Чем отличается роман от повести и рассказа кратко

Анализ произведения заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. благодаря анализу рассказа гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и

Анализ произведения Заколдованное место пригодится учащимся 5 классов. Благодаря анализу рассказа Гоголя удастся понять, какую мысль хотел донести автор и в чем особенность данной повести. Эта информация непременно пригодится при изучении произведения и написании сочинений по нему. Поэтому стоит внимательно изучить ее при подготовке к уроку.

Заколдованное место анализ произведения

Анализ рассказа Заколдованное место стоит начать с того, что оно входит в цикл, который называется «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем, как и в других произведениях, входящих в данный цикл, присутствует определенная мистика. В основе же сюжета лежат народные легенды и поверья, касающиеся зачарованных мест.

В повести дьячок рассказывает о необычном происшествии, случившемся с его дедушкой. Он оказался в заколдованном месте и нашел богатство. Правда, потом оно стало мусором. Соответственно, дары нечисти попросту не могут обладать ценностью. К такому выводу в итоге приходит и главный герой, поддавшийся соблазну при виде спрятанного клада.

Заколдованное место история создания
Анализ произведения Гоголя Заколдованное место подразумевает изучение истории его создания. Черновики данной повести, к сожалению, не были сохранены. По этой причине точно установить, когда она была написана, не представляется возможным. Существуют лишь предположения, что работу над этим произведением Гоголь завершил в начале тридцатых годов 19 века. Оно вошло во вторую часть сборника.

Жанр, тема и композиция

При анализе произведения Заколдованное место особого внимания заслуживает композиция. Сюжет в данном случае является закрытым, автор придерживается строгой хронологической последовательности. Все события при этом разворачиваются вокруг основного персонажа. Действие же полностью является исчерпанным.

В произведении присутствует описание природы. Она соответствует тому действию, которое происходит в текущий момент. Например, дождь, препятствующий поискам клада, страшный пейзаж в момент поднятия котла, наполненного сокровищами.

Анализ Заколдованное место Гоголя будет неполным, если не рассказать о фольклорных особенностях, делающих произведение поистине уникальным. Писатель использовал народные легенды. В его рассказе присутствует нечисть. Правда, с мистикой у нее общего нет ничего. Фантастическая составляющая поражает своими бытовыми особенностями, некоторой наивностью и непосредственностью. Автору удалось создать невероятно яркие образы, наполненные характерным украинским юмором.

Краткий анализ героев

Главным персонажем данного произведения является дед Максима. Это довольно активный, веселый старик. Он любит общение и веселье, всевозможные проказы, но при этом отличается явной добротой. Дед с огромной любовью и нежностью относится к собственным внукам. Вполне естественно, что те отвечают ему взаимностью.

Дедушка очень любит потанцевать, является настоящим балагуром и весельчаком. В какой-то момент, отправившись в пляс, он находит заколдованное место и понимает, что тут может находиться клад. Ему даже удается его найти, пережить немалый страх, но в итоге вместо сокровищ он видит мусор. Тогда дед и приходит к выводу, что обогатиться можно только в том случае, если трудиться. Легких денег не бывает.

Немалый интерес вызывает само заколдованное место. Оно стало для главного героя настоящим искушением. Его также можно назвать одним из действующих персонажей. Ведь данное место живет собственной жизнью, у него есть уникальные способности. Автор его описывает, как несколько игривое, задорное существо, любящее посмеяться и подшутить над людьми. В данной ситуации своеобразной «жертвой» этого шутника становится дедушка. Назвать место жестоким и злым, конечно же, нельзя. Вреда оно никому не приносит. Напротив, дает понять, что надеяться на удачу, счастливый случай не стоит. Следует действовать самостоятельно и таким образом добиваться того, о чем мечтаешь.

Среди второстепенных персонажей можно выделить чумаков. Это бывалые люди, промышляющие торговлей. Они общительные и веселые, нередко вспоминают о прошлом и балагурят. Большинство их них является знакомыми главного героя. При встрече с ним они вспоминают былое, рассказывают какие-то новости. Встреча радостна как для чумаков, так и для деда. Он угощает их дынями, которые растут на его огороде, а также полдником. Те же рассказывают ему интересные истории.

К второстепенным героям также можно отнести внуков деда. Он искренне любит этих мальчишек, да и они относятся к нему с особой нежностью. Внуки хорошо знают слабости старика, снисходительны к нему, как к ребенку. Он является для них дорогим человеком. Они уважают своего деда. Они ценят старика за добродушие, простоту и бесхитростность, открытость и дружелюбность. Дед для мальчишек является примером.

Основная мысль и смысл рассказа

После прочтения данного произведения не составит труда понять основную его мысль. Автор говорит о том, что впрок может пойти только то богатство, которое получено честно, собственным трудом. Если же оно добыто нечестно, то является призрачным и никакой пользы принести не может. Узнав историю, произошедшую с дедом, невольно начинаешь верить в светлое и доброе, сторониться всего нечистого, злого. В этом и заключается смысл произведения.

Андрей Находка

Андрей Онисимович Находка (Андрей — «хохол») — революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Он украинец, сирота-приемыш (о чем говорит и фамилия героя), «незаконнорожденный». Его имя означает, что он «сын всех людей», символизирует гуманное, «общечеловеческое начало революции, что хотел подчеркнуть М. Горький («Мать»).

Краткое содержание романа составляют следующие события.

История создания романа Мать

История создания романа Мать. Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами.

Над романом Мать Горький усиленно работал летом- осенью 1906 года в Америке. В конце октября он приехал в Италию, где к концу года завершил работу над первой редакцией романа. Но нужно подчеркнуть, что Горький начал работать над романом Мать не после 1905 года, а раньше, в период, на который падает начало его сближения с коммунистами.

