Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.
Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.
Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?
Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).
Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.
Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».
В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.
Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.
При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).
В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?
Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.
В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.
Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».
Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?
Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:
— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.
— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.
— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.
— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.
Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.
Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
- «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
- «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
- «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)
Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…
Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.
Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.
Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?
Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).
Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.
Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?
Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.
В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
Источник: Аctivityedu.ru
Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку, проверенные по критериям. В сочинениях выделены ошибки, даны рекомендации по их исправлению. Этот материал будет полезен тем, кто хочет научиться писать идеальное сочинение ЕГЭ.
Сочинение по тексту Горького на 22 балла. (Какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной?)
Сочинение по тексту Симонова на 20 баллов. (Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?)
Сочинение по тексту Пришвина на 23 балла. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Сочинение по тексту Пришвина на 16 баллов. (В чем заключается роль искусства?)
Сочинение по тексту Новикова на 8 баллов. (Проблема социальной незащищенности детей)
Сочинение по тексту Бека на 12 баллов. (Чем руководствуется человек, совершая подвиг?)
Сочинение по тексту Ткачёва на 15 баллов. (Проблема понимания подлинной красоты)
Сочинение по тексту Ткачёва на 18 баллов. (Проблема отношения человека в подлинной красоте)
Сочинение по тексту Кондратова на 19 баллов. (Проблема изменения в языке/ Каковы последствия изменений в языке?)
Сочинение по тексту Бакланова на 21 балл. (В чем причины войн?)
Сочинение по тексту Достоевского на 17 баллов (Можно ли построить абсолютное счастье на несчастье другого человека?)
Сочинение по тексту Бека на 24 балла. (Когда возможен массовый героизм?)
Сочинение по тексту Паустовского на 11 баллов. (Что такое шедевр?)
Сочинение по тексту Катаева на 17 баллов. (какова роль памятников и исторических мест в жизни человека?)
28-07-2021, 15:51
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 553
- 0
Подробнее
Сочинение ЕГЭ по тексту Симонова на тему: Что помогло людям выстоять в годы Великой Отечественной войны?
2-07-2021, 18:39
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 3 936
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:30
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 106
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:19
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 2 710
- 0
Подробнее
2-07-2021, 18:03
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 980
- 0
Подробнее
11-05-2021, 00:46
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 2 557
- 0
Подробнее
11-05-2021, 00:35
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 885
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:56
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 421
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:43
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 1 731
- 0
Подробнее
10-05-2021, 23:31
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021-2022 / Проверенные сочинения ЕГЭ по русскому языку
- admina
- 10 367
- 0
Подробнее
1 2
Назад
Вперед
чем отличается сочинение по литературе от сочинения по русскому языку егэ Ctege. info
02.09.2019 14:32:11
2019-09-02 14:32:11
В чем отличие итогового сочинения по ЕГЭ от сочинения по литературе?
Итоговое сочинение по русской литературе и обычное сочинение на литературную тему имеет достаточно глубокие отличия.
Самое яркое отличие — это использования конкретной темы произведения в обычном сочинении и свободный выбор литературных произведений в итоговом сочинении, выбор которых не ограничен.
Остальные нюансы очень хорошо видны в приведенной сравнительной таблице обычных сочинений и итоговых сочинений для ЕГЭ.
Итоговое сочинение по русской литературе и обычное сочинение на литературную тему имеет достаточно глубокие отличия.
В чем отличие итогового сочинения по ЕГЭ от сочинения по литературе?
Итоговое сочинение по русской литературе и обычное сочинение на литературную тему имеет достаточно глубокие отличия.
Самое яркое отличие — это использования конкретной темы произведения в обычном сочинении и свободный выбор литературных произведений в итоговом сочинении, выбор которых не ограничен.
Остальные нюансы очень хорошо видны в приведенной сравнительной таблице обычных сочинений и итоговых сочинений для ЕГЭ.
В чем отличие итогового сочинения по ЕГЭ от сочинения по литературе?
Итоговое сочинение по русской литературе и обычное сочинение на литературную тему имеет достаточно глубокие отличия.
Www. bolshoyvopros. ru
09.01.2019 15:57:56
2019-01-09 15:57:56
Сравнительная характеристика сочинений
По русскому языку и по литературе.
Как показывает практика, в настоящее время многие обучающиеся испытывают затруднения при написании сочинения по литературе, при этом школьниками прекрасно усвоены правила создания сочинения по русскому языку. Очевидно, что раньше большая часть усилий была направлена на выработку навыков, позволяющих ребятам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, а письменным творческим работам по литературе уделялось минимальное внимание.
В свете введения Итогового сочинения (изложения) как допуска к сдаче ЕГЭ представляется важным показать обучающимся разницу между частью 2 экзамена по русскому языку и работой, которая должна продемонстрировать начитанность и личностную зрелость выпускников.
Итоговое сочинение – новый вид проверочной работы, апробированный в декабре 2014 года.
Как указано на сайте ФИПИ, «сочинение оценивается по пяти критериям:
Аргументация, привлечение литературного материала;
Важным уточнением является тот факт, что «опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.». Для получения «зачета» за «итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5)»[1].
