Чем отличается народная сказка от авторской сказки 5 класс

Сказка любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные

Сказка – любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

чем отличается народная сказка от литературной

Особенности жанра

Сказка – самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

чем отличается литературная сказка от народной примеры

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно – только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

К середине 19 века авторская сказка стала больше похожа на повести и новеллы, например, произведения Л. Кэрролла, О. Уайльда, Л. Толстого, А. Погорельского.

Главные отличия

чем отличается русская народная сказка от литературной

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

чем литературная сказка отличается от народной

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

в чем отличие литературных сказок от народных

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

 Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом  с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте  карточки.

5.На всю  работу вам отводится  10  минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда* очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник
* в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долгожданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

*инда очи – даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие —  стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;…
  Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив  своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый – отлично поработал(а)

Зеленый – хорошо поработал(а)

Красный – недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом  с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте  карточки.

5.На всю  работу вам отводится  10  минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

Задания практического занятия 4:

Задание 1:

Заполните таблицу «Сходство и отличие литературной и народной сказки»:

Народная сказка Литературная сказка
Сходство
Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев.
2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение.
3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые.
4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам.
5)В обоих видах сказок есть герои и их помощники,злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои.
Добро побеждает зло,герои сказок наказывают злодеев.
2)В сказках есть сюжет,мораль,поучение.
3)И литературные,и народные сказки делятся на три вида: волшебные,сказки о животных и бытовые.
4)В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству,превращениям и волшебным предметам.
5)В обоих видах сказок есть герои и их помощники,злодеи-антиподы героев, и испытания,которые проходят герои.
Различия
у народной-автор неизвестен,сам народ.
2) народная-только в прозе.
3) в народной-тема добра и зла.
4) в народной-сказочный язык,с характерными выражениями и оборотами.
5) обязательно наличие зачина, присказки, концовки
6) небольшая,так как тяжело запомнить большой текст.
7) народная может передаваться из уст в уста
У литературной сказки есть автор,а 2)Литературная сказка может быть в прозе и в стихах
3)В литературной сказке сюжет,мораль,поучение может быть на любую тему
4)В литературной сказке язык повествования -любой
5)В литературной сказке не обязательно наличие зачина, присказки, концовки,как в народной.
6)Размер литературной сказки может быть любыма
7)Литературная сказка всегда записывается

Задания СРОП:

Задание 1:

Прочитайте литературную сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», проанализируйте сказку, ответив на вопросы:

1. Выделите экспозицию произведения. Чем экспозиция авторской сказки отличается от зачина народной сказки?

предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения

Где происходит действие сказки? Когда оно происходит? Зачем автору потребовалось так подробно описывать «Петербург тогдашний»? «Дом, которого теперь вы не найдете»? Какая особенность поэтики авторской сказки проявляется в описаниях?

2. Как представлен читателю будущий главный герой произведения?

Обратите внимание на возраст, место проживания, нравственные качества и состояние души мальчика. Чем вызвано такое состояние? Что отличает представление героя читателям в авторской сказке от такого же представления в народной сказке?

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

3. Что оказывало воздействие на формирование характера мальчика? Обратите внимание на одиночество Алеши, круг его чтения, любимые занятия, степень развития воображения, окружающий мальчика мир, тех взрослых, с которыми Алеше приходилось быть рядом.

4.Каким складывался характер Алеши? Как характер мальчика воздействовал на его представления о действительности?

Задания СРО:

Задание 1:

Проведите сравнительный анализ народной сказки «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Оформите в виде сравнительной таблицы

Сравнительный анализ РНС «Морозко» В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Присказка Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется
Сказочный зачин «Живало — Бывало» Жил дед да с другой женой. У деда была дочка и и у бабы была дочка, » Во времена давно прошедшие была злая — призлая женщина» В одном доме жили
две девочки
Рукодельница да Ленивица, а при
них нянюшка
Главные герои Мачеха, старик, Марфушечка, Настенька, Морозко
Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.
События сказки Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей. начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.
Троекратность (повторы)
Метафоры, эпитеты, сравнения и др. выразительные средства Проклятый Морозко
Дочь, веселая, румяная (эпитеты веселая, румяная)
Красная
Да, меж тем, уж
Наскучит, горемычная.
Затейница, каплет, песенку затянет, приключилась, не мало не мешкая.
Про меж себя, созрелые,
питалися
, студеной росой
обмывалися
, передник.
Иней сыплется,
студенец, отзнобишь
, диковинки, почивать, кушанье, выштопала
, починила одежду.
Дивовалась, примолвила.
Утомлять,
повычини, скатетцы
не подостлала, вишь, обновка
Фразеологизмы
Описание В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей. Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы.
Чем заканчивается сказка
Концовка
заголосила старуха до поздно. Мачеха и дочь её умерли от Змеиного яда, а Гульбика с собачонкой остались живы и навсегда забыли о мачехе А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда;
что сказано
впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…
«…Стали они жить поживать, да добра наживать…»
Идея Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.

Ответьте на вопросы:

1. Почему народная сказка называется «Морозко», а сказка Одоевского «Мороз Иванович»?

Писатель Одоевский придал своему справедливому герою Морозу Ивановичу достоинство и солидность, назвав его уважительно по имени-отчеству, как было принято на Руси называть достойных людей.

2. Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко».

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

skaz4266

У каждого ребенка есть своя любимая сказка. Кто-то не может заснуть без истории о Русалочке, кто-то требует рассказ о Колобке, а кто-то просто любит слушать о захватывающих приключениях сказочных героев. Будучи маленькими, Вы не интересовались, кто написал эту сказку. Но время бежит, и рано или поздно приходится столкнуться с этим вопросом: чем авторская сказка отличается от народной? Почему герои поступают именно так, а не иначе?

