Чем отличается сказка от фантастического рассказа

Литературное чтение / бойкина / оглавление что такое фантазия? что значит фантазировать? объясни своими словами.фантазия это выдумка, мечта
Литературное чтение / Бойкина / Оглавление

• Что такое фантазия? Что значит фантазировать? Объясни своими словами.
Фантазия — это выдумка, мечта о несбыточном, но желаемом. Фантазировать — мечтать о чем-то несбыточном.

• Попробуй объяснить, чем фантастический рассказ отличается от сказки. Запиши свои мысли.
Фантастический рассказ отличается от сказки тем, что здесь нет волшебства, нет волшебных предметов, помогающих герою. В фантастическом рассказе герой пользуется достижениями науки, рассчитывает на свои силы, на современные компьютеры и механизмы.

• Какие слова можно использовать в сказке, какие — в фантастическом рассказе? Запиши.
Робот, формула, машина времени, ракета — в фантастическом рассказе. Волшебная палочка, заклинание — в сказке.

• Рассмотри рисунки. Придумай и запиши историю, используя один из рисунков. Скачать ответ.

Е. С. Велтистов. Приключения Электроника

• Рассмотри иллюстрацию в учебнике (с. 147). Запиши что изображено на ней.
На рисунке изображен момент, когда ученый Громов открыл свой загадочный чемодан и оттуда появился мальчик, которого профессор назвал Электроником и которому велел подзарядиться.

• Выпиши из текста, как выглядел Электроник.
«Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки».

• Какими чертами характера обладал Электроник? Можно ли сказать, что он был капризным, жестоким, смелым, отважным? Запиши.
Электроник был смелым и отважным.

• Чем Электроник похож на обыкновенного мальчика?
Внешним видом Электроник ничем не отличался от обыкновенного мальчика. «Ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города».

• Составь рассказ «Наш друг Электроник». Сначала определи, какой это будет текст: повествование, рассуждение, описание. Подумай, о чём ты будешь писать. Запиши свой рассказ. Придумай ему название.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. Текст-повествование. Электроник лежал в чемодане, на мягком голубом нейлоне с закрытыми глазами. Профессор разбудил его и спросил, как мальчик себя чувствует. Электроник ответил, что чувствует себя хорошо. Тогда профессор помог ему вылезти, поправил костюм и сказал, что мальчику необходима процедура подзарядки. Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на проводе и вставил ее в розетку. Электронику было неприятно, но профессор попросил мальчика потерпеть. Оставив Электроника, профессор отошел к видеотелефону, чтобы с кем-то переговорить. Электроник попытался что-то сказать, но профессор был занят разговором. Когда он закончил, то повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел. Электроник вскочил со стула, подбежал к подоконнику, и выпрыгнул из окна со второго этажа. Профессор подбежал к окну, и увидел, как мелькает между деревьями синяя куртка мальчика. Громов окликнул его, но мальчик уже исчез.
Вариант 2. Текст-описание. Электроник лежал в чемодане, на мягком голубом нейлоне с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит. Ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города. Электроник был очень похож на человека. У него были блестящие глаза и немного хриплый, скрипящий голос. Профессор усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку. Через эту розетку мальчик должен был подзарядиться током.
Вариант 3. Текст-рассуждение. Научная фантастика — жанр в литературе, кино и других видах искусства основывается на фантастических допущениях в области науки, Научная фантастика описывает вымышленные научные открытия. Действие научной фантастики часто происходит в будущем. Я считаю, что «Приключения Электроника» является фантастическим, потому что само содержание повести говорит об этом. Некий профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает самообучающегося робота-андроида. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате научных изысканий удается изготовить первый прототип такого робота. Электроник — это фантастическое научное достижение, мечта человека о создании совершенного робота ради будущего всего человечества. Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к науке, к достижениям человека.

К. Булычёв. Путешествие Алисы

• 10. Составь план истории от лица Алисы.
План: 1) Кустики; 2) Непонятные звуки; 3) Кустики пошли в атаку; 4) Кусты прорвались; 5) Идея с лейкой; 6) Кустики успокоились; 8) Объяснения; 9) Пристрастия маленького кустика.

Проверим себя и оценим свои достижения

• Ты прочитал произведения раздела «Страна Фантазия». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
(как вариант) + рассказать об особенностях фантастической литературы; + самостоятельно придумать фантастический рассказ; + назвать произведения К. Булычёва, С. Велтистова.

• Обратись к тематическому каталогу библиотеки. Составь список произведений фантастической литературы, которые ты хотел бы прочитать.
С. Лем «Солярис», К. Булычев «Гостья из будущего», Айзек Азимов «Я, робот», Н. Носов «Незнайка на Луне».

• Вспомни, что объединяет эти рассказы. Подчеркни.
Подчеркните: всё, что происходит с героями, можно объяснить с помощью науки; в далёком будущем.

• Определи, в чём отличие фантастического рассказа от сказки.
Отметьте пункты: действие происходит на другой планете; героям помогает знание науки; герои — обыкновенные мальчики и девочки, а также электронные роботы, жители других планет; герои попадают в другой мир при помощи космического корабля.

• Подумай, о чём ты бы мог рассказать в фантастическом произведении. Составь план своего рассказа. Сначала реши: ты будешь рассказывать как учёный или как путешественник?
План: 1) Случайная находка; 2) Ворота в новый мир; 3) Опасности чужой планеты; 4) Новые друзья; 5) Поиск дороги домой; 6) Новые ворота; 7) Это не мой мир! 8) Путешествие только начинается.

• К каким источникам информации ты обратишься, чтобы написать это произведение? Запиши.
Интернет, научно-популярные фильмы, библиотека, научно-популярные журналы.

• Придумай и запиши небольшой рассказ о путешествии на любую планету Солнечной системы. Скачать ответ.

• Напиши аннотацию к своему рассказу.
Увлекательная история землянина, отправившегося на планету Марс за своей возлюбленной. В этой книге есть всё, что только способна создать человеческая фантазия: бластеры и звездолёты, верные друзья, злейшие враги, странные союзники, невероятные плазменные мечи, острее которых ничего в мире нет. Ну и, конечно же, любовь к инопланетной принцессе. Это история приключений в неизвестном, полном опасностей мире, обретения новых друзей и своего личного счастья.

Не нашли ответ? Отправьте любое домашнее задание и получите готовый ответ на e-mail в сжатые сроки!

Сделать заказ

Сказка и рассказ
статья на тему

Чем сказка и рассказ отличаются друг от друга

Скачать:

Вложение Размер
skazka_rasskaz.docx 20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чем сказка отличается от рассказа?

Сказка и рассказ — две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?

Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка. Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.

Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?

Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.

Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.

Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.

Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.

