Чем отличается сказка от мультфильма конек горбунок

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе тема урока: п.ершов конк- горбунок разработал учитель начальных классов высшей квалификационной категории

План-конспект урока

по литературному чтению в 4 классе

Тема урока:

 П.Ершов «Конёк- горбунок»

Разработал учитель начальных классов высшей
квалификационной категории

Оленина Лидия  Васильевна

Урок литературного
чтения в 4 классе

по учебнику Л.А.Ефросининой

Тема: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».

Цель: Продолжать знакомить учащихся с жанром
художественных произведений (сказкой).

Задачи: 1. Совершенствование навыка
выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать
героев произведения;

2. Закреплять понятие «литературная сказка»;

3. Воспитание эстетического отношения к
искусству слова, интереса к чтению и книге.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки
учащихся, тетрадь «Литературное чтение».

Ход урока:

I. Организация
класса.

Итак, друзья,
внимание –

Ведь прозвенел
звонок,

Садитесь поудобнее, —

Начнём скорей урок!

II. Постановка
темы и целей урока.

1. Скачет лошадь
непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку
носит,

Да никак его не
сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

— О ком идёт речь?

— Из какого
произведения герой?

— Кто автор этой
сказки?

— Как вы думаете,
какая сегодня будет тема урока? (Слайд №2)

(Верно. Мы продолжим
работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок», будем учиться читать
эмоционально, передавая голосом характер героев, работать над содержанием
сказки, подумаем и обсудим есть ли связь этой сказки с фольклором).

Речевая   разминка

III. Актуализация
знаний.

1. Повторение
сведений об авторе. (Слайд №3)

— Что вы узнали о
П.П. Ершове?

— Где он родился?

— Где учился?

— Какое произведение
сделало его известным писателем?

— В каком году
впервые напечатана сказка «Конёк-горбунок»?

— Почему П.П. Ершова
называют «автором одного произведения»?

(П.П. Ершов написал
одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым
сказочником).

2. – Подумайте, можно
ли сказку «Конёк-горбунок» назвать народной?

— Почему?

— Значит, какая это
сказка? (Авторская, литературная)

3. — Назовите героев
этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома.

— Почему героев
сказки я разделила на две группы? (Герои сказки отрицательные и положительные)

4. Все ли слова вам
были понятны при ознакомительном чтении сказки дома? (нет)

— Как называются
слова, которые мы не используем в нашей современной речи? (устаревшие).

— Откуда можно узнать
значение этих слов? (из словаря) (Слайд №4)

— Давайте разберём
значение слов из сказки. (Слайд №5)

IV. Работа над
содержанием сказки.

Итак, начинает сказка
сказываться.

1. — Прочитайте, как
начинается сказка?

— А что произошло
дальше?

— Поймали ли «злого
вора»?

— Кто это сделал?
(Чтение отрывка по ролям: Автор, Иван, Кобылица).

— Что в сказке
говорится о братьях Ивана? Чем схожи характеры старших братьев?

— Какие качества
проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней? (Зависть, корысть,
жадность)

— Чем Иван отличается
от своих братьев? (Он добр, смел, верен слову, честен, никому не желает зла)

2. – Рассмотрите
иллюстрацию, кто изображён на ней? (Конёк-горбунок). Прочитайте,  как его
описывает автор. (Слайд №6)

— Кем стал
Конёк-горбунок для Ивана? (Он стал его другом и помощником)

— Почему он предан
Ивану? (Доброму, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушка конёк
ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами».
Такой игрушечка конёк в литературе появился из-под пера П.П. Ершова).

3. – Вспомните, какие
дела свершили два друга Иванушка и Конёк-горбунок?

Чтение наизусть
отрывков из сказки.

1. Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской.

2. Как в суседки он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу…

3. Как он ездил за кольцом,

Как на небе был послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье…

4. Как к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей…

Как в котлах он не сварился

Как красавцем учинился…

Словом наша речь о том,

Как он сделался царём.

4. Самостоятельная
работа в тетрадях
(стр. 55 №8)

5. (Слайд №7) Назовите героя из сказки. (Композитор
Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Прослушайте тему Царя).

— Прочитайте отрывок,
в котором говорится о первом появлении Царя.

(Отрывок начинается
со слов: «…Царь не мог тут усидеть…» до слов «…Царь то был великодушный!)

— Как вёл себя Иван
при встрече с царём? Так ли он глуп? (Находчивый, смекалистый, весёлый)

— Найдите и зачитайте
ещё один отрывок из сказки «Как Иван попал на службу к Царю».

6. – Подумайте,
похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем?

— Какие герои сказки
«Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?

(Слайды
с №8 по №11)

(Три сына, Жар-птица,
Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя)

(Многое взял П.П.
Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от
рассказчиков-крестьян)

7. – А нет ли
сходства с другими литературными сказками? (Похожа на литературные сказки А.С.
Пушкина. Простой, звучный, лёгкий стих сказки «Конёк-горбунок» похож на
стихотворную форму сказок Пушкина А.С.)

