Урок литературного чтения в 3 «В» классе. Учитель Пантилей Е.Б. I четверть, 16.10.2017 г.
Тема – Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Летучий корабль»; учить делить ткст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творчские способности.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с тестом повествовательного характера (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).
Оборудование:
Видеопрезентация сказки «Летучий корабль», толковые словари.
Информационный материал:
Учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 62–72, справочный материал для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
— Проверьте готовность рабочего места.
II. Речевая разминка
— Прочитайте. (Доска)
На опушке в избушке
Живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошка в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
— Что вы прочитали? (Скороговорку).
— Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ш]).
— Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; еще громче).
— А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп.
— Объявляю конкурс. На самое быстрое чтение этой скороговорки. (Желающие).
— Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным?
— Почему? (Да, можно, так как здесь говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.)
III. Проверка домашнего задания
— Какой рассказ по картине вы приготовили? (Выступления учеников)
IV. Постановка целей урока
— Кто автор прочитанной нами сказки? (Это русская народная сказка)
-Почему такие сказки называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определит нельзя)
— Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Не поможете ли вы мне их расколдовать, вспомнить, как называются эти сказки, по отдельным словам?.
-
Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц»)
-
Коза, козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят»)
-
Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
_ Сейчас мы с вами познакомимся с новой сказкой. Прочитайте на с. 62 учебника ее название. («Летучий корабль»).
— Знакома вам эта сказка?
— О чем она?
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
(Выполнение движений вслед за учителем.)
VI. Работа по теме урока
(Текст сказки дети слушают)
— Поделитесь впечатлениями.
— Как вы думаете, к какому виду можно отнести эту сказку? (Это волшебная сказка)
— Докажите, что она волшебная. (Каждая волшебная сказка начинается с описания в реальном мире. Заканчивается торжеством добра и справедливости. Положительный герой всегда получает награду, поощрение. А отрицательный, всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников)
— Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
— Найдите и перечитайте концовку сказки.
— Как вы понимаете значение слова вершить?
— Найдите его в словаре. (Вершить – совершать, выполнять)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
— На сегодняшнем уроке я узнал…
— На этом уроке я похвалил бы себя за…
— После урок мне захотелось…
— Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учит эта сказка?
— Чем сказка в учебнике отличается от видеопрезентации, которую мы посмотрели по ней?
— Почему одни и те же сказки в разных сборниках могут отличаться по содержанию? (Их автор – народ, а написали и обработали разные писатели)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Летучий корабль
Летучий корабль – сказка, представитель рубрики русские народные сказки, широко известная славянскому зрителю по мультфильму «Летучий корабль». Однако мало кто знает, что мультипликация сильно отличается от народной сказки. Но и в том и в другом случае, Летучий корабль — это произведение о мужской инициации — юноша проходит испытания и находит свою судьбу (еще сказки о мужской инициации — «Иван царевич и серый волк»). Как говорит Палкан (из мультфильма «Летучий корабль») парень попадает «из грязи в князи». Давайте разберемся по-порядку как простому парню «Летучий корабль» помогает взмыть до таких высот.
«Летучий корабль»
Русская народная сказка и мультипликационный фильм
Сходства и отличия
Для начало разберемся с этим вопросом… Уверен многие знакомы со сказкой «Летучий корабль» по мультфильму — но оригинал сказки и мультфильм сильно разнятся, ниже мы рассмотрим подробно чем.
Главное и исходное отличие – это время. Народные сказки писались множество веков назад, а мультфильм «Летучий корабль» был снят в советские годы. Сюжет заворачивается вокруг указа царя: отдам свою дочку за того, кто корабль построит, да не простой, а летучий. Только вот русские народные сказки, как это часто в них водится, повествует нам историю про младшего сына – дурня, в то время как мультфильм — про удалого парня трубочиста. В первом случае, антагонистами «дурня» являются его же родные братья, а в мультике – богатей Полкаша. Сказка «Летучий корабль» даёт в помощники дурню 7 удальцов со смешными именами (Слухало, Стреляло, Объедало, Опивало и др.). Трубочисту же помогают Бабки-Йожки да Водяной. А ещё в мультипликационном фильме есть проникновенные песни и добрый юмор, за что и стал он любим телезрителями. Нареканий мультфильм «Летучий корабль» не вызывает, давайте подробнее поговорим о текстовом варианте сказки.