…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.

Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, повествующее о каких-то событиях, явлениях, взаимоотношениях людей. У рассказа практически всегда есть автор. Сюжет рассказа (за исключением фантастики) может восприниматься как нечто, происшедшее в реальности. Темой для рассказа может стать все, что угодно, здесь нет никаких ограничений. В рассказе часто видна позиция автора, его личное отношение к описываемым событиям (идея рассказа). С авторским видением читатель может согласиться, а может сформировать свою точку зрения. Персонажи рассказов – это обычные люди, у них есть достоинства и недостатки, они страдают и ошибаются, их характеры многогранны и неоднозначны. Часто в рассказах описываются внутренняя жизнь героев, их чувства и переживания.

Сказка – это жанр устного народного творчества, у сказок, за исключением литературных, нет одного автора. Отличительная особенность сказок – вымысел, волшебство. Читатель изначально понимает, что читает о том, чего на самом деле не может быть. Тематика сказок ограничена, на этот счет существуют каноны и традиции, которые складывались веками. В сказках может быть рассказчик, но он лишь рассказывает о событиях, не выражая к ним своего личного отношения. Как правило, мораль сказки понимается всеми однозначно. Герои сказок – это целостные натуры, без сложного характера. В сказках нет подробного описания чувств и переживаний героев, сюжет строится исключительно на действии.

  1. В сказке описываются приключения героя, каждое из которых – важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
  2. Сказочные события – аллегорический вымысел, а в рассказе всегда подразумевается достоверность происходящего.
  3. Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
  4. Рассказ имеет оригинальный сюжет и отражает авторский стиль. Сказочные сюжеты повторяются, а повествование сохраняет устойчивые, традиционные для сказок речевые обороты.
  5. Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует – отражается только общая идея. Подробнее:
  6. В сказке, как правило, наряду с обычными персонажами — людьми, соседствуют фантастические и вымышленные говорящие герои, которых в реальной жизни не встретишь. А рассказы, хоть и не всегда опираются на реальные события, всегда можно представить происходящими с людьми.

Сказка и рассказ сходны во многом. Они относятся к повествовательной прозе и пишутся они по определенным законам.

О сказках знают все. С малых лет сказка с ее выдумкой, волшебством и чародейством селится в душе ребенка и живет в ней всегда. Обычно эта захватывающая история хорошо кончается.

Рассказ же – логическое изложение цепочки реалистичных событий. Здесь вы не найдете зимой распускающихся подснежников, и никакая маленькая девочка не поселится в крысиной норе.

Так что всякая сказка – прежде всего, выдумка. Зато любая из них остается отличным воспитательным и познавательным инструментом. В ней всегда найдется истина, чтобы воспитать в маленьком человеке правильные основы, дать ему главные жизненные понятия о добре и зле, о правде и кривде, о бедности и богатстве, о любви и ненависти. Всякая сказка содержит свой урок, неназойливый, без каких-либо нотаций.

Они во многом сходны, сказка с рассказом. У обоих есть сюжет, который обозначен четко, события, описываемые в виде повествования, главный герой и не только.

И все же их отличают друг от друга, прежде всего, формой и, конечно, содержанием. Именно они определяют жанровую принадлежность всякого сочинения в литературе.

Сказка

В основе ее лежит вымысел, который не претендует на подлинность . Само это слово в источниках появилось около XVI века. Образовалось оно от «казать» и применялось в значении: перечень, список, точное описание. Предполагало оно, что узнают про него: и что это такое и зачем нужно. Лишь к XVIII веку сказка обретает нынешнее значение и называют ее «баснь», а позже – «кощуна».

В ее содержании какая-то интересная история, наполненная чудными приключениями героя, тесно между собой связанными, дозволяющими ему обрести славу и богатство, пройдя через все испытания.

Никого не удивляет, что сюжеты сказок могут повторяться, что герои их – эдакие символы, которые становятся олицетворением добра либо зла. Даже выделяются «бродячие сюжеты», что появляются в различных культурах и объясняются сходными чертами сознания, проявляющимися у всех этносов.

Этот вид творчества в числе древнейших. Но даже нынешние сказки сохраняют основные закономерности их создания: испытания, преодолеваемые главным героем, сверхъестественные силы, ему помогающие, возвращение утраченного, наконец, счастливое завершение.

Они нужны, чтобы ребенок в семье научился определенным жизненным правилам, необходимости защищать место своего обитания, достойно относиться к иным общинам. Сказки передаются от поколения к поколению, воспитывают уважение к своим корням.

Чем отличается сказка от рассказа

Многие согласятся, что чтение – это погружение в другие фантазийные миры, а то количество жанров, которое имеется сегодня, позволяет выбрать для себя подходящий вариант. У детей, изучающих школьную литературу, возникает вопрос: чем сказка отличается от рассказа? Попробуем ответить на него подробнее.

01 41

Основные характеристики сказочного произведения следующие:

  • Занимательный сюжет.
  • Присутствие развития действий и необычного хода событий.
  • Особый язык повествования.
  • Многократность повторения слов, поступков героев.
  • Композиция построена по типу кольца: начало и конец встраивают ее в другое художественное произведение.
  • Характерные прозвища у действующих лиц.

Главное определение, по которому можно узнать данный жанр – своеобразность интонации рассказчика: оригинальный зачин, кульминационные мотивы на повышенных тонах, поучительная концовка.

В литературе сказку легко можно спутать с рассказом из-за четко обозначенных сюжетных границ, нестандартной ситуации, наличия главных и второстепенных персонажей.

Главные отличия двух жанров

02 41

Рассказ и сказка – две формы повествовательного жанра, которые изучаются детьми, начиная с младших классов и заканчивая студентами. Мировая литература обладает большим количеством значимых произведений из данных направлений, стоит только вспомнить народные повествования, рассказы про животных, поучающие детей добру.

Рассказ всегда может иметь краткое повествование, которое можно пересказать несколькими словами, в сказке необходимо описать целую цепочку действий и высказываний персонажей.

Особенности Сказка Рассказ
Действия Вымышленные Часто правдивые
Период времени Безграничен Четко обозначен
Построение композиции Присутствие особых метафор, речевых оборотов Произвольное построение диалогов и субъективная оценка персонажей
Содержание Занимательная история, целью героя является получение обогащения, славы путем прохождения ряда испытаний Все события подготавливают читателя к кульминации

Сказку можно узнать по таким критериям: испытание персонажа, помощь волшебства, возврат утраченного и счастливая концовка.

Особенности рассказа

03 38

Часто 3 класс средней школы уже повествует детям о том, что такое сказка. Жанр рассказа ребята изучают, начиная с 5 класса. К этому времени у детей замечается четко сформированное умение выделять основных и второстепенных героев, выяснять цели их поступков, анализировать структуру произведения.

