Чем отличается быль от рассказа

2021-12-24t00:13:0003:002021-12-24t13:52:2703:002021-12-24t00:13:0003:002021https://inosmi.ru/social/20211224/251184615.htmlкак семья англичан отпраздновала последнее рождество в сссркак семья англичан отпраздновала последнее рождество в сссробществоновостиru-ruhttps://inosmi.ru/docs/terms/termsofuse.htmlhttps://россиясегодня.рфрождественским утром 1990 года в москве

2021-12-24T00:13:00+03:00

2021-12-24T13:52:27+03:00

2021-12-24T00:13:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20211224/251184615.html

Как семья англичан отпраздновала последнее Рождество в СССР

Как семья англичан отпраздновала последнее Рождество в СССР

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Рождественским утром 1990 года в Москве моя семилетняя дочь поняла окончательно: Деду Морозу доверять нельзя. Она, как водится, тщательно изложила ему свои пожелания в письме в… ИНОСМИ, 24.12.2021

россия глазами иностранцев, общество, европа, великобритания, английский, иосиф сталин, геннадий янаев, эдуард шеварднадзе, кгб, рождество

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192298.jpg

1920

1920

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192298.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192293.jpg

1920

1080

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192293.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192292.jpg

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192292.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192291.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192291.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192253.jpg

3000

1930

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25119/22/251192253.jpg

https://inosmi.ru/social/20170107/238476998.html

https://inosmi.ru/social/20201225/248836094.html

https://inosmi.ru/social/20211217/251150170.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Рождественским утром 1990 года в Москве моя семилетняя дочь поняла окончательно: Деду Морозу доверять нельзя. Она, как водится, тщательно изложила ему свои пожелания в письме в Лапландию (наверняка, рассчитывала, что из одной заснеженной страны в другую оно дойдет быстрее). Но когда пришла пора вскрывать подарки, ничего желанного она не обнаружила. Вместо этого в коробках громоздились блеклые, облезлые и даже иногда немного опасные советские товары, из которых еще не выветрилось заклятье 30-х. Миссис Хитченс пришлось толкаться в очередях, чтобы добыть эти изыски в гигантском универмаге «Детский мир» через дорогу от штаб-квартиры КГБ. Видите ли, Рождество в «Империи Зла» было иным, хотя не обязательно хуже.

Когда мы приехали в советскую Москву на излете горбачевской эры, этот праздник уже не был под запретом. Юные пионеры больше не патрулировали зимние улицы в поисках елок и другого подрывного элемента, как это было в первые годы ленинского государства. Воздух больше не дрожал от грохота взорванных соборов и звона разбитых колоколов, которые во времена Сталина свирепо сбрасывали с колоколен. Были даже попытки восстановить хотя бы некоторые из бесчисленного множества православных церквей и монастырей, оскверненных и загаженных в бытность свою складами или исправительными учреждениями.

Союз воинствующих безбожников, некогда огромная полуофициальная организация, посвятившая себя надругательствам и ненависти к Богу, священникам и всем верующим, тихо исчезла в годы войны с Гитлером. В то странное время Бог оказался полезным товарищем, по крайней мере, пока не закончилась война. С тех пор его снова сослали и, как сейчас говорят, «отменили», но уже без прежнего рвения.

Как бы то ни было, до нашего западного Рождества тем русским, что каким-то чудесным образом сохранили веру за долгие десятилетия убийств, осквернений, запугивания и прямых преследований, было дотянуться сложно. Православие живет по календарю более древнему, чем наш, и Рождество празднует в начале января. А в 1990 году англиканское Рождество в советской столице было делом абсолютно личным. Англиканскую церковь Святого Андрея, в викторианские времена средоточие кипучей английской общины на самых дальних рубежах западной цивилизации, реквизировало бессердечное и безбожное правительство, — там располагалась государственная студия звукозаписи. Так что мы были одни — с потрепанным молитвенником образца 1662 года.

Кремль всеми силами стирал из нормальной жизни малейшую память о рождении Спасителя, особенно среди детей, — и немало преуспел. Вместо этого он насаждал пышное празднование Нового года всего за несколько дней до православного Рождества. Сталин даже отказался от первоначального замысла ликвидировать русского Санта-Клауса, седобородого выпивоху по имени Дед Мороз, и его подопечную Снегурочку. Людям они успели полюбиться, поэтому Коммунистическая партия их перепрофилировала и поставила на службу новому порядку. Их поглотил безбожный Новый год с коммунистической елкой, которая подозрительно напоминала рождественскую, если только закрыть глаза на красную звезду.

Кипучее новогоднее празднество гуляли на широкую ногу — такое захочешь, не пропустишь. Мы тогда жили на широчайшем проспекте, выстроенном будто бы для гигантов. Днем и ночью по нему гремели грязные вонючие машины и грузовики, а средний ряд частенько перекрывали для рычащих «членовозов» Политбюро. Но к празднику даже эта дорога замолкла. И чудесно было наблюдать, как в темном городе зажигаются праздничные огни — хотя бы на несколько часов Москва просветлела, словно западная столица. Но это был не наш праздник, а его заклятый враг. С тех пор я здорово невзлюбил Новый год.

Итак, в 1990 году наше первое Рождество в российской столице оказалось последним для СССР. Оказалось, что наш западно-христианский праздник целиком и полностью в наших руках, — мы устроим его себе сами, в своем скромном жилище в несколько квадратных ярдов. Но как выделить этот день из обычной суматохи советской жизни? В отличие от других экспатов, которые ездили домой при первой же возможности, мы решили пожить в Москве подольше, — не считая летних каникул.

В те дни всякая поездка домой, даже на день или два, здорово подтачивала моральный дух. С тебя тут же слетал жесткий панцирь из накопленного за месяцы лишений мрачного юмора, и по возвращении приходилось снова привыкать. Мы решили, что будет лучше остаться и со всем смириться. Нам даже открылись неожиданные удовольствия. Мы с семьей отдохнули в Самарканде и на Черном море, научились подкупать швейцаров и официантов в советских ресторанах, которые получше, и съездили на выходные в Ленинград и Киев.