Горький писал В.Десницкому Мысль написать книгу о рабочих явилась у меня ещ в Нижнем после Сормовской демонстрации. В то же время начал собирать материал и делать разные заметки. Горький сообщает, что он при этом использовал письма рабочих Морозовской фабрики и другие материалы. Обильный материал для будущего романа доставило тесное общение Горького с рабочими Сормовского завода в 1901-1902гг в период подготовки знаменитой первомайской демонстрации и суда над ее участниками.

В том же 1906 году, когда создавалась Мать, Горький опубликовал сказку под названием Товарищ — рассказ о том, какую огромную вдохновляющую силу приобрело это слово, когда оно стало обозначением не просто хорошо знакомого человека, а соратника по борьбе за свободу и братство всех людей. В первом английском издании Мать вышла под названием Товарищи. Первые наброски Матери относятся к 1903г. Есть сведения о том, что в декабре 1904г. в Риге Горький читал знакомым отрывки из подготовляемого романа и продолжал в Риге же в начале 1905г. делать наброски романа, собирать материалы. Горький не рисовал в своей книге события 1905г действие романа развертывается в годы, предшествующие революции, но и Горький осознал это время как новую эпоху в истории рабочего класса и в жизни страны.

Именно Горький вывел пролетарский коллектив как нового и активного героя истории, как руководителя революционного движения, выявил его идеологию, именно Горький в Матери раскрывал истинную сущность первой русской революции. Поэтому такая огромная дистанция отделяет создание Горького от всех произведений, как его предшественников, так и его современников, изображавших рабочий класс.

Горький писал для многомиллионного рабочего читателя и старался писать так, чтобы идея произведения усваивалась легко и свободно. В первоначальном тексте первой части Матери было двадцать глав, после неоднократной перестройки стало тридцать. Иногда перестраиваются подряд несколько глав. Это свидетельствует о намерении Горького более отчтливо наметить основные этапы в развитии революционной деятельности Ниловны и Павла. Ко времени написания Матери Горький был, конечно, знаком со статьями Ленина 1905 года и основополагающими его трудами и в процессе работы над романом вдохновлялся идеями Ленина, коммунистическим пониманием роли народных масс и революционного их развития. Сам Горький не был удовлетворн книгой, как, впрочем, и многими другими своими произведениями.

Опубликовав роман, он продолжал работать над ним. Последний раз и наиболее тщательно Горький перерабатывает Мать в 1922 году, когда готовит новое издание собрания своих сочинений.

В своей книге Горький использовал многие факты из жизни сормовской революционной организации накануне 1906года. В создании главных образов романа Горький, по всем данным, отталкивался от конкретных и часто хорошо известных ему лиц, из жизни которых он отбирал нужные факты.

В одном случае прообраз предоставлял больше, в другом меньше нужного материала. Прототипами главных героев повести большевика Павла Власова и Пелагеи Ниловны явились сормовский рабочий большевик Петр Андреевич Заломов и его мать Анна Кирилловна Заломова. Петр Андреевич и его мать рассказывали Горькому историю их жизни. Максим Горький говорил, что ему были известны и другие подобные пары. В ранней редакции повести Ниловна была старше, но затем автор омолодил ее, желая подчеркнуть, что главное не в том, сколько она прожила лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по-настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости узнавания мира. 2.2

Развернуть

Открыть в широком формате

Арест

Герой высказывает мысли о международном братстве рабочих, содержащие отсылки к Евангелию. Ниловна предлагает ему поселиться в их доме. В результате обыска выясняется, что Андрей уже два раза привлекался к следствию за политические преступления. Его вновь арестовывают, но спустя несколько недель отпускают. В разговоре с ним для Ниловны актуализируется чувство материнства в общечеловеческом, конкретном, даже мистическом смысле. Этот герой принимает в убийстве Исая Горбова, местного доносчика и шпиона, косвенное участие. Ему это причиняет тяжкие моральные страдания, хотя Андрей и понимает необходимость уничтожения подобных «иуд». Во время демонстрации 1 мая он находится около Павла, который несет знамя, и их арестовывают. Во время суда Андрей получает после Павла слово, но затем его лишают возможности высказаться. Друзья вместе приговорены к ссылке в Сибирь.

Ниловна

Власова Пелагея Ниловна — героиня, образ которой символизирует в романе Россию. С ней связано «народное», общечеловеческое восприятие событий. Динамика характера Ниловны призвана отразить изменения психологии народа. Ее любовь к сыну трансформируется в любовь к людям вообще. С идеей активной политической борьбы совмещается в этом характере и христианский смысл. Революционное движение осознается ею как движение «детей». Она, являясь матерью, не может ему сочувствовать, что отмечает М. Горький («Мать»).

Краткое содержание участия в романе главной героини следующее. Ниловне в начале повествования около 40 лет, но она показана пожилой женщиной, поскольку всю жизнь жила в ожидании побоев.

Ее сын Павел после смерти мужа хотел жить, «как отец». Женщина уговаривает его этого не делать. Но происходящие в сыне перемены пугают ее. Увидав соратников Павла, Ниловна не может поверить, что это «запрещенные люди». Они совсем не кажутся героине страшными. Ниловна предлагает Павлу взять Андрея в квартиранты, по существу, становясь матерью и для него. После того как друзей арестовали, она испытывает ощущение одиночества, так как привыкла к общению с молодежью.

Распространение листовок

Друзья сына через два дня после его ареста просят помочь распространять листовки на фабрике. Сообразив, что может таким образом отвести от Павла подозрения, она под видом торговки раздает рабочим запрещенную литературу. Когда Находка возвращается из тюрьмы, она рассказывает ему об этом, признаваясь, что думает только о сыне, действует лишь из материнской любви.

Краткое содержание романа Горького «Мать» составляют следующие дальнейшие события. Постепенно, глядя на тех, кто приходит к Андрею в гости, Ниловна мысленно начинает соединять все эти лица в похожее на облик Христа единое лицо. Она потихоньку осознает, что нужна для «новой жизни». Узнав о том, что доносчик Горбов убит, а Андрей косвенно замешан в этом, Ниловна говорит, что никого не считает виновным, хотя и удивляется своим словам, противоречащим христианскому духу.

