Чем отличается сказ от сказки таблица

Jean montibus-citri 163k3 года назаду мифа и сказки гораздо больше отличий, чем схожих черт. начнем с того, что мифы появились

Jean Monti­bus-Citri [163K]

3 года назад

У мифа и сказки гораздо больше отличий, чем схожих черт. Начнем с того, что мифы появились значительно раньше сказок. В древнейшие времена люди искали ответ на вопросы об окружающем мире, им было интересно, откуда и что появилось. На эти вопросы отвечали жрецы, повествуя о деяниях богов, которые творили то, что могли наблюдать люди. В эти истории верили, это была основа мировоззрения. Сказки появились позже, когда у человеческих детей появилось свободное время, которое они могли проводить в кругу сверстников, а не взрослых. Суть этого жанра — развлечение с пользой (в классической сказке есть смысл и нравоучение). Общее для сказки и мифа то, что это результат творческого поэтического осмысления мира, а разница в моменте возникновения и «способе применения».

система выбрала этот ответ лучшим

Romch­ica [13.8K]

6 лет назад

Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.

Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок — простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте — например, «за горами, за лесами» или » тридесятом царстве». Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.

Вавил­ен Татар­ский [8.8K]

6 лет назад

У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.

Миф, как правило, служит для отображения миропонимания людей. Тематика мифов — сотворение мира, описание мироустройства, определение места человека в жизни. Основными персонажами мифов являются всегда боги и герои.

Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом («Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок»). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство. Правда, это касается только волшебных сказок. А ведь есть еще и сказки, не имеющие элементов волшебства, те же бытовые сказки или аллегорические сказки про животных (в сказках про животных умение зверей разговаривать не относится к чудесам).

Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.

У Корнея Чуковского есть сказка «Храбрый Персей». Эта сказка является упрощенным переложением древнегреческого мифа о Персее. Но в ней отсутствуют боги, а Паллада Афина представлена как добрая волшебница.

Сказка и миф это произведения устного народного творчества, то есть и то, и другое придумал народ, но только сказка это нечто волшебное с бытовым, а миф он больше о богах, или приближенных к ним героях, то есть то, что было до возникновения какой-либо религии четкой. Различия мифа и сказки, что в сказке в основном герои земные, а в мифах больше всяческих божеств. Можно сказать, что сказка вытекает из мифа. Мифами люди пытались объяснить как устроен мир, в то время как в сказке это поучительные истории. Хотя если брать русско-народные сказки, то там тоже частично сохранились элементы язычества. Миф воспринимается реальной историей, в тоже время как сказка как фантастика.

Ленив­ая птичк­а [1.7K]

3 года назад

Начну с того, что миф — это отдельный жанр, который относится к фольклору, а вот со сказкой не все однозначно. Сказка может быть как народной, так и авторской. Теперь назову схожие черты сказки и мифа — это очень древний жанр творчества и у всех народов мира есть свои традиционные сказки и мифы. Если сказки по смыслу практически идентичны: прославляют правильные поступки и осуждают нехорошие, то миф привязан к истории народа и описывает ту среду, в которой люди живут. Смысл у мифов разных народов тоже разный. Мифы всегда относили к высокому искусству, а к сказкам в старые времена относились несерьезно и даже считали «грубым простонародным» жанром.

Австр­ийски­й весел­ьчак [3.1K]

3 года назад

И сказки, и мифы появились в очень древние времена. Наверное, даже в одно и то же время. В сказках люди преподносили детям моральные уроки, учили их отличать добро от зла, поступать правильно. Мифы же рассказывали истории о богах и героях — объясняли мир взрослым людям, хранили историю народа. Отличия этих двух жанров такое же, как в детской и взрослой литературе. Мифы позже стали основой для создания романов и подарили форму и стиль изложения летописям. К сказочным же сюжетам писатели обратились значительно позже.

Ольга­1177 [100K]

3 года назад

Миф и сказка — жанры устного народного творчества, они созданы фантазией народа. Энциклопедический словарь дает разные толкования этих понятий:

В свою очередь, вымысел — то, что создано воображением, фантазией.

И сказки, и мифы имели устную форму бытования, считались наследием предков, в котором были сосредоточены опыт и вековая мудрость всех поколений.