8. (Слайд №12) – А.С. Пушкин, прочитав в 1834 году
сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как
вы можете прокомментировать эти слова?

9. Сколько лет назад
написана эта сказка? (Более ста лет назад). Почему эта сказка популярна до
нашего времени? (За удивительные приключения, за верность, смелость и дружбу
Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку). По этому
произведению создано много театральных постановок и несколько экранизаций:
художественный и мультипликационные фильмы. Сейчас мы с вами посмотрим
заключительный фрагмент мультфильма «Конёк-горбунок».

— За что наказан
Царь?

— Почему Иван
получает красавицу жену и царство?

— Какие качества характера
героев осуждает автор в сказке, а какие качества прославляет?

— Кто из героев вам
понравился и почему?

V. (Слайд №13)
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из сказки.

VI. (Слайд №14)
Рефлексия.

VII. (Слайд №15)
Оценки с комментированием.

Сказ или сказка?

20210413 vu tg sbscrb2

Отличие сказа от сказки. Жанровые особенности. Примеры

empty avatar

Содержимое разработки

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

img4

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

img5

Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:

  • найти общее между ними;
  • найти различия;

img6

  • В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги.
  • Вспомните такие сказки.
  • А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

img7

В сказе действительно есть переход героя в иной мир:

  • «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».
  • Реален ли мир Хозяйки или волшебен?

img8

А вы знаете, что цифра «3» – священное число для сказок?

  • Вспомните, чего в сказках бывает по три.
  • три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания.
  • Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

img9

Три испытания Степана: какие?

  • Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника.
  • Второе испытание: на верность невесте.
  • Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

img10

Табу. Его нарушение.

  • Табу – система запретов на совершение определенных действий.
  • В сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими?
  • И нарушение этих табу зачастую приводит к печальным последствиям.
  • А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?

img11

А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.

  • «Жили-были…», «в некотором царстве, в некотором государстве…».
  • Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».
  • А как начинаются сказы Бажова?

img12

Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического содержания.

  • Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки.
  • И определенное время: 19 век.

img13

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.

  • Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте.
  • Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров;
  • крепостное право, вольная грамота;
  • Санкт-Петербург – центр жизни России…

img14

А теперь сравним конец сказа и сказки.

  • Чем всегда заканчиваются сказки?
  • Несмотря на нарушение запрета герой получает второй шанс.
  • А чем кончаются сказы Бажова?
  • Почему герой не получает второго шанса?

img15

  • В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;
  • В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья;
  • В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.
  • Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

img16

img17

Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки.

Попробуйте самостоятельно дать определение жанру сказа.

Сказка и Сказ. Сходства и различия.

picture 377658 1440937926

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал.
А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

Скачать:

Вложение Размер
skazy_bazhova_p.p.pptx 2.86 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

сказка и Сказ. Сходства и различия. Проект подготовила ученица 5Б класса МБОУ «Лицей» р . п . Степное Даутова Олеся Руководитель: Перова Н.В. Муниципальный конкурс художественного творчества, посвящённый 135- летию П.П. Бажова «ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ»

Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.

На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.

Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года. О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».

С детства Павел Бажов очень много слышал рассказы о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».

Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка». Он очень похож на сказку, не правда ли? Он похож на сказку, но это не сказка.

Так чем же отличается сказ от сказки?

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги. А был ли подобный мотив «дороги» в сказе Бажова?

В сказе действительно есть переход героя в иной мир: «И вот пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».

цифра «3» – священное число для сказок Три дороги на распутье, три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания. Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?

Три испытания Степана: какие? Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался» с Красногорского рудника. Второе испытание: на верность невесте. Третье испытание: забыть Хозяйку Медной горы.

Зачин сказок «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан…».

сказы Бажова Начинаются как обычные рассказы реалистического содержания. Указывается на вполне конкретные места: Россия, Урал, Гумешки. И определенное время: 19 век.

Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века. Вспомните все явления жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте. Шахты, затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров; крепостное право, вольная грамота; Санкт-Петербург – центр жизни России…

Финал сказок Добро всегда побеждает зло!

А каков финал в сказах Бажова? В «Хозяйке медной горы» Степан, так и не получив счастья, умирает; В «Горном мастере» у Данило и Кати только иллюзия счастья; В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом. Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.

Вывод: П.П.Бажов написал прекрасные сказы. Они лаконичны, их легко читать. Они универсальны, поскольку свободно воспринимаются детьми и взрослыми, а создаваемая в них система этических принципов легко переносится на жизнь при любом режиме и пригодна для любой профессии. Основным отличием сказа от сказки является роль рассказчика. В сказе он является свидетелем той истории, которую пересказывает слушателям. Он все видел собственными глазами, хотя и не являлся персонажем или героем истории. В сказке речь ведется от третьего лица и рассказчик не играет никакой роли.