Анализ произведения «Мать» Горького

В наши дни «Мать» вызывает споры. Находятся люди, дискредитирующие ее как явление так называемого социалистического реализма. Многие признают ее значение для литературы, вызванной к жизни Первой русской революцией и эстетическими задачами эпохи. Иные отвергают наличие в ней видимых художественных достоинств, а иные, находя их, требуют ее новейшего прочтения.

Показательны споры о жанре «Матери». В последнее десятилетие ее называли то политическим романом, то романом поколений, а литературовед Г. Митин, обратясь к историческим и литературным аналогиям, определил ее жанр как фантастический роман-Евангелие Горького о Матери (на манер того, как Евангелие от Иоанна Толстой называл фантастическим романом о Христе). На этой точке зрения стоит остановиться.

В романе, действительно, революционные проблемы неотделимы от религиозных, и он может быть рассмотрен как своеобразная литературная проекция на современность евангельского сюжета о Богоматери и Ее Сыне, которого Она отдает людям на муку во искупление человеческих грехов. Таким образом роман «Мать» может быть прочтен как горьковский вариант идей христианского социализма. Они в самом деле в произведении присутствуют. Правда, нельзя согласиться с тем, что Мать первая увидела в деле Сына путь Христа, ибо о себе и своих товарищах как о неохристианах — защитниках угнетенных и строителях новой жизни — говорит Находка, Мать же становится восприемницей его богостроительских идей. А еще раньше — в третьей главе, когда роман только завязывался, начинающий революционер Павел, к изумлению Ниловны, принес и повесил на стену картину с изображением воскресшего Христа со спутниками-простолюдинами на пути в Эммаус. Этот евангельский фрагмент можно рассматривать как элемент экспозиции сюжета.

Из имеющихся в горьковиане жанровых определений прежних лет наибольшего внимания, с нашей точки зрения, заслуживает определение, предложенное известным горьковедом Е. Б. Тагером: «роман-поэма». Оснований для такого определения у исследователя два. Во-первых, это роман о рождении героя новой России — Матери, и он тем самым становится «поэмой о пробуждении народа»; во-вторых, цепь драматических событий в романе, их последовательное нагнетание (стачка, арест, обыск, демонстрация, снова арест, суд и т.п.) не приводят к ощущению безысходности; напротив, возникает «чувство растущей радости и близящейся победы»— музыкальное чувство нарастающего мажора, поскольку жизнь в романе измеряется не мерой крови и смерти, но «ростом свободы и духа» (слова Горького).

Близко стоявшие к Горькому люди понимали его роман, и их слова о нем могут служить ключом к его истолкованию. Так, его вторая жена и близкий друг М. Ф. Андреева писала в момент работы Горького над романом: «…Мать эта написана — удивительно! А на ее психологии проходит история почти всего освободительного и революционного движения последних лет…» Писатель Л. Н. Андреев назвал роман «единственным в своем роде» и пояснил, что он имел в виду: «…Точно сам народ заговорил о революции большими, тяжелыми, жестоко выстраданными словами». То же утверждал и литературовед С. В. Касторский. «Основной структурный принцип книги „Мать“, — писал он, — изображение всех происходящих событий, движущихся во времени и качественно изменяющихся (…) через восприятие их Ниловной». Ниловна вовлечена в идеологию романа: она и наблюдатель, и свидетель, она и активный участник происходящих в нем событий…

Горький красиво построил композицию романа. Он поделил его на две части, каждая из которых содержит по двадцать девять глав. В свою очередь, каждая часть имеет свою тему и свою композицию. По отношению друг к другу обе части соотнесены на принципах композиционного параллелизма и тематического контраста.

Первые две главы первой части являются экспозицией и одновременно прологом. Их тему можно обозначить так: о том, что и как обычно бывало, бывает и будет бывать. В первой главе речь идет о жизни рабочей слободки. В первом абзаце говорилось о том, что в ней бывало каждый день («Каждый день над рабочей слободкой… дрожал и ревел фабричный гудок…»); во втором — что бывало по вечерам («…фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак…»); в третьем — о каждом дне, «проглоченном фабрикой»; в пятом — о том, что всегда и обычно бывало по праздникам и т. д. Глава оканчивается словами: «Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал». Темная, страшная, безотрадная картина. Чтобы убедить читателя, что жизнь в этой слободке ничем не отличается от других жизней других слободок, автор добавляет: «Жизнь всегда была такой… и никто не имел желания попытаться изменить ее». Из рассказов пришлых людей «было ясно: жизнь рабочего люда везде одинакова».

Во второй главе общая тема жизни рабочей слободки развертывается на примере судьбы одного из слобожан — Михаила Власова («Так жил и Михаил Власов… Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке…»). Круг его жизни демонстрирует то, о чем в общем виде говорилось в первой главе. Заканчивается глава о нем словами: «Он умер утром, в те минуты, когда гудок звал на работу…». Слобожане имели основание говорить друг другу: «Пелагея-то рада-радешенька, что помер он…» — так страшен он был в своем зверином бытье. «Некоторые поправляли: — Не помер, а издох…»

Заявленная тема одичалой жизни жалких рабов, прозябающих под властью скотских привычек, душевной немоты и духовной слепоты, в дальнейшем остается фоном действия романа. Самое же движение сюжета, начиная с третьей главы, коренным образом меняет свое русло.

В центр повествования попадает Пелагея Ниловна Власова. В оставшихся двадцати семи главах первой части романа вся жизнь ее направлена на то, чтобы родиться как бы заново: в «старухе» тридцати восьми лет от роду постепенно, через материнские страхи, огорчения и радости пробуждается душа, и она становится «молодой» сорокалетней революционеркой. Композицию сюжета этой части романа можно назвать центростремительной: все жизненные импульсы направлены на духовное воскресение Ниловны. Этапы развития освободительного движения — «болотная копейка», аресты, обыск, демонстрация, ее разгром, снова аресты — интересны для автора потому, что служат ступенями внутреннего восхождения Ниловны.

Композицию второй части романа можно назвать центробежной: от Пелагеи Ниловны — Матери, ставшей на путь революционной агитации, волнами расходятся концентрические круги революционного непокорства и побуждают к пробуждению сознания, к активному действию таких, какой она сама была прежде: с душой почти умершей, замордованной жалким и убогим бытом, страхом, собственным ничтожеством. В сценах второй части Ниловна ужа не свидетель или наблюдатель, не пассивная соучастница чужих действий, а инициатор и действователь: деревенский кружок Рыбина, собрание с участием Степана и Татьяны, работа Петра Рябинина — заряжаются ее волей к правде, волей к слиянию всех в одной семье, в одной душе, судьбе и вере — в воскресение «детей» Христовых.

Ударными, наиболее значимыми Горький делает финалы обеих частей романа. В трехчастном окончании первой половины романа Ниловна приходит к «свету правды». На демонстрации она с волнением, напряжением и тревогой слушала не совсем понятную ей революционную речь Павла о празднике трудящихся, о социал-демократической партии, о солидарности рабочих всех стран. Зато слова Андрея Находки, обращенные к «добрым людям», идущим «крестным ходом во имя Бога нового, Бога света и правды, Бога разума и добра», его слова о близости терновых венцов для ступивших на путь Христовой правды, — открылись ей во всей полноте их смысла и стали ее собственным убеждением. Уже на самой демонстрации она вполголоса уговаривает родственников демонстрантов не беспокоиться: демонстранты не антихристы и пошли за «святое дело»: «…ведь и Христа не было бы, если бы его ради люди не погибали!»

После разгона демонстрации Мать берет на себя ответственный труд — объяснить людям смысл происшедшего на их глазах. Уже у порога своего дома, прощаясь с родными друзей Павла и Находки, Ниловна повторила слова, которые «родило ее сердце»: «— Господа нашего Иисуса Христа не было бы, если бы люди не погибли бы во славу Его…»

Во второй части романа Ниловна вновь возвращается к своим мыслям и чувствам, связанным с переживанием обновленной веры: «…Христос стал теперь ближе к ней и был уже иным — выше и виднее для нее, радостнее и светлее лицом, — точно он, в самом деле, воскресал для жизни…»

Весь ход романа движется по пути сердечного сближения Ниловны и Павла, «детей» и «Матери» — во имя Христово, во имя светлой жизни, очищенной от зла, ненависти для взаимного понимания и любви.

Финал второй части романа зеркально повторяет финал первой части: оба они выполняют функцию кульминации. В первой части читатель воочию видит воскресшую душою к правде Божьей и Божьему пути Ниловну (и в ее сознании это идеи и путь революции). Во второй — Горький сосредоточен на изображении сознания и дела революционерки Ниловны, идущей, по ее убеждению, путем Божией воли. Момент кульминации распределен между двумя сценами, следующими друг за другом по внутренней логике вещей: это суд над «детьми» и схватка на вокзале Ниловны с недругами «правды» за нее самоё.

Любопытно, что в сцене на первомайской демонстрации Ниловна, как мы помним, уразумела, в сущности, только слова Андрея Находки о правде Божиих сыновей, к которой они идут через крестные мучения. Смысл слов Павла о политических задачах демонстрации оставался ей непонятен. На суде же Находка показался Ниловне малоинтересным и речь его — давно знакомой. Зато речь Павла она расслышала и приняла всей душой. И если после демонстрации кучке родственников друзей Павла она твердила запомнившиеся слова Находки, то теперь накаленные слова Павла о революции как слова Божественного она объясняла жаждущему правды человеческому множеству. Уходя, быть может, в неволю, каторгу, Мать уходила либо в живое будущее, либо в бессмертие.

К мифу о Человеке, отвергшему ложь жизни действительно во имя ее высокой Правды, роман-поэма Горького прибавил миф о порыве Матери и ее сыновей к революции как к Божией Правде. За таким просветительско-утопическим восприятием революции в русской и мировой литературе, философии, искусстве стояла большая традиция. «Мать» заняла в ней одно из видных мест.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Рыбин

Во время демонстрации 1 мая она обращается к людям и говорит о «святом деле», призывает не оставлять детей на этом пути одних. После ареста друзей Ниловна из фабричной слободы переселяется в город. После этого она отправляется в деревню, чтобы установить некоторые связи по распространению литературы. Здесь героиня встречает Рыбина, бывшего соседа, который агитирует крестьян, отдает ему книги. Возвратившись в город, Ниловна начинает развозить по деревням запрещенную литературу, газеты и прокламации. Она участвует в похоронах Егора Ивановича, революционера и ее земляка. Эти похороны перерастают в столкновение на кладбище с полицией. Ниловна увозит получившего ранения юношу и ухаживает за ним, о чем рассказывает нам произведение Горького «Мать».

Краткое содержание дальнейших событий весьма драматично. Вновь отправившись в деревню через некоторое время, она наблюдает арест Рыбина и вынуждена отдать книги, привезенные ему, случайно попавшемуся крестьянину, ведет среди них агитацию. Навестив Павла в тюрьме, героиня передает тому записку с планом побега, но сын отказывается бежать и пишет об этом в ответной записке. Однако подпольщикам удалось организовать побег Рыбина и другого заключенного. Ниловне, по ее просьбе, разрешили наблюдать со стороны за этим побегом.

Финал

Женщина присутствует во время суда над Павлом и его друзьями, после чего доставляет текст речи Павла в подпольную типографию, вызывается отвезти в деревню напечатанные экземпляры. На вокзале она замечает слежку. Понимая, что ареста не избежать, но не желая, чтобы листовки пропали зря, она разбрасывает их в толпе. Избиваемая полицией женщина обращается с горячей речью к окружающим. Финал произведения не совсем ясен. Возможно, Ниловна погибает. Так заканчивает роман М. Горький «Мать». Краткое содержание основных событий было описано выше.