Вместе с тем миф и сказка как жанры народного творчества имеют существенные отличия. В мифах передаются общие представления о месте человека в мире земного и божественного, то сказка — прежде всего занимательная и часто поучительная история. А главное — в миф люди верили, сказка же воспринималась как художественный вымысел. Сказка — прямой преемник мифа, ее содержание — тот же миф, но имеющий уже форму сюжета.

Создание мифов было мотивировано стремлением человека объяснить закономерности окружающего мира. Создавая сказки, народ удовлетворял свою потребность в творчестве, художественном переосмыслении реальности.

Божья коров­ка [153K]

6 лет назад

Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.

В сказках несколько иначе. Они не говорят нам о происхождении вещей и явлений,мира, как мифы. Сказки повествуют о земных героях, обыкновенных людях, животных и т.п. Чаще всего они учат добру. Очень популярны именно детские сказки, хотя есть и сказки для взрослых.

И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто «сказочное», фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.

Приам­булус [350]

3 года назад

Мифы и сказки относятся к устному народному творчеству. До наших дней они дошли благодаря фольклористам. Существуют эти жанры во всех культурах мира и это все художественная литература. Это если перечислить общие черты двух жанров. Теперь об отличиях: в сказках часто даже есть слова о том, что это всего лишь выдумка автора, а мифы преподносятся как истории о реальных событиях. Мифы повествуют о том, что происходит с богами и героями — «персонажами со сверхспособностями». В сказке герой может быть или таким же как рассказчик — простым человеком, или зверушкой, или волшебником, но не богом.

MMM DANON­E [26.6K]

3 года назад

Для ответа на вопрос сначала советую заглянуть в таблицу:

Теперь давайте разбираться: сказка обычно преследует воспитательную цель, а в мифах идет объяснение возникновения мира. В мифах главными персонажами являются боги и герои, а в сказках — существа, животные, люди. Отличие — способ передачи. Передаются оба устным путем.

Далее отличительные черты:

Мифы часто воспринимаются как реальные истории, а сказки только вымышленными воспринимаются и как нечто фантастическое.

Оба жанра непременно нужны для изучения в школах. Любые произведения развивают фантазию и расширяют кругозор.

Знаете ответ?

Конспект урока «Мифы Древней Греции. Отличие от сказки». (6 класс)

Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки.

Цели:

  • познакомить с жанром мифа, его отличительными особенностями в сравнении со сказкой.

Задачи:

  • оценить глубину идей и красоту образов древней мифологии;

  • расширить кругозор обучающихся;

  • обогатить словарный запас;

  • учиться оформлять записи;

  • заинтересовать мифологией.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.

— Послушайте отрывок из стихотворения поэта 20 века О.Э.Мандельштама. О какой стране упоминает автор?

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

(Эллада — Древняя Греция).

— Какими произведениями известна Древняя Греция во всём мире? Определим и запишем тему урока. (Мифы Древней Греции).

— Какую цель поставим перед собой? (Узнать и понять, что такое мифы на примере мифов Древней Греции).

III. Изучение нового материала.

1. Работа со статьёй учебника, с.176-177. (Чтение. Беседа. Запись основных положений).

— Что такое миф?

Миф — это произведение УНТ о происхождении мира, о явлениях природы, об историческом прошлом, о богах и героях.

— Мифы не случайно называют «детством человечества». Сформулируйте вопросы, на которые древний человек пытался ответить.

(Как появился мир? Кто управляет миром? Почему день сменяет ночь? Как добыть огонь?..)

— Что такое мифология? (Совокупность мифов).

— У каждого ли народы есть своя мифология? Почему? (Да. Каждый народ пытался осмыслить мир, природу, себя в мире).

2. Работа с таблицей. Отличие от сказки.

— Миф часто путают с другим жанром УНТ — сказкой, а слова «сказочный» и «мифологический» употребляют как синонимы — «вымышленный». Чтобы лучше понять, что такое миф, поработаем с таблицей.

— Можно ли мифы назвать сказками? (Нет).

— Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ).

— Чем отличается миф от сказки? (Мифы — правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка — вымысел.

У них разные цели: миф — «научное» осмысление мира, сказка — нравственный урок. В мифы верили, в сказку — нет).

— Что появилось раньше: миф ли сказка? Почему так думаете? (Мифы — это первая форма поэтического сознания народа).

