Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.
Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.
Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?
Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).
Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.
Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».
В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.
Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.
При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).
В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?
Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.
В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.
Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».
Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?
Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:
— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.
— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.
— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.
— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.
Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.
Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
- «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
- «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
- «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)
Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…
Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.
Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.
Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?
Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).
Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.
Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?
Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.
В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
Источник: Аctivityedu.ru
Я был уверен, что тема итогового сочинения для меня закрыта: кажется, все возможное уже сказано – и если коллеги-учителя считают, что проще имитировать это бессмысленное в его нынешнем виде начинание, чем сопротивляться ему – в конце концов, не звать же их на баррикады! Поэтому ограничусь только краткими тезисами, родившимися у меня после знакомства с обновленным текстом «Методических рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)», вывешенном на сайте ФИПИ.
- Авторы рекомендаций, с одной стороны, различают аргументацию и примеры из литературы, по-видимому, понимая, что аргументировать (то есть доказывать, обосновывать) литературным примером можно тезисы касающиеся только литературы («Критерий № 2 „Аргументация. Привлечение литературного материала“ <…> В соответствии с данным критерием участник сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений»).
- Более того, «незачет» за сочинение ставится как в случае отсутствия аргументации, так и в случае отсутствия развернутых литературных примеров («„Незачет“ ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются»).
- При этом в критерии вводится понятие «литературный аргумент», под которым понимается, по-видимому, все тот же пример либо из литературного произведения – либо из методического пособия, приравненного тем самым к художественному произведению(«Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента), то такой литературный аргумент не засчитывается».)
- Чем отличается «аргумент» и «литературный аргумент» и может ли считаться «литературный аргумент» – аргументом, а его использование – аргументацией, в «Методических рекомендациях…» не сказано ни слова, что открывает простор для произвольных трактовок со стороны проверяющего.
- Что вообще такое «аргумент», «аргументация» для итогового сочинения – и чем «аргументация» отличается от «подкрепления примерами из литературы», также не сказано, что также открывает простор для произвольных трактовок со стороны проверяющего.
- В требованиях есть еще два взаимоисключающих требования: «не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения» и «выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения». Что в таком случае понимается под «анализом» произведения, каким образом анализ не будет уводить от темы сочинения в сторону разбора, к примеру, художественных средств, при помощи которых в нем воплощается содержание – в «Методических рекомендациях…» опять же не сказано, что опять же открывает простор для произвольных трактовок со стороны проверяющего.
Резюмирую: «итоговое сочинение» пишется и оценивается с опорою на критерии, которые внутренне противоречивы, если не сказать – непрофессионально составлены, содержат в себе серьезные ошибки.
И легкость, с какой с заданием справляются сильные ученики и списывают из готовых источников – слабые, не позволяет нам закрыть глаза на рассуждения о кажущейся «безвредности» такого рода работы. Необходимо повторять еще и еще раз, пока это не дойдет не только до учеников и учителей (некоторые из них это уже прекрасно понимают), но и до тех, кто зарабатывает на индустрии натаскивания на итоговое сочинение и способствует распространению вреда от них – например, до Фоксфорда или РусТьюторса. Но прежде всего, конечно, дойти должно до тех, кто обеспечивает неизменность и обязательность «итогового сочинения»: требовать аргументировать тезисы, имеющие отношение к жизни, примерами из литературы – безграмотно, так как художественный образ предполагает множественность, подчас взаимоисключаемость его интерпретаций. Я читаю, как школьник доказывает, что сильные люди перед лицом перемен сохраняют верность своим убеждениям, обращаясь к образу Базарова, – и понимаю, что смерть Базарова можно трактовать и как сопротивление отказу от собственных воззрений, и как скрытое самоубийство после краха его ценностей и взглядов. Считать это «аргументом» – все равно что аргументировать, опираясь на исторический миф или собственную услужливую фантазию.
Впрочем, не в этом ли и цель? В нынешнем формате итоговое сочинение по сути незаконно, вступает в вопиющее противоречие и с ФГОС, и с требованиями самой жизни формировать у детей основы критического мышления – чтобы они не становились жертвами манипуляций со стороны деструктивных сил и радикальных организаций, умели отличать факт от вымысла, реальный аргумент от фальшивого. Бывший министр культуры уже радовал своих читателей утверждением: «Вы наивно считаете, что факты в истории – главное. Откройте глаза: на них уже давно никто давно не обращает внимания! Главное – их трактовка, угол зрения и массовая пропаганда». Видимо, «итоговое сочинение» в его нынешнем формате и должно воспитать то же пренебрежение к фактам, аргументам – и к их проверке, раз уж «цель оправдывает средства» и вообще мы живем в эпоху постправды, когда критерием «истины» является ее удобство.