Сюжет произведения

Сюжет романа описывает события России в начале XX века. Действия произведения происходят в рабочей слободе. В этой слободе живут рабочие со своими семьями, их жизнь неразрывно связана с работой фабрики. Все свое время рабочие проводят на фабрике, в свободное время их разговоры тоже сосредоточены на фабрике, все много выпивают, дерутся друг с другом. Главный герой романа — молодой рабочий Павел Власов не желает мириться с такой действительностью, он начинает жить иной жизнью. Он часто ездит в город и оттуда привозит запрещенные книги, он желает знать правду, поэтому читает их, прекрасно зная, что если их найдут, то его арестуют.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Вскоре в доме Власовых начинают собираться различные люди, вместе они читают те самые запрещенные книги, рассуждают о тяжёлой доле рабочих по всему миру, поют песни.

Через некоторое время на фабрике появляются листовки. В них рассказывается о стачках рабочих в Петербурге, содержится призыв к рабочим отстаивать свои права. Пелагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына, она одновременно и гордится за него и боится.

В доме Власовых проходит обыск, который ничего не дал жандармам, но одного из помошников Павла – Андрея они арестовывают.

Через некоторое время на фабрике дирекция объявляет о том, что с каждого заработанного рабочими рубля будет вычитываться копейка на осушение болота вокруг фабрики. Рабочие крайне недовольны подобной инициативой. Павел встает во главе протестующих против нового налога, на фабрике происходит стихийный митинг. Но директор приказывает рабочим снова приступить к своей работе, и они расходятся. Павел остался без поддержки, он был очень огорчен, что народ не поверил ему и не последовал за ним. После этого инцидента Павла так же арестовывают.

Кроме Павла арестовали ещё 48 человек. Павел просит мать распространять листовки на фабрике. Она соглашается, устраивается на работу помощницей по раздаче питания для рабочих.

Через некоторое время Павла и Андрея отпускают, они начинают готовится к демонстрации Первого мая. Павел хочет нести знамя впереди всей колоны, он прекрасно знает, что за это его арестуют. Так и случилось: навстречу демонстрантам выдвинулись солдаты. Павел, Андрей и другие члены партии были арестованы.

После их ареста Пелагея Ниловна отправляется в город к одному и тех, кто присутствовал на собраниях в доме Власовых, к Николаю Ивановичу. Она понимает, что ее сын и другие рабочие борются за правду и за справедливость. Так начинается ее активная подпольная работа. Она распространяет листовки, запрещённые книги, прокламации.

Через некоторое время состоялся суд над демонстрантами. Всех подсудимых отправляют на поселение. Пламенную речь Павла было решено напечатать. Пелагея Ниловна вызвалась отвести листовки в другой город. Вскоре на вокзале она понимает, что за ней ведется слежка. Ее начинают обвинять в воровстве, она с возмущением объясняет, что везет листовки с речью своего сына – одного из политических осужденных. Не желая, чтобы листовки пропали, она начинает раздавать их встречным людям, однако жандармы хватают ее.

Павел Власов

Власов Павел Михайлович (Павел) — сын главной героини, ставший профессиональным революционером потомственный рабочий. Его прототипом послужил П. Заломов, сормовский рабочий. Судьба этого героя связана с символом искупительной жертвы. В его имени можно увидеть намек на сходство с образом апостола, поскольку в начале произведения показан резкий перелом в жизни героя из простого фабричного парня превратившегося в политического борца, о чем рассказывает нам М. Горький («Мать»).

Краткое содержание дальнейших его действий во всем выдает революционера.

Революционная деятельность Павла

Его первый решительный поступок — сопротивление отцовским побоям. У отца, работавшего слесарем, Михаила Власова, подсознательный социальный протест вырождается в агрессивное поведение и пьянство.

После его смерти герой пытается подражать ему, но встреча с подпольным кружком радикально меняет его внешний и внутренний облик, что отмечает Горький М. («Мать»).

Краткое содержание по главам дальнейших событий в жизни этого персонажа следующее. В доме Павла начинают устраиваться собрания, в которых участвуют Андрей Находка, Николай Весовщиков, сын вора, учительница Наташа, Федор Сизов, фабричный рабочий и другие. Он сразу же предупреждает Ниловну, что им всем грозит тюрьма. Суровость и аскетизм Павла кажутся матери «монашескими». Например, он призывает отказаться от семьи и счастья Андрея ради «дела» и признается, что однажды сам сделал такой выбор. В разговоре с матерью Находка называет этого героя «железным человеком». Друзья Павла распространяют листовки на фабрике. В его доме совершается обыск, о чем рассказывает нам Максим Горький («Мать»).

Краткое содержание дальнейших событий следующее. На следующий день после этого революционер беседует с кочегаром Рыбиным, пришедшим в гости. Тот говорит, что надо «веру новую придумать». Павел же считает, что лишь разум может освободить человека. Во время конфликта рабочих с фабричной администрацией (так называемая история с «болотной копейкой») герой призывает их к борьбе за права, предлагает организовать стачку. Но люди не поддерживают его, Павел переживает это как результат своей «слабосильности».

Его арестовывают ночью, но спустя несколько месяцев отпускают. Друзья собираются отмечать 1 мая, Павел намерен во время демонстрации нести знамя. Когда это происходит, его арестовывают в числе других лидеров (всего около 20 человек). Так завершается первая часть. После этого Павел появляется лишь в заключительных главах, в судебной сцене. Здесь он произносит речь, излагая свою социал-демократическую программу. Суд приговаривает героя к ссылке в Сибирь. Так заканчивается участие в событиях этого персонажа, а затем и сам роман Горького «Мать». Краткое содержание произведения и его анализ были представлены вашему вниманию.