Русская народная сказка «Летучий корабль» хранит в себе мудрость веков, в которой говорится: почитай старого да мудрого, и будет тебе помощь. Младший сын — дурень, не смотря на нелюбовь со стороны матери, вырос благородным молодцом. А старшие братья, обласканные добротою родителей, оказались чёрствыми и грубыми. Эпизод встречи с дедушкой (справедливым помощником) полностью подтверждает это. Дурень был вежлив с мудрецом и почитал его, за что последний щедро одарил его знаниями. Так, с лёгкой руки волшебника-дедушки и удался Летучий корабль. Выполнил дурень и наказ старца: чтобы тот сажал всех к себе на Летучий корабль, кто попадётся ему по дороге. Так и получилось, что на своём корабле дурень собрал 7 помощников, которые помогли ему справиться с трудными задачами царя.
Мораль сей басни…
Одной из основных смысловых тем сказки «Летучий корабль», да и многих других сказок про «дурней», остается тема не непризнанности этих людей обществом и, что самое печальное, родителями. А меж тем именно эти «дурни» правят балом в таких сказках – не исключение и сказка «Летучий корабль». Через свой труд, доброту, отзывчивость и смелость, новоиспеченный молодец добивается всего в жизни – царства, красавицы жены, прекрасного облика и ума.
«Летучий корабль» — это полет мечты главного героя, который хочет измениться и предпринимает шаги к этому (ведь он настаивает, чтобы мать его отпустила). С другой стороны — это назидание родителям, которые неверно думали про своё дитя, зря называя его дурнем, а ведь подобные «подбадривания» никогда не проходят для ребенка бесследно. Сколько людей погубила родительская не любовь, попытки навешать на дитя нереализованные идеи собственной жизни и тотальный контроль над выполнением этих идей. Зачастую родители сами ломают детей (начиная от вынашивания ребёнка и до воспитания — вплоть до зрелости), но редко могут и хотят признать свои ошибки! Не будем уходить далеко в дебри, думаю, основную суть мы донесли. «Летучий корабль» — сказка, в которой главный герой самостоятельно (без поддержки семьи) добивается всего в жизни – представляете, чего бы он добился, при поддержке?
Любите своих детей, верьте в них, поддерживайте их добрые начинания и не навязывайте им того, к чему они не выказывают явного интереса. Каждый человек совершенство, у каждого своё предназначение, помогите своему малышу найти себя в жизни, раскрыть свои таланты и стать счастливым, и тогда он, непременно, сделает счастливыми и Вас!
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Ф.И. ________________________
— На сегодняшнем уроке я узнал______________________________________________
— На этом уроке я похвалил бы себя за_________________________________________
— После урок мне захотелось_________________________________________________
— Сегодня я сумел__________________________________________________________
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2021; проверки требуют 19 правок.
Летучий корабль | |
---|---|
| |
Тип мультфильма | рисованный |
Жанр | музыкальная сказка |
Режиссёр | Гарри Бардин |
Автор сценария | Алексей Симуков |
Художник-постановщик | Светлана Гвиниашвили |
Роли озвучивали | Татьяна Шабельникова, Михаил Боярский, Гарри Бардин, Рогволд Суховерко, Анатолий Папанов |
Композитор | Максим Дунаевский |
Мультипликаторы | Галина Зеброва, Эльвира Маслова, Александр Мазаев, Виктор Лихачёв, Виктор Шевков, Алексей Букин, Ольга Орлова, Владимир Арбеков, Виталий Бобров |
Оператор | Кабул Расулов |
Звукооператор | Борис Фильчиков |
Студия | «Союзмультфильм» |
Страна | |
Язык | русский |
Длительность | 18 мин. |
Премьера | 25 декабря 1979 |
IMDb | ID 0210804 |
Аниматор.ру | ID 2824 |
У этого термина существуют и другие значения, см. Летучий корабль.
«Летучий корабль» — музыкальный рисованный мультфильм режиссёра Гарри Бардина по мотивам одноимённой русской народной сказки.
Сюжет[править | править код]
Царевну Забаву царь-отец хочет выдать замуж за богатого боярина Полкана. Забава не хочет замуж за Полкана — он некрасивый, злой, и она не любит его, а он — её; ему нужны только личные связи царя для наращивания своего богатства и статус наследника престола. В Забаву влюбляется простой трубочист Ваня. Любовь оказывается взаимной. Забава спрашивает Ваню, как он её вызволит. Он предлагает построить летучий корабль. Забава хитрит — говорит, что выйдет замуж только за того, кто построит летучий корабль. Царь спрашивает у Полкана, построит ли он искомое, на что тот отвечает, что купит.
Герои по очереди поют о своей мечте, из чего понятно, что у Царя и Полкана мечты диаметрально отличаются от того, о чём мечтает Забава, а вот у главного героя и его возлюбленной мечты совпадают. Иван знакомится с Водяным, который поёт о своей безрадостной жизни. Водяной помогает Ване построить летучий корабль, дав столярные и плотницкие инструменты. Они оказались волшебными, потому что сами всё сделают, если суметь удержать их. Секрет полётов Ваня узнаёт от Бабок-Ёжек, проследив за тем, как они взлетают, говоря: «Земля, прощай!», а чуть поднявшись, говорят: «В добрый путь!» и летят дальше.
Полкан пытается нелегально завладеть кораблём. Ваня, в доказательство, что это его корабль, начинает произносить заклинание, но успевает сказать только половину — «Земля, прощай!». Подчинённые Полкану стражники связывают Ивана и бросают в воду, но его спасает Водяной. Полкан говорит Царю, что летучий корабль построил он, и теперь Забава его. Царь вторит, что корабль его, заходит на него, но, произнеся известную ему первую половину заклинания, зависает в воздухе и не может ни лететь, ни спуститься на землю. Забава отказывается открывать дверь Полкану.
Последний по просьбе Царя спасти его предлагает обмен — Царю лестницу, а Полкану корону. Царь неохотно соглашается, и Полкан забирает себе корону. Полкан заявляет Забаве, что он теперь царь, а уговор дороже денег, но Забава всё равно не открывает. Иван попадает по трубе в светлицу, Забава ему говорит, что он опоздал — Полкан уже построил корабль. Но Ваня поправляет и успокаивает Забаву и говорит, что на самом деле это он построил корабль, и они вместе сбегают через окно.
Полкан подслушивает их разговор и ломает двери, но сталкивается с растущей в кадке березой, стоявшей напротив входа в светлицу — это ненадолго его останавливает. В это время Иван и Забава уже сбежали. Через трубу (в которой остался пышный сарафан девушки, и зритель понимает, что на самом деле Забава стройная) влюблённые покидают дворец и забираются по лестнице, которую Полкан забыл убрать, на корабль. Полкан успел залезть на лестницу, но Иван говорит оставшееся слово «В добрый путь!», корабль улетает, а Полкан не успевает залезть и падает с огромной высоты (падение было за кадром, и неизвестно, погиб Полкан или выжил), а радостные Иван и Забава улетают в неизвестном направлении, а Водяной смотрит в небо и радуется за них.