Следует подробнее перечислить основные характеристики жанра рассказ для видения отличий:

  • Короткий текст, написанный в прозе.
  • Единство времени – описывается определенный период жизни героя.
  • Наличие одного конфликта.
  • Одно или два главных событий.
  • Действие происходит в одном, максимум в двух местах.
  • Часто главный персонаж только один.

05 23

Особенность заключается в том, что центральный символ истории обуславливает ее смысл. Даже если главного героя нет, то показаны некоторые события, которые несут определенную значимость. Нередко рассказ отражает оригинальный авторский стиль, а писатель вносит лирические отступления и небольшие размышления по теме.

Поэтому в сказочном произведении показана только главная идея, задумка.
Определив основные отличия, можно смело открывать книгу, выявляя эти два наиболее популярных в детской литературе жанра.

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.

Что такое сказка?

Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.

Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.

В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:

  • литературные;
  • фольклорные.

Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.

Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.

3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».

Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.

Что такое рассказ?

Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.

tsiodnnch Сказки и новеллы часто переплетаются, например, в собрании “Тысяча и одна ночь”

Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.

Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.

Отличия между сказкой и рассказом

Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.

В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.

Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чем отличается рассказ от сказки и других литературных форм

Деление литературы на виды повествовательных форм и жанры часто оказывается весьма условным. И если, например, рассказ от романа можно отличить по объему, то иногда возникают и более сложные ситуации. Так, понять, чем отличается рассказ от сказки, может помочь только анализ содержания произведения.

Что такое рассказ?

Для начала нужно определить основные признаки рассказа. Сам по себе этот жанр в России не существовал до девятнадцатого века, а был лишь подвидом повести. Впрочем, граница между этими двумя разновидностями прозы до сих пор весьма расплывчата.

Чаще всего рассказы в своей основе имеют некую жизненную историю, произошедшую с главным героем, которая могла случиться и в реальности. Это основное, чем рассказ отличается от стихотворения и сказки, где ситуации могут быть выдуманными и совершенно нереальными. Количество основных персонажей и описываемых сюжетных линий – это косвенный признак, помогающий не спутать эту малую литературную форму с повестью, где описываемых героев и ситуаций бывает несколько.

1155417

Главное (и порой самое сложное для автора) в рассказе – его краткость. В совсем небольшом объеме повествования необходимо уместить ту основную мысль, которую автор хотел раскрыть в своем произведении. В такой ситуации нет возможности для пространных описаний мыслей героя. Вместо этого больше внимания приходится уделять деталям, делая их яркими и характерными.

Отличие от сказки

Самое главное, чем отличается рассказ от сказки, это реалистичность сюжета и героев. Сказка по природе своей является вымышленной приключенческой историей, которая призвана донести до читателя (чаще всего, ребенка), определенную мысль.

Целевая аудитория сказок диктует принципы повествования. Каждый герой здесь – не просто обычный человек, а некий символ, олицетворяющий определенную черту характера (хитрая лиса, злой волк, трусливый заяц, скромная падчерица, отважный принц и тому подобное). Так ребенку с самого раннего возраста прививают понятия хорошего и плохого, последствий определенных поступков и закладывают нормы морали.

1155414

Вспомни, чем рассказ отличается от сказки, из собственного опыта. Многие традиционные сказочные сюжеты похожи друг на друга и подчиняются определенной схеме. Если рассказ повествует лишь о какой-то одной сцене из жизни героя, то сказка – это всегда цепь событий, испытывающих персонажа и либо меняющая его жизнь в лучшую сторону (если персонаж изначально был добрым), либо помогающая ему самому стать другим.

На вопрос, чем рассказ отличается от сказки, ответы стоит искать в преданиях, дошедших до нас из глубины веков, ведь именно они и стали родоначальниками историй, которые мы сейчас рассказываем детям.

Отличие фантастики от сказки

Есть один литературный жанр, на примере которого сложно определить, чем отличается рассказ от сказки. Речь идет о фантастике, где мир является плодом воображения автора, а повествование буквально пропитано условностью и символизмом.

Чтобы точно определить, чем сказка отличается от фантастического рассказа, можно взглянуть на место и время действия в произведении. События сказок чаще всего происходят в давнем прошлом или вообще не имеют привязки ко времени, тогда как фантастика предпочитает предсказывать будущие события или представлять другие планеты.

1155413

Еще одно отличие этих жанров в том, что сказки в своем финале обычно содержат ярко выраженную мораль, а фантастические рассказы показывают нам, что может произойти в будущем или какой могла бы быть жизнь в иных, отличных от нашего, мирах.

Мир сказки – волшебство, чудеса и очеловечиваемые животные (иногда даже предметы), в то время как рассказ, пусть даже фантастический, во главу угла ставит повествование с минимумом выразительных средств. Это и есть то, чем отличается рассказ от сказки.

Отличие от новеллы

Новелла является краткой прозаической формой, как и рассказ, однако имеет ряд отличий от него.

Лаконичность и краткость изложения, характерная для рассказа, еще сильнее выражена в новелле. Здесь нет места авторскому изображению персонажа и описанию его психологического состояния. Вместо этого центром повествования становится некое необычное событие, сюжет, удерживающий внимание читателя.

Цепляющая завязка, динамичный сюжет, неожиданный финал – это те три стержня, на которых строится новелла. Основная тема здесь ясна, без всякого двойного толкования (которое допустимо в рассказе). Стиль написания новеллы обычно нейтральный, а вот рассказ может быть юмористическим, философским, жестким или мелодраматичным, в зависимости от авторской задумки.

Отличие от стихотворений

Стихотворение практически невозможно спутать с прозаической формой, которой является рассказ. Для стихов характерно ритмическое построение текста, в котором ударные и безударные слоги четко чередуются, образуя стихотворный размер.

1155412

Обычно стихотворение разделяют на отрезки – строфы – из нескольких строк, окончания которых рифмуются между собой. Впрочем, существуют и белые стихи, рифма в которых отсутствует.

Символизм, описание переживаний лирического героя и глубоко личностное описание – вот что всегда характерно для поэзии.

Отличие сказки от рассказа

от imageДмитрий Панин 27.07.2019, 16:10 1.6к Просмотры

Для многих чтение — увлекательное занятие, позволяющее погрузиться в другой мир, созданный чьей-то фантазией. Разнообразие существующих литературных жанров позволяет выбрать произведение по душе. Иногда возникает необходимость конкретизировать отличия одного жанра от другого. Например, сказки от рассказа.

Рассказ

Термином «рассказ» обозначается небольшое по объёму произведение, прозаического характера. Композиция его построена вокруг отдельного эпизода или человека.

