1-2 ответа)
-Раз, два, три, повернись, в зайца, петуха и лису превратись!
Вариант
сказки:
Петух
с зайцем остались жить вдвоем. На следующее утро постучались в дверь, петушок
открыл, а на пороге стоит лиса с капустой для зайца и с пшеном для Пети и
говорит: Простите меня, пожалуйста, я вот вам гостинцев принесла. Петуху и
зайцу жалко стало лису, и они пустили ее к себе жить. Днем каждый своим делом
занят, а вечером собираются за круглый стол, чай пьют, сказки
рассказывают.
—Какими словами закончим сказку? (Стали они жить поживать, да добра
наживать)
-Какими
словами еще заканчиваются сказки?
(- сказка ложь., .вот и сказке конец … , -устроили пир на весь мир )
И
в этой сказке навели порядок.
Мы
справились со всеми заданиями Бабы Яги , попутешествовали по сказкам.
6.-Мы с
вами рисовали и пробовали сочинять свои сказки.
Сейчас мы
послушаем наиболее получившиеся сказки
Вспомните, какое
начало сказки, основную часть и конец сказки.
Рассказывают
дети свои сказки по рисункам: Сказка «кот Рыжик»
-Это
сказка или рассказ?
-Это
народная или авторская сказка? автор О. В.
-Чем
отличается авторская сказка от народной?
Вот
такая у нас получилась книга сказок. Может быть, когда вы вырастите из
вас получатся хорошие сказочники и ваши сказки будут читать другие дети.
Давайте
мы ее положим в волшебную коробку, отнесем другим ребятам, пусть тоже
путешествуют по сказкам, прочитают наши и сочиняют свои.
Стих: Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру учились,
И как в доброй сказке жили,
Сказочки кончаются, с детками прощаются .
-Пора
нам возвращаться из страны сказок в детский сад
-Раз, два, три повернись,
В детский сад возвратись.
Итог:
—Где
побывали? ( в стране сказок)
-Чему нас учит сказка?
(быть добрыми, умными, поступать правильно, на сказках учатся)
(Музыка «Сказки гуляют по свету»)
Отметить
детей, кто хорошо работал
— Проверка домашнего задания.
«Снегурочка» — немецкая народная сказка | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. |
Сходство | |
1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей | |
2. Соперничество в красоте. | |
3. Говорящее зеркальце. | |
4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та | |
5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи | |
6. Дело было зимой. | |
7. Захоронение в хрустальном гробу. | |
8. Царевны белы, чернобровы | |
9. Царевен спасают царевичи. | |
10. Злые царицы умирают в конце сказки | |
11. Семь карликов и семь богатырей. | |
12. Царь женится через год. | |
Различия. | |
Егерь | Чернавка |
У царевны был жених – царевич Елисей. | |
Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока | Царевич целует царевну. |
Карлики | Богатыри |
Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко | Только яблоко. |
Злую царицу убивают | Злая царица умирает от «тоски». |
Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер, | |
Злая царица разбивает зеркальце. | |
Проза | Стихотворная сказка |
— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.
— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.
— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).
— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).
— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.
Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)
«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»
— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)
— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).
— Итак, какой вывод мы можем
сделать?
Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.
— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.
Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.
Когда ее зеркальце хвалит:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.
— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?
(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).
Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.
— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.
— Обратите, например, внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.
— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.
А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».
Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.
— Давайте подведем итог.
Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).
Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.
Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам.