Чем отличается сказочная повесть от сказки

Чем отличается повесть от рассказа в русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в

Чем отличается повесть от рассказа

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

9b4971173b18d3ef4490c10f639700da

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.

9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

Поделиться советом: “Чем отличается повесть от рассказа”

Чем отличается ПОВЕСТЬ от РАССКАЗА

Неискушенному читателю бывает сложно отличить один литературный жанр от другого. Разницу между романом и рассказом, например, на бытовом уровне понять нетрудно: рассказ меньше, чем роман. А выделить четкие различия между рассказом и повестью не всегда удается даже литературоведам.

Повесть − жанр эпической поэзии, по объему находится между рассказом и романом. Для повести, в отличие от рассказа, характерно описание ряда фактов, объединенных общим сюжетом. В действительности, в литературоведении нет четких критериев повести. Термина «повесть» не существует в других языках, таким образом, повесть является только жанром русской литературы.

Повесть берет свое начало в древней русской литературе. Под повестью тогда понималось то, что повествуется. В Древней Руси повестью назывались агиографические, житийные, хроникальные, эпические, воинские, летописные произведения.

«Слово о полку Игореве», которое является одним из древнейших текстов (предположительно было написано неизвестным автором в 1085 году), можно отнести к жанру воинской повести, которая несет в себе сильную лирическую струю, отличительную особенность воинских повестей Древней Руси. К жанру древней воинской повести можно отнести «Задонщину», произведение о мамаевом побоище, на которое значительное влияние оказало «Слово о полку Игореве». А также «Повесть об Азовском сидении» и многие другие.

В силу того, что житийная литература не могла удовлетворить все потребности общества по причине своей узкой тематики, появился жанр, который отвечал запросам реальной, мирской жизни – светская повесть. Она появилась только в XVII веке с ослаблением влияния церкви и усилением роли купечества. Таковыми являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Савве Грудцине». Древнерусская светская повесть стала прообразом современной повести.

Letopis

Позже повесть становится излюбленным жанром Н.М. Карамзина, сентименталиста, который призывает к простоте и красоте. Далее повесть находит свое место и в творчестве Н.В. Гоголя, А.С Пушкина. С развитием русской литературы большую популярность приобретает роман, а к повести обращаются писатели-реалисты, такие как И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Жанр повести развивают и советские писатели: В.П. Астафьев, Р.П. Погодин, А.П. Гайдар. Для повести нашлось место не только в творчестве писателей-классиков, но и в современной российской литературе этот жанр довольно распространен.

Для повести, в отличие от рассказа, характерно равномерное, неторопливое развитие действия, простота композиции, персонажей в повести больше, чем в рассказе, также в повести можно проследить развитие характера героя.

Рассказ, как и повесть, является жанром эпической поэзии. Обычно рассказ представляет собой небольшое реалистическое произведение, повествующее об отдельном событии. Обычно рассказ соотносят с западноевропейской новеллой, но некоторые литературоведы выделяют ряд особенностей, которые отличают новеллу от рассказа: острый напряженный сюжет, неожиданная развязка.

Рассказ в русской литературе появился в XVII−XVIII вв. в стилях низшего сословия. Рассказ внес в литературу бытовое, повседневное содержание. Рассказ отличается простотой языка и лаконичностью формы. Мастером короткого психологического рассказа является А.П. Чехов, социального – М. Горький, народного – Л.Н. Толстой.

Рассказ – это всегда законченное повествование, развитие действия в рассказе может быть обусловлено психологическими, социальными противоречиями. Таким образом, рассказ может быть бытовым, сатирическим, психологическим, авантюрным, фантастическим.

В рассказе, в отличие от повести, ограничено число персонажей, обычно отсутствует предыстория, действие сконцентрировано вокруг одного события. Также рассказ отличает небольшой объем.

Выводы:

  1. Повесть по объему больше, чем рассказ.
  2. В повести больше персонажей, можно проследить развитие героя на протяжении сюжета; в рассказе персонажей немного.
  3. Для жанра повести характерно описание нескольких событий, объединенных общим сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.
  4. Повесть как жанр русской литературы уникальна: ее аналогов нет в литературах других стран. Рассказ имеет соответствующие формы в литературе разных народов.
  5. Развитие сюжета в повести равномерное, неторопливое; в рассказе показан отдельный эпизод, обычно нет предыстории.
  6. Повесть отличается от рассказа простотой композиции, в рассказе же может быть обратная композиция.

Чем отличаются друг от друга повесть, рассказ, и сказка? А фантастическая повесть и повесть-сказка?

50bf2

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

К сказочным повестям относятся произведения Эно Рауда, Туве Янссон, Владимира Сутеева, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского (о Чебурашке и крокодиле Гене, «Вниз по волшебной реке» , «Меховой интернат» , «Гарантийные человечки» , «Господин АУ») .

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Господи ! .молодежь! вы что вообще ничего не читаете . отличить не можете вымысел (сказку) от повествования ( повесть ). пересказ события от первого лица (рассказ ). наукообразную литературу ( фантастическая повесть ). и длинное изложение выдуманной истории с несуществующими на планете Земля персонажами (повесть-сказка) ?

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

К сказочным повестям относятся произведения Эно Рауда, Туве Янссон, Владимира Сутеева, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского (о Чебурашке и крокодиле Гене, «Вниз по волшебной реке» , «Меховой интернат» , «Гарантийные человечки» , «Господин АУ») .

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.

Что такое сказка?

Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.

Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.

В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:

  • литературные;
  • фольклорные.

Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.

Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.

3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».

Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.

Что такое рассказ?

Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.

tsiodnnch Сказки и новеллы часто переплетаются, например, в собрании “Тысяча и одна ночь”

Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.

Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.

Отличия между сказкой и рассказом

Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.

В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.

Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое повесть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В многообразии литературных жанров порой бывает трудно провести чёткие границы между одним и другим видом словесного творчества.

Повесть – это один из примеров сложно определимого жанра. Он имеет специфическую «русскую» историю и получил распространение преимущественно в России.

povesti chto takoe

Повесть — это сложно определимый жанр со своей историей

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  1. tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairytale (сказка), history, short novell;
  2. conte (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  3. моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

В России этот эпический жанр пошёл оригинальным путём развития. Термин «повесть» впервые упоминается ещё в древнерусских летописях. Он не имеет жанровых признаков, а лишь обозначает повествование, протяжённое во времени.

Знаменитая «Повесть временных лет» — это беспристрастное историческое летописание, созданное с установкой на достоверность, свод событий прошлого, образующих историю Киевского княжества и шире – древнерусского государства.

В дидактической церковной литературе появились такие произведения, как «Повесть о Законе и Благодати», напоминающая по форме небольшой философский очерк. Позднее под влиянием фольклора функции повести упростились. Рассказчиком и фиксатором истории мог стать не только монах-книжник, просвещённый человек, но и любой обыватель.

Появились бытовые и житейские образчики жанра («Повесть о Фроле Скобееве», «Шемякин суд» и другие).

В собственно авторской литературе, оформившейся у нас на рубеже XVIII-XIX веков, повесть стала жанром беллетристики и закрепила за собой канонические черты, по которым её можно распознать сегодня.

Определение повести — что же это за жанр

В современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ (что это?), но уступающий роману. Как видите, границы её подвижны.

povest eto

Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.

povesti belkina

Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.

Жанровые признаки повести

  1. Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
  2. Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
  3. Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
  4. Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
  5. Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.

» alt=»»>

Виды повестей

В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  1. сентиментальная (это какая?) (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
  2. романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  3. реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  4. фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
    povest vii
  5. сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
  6. приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
  7. детективная;
  8. сказочная.

Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».

Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.

Выводы

В середине ХIХ века В. Г. Белинский назвал повесть одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила свои позиции до середины ХХ столетия, но не исчезла и потом.

Сегодня можно говорить о модернистской и постмодернистской повести, вобравшей в себя черты других литературных жанров.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Это как раз то, что я с мая 2013 года никак не могу завершить. Уже на 180 тысяч слов раздул, скоро больше «Тихого Дона» будет.

И кстати, при всей своей любви к русскому языку и русской литературе — я не знал всех тонкостей, чем повесть отличается от рассказа. Рассказом я мог назвать и махину страниц на 200 машинописного мелкого текста. Так что спасибо за разъяснения.

Скажу по-чесноку, я вообще не могла до сегодняшнего дня отличить повесть от рассказа. А роман в моем представлении — это была какая-то красиво изложенная на бумаге любовная история.

Отзыв на книгу «Принц зазеркалья» Александры Пушкиной.

В рамках марафона #лит_рид

Снежную королеву склоняли, и, вероятно, еще будут склонять на все лады. Наверное, настоящая история про нее настолько богатая и интересная, что так многие бьются над тем, чтобы написать правду. Про Снежную королеву пока так правды никто и не написал, но зато она, как лучшая сказочница, словно снежинки, рождает на создание новых историй, новых сказок, как будто уходя в тень сама, помогает рассказать правду про других, прохожих, чем-то похожих. Мне раньше было больно все эти сказки про нее читать, пока я не понял, что это все не про нее. Это про других снежных красавиц.
Как льдинки, из которых нужно сложить словно Вечность, швыряет Снежная королева несколько паттернов — Кай, Герда, ледяное сердце, зеркало, олень, говорящие звери, шаманка, дворец, разбойница-воительница. Складывайте.
Принц зазеркалья — это сказочная повесть. Чтобы книга нашла свою целевую аудиторию нужно точно определять жанр книги. Ой, ребята, как я люблю сказочные повести! Они сейчас все реже попадаются. Жанр отличается от сказки, потому что сказка — это емкая быль, закрученная в сюжет, чтобы было легче ее пересказывать и передавать через время и пространство, а сказочная повесть, это повествование на основе какой-нибудь сказки или просто сказочного сюжета. Их на моей физической родине еще роман-сказка называли иногда. Интересно, что часто сказочные повести называются словно случайно. Повесть всегда не о том, словно просто нужно какое-то имя-ссылка. Красивое.
Сюжет: наше время у семиклассницы Ани умирает одноклассник, не друг, даже не приятель ей, полицейский всех опрашивает, кто что знает. Потом Аню этот одноклассник втягивает в зеркало, в другой мир. Там ледяная колдунья обещает ей, такскзать, сто маракасов в сомбреро, за кусочек Сердца мира.
Ну дальше весь этот Изумрудный город. То есть канва понятная. Какая и должна быть у сказочной повести. Девочка идет, по ходу набирает компанию друзей, возвращается домой, понимает, что ей все не привиделось.
Но сказочные повести круты своими акцентами, а авторы сказочных повестей круты тем, что могут создать совершено новую сказку.
У Александры Пушкиной получилось написать сказку, которой будет зачитываться или читать своим детям и внукам или для кого уж она собирает эти сказки Снежная королева.
Сказочная повесть очень атмосферная, такая, знаете, в лучших традициях зимних сказок — Мио, мой Мио и вот это вот все. Когда читаешь, а во рту вкус сладкого мороза, а перед глазами хрустальное ледяное кружево, драконы, колдуньи, короны, разумные зверьки… голос Карела Готта обязательно. Не бывает настоящих сказок без голоса поющего короля. Если вы читаете, а у вас в голове не поет Карел Готт — это ненастоящая сказка.
Еще мне понравился не слитый масштаб истории (я, вообще, очень люблю, когда автор не боится и не комкает историю). Я, вообще, понял, что буду читать эту книгу, когда дочитал, как ледяная колдунья говорит:
«В каждом мире, ну, конечно, кроме твоего, есть Сердце мира.»
Это же привет из Реальности! Это действительно так! Значит, эта сказка живая и настоящая! А наш мир, увы, действительно, не мир, а перекресток, которой управляет коллективное бессознательное, а не Сердце мира.
А после первой сцены с Ледяной колдуньей я понял, что это будет мой любимый сюжет — где нет злого персонифицированного зла. Сразу колдунья была какая-то, человечная. Конечно, обиженная, конечно, недолюбленная, все зло от невежества, от неумения искать и беречь, найдя, своих и отпускать чужих.
В книге много мастерских штрихов и несколько порванных шаблонов. Например, дракон всегда либо злой, либо, как стало модно, добрый. А здесь точно и метко указано, что дракон просто неразумный. И наказание-то не наказание. Просто, чтобы людей не путал, отобрали возможность превращаться в человека. Потому что он еще не человек. Просто дракон. Не Дракон.
Красивый момент с пониманием языков. Очень редко на момент с пониманием языков обращают внимание. Иногда бывает, но все отмахиваются, мол, ай, магия, все народы понимают друг друга. Некоторые авторы, для правдоподобности, начинают просто писать на дикой тарабарщине, чтобы показать, вот, мол, у меня мир продуман. Очень бесит, потому что да читатель понял уже, блин, понял! Здесь, практически, прием из Цветов для Алжернона. Героиня понимает язык, по-сказочному не удивляется этому, потом перестает понимать, и читатель вместе с нею, и потом проводится специальный магический ритуал, чтобы героиня снова начала понимать языки. Ну, и имена тоже хороши — Мечка Орсо, например — Медведь Медведь. Мечка — на южно-славянских языках, орсо — на германских. Профессиональное погружение. Очень хорошо показаны моменты с едой. Еда — это просто бич современной литературы. Либо герои не переставая жрут или ищут еду, или не едят совсем, или в повествовании жуткая пауза, когда герой не ел, не ел, а потом сидит, ест. И читатель ждет. А он ест. Здесь, как-то ненавязчиво естественно показано, что героиня есть хочет, но когда ест — на этом нет акцента. Очень круто. Редко где такое увидишь. Еще мастерский момент, ну, это нельзя считать спойлером, думаю. У лесной ведьмы сгорает домик и она из временного кармана достает новый. В принципе, частая ситуация магического восстановления. Но в «Принце» есть прекрасный штрих, дом из кармашка не обжитый, там все не так, как было, а так, как было на момент, когда этот дом сохраняли.

Еще два момента, которые редко встретишь в других книгах.

Наши победили, а война все равно началась. Понимаете, причина для войны исчезла, а война осталась. Так всегда оно и бывает. Ледяная колдунья затеяла войну, а потом занялась своими делами. Но сказочные народцы все равно воевали. Потому что война — это взрыв накопленных обид. Потому что война — это отражение ксенофобии. Война — всегда будет, пока жители будут делиться на своих и чужих. Войну нужно закончить сначала в себе, в каждом. Тогда не будет войн.

И второй. Пронзительная история. Очень неожиданная. В книге была легенда. Такая пронзительно красивая — человек и волк потянулись к звезде и стали Сердцем мира. Так появились оборотни, а эту пару назвали богами, Слитыми, Двойными. Это так было красиво, что сердце замирало! А потом выяснилось, что волк поумнел от этого слияния, а человек оскотинился. И никакая они не пара. Устали от друг друга и  ждали, кто разорвет их связь. Вот так. Не сливайтесь с чужими. И человеку не стоит сливаться с животным. Оскотинишься.

Язык. Есть сказки вне времени, когда все герои говорят на нейтральном языке, и непонятно, вот эти «наши дни» они когда были? 50 лет назад? 20? Вчера? Это неплохо. Но очень нужны сказочные повести с метками времени. Тогда получается настоящая сказочная летопись. Героиня упоминает мобильники с подсветкой, Интернет, говорит на школьном сленге. Это важно, важно иметь такие сказки-якоря. Важнее возможного недовольства любителей вневременья.

Если бы я прочитал эту повесть в юности, она бы однозначно стала моей любимой, наряду с Бесконечной историей, Мио, Братьями — львиное сердце, Стражами миров (по-честному Стражи и Братьев я читал уже взрослым, Братьев по совету младшего Миккельсена, а Стражей в прошлом марафоне, но, как утверждает герой моего рассказа «Нет времени» — времени нет.)
Снежная королева снова сделала свою работу, которую она будет продолжать, пока не будет написана правда. Вероятно, ей и правда-то эта не нужна, может, она специально вложила острый осколок, который колет сердца, в свою сказку, чтобы создавались такие узорные сказочные повести. Теперь в ее сборнике снежных сказок добавилась еще одна, достойная.

Прочитать Принц зазеркалья можно здесь:
https://litmarket.ru/books/princ-zazerkalya

Заслуженный артист России Владислав Демченко, который около 15 лет был Дедом Морозом в московской усадьбе Деда Мороза в Кузьминках, рассказал NEWS.ru, чего хотят на Новый год дети и взрослые, чем российский Дед Мороз отличается от волшебников в других странах, как выбрать лучшего Деда Мороза для поздравления ребёнка дома и стоит ли родителям изображать Деда Мороза и Снегурочку перед собственными детьми. А также объяснил, почему считает необходимым строго лицензировать деятельность Деда Мороза в России и почему пьяный Дед Мороз — это совсем не смешно.


«Дети просят у Деда Мороза, чтобы родители не разводились и не умирали»Владислав Демченко

Какие подарки просят дети у Деда Мороза

— Как вы стали Дедом Морозом в его московской усадьбе в Кузьминках?

— Вообще я начал свою деятельность Дедом Морозом ещё в студенчестве — когда нужна была подработка. Когда в 2004 году открылась усадьба Деда Мороза, которая была придумана тогдашним мэром столицы Юрием Михайловичем Лужковым, директором был назначен Александр Попиашвили (сейчас он работает замдиректора в Музее-панораме «Бородинская битва»), меня пригласили в качестве актёра и режиссёра. Как режиссёр я ставил сказки в театре при усадьбе Деда Мороза. А также исполнял миссию (не могу назвать это ролью!) Деда Мороза около 15 лет. Был главный Дед Мороз России — народный артист России Дмитрий Назаров. А я считался главным Дедом Морозом Москвы.

— Что входит в обязанности Деда Мороза в усадьбе? Работа две недели в году во время зимних каникул?

— Усадьба работает круглый год. Но декабрь и начало января — примерно полтора месяца — самая напряжённая пора. Дети приходят, приносят письма, каждому хочется, чтобы Дед Мороз пообщался персонально с ним. Ребёнок делится своими секретами, высказывает пожелания и мечты.

«Дети просят у Деда Мороза, чтобы родители не разводились и не умирали»Владислав Демченко

Не раз приходилось слышать от взрослых: мол, сыну подавай компьютеры да приставки! А в разговоре с Дедом Морозом этот же самый мальчик просил совсем не новый компьютер.

От некоторых детских просьб на глаза наворачиваются слёзы. Как реагировать, когда мальчик, на вид благополучный, явно из хорошей семьи, шепчет мне на ухо: «Дедушка Мороз, сделай так, чтобы мои родители не разводились!»

Некоторые дети просят Дедушку Мороза подарить здоровье больным маме или папе. Это очень тяжело слышать Но что ты можешь сделать? Разве что по завершении рабочего дня, сняв бороду и усы, заехать в церковь и поставить свечку за здоровье родителей этого ребёнка. Но изменить-то ситуацию не можешь. Детки из детдомов приезжают и просят: «Дедушка, если не получается подарить мне сразу папу и маму, подари хотя бы одного из них». В такие минуты понимаешь, что лучше бы сыграл 15 спектаклей, чем один такой разговор с ребёнком.

После 1 января дети приходят и высказывают претензии Дедушке Морозу. Мол, «я хотел собаку, а под ёлкой лежала какая-то ерунда». Приходится говорить: «Значит, ты когда-то родителей и учителей не слушал, может быть, двойку получил. Подумай сам, в чём ты мог провиниться, и дальше веди себя хорошо — тогда и получишь желаемое». Ну, а что ещё скажешь?

«Дети просят у Деда Мороза, чтобы родители не разводились и не умирали»Владислав Демченко

«Пьяных Дедов Морозов нужно штрафовать и ввести в России лицензию»

— В каждой стране есть свой Дед Мороз. В Европе и Америке это Санта-Клаус, в Финляндии — Йуолопукки, в Норвегии — Юлениссен. Дедушки из разных стран общаются друг с другом?

— Обязательно. До пандемии в 300 км от Осло ежегодно проходил Всемирный слёт Дедов Морозов, куда съезжались Дедушки практически изо всех стран. Нас очень много собиралось, более 120 человек. Мы спускались на санях, обменивались рецептами праздничных блюд, вместе пели — три дня тусовались. Сейчас из-за пандемии возможности для встреч ограничены, но мы общаемся через соцсети, переписываемся.

Многим из Дедов Морозов в соседних странах действительно за 70, за 80 лет, они занимаются этой деятельностью — дедоморозовской — профессионально и гордо. Кто-то в большей степени похож на нашего Дедушку, кто-то — в меньшей. Имя норвежского — Юлениссена — переводится как «йольский тролль». Под Новый год дети приносят ему свои соски в знак того, что перестают сосать их. Юлениссен в ответ вручает диплом, что малыш теперь может считать себя взрослым.

Если российский Дед Мороз холост, у него есть внучка Снегурочка, но кто его жена и дети, сказочная история умалчивает, то у норвежского присутствуют и жена, и дети. В Финляндии деятельность Деда Мороза — Йуолопукки — лицензирована и сертифицирована. Там всё чётко регламентировано и прописано: костюм должен быть такого-то цвета, шапка — такого-то, борода такая-то. Также прописано и поведение. Я считаю, что подобный опыт нужно ввести в России.

С негодованием наблюдаю, как пьяные люди надевают костюм Деда Мороза и идут поздравлять детей и взрослых. Я бы штрафовал за такое! Потому что они дискредитируют образ Деда Мороза и разрушают веру в сказку. Категорически не приемлю «алкогольные» анекдоты про Деда Мороза, пьяный Дед Мороз, я считаю, это совсем не смешно.

— Вспоминается фильм «Ирония судьбы. Продолжение», где Дед Мороз в исполнении Михаила Ефремова, что называется, лыка не вяжет.

— Я никого не осуждаю — ни рассказчиков анекдотов, ни сценаристов таких историй, ни исполнителей. Но мне не нравится [такое отношение к персонажу]. Считаю: вера в чудо должна быть свята. Кстати, ведь не только дети верят в чудеса и волшебство, довольно частые гости в усадьбе Дедушки Мороза в Кузьминках — пенсионеры. Они подходят со своими желаниями: здоровья себе и близким, чтобы не было войны, чтобы страна развивалась. Дедушка Мороз обещает постараться исполнить.

Как выбрать лучших Деда Мороза и Снегурочку на домашний праздник

— А кто в московской усадьбе играет роль Снегурочки?

— Есть Снегурочка, да. И не одна. Но давайте решим для себя, что все Снегурочки настоящие. И Дед Мороз тоже настоящий. Не хочу развенчивать легенду. Никогда не снимаю в кадре или в чьём-либо присутствии бороду Деда Мороза, не переодеваюсь из костюма Дедушки в свой повседневный. Потому что разделяю для себя, что есть я — артист Театра имени Евгения Вахтангова, и существует Дед Мороз с моими глазами, моими чертами лица.

«Дети просят у Деда Мороза, чтобы родители не разводились и не умирали»twitter.com

— Что главное в образах Деда Мороза и Снегурочки?

— Главное — иметь большое сердце, большую душу.

Казалось бы, что это такое — пятиминутное общение с незнакомым ребёнком? Всего ничего. А на самом деле очень затратно, ведь надо вложить в эти пять минут всю свою душу и сердце, ребёнок должен поверить, что существуют чудеса и добро.

К чему Дед Мороз призывает ребёнка? Любить своих родителей, помогать им, говорит, что самое важное в жизни — это любовь к близким, к родителям. Слово «любовь» — самое главное, что может быть в деятельности Деда Мороза.

— Как папе в своей семье достоверно изобразить Деда Мороза?

— Мне кажется, что у папы и мамы — своя миссия, которую не стоит смешивать с миссией Деда Мороза и Снегурочки. Если нет финансовой возможности пригласить «профессионального Деда Мороза», лучше вместе с ребёнком напишите Деду Морозу письмо, отправьте по почте. Пусть Дед Мороз будет виртуальным. Фантазия ребёнка богата, не нужно ограничивать её полёт, надевая папе некую бороду, а маме — корону Снегурочки.

— Как выбрать лучшего Деда Мороза для приглашения на свой домашний праздник?

— Мне кажется, если родители хотят пригласить Деда Мороза, то должны сделать не заказ по Интернету, а пообщаться по телефону — и не с диспетчером фирмы услуг, а с самим человеком, который придёт поздравлять ребёнка с Новым годом. Из беседы очень быстро становится ясно, способен этот человек подарить вашему ребёнку праздник и веру в чудо или не способен.

— И последний, приземлённый вопрос. Существует ли «дедморозовская мафия»? Компании перехватывают друг у друга вызовы Деда Мороза домой или в офис, цены демпингуют?

— Я не знаю, я в мафии не состою. Я очень серьёзно отношусь к деятельности Деда Мороза в принципе. Существуют ли фирмы, которые на этом зарабатывают? Да, наверное. Но меня это не касается.

«Дети просят у Деда Мороза, чтобы родители не разводились и не умирали»pixabay.com

— Какая зарплата у Деда Мороза?

— Я совсем немного зарабатывал в усадьбе на посту Деда Мороза и режиссёра сказочных спектаклей. Даже неловко называть цифру, она совсем небольшая, символическая. Эта история не про деньги. Миссия Деда Мороза и общение с детьми не имеет цены, это бесценно.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 59-61. 

УКМ «Школа России»

1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения.

Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак. 

Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Волшебное в сказке: говорящий конёк-горбунок, говорящая кобылица.

Могло быть в действительности: потоптанная пшеница, нечестные братья, продажа коней, служба у царя.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так из жадности, скупости, желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?

Старший брат Данило был умным, средний Гаврила — так и сяк. Они были старшими братьями Ивана. Они спали, вместо того, чтобы караулить, попытались украсть коней у Ивана.

Так поступали они от жадности и скупости. Они всё время обманывали, чтобы получить для себя выгоду. 

Я думаю, они были глупыми и искали самый лёгкий путь, мечтали ничего не делать, а иметь всё.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Оба старших брата были корыстными и лживыми. Они были эгоистами и думали только о себе.

Иван был простой, добрый и честный. 

Он оказался очень хорошим человеком, который знает, в чём его выгода, но не станет обманывать ради достижения своих целей. 

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Иван честно сторожил отцовское поле. Он увидел кобылицу, сумел на неё заскочить и усидеть в седле.

За это кобылица отдала ему трёх коней.

Братья объяснили появление коней везучестью, которой обладают дураки.

6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.

Я бы выбрала для инсценировки эпизод с продажей коней царю. Там всего два героя — Иван и царь. Но читать, как торговался Иван очень смешно.

7. Самостоятельно раздели произведение на части. Озаглавь каждую часть словами из текста.

План пересказа сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

  1. Старик и три сына. «У старинушки три сына».
  2. Старшие братья в дозоре. «Как стало лишь смеркаться».
  3. Иван ловит кобылицу. «Вишь, какая саранча».
  4. Старшие братья и кони.»Лишь дурням клад даётся».
  5. Объяснения братьев. «Привезти тебе обнову».
  6. Городничий и царь. «Надо коней поглядеть».
  7. Покупка коней. «Два-пять шапок серебра».

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

Вопросы к сказке «Конёк-Горбунок» для всего класса.

  1. Как звали сыновей старика? — Данило, Гаврило и Иван.
  2. Где провёл ночь Данило? — Под сенником.
  3. Где провёл ночь Гаврило? — У соседки под забором.
  4. Что обещали Ивану за дозор? — Лубков, горох и бобов.
  5. Какого цвета была кобылица? — Как снег бела.
  6. Что сказал Иван дома про свой дозор? — Что поймал дьявола.
  7. Кто рассказал Ивану про кражу коней? — Конёк-Горбунок.
  8. Чем объяснили кражу братья? — Неурожаем.
  9. Кто рассказал царю про коней? — Городничий.
  10. Почему царь взял Ивана на службу? — Кони никому не давались и рвали уздечки.

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в рабочую тетрадь.

Пересказ сказки «Конёк-Горбунок» от лица Ивана для 4 класса

Слышал я, что какой-то негодяй стал топтать батькину пшеницу. Ходили старшие братья, ловили злодея, да ничего у них не вышло.

Мне не хотелось идти ночью в поле, но отец пообещал мне лубков, да гороху, вот я и пошёл. Ждал, ждал, почти весь каравай съел, вдруг вижу белую кобылицу. Стала кобылица топтать пшеницу, а я на неё заскочил.

Поносила она меня не слабо, но усидел я. Уморилась кобылица. Обещала наградить двумя конями богатырскими, да каким-то коньком горбатеньким.

Дома я сказал, что прогнал дьявола, и не будет никто поле топтать. А когда кобылица пригнала коней, запер их в балаган.

Но братья тайком угнали коней. Пришлось мне с Коньком-Горбунком их догонять и стыдить. Согласился я продать коней, ведь и впрямь неурожай вышел, тяжеленько отцу приходится.

Пригнали мы коней в город, а там сам царь идёт. На коней любуется, хозяина спрашивает. Выхожу я, руки в боки, серебро за коней требую. Не торгуясь царь покупает коней, а тут незадача — не даются кони никому в руки, обратно ко мне бегут.

Пришлось царю меня на службу нанимать. Так вот я из огорода стал почти что воеводой! Чем не карьера?

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван: «Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее»?

Так о себе может сказать лишь честный человек, который признает, что у него есть недостатки, но есть и достоинства. Такой человек не хвастает умом, но живет по совести.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.

Честность — это умение всегда говорить правду, никогда не обманывать.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в рабочую тетрадь, где ты будешь искать необходимую информацию.

Словарь устаревших слов из сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

Против — напротив.

Недалече — рядом.

С набитою сумою — с полной сумкой.

Соглядать — обнаружить, раскрыть.

Смекнули — догадались.

Сенник — сарай для сена.

Сонные тетери — засони.

Несподручно — неудобно.

Малахай — шапка.

Саранча — вредитель.

Улуча — выбрав момент.

Очью — глазами.

Три вершка — 14 сантиметров.

Аршинными ушами — очень длинными, 70 сантиметров.

Кровля — крыша.

Мочи было — силы было.

Порука — обещание.

Опояски — пояс.

13. Рассмотри иллюстрацию Кочергина к сказке. придумай свою сказочную историю про рыбу-кит.

Сказочная история про рыбу-кит для 4 класса по рисунку Кочергина.

В синем море-океяне кит лежал уж много лет, в берег врос его хребет. Кит не мог пошевелиться, только булькать мог и злиться. На спине его стояли и деревни и леса, у фонтана раздавались молодые голоса.

Но однажды приехал к киту Иван. Посмотрел на его страдания и сказал, что поможет, если кит ему достанет со дна моря сундучок.

Кит пообещал помочь и Иван поскакал на спину кита. Там он объявил людям, что царь решил обложить их тройным налогом, потому что живут они, как на курорте.

Испугались люди, собрались и уехали, бросив и деревню, и пашни, и фонтан.

Вернулся Иван на берег и повелел киту повернуться. Крякнул кит, поднатужился, вырвался из берега и поплыл. Смыли волны с его спины деревни и леса. Стал кит свободным.

Но слово своё не забыл и Ивана наградил. Кит нырнул в глубины моря и сундук из них достал. Он отдал его Ивану, с ним Иван и ускакал.

1

Портрет Деда Мороза в юности, самая веселая азбука и сказки Астрид Линдгрен: если ваши дети любят читать, то эти новые книги они будут рады найти под елкой.

«Звездная пыль. Языки и знаки»

9f140240e40b3c65ccb9027bc85bac03

Можно ли научить Маугли говорить? Как мы понимаем другого? Умеет ли горилла шутить? Как общаются между собой клетки? Мы не имитируем поведение очень бодрого человека лет четырех, а рассказываем о книге, где можно найти ответы на все эти вопросы.

Пусть небольшой размер альманаха вас не смущает: это полноценная книга, которая благодаря сочетанию научных фактов, комиксов и загадок будет интересна даже самым непоседливым читателям.

«Год, полный чудес» Шерил Б.Кляйн

Иллюстрации Цинь Лэн

7bf3d0e7950f920f5285ae90960baf79

Юная героиня этой книги просыпается в первый день нового года, еще не зная, сколько всего с ней произойдет за эти 365 дней, которые — несмотря на сложности в виде потерянных зонтов и ссор с братом — окажутся чудесными.

Небольшая книга станет отличным подарком для начинающей читательницы, особенно если у нее есть вредный старший брат. Дополнительно стоит отметить иллюстрации, очень теплые и местами ужасно смешные.

«Когда я вырасту, я стану Дедом Морозом» Грегуара Золотареффа

37acd7b72f6243862b98d50be2cdd4f2

Маленький мальчик Ноэль Мороз, обожающий красный цвет, находит в лесу загадочный мешок и записку, а потом и вовсе знакомится с гномами, шепчущими ему какой‑то большой секрет. Теперь Ноэлю нужно преодолеть страх и отправиться ночью в лес, чтобы помочь гномам в их загадочных делах.

Книга французского художника Грегуара Золотареффа отлично подойдет для предновогоднего вечера, когда малышам непременно хочется узнать, откуда же взялся этот загадочный старик, развозящий подарки в новогоднюю ночь.

Издательство
«Самокат», перевод Ирины Балахоновой

2a8b01159e2b60a8636625df8d03cb0f

Хитрый голодный лис отлично знает, что в праздничную ночь никто не помешает ему полакомиться свежей курятинкой, поскольку люди сидят по домам. Но кое‑кто охраняет хутор и пристально следит, чтобы никаких неприятных событий на хуторе не произошло.

Книга Астрид Линдгрен (советую обратить внимание, что переизданы две книги, «Гном и лис» и «Не спит лишь гном») — отличный вариант книжного подарка на Новый год. Во-первых, это классика, во-вторых, герои добрые и потешные, а в-третьих, смотреть, как лис ест кашу, сидя рядом с гномом, — удовольствие, которого не стоит себя лишать.

Подробности по теме

Дети начинают и выигрывают: детские писатели и переводчики об Астрид Линдгрен

Дети начинают и выигрывают: детские писатели и переводчики об Астрид Линдгрен

«Чай в зимнем лесу» Акико Миякоси

f2ec1e263ca854618716a9f58d54bc94

Маленькая Кикко решительно надевает красную шапочку и отправляется к бабушке, потому что папа забыл взять с собой пирог. В лесу не очень уютно, Кикко торопится и оказывается у незнакомого дома в чаще, где звери собрались для праздничного чаепития.

Классическая история про Красную Шапочку звучит по-новому. Сдержанная черно-белая графика добавляет очарования, а портреты зверей завораживают. Единственный минус: после прочтения очень сильно захочется пирога.