Сказка — это что такое: особенности жанра

fddd80e9e3e1e118

Раскрытая книга: UGC

Сказка — это один из первых жанров устного народного творчества, с которыми знакомятся дети. Научные знания о сказке формируют уроки литературы в школе. Восполнить пробелы в знаниях, конкретизоваться и расширить их помогут сведения, представленные в статье.

Сказки: что это такое, признаки

Сказки — это один из самых удивительных по информативности, силе эстетического и воспитательного влияния жанров в фольклоре. Это не просто интересные и поучительные истории, которые рассказывают или читают маленьким детям на ночь. В сказках отображено мировоззрение, мировосприятие того или иного народа, его ментальность и ценности.

4f9077f2c738d456

Хотите получить исчерпывающий ответ на вопрос «сказка — что это такое»? Тогда приглашаем в удивительный мир поэтики сказки, который позволяет точно и безошибочно определять этот жанр, давать ему характеристику:

Научный стиль: примеры из литературы, особенности

Что такое сказка?

Народная сказка — это эпический жанр фольклора. Она отличается от остальных повествовательных форм (легенд, пересказов) тем, что ее предназначение — удивлять, возбуждать фантазию, радовать, в увлекательной форме рассказывать о мироздании и человеке, учить нормам морали.

Не всегда легко определить границы между сказкой и другими формами фольклорного эпоса. Например, в былине о путешествии Садко в подводный мир есть элементы волшебной сказки, а в сказке «Чудесная дудочка» (о сестроубийстве) развивается сюжет баллады. Поэтому важно знать, какие признаки присущи сказочному жанру.

d018d1aa71caea32

Как появилась сказка как жанр?

Первоначальный источник сказочных мотивов и сюжетов — мифологическое и магическое мировоззрение человека. Знакомая с детства сказка о Колобке — история, в которой представлены первоначальные представления человека о времени: движение солнца по небу ассоциировались с путешествием Колобка, звери, с которыми он встречался, — с элементарным отсчетом времени (утро, полдень, вечер и ночь).

Поговорки и пословицы о школе и знаниях

В момент распада первобытного строя мифологическое мышление утратило свою силу: люди больше узнают мир, происходит первоначальное накопление практических знаний о мире, формируется научное познание. Поэтому сказки теряют свою магическую природу и начинают восприниматься, как художественные произведения, предназначение которых — развлекать и поучать. Этот подход дал жизнь традиции рассказывать сказки детям для забавы или в назидание.

Развитие сказки на этой стадии не остановилось. Жанровые разновидности сказок пополнялись в процессе развития общества. Даже в современном мире взрослые люди с наслаждением окунаются в мир сказок, хотя большинство сказочных сюжетов теперь представлены в романах и повестях, художественных фильмах и комиксах.

ea80491c80284d60

Какие есть признаки сказки как жанра?

Существует ли судьба у человека?

Сказка, как и любой другой жанр народного творчества, имеет свои художественные маркеры — признаки. Помимо устной формы, вариативности и анонимности, имеют такие особенности:

1. Волшебные события.

Все события в сказках — это вымышленный, чудесный мир, в котором есть вещи, люди, наделенные фантастическими свойствами и возможностями.

2. В основе конфликта — противопоставление (антитеза).

Сказка — это воплощение народной мечты, чаяний человека. Поэтому сюжет в них строится на конфликте добра и зла, разворачивается между негативными и позитивными героями, красивыми и безобразными персонажами.

3. Герой — носитель одного главного качества.

Сказочные герои бывают мудрыми или глупыми, слабыми или сильными, трудолюбивыми или лентяями. Они — воплощение определенной черты характера человека, его натуры. Это качество отображается в имени, прозвище героя, его портрете или изображении его жилища.

Существует ли магия в реальной жизни?

В сказке герой статичен, его характер неизменен на протяжении всего повествования. Позитивные герои проходят испытания и обязательно побеждают антиподов.

4. Композиционные особенности сказки.

У сказки четкая трехчленная композиция, в которой выделяются зачин (« В некотором царстве-государстве…») и концовка (« И я там был, мед-пиво пил» и т. д.). Особенный признак сказки — троистость. Это могут быть три брата — главных героя, три испытания, которые проходит главный герой, три встречи или поездки и т. д.

Пространство в сказках может расширяться до морей и океанов, до тридевятых царств-государств или сужаться до волшебной рукавички, в которой прячутся звери, или игольного ушка.

«Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ

Народная сказка призвана не только развлекать и удивлять, главная ее задача — поучать. Детские сказки показывают наглядно, что есть добро, а что есть зло, какие моральные качества ценятся, а какие порицаются обществом, и т. д.

Какие бывают сказки

Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:

Сказки о животных

Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.

Мнемоника: как подчинить собственную память

То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.

560ed55b620d205e

Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC

В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).

«Шинель»: краткое содержание повести Гоголя

Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.

Волшебные сказки

Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).

В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).