Часть 2 в ЕГЭ по русскому языку «содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста». При проведении экзамена в 2014-2015 учебном году «для оценки его выполнения была разработана система, включающая 12 критериев. Одни предусматривали оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1; другие – от 0 до 2; третьи – от 0 до 3 баллов. Максимальное количество первичных баллов за вторую часть работы составило 24 балла» [2].
Исходя из затруднений, испытываемых обучающимися при подготовке к зачету, целесообразным представляется сопоставление структуры и содержания части 2 ЕГЭ по русскому языку и Итогового сочинения.
На первом этапе анализа различие этих двух видов письменных работ кажется минимальным, поскольку любое сочинение содержит три компонента: вступление, основную часть и заключение.
Работа над аргументами также сходна, поскольку включает следующие элементы:
Но существуют некоторые различия между частью 2 ЕГЭ по русскому языку и Итоговым сочинением. Сопоставим два сочинения, рассмотрев объем, виды и содержание вступления, основной части и заключения.
Первым существенным различием является объем работы.
Виды и формы вступления также различаются.
Виды и формы вступления
Наибольшие различия между сочинением по русскому языку и сочинением по литературе содержатся в основной части. *
Содержание основной части
Варианты заключений Итогового сочинения и части 2 ЕГЭ примерно схожи.
Виды заключения
Таким образом, тщательно разъяснив обучающимся разницу между двумя видами работ, мы облегчаем и для учителя, и для ученика их подготовку и успешное выполнение.
Список литературы:
Итоговое сочинение (изложение). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fipi. ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_yazyk_2016.pdf
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_uchastnikov. docx
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для экспертов итогового сочинения (изложения). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_ekspertov. docx
Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе /Нарушевич А. Г., Нарушевич И. С., под ред. Сениной Н. А. Ростов н/Д: Легион, 2014.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки / Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. Ростов н/Д: Легион, 2014.
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_yazyk_2016.pdf
Сравнительная характеристика сочинений
По русскому языку и по литературе.
Как показывает практика, в настоящее время многие обучающиеся испытывают затруднения при написании сочинения по литературе, при этом школьниками прекрасно усвоены правила создания сочинения по русскому языку. Очевидно, что раньше большая часть усилий была направлена на выработку навыков, позволяющих ребятам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, а письменным творческим работам по литературе уделялось минимальное внимание.
В свете введения Итогового сочинения (изложения) как допуска к сдаче ЕГЭ представляется важным показать обучающимся разницу между частью 2 экзамена по русскому языку и работой, которая должна продемонстрировать начитанность и личностную зрелость выпускников.
Итоговое сочинение – новый вид проверочной работы, апробированный в декабре 2014 года.
Как указано на сайте ФИПИ, «сочинение оценивается по пяти критериям:
Аргументация, привлечение литературного материала;
Важным уточнением является тот факт, что «опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.». Для получения «зачета» за «итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5)»[1].
Часть 2 в ЕГЭ по русскому языку «содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста». При проведении экзамена в 2014-2015 учебном году «для оценки его выполнения была разработана система, включающая 12 критериев. Одни предусматривали оценку соответствующего умения баллами от 0 до 1; другие – от 0 до 2; третьи – от 0 до 3 баллов. Максимальное количество первичных баллов за вторую часть работы составило 24 балла» [2].
Исходя из затруднений, испытываемых обучающимися при подготовке к зачету, целесообразным представляется сопоставление структуры и содержания части 2 ЕГЭ по русскому языку и Итогового сочинения.
На первом этапе анализа различие этих двух видов письменных работ кажется минимальным, поскольку любое сочинение содержит три компонента: вступление, основную часть и заключение.
Работа над аргументами также сходна, поскольку включает следующие элементы:
Но существуют некоторые различия между частью 2 ЕГЭ по русскому языку и Итоговым сочинением. Сопоставим два сочинения, рассмотрев объем, виды и содержание вступления, основной части и заключения.
Первым существенным различием является объем работы.
Виды и формы вступления также различаются.
Виды и формы вступления
Наибольшие различия между сочинением по русскому языку и сочинением по литературе содержатся в основной части. *
Содержание основной части
Варианты заключений Итогового сочинения и части 2 ЕГЭ примерно схожи.
Виды заключения
Таким образом, тщательно разъяснив обучающимся разницу между двумя видами работ, мы облегчаем и для учителя, и для ученика их подготовку и успешное выполнение.
Список литературы:
Итоговое сочинение (изложение). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fipi. ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_yazyk_2016.pdf
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_uchastnikov. docx
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для экспертов итогового сочинения (изложения). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fipi. ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_ekspertov. docx
Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м классе /Нарушевич А. Г., Нарушевич И. С., под ред. Сениной Н. А. Ростов н/Д: Легион, 2014.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки / Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. Ростов н/Д: Легион, 2014.
В свете введения Итогового сочинения (изложения) как допуска к сдаче ЕГЭ представляется важным показать обучающимся разницу между частью 2 экзамена по русскому языку и работой, которая должна продемонстрировать начитанность и личностную зрелость выпускников.
, Нарушевич И.