Мою жену, дочь и внучку баламутов от журналистики, ничуть не смутила извращенная, погрязшая в коррупции, но зачастую захватывающая путаница гибнущего коммунизма. Она не раз ездила со мной за железный занавес, и коммунистический мир нас манил. В предыдущий сочельник она нимало не удивилась, когда ей пришлось записывать мой репортаж из Бухареста, — я прятался под кроватью и надиктовывал, а мимо гостиницы жужжали трассирующие пули. Она лишь полюбопытствовала: «А что это за шум?» — только и всего. Она безропотно гнала наш изуродованный Volvo (после того, как его протаранил советский грузовик, ремонту он не подлежал) по огромным улицам с суматошным движением и глубокими колдобинами, полными заледеневшей грязью шоколадного цвета. Так что организовать семейное Рождество в столице «Империи зла» было просто еще одной задачей. И поэтому именно ей мы обязаны двумя прекрасными праздниками Рождества, которых у нас не было ни до, ни после.

Первый и самый трогательный случился в нашей уютной элитной квартире с завораживающими видами на таинственный город. Мы снимали ее «по-черному», и нашими соседями оказались высокопоставленные чины КГБ или того хуже. В огромной квартире на противоположной стороне заснеженного двора жила семья Брежневых, — ее неусыпно пасла суровая стража из носатых русских бабушек. Моей жене удалось превратить это чем-то даже зловещее место в настоящий дом для нашего семейства, где хлебосольно встречали коллег по несчастью с Запада. Сейчас я уже не вспомню, когда именно планировался рождественский ужин 1990 года, потому что он откладывался и переносился столько раз, что мы и наши гости не слезали с телефона.

В те дни заседал Съезд народных депутатов. В стране впервые появился настоящий парламент, однако 25 декабря снова обрушились непредсказуемые события. Все началось с мелодрамы вокруг отставки министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе, предупредившего об угрозе диктатуры, а вице-президентом был назначен зловещий клоун Геннадий Янаев. Шеварднадзе волновался не зря. Спустя несколько месяцев пьяный Янаев, дрожа от страха, возглавит путч сталинистов. Сейчас падение Советского Союза кажется неизбежным, но тогда все было иначе. Старая гвардия КГБ, наши соседи, кипела коммунистической злобой и жаждой расправы. Некоторые скорее прольют кровь, чем выпустят из рук власть. Через несколько дней я увижу жуткое насилие в Вильнюсе: дряхлое большевицкое чудище перед смертью показало зубы.

Но посреди всего этого мы устроили себе «светлый остров счастья и мира», как давно выразился о другом Рождестве в трудную минуту Уинстон Черчилль. С елкой вышло проще всего. Мы просто украсили чахлую советскую елку украшениями из дома, которые как-то исхитрились провезти мимо таможни.

И совершенно особенным, сентиментальным триумфом оказался праздничный стол. Москва в 1990 году все еще была столицей азиатско-кавказской империи. Моя жена поднаторела в умении торговаться на кишащих бандитами московских рынках, как правило они жались к вокзалам, служившим воротами в колониальные владения СССР на Кавказе, на Черном море и в Средней Азии. Торговали на них землепашцы, которые сами все вырастили и к тому же проделали сотни миль на поезде ради скромной прибыли на привилегированных москвичах.

Для рождественского пудинга она нашла восхитительные сухофрукты с берегов Каспийского моря и крепкий темный бренди из Армении. Это были старомодные, мощные ароматы из мира несовременного, которые наверняка еще застали наши дедушки и бабушки. Вне всяких сомнений, вкуснее рождественского пудинга я не едал! Вина нам подарила Грузия — задумчивое красное Мукузани, не похожее ни на один западный урожай, и терпкое белое Цинандали. Самых отважных либо отчаянных ждало советское «шампанское», которое я тогда в шутку звал химическим оружием. Одного глотка всем хватило.

Индейки, конечно, не было. Ее заменил гусь. Не найдя ничего привлекательного ни на одном из рынков, жена прогуливалась по переулку неподалеку и встретила старуху в черном — нервную крестьянку, у которой на продажу была всего одна вещь. Ей очень не хотелось платить за «крышу» мафии, которая подмяла под себя весь рынок. Выглядела она так, словно у нее под полой волшебные бобы — стоит только попросить, но и гусь оказался вполне чудесным. Они быстро ударили по рукам, как в сказке: женщина получила рублей больше, чем мечтала, а мы, в свою очередь, не могли поверить баснословной дешевизне. Я в жизни не ел гуся вкуснее: он походил скорее на гигантскую дикую утку, чем на жирных западных гусей, а по вкусу был такой, словно вырос в заснеженном лесу, потому что так оно и было.

Тот мглистый вечер до сих пор сияет в моей памяти. Снаружи — коричневая слякоть и грязь советской действительности и кричащее, молотящее кулаками злобное государство, корчащееся в смертельной агонии, — воистину так. Внутри — квинтэссенция всего хорошего в нашей и их культуре, увенчанная маленьким, но вызывающим воспоминанием о величайшем враге тирании за всю историю — Господе нашем Иисусе Христе.

Питер Хитченс жил в Москве с июня 1990 года по октябрь 1992 года, ныне обозреватель Mail on Sunday.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Очень часто жителей южных регионов характеризуют как разморенных на солнце лентяев. Так, например, немцы думают о греках, а жители материковой России – о крымчанах и севастопольцах.

Мол, жители солнечного полуострова особо не хотят работать, но при этом хотят получать большие деньги. Не то что приезжие – скромные и трудолюбивые.

Миф это или реальность, эксперты пытались выяснить в эфире программы «Реактор», полный выпуск которой можно посмотреть здесь.

Конечно, стереотип о лени севастопольцев появился не на пустом месте. Он связан с горожанами, которые живут за счет сдачи жилья в аренду отдыхающим, трудовым мигрантам и другим приезжим.

«Если местный от бабушки унаследовал три квартиры и, ничего не делая, получает пассивный доход, понятно, что он будет более ленивый», – сказал IT-бизнесмен Юрий Круглов.

При этом он подчеркнул, что такие люди в Севастополе в абсолютном меньшинстве. Остальные жители принципиально не отличаются от земляков с материковой России.

«Все зависит от того, какую планку человек себе поставил. Если высокую, то он будет работать на трех работах и зарабатывать столько, сколько ему нужно», – подчеркнул Круглов.

ForPost спросил обычных людей, что они думают об этом.

Севастопольские работодатели также опровергли миф о севастопольцах-лентяях.

«Насчет ленивых севастопольцев и крымчан – не согласен с этим утверждением. Это очень работоспособные и трудолюбивые люди. Никогда такого не замечал и никогда не скажу, что местные лентяи», – подчеркнул гендиректор ООО «Кедр» (сеть автозаправок «Атан») Александр Терещенко.

