Проблема определения понятия искусства, объяснения силы воздействия искусства на человека (Цыбулько И. П. – 2022. Вариант 2 из 36).
Что такое искусство? Можно ли объяснить силу воздействия искусства на человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. Гришковца.
Раскрывая проблему определения понятия искусства, объяснения силы воздействия искусства на человека, автор опирается на собственные размышления. Чтобы дать простое и точное определение искусства, писатель прибегает к цитированию. Он воспроизводит строки из пушкинского стихотворения «Элегия»: «На вымыслом слезами обольюсь…». Е. В. Гришковец объясняет сильные переживания от вымысла «только фактом искусства и величием этого факта». Это говорит о том, что подлинное художественное произведение всегда эмоционально воздействует на читателя или зрителя, трогает его душу.
Развивая эту мысль, писатель утверждает, что художники не стремятся объяснять свои замыслы и смысл своих произведений, так как всякое объяснение будет непременно некоей ложью. По его мнению, настоящее искусство «ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы». Из этого следует, что подлинное художественное произведение невозможно пересказать, передать своими словами, так как оно воздействует на эмоции, вызывает сильные переживания.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о волшебной силе искусства, которое действует на людей на подсознательном уровне, вызывает сильные эмоции, возвышает и облагораживает душу.
Авторская позиция заключается в следующем: искусство – это вымысел, вызывающий в человеке подлинные и сильнейшие переживания. Однако объяснить силу воздействия искусства на человека невозможно: искусство непостижимо.
Мне близка позиция автора. Действительно, основное свойство искусства – это образность. Писатель или художник воспроизводят реальную действительность с помощью образов, которые воздействуют на сознание и чувства, заставляют сопереживать героям произведений.
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина увлекалась чтением французских сентиментальных романов, которые развили в ней мечтательность, чувствительность, вливали в её грудь «волшебный яд желаний». Она воображала себя героиней этих романов: Юлией или Клариссой, мечтала о возвышенной любви.
Таким образом, искусство – это вымысел, который заставляет нас верить в реальность изображённых в произведениях героев и событий и сопереживать им.
Текст
(1) «Над вымыслом слезами обольюсь» — вот самое простое и точное определение искусства.
(2) Человек знает, читая книгу, глядя спектакль или кинокартину, что имеет дело с вымыслом, со сделанным другим человеком произведением, но испытывает при этом подлинные и сильнейшие переживания.
(3) Чем же объяснить столь сильные переживания от вымысла? (4)Да только фактом искусства и величием этого факта. (5)Само же искусство непостижимо, как непостижим смысл жизни, да и факт самой жизни необъясним.
(6)Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое — нет. (7)Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит. (8)Если человек не чувствует и не видит, то никакие доказательные базы, никакие убеждения всех искусствоведов мира ничего не смогут с этим поделать.
(9)Как часто оказываются востребованы ремесленные изделия, какие-нибудь картины и скульптуры, в которых искусства не больше, чем в мебели, которые так же, как и мебель, служат только частью интерьера. (10)А также книги и фильмы, в которых нет даже самых слабых и первичных признаков искусства, которые изначально сделаны только с целью продажи и приобретаются только для того, чтобы как-то заполнить некое свободное время, как-то слегка развлечься… (11)Как часто такие поделки покупаются охотнее и оцениваются много выше, чем подлинные произведения искусства, которые неудобны, которые могут ранить, которые требуют сильных переживаний, которым «свободного» времени мало, с которыми развлечься и отдохнуть не получится. (12)Шедевром живописи нельзя дополнить интерьер.
(13)Шедевру нужно особое пространство.
(14)Чаще всего ремесленники кажутся художниками, потому что они художников из себя изображают. (15)Они удобны, услужливы, гибки, вменяемы и смышлёны.
(16)Они готовы и могут объяснить всё, что делают, и всегда готовы быть полезными
(17)Художники же своевольны, неудобны и совсем не гибки. (18)Они не будут ничего объяснять из своих замыслов и произведений, понимая, что искусство необъяснимо и всякое объяснение есть некая ложь.
(19)Настоящее искусство ускользает от понимания, просачивается сквозь пальцы. (20)Его невозможно удержать. (21)Его можно только чувствовать. (22)Его даже не пересказать. (23)Его невозможно передать своими словами.
(24)Ремесленное же изделие, как правило, конкретно, понятно, весомо и даже имеет определённую практическую ценность. (25)Например, оно может приносить дидактическую, воспитательную или развлекательную пользу. (26)И это неплохо.