Infourok. ru
28.11.2017 11:00:52
2017-11-28 11:00:52
Источники:
Https://otvet-electron. work/posege2021/
Https://ctege. info/primeryi-sochineniy-ege/primeryi-sochineniy-ege-2019-po-russkomu-yazyiku. html
Http://www. bolshoyvopros. ru/questions/2238543-chem-otlichaetsja-itogovoe-sochinenie-ege-ot-obychnogo-sochinenija-po-literature. html
Https://infourok. ru/chem-otlichaetsya-itogovoe-sochinenie-ot-sochineniya-po-russkomu-yaziku-1003372.html
Быть писателем может не каждый. Для кого-то написать сочинение ничего не стоит, а кому-то сразу становится плохо от одной только мысли, что нужно что-то придумать. Сразу возникает вопрос о том, как начинать сочинения-рассуждения, что написать и каким образом подогнать текст под нужный объем. Однако если разобраться, то здесь все предельно просто: немного времени, толика смекалки и можно действовать.
Начать с середины
Начало сочинения по русскому языку может быть разным. Кто-то пишет о том, что будет в тексте, кто-то начинает рассказывать об одном и плавно переходит к основной теме. Но все без исключения задумываются о том, как можно начать сочинение-рассуждение, какой тезис использовать, с чего приступить к рассказу.
Некоторые долго размышляют над этими вопросами, а кое-кто приспособился обходить их хитрыми уловками: они сначала описывают самое важное, потом делают вывод и только в конце пишут «второй вывод» написанного, который и является началом сочинения. Проще говоря, это метод, который основан на том, что написание сочинения-рассуждения начинается с основных моментов. Следует рассмотреть его поэтапно.
Этапы написания текста
- Главная мысль. Исполнителю не стоит задумываться о том, как начать свой текст, какой подобрать тезис или поставить вопрос. Начало лучше отложить на потом. Первым делом стоит показать основную мысль сочинения, полностью раскрыв тему.
- Подводим итоги. Последний абзац каждого сочинения отведен для того, чтобы подвести итоги написанного. То есть необходимо подтвердить или опровергнуть сказанное, в зависимости от цели произведения.
- Вступительная часть. Написать начало к тексту намного легче, когда готово само сочинение. Начало сочинения-рассуждения может быть представлено в виде вопроса или тезиса. Также работу можно начать несколькими утвердительными предложениями, которые подтверждаются в выводах. Проще говоря, вступительная часть следует из выводов.
Почему начинать с середины легче?
Каждое сочинение состоит из трех основных составляющих:
- Введение.
- Основная часть.
- Выводы.
Всегда есть задание, на какую тему нужно написать сочинение, то есть о чем должна быть основная часть. Именно поэтому начинать текст с раскрытия темы намного легче. После этого уже становится понятным, как можно начать сочинение и чем его закончить. Эта методика позволяет более целесообразно распределить время для выполнения задания, что особенно уместно на ЕГЭ.
Сколько должна занимать вступительная часть?
Вступительная часть сочинения не должна быть большой — максимум 5 предложений. Этот абзац должен отвечать на такие вопросы:
- Что будет написано?
- Какое мнение я буду отстаивать?
- С чем ассоциируется у меня тема сочинения?
- Почему я хочу это написать?
Отвечая на вопрос о том, как начинать сочинения, можно сказать, что во вступительной части нужно написать концентрированную, сжатую информацию, а в основной — разбавлять ее объяснениями.
Каким может быть введение?
В любом деле самое сложное — это начало. У многих возникает вопрос о том, как начать сочинение на тему, заданную преподавателем. Введение сочинения может иметь несколько вариантов:
- Аналитика. Исполнитель анализирует основную тему сочинения и отстаивает свою точку зрения. Он может, к примеру, согласиться с какими-то фактами или высказываниями или же опровергнуть то, что было доказано ранее. Оперируя здравым смыслом и логичными рассуждениями, автор обязан показать, почему он считает так, а не иначе. И во вступительной части необходимо написать о том, какая точка зрения поддерживается автором и с какой стороны это будет рассматриваться.
- Общая характеристика. Особенно актуален этот вариант введения, когда нужно проанализировать литературного героя или сюжет конкретного произведения. Тогда можно начинать сочинение с описания общей его характеристики, значения и роли.
Немного истории. Подобное вступление опирается на описание эпохи и ее составляющих, которые состоят из политических, социальных и культурных взглядов, что характерны тому периоду времени. Такая вступительная часть встречается очень часто, поэтому лучше от нее воздержаться. Итак, вам не известно, как начать сочинение? ЕГЭ — это очень серьезное испытание для старшеклассников, поэтому в своей работе историю лучше не применять.
- Лирика. Пожалуй, это универсальное вступительное средство, которое активно используется не только для школьных сочинений, но и в большой литературе. Как начинать сочинения подобным образом? Да очень просто! Необходимо соединить тему и жизненный опыт. К примеру: «В прошлом году в моей деревне…» или «Когда-то я поехал…».
- Современность. Очень часто можно встретить сочинения, которые начинаются словами: «В современную эпоху, когда изменилось…». Перекличка с современностью может стать обоюдоострым мечом, который способен как защитить своего создателя, представив автора как эрудированную личность, так и погубить его творение, превратив текст в очередную критику современности. Здесь главное — следить за основной мыслью текста.
Свое мнение
Неважно, каким будет введение текста — лирическим или историческим. Главное, чтобы автор показал свою мысль, то, как думает именно он, а не книги с готовыми сочинениями. Для этого можно использовать такие речевые клише, как:
- «Смысл последних предложений произведения говорит о том, что…».
- «На мой взгляд, здесь идет речь о том, что…».
- «Я думаю, что мысль автора этого произведения, состоит в том…».
- «Автор этой книги заставляет читателя задуматься над такими вопросами, как…».
- «Главная мысль текста заключается в следующем…».
- «Поддерживая высказывание автора, я понимаю его как…».
Во вступительной части можно оперировать вводными словами, которые подтверждают личную мысль автора.
Сочинение на ЕГЭ: рекомендации по написанию вступительной части
Особенно остро вопрос о том, как начинать сочинения, стоит перед участниками ЕГЭ, когда нервы и так пребывают в напряженной нестабильности, а еще и тема сочинения находится далеко от имеющихся в голове знаний.
Первое, что нужно сделать, — это успокоиться. Если тема сочинения для вас нова, необходимо определить, что именно о ней известно, и начать об этом писать. Это будет основная часть сочинения. Раскрыть вопрос, в котором автор максимально осведомлен, нужно как можно шире. Только после этого можно приступить к написанию введения. Если заданная тема и написанное соответствуют, то можно просто вспомнить высказывания известных людей и добавить вводные клише или же ограничиться несколькими предложениями аналитического, лирического или характеризующего типа.
Когда заданная тема не особо соответствует написанному, так как оно отражает одну из возможных граней основной идеи, тогда во вступительной части необходимо оперировать собственным мнением. К примеру, можно начать следующим образом: «По этому вопросу существует много мнений, но мне кажется, что…».
Писать сочинения просто. И если нет идей, с чего начать текст, можно просто пробовать раскрывать основную тему, а начало написать в конце.
Итоговое сочинение: структура, регламент, подготовка
Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Интересный факт — опираться можно даже на Библию.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:
✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,
✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.
Существует пять критериев оценивания:
- соответствие теме,
- аргументация (привлечение литературного материала),
- композиция и логика рассуждения,
- качество письменной речи,
- грамотность.
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112020 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Из чего состоит итоговое сочинение
Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.
Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.
План итогового сочинения
Часть 1. Вступление
Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.
✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».
✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».
Часть 2. Основной текст
Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:
✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».
✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».
Переход ко второму аргументу может звучать так:
✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…».
Часть 3. Заключение
В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:
✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».
✅ «Таким образом, можно сделать вывод…».
Как писать итоговое сочинение 11 класса
Как проходит итоговое сочинение
Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.
Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020-2021 учебном году:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения.
Как готовиться к итоговому сочинению
Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.
Изучите сайт ФИПИ
На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.
Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ
Чтение литературы
Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.
Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.
Тренироваться
Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.
<<Блок перелинковки>>
В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.
План работы над итоговым сочинением
Пишите подростку письма
Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.
Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.
Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.
Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.
Резюме
Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.
Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку?
Русский язык – в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.
Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250–300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.
Суть задания
В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.
В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.
- Формулировка проблемы.
- Её комментарий.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Первый аргумент (пример из литературы).
- Второй аргумент (пример из опыта).
- Заключение.
Введение
Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.
Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.
План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы:
- Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
- Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ…»
- Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».
Комментарий
Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление – 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:
- По структуре авторского текста.
- Через анализ актуальности поднятой темы.
В первом случае предстоит ответить на вопросы:
- С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
- На каком материале её раскрывает?
- Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
- Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?
Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:
- Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
- Насколько она сегодня актуальна?
- Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
- Если проблема нова, то что способствовало её появлению?
План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни…».
Авторская и собственная позиция
Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:
- «Писатель считает, что…»
- «По мнению автора…»
- «Свою позицию писатель выразил в словах…»
Фамилию и инициалы автора следует указывать полностью, так как проверяющими оценивается фактологическая точность.
Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым.
План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:
- «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
- «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
- «Я согласен с автором, что…»
При иной точке зрения, допустимы обороты:
- «Мнение автора интересно, но…»
- «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
- «Нельзя не согласиться с писателем, что , однако…»
Аргументация позиции
Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором – эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:
- «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя »
- «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
- «Об этом говорил в своей поэме…»
- «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
- «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
- «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»
Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.
Заключение
План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:
- Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
- Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
- Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
- Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»
Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты.
На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ? План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.
План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 года: структура
Единый государственный экзамен стал самым важным испытанием для школьников XXI века. С каждым годом методы проведения тестирования и способы проверки работ становятся более технологичными.
Помимо технологий ежегодно модернизируются и усложняются сами задания. В данной статье написано все о порядке проведения ЕГЭ по русскому языку в 2020 году, а конкретно об изменениях по части сочинений, также представлен краткий обзор модернизации ЕГЭ 2020.
Структура КИМов 2020 года
Экзаменационный билет ЕГЭ 2020 года по русскому языку состоит из 27 заданий, которые разделены на две части:
Часть | Кол-во заданий | Максимальный балл | Тип ответа |
І | 26 (с 1 по 26) | 34 | краткий (тесты) |
ІІ | 1 (27 задание) | 24 | развернутый (сочинение) |
На выполнение работы отводится 210 минут (3,5 часа). Использование дополнительных материалов и оборудования запрещено.
Выполнив правильно все задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ). Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый).
Это значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы.
Общие изменения в ЕГЭ 2020. Что нового?