3. Лекция учителя. Составление словаря.

— «Представления древних о мире сходны, они прошли общий путь мифологического объяснения мира»:

* рождение мира из стихий, властителями которых были титаны;

* победа богов над титанами и утверждение в мире порядка;

* подвиги героев. (Учебник).

Мы обратимся к греческой мифологии, к самой известной картине сотворения мира. Мифы эллинов обогатили языки народов, стали неиссякаемым источником произведения искусства. В ходе лекции нужно записать знакомые слова и выражения и объяснить их современное значение или употребление.

— Как же всё начиналось? Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги — всё родилось из Хаоса. Хаос породил самое древнее, что было в зачинающейся Вселенной

— Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом — Ураном, нижняя — Матерью Землей — Геей. Это было первое поколение богов. (Всего 3 поколения богов). Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар — пустота, черная дыра, бездна, самое ужасное место во Вселенной, куда боги ссылали отверженных.

После того как появилась Земля — могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего, Хронос породил стихии — Огонь, Воздух, Воду, Любовь. Воздух — это Эфир. Любовь — Эрос.

Греки верили, что в природу человека изначально заложена любовь, то есть никто не остаётся одиноким. Уран и Гея полюбили друг друга, и на земля стала населяться. Сначала стали рождаться злые и уродливые существа: Минотавр (? человек-бык), циклопы (? тысячерукие и одноглазые великаны), кентавры (? человек-конь, самый известный Херон — учитель Геракла). Одновременно Уран и Гея породили титанов (Боги второго поколения: 6 братьев и 6 сестёр). Титаны — великаны, властители стихий: Океан (мировой поток, окружающий мировую твердь), Прометей (? Украл у богов для людей огонь), Крон.

Уран боялся и ненавидел своих могучих детей, и больше всех — Кроноса — титана времени, самого младшего и коварного из них. Ему хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Кронос воцарился над миром, но его проклял Уран — отец: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!»

У Кроноса и его жены было шесть детей . Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся гибели от своего сына и поэтому проглатывал своих родившихся детей. Прометей помог спасти последнего — Зевса. Вместо него жена подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс. В мире воцарилось третье поколение богов. Они более очеловечены: люди переносили на них свои свойства.

Главное божество, повелитель земли и неба — Зевс-громовержец (его атрибуты — гром и молния, потому что люди их боялись). Он уводит богов на священную гору Олимп (самая высокая гора в Греции). Зевс разделил сферы влияния между братьями. Подводное царство отдал во власть Посейдона. Подземное царство старшему брату Аиду («угрюмый»). В ад попадали через священную реку Лета. Рая у греков не было. Они верили. Что самое прекрасное — это жизнь на земле (в христианстве — вечный рай. Вечное блаженство). У греков было священное место — Аркадия («счастье»). В нём селились души тех, кто заслужил великую память при жизни.

Женой Зевса — громовержца была богиня Гера. Много детей было у Зевса. Среди них: Гефест — бог огня и кузнечного ремесла (Вулкан),

Деметра — богиня плодородия,

Арес — бог войны (Марс),

Артемида — богиня охоты (Диана),

златокудрый Апполон — бог искусства,

Афродита — богиня любви и красоты (Венера),

одна из самых почитаемых могучая Афина-Паллада — богиня мудрости (Минерва),

Панацея — богиня здоровья,

Мегера — богиня мести,

Гипнос, он же Морфей — бог сна,

Эрос — бог любви (Амур, Купидон),

Ника — богиня победы (Виктория),

Фемида — богиня правосудия (Юстиция).

Веру в богов нужно было поддерживать. Поэтому боги спускались на землю, знакомились со смертными, и от таких союзов рождались необычные дети — герои.

Герой — 1) это сын божества и смертного человека, полубог, наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но смертен.(Записать).

В древней Элладе родился герой,

Путь его труден и сложен порой,

Но в настоящей, нелёгкой борьбе

Он славу добыл и богам, и себе.

— Кто самый известный и любимый герой греческих мифов? (Геракл).

3. Сообщение о рождении Геракла.

В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал: «Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками…»

Но жена Зевса, Гера, в гневе, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти сына Алкмены — она до рождения ненавидела сына Зевса. Она сделала так, что Геракл должен был стать слугой слабого и трусливого царя Эврисфея.

Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Он лишился разума, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил своих детей и детей брата Ификла. Когда же припадок прошёл, глубокая скорбь овладела Гераклом. Геракл обратился к Аполлону с вопросом, что же ему теперь делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться в Тиринф и 12 лет служить Эврисфею. Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все свои приказания передавал через своего вестника Корпея.

Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея.

12 великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине-Палладе помогать сыну Алкмены. Часто Зевс печалился, когда видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог нарушить данную Гере клятву.

4. Словарная работа

Герой — 2) Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 3) Главное действующее лицо литературного произведения. (Записать).

Надо сказать, что у греков был ещё один любимый герой — Асклепий.

Асклепий — сын Аполлона и смертной женщины. Врачеватель, умел воскрешать из мёртвых. Как и Гераклу, боги подарили ему бессмертие. Гераклу — за силу и подвиги, Асклепию — за высочайшее искусство врачевания. Асклепий — бог медицины и врачевания. Греки делили себя на асклепиадов и гераклидов — умных и сильных. Геракл — Геркулес, Асклепий — Эскулап.

IV. Обобщающие выводы.

— Что такое миф? (Произведения УНТ о богах и героях).

— Что узнаём о народе из мифов? (Как понимали мир, во что верили, о чём мечтали).

— Помогали ли мифы в жизни? Как?

— Какова роль мифов в нашей жизни? (Чудесные сказки о неисчерпаемых человеческих возможностях, источники для обогащения внутреннего мира и лексикона).

V. Рефлексия.

1. Вопрос на выбор.

— Мне интересно…

— Я не понял…

2. Синквейн.

Мифы.

Древние, наивные.

Увлекают, нравятся, восхищают.

Нужны для эрудиции.

Детство человечества!

Д/з. Учить термины, с.184, в. 1 (продолжить словарь)

Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Задачи урока:

1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».

2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.

3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Оборудование: тексты произведений

Приемы ТРКМ, используемые на уроке:

— на стадии вызова: «работа в парах»;

— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;

— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .

Ход урока.

I Стадия вызова.

1. Настрой на урок. Работа в парах.

— Составить пословицы:

Вариант №1:

  • за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
  • он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).

Вариант №2:

Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).

  • пословица [1]
  • пословица [2]

2.Постановка цели и задач урока.

II Стадия осмысления

(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).

1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».

2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске

•Почему названия сказок размещены в три колонки?

Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

?

?

?

«Лиса и тетерев»

«Сивка-бурка»

«Как мужик гусей делил»

«Теремок»

«Иван-царевич и серый волк»

«Каша из топора»

….

«Хаврошечка»

….

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Лиса и тетерев»

«Сивка-бурка»

«Как мужик гусей делил»

«Теремок»

«Иван-царевич и серый волк»

«Каша из топора»

….

«Хаврошечка»

….

•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)

•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)

•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)

•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)

3. Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов

•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).

•Как заканчивается сказка «Морозко»?

Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

•Почему так трагически заканчивается народная сказка?

Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

5 Работа по произведению «Мороз Иванович»

•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».

•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

•Работа по тексту.

•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)

•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух

•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

•волшебный персонаж –Морозко и Мороз Иванович

•героини – резко противопоставляются по характеру

•финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа со сводной таблицей.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Падчерица и родная дочь

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана

Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.

Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).

2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).

3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.

4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.

5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.

«Морозко»

Линия сравнения

«Мороз Иванович»

…….

Автор

…….

Сюжет

…….

…….

Жанр произведения

…….

…….

Место действия

…….

…….

Характеры героинь

…….

…….

Волшебный персоонаж

……

…….

Концовка

…….

•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?

Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.

Вопросы викторины:

•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»

•«Почему вода в колодце и летом студеная?»

•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»

•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

III Рефлексия деятельности

Какие произведения сравнивали?

Какие жанры произведений?

Что нового вы узнали?

Что было трудно?

IV Оценивание учащихся.

V Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».

Литература:

1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук http://www.lit-studia.ru/

2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.

3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.

Конспект
урока по теме «Урок развития связной речи.