Схожего мнения придерживается и владелец крупных севастопольских ТЦ «Добрострой» и «Лаванда» Сергей Лисейцев.

«Если человек приехал из региона, где с работой тяжелее, то он возьмется за более тяжелую физическую работу, а если у человека образование, условия проживания получше, например, у него есть своя квартира, естественно, он будет искать работу не только для заработка, но и для души, творчества», – высказался бизнесмен.

Рядовые граждане также развенчивают миф о слабой трудоспособности севастопольцев.

«Я местный, работаю сам на себя, занимаюсь перевозкой грузов. Как я могу быть ленивым, когда от моей работы полностью зависит, что моя семья будет есть? Приходится брать заказы и тогда, когда чувствуешь себя плохо, и в выходные», – рассказал Сергей ForPost.

Не видит разницы в работоспособности местных и приезжих продавец продуктового магазина Елена.

«У нас в магазине работают разные люди. Я не местная, приехала с Украины еще в 2015 году, сменщица местная. Работаем одинаково. Какая вообще разница, кто и откуда? Устраивают график и зарплата – работаешь, не устраивают – ищешь, где лучше. Хотя, по правде, сильно большой разницы в этой сфере не найти, так что доход все равно примерно одинаковый будет. Муж у меня на стройке работает, там то же самое», – сказала женщина ForPost.

Дело не в регионе

Поговорить о лени севастопольцев ForPost решил и с заведующей кафедрой социальной коммуникации Севастопольского госуниверситета Ольгой Ярмак.

Эксперт также развеяла миф об «утомленных солнцем» севастопольцах.

«Ленивые люди есть везде, но это вопрос не региональной принадлежности, а экономической составляющей. Человек хочет или не хочет работать с той или иной интенсивностью, находясь в разных экономических условиях. Сейчас высокий спрос на самореализацию, а она возникает только в условиях ежедневной кропотливой работы. В этом смысле сдача в аренду квартир, доставшихся по наследству, это не самореализация, а даже наоборот – некая деградация», – отметила социолог.

По ее словам, если люди будут существовать за счет легких и быстрых денег, постепенно иссякнет так называемый человеческий капитал, а его нехватка будет обязательно восполнена людьми из других регионов.

«Регион все равно придет к ситуации, когда искусственным образом будут завезены представители человеческого капитала, которые сейчас нужны региону. Такие риски есть у любого региона, даже в глубинке есть те, кто не хочет постоянно работать, – у них могут быть на то свои экономические мотивации. Но процент этих людей не должен превышать требования наращивания качества и количества человеческого капитала, который достаточен для развития региона», – сказала Ярмак.

По ее мнению, пока в Севастополе ситуация с человеческим капиталом не представляет угрозы.

«Я вижу, что есть приезжие и коренные севастопольцы, и среди обеих групп есть те, кто хочет что-то сделать и движется вперед, в том числе и в самореализации, в экономическом и финансовом планах, а есть те, кто приехал, отсидел, например, на должности, зная, что уедет, и не нужно никакого развития. В обеих группах есть такие люди, но это не зависит от фактора принадлежности к региону», – подвела итог социолог.

Читайте по теме: За что работодатель готов платить большие деньги в Севастополе

Андрей Мединский

Как вы в целом оцениваете итоги 2021 года для рынка коллективных инвестиций, и для «Сбер Управление Активами», в частности?

Главный итог в том, что рынок доверительного управления продолжает расти, несмотря даже на повышение ставок по вкладам и сохранение нестабильности, связанной с пандемией. По нашим оценкам, объем рынка доверительного управления по итогам 2021 года превысил 2,2 трлн рублей, увеличившись на 8%. Основным драйвером роста уже не первый год выступают розничные инвесторы. Объем их средств под управлением продолжает расти двузначными темпами.

Если говорить о каких-то трендах, то можно сказать, что инвестиционные инструменты в целом входят в финансовый обиход людей. В этом году мы не видели периодов, когда управляющие фиксировали бы чистый отток из фондов (то есть люди выводили бы денег больше, чем вкладывали). Надо сказать, что мировая экономика и общество в целом еще не вернулись к нормальному «допандемийному» состоянию. Но ни новости о появлении новых штаммов, ни довольно серьезное снижение рынка, которое было в конце года, не повлияли на настрой людей, которые передают свои деньги в доверительное управление.

Что касается непосредственно «Сбер Управление Активами», то уже на протяжении четырех лет подряд нам удается удерживать лидерство среди российских управляющих компаний по объему средств в управлении — мы первыми перешагнули планку в 1,5 трлн рублей. Важно, что растем мы за счет доверия со стороны именно розничных инвесторов. Активы наших частных клиентов увеличились почти на 30%. Такой прирост обеспечен как новыми деньгами от клиентов, так и ростом активов уже вложенных ими средств. Таким образом, клиенты и заработали, и принесли новые деньги.

Если отвлечься от сухих цифр, то в качестве одного из главных достижений я бы выделил репозиционирование нашего направления по работе с крупным капиталом. Это high net worth individuals. За прошлый год мы проделали огромный объем работы, чтобы вывести это направление на качественно новый уровень. Мы предложили клиентам совершенно новый и максимально индивидуальный формат обслуживания. И результаты не заставили себя ждать. Активы в доверительном управлении средствами состоятельных клиентов по итогам года показали наиболее динамичный рост — более 55 млрд рублей в абсолютных цифрах.

В 2021 году наблюдался серьезный отток средств из облигационных фондов. Это вполне объяснимо: повышение ключевой ставки и политические риски вызвали падение котировок ОФЗ, что негативно отразилось на доходах пайщиков. Пайщики преимущественно совсем забирали деньги или все-таки переводили их в ПИФы других категорий?

В первой половине года мы наблюдали совершенно логичный переток из наших облигационных фондов в наши же фонды смешанных инвестиций и акций. Низкие ставки и рост рынка акций спровоцировали вполне объяснимое решение инвесторов. Так что это были «хорошие» оттоки.

Вторая половина года была тревожной для облигационных фондов и всего рынка облигаций. Ускорившаяся инфляция вынудила ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику, что и сказалось на рынках.

Инвесторы же остались верны своим предпочтениям и продолжили перекладывать средства в фонды и стратегии, инвестирующие в акции, а также в смешанные фонды. Кстати, именно в фонд смешанных инвестиций клиенты вложили больше всего средств в прошлом году, поэтому было бы неправильным говорить о том, что инвесторы совсем отказывались от облигаций, скорее они предпочитали диверсифицированный подход. Что в итоге оказалось верным решением.