Самым главным изменением в Едином государственном экзамене 2020 года является сдача третьего обязательного экзамена – по отечественной истории. Окончательное решение по данному поводу будет принято в сентябре или октябре 2019.
Общее количество экзаменов будет доходить до 5.
В 2020 году изменятся количество и формулировки заданий.
Это коснется следующих предметов:
- русский язык (подробности ниже);
- биология;
- литература;
- иностранные языки;
- история и обществознание.
Серьезных перемен не будет.
В КИМы добавят некоторые материалы для полного обхвата школьного курса, так как при анализе экспертами заданий ЕГЭ 2017 и 2018 стало ясно, что многие теоретические вопросы не были затронуты. Критерии, по которым определяется количество баллов за то или иное задание также не претерпят коренных изменений.
Меры проведения ЕГЭ 2020 по последним данным будут ужесточены по сравнению с 2019 годом по аналогии с 2017 и 2018 годами. Например, на 2019 год ожидается, что сдача Единого государственного экзамена будет разрешена в родных школах при наличии особого контроля, но при прохождении ЕГЭ 2020 школьники точно не получат никаких льгот.
ЕГЭ по русскому языку 2020
Экзамен по русскому языку будет поделен на две части – устную и письменную. Если в 2018-2019 школьники сдают устную часть только в рамках ОГЭ, то в 2020 году устное тестирование будет и в ЕГЭ. Устная часть сдается за два месяца до основной части экзамена.
Ученики будут проходить проверку на:
- умение работать с текстом;
- умение составлять план по ключевым моментам текста;
- навыки быстрого прочтения и запоминания информации;
- эрудицию.
Письменная часть будет также состоять из изложения, теста и сочинения. Количество заданий будет доходить до 27.
Планируется введение новых вопросов по анализу орфографии и пунктуации в тексте.
Теперь рассмотрим наиболее сложный вопрос для большинства школьников – написание сочинения.
Важные нововведения
Небольшие изменения в КИМы были внесены еще в прошлом году. В частности, были уточнены критерии, по которым эксперты оценивают сочинение, и новые нормы будут актуальны на ЕГЭ по русскому в 2020 году.
Всего ФИПИ разработало 12 критериев оценивания. Уточнены были только два из них:
- К2 – теперь комментарий к проблеме должен включать минимум 2 примера с пояснениями, которые отражают понимание экзаменуемым сути проблемы;
- К4 – выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора, обосновав его.
Предлагаем более детально узнать о том, как будут оценивать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2020 и какое примерное количество баллов можно набрать за выполнение тех или иных требований, ознакомившись с полным списком критериев:
Советы педагогов
Репетиторы, имеющие большой опыт подготовки к ЕГЭ, рекомендуют готовиться к написанию сочинения по такому плану:
- Ознакомиться с основными требованиями ЕГЭ по русскому 2020 и понять, какой должна быть правильная структура сочинения и какие проблемы могут быть предложены на экзамене.
- Проработать план, который станет опорой при написании экзаменационной работы на любую из возможных тем.
- Вспомнить произведения и выписать в тетрадь основные факты, которые могут пригодиться при написании сочинения.
- Практиковаться в выполнении задания №27 с использованием готовых клише.
Принимая во внимание все изменения и нововведения в КИМы по русскому языку ЕГЭ 2020, можно вывести универсальную структуру сочинения достойного отличной оценки.
Структура состоит из следующих пунктов:
- формулировка проблемы (вопроса, высказывания);
- личный комментарий по поводу проблемы (слов автора);
- описание позиции автора;
- обращение к тексту и поиск одного или двух примеров, подчеркивающих справедливость или несправедливость высказывания (сути проблемы);
- обозначение логической связи примеров друг с другом и с общим смыслом работы;
- отношение к авторской позиции и краткое обоснование своего выбора;
- подведение вывода и его краткая характеристика.
На первый взгляд структура достаточно сложная и трудновыполнимая, однако, если грамотно поработать над каждым пунктом заранее и разобрать все закономерности написания каждого элемента, то на экзамене будет обеспечен высший балл..
Круг проблем
В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%.
Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.
Важно! Для того, чтобы определить, какая именно тема затронута в задании, необходимо внимательно ознакомиться с текстом.
План сочинения
Требуемый экспертами план написания 27-го задания не изменится в 2020 году. Он также будет состоять из вступления, основной части и вывода. Эти блоки будут подразделяться на личные комментарии, примеры, обоснование своих слов и т.д.
Важно помнить, что основной упор при написании текста нужно делать на примеры и аргументацию личных слов и высказываний автора.
В качестве примеров можно брать следующие материалы:
- ситуации и образы из художественной литературы (самый лучший вариант);
- события и образы из реальной истории;
- случаи из собственной жизни (не рекомендуется экспертами);
- информация из представленного в КИМе текста.
При написании точных примеров, иллюстрирующих главную проблему сочинения, и грамотной аргументации личных и авторских текстов работе буде гарантирован наивысший балл.
Клише
Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям. Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише:
Стоп-слова
Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа.
Предлагаем ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.
Заключение
Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок.
Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения:
План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 году
Экзамен по русскому языку требует особенной подготовки у школьников. Предмет является обязательным для сдачи и от результатов написания зависит поступление в университет.