Сочинение на тему «Роман «Мать» — реалистическое произведение М. Горького»

Герои могут быть вымышлены, но события и время, в котором они существуют, реальны. Предпосылки к написанию романа “Мать” у Горького появились уже в конце XIX века, хотя сам роман был создан лишь в 1907 году. Конец XIX века можно охарактеризовать как зарождение революционного движения и формирование общественно-политического сознания рабочего класса.

Эта идея (идея революции) проходит через весь роман. Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Эти связи нашли отражение и в его дальнейшем творчестве. Роман “Мать” — это новаторское произведение, его можно считать центральной книгой в творчестве писателя. Может быть, именно к нему он шел всю свою жизнь, пронеся зачатки этого романа через все свое творчество. Наконец в 1907 году роман был создан. Это было смутное для России время — время поражения первой русской революции 1905 года.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Истинных борцов революции, которые действительно были преданы ее делу, осталось очень мало. Большинство, испугавшись кровавых расправ, стали приверженцами царизма, остальные либо отошли от дела революции, либо перешли на сторону ее врагов. Но это не имело значения для “сынов” революции, и в романе показан именно тот переломный момент в жизни рабочих, когда для них рушатся все привычные жизненные устои и народ поднимается на борьбу за свое освобождение. Освобождение не столько физическое, сколько моральное. Рабочие выступают за право собственного голоса, за свои права и свободы, за уважение к себе и своей семье. Одной из главных проблем произведения является проблема роста революционного сознания рабочих и развития пролетарского движения.

Именно в этой книге впервые в жизни героем романа стал рабочий-революционер, чьим смыслом жизни является победа социалистического лагеря. В своем произведении Горький показывает, как идеи революции все глубже проникают в массы и что герой книги не одинок, у него много сторонников, как явных, так и скрытых. И как бы ни старались приверженцы самодержавия сохранить этот режим, подавить ростки назревающей революции, им этого не удастся. Рост политического самосознания масс уже начался. И когда-нибудь он достигнет своей наивысшей точки — апогея. Тогда колесо истории остановить или повернуть в другую сторону не удастся. Ведь и Павел не сразу стал подлинным революционером. Его путь в революцию был труден и сложен. Не сразу он нашел ключик к сердцам рабочих. Только со временем Павел приобрел опыт настоящего борца.

Задачей Власова и его друзей было “хождение в народ”, то есть они должны были нести идею революции в массы. И постепенно, со временем им удается завоевать доверие рабочих. И тогда все активнее становится их пропаганда, а круг людей, поднимающихся на борьбу, шире. Большая работа развернулась и в деревне. Революционеры придавали большое значение революционной пропаганде среди мужиков. И в этом отношении велика роль Рыбина. Здесь показано, как из стихийного бунтаря он становится сознательным революционером. Наивысшей точкой деятельности Павла становится первомайская демонстрация. Она олицетворяет собой переход от маленьких революционных кружков рабочих и интеллигентов к массовой борьбе с угнетателями. Таков исторический путь рабочего класса России.

Подъем пролетарской революционной борьбы, ее размах содействуют идейно-политическому росту Павла. После того как Павел Власов становится революционером в полном смысле этого слова, происходит его арест, а затем суд. На суде перед нами уже абсолютно другой человек. Павел Власов не подсудимый, он — грозный судья самодержавия и буржуазного строя. Право быть судьей ему дает его звание рабочего, звание революционера-коммуниста, руководителя народных масс, которых он организовал на борьбу. И если в 1905 году таких, как Павел, было мало, то в 1917-м такие парни сделали революцию. Сейчас мы в основном говорили о главном герое романа — Павле Власове, но почему все-таки Горький назвал свой роман не по имени своего героя, а по имени, которое является именем прародительницы всего рода человеческого, всего живого — Матери? Почему же все-таки “Мать”? Видимо, потому что на борьбу против насилия, неравенства и беззакония наряду со своими детьми становились и их матери. В этом отношении замечателен образ Пелагеи Ниловны, женщины, которая безгранично любит своего сына. То же самое я могу сказать и о любой матери, но далеко не всякая мать будет понимать и разделять идеи и взгляды собственных детей, тем более настолько радикальные. Когда мы впервые встречаемся с Пелагеей Ниловной, мы видим образ темной, забитой, покорной женщины — жертвы невыносимой жизни.

Но на протяжении всего романа мы имеем возможность наблюдать, как Пелагея Ниловна преображается в человека, олицетворяющего грозные силы пробуждающегося, разгневанного, уверенного в своей несокрушимой силе народа. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, оказали на меня большое впечатление. Во время ареста Павла и Ниловны понимаешь, что несмотря на то, что они будут посажены в тюрьму, дело революции будет продолжено. И завершится оно лишь с победой пролетариата. Почему же роман “Мать” отражает черты реализма в творчестве Горького?

На мой взгляд, потому, что в романе писатель изобразил реальную действительность, присущую времени начала Октябрьской революции 1917 года. Важную роль в романе Горький отводит теме героической борьбы рабочего класса за свои права и свободы.

Роман реален, потому что он основан на истории: При прочтении этого произведения мы понимаем, что у нашего народа не было другого выхода. В этом и заключается реализм данного произведения.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

Перу Ф. М. Достоевского принадлежит множество произведений. Но его первый роман под названием «Бедные люди», наполненный глубоким смыслом, многими незаслуженно позабыт. Дебютное произведение неизвестного еще автора, вышедшее в 1849 году, поразило литературную общественность Петербурга необычным изложением. При детальном анализе романа Бедные люди смысл произведения и особенности творческого метода автора станут более понятны.

Краткое содержание

Основу романа «Бедные люди» составляет история, рассказанная в письмах. Описание главных героев и краткое содержание напомнит ключевые сюжетные моменты и позволит разобраться, в чем заключается в романе Бедные люди смысл повествования.

Главные герои:

  1. Девушкин Макар Алексеевич – 47–летний мужчина, служащий петербургского департамента. Живет на съемной квартире.
  2. Доброселова Варвара Алексеевна – юная 17-летняя девушка, сирота, дальняя родственница Девушкина.

Интересно! Прототипами главных героев стали сестра и отец писателя.