Составление
сказки по воображению

на
тему «Как путешествует капелька воды»

Цель:
обучать учеников сочинять сказку, передавая диалог действующих лиц; собирать
словарный запас; развивать воображение, умение фантазировать; вы прятать любовь
к природе.

Ход
урока

И.
Организационный момент

Вот
звонок уже раздался,

Он
на урок малышей позвал.

Будем
усердно работать,

И
писать, и сказки сочинять,

290
все уроки украинского языка. 3 класс существительное 291

Чтобы
сказали Все о нас:


Здесь малыши — просто класс!

ИИ.
Актуализация опорных знаний

1.
Игра «Шифровальщики»


Следуя цифровым подсказкам, прочитайте пословицу:

2
учит 3 как 5 мире 1 сказка 4 на 6 жить.

2.
Беседа


Какие типы сказок вы знаете?

народные
фантастические о животных

авторские
сказки бытовые


К какому типу текста относится сказка?


Чем сказка отличается от рассказа?


Сказка нас учит уму, воспитывает в нас лучшие чувства,

учит
любить и уважать старших, друзей. Без сказки не бывает детства: веселого,
доброго, игривого. Послушайте загадку и скажите, что будет помогать нам сегодня
на уроке.

3.
Работа над загадкой

T
меня пьют, меня льют, всем нужна Я. Кто я такая? (Вода)


Так, вода. А задумывались ли вы, дети, над тем, что было бы на

земли
без воды? (Не росли бы деревья, цветы, не зеленела бы трава, не

было
бы птиц, зверей, и даже нас — людей.)


В древности, когда долго не было дождя, вода не поливала нашу

землю,
люди выходили во двор и призывали дождик.

4.
Проговаривание заклички

Иди,
иди, дождик,

Сварим
тебе борщика

В
зеленом горшке.

Мне-каша,

Тебе-борщ,

Чтобы
обильнее шел дождь.

5.
Исследование свойств воды

Опыт
1

Вода-в
стакане


Какая она? (Прозрачная)


Какой у нее вкус? (Безвкусный)


Какой запах? (Без запаха)

Опыт
2


Если вбросить в воду сахар, какой она станет? (Вода станет

сладкая.)


А если добавить варенье, разные травы? (Вода станет сладкая,

духмяна.)

Опыт
3


Если добавить соли? (Соленая)

Опыт
4


А уксус? (Кислая)

Вывод.
Вода-растворитель. Сахар, соль, уксус растворились

в
воде.


Наша вода-настоящая волшебница.

А
еще вода-настоящая труженица. По воде плавают паро плави, на воде строят
электростанции, зимой воду наливают

в
трубы, батареи и отапливают дома.

III.
Сообщение темы и цели урока


На сегодняшнем уроке мы будем наблюдать за дождливой

капелькой,
отправимся вместе с ней в интересное путешествие, послушаем

ее
увлекательные рассказы, а потом и сами создадим сказку «Как путешествует

капелька
воды».

IV.
Работа над языковым материалом

1.
«Ассоциативный куст»


Дети, что вы представляете, услышав слово вода?

капелька
океан дождь

река
вода облачко

снег
лужа

2.
Беседа о дождевые капельки

Учитель
«ловит» капельку воды.


Что у меня в руке? (Капелька воды)


Откуда упала дождевая капелька? (С неба)


Где она родилась? (В облачке)


Почему вы так считаете? (Потому что облачко дождь приносит.)


Все ли облачка дождь приносят? (Нет, только темные.)


А какие еще есть облака? (Серые, белые)


А белые облачка приносят дождь? (Белые облачка плавают в небе,

как
лебеди. Они молоды, набираются силы.)


На что похожи облачка? (На кузнечиков, на пух, сладкую вату,

животных,
замки…)


А какие облачка в разное время года? (Осенью небо затянуто густыми серыми
тучами. Зимой серые тучи темнеют и, будто тяжелые

глыбы,
нависающие над землей. Весной небо голубое, светлое.)


Можно ли сосчитать все капельки, которые падают с неба,

из
облачков? (Ни)

3.
Игра»Микрофон»


Погибнут ли капельки, которые упадут на землю?

4.
Наблюдение за капельками


Как капельки падают на землю?

(Они
как бы танцуют на асфальте, подпрыгивают, как будто зма мешкают, кто выше; то
кружат в воздухе, будто топают

ножками:
кап-кап.)