Ждете ли вы «возрождения» облигационных ПИФов в 2022 году?

В 2022 году ЦБ продолжит проводить жесткую монетарную политику, чтобы вернуть годовую инфляцию к цели 4% в год. При этом существует фактор неопределенности относительно того, насколько жесткой она будет, то есть как высоко ЦБ поднимет ставку, и как долго такая политика будет продолжаться.

Наш базовый сценарий предполагает, что в этом году инфляция начнет замедляться. Во-первых, мы ожидаем постепенного разрешения глобальных логистических проблем и ослабления давления со стороны мировых товарных рынков (к примеру, по ряду важных товаров цены уже значительно снизились, началось снижение и стоимости контейнерных перевозок). Во-вторых, текущее ужесточение денежно-кредитной политики, замедление розничного кредитования и ряд макропруденциальных ограничений для банков, цель которых — охладить рынок потребительского кредитования, уже способствуют и будут способствовать снижению потребительского спроса и, соответственно, замедлению инфляции. В-третьих, государство разрабатывает ряд мер, которые будут сглаживать эффект роста цен на мировых товарных рынках и усиления глобальной инфляции. Обсуждается, к примеру, снижение импортных пошлин и субсидирование производителей. И, наконец, повышенная инфляция, наблюдаемая в 2021 году, создает эффект высокой базы, что также будет способствовать замедлению роста цен в 2022-м.

В нашем сценарии замедление инфляции позволит ЦБ начать смягчение денежно-кредитной политики, вероятно, во второй половине этого года. Это, в свою очередь, будет способствовать снижению доходностей выпусков облигаций федерального займа (ОФЗ), что приведет к росту цены выпусков и двузначному совокупному доходу в данном классе активов. Исходя из этого, мы считаем, что рынок облигаций даже привлекательнее для инвестиций в 2022 году, чем рынок акций, однако этот тренд будет более явным ближе ко второй половине года.

На Западе биржевые фонды бьют рекорды по притоку средств. Почему у нас они пользуются намного меньшей привлекательностью по сравнению с классическими ПИФами?

Биржевой ПИФы — один их самых молодых финансовых инструментов на российском рынке. Мы запустили первый российский БПИФ в сентябре 2018 года. В то время как на Западе этот инструмент существует уже не один десяток лет, и до сих пор нельзя сказать, что биржевые фонды достигли там своего потолка. Они продолжают расти.

Основные потребители БПИФов — люди, которые торгуют на брокерском счете. К брокерам в последние годы пришло огромное количество клиентов. Как правило, они занимаются stock-picking’ом, выбирая акции по-отдельности, причем основывая свой выбор на субъективных факторах — в лучшем случае, это те компании, которые просто близки человеку, и он пользуется ими в обыденной жизни, например, производители техники, гаджетов или косметических средств. В худшем, это какие-то хайповые истории вроде «друг купил акции Amazon и заработал». С повышением финансовой грамотности инвесторов и ростом их опыта они будут больше использовать именно биржевые фонды для формирования портфеля: это проще, эффективнее, и позволяет инвестировать в соответствие со своим риск-профилем.

В прошлом году был просто бум запуска новых фондов — их количество перевалило за сотню. Практически не осталось ни одной более-менее крупной управляющей компании, у которой не было бы своих биржевых ПИФов. Интерес к инструменту растет и у инвесторов. Например, активы наших биржевых фондов в прошлом году выросли вполовину и превысили 15 млрд рублей. Это все еще гораздо меньше, чем активы открытых ПИФов, активы которых у нас превышают 155 млрд рублей. Однако традиционные ПИФы существуют уже не один десяток лет. В декабре 2021 года исполнилось 25 лет самому старому в России ПИФу — «Илье Муромцу», это наш фонд.

Так что, мы видим огромный потенциал у биржевых фондов на российском рынке. Этот сегмент рынка будет расти опережающими темпами.

Кстати, вознаграждение управляющих компаний и инфраструктурные расходы в российских биржевых фондах намного меньше, чем в классических. С чем это связано? Вроде бы все процессы идентичные…

Не совсем. Вернее, совсем не идентичные. Открытые ПИФы предполагают активное управлением портфелем. Это значит, что есть управляющий, команда аналитиков и риск-менеджеров, которые тщательно изучают каждую бумагу в фонде перед тем, как купить ее или продать. Строят финансовые модели всех компаний, прогнозные модели по рынку и макроэкономическим факторам.

В случае же с биржевыми фондами задача управляющего сводится к тому, чтобы максимально соответствовать тому биржевому индексу, который фонд отслеживает. Если индекс вырос на 5%, то задача управляющего выполнена, когда биржевой фонд вырос на 5%. В случае с открытыми ПИФами — когда фонд вырос больше, чем на 5%.

Активное управление требует больше ресурсов и более высокой квалификации от управляющего, этим и обусловлена разница в комиссиях. В западных биржевых и взаимных фондах (аналог наших открытых ПИФов) такая же ситуация.

В связи с ростом доходности банковских депозитов не ждете ли вы оттока средств из ПИФов или как минимум серьезного сокращения новых вложений?

Тренд по наращиванию инвестиционных инструментов в портфелях инвесторов связан в гораздо большей степени с концептуальным переходом к другому формату накоплений. Снижение ставок по депозитам дало мощный импульс для роста интереса к фондовому рынку, однако уровень проникновения инвестиционных продуктов среди россиян все еще ниже, чем в других странах, причем не только западных, поэтому процесс перехода людей в инвестиции будет продолжаться. Очевидно, что рост ставок может повлиять на скорость этого процесса — с повышением ставок приток новых средств и инвесторов на рынок доверительного управления — да и в целом на фондовый рынок — может замедлиться. Но он точно не остановится.

К тому же фонды акций имеют меньшую корреляцию с динамикой ключевой ставки с точки зрения интереса инвесторов. Динамика ключевой ставки в большей степени влияет на долговый рынок и фонды облигаций. Депозитам даже с учетом повышения ставок будет крайне трудно конкурировать с тем, какую доходность могут принести инвестору фонды акций. Например, наши биржевые ПИФы на основные индексы рынков России и США выросли в этом году примерно на 23%. Опять же замедление инфляции в этом году позволит перейти ЦБ к смягчению денежно-кредитной политики, соответственно, потенциал роста ключевой ставки и соответственно ставок по депозитам также имеет ограниченный характер.