(27)Если изделие хорошее, то и воспитание и развлечение тоже будут вполне приличными.
(28)Или же изделие ремесленника может быть намеренно запутанным и казаться сложным. (29)В этом случае оно тоже имеет чисто развлекательное значение. (ЗО)Кому-то же нравится разгадывать ребусы и головоломки. (31)Многие ощущают пользу от этого, полагая, что тренируют память, внимание и развивают абстрактное мышление.
(32)Подлинное же искусство иррационально и практического значения и применения не имеет. (ЗЗ)Трудное для восприятия произведение, сложно устроенное, требующее внимания и чувственного проникновения, не доверяющий искусству человек скорее отвергнет, заподозрив его в умышленной запутанности и намеренном усложнении автором случайных и неинтересных человеку идей. (34)Недоверие не позволит ему распознать подлинное искусство в массе фальшивок и манипуляций. (35)Не доверяющий искусству человек всегда будет искать разгадку, относясь к произведению как к цирковому фокусу: он всегда будет подразумевать, что разгадка есть, просто она сокрыта от глаз и он обязательно бы её нашёл, вот только что толку терять время на разгадывание какого-то фокуса.
(36)С любой его точки зрения настоящее искусство совершенно бесполезно.
(37)Вот изделия ремесленников и продаются, а искусство художников чаще всего остаётся неоплаченным или неоценённым. (38)Его невозможно оценить! (39)Оно же живое и непостижимое. (40)Сам автор не сможет найти и определить цену своего произведения искусства.
(41)Общество, нацеленное на результат, стремя1цееся к конкретному и однозначному пониманию, всегда пытается дать всему оценку. (42)В том числе и оценить искусство.
(43)Оценить конкретной суммой, ведь это вполне понятный результат.
(44)Такая оценка всегда однозначна. (45)Установление цены — это отчасти замена пониманию. (46)Человек, не доверяющий искусству, не допускает наличия чуда в произведении. (47)Чуда — которое не фокус. (48)Которое рационально понять невозможно. (49)Его можно только почувствовать и пережить. (50)Сопережить!!!
(По Е. В. Гришковцу)
Проблема назначения человека. (И. П. Цыбулько – 2022. Вариант № 12).
В чём наиболее полно раскрывается назначение человека? Способен ли человек с помощью творчества определить своё призвание и реализовать его?
Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д. А. Гранина.
Раскрывая проблему назначения человека, автор опирается на собственные размышления, приводит для аргументации яркие примеры. Он вспоминает удивительный день полёта первого космонавта Юрия Гагарина. Весь мир испытывал радость за величие человеческого разума. Но больше всего, как мне кажется, рады были учёные, техники, механики и лётчики, все те, кто был причастен к этому великому достижению человечества. Это служило для них доказательством того, что они правильно нашли своё призвание – служить науке и технике и сумели реализовать своё предназначение.
Автор подчёркивает, что критерии устойчивости и безопасности общества опираются прежде всего на способность человека к творчеству. Если каждый сделает правильный выбор, сумеет верно определить смысл своего существования и будет двигаться к намеченной цели, служа прогрессу общества, то мир приобретёт устойчивость.
Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли о том, что только творческая личность, обречённая на вечные муки и вечное счастье познания, способна приблизить счастливое будущее человечества.
Авторская позиция заключается в следующем: любое творчество, научное, техническое или художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. В творческом труде каждый может определить своё призвание и реализовать его.
Мне близка позиция автора. Действительно, творческий труд облагораживает человека, делает его свободнее, лучше.
В романе В. Каверина «Два капитана» Саня Григорьев увидел своё предназначение в том, чтобы стать полярным лётчиком. Он добился своей цели, следуя девизу детства: «Бороться и икать, найти и не сдаваться».
В заключение хочу подчеркнуть, что мы должны стремиться к такому будущему, где каждый человек сумеет определить своё призвание и реализовать его.
Текст
(1)Люди устроены так, что в будущем их интересует главным образом хорошее, то есть то, что им представляется хорошим. (2)Всем нравится представлять себе высадку на Луне, препараты долголетия.
(3) И всё же именно тревоги, бедствия, заботы будущего помогают объединять человечество.
(4) Становится ясным, что нельзя сегодня в границах одного государства решить, допустим, проблему питания человечества. (5)Проблема обеспечения пресной водой также всепланетная. (6)Такой же стала проблема борьбы с гриппом, проблема управления погодой, загрязнения воздуха, океана… (7)Возникает всё больше проблем, решать которые можно лишь в масштабе всей Земли.