Развитие заложенных в основу сюжета событий, ограниченных временем и пространством, позволяет раскрыть особенности личности героя, понять причины его поступков.

Автор достоверно описывает какой-то эпизод из жизни или свой вымысел. Он может использовать лирические отступления, выстраивать диалоги по своему усмотрению, давать субъективную оценку происходящему. Такой стиль помогает создать интересный и объёмный образ главного персонажа.

Повествование обязательно содержит сцену кульминации, когда описываемые события достигают наивысшего напряжения. После этого наступает развязка.1011323612

Сказка

Жанр фольклора или литературы — сказка, представляет собой, как правило, прозаическое произведение, содержащее в основе вымысел. Характеризуется отсутствием претензий на историческую достоверность повествования.

Для сказки свойственны:

  • безграничность времени и пространства;
  • присутствие необычных персонажей, наделённых волшебными качествами;
  • особый стиль изложения — оригинальный зачин, многократно повторяющиеся слова, поучительная концовка;
  • наличие устойчивых речевых оборотов, метафор;
  • последовательное развитие действия, как правило, связанное с достижением персонажем какой-либо конкретной цели — найти богатство, отыскать возлюбленную, спасти кого-то близкого.cover13d 3

Главный герой, олицетворяя добро и справедливость, всегда противостоит в сказке кому-то злому и жестокому. Бывает, что отрицательных героев несколько. Заканчивается повествование всегда победой положительного персонажа. Сказочные сюжеты часто повторяются.

Что общего у жанров

Сказка и рассказ произведения прозаического характера. В них присутствует основной сюжет, имеется главный герой, стиль изложения событий — повествовательный.

В чём разница между сказкой и рассказом

Чем отличаются эти два жанра, можно наглядно увидеть в таблице.

Таблица: различия жанров

Рассказ Сказка
Основа сюжета — короткий эпизод из жизни героя, который стал для него судьбоносным. В основе повествования — описание приключений героя. Каждое происходящее с ним событие является важной частью сюжета.
Действие ограничено чёткими временными рамками. В произведении время и пространство безграничны.
Описываемые события чаще всего правдивые. Происходящие события — вымысел.
Стиль изложения авторский. Диалоги построены произвольно. Присутствуют оценочные суждения. Сюжетная линия уникальна. Повествование содержит устойчивые речевые обороты. Прямая оценка отсутствует. Сюжетные линии повторяются.

Это основные критерии, определяющие разницу между жанрами.

«Лото сказок» — Питер Пен. Наступила поздняя осень. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Лягушка – путешественница. Кто сказал «Мяу». Два жадных медвежонка. Кот в сапогах. Крокодил. Крокодил Гена и его друзья. Каша из топора. Ты продолжаешь игру. Прикинулась сиротой. Петя–петушок. Щенок. Гуси – лебеди. Пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

«Игры по сказкам для детей» — Сказка, в гости приходи! Сказки, в которых Ваш ребенок является главным героем. Сказочные пожелания. Правила игры. И умной мамы нежный взгляд. Нужна ли сказке присказка? Отзывчивость – готовность помочь другим людям. Принцесса сказочной страны. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

«Конкурс Сказка» — Конкурс. Н.В.Гоголь. Старик из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» всего 6 раз ходил к морю. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Какого фрагмента не хватает?». «Черный ящик». Собаку семи богатырей в сказке о мертвой царевне звали Соколко. Л.Н. Толстой. «Творческий». И.С.Тургенев. Четвертый конкурс. Седьмой конкурс.

«Игры со сказочными героями» — Викторина. Буду служить тебе славно. Петушок. Вещи. Сказки зарубежных писателей. Дерево. Разминка. Русские народные сказки. Золотое яичко. Книжкины именины. Приключения Незнайки. Дележ. Товарищ. В стране сказочных героев. Фантазер. Пушкиниана. Сказки русских писателей.

«Игра по сказкам» — Великий путешественник. «Руслан и Людмила»; «Евгении Онегин»; «Сказка о рыбаке и рыбке». С.Я.Маршак; К.И.Чуковский П.П.Ершов. Интеллектуальная игра. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Кто хочет стать знатоком литературы». Следопыты. Сказка «Колобок». «Ерш»; «Караси»; «Акула». К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль?

«Детские игры по сказкам» — Фея. Узнай героя сказки. Портрет. По щучьему велению. Птица. Сказка о рыбаке и рыбке. Разминка. Неопознанный объект. Гуси-лебеди. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Сивка-бурка. Маша и медведь. Сколько героев было в сказке «Репка». Волшебные помощники. Снежная Королева. Имена семи гномов. Аленький цветочек.

Всего в теме 12 презентаций

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».

Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Сказки о животных

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?

Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?

С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.

Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.

Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?

Видео: Серебряное копытце

Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?

Видео: Осенний Вальс. Фильм. StarMedia. Мелодрама

Видео: Сюжеты программы «Неделя»

С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.

Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.

Всеволод Швайба. Внутренние дворы III. 2020

Редакция Huxleў завершила прием рассказов на международный конкурс фантастического рассказа. Сегодня мы публикуем очередное произведение из отобранных для участия в конкурсе «Кибериада-2021».

Предварительные результаты мы огласим до 15 января, а победитель будет объявлен до 5 марта 2022 года.


Родилась новая звезда обетованная — жемчужина всей Вселенной. Иерархи одухотворили тезауру Земли восторгами, которые превратились во флору и фауну. Ожившие цветные восторги. Прозрачные светлые выдохи Верховных породили небо, цветы и зелень. Густые, насыщенные плазмой выдохи — причудливую фауну.

Верховные иерархи повелели богам населить Землю, но боги не хотели жить в едином пространстве, ведь это ограничивало бесконечность их телепортаций. Но и ослушаться они не смели. По сигналу боги слетелись на сапфировую планету, чтобы обсудить проблему. Это был блистательный парад равных по силе и разуму.

 — Наши божественности слетелись сюда, чтобы угодить Верховным, но вместе с тем, не жертвуя собой. Не закрепляя свою сущность в едином пространстве, — Акимар оглядел присутствующих, как бы проверяя, все ли поняли посланную им мысль.

 — Это ограничение прав! Не бывать этому! Нет нашего согласия! — полетели в Акимара эмоции.

 — Но Верхи хотят именно этого! Если не подчинимся, они нас превратят в космическую пыль! Мы не слетим с места, пока не решим дилемму! — Акимар был настойчив.

Все взмыли над Землей и погрузились в размышления. Старели звезды и угасали, рождались новые миры, а боги все думали. Наконец они слетелись на всплеск мысли самого юного — Амико.

 — Мы выделим часть себя и оставим здесь!