2022 год не обещает быль легким для фондового рынка. Из-за ужесточения денежно-кредитной политики ФРС США американские фондовые индексы вряд ли покажут столь впечатляющие темпы роста, как в последние пару лет. Немного драйверов роста и у российского рынка акций, над которым к тому же будет нависать политические и санкционные риски. В фонды каких категорий вы бы рекомендовали вкладывать средства пайщикам в таких условиях?

Предстоящий год обещает быть довольно волатильным на фондовых рынках. Рассчитывать на аналогичный рост рынков акций, который был в 2021-м, вряд ли стоит, поэтому в этом году важны динамическое управлением своим портфелем и диверсификация.

Как я уже говорил, долговой рынок в этом году, а особенно во второй его половине, смотрится даже более предпочтительно, чем рынки акций. Поэтому инвесторам в первую очередь стоит обратить внимание на фонды, вкладывающие в корпоративные облигации, как рублевые, так и долларовые.

Мы предполагаем, что потенциал роста американского рынка акций ограничен. Интереснее выглядят бумаги европейских эмитентов, так как ставки в ЕС будут повышаться позже, чем в США. Российский рынок смотрится неплохо по сравнению с другими развивающимися экономиками, ряд отечественных компаний выплатит высокие дивиденды по результатам 2021 года. Если говорить о Китае, то в этом году там пройдет 20-й съезд Коммунистической партии, где решится вопрос, останется ли Си Цзиньпин на третий срок на посту генерального секретаря, а исторически это позитивно для рынков Поднебесной. Таким образом, так называемые фонды широкого рынка акций, такие как Индекс Мосбиржи, Индекс S&P, «Добрыня Никитич», не теряют своей актуальности в этом году.

Что касается отдельных отраслей, неплохо себя будут чувствовать финансовая отрасль, рынок фармацевтики с фокусом на биофарму, сегмент производства электромобилей, компании, работающие в сфере кибербезопасности, космических проектов, а также разработок на основе искусственного интеллекта. Будет развиваться и тренд ответственного инвестирования, при котором предпочтение отдается «чистым» компаниям. Вряд ли инвесторы начнут резко избавляться от бумаг эмитентов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, но стоит иметь в виду, что движение набирает обороты, поэтому биржевой фонд ответственного инвестирования будет нелишним иметь у себя в портфеле. Инвесторы будут учитывать этот фактор при принятии решений, поэтому мы, например, в прошлом году первыми из управляющих компаний начали получать ESG-рейтинг для наших фондов.

Также, на наш взгляд, в портфеле любого инвестора должно быть золото — как защитный актив. Однако значительно наращивать его долю не стоит, так как ставки по гособлигациям США, скорее всего, продолжат расти, а золото и доходность «трежерис» обычно имеют отрицательную корреляцию.

В целом, важно помнить о диверсификации портфеля и защищать себя от высокой волатильности. В этом могут помочь биржевые фонды на разные типы активов — они уже представляют собой готовый мини-портфель из бумаг, отобранных профессионалами.

Раньше общество воспринимало сериалы как guilty pleasure и почти синоним ситкома. Теперь они стали неотъемлемой частью досуга, а иногда и двигателем социальных изменений. Разбираемся, как сериалы влияют на нашу жизнь

Как сериалы влияют на общество

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. Согласно резолюции ООН, телевизионные продукты «оказывают влияние на принятие решений, привлекают внимание к конфликтам, угрозам миру и безопасности и могут повысить интерес к другим важным вопросам, включая экономические и социальные». И хотя сериалы долгое время были «постыдным развлечением», они — наравне с другими телевизионными продуктами — оказывали влияние на общество.

Екатерина Лапина-Кратасюк, кандидат культурологии, доцент департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС:

«Сериалы с момента своего появления выполняли важные социальные функции: закрепления и формирования норм и политической социализации. Исследователь Дж. Карлсон отмечал, что большое количество полицейских сериалов в сетках каналов создает у публики стойкое представление о том, что мир вокруг них очень опасен — гораздо опаснее, чем свидетельствует их повседневный опыт. Поэтому, когда появляется «плохой полицейский», который нарушает закон, публика принимает его как героя: так он становится более эффективным защитником от опасностей мира. В результате зритель считает нормой, когда представитель власти может во имя безопасности общества нарушить закон.

Сериалы и ретранслируют, и трансформируют социальные нормы — это процесс непрерывный. Чтобы быть популярным, сериал должен опираться на нормы и ценности, которые разделяет публика, но одновременно, как писал об этом известный исследователь Джон Кавелти, помогает «аудитории исследовать в воображении границу между разрешенным и запрещенным и осторожно, надежно подстраховавшись, попробовать шагнуть за эту границу». Другой очевидный пример — мелодраматические сериалы, которые позволяют увидеть, как при сохранении основных признаков жанра изменились нормы отношений между полами».

Почему сериалы сейчас пользуются огромной популярностью

С начала 1950-х до конца 1990-х годов формат сериалов практически не менялся: чаще всего это были мыльные оперы. Пик их популярности пришелся на 1980–90-е годы, когда вышли такие хиты как «Друзья», «Сайнфелд» и «Альф». Но несмотря на возросший интерес аудитории, сериалы по-прежнему оставались телевизионным продуктом с вертикальным сюжетом: при таком построении нарратива в каждой серии рассказывают отдельную историю, поэтому включить ситком можно было с любой серии.

Исследователи отмечают, что в наше время отношение к производству и просмотру сериалов радикально изменилось. С чем это связано?

Цифровизация изменила качество изображения

Еще в 2014 году Netflix начал снимать и показывать весь контент под брендом Originals только в формате 4K и Ultra HD, чтобы обезопасить будущее фильмов и сериалов: по мнению руководства, через несколько лет будет сложно найти телевизор, который не поддерживает формат Ultra HD. Видео в формате 4K можно смотреть на большинстве стриминговых сервисов — HBO Max, Amazon Prime, «КиноПоиске», ivi и других.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«В классических television studies очень многие выводы о природе и социальном воздействии сериалов строились на положении «сериалы — плохое качество картинки; кино — высокое качество картинки». Сегодня же качество сериальной картинки практически не отличается от кинематографической, возможности режиссеров, сценаристов и художников расширяются, это привлекает в сериальное производство профессионалов, бюджеты сериалов растут, и, как следствие, визуальный стиль становится все более изощренным, а нарративы — качественными и многосложными. Это обращает на сериалы внимание серьезных драматургов, знаменитых режиссеров, известных художников — и сериалы постепенно (по крайней мере, часть из них) обретают драматическую глубину и становятся визуально (и аудиально) изобретательными».