Физкультминутка


А вы хотите побыть капелькой, дождиком?

Облачко
солнышко закрыло,

Слезки
серебряной сгубила.

Мы
те слезки поищем,

В
травке пособираем.

Попрыгаем,
как зайчата.

Політаєм,
как птенцы.

Потанцуем
еще немного,

Чтобы
почили ручки, ножки.

Все
веселые? Вот здорово!

А
теперь-к труду снова.

V.
работа над составлением сказки » как путешествует

капелька
воды»

1.
Работа в парах


Представьте, что вы поймали капельку.


Какую сказку она вам может рассказать?

Устные
рассказы учащихся с введением диалога.

2.
Слушания зачина сказки


Послушайте, какую сказку рассказал мне кузнечик.

Шел
обильный дождь. Капельки весело кружилась в таночке. РА Дели, пели песню
дождливую. Села одна Капелька на листок калини.

Заискрилась,
запишалася и вдруг увидела маленькую хрупкую

Липку
с привядшими листьями…


Пофантазируйте, какой разговор мог состояться в сказке между ге роями.

3.
Ознакомление с образцом продолжение сказки


Почему ты, Липко, приуныла? Почему листочки свои опустила?


Меня давно не поливал дождик!


Липко, я могу тебе помочь.


А как?


Подожди, я полечу к тучке, позову своих сестричек, и мы

тебе
поможем!

Налетела
тучка. Пошел теплый дождик. Упали капельки на

Липку.
Обрадовалась Липка, подняла свою увядшую листву.

С
тех пор дружат капельки с липкой. Как хорошо жить,

когда
у тебя есть верный друг!

4.
Самостоятельная работа учащихся. Запись сочиненных сказок

5.
Проверка написанного, анализ речевых ошибок

VI.
Итог урока


Продолжите утверждение:

«Этот
урок научил меня…».

На
доске — таблица-подсказка.

f
Выражать свои мысли.

f
предсказывать развитие событий в произведении.

f
формировать замысел.

f
раскрывать содержание сказки.

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему –   «Сказка
В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель:
учить отличать народную сказку от авторской.

Задачи:

учить
отличать народную сказку от авторской.

учить
давать характеристику героям по плану

развивать
умение передавать зрительную информацию в словесную

развивать
речь, память, воображение

воспитывать
трудолюбие, доброе отношение к людям.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

На прошлом уроке мы познакомились со сказкой “Мороз Иванович”,
которую написал В.Ф. Одоевский – слайд. 
Презентация.
Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки.

Учитель:

  • Ребята,
    чем отличается сказка от других литературных произведений? (По
    словарю С.И.Ожегова, сказка – это повествовательное произведение о вымышленных
    лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил).
  • Ребята,
    на какие две группы можно разделить все сказки? (Сказки бывают
    народные и литературные или авторские)
  • Какие
    сказки называются литературными?

Слайд№1

  • Давайте
    посмотрим на следующий слайд №2 и ответим на ряд моих
    вопросов.
  • Кто
    является создателем народной сказки, литературной?
  • Прочитайте
    второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
  • Мы с
    вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить
    изменения в литературную сказку?
  • Можно
    ли определить время создания народной (литературной сказки)?
  • Мы
    познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о
    жанровой специфике литературной сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете
знакомиться с ними в старших классах.

  1. Работа
    над содержанием сказки “Мороз Иванович”

-Ребята, к какой сказке относится сказка “Мороз Иванович”?
Почему? Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных
сказок. В основе этой сказки лежит русская народная сказка “Морозко”, (показать
книгу.) 
В начале сказки автор написал эпиграф. Читаем на слайде:

Нам даром, без труда ничего не даётся, —
Недаром исстари пословица ведётся.

Как вы его понимаете? На что он похож?

  1. Словарная
    работа.

Объясни: мух считать, Рукодельница,
Ленивица, студенец, нянюшка.
Читай быстро: потягивалась, переваливалась, поджаристый,
приговаривает.
Читай правильно: спросонья, приняться, заняться, скучно.

  • Как
    зовут девочек в сказке? Можно ли назвать это настоящими именами?
  • Как вы
    думаете, почему автор именно так их назвал? Говорят ли их имена об их
    делах? (Чтобы показать какие они были разные по характеру)

Вывод: Автор использует приём
противопоставления при назывании героинь.