(8)Государственные различия всё резче входят в противоречие с общностью задач, тайфуны настигают любые корабли и обрушиваются на любые берега. (9)Современное естествознание, современная техника требуют создания международных институтов. (Ю)Постепенно Земля открывается нашему сознанию как целостный организм.
(11)Надо уяснить, как воздействует прогресс техники на человека, на его мироощущение. (12)Я никогда не забуду взрыв восторга в день полёта первого космонавта Юрия Гагарина. (13)Стихийный праздник, толпы на улицах, на площадях городов, наспех написанные транспаранты. (14)Чему мы радовались? (15)Не только тому, что первыми в космос вышли советские люди. (16)Радость была и за величие человеческого разума, это была радость, объединяющая человечество, в этой радости была надежда!
(17)Ощущение единства порождалось одновременностью информации. (18)Средства связи позволили всему миру одновременно следить за полётом. (19)Коммуникации создали глобальное сопереживание.
(20)С тех пор возможности соучастия увеличились. (21)Мир может не только одновременно слышать, но и видеть.
(22)Недавнее футбольное первенство мира смотрел одновременно миллиард людей.
(23)Во всех странах одновременно ахали, волновались, кричали у своих экранов — цивилизация не знала таких масштабов, таких выбросов психическом энергии, (24)Футбол и полёт в космос. (25)Интернет и телевидение способны транспортировать зрителю любые события. (26)В распоряжении людей появились способы воздействия планетарных масштабов. (27)Сеть позволяет передавать всё что угодно кому угодно. (28)Связь каждого человека со всем человечеством возрастает колоссально.
(29)Процесс наращивания контактов уже происходит, и остановить его вряд ли кому-либо удастся. (ЗО)Интернет, транзисторы, магнитофоны, телевизоры, мобильники — количество их растёт в прогрессии геометрической, сколько-нибудь ценная информация распространяется практически сотнями различных каналов.
(31)Мода перенимается сегодня в течение нескольких месяцев. (32)Няучнмв исследования движутся почти вровень в лабораториях Японии, России, Англии, США… (33)Попытки существенно обогнать конкурентов ни к чему не приводят.
(34)Идеи почти одновременно возникают, одновременно реализуются.
(35) Возрастание связей, появление всеобщих забот и усилий — достаточно ли этого для создания гарантии устойчивого существования человечества? (36)Станет ли мир более прочным оттого, что он будет оплетён множеством связей?
(37) Мне кажется, что это реальные силы, которые соединяют людей.
(38) Они приобщают их к всемирным событиям, а значит, повышают их соучастие.
(39) Конечно, возрастает и опасность использования той же системы коммуникаций какой-то группой в своих интересах.
(40) Грядущее таит в себе не только избавление от многих страданий и опасностей но и появление новых опасностей.
(41) Если мы не в состоянии предвидеть, как мир новой техники изменит человека то не попробовать ли понять, как должно быть устроено общество, чтобы устойчиво существовать? (42)Каковы критерии его устойчивости и безопасности? (43)Можно ли выявить наиболее жизнестойкую систему? (44)Вера в то, что подобная система есть, -эта вера возникла не от безвыходности. (45)Она зиждется на элементах здоровья сегодняшнего человеческого общества, на тех силах, что в критические моменты уже спасали мир от катастрофы.
(46)Творчество, будь то научное, техническое или художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека. (47)Творческий труд облагораживает человека, делает свободнее, лучше. (48)Признаюсь, когда я думаю о будущем, предо мной прежде всего возникает та жизнь, где каждый сумеет определить своё призвание и реализовать его. (49)Это вовсе не простая задача. (50)Человек стал человеком, когда он стал творцом. (51)Яблоко, сорванное с райского Древа, обрекло человека на вечные муки и вечное счастье познания. (52)Ясно, что счастье строится не с помощью науки и техники. (53)Но когда человек начинает творить, он творит будущее!
(По Д. А. Гранину)
Чернобыльская молитва (отрывки)
Короткие рассказы и темы ИС от Соточки
Подготовка к ИС с Соточкой
Примерные темы ИС 2021-22
Дары волхвов О.Генри:
Как обрести счастье?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях
технического прогресса?
Что значит быть совестливым человеком?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какие книги вдохновляют современную молодежь?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей
актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых
времён?
Каким образом можно улучшить общество?
Какими качествами должен обладать счастливый человек?
Что делает человека подлинно счастливым?
Последний лист О.Генри
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством
нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не
катиться, как камень»?
Что значит быть совестливым человеком?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Можно ли искупить свою вину?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут
помнить в XXII веке и почему?
Какие книги вдохновляют современную молодежь?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Что такое репутация человека в обществе?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Скрипка Ротшильда Чехов
Каким путём человек идёт к самому себе?
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Как характер, образ жизни человека влияют на его
путешествия?
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?
Что можно считать преступлением?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Что значит быть совестливым человеком?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?
Может ли преступление быть оправдано?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Как искусство влияет на личность?
Как музыка влияет на людей?
Зачем человек слушает музыку?
«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан
Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Каким образом можно улучшить общество?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Полёт Лёвшин
Вельд Брэдбери
Улыбка Брэдбери
Каникулы Брэдбери
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия
нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее
ярко отразить достижения и риски цивилизации?
Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
Как повлияло развитие техники и технологии на молодое
поколение?
Какие опасности таит в себе технический прогресс?
Что можно считать преступлением?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Может ли преступление быть оправдано?
Какие преступления нельзя простить?
Можно ли оправдать преступление?
Достоин ли преступник сочувствия?
Может ли преступник раскаяться в содеянном?
Бывает ли так, что в преступлении личности виновато
общество?
Как бороться с преступностью?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Каковы могут быть причины преступлений?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Может ли преступление быть оправдано?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Чернобыльская молитва (отрывки)
Короткие рассказы и темы ИС от Соточки
Подготовка к ИС с Соточкой
Примерные темы ИС 2021-22
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
ÐонеÑно, каждÑй Ñеловек по-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ. ÐопÑÑаÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ñвое опÑеделение ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑиÑ. СÑаÑÑÑе-ÑÑо дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ðµ ÑмиÑоÑвоÑение Ñеловека, ÑоÑÑоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ одÑÑевленноÑÑи. Ðо ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð½Ð°, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ? РазмÑÑлÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим вопÑоÑом, нелÑÐ·Ñ Ð¾ÑвеÑиÑÑ ÑоÑно. ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð²ÑпомниÑÑ Ð¿Ñоизведение Ñ ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ, где ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ñема ÑÑаÑÑÑÑ. Ð.Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð² в Ñвоем пÑоизведении «ÐÑÑжовник» ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ. Ð ÑаÑÑказе повеÑÑвÑеÑÑÑ Ð¾ Ðиколае ÐванÑÑе, коÑоÑÑй Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑнадÑаÑи Ð»ÐµÑ ÑабоÑал в казенной палаÑе, и ÑÑÑаÑÑно меÑÑал о Ñвоей ÑÑадÑбе, где обÑзаÑелÑно должен ÑаÑÑи кÑÑжовник. Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил. ÐÑкоÑе его жена ÑконÑалаÑÑ, а Ðиколай ÐванÑÑ Ð¿ÑиобÑел ÑобÑÑвенное имение. ÐеÑвÑм делом он вÑÑадил ÑелÑй Ñад Ñ ÐºÑÑÑами кÑÑжовника, и зажил помеÑиком. СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ. Ðо он бÑл ÑÑаÑÑлив и доволен жизнÑÑ. УдивиÑелÑно, как можно оÑÑаваÑÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда в миÑе ÑÑолÑко лÑдей, нÑждаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² помоÑи. СмÑÑл жизни не в лиÑном ÑÑаÑÑÑе, а в добÑе, коÑоÑое должен делаÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ ÑолÑко Ñогда знаÑима, когда в ней еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо добÑÑ Ð¸ забоÑе о Ð±Ð»Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ . Свое ÑÑаÑÑÑе Ðиколай ÐванÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑоил на неÑÑаÑÑÑе дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей. ÐÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо в погоне за меÑÑой Ñеловек не замеÑÐ°ÐµÑ Ñого, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ по-наÑÑоÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑливÑм: обÑение Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ лÑдÑми, лÑбовÑ, забоÑа, милоÑеÑдие. ÐаÑикливÑиÑÑ Ð½Ð° доÑÑижении маÑеÑиалÑнÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³, можно ÑпÑÑÑиÑÑ Ñамое Ñенное, ÑÑо даÑÑÐµÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðа пÑимеÑе ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐванÑÑа видно, ÑÑо вÑбÑаннÑй им жизненнÑй пÑÑÑ Ð¾ÑÑазилÑÑ Ð½Ð° нÑм далеко не ÑамÑм лÑÑÑим обÑазом. ÐÐ´Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñ Ð¿Ð¾ головам, Ðиколай ÐванÑÑ Ð½Ðµ замеÑил, как ÑÑал огÑаниÑеннÑм ÑгоиÑÑом Ñ Ð¼Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ двоÑÑнÑкого велиÑиÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑениÑ!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑполниÑÑ ÑÑебование по минималÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ Ñлов, напиÑаÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑнÑÑ ÑабоÑÑ Ñ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой на Ñ ÑдожеÑÑвенное пÑоизведение. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на наÑÑÑение логики ÑаÑÑÑждениÑ, ÑеÑевое оÑоÑмление ÑоÑинениÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑе опоÑÑ Ð½Ð° одно пÑоизведение, ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿ÑÑÑимÑм. РаÑÑказ Ð.Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð²Ð° «ÐÑÑжовник» ÑвлÑеÑÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑим маÑеÑиалом Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии, но, к ÑожалениÑ, ÐÑ ÑвлекаеÑеÑÑ Ð¿ÐµÑеÑказом.