Анекдоты, смешные до слёз

a9e753dc9497bfbd

Кадр из мультфильма «Ермагамбет»: UGC

Герои пользуются предметами, которые наделены чудесными свойствами: яблоками, которые омолаживают, гребнем, из которого вырастают деревья, медом или водой, которые придают сил или оживляют умерших, залечивают раны, травой, которая помогает слышать голоса животных и птиц и т. д.

Часто героям на помощь приходят волшебные животные: кони, которые умеют говорить и умеют быстро передвигаться в пространстве, птицы, которые приносят зерна целебных растений или предвещают судьбу, волк или лев, которые защищают человека и т. д.

В волшебных сказках отображается инициация молодых людей — их переход во взрослую жизнь, где им приходится сталкиваться с плохими и хорошими людьми, делать правильный выбор, следовать определенным нормам морали.

Что такое синквейн и как его составить?

Герои сказок — мужественные и смелые, умные и выносливые. Они преодолевают различные препятствия и всегда побеждают благодаря своим высоким моральным и душевным качествам.

Бытовые сказки

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. В них нет чудес, необычных героев, удивительных мест. События разворачиваются в условно реальном пространстве. В отличи от житейских историй в бытовых сказках описываются необычные происшествия или явления.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» вознаграждается богатством и новыми умениями человек, который поделился пищей и водой со спутником, и наказывается скупой человек. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

Книга — это: цитаты для детей

b1b52d1c48468111

Кадр из мультфильма «Жанадыл»: UGC

Герои бытовых сказок — простые обыватели, которые вступают в конфликты друг с другом или представителями высших сословий — купцами, ханами или царями, визирями, муллами или попами. Иногда их враги — персонифицированные образы Горя, Доли, Хвори и пр.

Сюжет в бытовых сказках развивается из-за столкновения героя со сложными житейскими обстоятельствами — болезнью, бедностью, глупостью или жадностью, враждебностью наделенных властью людей.

Наиболее популярные сюжеты таких сказок связаны с победой бедных, но умных людей над жадными и высокомерными богачами («Жигит и богач», «Щедрый и Скупой», «Искусство Егельмана»). Часто основа таких сказок — анекдотические житейские ситуации («Хитрый Алдар-Косе»).

Бытовые сказки обладают сильным поучительным потенциалом. Они утверждают высокие морально-этические ценности.

Литературные сказки

Мотивы и особенность повествования, художественный и дидактический потенциал сказок настолько ценны и влиятельны, что писатели также пользуются этим жанром, создавая оригинальные и интересные сюжеты. Так появилась литературная сказка. Это результат творчества одного человека — автора.

3128324f7608ad73

Кадр из мультфильма «Приключения Буратино»: UGC

К этому типу сказок относят произведения Андерсена, Шарля Перро и братьев Гримм. Многие национальные писатели обращались к этому жанру, создавая красочные, поучительные и интересные сказки: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Даль «Девочка Снегурочка», П.Ершов «Конек-Горбунок», Корней Чуковский «Айболит», А.Кунанбаева «Не хвались, коль не учён», З.Наурзбаева и Л.Калаус «В поисках золотой чаши…», В.Прохоренко «Сказки с хвостиками».

Сказка — это не просто веселый, необычный, интересный мир, в котором действуют неординарные герои. Это рассказы, которые полны смыслов, важных для становления личности человека. Сказки знакомят ребенка с представлениями о мире и человеке, о ценностях, которые актуальны для его народа. Народная сказка — это первое и увлекательное путешествие, которое совершает ребенок в духовный мир своей нации.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Презентация по литературе по теме: » Чем отличается сказ от сказки?»

img0

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема исследовательской работы: «Отличие сказа от сказки»

Гипотеза: и сказка, и сказ – произведения устного народного творчества

Цель: познакомиться с устным народным творчеством: сказками и сказами, их сходством и отличием

Задачи: проанализировать структуру сказа и сказки; определить их сходство и различие.

Объект исследования: устное народное творчество

Предмет исследования: сказ и сказка

Что такое фольклор? Устное народное творчество (фольклор) — это произведения, автором которых является народ. Эти произведения передавались из уст в уста.

Николай Семёнович Лесков « Сказ о тульском мастере Левше и о стальной блохе»

Павел Петрович Бажов « Медной горы Хозяйка»

А как начинается сказ П.П. Бажова « Медной горы Хозяйка»? «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко — страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет».

Значение слов 1.Парун – это значит зной, сильная жара, солнцепёк. 2. На Гумешках – на камешках значит. 3. Протча- другое, прочее. 4. Лазоревка – камень лазурного цвета ( лазурит) 5. Северушка – приток реки Чусовой

Пример из сказа П. П. Бажова « Серебряное копытце» «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят: — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».

Пример из сказа П. П. Бажова « Серебряное копытце» «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят: — Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее».