Обновлено
Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение
Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.
На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.
Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):
- Вступление (2-3 предложения).
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
- Заключение (75 слов/3–5 предложений).
Критерии оценивания итогового сочинения
Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.
1. Соответствие теме направления.
Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.
Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
Читайте также:
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
3. Композиция и логика рассуждения.
Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
4. Качество письменной речи.
В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Читайте также:
5. Грамотность
«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.
При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:
- две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
- первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
- две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.
Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.
Из документов ФИПИ:
«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».
Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.
Направления и темы итогового сочинения
Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.
Тема может выглядеть по-разному:
- как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
- как вопрос, на который нужно ответить.
Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»
Читайте также:
Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):
- Направление 1: «Забвению не подлежит»
Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Направление 2: «Я и другие».
Тема: «Что мешает доверию между людьми?»
- Направление 3: «Время перемен».
Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»
- Направление 4: «Разговор с собой».
Тема: «Почему люди обманывают себя?»
- Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»
В чем заключается разница между направлением и темой?
Критерии сравнения | Направления | Темы |
---|---|---|
Когда становятся известны? | В начале учебного года | Во время экзамена |
Вариативность | Общие для всех регионов | Разные комплекты для каждого часового пояса |
Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.
Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ
- Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
- Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
- Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
- Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
- Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
- Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
- Проверяем написанное сочинение на ошибки:
- орфографию (ошибки в написании слов);
- пунктуацию (знаки препинания);
- фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
- лексические повторы (речь);
- остальные речевые ошибки;
- грамматические ошибки;
- Переписываем сочинение на чистовик.
Читайте также:
Структура итогового сочинения
- Вступление и раскрытие темы направления.
Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять).
Например:
- Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
- Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
- Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.
Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:
- В виде вопроса:
«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»
- В виде утверждения:
«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»
- По ключевым словам темы:
«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»
- Аргументация с привлечением литературного материала.
Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
- Тезис.
Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.
Пример тезиса:
- «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
Читайте также:
- Логический переход.
Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.
В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.
Пример подводки:
- «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
- Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.
Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.
В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.
Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!
Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:
- конкретную ситуацию;
- конфликт между героями;
- взгляды героя;
- характер героя и его поступки.
Клише к эпизодам:
- «Автор повествует о…»;
- «Автор описывает…»;
- «Писатель обращает наше внимание на…»;
- «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
- Микровывод.
Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.
Клише к микровыводу:
- «Писатель считает, что…»;
- «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
- «Писатель подводит нас к мысли…»
Читайте также:
Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):
- Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
- Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.
Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.
Пример итогового сочинения
Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?
«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.
Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.
Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.
Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.
Читайте также:
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.
Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы
- Формулировка проблемы – 1 б.
- Комментарий к проблеме – 6 б.
- Позиция автора по проблеме – 1 б.
- Отношение к позиции автора – 1 б.
- Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
- Речевое оформление – 2 б.
- Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
- Этика – 1 б.
- Фактическая точность – 1 б.
Всего – 25 баллов.
В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.
Структура сочинения
- Вступление (опционально).
- Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
- Комментарий к проблеме:
- пример из текста с пояснением 1;
- пример из текста с пояснением 2;
- связь между примерами.
- Позиция автора.
- Отношение к позиции автора и его обоснование.
- Заключение
Формулировка проблемы
- Проблема проходит через весь текст.
- Разбираем только одну проблему, а не несколько.
- Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.
Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ
- Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
- Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.
Читайте также:
Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Указание на тип связи между примерами →
- Комментарий к связи между примерами.
Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.
Проблема:
- В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.
Комментарий:
- Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.
Связка
В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.
Связка должна содержать:
- Отсылку к информации из первого примера.
- Отсылку к информации из второго примера.
- Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)
Читайте также:
Позиция автора
В сочинении на ЕГЭ:
- формулируем одновременно с проблемой;
- отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
- часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
- не высказываем собственное мнение.