Изменились привычки потребления контента

В результате цифровизации появилась индустрия свободного времени, в которой досуг становится экономическим ресурсом и формирует предложение. Сериалы стали удобным способом провести время, когда его мало: одна серия, как правило, длится не дольше часа, а чтобы сходить в кинотеатр, нужно потратить больше времени и денег — при этом не факт, что фильм понравится.

Чем отличается быль от рассказа

Автор книги «В следующих сериях» Иван Филиппов отмечает, что в кинотеатре зрителям комфортнее смотреть «легкое кино» — семейные фильмы, комедии, блокбастеры и всевозможные франшизы. Аудитория не предъявляет к таким фильмам высоких требований, потому что хочет отдохнуть от рутины и расслабиться после трудного рабочего дня. Выбрать драму сложнее: если она окажется скучной, зритель потеряет время и деньги, а заодно испортит себе настроение.

В результате драмы практически перекочевали в сериалы. По данным statista.com, в 2020 году именно этот жанр пользовался наибольшей популярностью у американской аудитории Netflix: его смотрели 34,7% зрителей. Комедии интересовали вдвое меньше пользователей — 18,7%.

Изменились запросы аудитории

Поколения, которые выросли перед телевизором, устали от плоских персонажей, предсказуемых историй и примитивных шуток. Горизонтальные сюжеты с целостной историей, разбитой на серии, стали вытеснять вертикальные. Появились сложные и нетипичные герои: мафиозо, который ходит к психиатру, в «Клане Сопрано», учитель химии, который производит наркотики, чтобы содержать семью и вылечить рак, в сериале «Во все тяжкие» и гениальный врач, который ненавидит людей, в «Докторе Хаусе».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Можно осторожно, без статистики в руках, предположить, что для платформенных сериалов особое значение приобретают темы, связанные с толерантностью. Аудитория у сериалов глобальная, а это значит, что и персонажи на экране должны отражать свойственное глобальной аудитории разнообразие.

Новой и популярной темой являются сюжеты сериалов, связанные с технологиями в самых разных их проявлениях: о роботах, искусственном интеллекте, видеоиграх и мире их создателей, ИТ-компаниях и другом. Общество постоянно меняется, меняет само себя. Говорить, что сериал является внешним фактором, который приходит, как метеорит, извне и приводит к изменениям, неправильно. Сериал может быть триггером, он может открыть дискуссию, но только если тема уже возникла в обществе. Например, сериал «13 причин почему» повлиял на дискуссию вокруг проблемы подростковых суицидов, но только потому, что тема уже была важной для аудитории этого сериала».

Фото:HBO

Огромную популярность обрели стриминговые сервисы

В киноиндустрии поворотные изменения происходят примерно каждые 30 лет: в 1930-х годах появились звуковые фильмы, в 1950-х — телевещание, в 1980-х — кабельное телевидение и MTV. В конце 2010-х годов стриминговые сервисы начали набирать популярность, а во время пандемии коронавируса они достигли своего пика: к концу 2020 года количество подписчиков Netflix превысило 200 млн. Стриминговые платформы появились даже у гигантов, которые долгое время держались за традиционную модель вещания: в 2020 году WarnerMedia запустил HBO Max, NBCUniversal — Peacock, а Disney — Disney+. Чтобы выдержать конкуренцию, сервисы стали производить и оригинальный контент: Netflix — «Карточный домик», «Корону» и «Черное зеркало», HBO Max — ремейк «Сплетницы» и продолжение «Секса в большом городе», Disney+ — «Мандалорца» и «Локи».

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Важно, что большая часть сериалов сегодня — платформенные. На самом деле публика с более сложными запросами обратила внимание на сериалы еще в доцифровую эпоху — процесс повышения качества и разнообразия сериалов связан с распространением кабельных каналов, которые не зависели от рекламы, а существовали на деньги подписчиков и поэтому могли учитывать их вкусы и потребности. Стриминговые сервисы, которые также зарабатывают с помощью подписки, освободились не только от рекламы, но и частично от рейтингов и цензуры.

В стриминговых сериалах еще недавно можно было позволить себе смелые эксперименты, запретные темы и авторский стиль. Это также объясняет причины того, что со стриминговыми платформами начали работать знаменитые режиссеры, например Дэвид Финчер («Охотник за разумом», Netflix), Ридли Скотт («Воспитанные волками», HBO Max) или сестры Вачовски («Восьмое чувство», Netflix).

Правда, стоит отметить, что с лавинообразным увеличением популярности стриминговых сервисов в ситуации пандемии, возросло и стремление их контролировать, поэтому цензура и самоцензура стала появляться и на стриминговых сервисах, в том числе на отечественных».

Сериалы — это новые романы?

В 2018 году журналист Business Insider решил провести эксперимент и на две недели отказался от сериалов в пользу книг. По его словам, это оказалось сложнее, чем перестать употреблять мясо: он чувствовал, что выпадает из повестки дня, пропуская новые эпизоды.

Кандидат философских наук Арсений Хитров считает, что сериалы вытесняют из повседневной жизни литературу из-за влияния информационного общества. В развитых государствах многие сотрудники занимаются экономикой знаний, часто сталкиваются с чтением, сбором и обработкой данных. Они уже перегружены информацией, поэтому не готовы снова брать в руки книгу, приходя с работы домой. Сериал же, как отмечает Хитров, — «это непродолжительный кусок большого нарратива, вполне укладывающийся в час свободного времени, который есть в промежутке между ужином и сном у многих действительно интенсивно работающих людей».

Сериалы действительно формируют привычку, особенно если это проекты с полдюжиной сезонов — «Черный список», «Как избежать наказания за убийство», «Декстер» и другие. Такая циклическая модель соответствует запросам общества потребления и формирует преданную целевую аудиторию, выгодную для производителей. Однако появилась она задолго до капитализма: в интервью Le Figaro философ и специалист по сериалам Венсан Колонна объясняет, что циклические сюжеты существовали в литературе уже в эпоху Гомера, «Тысячи и одной ночи» и песен трубадуров.

Колонна убежден, что нарративное построение сериалов сближает их с романами: именно они лежат в основе многих популярных сериалов — от «Игры престолов» и «Карточного домика» до «Декстера» и «Рассказа служанки». По мнению Арсения Хитрова, деление на «главы»-эпизоды помогает жителям современных мегаполисов структурировать личное время: серия, как правило, длится не больше часа и подходит для просмотра за завтраком, во время пробежки в спортзале или перед сном.