Приобретения и потери

Повествование начинается с момента переезда Макара Девушкина на новую квартиру, которая хуже прежнего жилья. Причина в том, что Девушкину необходимо платить еще за одну квартиру, более дорогую и комфортную, снимаемую им для Варвары.

После смерти отца девушка с матерью некоторое время жила у дальней родственницы Анны Федоровны. Там она встретила первую любовь – бывшего студента Петра Покровского. Но через время юноша умер, заболев чахоткой.

Вскоре умерла мать Вареньки. Анна Федоровна, не желая кормить сироту, решила отдать девушку соседскому помещику Быкову. Воспользовавшись этим, Быков обесчестил девушку. Варвара вынуждена скрываться от своих «благодетелей».

Все это читатель узнает из писем Девушкина и Доброселовой, которые они писали друг другу на протяжении полугода – с апреля по сентябрь. Несмотря на то, что Макар и Варвара живут рядом, они видятся редко, во избежание сплетен знакомых.

Небольшое жалование титулярного советника не позволяет мужчине как следует помогать Вареньке. Он может лишь изредка радовать девушку конфетами, цветами, отказывая себе в самом насущном. Варвара, в свою очередь, посылает другу любимые книги.

Превратности любви

Варенька подрабатывает на жизнь шитьем, но нищета и страх, что ее найдет Анна Федоровна либо Быков, сильно подорвали здоровье девушки. Чем дальше, тем тяжелее ей становится шить. Макар тревожится за девушку, но не может ничем помочь, так как истратил все сбережения.

Варенька делится с другом намерением устроиться гувернанткой. Макар отговаривает ее, беспокоясь о ее здоровье и не желая расставаться с девушкой. Он жалуется подруге на соседей и сослуживцев, которые смеются над ним, унижают из-за его бедности.

Из-за бедственного положения Макар начинает пить, что сильно расстраивает Вареньку. Здоровье героини ухудшается, она предчувствует скорую смерть. Но тут герою улыбается удача. Он находит ошибку в документе, за что получает 100 рублей от генерала. Половину гонорара Девушкин отдает подруге.

В середине сентября Варвару находит Быков и делает ей предложение. Расстроенный Макар отговаривает девушку, считая, что этот брак принесет ей лишь несчастье. Девушка колеблется, но ухудшающееся здоровье и безденежье вынуждают ее принять предложение.

Последнее письмо Доброселовой датировано 30 сентября. В нем Варя сообщает о том, что уезжает с супругом из Петербурга и впервые признается в чувствах к Девушкину.

Ответное письмо Макара полно скорби, печали. Он пишет, что его жизнь разрушена, без Вареньки она лишена смысла.

Объяснение сюжета

Обычно читатели, приступая к чтению любого серьезного литературного произведения, первое, на что обращают внимание – это название. Несмотря на то, что название является несюжетным элементом, оно часто содержит определенный смысл, раскрывающийся в процессе чтения.

В название романа «Бедные люди» Достоевский вложил двойной смысл. С одной стороны под бедными, несчастными автор подразумевает людей, не имеющих возможности жить достойно. Автор сострадает Девушкину, Доброселовой, называя их «бедными», «беднягами».

Но бедны и такие люди, как Быков, Анна Федоровна. Только тут бедность духовная. Они не способны любить сами, не имеют рядом любящих людей. Все, что их интересует – это деньги. В этом плане Макар и Варенька намного богаче их.

Интересно! В 1908 Л. Н. Толстой написал рассказ «Бедные люди», смысл которого созвучен одноименному роману Достоевского. Толстой также описывает бедных, лишенных достатка людей, сумевших сохранить человечность, доброту. Но в отличие от романа Достоевского, название рассказа Толстого «Бедные люди» несет в себе прямой смысл.

Несмотря на то, что центральной темой произведения являются проблемы «маленького человека», Достоевский затрагивает и вопросы:

  • семьи;
  • любви;
  • милосердия;
  • одиночества;
  • людского равнодушия.

Особая роль в произведении принадлежит эпиграфу, в качестве которого выступают строчки из рассказа Одоевского «Живой мертвец». Смысл такого эпиграфа к Бедным людям состоит в том, чтобы предупредить о необходимости задуматься над прочитанным.

Произведение «Бедные люди» проникнуто глубоким философским смыслом. Автор довольно реалистично показал нищету, социальную несправедливость, царившую в обществе. Но даже среди нищеты и грязи можно найти людей, богатых духовно, способных проявлять сострадание. Главное – вовремя разглядеть и оценить таких людей.

В чем суть концовки

К концу романа для героев наступает полная безысходность. Нищета вынуждает Варю выйти замуж за нелюбимого, а Макар остается в полном одиночестве. Безденежье не позволяет ему жениться на любимой девушке. Несчастье героям приносит не личная драма, а несправедливость государственного строя.

Но даже бесчеловечные, жестокие реалии не могут убить искреннюю, беззаветную любовь. Благодаря любви даже «маленький» человек способен возвыситься над враждебной действительностью. В этом и заключается в романе Бедные люди смысл финала.

В своем романе автор призывает уважать людей вне зависимости от материального достатка. Поэтому теми, кто на первое место ставит человеческие качества, главный смысл произведения Достоевского «Бедные люди будет оценен по достоинству.

В 1899 году Антон Чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Дама с собачкой». Оно было опубликовано в журнале «Русская мысль» в этом же году. Рассказ повествует о знакомстве и взаимоотношениях двух любящих людей, которые очень боятся общественного осуждения. Чтобы понять замысел произведения «Дама с собачкой», рассмотрим его краткий пересказ. Основные события из текста, составляющие сюжет, помогут читателю быстро разобраться в том, что хотел сказать А.П. Чехов. «Дама с собачкой» в сокращении от Многомудрого Литрекона — это наиболее точное краткое содержание, обогащенное важными деталями из текста. А еще у него есть анализ рассказа по плану.