Сейчас вы услышите два отрывка. Вам надо будет понять, кто читал
от имени Рукодельницы, а кто от имени Ленивицы и объяснить, почему вы так
думаете?

(Две девочки за ширмой читают один и тот же отрывок)

Учитель: Итак, автор противопоставляет
имена девочек, а мы попробовали дать им разные голоса, чтобы показать их
отличие друг от друга. Давайте прочитаем, как вела себя утром Рукодельница, что
она делала весь день.

Вывод: Рукодельница без дела
не сидела.Когда Рукодельница шила и штопала, в доме часто звучала “рукодельная
песня”. Как вы думаете грустная или весёлая у неё была песня? Очень часто люди,
когда работают, поют. Сейчас нам ребята исполнят фрагмент из двух русских
народных трудовых песен.

Дети исполнят фрагменты из песен “Прялица” “ Во кузнице”

Вот такие песни исполняли русские люди, когда работали дома, на
полях, в садах. А сейчас давайте посмотрим сюжет, который называется “Утро
Ленивицы”

СЮЖЕТ №1, слайд№3

Чем же была занята Ленивица? Вывод: Ленивица ничего не
делала. 
Автор противопоставляет имена, голос, поведение героинь.

  • Прочитайте,
    какая беда однажды приключилась с Рукодельницей?
  • Как
    отреагировала нянюшка, прочитайте, как автор описывает нянюшку?
  • Давайте
    прочитаем, как добиралась Рукодельница до дома Мороза Ивановича.
  • А как
    добиралась ленивица, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ №2, слайд №4

  • Есть ли
    разница в том, как они дошли до дома Мороза? В чём? Как это говорит о них,
    об их характере? Автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и
    тот же путь, чтобы опять же сравнить какие они оказались разные. Почему?

Учитель: По три дня провели девочки у
Мороза Ивановича

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.

  • Прочитайте,
    как Мороз Иванович встретил Рукодельницу, а как Ленивицу?
  • Расскажите,
    как работала одна, а как вторая?
  • Противопоставление
    их работы.
  • Прочитайте,
    с чем пришла домой каждая из девочек?
  • Противопоставление
    их подарков.
  • Как
    выдумаете, а каким вспоминала Мороза Рукодельница?
  • А.Ленивица?

Нянюшка попросила двух девочек нарисовать Мороза, а когда на
рисунки взглянула, то вот что увидела…  Показ разных рисунков
Мороза Ивановича. Анализ рисунков

Вывод: На одном Мороз
добродушный, смотрит на нас приветливо, а на другом – злющий, взгляд
исподлобья, подозрительный.

  • Как вы
    думаете, кто какого Мороза нарисовал и почему?

И опять автор противопоставляет нам взгляд девочек на Мороза,
чтобы показать их различный внутренний мир.

  • А как
    бы вы нарисовали девочек?

А Мороз Иванович тоже нарисовал девочек. Вот эти рисунки.

  • Как вы
    думаете, кто где? Почему?

Вывод: “Труд красит, а лень портит”,
есть такая русская пословица.

Проблемные вопросы:

  • Как вы
    думаете, как девочки относились друг к другу?
  • Почему
    нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала Ленив

Ответы детей. (Она не любила Рукодельницу, девочки были ей не
родные, она сама была злая)

  1. Характеристика
    героев – персонажей сказки. 
    Слайд № 5.
  • Рукодельница
  • Ленивица
  • Мороз
    Иванович

ПО РЯДАМ

Для раскрытия третьего пункта на доске у учителя записаны слова,
которые помогут дать характеристику каждому герою.

Вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой,
злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый,
трудолюбивый, честный, , самолюбивый, справедливый, простой, внимательный,
неряшливая, вредная, жадная, завистливая.

  • Как вы
    думаете, что сделало Рукодельницу такой красивой? (Её характер.)
  • Закончи
    пословицу: 
    Какова работа ….. такова и награда.
  • Кто
    это сказал в сказке?
  • Как вы
    думаете эта русская народная пословица относится только к нашей сказке?
  • Кому
    ещё можно её сказать и когда?

Ну, а раз это выражение подходит ко всем людям, давайте её
запишем в тетрадь по чтению

1.
Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.