Одной из главных заданий экзаменационной работы является написание сочинения. В КИМах это задание №27. При написании работы следует учитывать некоторые требования. Проверка сочинения осуществляется учителем, а не компьютером, поэтому выпускник может рассчитывать на «человеческое» отношение к своей работе.
Структура КИМов 2020 года
Комплексное итоговое задание для школьника разделено на 2 части. Всего нужно выполнить 26 тестовых заданий и написать сочинение по заданной теме, которая будет прописана в 27 пункте.
За правильно выполненную первую часть можно заработать максимально 34 балла. Самый высокий балл за сочинение составляет 24 балла. На выполнение работы дается 210 минут.
Важно: проверяющие строго следят за тем, чтобы школьники не пользовались вспоминающими техническими устройствами и дополнительными материалами.
При подготовке школьник должен уделять не только максимальное количество времени повторению теоретических знаний, но и как можно больше практиковаться в написание сочинений.
Важные нововведения
Незначительные изменения произошли в прошлом году: немного скорректировали критерии оценки по сочинению. Эти нововведения будут актуальными и в 2020 году.
ФИПИ приняла всего 12 критериев по которым происходит оценка результата работы выпускников, подлежали изменению только 2:
- К2 вепрь должен содержать 2 примера, которые бы полностью раскрыли проблематику текста;
- К4 подразумевает объективную оценку к мнению автора и выражение своего мнения посредством аргументов и доводов.
Полный список критериев есть на официальном сайте ФИПИ. Перед подготовкой к экзамену всем школьником настоятельно рекомендуется ознакомиться с этой информацией.
Читайте еще: Призывной возраст в России в 2020 году
Советы педагогов
Родители, которые ответственно относятся к будущему ребенка заранее беспокоятся о его подготовке. Кто -то перелагает помощь посредствам собственных знаний и опыта, есть те, кто предпочитают нанять репетитора или отдать выпускника на подготовительные курсы.
Очень многие педагоги придерживаются следующего мнения работы по сочинению:
- Ознакомится с требованиями и выявить пробелы в знаниях относительно пунктов, предложенных ФИПИ;
- Составить план работы с сочинением, который станет основой для написания любой темы;
- Проанализировать произведения школьной программы по литературе и использовать их в качестве подтверждающих аргументов;
- Нарабатывать практику написания с помощью тестовых заданий и при проверке ссылаться на указанные в пособии ответы;
Структура сочинения
Чтобы знать чего ожидать на экзамене и в каком формате будут сформулированы задания, школьник должен обязательно зайти на сайт ФИПИ и ознакомится с вариантами КИМов прошлых лет.
Работы, которые претендуют на высокий балл должны быть фактуальными, концептуальными и содержать скрытый подтекст.
Важно включить в сочинение такие блоки:
- Первоначальная тематика проблемы;
- Комментарий к проблема, ее словесная зарисовка;
- Описание позиции автора (что именно он думает по этой теме);
- Выражение собственного мнение к позиции автора;
- Краткий вывод;
Если школьнику сложно понять с первого раза что от него требуется, то при подготовке следует начать с анализа уже готовой работы в дидактическом материале.
Не следует надеяться на готовые тексты. В первую очередь при проверке учитель смотрит на уникальность работы и ее информационное содержание. Кроме того, далеко не все работы, которые представлены, как образец для сочинения содержат актуальные требования 2020 года.
Круг проблем
В 2020 году ребята пишут о совершенно разных проблемах. Какая именно попадется тема узнать заранее невозможно. Это может быть военная проблематика, а может быть дана тема о засорение русского языка жаргонизмами.
Тем не менее, есть список тем, которые попадаются чаще всего. Обычно репетиторы предлагают выпускникам подбирать аргументацию из литературных произведений именно по списку наиболее частых вариантов.
Важно: определение темы- один из важнейших критериев написания сочинения. Если школьник неправильно истолкует попавшийся текст, то сочинение может быть аннулировано. Поэтому перед написанием следует очень внимательно его прочитать 2-3 раза.
Есть замысловатые темы, которые требуют детального изучения, например «Отсутствия опыта общения с природой» или «Проблема ответственности перед будущими поколениями».
План сочинения
План значительно упрощает написание сочинения потому, что является универсальным средством и подойдет под написание абсолютно любой проблематики.
Как показывает практика, больше всего вопросов возникает при подборе примера или аргументации мнения. Школьники затрудняются выбрать нужное произведение и учителя стараются сконцентрировать внимание на следующих моментах:
- Аргумента должно быть 2;
- Должна присутствовать связь между примерами;
- К каждому примеру требуется добавить пояснение;
Аргументы являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора.
Клише
Использовать в ЕГЭ неуникальные тексты строго запрещено. Работа, списанная из пособия, заслужит 0 баллов. Тем не менее никто не запрещает брать шаблонные фразы и разбавлять их словами, вставлять свои мысли в контекст и нанизывать, как бусины на нить, клише придавая смысл сочинению.
Стоп слова
Есть список определенных стоп-слов, использование которых строго запрещено при написании работы школьником. Сюда относятся фразы, которые делают текст некрасивым, с точки зрения стилистики и грамматики. Порой изобилие речевых оборотов приводит к употреблению так называемых «Стоп-слов». Например, запрещено употреблять фразы типа:
- Автор в своем тексте;
- Автор пытается;
- Данный текст;
- Достаточно;
- Чрезмерное употребление гипербол;
- Еще одним примером может служить;
Нет ничего плохого в том, что выпускник разбавляет свои мысли красивыми эпитетами и метафорами. Главное, чтобы он не увлекся.