Герои любой сказки проживают свою маленькую жизнь на страницах книг. Описанные приключения, действия и решения отображают индивидуальность персонажа. Но, если задуматься, то есть персонажи, которые повторяют одни и те же действия, кочуя из истории в историю. Но есть те, кому необходимы необычные обстоятельства для начала приключений.

Народные сказки – передаются из уст в уста не одно поколение. Они являются наследием, несущим в себе понятия о добре и зле, порядочности и взаимопомощи. Рассказывая их детям, наши предки учили детей жить в гармонии с собой и миром.
Различают несколько видов народных сказок:

  1. Былинные.
  2. Богатырские.
  3. Бытовые.
  4. Сатирические.
  5. Волшебные.

Благодаря именно этим сказкам, дети знают о Бабе Яге, змее Горыныче, Кощее Бессмертном. Многие из этих персонажей стали прототипами других героев.
Сказка народная

Авторские сказки написаны по мотивам народного фольклора. Такой жанр в литературе появился в конце восемнадцатого века. Самыми известными сказочниками того времени были братья Гримм. Они любили национальные традиции, собирали интересные истории, которыми пугали маленьких детей. Немного «облагородив» эти рассказы, лингвисты опубликовали свою книжку сказок.
Авторская сказка

Более популярной, авторская сказка стала с развитием романтизма в художественной литературе и живописи. Поэты, писатели, художники поняли, что основой всего культурного наследия является именно народный фольклор. А труды знаменитых немцев легли в основу этого течения.

Чем отличаются народные сказки от авторских?

Самым главным отличием является авторство:

  • Народные сказки сложил и передал народ;
  • Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.

Различное описание происшествий, действий героев, их одежды:

  • Народные сказки не имеют точных описаний мелких деталей.
  • Авторская сказка передает красочно мельчайшие подробности всех событий, достоверно показывая читателю реалистичность происходящего.

Только в авторской сказке можно найти описание психологического состояния героя. До читателя доносятся переживания, ощущения персонажа в определенный момент.

Различие в характерах персонажей:

  • Народные сказки показывают одинаковых, безликих не отличающихся между собой героев.
  • Авторы передают индивидуальность каждого героя. Создавая продуманные образы, переносят читателей в совершенно новый незабываемый мир. Каждый персонаж показан, как живое, думающее и чувствующее существо.

Авторское отношение к персонажам. Читая произведение любого писателя, можно с точностью определить в считанные минуты, кто должен стать положительным героем. Кого хочет видеть автор добрым, отзывчивым существом, а кто неисправимый злодей. Чьи поступки должны вызывать восторг, а кто своим появлением должен навевать неосознанный страх и переживание за других персонажей.

Понимание и восприятие жизни:

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев, понимание добра и зла. Рыцарь и дракон. Такой подход прослеживается в фольклорных рассказах.

Создавая своих персонажей, продумывая свою историю, автор пытается показать многогранность человеческого характера. Рассказывает не только о черном и белом, но и старается стереть четкую черту, пытаясь показать, что существует еще и серое.
Авторская сказка всегда несет в себе отголоски народных сказаний и легенд. Не стоит забывать, что даже Александр Сергеевич Пушкин написал свои незабвенные творения под впечатлением от рассказов нянюшки Арины Родионовны.

В классической литературе множество авторов писавших произведения, основанные на народных сказках услышанных еще в детстве. Но каждое из них несет в себе отголосок исторического прошлого. Прототипы героев, исполняющих (обладающих) присущими только им особенностями. Использование давно известной сюжетной линии. А также словесные обороты, пословицы, поговорки присущие только просторечью.

Очень часто можно встретить различные атрибуты, некие ритуалы или действия связанные с язычеством. Читая такую литературу, не всегда можно с уверенностью сказать были ли эти моменты позаимствованы или придуманы автором. Изучая классическую литературу, дети учатся понимать и различать авторскую и народную сказу. Развивая логику и мышление, тренируют навыки столь необходимые в дальнейшей жизни.

Дата публикации: 13.12.2019

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Саратовская область Ершовский район п.Кушумский

Файл публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский

Ершовского района Саратовской области»

Исследовательская работа

« Сходство и отличие литературной и народной сказки»

Автор работы:

Душанова Синбеке Казболатовна.

Адрес: 413514, п. Кушумский

align: right; margin-top: 0; margin-bottom: 0;»>Ул. Советская, д.1

Ершовского района

Саратовской области

Тел. 8(84564)4-65-63

Введение

Сказки  знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать —  все  мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!

В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.

И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.

Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.

Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем.Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.

Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.

Задачи исследовательской работы:

1) прочитать народные сказки « Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

2) проанализировать  и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.

3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.

4) изучив дополнительную  литературу,  расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап

Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.

2.Выяснить из словарей , что такое сказка.

3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»

4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

Основной этап

1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.

2.Анализ и сравнение литературных и народных сказок.

Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.

3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.

4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.

5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.

Сходство: 1.События вымышленные

2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты

3.Деление героев на положительных и отрицательных.

4.Учат добру, справедливости, любви.

3.Практическая работа

1.Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»

2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.

Заключение

Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!

Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.

Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.

Как и мы с коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».

Источники

1 . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языкаМосква, «Русский язык»,1984 4. Интернет – ресурсы:http– о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.

  • Чем отличается народная сказка от литературной 5 класс таблицу
  • Чем отличается проза от рассказа
  • Чем отличается народные сказки от литературных сказок
  • Чем отличается миф от легенды и сказки
  • Чем отличается миф от сказки краткий ответ литература 6 класс