Над фильмом работали[править | править код]
- Автор сценария: Алексей Симуков
- Режиссёр: Гарри Бардин
- Художник-постановщик: Светлана Гвиниашвили
- Композитор: Максим Дунаевский
- Текст песен: Юрия Энтина
- Звукооператор: Борис Фильчиков
- Оператор: Кабул Расулов
- Художники-мультипликаторы:
- Галина Зеброва
- Эльвира Маслова
- Александр Мазаев
- Виктор Лихачёв
- Виктор Шевков
- Алексей Букин
- Ольга Орлова
- Владимир Арбеков
- Виталий Бобров
- Роли озвучивали:
- Татьяна Шабельникова — царевна Забава
- Михаил Боярский — Ваня
- Гарри Бардин — царь
- Рогволд Суховерко (речь), Марк Айзикович (вокал) — Полкан
- Анатолий Папанов — Водяной
- Ассистенты: Татьяна Галкина, Светлана Скребнёва, Людмила Крутовская
- Художник: Дмитрий Анпилов
- Монтажёр: Маргарита Михеева
- Редактор: Елена Никиткина
- Директор картины: Любовь Бутырина
Песни[править | править код]
- «Песня Забавы» (исполняет Татьяна Шабельникова)
- «Песня Вани» (исполняет Михаил Боярский)
- «Песня о мечте» (исполняют Татьяна Шабельникова, Гарри Бардин, Марк Айзикович, Михаил Боярский)[1]
- «Песня Водяного» (исполняет Анатолий Папанов)
- «Частушки Бабок-Ёжек» (исполняет женская группа Московского Камерного хора)
- «Дуэт Вани и Забавы» (исполняют Михаил Боярский и Татьяна Шабельникова)
В мультфильме звучат песни Юрия Энтина на музыку Максима Дунаевского в исполнении известных артистов: Михаила Боярского, Татьяны Шабельниковой, Гарри Бардина, Марка Айзиковича[1] и Анатолия Папанова.
В работе над песнями из мультфильма Максиму Дунаевскому помогал ансамбль «Фестиваль», специально приглашённый им для записи музыки к спектаклям и фильмам. Частушки Бабок-Ёжек исполнила женская группа Московского Камерного Хора[2].
Слова к другой песне из мультфильма (песне Водяного) Юрий Энтин, по его собственному признанию, написал, сидя в ванной, в течение 10 минут[3]. Песня быстро стала популярной.
Позже, для издания в книжном формате, Юрий Энтин переложил сюжеты этого и нескольких других мультфильмов («Волк и семеро козлят на новый лад», «Голубой щенок») в новую форму, получившую название «Сказки с песнями»[4]. Песни там оставлены без изменений, но к ним добавлено стихотворное повествование от лица автора.
Песни из мультфильма многократно издавались в различных сборниках детских песен[5]. Также на дисках выходила аудиосказка, записанная на киностудии «Союзмультфильм» и Всесоюзной студии грамзаписи в 1981 году, впервые изданная фирмой «Мелодия» в 1982 году. Например — с другой сказкой по мотивам мультфильма «Голубой щенок»[6]).
Издания на DVD[править | править код]
Мультфильм выпущен на DVD в составе нескольких сборников (реставрация изображения и звука не применялась):
- в 2005 году — в составе сборника «Мультфильмы Гарри Бардина» издательства «Союз видео». Характеристики диска[7]:
-
- Тип диска — 3 диска DVD-5
- Формат изображения — Standart 4:3 (1,33:1)
- Звуковая дорожка — Русский Dolby Digital 2.0 (192 Kbps);
- в 2008 году — в составе сборника «Летучий корабль» издательства «Крупный план». Характеристики диска[8]:
-
- Тип диска — DVD-5
- Упаковка — Amaray
- Формат изображения — Standart 4:3 (1,33:1)
- Звуковая дорожка — Русский Dolby Digital 2.0 (192 Kbps)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Летучий корабль» на «Аниматор.ру»
- «Летучий корабль» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- «Летучий корабль». Страница на официальном сайте Гарри Бардина
- Летучий корабль: ах, если бы сбылась моя мечта… Наталия Руденко Статья на сайте Наш фильм.ру