Заключение
Написать достойное сочинение по ЕГЭ очень просто. Нужно знать основные особенности и мыслить глубоко, уметь рассуждать и корректно излагать свои мысли на бумаге. А также нужно иметь в арсенале хорошую базу аргументов из различных литературных произведений, просмотра фильмов или спектаклей, которые можно применить при написании.
План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2019 года
Планируете сдавать в 2019 году ЕГЭ по русскому языку – узнайте, какие нововведения планирует ФИПИ, как изменится структура экзамена, а также, как составить план сочинения и подобрать удачный пример из произведений для раскрытия проблемы.
Не секрет, что именно сочинение большинство выпускников считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому, а значит именно этой теме стоит уделить особое внимание при подготовке к экзаменам 2018-2019 учебного года.
Формулировка задания №27
Последнее (теперь 27-е) задание ЕГЭ по русскому языку – это, как и ранее, сочинение, но в 2019 году ФИПИ внесло некоторые корректировки в саму формулировку поставленной задачи.
Одной из проблем, часто встречающихся в работах выпускников, стало чрезмерное цитирование.
Эксперты отмечают, что в сочинениях часто можно встретить большой объем чужих мыслей, но крайне редко отображена позиция самого экзаменуемого.
Именно поэтому в 2019 году на ЕГЭ по русскому языку структура сочинения была несколько изменена, а таблица оценивания получила новые критерии. Согласно новым правилам в сочинении должны присутствовать:
- пояснения к каждому приведенному примеру;
- смысловая связь между приведенными в сочинении примерами;
- отношение экзаменуемого к позиции автора;
- обоснование своей позиции.
Важно! Минимальный объем сочинения остался неизменным и составляет 150 слов. Но, педагоги рекомендуют ориентироваться на написание минимум 200-250 слов.
Критерии оценивания
Составляя план сочинения по русскому языку необходимо в первую очередь ориентироваться на критерии оценивания, обновленные для данного предмета ЕГЭ в 2019 году.
Особого внимания в этом году заслуживают критерии:
- К2 (комментарий к проблеме);
- К4 (отношение экзаменуемого к позиции автора).
Полный список критериев, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке 27-го задания с развернутым ответом, приведены в демонстрационном варианте 2019 года.
Структура сочинения по новым стандартам
С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:
- Проблема.
- Комментарий к проблеме.
- Описание позиции автора.
- Отношение экзаменуемого к позиции автора.
- Обоснование своей позиции.
- Вывод.
Текст сочинения должен нести в себе три основных типа информации: фактуальную (реальные факты), концептуальную (субъективное мнение) и подтекстовую (подразумеваемую).
План сочинения
С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.
№ | План | Пояснения |
1 | Вступление | Подводка к проблеме 2-3 предложения |
2 | Формулировка проблемы | 2-4 предложения |
3 | Связка | 1-2 предложения |
4 | Комментарий, 1-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
6 | Связка | 1-2 предложения |
7 | Комментарий, 2-й пример + пояснение | Сколько потребуется |
9 | Связка | 1-2 предложения |
10 | Позиция автора | 1-2 предложения |
11 | Собственное отношение к позиции автора | 1-2 предложения |
12 | Аргументация собственной позиции | 2-4 предложения |
13 | Вывод (заключение) | 2-3 предложения |
Именно примеры, комментарии и пояснения к ним являются основными блоками сочинения, а соответственно и требуют особого внимания. В качестве можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений. Но, при этом важно помнить, что комментарий должен иметь такую структуру:
- пример;
- пояснения к примеру;
- связующий текст;
- пример-иллюстрация;
- пояснение к иллюстрации.
Круг проблем
Основной задачей, стоящей перед экзаменуемым, будет формулировка проблемы. Далеко не всегда с первого прочтения можно правильно понять поднимаемую в тексте проблему и позицию автора.
Важно! Чаще всего в текстах проблему формируют либо в самом начале, либо в конце. Также при чтении необходимо выделить ключевую лексику, выражающую основную мысль. Она поможет правильно написать комментарий.
Круг проблем, которые могут поднимать тексты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, достаточно широк, что не дает возможности составить примерное сочинение для экзамена заблаговременно. Но, проработав каждую из предложенных тематик, вы без труда сможете выполнить работу, приведя необходимые аргументы и пояснения.
Клише для сочинения
Взяв за основу любой пример сочинения по русскому языку, составленный с учетом новых требований ЕГЭ 2019 года, можно выделить основные клише – фразы, характерные для того или иного блока. Используя такие «фразы-помощники», вы легко составите свой текст, нанизывая слова на основу, как жемчужные бусинки на прочную нить основы.
Предлагаем вашему вниманию такие клише для сочинений 2018-2019 учебного года.
Запрещенные слова
Если есть рекомендованные фразы, то должны быть и слова, которые нежелательно использовать при написании экзаменационного сочинения. Конечно, официально такого анти-словарика не существует, но опытные педагоги составили свой список слов и фраз, которые могут быть истолкованы неоднозначно, являются некорректными с точки зрения русского языка или искажают действительность.