Основные отличия сказа от сказки 1. Сказка — придуманная история. Сказ — то, что было на самом деле. 2. Сказ чаще всего ведется от лица рассказчика, в сказке нет рассказчика. 3. Сказка имеет сюжет постоянный, а сказ может менять содержание, каждый рассказывающий меняет сюжет по своему усмотрению. 4. В сказке добро побеждает зло, в сказе не всегда 5. В сказе место действия реальное, конкретное, в нем живет рассказчик.

Заключение Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. И сказка, и сказ каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен.

Итоги опроса: На вопрос: знают ли они , что такое сказка, ответили 90% , не знают10%. Читали они сказки? На этот вопрос ответили 100% Какие сказки больше всего любят? Волшебные сказки — 80%. Сказки о животных-10%. Социально – бытовые -10% На вопрос: что такое сказ, правильно ответили 50%, затрудняются 25%, не знают-25 %. Какие сходства и различия есть у сказов и сказок? Знают 40%, затрудняются 20%, не знают 40%.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

a loader

  • Нестерова Ирина НиколаевнаНаписать 3105 27.03.2019

Номер материала: ДБ-522649

  • Литература
  • 6 класс
  • Презентации
    06.02.2019 203
    05.02.2019 140
    04.02.2019 475
    29.01.2019 265
    29.01.2019 125
    28.01.2019 116
    24.01.2019 445
    12.01.2019 160

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

10d9 0007ec90 660c68b1

Вырос средний балл поступающих в педагогические вузы России

Время чтения: 2 минуты

1148 0007ecff c60638e8

Учебный год начнется в традиционном формате

Время чтения: 1 минута

085a 0007e411 bb710762

Минпросвещения РФ реализует проект по развитию сети школьных библиотек

Время чтения: 4 минуты

1147 0007ecfe 7b9023e7

Минпросвещения обсудит с экспертами развитие ученического самоуправления

Время чтения: 2 минуты

10e3 0007ec9a d6dea043

В Дагестане планируют строительство центра для одаренных детей

Время чтения: 1 минута

05d3 0007e18a be98a7bd

Новосибирская область планирует досрочно внедрить доставку материалов ЕГЭ по интернету

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сказки и их виды

6d0df2fdbf3c0576ec381212e9394199Анна Козлушкина
Сказки и их виды

«Сказки и их виды«

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Согласно научному определению в литературе, сказка – «эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях,которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка». Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок.

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных,причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям,так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид — волшебная сказка.

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки.

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки.

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Виды поддерживающей коммуникации Виды поддерживающей коммуникации. Что понимают под альтернативной/поддерживающей коммуникацией? Педагогические и/или терапевтические мероприятия,.

detsad 1135680 1557988717Лэпбук «Виды бумаги» Юлия Филипенко Хочу представить свой лэпбук «Виды бумаги». Данный лэпбук был изготовлен для проекта «Бумага в нашей жизни». В нём представлены.

Основные виды рассказывания Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Презентация «Виды леса» Формирование экологической культуры и экологического сознания – одно из основных направлений в воспитании дошкольников. Именно поэтому большое.

Презентация «Виды театров» Виды театров: Театр масок Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр картинок на фланелеграфе Театр ложек, шапочек, на палочках Теневой театр.

Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.

Виды игровой деятельности Виды игровой деятельности I вид – предметная игра. Характеризуется во взаимодействии ребенка с игрушкой, через игрушку он познает форму,.

Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.

Виды воспитания в ДОУ и семье Семья – это отражение жизни ребенка. Поэтому важно родителям дать правильное воспитание во всех сферах. Какие же это сферы и на что нужно.

Занятие «Зимние виды развлечений» «Зимние развлечения» Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.

Конек-Горбунок

Было у отца три сына, младший из них – Иван-дурак (Антон Шагин), которому путём немыслимых приключений достаётся крошечный Конёк-горбунок, умеющий говорить, очень быстро бегать, свистеть и даже летать. Приключения продолжаются во дворце у Царя (Михаил Ефремов), который даёт Ивану задания: поймать Жар-птицу, привести Царь-девицу и найти перстень в море-окияне. Наконец, когда все дела сделаны, Царь решает омолодиться, но для этого ему нужно искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с горячей водой и в кипящем молоке. Но вперёд себя пускает Ивана. Ивану с помощью Конька всё это удаётся, Царю – нет. Это то, что есть и в сказке, и в фильме. Остальное – сплошь расхождения, другой вопрос, насколько это принципиально.

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Идея снять «Конька-горбунка», да ещё на российских просторах, может вызвать скепсис, особенно у всех презирающих отечественное кино в принципе. Для начала, «Конёк-горбунок» 2021 года от режиссёра Олега Погодина – очень красивая картина. Яркие фоны, проработанные фантастические животные, птицы и рыбы, исключительно тонко выбранные цвета, отлично поставленный свет – это всё удивительно. При этом давайте не забывать, что это не мультфильм – хотя двухмерная анимация тоже есть, – а широкоформатное художественное кино. О формате: если вы будете смотреть его в IMAX, вы можете подумать, что это снято на честные аймас-камеры, так как картинка занимает всё пространство экрана. Над фильмом работала компания CGF, известная по «Движению вверх» и «Времени первых», и это прекрасно, но это ничего не значит, потому что это коллективный труд многих департаментов: от художников до костюмеров. Обычно когда делается такой фантастический фильм, то часто в погоне за красочной картинкой цветокоррекция выкручивается до состояния «вырви глаз». Здесь же всё на месте. Прямо «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона.