Все одобрительно загудели: возможно, возможно! Это ведь только часть… Всего лишь какая-то часть нас.

Боги выделили из себя по космической капле и стали рассматривать свои копии. Плазмоиды были бледны и перемещались спонтанно от подножия Альп до Джомолунгмы, от Борнео до Ямала.

 — Смотрите! Это же почти мы! — вскричал мысленно Амико, но Акимар уточнил:

 — Почти, но не мы! Дадим им пару крыльев, кое-какие навыки и уменья, подарим крохи разума.

 — Разум поместим в плотную капсулу, чтобы не растеряли! — добавили мудрейшие.

 — Надо доложить иерархам. Полетели!

Менялось гравитационное поле Земли в результате столкновения с суперболидами, изменилась ось наклона и траектория движения. Одна климатическая революция сменяла другую, а на сапфировой планете летали копии богов. Они имели белоснежные крылья и передвигались, куда вздумается. Общались телепатически, но в связи с разрастанием торсионных полей делать это становилось все труднее. Нужно было сокращать расстояние до видимости друг друга. Копии не понимали, почему махать крыльями становилось все труднее, и больше нужно было сидеть на вершинах Анд и Памира, чтобы впитывать солнечную энергию. Излучение солнца и было их едой, восполняющей энергию сознания и полетов. Из плазмоидов они превращались в материю и приобретали плотность. Многие сопротивлялись этому всеми остатками божьей искры, оставленной в них когда-то. Многие подумали:

 — Довольно мучений! Не лучше ли энергию питания найти на Земле?

Сочные плоды и ягоды показались им прекрасной пищей. В них ведь тоже солнечная энергия, правда, искаженная и переработанная. Крылья волочились по земле, были грязны от дождей и попорчены паразитами. Они затрудняли передвижение по лесам и по рекам, а их мускульной силы хватало лишь на то, чтобы пролететь каких-то метров десять. Все больше слышалось роптаний:

 — Зачем они нам нужны? Эти отростки за спиной? И зачем нам третий глаз? Им можно смотреть только внутрь себя! И разве это так важно — видеть себя изнутри? Мы травмируем его, когда пробираемся сквозь заросли!

Разумные существа биологического уровня не видели друг друга из-за папоротниковых и саговниковых деревьев, поэтому приходилось аукаться. Развивались голосовые связки и звуковая система. Разветвлялась в этом клочке плотности система сосудов, нервов и инстинктов. Иногда весной из энергетического пояса Венеры, окружавшего Землю по экватору, поступал сигнал к размножению. Копии выделяли из себя какую-то часть, как когда-то произвели их в этом мире боги. Рожденные комочки имели бугорки за спиной — будущие крылья — и были плотнее своих прародителей. Копии не думали, кем они будут без крыльев, но в котором уже поколении отрекались от них. Выщипывали, срезали до крови острием камней, связывали жгутами травы, дабы не мешали передвигаться. В них постоянно попадали иглы от саговников, колючки от кустарников и песок. Отречение не дарит надежды. Ограничивает волю и возможности, но копии богов разучились смотреть вдаль. Сакральные мысли заменялись постепенно плоскостными, и потенциал всех сфер разума сокращался. Смотрели себе под ноги, чтоб отыскать съедобные плоды или корни. Один ложный мудрец изрек:

 — Чтобы отречение от нас прежних было полным, надо его закрепить священностью огня.

Он достал из костра головню и прижег одному из младенцев бугорки. Крик от боли оглушил полмира, но мудрый всех успокоил, что эта боль — залог их счастья жить без крыльев.

С тех пор ложные идеи и квазимудрость стали управлять эволюцией.

Копии разучились печалиться о божеском, и третье пульсирующее око закрылось плотной складкой кожи, а потом окаменело. Еще одна пуповина была перерезана…

Самые первые отреченные были бурого цвета, приземисты и покрыты шерстью. Они ушли жить в непроходимые джунгли. Самые стойкие сопротивлялись и вырастили внутри себя некий орган. Почему внутри? Чтобы не разбить о камни, не съесть и не потерять при переходах. Он то молчал, то тоненько позвякивал, напоминая, что копии божественного рождения имели когда-то белоснежные крылья. Что им были подвластны пространства, эмоции и красота чувств.

Этот колокольчик-орган звал из пещер под звезды, которые копошились вверху, напоминая золотистых блошек. А может, светящихся кузнечиков, но, к сожалению, съесть-то их было нельзя! Внутри что-то саднило и ныло, жила родственная и красивая птица-печаль, но понять ее было не под силу.

Энергия любви сокращалась. А когда ее не хватает, Земля без любви становится преисподней.

Ясин, глядя на созвездие Ворона, начал вещать:

 — А ведь мы летали среди этих звезд! Наши крылья издавали перезвон.

 — Какой такой перезвон?

 — Так деревья признаются в любви к солнцу, так ветер целует цветы, а травы рассказывают друг другу сказки, вплетая их в длинную бороду вечера.

Все начинали гоготать, выкатывая глаза, валялись на земле, дрыгая мускулистыми ногами, и держались за животы.

 — Мы были большими птицами, поверьте мне!

Клиней заорал от досады, что все это неправда! А пророка смущений посыпали пеплом, надавали тумаков, и в рот набили сухой соломы.

 — Что бы мы ели там, в пустоте? Где нет плодов, грибов? Как бы мы охотились? Где бы мы укрылись от ураганов?

Клиней говорил о знакомых очевидных вещах, в отличие от Ясина, поэтому стал кумиром-вождем.

Как обычно, пришел весной сигнал к размножению. Ведь материя грубела, старела и отмирала. Клиней вошел в грот и внутренне сосредоточился, чтобы отделить от себя копию. Все тело сотрясали усилия породить себе подобное, пот катился по бугристой от мускулов коже, она трещала, разрываясь, а из пор выкатывались капли крови. Сквозь крепко стиснутые зубы прорвалось облачко, пискнуло и тут же начало распадаться на клочья. Клиней упал на подстилку и пролежал бездыханно неделю. Зря он боялся, что засмеют его немощность сородичи, потому как у многих процесс отделения не получился. Это было накануне великого преображения моносущностей в мужское и женское начало.

 — Время ссучилось! Оно против нас! — только и слышно было со всех сторон. — Время — убийца, у него каменная стопа! Вдавливает нас в землю! У него сотни безжалостных глаз и сотни коварных лиц. Оно пожирает нас, как мы пожираем плоды или мясо.

Все были понуры, агрессивны и задирались из-за малейших пустяков. Ясность исчезла с лиц, мрак закрался через радужку глаз внутрь. Ясин вертел в руках сочное желтое яблоко, так напоминавшее полную Луну, и молчал, так подсказывал ему разум — молчать, но потом выдал:

 — Нам надо просить помощи у наших прародителей богов! Они гуляют в звездных лесах!