Екатерина Лапина-Кратасюк:

«Сериалы сегодня очень тесно связаны с литературой. Мы живем в эпоху адаптации, причем адаптация — это не только процесс переноса литературного произведения на экран, но и наоборот. Как пишет автор книги «Теория адаптации» Линда Хатчеон, адаптация идет сегодня во всех направлениях. Например, не только сериалы вырастают из книг, но и книги из сериалов. Современные писатели часто работают сразу на несколько платформ (например, как писатели, драматурги и сценаристы) или по крайней мере предполагают, что их книги могут быть адаптированы. Но это не значит, что сериалы — это новые романы. Некоторые из них, безусловно, могут претендовать на это, ведь не стоит забывать, что и романы Диккенса и Толстого выходили как литературные сериалы. Но так же можно сказать, что сериалы — это новая беллетристика, новые фельетоны и новая готическая проза».

75 лет назад, 22 декабря 1946 года, была основана Всесоюзная федерация хоккея с шайбой.

«Как только мороз сковывал лед, затевали добры молодцы удалые игры-забавы, спорили, кто быстрее, сильнее, смелее…» — наверное, так можно описать зимние развлечения в Древней Руси.

Впрочем, если судить по летописным источникам, больше такие забавы все-таки напоминали керлинг, нежели современный хоккей. Русичи любили играть в кубарь — так назывался деревянный шар, который гоняли по поверхности замерзших водоемов палками с крюком. Этот кубарь нужно было загнать либо в круг, который чертил для себя каждый из участников игры (чем не керлинг?), либо за определенную линию, которую той же палкой рисовали на льду. Постепенно увесистый кубарь, который, если не рассчитаешь силу удара, мог причинить боль соседу на льду, заменили чугунными кругляшками. Забаву эту называли «юла» или «котел», в зависимости от мест, где в нее играли.

Вслед за Европой в начале XX века хоккей, набиравший популярность в те годы, дошел до российской столицы. Первыми энтузиастами стали члены кружка «Петербургские любители спорта». Однако недолго им было суждено наслаждаться новой игрой. Однажды во время матча шайба, перелетев за борт, угодила в лицо случайному прохожему, проходившему мимо ледовой площадки. Как водится, газетчики раздули из этого случая громкую сенсацию, и тогдашний губернатор Петербурга запретил проводить в городе «хоккейные игры на свежем воздухе».

Хоккей с шайбой оставался вне закона еще несколько лет, пока настойчивые любители спорта не создали в 1907 году «Петербургскую лигу хоккеистов». Следом образовались хоккейные кружки в ряде крупных российских городов. Клюшки, особенно в провинциальных городах, как правило, мастерили сами, иногда по рассказам и описаниям товарищей. «Столичные» выписывали их из-за границы, если позволяли средства. А как-то раз в роли первого хоккейного мецената выступил знаменитый петербуржский портной, который привез своим друзьям дорогие подарки в виде клюшек из самого Парижа.

Но вскоре, как и в Испании и других странах Европы, в России к хоккею охладели и… этот вид спорта стал больше популярен у барышень. Вышедший в Москве в 1914 году увесистый справочник «Спорт во всех видах» описывал хоккей почти как «исключительно дамский вид спорта»: «Он представляет интересное и красивое зрелище, привлекательное еще и потому, что спортсменки одеваются в хорошенькие костюмы». В период Гражданской войны, становления советской власти, о хоккее забыли. Тогда стране было не до спорта — справиться бы с разрухой. Первые шаги будущей всенародно любимой игры связаны с началом массового физкультурно-спортивного движения в Советском Союзе.

Тогда русский хоккей с мячом был одной из любимых в Советском Союзе зимних забав. Эх, раззудись плечо! Большие футбольные поля зимой заливались льдом, заносились сугробами и казались такими же огромными, как необъятная страна. А с трибуны с непривычки было трудно разглядеть тогда еще не оранжевый мячик. Советские спортсмены быстро овладели сложной техникой игры в хоккей с шайбой. Однако жаловались на то, что на таких маленьких площадках, как «канадская», в отличие от хоккея с мячом трудно разогнаться и продемонстрировать ту лихую скорость, к какой они привыкли в русском хоккее. Хоккей с шайбой в СССР, конечно, развивался и до войны, но оценивали его «с высокой колокольни», с некоторым пренебрежением. «Игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер, а на вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно», — писал журнал «Физкультура и спорт» в середине 1930-х годов.

От рождения созданного Чернышевым московского «Динамо» — официальная дата — 21 ноября 1946 года, собственно и началась история отечественного хоккея с шайбой, а спустя месяц была основана отечественная Федерация хоккея с шайбой. Таким образом, за отправную точку можно брать 22 декабря, когда состоялись первые матчи первого хоккейного чемпионата страны. Это было время «рыцарей мяча и шайбы», когда известные футболисты, завершив сезон, сразу же выходили на лед хоккейных соревнований. Из лета в зиму, из футбола в хоккей с мячом «кочевали» игроки. Основатель отечественного хоккея с шайбой Аркадий Иванович Чернышов играл за футбольное «Динамо» и живо заинтересовался хоккеем канадским. Вспоминая о хоккейных первопроходцах, Чернышев говорил: «Придя с большого хоккейного поля в коробку, наши игроки чувствовали себя джиннами, посаженными в бутылку. Их сковывала площадь. Они играли даже не в канадский хоккей, а в своеобразный русско-канадский». Знаменитый вратарь Лев Яшин стоял тогда и в хоккейных воротах. Другой известный футбольный голкипер Владимир Никаноров зимой выступал на позиции защитника в хоккее. А два полевых футбольных игрока — Борис Афанасьев и Борис Запрягаев, наоборот, становились стражами ворот.

В 1940-1950-е годы в составе команд было по 12-14 игроков, хотя игры проходили в три периода по 20 минут, как сейчас. Бывало так, в команде было пять защитников: двое из них выходили в первом периоде, а трое играли уже во втором, а в третьем выходили по очереди. «Знаменитый динамовский защитник, из команды первых чемпионов СССР Олег Толмачев порой проводил на поле все 60 минут игры, — вспоминал в беседе с автором этих строк трехкратный олимпийский чемпион по хоккею с шайбой Виталий Семенович Давыдов. — Силовая борьба разрешалась только на своей половине поля, и я, как защитник, не имел права применить силовой прием в отношении противника в его зоне».