а) Как проводила свой день каждая из девочек?
б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница трудилась
целыми днями, работала по дому. Ленивица ленилась, только валялась на кровати,
пила, ела, да мух считала, не работала и по хозяйству не помогала.

Рукодельница уронила ведро в колодец, полезла доставать его и упала. Ленивица
специально полезла в колодец, чтобы получить подарки от Мороза Ивановича.

Рукодельница помогала всем, кто встречался на ее пути, а Ленивица никому не
помогла.

Поведение Рукодельницы и Ленивицы различается. Первая — работящая и
трудолюбивая, всем старается помочь, а вторая — ленивая, не хочет ничего делать
и никому не помогает. 

2.
Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и
Рукодельница? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

Волшебные предметы:
перина, пирожок, золотые яблочки.

Рукодельница была добра к ним, отозвалась на просьбу. Ленивица
не отозвалась на просьбу из-за своего скверного характера, не хотела себя
утомлять. Так эти предметы помогают понять характеры девочек.

3.
Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая,
заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая,
невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница никогда не
сидела без дела, она была трудолюбивой. Девочка ко всем проявляла
заботу, была доброй и отзывчивой.

Ленивица не хотела работать,  была равнодушна ко всем вокруг, была грубой.
Она невнимательно выслушивала задания Мороза Ивановича. О самонадеянности
говорит то, что она все же полезла в колодец, хоть и знала, что работать не
будет. Неблагодарность проявилась в том, как она ответила на гостеприимность
Мороза.

4.
Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

К Рукодельнице
писатель относится с теплом, любовью и уважением, потому что она отзывчивая и
трудолюбивая. К Ленивице у автора противоположное отношение. Он
осуждает девочку за ее скверный характер и показывает читателям, что лень
наказывается.

5.
Как выражение «Нам даром, без труда ничего не дается» помогает понять
смысл произведения? 

Это значит, что достичь
чего-то можно только трудом, честным способом.   Наградой за безделье
может быть только вещь бесполезная. Так трудолюбивая героиня была награждена
ценными дарами, а ее ленивая сестра – ртутью. Благодаря первым строкам, мы сразу
понимаем, что речь будет идти о труде.

6.
Как ты понимаешь выражения:

«Жить и служить — разница»;
«Работа работе рознь»;
«Какова работа, такова и награда!»?

«Жить и служить —
разница». Ж
изнь может быть беззаботной, не требующей
усилий, а служба – дело ответственное и требует определенных сил, навыков.
«Работа работе рознь». Работа бывает разной: легкой и
трудной, хорошо проделанной и неправильно.

«Какова работа, такова и награда!» За хорошую  работу получают
ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.

7.
Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы:
«Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а
что «в наставленье»?

А вы, детушки, думайте,
гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что
шутки ради, что в наставленье….

Правда: характеры девочек, их привычки. В реальной жизни есть такие же
трудолюбивые и такие же ленивые люди.

Неправда: приключения девочек в гостях сказочного Мороза Ивановича, волшебные
предметы.

Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.

Наставление: пословица, обращение автора к читателям; суть сложившихся ситуаций
– работящие получают высокие награды, а ленивые наказываются.

8.
Раздели сказку на части, озаглавь их. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
Сделай иллюстрации к каждой части сказки. Перескажи текст, используя свои
рисунки.

1. Жизнь сестер
2. Упавшее ведерко
3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича
4. Награда за труд
5. Путешествие Ленивицы
6. Наказание за лень
7. Обращение к читателям

  1. Итог
    урока.
  • Чему
    учит сказка?
  • За что
    Мороз проучил Ленивицу?
  • Для
    чего автор её написал?
  • Ради
    чего мы читали это произведение?

Слайд№6 . Основная идея произведения.

  1. Домашнее
    задание.

Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как
тут появляется скука. Можно нарисовать лень со скукой? Как они выглядят?

Можно ли их победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор
сказки, стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно
нужно сообщить – написать письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте
старика!

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

  • Чем отличается роман от повести и рассказа кратко
  • Чем отличается самбо от дзюдо короткий рассказ
  • Чем отличается рассказ от стиха
  • Чем отличается сказка от рассказа объяснить дошкольникам
  • Чем отличается рассказ от эссе