Издательство
«МИФ», перевод Елены Байбиковой

«Азбука БВ» Елены Вышинской

Иллюстрации Марии Бронштейн

c3f7e4347150910b9028e4b2b0a5a196

Ежик встречает единорога, эму лопают эскимо, а загадочная балерина на барабане превращается в бабушку! А еще здесь вам попадутся рыцарь-рыба и замаскировавшийся под зайца жираф.

Если у вас потихоньку подрастает будущий ученик (или ученица), то «Азбука» станет отличным подарком на Новый год. Вроде как очень полезный подарок, но главное, что это время чистого удовольствия от чтения и иллюстраций, прячущихся в окошках.

«Как хамелеон спас Ноя» Яэль Молчадски

Иллюстрации Орит Бергман

67432ddd6cfb5f47145518b5f682cdb8

На ковчеге стоит шум и гам, потому что звери не только радуются спасению, но и всегда хотят есть. Ной с семьей постоянно заняты, но сталкиваются с неожиданной проблемой: во фруктах завелись черви, и скоро всех нечем будет кормить. Только маленький хамелеон может помочь.

Переосмысленная история ковчега, который и служит местом для спасения, и становится метафорой мирного сосуществования самых разных зверей и птиц. Эта захватывающая книга заставляет переживать и за маленьких хамелеонов, и за остальных обитателей огромного корабля.

Издательство
«Книжники», перевод Ксении Церковской

«Таня, Выдра и компания» Дарьи Варденбург

Иллюстрации Кати Шумковой

344889157a0441b4e5157b4f5f4e5eeb

Таня вместе с родителями переезжает в новый дом. Но двигать мебель ей скучно, поэтому девочка уходит гулять в парк и рисовать все интересное, что встретится на пути, — например, выдру. Героиня готовится к наброску и неожиданно обнаруживает, что зверек умеет разговаривать.

Сказочная повесть Дарьи Варденбург — отличный пример детской книги, которую открываешь, чтобы почитать пару глав между делами, а потом не можешь оторваться. Рекомендуется юным фантазерам и их родителям.

e86a541eee2f7523d3a9c6585f0a698a

Забавный бело-рыжий котенок зарабатывает себе сосиску на пропитание, танцуя на столиках в придорожном кафе и показывая удивительные представления. Только вот жизнь маленького артиста вовсе не такая легкая и радостная, как кажется посетителям.

Повесть Ольги Артамоновой о бездомном котенке понравится и тем, кто уверенно читает сам, и тем, кто еще предпочитает читать вместе с родителями. Вместе с героями нам предстоит понять, как важно заботиться о живом существе, не бояться неизбежных трудностей и помнить, что для важных вещей нужно время.

«Мираморе» Алены Кашуры

Иллюстрации Наташи Морозовой

7ada2996b02c91a6a57e8a8c7b63719d

Дедушка и мама Миры в ссоре, поэтому девочка тайком ходит навещать старика в интернат, пока не узнает, что он никогда не был на море. Теперь для Миры нет задачи важнее, чем организовать поездку. К тому же вдруг удастся помирить маму и дедушку? Но все идет не по плану.

Повесть Алены Кашуры рассказывает о сложных семейных отношениях, которые смогут исправить дети: они иногда лучше взрослых знают о важности любви.

«Молли Мун и волшебная книга гипноза» Джорджии Бинг

Иллюстрации Антонины Лопатиной

28979ce4a49dbadbf4d2aa01836b0264

Молли Мун живет в приюте, и каждый ее день плох из‑за мисс Гадкинс, издевающейся над сиротами. Однако героиня не может предположить, как найденная ею книга про гинотизм изменит мир вокруг, заставив опасных и неприятных взрослых слушаться бедную сироту.

Роман Джорджии Бинг выходил в России много лет назад. История о девочке, научившейся преодолевать трудности благодаря смекалке, с юмором описывает мир, где дружба и любовь могут сделать больше, чем гипнотизм.

«И охотник вернулся с холмов» Марии Пастернак

d5bd59d0d990e68388021b802786f575

Главный герой Уолден МакГрегор — студент, волей судьбы покинувший родной Эдинбург и оказавшийся в Оксфорде. Не то что Оксфорд так плох, но сложная семейная история тяготит Уолдена, и он старается разобраться в своих чувствах и в запутанных событиях прошлого.

Мария Пастернак, знакомая читателям по книге «Золото Хравна», написала роман, который кажется посвященным современности, но лишь на первый взгляд. Ведь причины всего лежат в прошлом, и именно оно становится одним из главных участников событий. Стоит купить на каникулы, чтобы дать отдохнуть за чтением истерзанным выпускникам.

Подробности по теме

8 новых книг для детей и родителей

8 новых книг для детей и родителей

  • Чем отличается сказка спящая царевна от русских народных сказок
  • Чем отличается тема от идеи рассказа
  • Чем отличается сказка от сказания
  • Чем отличается сказка от сказа
  • Чем отличается сказка от фантастического рассказа