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

 Паулина  Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Список отличий этой картины от сказки Ершова может занять целую статью, логично даже предполагать, что будет какое-то количество оскорблённых новым прочтением классики, но давайте будем честны: в неприкасаемом советском фильме Александра Роу 1941 года было не меньше расхождений с поэмой XIX века. Там, насколько можно вспомнить, Иван больше пел, чем действовал, а Конька и вовсе прятали то за кустами, то за камнями. Однако в нынешней версии есть важные точки, спорящие с Ершовым или, наоборот, из-за своего отличия придающие сказке Петра Павловича ещё большую глубину. По-другому Иванушка полонит белую кобылицу, и даже не хватает её, а спасает от смерти. По-другому герой ловит Жар-птицу и находит её перо. По-другому он освобождает Чудо-юдо рыбу-кита и, соответственно, находит кольцо.

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Паулина  Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Напомним, что книгу Ершова не раз запрещали, в основном из-за остросоциального юмора. В фильме тоже есть шутки для взрослых, и все они предсказуемо касаются Царя и конкретно власти. Их много: от того, как глава государства отжал у Ивана двух коней и не дал ни копеечки, до казначея, постоянно таскающего сундук с казной и повторяющего: «Это казна, но у нас денег нет».

Чем отличается сказка от мультфильма конек горбунок

Кадр из фильма «Конёк-горбунок»

Вы, конечно, знаете, что для нынешнего «Конька-горбунка» сценарий был переведён Алексеем Бородачёвым и Олегом Погодиным из поэтического первоисточника в прозаический. То есть герои говорят не стихами, а прозой. Мы не являемся ханжами, мы понимаем, для чего это было сделано, и даже можно похвалить авторов за смелость в этом нелёгком выборе, тем более что получившийся скрипт оказался вполне сносным. Но когда герои сидят в теле кита и произносят примерно такой диалог: «Кажется, он сейчас чихнет» – «Лишь бы не пукнул», – это, конечно, смешно для малышни, но это уже, извините, чересчур. Можно похвалить за смелость и композитора. Он аккуратно вплетает в свою музыку и Чайковского, и «Спят усталые игрушки», и «Сарабанду» Генделя, и даже «Цыплёнка жареного». Но когда царь видит сон, а в нём Иванушка танцует под Little Big, то это, наверное, смешно, но перебор.

Главное и самое важное: в сюжет наконец-то оказалась привнесена большими красными буквами любовная линия Иванушки и Царь-девицы. В прежних версиях она была, но или к концу сказки, ближе к свадьбе, или являлась каким-то вспомогательным инструментом для продвижения сюжета. Здесь же она является доминирующей и для героини Паулины Андреевой, и для героя Антона Шагина, и для всех остальных. А Царь? Что Царь? У Ершова: «Бух в котел – и там сварился». У Погодина примерно то же самое, только менее людоедски, царь вылетает из кипящего котла в огромном мыльном пузыре и летит туда, не знаю куда.

Конек-Горбунок, 2020 новый фильм посмотреть онлайн в хорошем качестве на ivi

Конек-Горбунок (2020)

комедия, приключения

Режиссер: Олег Погодин

В ролях: Павел Деревянко, Антон Шагин, Михаил Ефремов, Паулина Андреева, Ян Цапник

Премьера: 18 февраля 2021 года

Было у отца три сына, младший из них – Иван-дурак (Антон Шагин), которому путём немыслимых приключений достаётся крошечный Конёк-горбунок, умеющий говорить, очень быстро бегать, свистеть и даже летать. Приключения продолжаются во дворце у Царя (Михаил Ефремов), который даёт Ивану задания: поймать Жар-птицу, привести Царь-девицу и найти перстень в море-окияне. Наконец, когда все дела сделаны, Царь решает омолодиться, но для этого ему нужно искупаться в трёх котлах: с ледяной водой, с горячей водой и в кипящем молоке. Но вперёд себя пускает Ивана. Ивану с помощью Конька всё это удаётся, Царю – нет. Это то, что есть и в сказке, и в фильме. Остальное – сплошь расхождения, другой вопрос, насколько это принципиально