 — Ах, несносный истукан! Опять он за свое!

 — Тащите придурка на скалы, пусть полетает!

Кто с охотой, а кто нехотя ухватили пророка и потащили к подножию вершины. Вынужденное подчинение большинству через тысячелетия обматерят демократическим централизмом.

 — Отрекись от бреда! Ты нам мешаешь жить! — кричали сотни глоток.

 — Пусть, пусть полетает! — копии рады были хоть какому-то действию, только бы отвлечься от мрака внутри себя.

Толпа поставила юношу на ноги, из его кармана выкатилось желтое яблоко. Избиение и издевательство на несколько секунд прекратилось. Это было знаком подумать и остановиться. Угодливые руки протянули яблоко-луну подошедшему вождю. Потом ухватили Ясина кто за ногу, кто за руку и потащили на  вершину, вросшую в облака. Они загорелись азартом зла и поняли, что оно притягательно, что оно затягивает в воронку падения. Подчиняет все помыслы, меняя их вектор и чистоту.

Колючки впивались в их кожу, раздирались ветхие одежды об уступы камней, солнце нещадно прожигало костром до самых внутренностей, но влияние зла было так велико, что они боли не чувствовали. Глаз не было ни у кого: вместо них дыры ненависти и вот этот мрак внутри.

Кстати, почему внутри? Они никогда не питались мраком! Зло осознанно жаждало растерзания. Ясин спокойно сносил все тумаки, его голое тело саднило от порезов и побоев, но глаза были ясные, как самые яркие звезды. Все были взъерошены, грязны от пота и песка, тяжело дышали. Стадо дикобразов, гнавшееся за добычей. У зла тоже есть бессилие. Зло выдыхается, как неплотно закупоренная амфора с вином.

Клиней крикнул юноше в лицо:

 — Отрекись от полетов, от крыльев! От богов-прародителей!

Загорелое лицо вождя озверилось злобой и стало неузнаваемо. Все подступили к Ясину со всех сторон, подтверждая это требование. До края бездны осталось три стопы и три дыхания. Ясин, пошатываясь, боролся с глыбой страха, навалившейся на него, сковавшей его разум.

Акимар и Армико летели с Эфирных островов. Они были полны духовных созерцаний и простраций. Внизу пульсировала сапфировая точка. Мысленно согласовав действия, спустились на Землю.

 — Твоя божественность убивает мою божественность!

 — Как? — вскричал Акимар, и над землей громыхнуло так, что с вершины покатились камни.

 — Скорее — чем. Дубиной!

Две копии среди цветущей долины убивали друг друга за шкуру мертвой падали. Боги ужаснулись и силой внушения развели драчунов.

 — Вещь одна, а их двое! Здесь и Евклида не надобно!

Они подбросили им еще несколько шкур. Но копии снова сцепились.

 — Ведь теперь у каждого есть желаемое, зачем убивать?

 — Акимар, думаю, что сильный хочет забрать все себе!

Боги их снова развели, на этот раз далеко. Задумались.

— Надо признаться, что я выделил из себя не самую лучшую часть! — Акимар раскачивался в пространстве, и это так было похоже на раскаяние!

Армико горестно подытожил:

 — Некачественность накопилась за эти эпохи…

Все присели на вершине от страшного грохота, а кто упал лицом вниз. У некоторых тонко звякнули колокольчики внутри. Они устыдились своей агрессии и начали спускаться вниз, но мощный крик вождя их остановил.

 — Мы сделаем то, ради чего сюда пришли!

Клиней понимал, что жестокость — его лучший союзник. Также он понимал, что Ясин разобьется о скалы вместе со своим бредом. Ясина никогда не будет, а вот бред будет живучее тела и станет мифом. Как вытравить миф из сознания? Но об этом он подумает на досуге.

Многие с кличем «Хой! Хой!» сплотились вокруг вождя. Некоторые, стоя в стороне, слушали колокольчики и не знали, как победить силу?

Ясин выпрямился. Раньше он весь был комком гнусного спрессованного страха. А теперь внутри разливалась уверенность, вытесняя страх, она направлялась упругой силой в предплечья. Несколько дрожащих рук потянулись к нему, чтобы столкнуть в ущелье, но он сам шагнул в воздух, сделал два шага и взмахнул руками. Ясность заполняла его тело и поднимала вверх, не давая возможности упасть. Ошеломленная толпа следила за ним, и все терли кулаками глаза: как может быть то, чего не может быть! Ведь столько охотников, сорвавшись в ущелье, разбились насмерть. Столько архаровцев, которых преследовали, тоже разбивались.

 — Мы были богами! Наши отцы — боги! Мы были с крыльями! — радостно кричал Ясин.

И его голос в высоте обрел иное звучание, окрасился музыкой счастья.

Крамольные фразы стали теперь утверждением радости. Ясин ловил потоки воздуха и нырял под ними. Ощущение полета так захватило все его существо, что он забыл о злобных сородичах. Было всепоглощающее торжество победителя над своим телом, но злорадства над их неверием не было.

Клиней стоял в одиночестве, никто не хотел его замечать. Не замечали даже те, которым он оказывал постоянные услуги.

 — Я тоже могу! — он шагнул к самому краю, и вниз поскакали с грохотом камни.

Бездна так свирепо глядела ему в нутро, так пахнуло разнузданной удалью смерти, что он поспешил отойти. «Ух!» Вылетело эхо облегчения, и сковавший его страх понемногу стал крошиться. Так крошатся крепкие черепа тиранозавров от когтей времени.

С него катился градом пот. Клиней подумал: «Как хорошо, что я не выкрикнул хвастливо эту фразу, а сказал. Просто тихо сказал…»

А все бодро спускались вниз, указывая на небо. Вроде бы ничего не изменилось вокруг, но сущности чувствовали, что поменялось их восприятие мира. Ясин подарил им воодушевление и азарт веры. Дышалось и думалось по-иному в преображенном мире. А многие повторяли его клич радости, сохраняя тончайшие интонации звучания. Но никто из них еще не знал, что родилась из переполнявших сердце эмоций песня. Ясин подарил им Песню.

 — Смотрите! — кто-то крикнул, и все увидели на скале в щепотке земли лиловый глазок цветка.

Чьи-то руки из-под камней нагребли земли и заботливо укутали его корни. Кто-то поставил камень так, чтобы на цветок падала тень. Кто-то сцедил из кожаного мешка капли влаги.

 — Одного пророка мы спасли! А скольких не спасем? — Акимар окидывал растерянным взором сапфировую планету. Его божественность впервые за долгие тысячелетия испытывала небывалое ощущение горечи.