Как сформулировать позицию автора:
- Автор считает…
- Цитата из текста.
Объем – 1-2 предложения.
Отношение к позиции автора и его обоснование
- Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
- Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
- Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.
Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.
Вывод
- Пересказ первого абзаца сочинения.
- Ответ на вопросы, если они были поставлены.
- В нем не должно быть новой информации.
- Служит для закольцовывания текста.
Читайте также:
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)
Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.
В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.
Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.
Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.
По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.
С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.
Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.
Разница между сочинениями
Критерии сравнения | Итоговое сочинение | Сочинение ЕГЭ |
Время написания | 3 часа 55 минут только на сочинение | 3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий |
Период написания | Декабрь | Июнь |
Объем (минимум) | 250 слов | 150 слов |
Тема направления | На выбор | Предоставленная в тексте |
Аргументация | Из литературы | Из текста |
Количество критериев оценивания работы | 5 | 12 |
Читайте также:
Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.
Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.
2021-2022 учебный год
Согласие на обработку персональных данных
Приказ МБОУ СОШ №56 «Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году»
Приказ о сроках и местах регистрации на ИС-11 (1)
Порядок проведения итогового сочинения
Заявление на ИС-11 выпускника текущего года
Приказ №1496 от 28.10.21 об организации и проведении ИС-11
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-22 учебном году
2019-2020 учебный год
Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
- Война и мир к 150-летию великой книги
- Надежда и отчаяние
- Добро и зло
- Гордость и смирение
- Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.
Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) для обучающихся XI (XII) классов, а также может быть использовано при приеме в образовательные организации высшего образования.
Итоговое сочинение вправе писать по желанию лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее — выпускники прошлых лет), обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее — СПО), а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях (далее — ОО).
Итоговое изложение вправе писать:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации
Выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по образовательным программам СПО, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО, могут самостоятельно выбрать сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием.
Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке, проходит в образовательных организациях.
Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут.
Итоговое сочинение (изложение)
- должны писать все, кому необходимо получить допуск к ГИА-11 и аттестат о среднем общем образовании, в том числе лица, которые в прошлом году не смогли пройти итоговую аттестацию по программам среднего общего образования, т.к. не получили допуск к экзаменам ГИА;
- могут писать все, кто имеет документ о получении среднего (полного) общего образования, для использования при поступлении в организации высшего образования (если такая возможность предусмотрена Порядком приема в высшее учебное заведение), а также те, у кого нет аттестата, но есть допуск к ГИА, либо они обучаются в ОО СПО или в иностранной ОО
Итоговое сочинение (изложение) проводится:
- 4 декабря 2019 года — для обучающихся, выпускников прошлых лет, обучающихся СПО.
- 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года – для выпускников прошлых лет и обучающихся СПО;
Для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).
Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного годаСкачатьОбразец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет Скачать
Образец согласия на обработку персональных данных Скачать
Образец бланка регистрации Скачать
Образец бланка записи с оборотом Скачать
Комплект методических документов по сочинению (изложению) на 2019-2020 уч. год Скачать
Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) Вы теперь можете не только в местах сдачи сочинения (изложения), но и на официальном информационном портале единого государственного экзамена по адресу http://check.ege.edu.ru/
Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) 2021-2022 учебный год
Основной срок | Дополнительные сроки | |
01.12.2021 | 02.02.2022 | 04.05.2022 |
Вправе участвовать в дополнительные сроки:
- обучающиеся, получившие «незачет» (не более 2-х раз);
- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине;
- обучающиеся и другие категории участников итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине.
УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).
ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Регистрация лиц для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в местах, определяемых регионом.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают срок написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.
СРОКИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок проведения итогового сочинения (изложения), а также в дополнительные сроки — первая среда февраля и первая рабочая среда мая).
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).
В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в местах, определенных Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
ПОВТОРНЫЙ ДОПУСК К СДАЧЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (первая среда февраля и первая рабочая среда мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении), на официальном сайте поддержки государственной итоговой аттестации.
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)
Проверка итоговых сочинений (изложений) на территории Ульяновской области осуществляется региональной комиссией по проверке итоговых сочинений (изложений).
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Рекомендуемое количество слов – 250-300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение | Изложение |
1. Соответствие теме | 1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала | 2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения | 3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи | |
5. Грамотность |
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.