«Если раздать клюшки тех лет пяти мужчинам, дай бог, чтобы один из них шайбу со льда поднял. Женщина уж точно не поднимет. А если раздать сегодняшние клюшки, то есть шанс, что все прицелятся и легко бросят. Дело в том, что сегодняшняя клюшка из графита сделана, и ее ребенок даже может поднять, настолько она легкая. А тех лет — была увесистая, как кусок дерева. Все изменилось. И шайба летит по- другому, совершенно по-другому, не едет, как раньше, а летит. Если вспомнить Боброва, он играл вообще на бортах, потому что шайбу никто ото льда оторвать не мог», — вспоминал Владислав Третьяк.

А сколько курьезов, особенно связанных с вратарями, случалось на первых порах становления хоккея с шайбой в нашей стране. Вратари из защитного снаряжения имели ватники, свитера, футбольные щитки, вело- и мотошлемы. Стражи ворот, пришедшие из русского хоккея, где, как известно, играют без клюшек, первое время, с непривычки, пытались избавиться от чужеродного им предмета, норовили поймать шайбу руками, при броске соперника отбрасывая клюшку в сторону. А один из вратарей, видя, как трудно нападающим при броске оторвать шайбу ото льда, однажды даже положил клюшку на лед во всю ширину ворот, от штанги до штанги, а сам присел на корточки за ней и, «куря бамбук», наблюдал, как тщетно противник пытается поразить его ворота. Дело в том, что хоккеисты просто щелкали шайбу и почти никто из них первое время не мог поднять ее со льда классическим кистевым броском именно из-за тяжести клюшки.

Писатель Григорий Горин однажды сказал точную фразу: «В хождении на хоккей в те годы было что-то героическое». Почти до конца 1950-х годов, пока не открылся Дворец спорта в Лужниках, матчи в Москве, как правило, проводились на открытой арене стадиона «Динамо». Но и в тридцатиградусный, пробирающий до клеточки мороз сюда стекалось до 30 тысяч болельщиков. Причем многие из них при таком лютом холоде приходили занять места за час до игры, терпеливо дожидаясь, когда хоккеисты выйдут из раздевалок. Но если игроки хотя бы уходили на перерыв греться в подтрибунные помещения, то каково было болельщикам, которые оставались томиться на морозе по два-три часа подряд. Приходилось только прыгать то на одной, то на другой ноге или тереться о соседа, как медведи о земную ось в знаменитой песне. Пить из заветной фляжки с горячительным хоть и запрещалось, но милиция смотрела на эти вещи сквозь пальцы, лишь бы не буянили и не обижали соседей. Болельщики шли на хоккей основательно подготовленными: в валенках на шерстяной носок, в тулупах и телогрейках, с шапками-ушанками, в толстых меховых варежках.

Однажды уже в начале 1950-х годов в Москву на серию товарищеских игр приехали родоначальники хоккея. Узнав, что матч будет проводиться на открытом воздухе в двадцатиградусный мороз, канадцы сначала замолчали, а когда вышли из раздевалки на улицу, обомлели и попятились назад, в тепло. «Приходит кто-то из руководителей их команды и говорит: мои парни в такой мороз и ветер играть отказываются. Минут тридцать пришлось уговаривать соперников выйти на площадку. А зрителям — их собралось больше двадцати тысяч — несколько раз объявляли, что матч задерживается «по техническим причинам», — вспоминал Всеволод Бобров.

В 1953 году советская федерация стала членом ЛИХГ. В 1954 году советская хоккейная сборная отправилась на свой первый чемпионат мира. Говорят, первый блин — комом. Советские же хоккеисты испекли «первый блин» на радость всем своим соотечественникам. 7 марта 1954 года на Королевском стадионе в Стокгольме дебютант чемпионата мира разгромил главных фаворитов — канадцев со счетом 7:2. В тот день канадский тренер Кэрри сказал своему капитану: «Тони, нам лучше не возвращаться домой…». «Нас были готовы распять на кресте, — рассказывал лучший нападающий той канадской дружины Моу Гейленд. — Главное достоинство советского хоккея, проявившееся еще в 1954 году, — коллективная игра».

Заслуженный мастер спорта Борис Майоров вспоминал: «Мы принесли на мировую арену сочетание канадского хоккея с вихревой русской игрой с мячом. Все без исключения тогдашние чемпионы мира прошли через школу «мячика». Русский хоккей сделал наших спортсменов творчески заряженными, задорными, удалыми, бесстрашными». Всеволода Боброва тогда признали лучшим нападающим чемпионата мира и Европы. А ведь незадолго до первенства планеты шведская газета «Афтонбладет» поместила такую карикатуру: рослый канадец усаживал за низенькую школьную парту хоккеиста, в котором без труда можно было узнать капитана сборной СССР Боброва, а на парте лежал букварь.

В 1956 году советская команда столь же неожиданно победила и на Олимпийских играх, состоявшихся в итальянском городке Кортина д»Ампеццо. Интересно, что вскоре после этого на римском стадионе «Марми», украшенном мраморными статуями, символизирующими различные виды спорта, появилась многометровая статуя «Хоккей». Это был скульптурный портрет вратаря олимпийской сборной СССР Николая Пучкова — вот как поразила итальянского скульптора игра советских мастеров!

Ворвавшись на плечах таких титанов в мировую элиту, советский хоккей познал и сладкие годы успехов, и затянувшийся затем на семь лет горький период поражений: постоянных — от канадцев, и довольно частых — от чехословацкой сборной. Это было время накопления сил и поиска своего стиля.

Мы взяли у канадцев, чехословаков и шведов все самое рациональное, вспоминали ветераны в беседе с автором этих строк, привнесли в их опыт свое — русское. Так из этого нового сплава и появился русский хоккей с шайбой. В 1972 году пришел черед атаковать остававшуюся долгое время неприступной главную хоккейную цитадель — канадских профессионалов. «Еще не родилась та команда, которая будет учить профессионалов, — писали журналисты на Североамериканском континенте. — От разгрома русских спасет только чудо или сверхвдохновение».

Но это тема очередного рассказа. Продолжение следует…

В материале использованы отрывки из книг автора «Александр Мальцев», «Валерий Харламов», вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия».

  • Чем отличается басня от сказки и рассказа и стихотворения приведите примеры
  • Чем отличается басня от сказки 2 класс литературное чтение
  • Чем отличается былина от сказки и что между ними общего
  • Чем отзыв о картине отличается от сочинения
  • Чем отличается авторская сказка от народной 5 класс в литературе