Стремитесь избегать таких оборотов и фраз в своих сочинениях и вы обязательно добьетесь желаемого результата. Также стоит вычитать на предмет присутствия нежелательных слов каждый пример сочинения по русскому, если вы используете таковые при подготовке к ЕГЭ в 2018-2019 учебном году.
Готовые сочинения
Конечно, многие 11-тиклассники в преддверии 2019 года будут искать готовые сочинения по русскому языку, чтобы облегчить для себя подготовку к ЕГЭ. Сразу стоит предостеречь многих от такого на первый взгляд простого, но изначально неправильного пути. Важно понимать такие истины:
- Тема сочинения 2019 года никому неизвестна.
- Невозможно заготовить или заучить 3-5 сочинений и рассчитывать на успех.
- Без глубокого понимания проблемы получить максимально возможные 24 балла за 27 заданий практически невозможно.
Существует ли альтернатива? Вместо готовых сочинений стоит искать модульные части, из которых можно будет быстро составить необходимый текст во время экзамена. Очень помогут в этом списки произведений, раскрывающие ту или иную проблему, а также готовые клише для формулировки собственного отношения к мнению автора.
План сочинения ЕГЭ по русскому языку
Если знаешь, как выполнять ту или иную работу, поставленная задача не кажется трудновыполнимой. Согласны? При сдаче экзамена по русскому языку действует тот же принцип. Важно понимать, как устроено сочинение. Только при этом условии можно безошибочно «попасть» в критерии.
Ранее мы разработали шаблон сочинения, но он удобен не для всех. Люди склонны отстаивать свою индивидуальность — это нормально, это правильно. Человеку, который не хочет пользоваться фразами-клише, достаточно плана, отражающего логику работы. Ниже мы напишем такой план с краткими ми к каждому пункту.
Подробнее о структурных элементах сочинения вы можете прочитать в других материалах сайта.
Вступление
Часть сочинения, подводящая читателя к рассуждению. Можно сказать пару слов о проблеме и ее актуальности, привести цитату, задать риторический вопрос. Вступление не оценивается по критериям. Его задача — выстроить логичное изложение.
Объем: 1-3 предложения.
Формулировка проблемы исходного текста
Ключевой пункт плана. Только с сочинением, где верно сформулирована проблема, можно получить 90 и более баллов за экзамен. О поиске проблемы мы писали ранее. Обратите внимание, что само слово «проблема» можно не использовать, если вы решили сформулировать ее при помощи вопроса. Выбор способа остается за вами. Главное — правильность, приоритета не существует.
Объем: 1-3 предложения.
Совет: пишите с небольшими подробностями. В первом предложении можно сформулировать проблему, во втором — кратко ее пояснить. Если этого не сделать, сочинение может получиться «сухим».
Комментарий
Самая большая часть сочинения. Но сложность заключается не только во внушительном объеме. Для понимания сути и принципов написания нужно поработать: и с учителем, и самостоятельно. Подробнее о комментарии читайте в отдельном материале, кликнув по соответствующему заголовку в данной статье.
Объем: 5-8 предложений.
Совет: пользуйтесь фразами-клише, даже если намеренно не хотите этого делать. Без шаблонных предложений легко уйти не в ту сторону, начав пересказывать исходный текст.
Позиция автора
Если вы поняли текст, можете особо не беспокоиться о данной части сочинения, потому что найти позицию автора достаточно просто. Единственная сложность — краткая и четкая формулировка понятой вами идеи.
Объем: 1-3 предложения. Приведите четкую формулировку, не забыв упомянуть слово «позиция». При желании можете пояснить сказанное.
Совет: следите за соответствием авторской позиции выбранной вами проблеме. Можно выявить правильную позицию автора, но по другой проблеме, содержащейся в этом же тексте.
Собственная позиция
Аналог авторской позиции, но еще более простой. Сказать о том, что ты думаешь, всегда проще, чем писать о мыслях незнакомого человека.
Объем: 1-3 предложения.
Совет: не пишите о радикальной точке зрения, даже если вы ее придерживаетесь — могут возникнуть проблемы с аргументами. Прежде чем сформулировать собственную позицию, подумайте, чем будете ее доказывать. Лучше скорректировать позицию и легко ее доказать, чем оставить первую пришедшую на ум мысль и ломать голову над аргументами.
Аргументы
Здесь нет жестких правил. Главное — использовать подходящее произведение и привести нужный эпизод. Не стоит писать очень много или очень мало. В совсем небольшом объеме вы вряд ли точно выразите свои мыли, в огромном — потеряете кучу драгоценного времени.
Объем: 3-5 предложений.
Совет: не допускайте фактических ошибок. Проверяйте имена героев, инициалы автора, даты (если они имеются). Не стремитесь излишне приукрасить текст: пишите кратко и доказательно.
Вывод
Итог вашей работы. В выводе сочинения ЕГЭ не должно слово в слово повторяться вышесказанное. Нужно кратко и предельно ясно выделить важнейшую мысль сочинения. Возможно, немного порассуждать о решении проблемы, о внимании к ней, о перспективах. Все, что угодно. Лишь бы было уместно.
Объем: 1-3 предложения.
Совет: следите за логикой. Не уходите от темы. Пишите только о том, что подразумевает проблема.