Антон Шагин в роли Ивана-Дурака на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Идея снять «Конька-горбунка», да ещё на российских просторах, может вызвать скепсис, особенно у всех презирающих отечественное кино в принципе. Для начала, «Конёк-горбунок» 2021 года от режиссёра Олега Погодина – очень красивая картина. Яркие фоны, проработанные фантастические животные, птицы и рыбы, исключительно тонко выбранные цвета, отлично поставленный свет – это всё удивительно. При этом давайте не забывать, что это не мультфильм – хотя двухмерная анимация тоже есть, – а широкоформатное художественное кино. О формате: если вы будете смотреть его в IMAX, вы можете подумать, что это снято на честные аймас-камеры, так как картинка занимает всё пространство экрана. Над фильмом работала компания CGF, известная по «Движению вверх» и «Времени первых», и это прекрасно, но это ничего не значит, потому что это коллективный труд многих департаментов: от художников до костюмеров. Обычно когда делается такой фантастический фильм, то часто в погоне за красочной картинкой цветокоррекция выкручивается до состояния «вырви глаз». Здесь же всё на месте. Прямо «Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бёртона.

Конек-Горбунок, 2020 новый фильм посмотреть онлайн в хорошем качестве на ivi

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Список отличий этой картины от сказки Ершова может занять целую статью, логично даже предполагать, что будет какое-то количество оскорблённых новым прочтением классики, но давайте будем честны: в неприкасаемом советском фильме Александра Роу 1941 года было не меньше расхождений с поэмой XIX века. Там, насколько можно вспомнить, Иван больше пел, чем действовал, а Конька и вовсе прятали то за кустами, то за камнями. Однако в нынешней версии есть важные точки, спорящие с Ершовым или, наоборот, из-за своего отличия придающие сказке Петра Павловича ещё большую глубину. По-другому Иванушка полонит белую кобылицу, и даже не хватает её, а спасает от смерти. По-другому герой ловит Жар-птицу и находит её перо. По-другому он освобождает Чудо-юдо рыбу-кита и, соответственно, находит кольцо.

Конек-Горбунок, 2020 новый фильм посмотреть онлайн в хорошем качестве на ivi

Паулина Андреева в роли Принцессы на кадре из фильма «Конёк-горбунок»

Напомним, что книгу Ершова не раз запрещали, в основном из-за остросоциального юмора. В фильме тоже есть шутки для взрослых, и все они предсказуемо касаются Царя и конкретно власти. Их много: от того, как глава государства отжал у Ивана двух коней и не дал ни копеечки, до казначея, постоянно таскающего сундук с казной и повторяющего: «Это казна, но у нас денег нет».

Конек-Горбунок, 2020 новый фильм посмотреть онлайн в хорошем качестве на ivi

Кадр из фильма «Конёк-горбунок»

Вы, конечно, знаете, что для нынешнего «Конька-горбунка» сценарий был переведён Алексеем Бородачёвым и Олегом Погодиным из поэтического первоисточника в прозаический. То есть герои говорят не стихами, а прозой. Мы не являемся ханжами, мы понимаем, для чего это было сделано, и даже можно похвалить авторов за смелость в этом нелёгком выборе, тем более что получившийся скрипт оказался вполне сносным. Но когда герои сидят в теле кита и произносят примерно такой диалог: «Кажется, он сейчас чихнет» – «Лишь бы не пукнул», – это, конечно, смешно для малышни, но это уже, извините, чересчур. Можно похвалить за смелость и композитора. Он аккуратно вплетает в свою музыку и Чайковского, и «Спят усталые игрушки», и «Сарабанду» Генделя, и даже «Цыплёнка жареного». Но когда царь видит сон, а в нём Иванушка танцует под Little Big, то это, наверное, смешно, но перебор.

Главное и самое важное: в сюжет наконец-то оказалась привнесена большими красными буквами любовная линия Иванушки и Царь-девицы. В прежних версиях она была, но или к концу сказки, ближе к свадьбе, или являлась каким-то вспомогательным инструментом для продвижения сюжета. Здесь же она является доминирующей и для героини Паулины Андреевой, и для героя Антона Шагина, и для всех остальных. А Царь? Что Царь? У Ершова: «Бух в котел – и там сварился». У Погодина примерно то же самое, только менее людоедски, царь вылетает из кипящего котла в огромном мыльном пузыре и летит туда, не знаю куда.

смотреть конек горбунок

21.02.2021 Текст: Родион Чемонин

Антон Шагин, только что «выплывший» из магического морока «Северного ветра» Литвиновой, и красавица Паулина Андреева, разрывающая аорту в крике в «Методе»: перед героиней трагическая дилемма. Что объединило этих двух популярных актеров? Адаптация сказки «Конек-горбунок», о которой мы сегодня поговорим в нашей постоянной рубрике «Книга vs экранизация». 

Сказка ложь, да в ней – намек…

Вначале – о первоисточнике. Наверное, все в детстве читали «Конька-горбунка». Интересно, что в 1990-е годы авторство Петра Ершова ставилось под сомнение. Критики и писатели, в числе которых был Кир Булычов, утверждали, что не мог восемнадцатилетний юноша создать столь стройное и длинное поэтическое произведение с элементами сатиры. Ревизионисты считали, что автор – Пушкин, который в завуалированном виде проиллюстрировал любовный треугольник он сам-император-Натали (выведенные в образах Иван-Царь-Царь-девица). Как бы то ни было, «антиершовские доводы» не ставятся в расчет. Хотя – заметьте – прожив еще 34 года, Петр Павлович не написал больше ничего столь же достойного. 