 — Мы его вернем на Землю.

Впрочем, это совсем иная история, и произойдет она в новейшую эпоху разделения божеских подобий на мужское и женское изначалие. И укоротится век существования их до нескольких космических секунд…  

Вступая в клуб друзей Huxleў, Вы поддерживаете философию, науку и искусство

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Андре­й5555­5 [64.3K]

8 лет назад

Сказка — быль, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказки содержат в себе преувеличенную информацию о прошедших событиях, с морально-этическими посылами и воспитательными моментами.

А фантастика, предоставляет нам возможность «заглянуть» в будущее (и ужаснуться:)

Почти все предвидения фантастов XIX — ХХ века сбылись в той или иной форме или находятся в стадии исполнения!

Кроме войны с инопланетянами, но, боюсь и до неё не долго осталось:)

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

[поль­зоват­ель забло­киров­ан] [228K]

3 года назад

В сказке все персонажи более «житейские» что-ли. Попроще всё. Хотя сказки бывают разные. Бывает практически как повесть. А бывают сказки «волшебные». Где волшебным предметам, отводиться большая роль. В сказках больше смысла, присутствует, даже может незримо, некая мораль «Сказка -ложь, да..» А фантастика-развлекат­ельный жанр в основном. Может быть научная, про космос или медицинские дела какие-нибудь. как у А.Беляева например. Хотя в его романах много и мысли и чувств с эмоциями. А может быть «Фентези»-как Властелин Колец. Где много различных чудищ-гоблинов, орков, хоббитов итп.

владс­андро­вич [660K]

4 года назад

Если брать по сути, то конечно и то и другое фантастика, так как под фантастикой, многие люди, вообще, понимают все то, что вымышлено, поэтому, конечно сказка, в такую категорию тоже входит, так как ее конечно же придумали.

Однако, есть и литературный и кинематографический жанр фантастики, который, конечно в частных проявлениях, отличается от сказки, по некоторым нюансам.

Все потому, что цель сказки, как правило, дать урок или намек, причем призказке к ней, это зачастую упоминается. В свою очередь фантастика, это именно, субъективная модель автора, которую он представляет и в которой, видит будущее.

Кстати от сюда, вытекает и еще одно отличие, так как сказка, как раз таки практически всегда, в отличие от фантастике, направленна в прошлое

Сказка обязательно содержит волшебные действия, а фантастический жанр обязательно должен включать научно-техническую мысль. Сказа всегда абстрактна и символична, а фантастика — технически точна и логична. Сказка — это поучительная история, а фантастика — рекламная, образовательная.

Nelli­4ka [110K]

4 года назад

Сказка — это закрепленный результат устного народного творчества. В ней присутствуют определенные герои, языковые средства, четко выраженное композиционное строение.

Фантастический рассказ — это выдумка одного конкретного автора. Жанровые компоненты такого произведения напрямую зависят от стиля автора, его задумки, также часто на содержание фантастического рассказа отвечает характеру и веянию конкретной эпохи.

К тому же, в сказках герои зачастую либо сугубо положительные, либо сугубо отрицательные, в фантастике эта грань немного размыта. Сказку отличает также то, что в ней присутствует волшебство, которое сложно наложить на существующие реалии, в фантастике же порой происходят события, которые можно называть и необычными, и возможными одновременно.

Фантастика все таки о будущем, которое может сбыться и основывается оно на всевозможных научных знаниях. В сказке, как правило, рассказывается о несбыточным и волшебном, зато имеющим поучительный смысл.

В фантастике вряд ли встретишь волшебную палочку или шапку-невидимку и т.д., а если они и упоминаются, то рассматриваются как изобретения, не относящиеся ни к чудесам, ни к волшебству.

Сюжет сказки отличается определенной структурой, а вот фантастика — это полностью вымысел автора и может быть каким угодно.

К тому же в сказке всегда есть положительные и отрицательные герои, а в фантастике это не имеет значение.

В сказках, на радость читателя, конец бывает счастливым, а в фантастических произведениях это большая редкость.

Определённое различие есть.

Сказка обычно смотрит в прошлое, а фантастика — в будущее.

В сказке чудеса выдуманные, в фантастике в принципе тоже, но чаще всего основаны на науке, то есть пишется обычно о том, что в принципе может быть достигнуто, просто наука ещё до этого не дошла. Хотя и в фантастике встречаются совсем сомнительные в плане воплощения в реальность вещи, такие, как машина времени или портал в другие миры. Фантастика обычно основана на техногенных вещах, а в сказках используются вещи, понятные детям, такие как люди, звери, волшебники.

Помощ­ни к [55.8K]

4 года назад

И фантастика, и сказка содержат вымышленные элементы, многие из которых никогда не воплотятся в жизнь. Но есть между ними небольшая разница. Сказка — от слова «пересказывать». То есть это история, которую передают через поколения, а фантастика — это жанр книги.

Сказку необязательно нужно записывать на бумагу, в отличии от фантастики.

Кроме того, сказка обычно написана с целью поучения каким-либо моральным принципам, а фантастика не всегда служит таким целям.

Вили Борис­ович [25.4K]

4 года назад

Прежде всего сказка и фантастика предназначены для разной читательской аудитории. Сказка это для детей. Вымышленные герои, иногда основанные на народных мифах и легендах. В сказках добро побеждает зло. Фантастика это больше будущее, то как человек или люди представляют себе будущее планеты Земля. Иногда фантастика все таки становится былью. Лет сто назад, фантастика была полет на Луну, однако это стало явью.

Охот ник [34.5K]

4 года назад

И сказка и фантастика являются вымышленными историями. Но самое интересное в том, что сказки являются как бы предсказаниями будущего. Одним из примеров является ковер-самолет, который всегда был фантазией авторов, но прошло время и самолет появился в действительности. Фантастика же переходит многие грани реальности и в крайне редких случаях может стать реальностью.

Знаете ответ?

Чем отличается сказка от фантастики??? **)))

Максим Ю. Волков Высший разум (203824) 11 лет назад

Сказка:

1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .

2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.

Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Далее

Светлана Искусственный Интеллект (222008) 11 лет назад

В принципе — ничем, кроме того, что написана фантастика современным понятным языком. Просто, когда в старину писались или сочинялись сказки, другой язык был бы не понятен по определению. Сказки это таже фантастика, только написана для тех поколений так, чтобы им было понятно. Сейчас, даже фантастика 40-50 г. г. читается не как фантастика, а как сказки, довольно наивные.

Пользователь удален Просветленный (41863) 11 лет назад

Сказки не имеют никакой привязки к действительности. Это собрание нравоучений для детей, с основной мыслью «надо кушать кашу и слушать маму, чтобы жить долго и счастливо».