Глава 1: Знакомство

Однажды, гуляя по набережной, Дмитрий Гуров, главный герой рассказа, встречает женщину. Она была молодой и красивой блондинкой. Героиня  гуляла с собачкой — белым шпицем. Отдыхающие даже придумали ей прозвище “дама с собачкой”. Главный герой подумал, что было бы очень хорошо, если бы он познакомился с этой дамой, ведь она была красива и одинока. Знакомство героев произошло в парке в дневное время. 

Главным героем произведения является Дмитрий Гуров. Это человек примерно сорока лет с филологический образованием. Известно, что он работает в банке и проживает в Москве. Герой часто уезжал отдыхать в Ялту и другие города, но отдельно от семьи. В Москве остались его ждать супруга, которую он не любил, дочка и два сына. Герой изменял жене давно и часто, хотя считал всех женщин «низшей расой».  Однако это вовсе не мешает его любовным приключениям. 

Женили его рано, и супружеская жизнь успела ему надоесть. Супруга его была неизящной и недалекой, этим Дмитрий и оправдывал свои измены. Можно сказать, что его внешность и нрав притягивали представительниц прекрасного пола. С мужчинами он общаться не любил, зато с дамами всегда говорил с удовольствием.

Вот и сейчас Гуров легко познакомился с Анной. Он приманил ее собаку и начал разговор. Известно, что женщину зовут Анна Сергеевна Дидериц, и она родом из Петербурга. Однако уже 2 года она живёт в городе С., откуда героиня и приехала на отдых в Ялту. Также читатель узнает, что женщина замужем. Ее мужем является чиновник с немецкой фамилией. Анна несчастна в браке, она не любит своего мужа. Он ее не интересует, ведь героиня даже не помнит место работы своего мужа. 

Во время разговора она очень стеснялась, и Гуров понял, что она в такой обстановке впервые. Это лишь подзадорило его. А ведь она годилась ему в дочери…

Глава 2: Курортный роман

Неудивительно, что спустя неделю после знакомства у них завязался роман. Анна нервничала, много говорила, и внезапно Гуров обнял и поцеловал ее, видя, что она уже влюблена. И пара отправилась в номер Анны…

Однако Анну Сергеевну очень угнетает её поступок. Она сразу же поникла и завяла, а Гуров не мог вспомнить, чтобы у него были подобные женщины. Все они укладывались в определенные типажи, а эта вела себя нетипично, и была слишком неопытна. Героиня признаётся Гурову, что она всегда хотела настоящих чувств, а грех ей противен. «Я не мужа обманула, а самое себя» — говорила она. Она вышла замуж из любопытства, не по любви, и теперь тяготилась осознанием обмана, нечистоты. Она винила себя и не находила оправдания. Дмитрий старается всячески поднять дух Анне. 

Можно сказать, что отношениям героев протекают размеренно. Гуров преобразился и не отходил от своей возлюбленной. Он был страстным и нежным. Анна боялась, что он ее не уважает и не любит, поэтому часто была беспокойна и печальна. Герои в ожидании приезда мужа героини. Однако он не приезжает. Супруг просит в письме, чтобы Анна сама вернулась. Гуров провожает свою возлюбленную. У Анны нет слёз, а вот вид у нее очень печальный, она не может наглядеться на любовника. Дмитрий расстроен, ему ясно, что он так и не дал Анне счастья, что он невольно обманул ее, такую доверчивую и чистую. И все же он продолжает считать этот адюльтер очередным приключением. Он решает вернуться домой. 

Глава 3: Прозрение и разочарование

Гуров довольно легко вытягивается в ритм городской жизни. Вот он уже и читает газеты, ходит по ресторанам, принимает гостей. Дмитрий думал, что забудет об Анне, однако она появляется в его сознании снова и снова. Ее образ преследовал его везде, снился ему, следил за ним, и он помнил все, как будто только вчера был в Ялте. Героя настигла любовь, о которой он не мог никому рассказать. Он обнаружил, что одинок, что живет неинтересной и жалкой жизнью обывателя. Даже приятель не выслушал его историю любви, а лишь посетовал, что «осетрина была с душком». Гурову эти слова показались нечистыми, как и все вокруг. Все дела показались ненужными и мелкими, а он сам себе напоминал арестанта.

В результате, Гуров принимает решение поехать в город С. Там он снимает номер и начинает разыскивать семью Анны. Но он, как влюбленный студент, не решается пойти к ней домой или послать письмо, ведь она замужем, а может, и вовсе забыла о нем. Он мучается от неопределенности. Но герой нашел решение: поехал в местный театр и все же увидел ее. Тогда ему показалось, что нет на свете человека, который был бы ему ближе.

Увидев Дмитрия, героиня испугалась и попросила его уехать, дав обещание,  что сама приедет к нему. Она сказала:

Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?

Он стал целовать ее, она слабо протестовала.

Глава 4: Настоящая жизнь

Героиня обманывает супруга. Она утверждает, что ездит на консультации в поликлинику, а сама встречается с Дмитрием несколько раз в месяц в Москве. Никто не знает об этом. Гуров теперь знал, что у каждого под покровом тайны есть своя особенная жизнь, и вот она-то и есть настоящая.

В финале произведения писатель рассказывает о встрече Анны и Дмитрия. Героиня начинает плакать, и Дмитрий позволяет своей любимой выплакаться. Герой дотрагивается её плеч, видя отражение в зеркале. Герой увидел морщины и седину. Ему очень жаль за ошибку, которую они вдвоём совершили. Ведь жили с нелюбимым людьми. Только в преклонном возрасте он смог познать радость от великого чувства. Герои надеются, что они смогут начать новую жизнь, полную любви и радости. 

Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем.

Автор: Виктория Комарова

  • Чем отличается самбо от дзюдо короткий рассказ
  • Чем отличается рассказ от стиха
  • Чем отличается сказка от рассказа объяснить дошкольникам
  • Чем отличается рассказ от эссе
  • Чем отличается сказка от небылицы