Книга Петра Ершова «Конек-горбунок»

Оставим эти околитературные споры специалистам и вспомним, о чем говорится в сказке, изданной в 1834-м. Младший сын крестьянина Петра, Иван, которого братья считают недалеким, сумел обуздать волшебную кобылицу. В благодарность за свободу лошадка подарила спасителю трех отпрысков – двух великолепных жеребят и одного неказистого – заглавного персонажа. Он стал наперсником и советчиком Вани, когда тот попал в услужение Царю и противостоял каверзам хитрого Спальника.

Кадр фильма, Иван пришел в город

Никаких рифм!

А вот и главная «пропасть» между оригиналом и кино 2021 года: сценарий написан прозой – в отличие от известного мультфильма конца сороковых. Неблагодарное это дело, стихи в «обычные» диалоги превращать. Но авторы постарались сохранить дух первоисточника, и на том спасибо.

Не пострадали и центральные герои. Все они – Иван, Конек, Царь, его названая невеста, Спальник – присутствуют в кадре. Как и волшебные создания, Жар-птица и Чудо-юдо Рыба кит. То есть, «каркас» сюжета сценаристы оставили. Однако все способы, которыми новоявленный царский конюший выполняет «приказы свыше», отличаются от сказочных. Они другие! Но от этого приключения пары неунывающих приятелей ничуть не хуже. 

А посему, простив прозу, извиним и отсебятинские фантазии создателей. Хотя ритуал с кипящим молоком (когда Конек решил пожертвовать собой и сорвать заветный цветок, чтобы спасти друга) в корне отличается от концовки у Ершова. Потому что Горбунок никуда не скакал, а «пошаманил» с содержимым котлов. 

Главный герой – Конек-горбунок

Диво дивное

Главное в новом фильме – красота неописуемая (мы серьезно, без иронии), которая царит в кадре. Постарались все, а бюджет – огромен, поэтому визуальные эффекты не созданы «на коленке», Конек как настоящий, декорации и костюмы такие, что глаз не оторвать. Индийские атласные и шелковые ткани вышили мастерицы, получилась прямо-таки «царская парча». Особое внимание уделили нарядам Царь-девицы. Если подытожить одной фразой, «Конек-горбунок» – чудо чудное, диво дивное. 

Царь-девица прибыла во дворец

Что касается кастинга, то критики без устали хвалят Антона Шагина, ставшего замечательным «Иванушкой-дурачком». Согласны: актер играет отлично. Но, по сказке, это парнишка, а не дяденька 36-ти лет. Приходится закрыть глаза на то, что герой «староват». Павел Деревянко «играл» Конька с помощью захвата движения. Внешне этот большеухий миляга – словно отсылка к Ослу из «Шрека», это нельзя не заметить. Оба друга обаятельны, а Шагин заслужил аплодисменты: взаимодействовать с «воображаемым» партнером (лошадку дорисовывали на компьютере) на площадке нелегко.

Антон Шагин в роли Иванушки

Сравнения неизбежны

Было любопытно увидеть в роли «заморской» принцессы, дочери Месяца, Паулину Андрееву. Дело в том, что сейчас как раз заканчивается второй сезон сериала «Метод», в котором актриса играет Есеню. Сыщица попала между молотом и наковальней (психопат спрятал ее маленькую дочь и поставил условие: убить Меглина). Очень интересно сравнивать: издерганная, недосыпающая, исцарапанная и избитая следовательша и роковая красотка в ослепительных платьях, на которой хочет жениться Царь.

Паулина Андреева в роли Царь-девицы

Престарелого венценосного жениха играет Михаил Ефремов. Он не успел озвучить роль, за него это сделал Сергей Бурунов. Врага Иванушки изобразил Ян Цапник (тоже кстати, игравший в «Методе», одного из пойманных маньяков). Жар-птицу озвучила почему-то не артистка, а… спортсменка Ляйсан Утяшева (правда, это не первая работа гимнастки, она дублировала двух героинь мультиков). За Рыбу-кита говорит Александр Семчев. 

Царь (Ефремов) и Спальник (Цапник)

Наш вердикт: смотреть фильм обязательно! Вы ахнете при виде магии, созданной режиссером Олегом Погодиным и его командой. А в финале зрителей ждет сюрприз: еще одно «отклонение» от оригинальной сказки Ершова. 

  • Чем отличается литературная сказка от народной сказки и чем на нее похожа
  • Чем отличается пушкинская сказка от народной сказки
  • Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Чем опасно бессмысленное существование сочинение обломов
  • Чем опасна зависть сочинение рассуждение трифонов