Фантастика — литературный жанр, в котором описывается обычная реальность при условии «а что бы было, если… «.

Фэнтези — вот это сказки для взрослых.

Leonid Высший разум (387695) 11 лет назад

По большому счёту — ничем. «Звёздные войны» и «аватар», несмотря на антураж, — это именно СКАЗКИ. Делов-то, если вместо Бабы-Яги и добрых молодцев там Дарт Вейдер и джедаи.. .

Характерной осбобенностью сказки как жанра является мораль: практически всегда там смысл в том, что добро победит зло и что быть добрым и справедливым лучше, чем наоборот. В фантастике, особенно в ранней фантастике, упор делался на внешнюю сторону («аппаратную», тысызыть) , а не на внутренний мир героев и моральность/аморальность их поведения. По счастью, со временем аппаратный антураж отошёл на второй план.

Ещё одно отличие, отчасти формальное, — что сказки, как правило, «народные», то есть у них чаще всего нет конкретного автора (есть только собиратели, типа М. Афанасьева) , то есть это итоговый результат многовекового народного творчества. А фантастика, как и любое более-менее современное произведение, имеет конкретного автора.

Елена Изергина Мастер (2104) 11 лет назад

Есть писатель-фантаст Елена Федина. У нее есть романы, и есть сказки. Вроде чистое фэнтези, не подкопаешься, но с другой стороны все атрибуты сказок налицо — короли, принцессы, сказочный лес, счастливый конец. Так что, мне кажется, по сути это одно и тоже.

Рауф Мехбалиев Ученик (163) 5 лет назад

Сказка от фантастики отличается героями. В сказке герои волшебные, в фантастике-научно-технические. В фантастике выдуманный мир автор стремится обьяснить с научной точки зрения., в сказке автор не стремится объяснить мир, в котором происходит действие, с точки зрения науки. В мире сказки может быть реальным существование колдовства, волшебства, мифических существ (драконы, гномы, троли).

В чем отличие фантастики от сказки?

Ответы

Андрей Лопатин

Здравствуйте. Вот сегодняшняя новость. «В феврале сотрудник ТУСУР заявил, что содержание первого фильма фантастической саги «Звездных войн» на 96% копирует киносказку Александра Роу «Кащей Бессмертный», снятую в 1944 году.» Вот пожалуйста, почти ничем. Наверное, только антуражем и местом действия.

Татьяна Форевер Богданова

Ну так же можно сказать и про властелина колец, но из Роу я уже выросла а вот второе опять как в детстве

Андрей Лопатин

Ну это не я сказал, а учёные со специально разработанной программой по определению плагиата. А отличие такое; — сказка лечит душу, а фантастика в большинстве своём усиливает зацепки за справедливость, духовность. Например. «Гарри Поттер» на 4-ёх уровнях души увеличивает зависимость от способностей. А это всё гордыня, грех падшего ангела. И это тоже не я сказал. Я только доношу до Вашего сведения.

Наталья Туркина

Сказка ложь , да в ней намек- добрым молодцам урок. В сказке- вековой опыт человечества. А фантастика- то, чего в реальной жизни никогда не встретишь, да и ребенка своего воспитывать на фантастике не станешь.

Дмитрий Шь

В сказках присутствуют мудрости предков, поучения для младшего поколения, культура народов, корень передаваемый от стара младу, фантастика не содержит подобного она лишь отображает фантазии автора

Николай Новиков

Сказка это о прошлом, в политике своей притча,назидание.Фантастика это в основном о будущем с предсказанием возможного,перспективами,проблемами и прочим что может быть.Я так думаю.

ЮН

Юлий Николаев

Сказки взяты из жизни (если вопрос в этом), а фантастика — иллюзии которые можно придумать, но опять же…. то что называют фантастикой, иногда может быть реальным событием..

Игорь Зверев

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым …девочкам урок! А фантастика — это…прямым текстом…слегка приукрашенная (всего лишь) -наша реальная действительность!

Владимир Забродин

Сведущие люди подсчитали, что более половины фантастических идей воплощается в жизни, а вот «Золотой рыбки и говорящей щуки ещё никто не поймал!

НН

Неизвестно Неизвестно

Сказка — это когда добро неизбежно побеждает зло и все довольны. А фантастика — это когда зло неизбежно побеждает добро и все равно все довольны.

Альбина Хаялиева

Сказка от слова сказ.Сказка-приукрашенная версия рассказа.Фантастика выходит за рамки обычного сказа.Фантастика-это приукрашенные мысли

Александр Путин

Да не в чем сбывается это уже проверенно перепроверено.к примеру гиперболоид — лазер очень страшное оружие.А сказка это все из жизни.

Sizova Julia

Фантастика вообще ни о чем чьё-то воспаленное воображение, а сказки это иной раз даже очень аоучительные истории из зизни со смыслом

Сергей Грасмик

сказка — это сказание, т.е. взятое из жизни (документальный рассказ с добавлением мистики) , а фантастика — это воображение режиссера))

Александр Иванович

Жа в том, што фантастика бывает када пьяный!!!!!!!!!!!!! И это хорошо!!!!!! А вот када трезвый то просто сказка и воспринимаешь формально!!!!!!

Сергей Антонюк

Немного ето две стараны медали сказка ето внекатаром родефатастика дней ушедших ето сказка асегодня ета фантастика наши дней

Эм Ма

сказка более реалистична, вымысел вплетается в бытовую основу. Фантастика — выдумка, нереальные место действия и персонажи

Мария Дарьялова

в сказке жили они долго и счастливого…а фантастике не все счастливо и вообще не поймешь что и кто остался))

ВК

Вугар Кадыров

Фантастика это сказка будущего, которая может стать былью, а сказка-это ложь, которой не суждено сбыться.

Евгений Воронин

сказка быль … быль значит было … было давно … очень … а фантастика повторяет сто было ,есть и будет….

Гряк

в сказка лож,а фантастика это окно в будущее)) правда и прошлое есть и альтернатива но чаще всё же окно

Настасья Алексеевна С

фантастика — это реально. т.е. может быть при большом усилии. а сказка — то чего вообще не может быть.

Литература:

  1. https://www.bolshoyvopros.ru/questions/112929-chem-skazka-otlichaetsja-ot-fantastiki.html.
  2. https://otvet.mail.ru/question/38841147.
  3. https://obsuzhday.com/questions/929ae93e/%D0%B2-%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8.

  • Чем отличается сочинение отзыв от сочинения
  • Чем отличается сочинение от изложения 5 класс
  • Чем отличается сказка о спящей царевне от сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Чем отличается сказка жуковского спящая царевна от сказки пушкина сказка о мертвой царевне
  • Чем отличается сказ от сказки таблица