Ð ÑаÑÑказе повеÑÑвÑеÑÑÑ Ð¾ Ðиколае ÐванÑÑе, коÑоÑÑй Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑнадÑаÑи Ð»ÐµÑ ÑабоÑал в казенной палаÑе, и ÑÑÑаÑÑно меÑÑал о Ñвоей ÑÑадÑбе, где обÑзаÑелÑно должен ÑаÑÑи кÑÑжовник. Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил. ÐÑкоÑе его жена ÑконÑалаÑÑ, а Ðиколай ÐванÑÑ Ð¿ÑиобÑел ÑобÑÑвенное имение. ÐеÑвÑм делом он вÑÑадил ÑелÑй Ñад Ñ ÐºÑÑÑами кÑÑжовника, и зажил помеÑиком. СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ. Ðо он бÑл ÑÑаÑÑлив и доволен жизнÑÑ.
ÐлеменÑÑ Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð° пÑиÑÑÑÑÑвÑÑÑ, но Ð½ÐµÑ Ð³Ð»ÑбинÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ð ÑоÑинении вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно болÑÑое колиÑеÑÑво оÑибок, ÑвÑзаннÑÑ Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¾Ð¹ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли, наÑÑÑение абзаÑного ÑÐ»ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ (ÐÑ Ð½Ðµ Ñазделили ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð° абзаÑÑ — ÑÑо ÑвлÑеÑÑÑ ÑеÑÑÑзной оÑибкой).
ÐÑ Ð½Ðµ даÑÑе ÑÑÑкий оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, а ÑÑо знаÑиÑ, ÑÑо Ð½ÐµÑ ÑезиÑа. ÐÑдÑÑе внимаÑелÑнее! ÐÑÑÑÑÑÑвие ÑÑÑкого, внÑÑного оÑвеÑа на поÑÑавленнÑй вопÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи не ÑолÑко к обнÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸, но и ÑÑаÑÑ ÑледÑÑвием обнÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð1.
ÐонеÑно, каждÑй Ñеловек по-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ. (Ркак именно? ÐалиÑие вводного Ñлова в пеÑвом пÑедложении ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑмеÑÑно — наÑÑÑение логики) ÐопÑÑаÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ñвое опÑеделение ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑиÑ. СÑаÑÑÑе-ÑÑо дÑÑ
овное ÑмиÑоÑвоÑение Ñеловека, ÑоÑÑоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ одÑÑевленноÑÑи. (ÐпÑеделение, конеÑно, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, Ñ
оÑÑ Ñема ÑÑого и не пÑедполагаеÑ. СмÑÑл опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑовÑем понÑÑен: ÑÑо знаÑÐ¸Ñ ÑоÑÑоÑние Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð¸ одÑÑевлÑнноÑÑи? ÐÑли Ñеловек ÑÑиÑÐ°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм, знаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½ не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð´ÑÑи? ÐдÑÑевлÑнноÑÑÑ — ÑÑо гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑегоÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑного. ÐпÑеделение неÑмеÑÑное и непонÑÑное).Ðо ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¾Ð½Ð°, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ? (ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð½, вопÑоÑ, «Ð¼Ð¾ÑÑик» к ÑезиÑÑ, но…). РазмÑÑлÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим вопÑоÑом, нелÑÐ·Ñ Ð¾ÑвеÑиÑÑ ÑоÑно. (РоÑвеÑа Ñак и неÑ. «ÐелÑÐ·Ñ Ð¾ÑвеÑиÑÑ ÑоÑно» — ÑÑо не ÑезиÑ, не оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ!) ХоÑелоÑÑ Ð±Ñ Ð²ÑпомниÑÑ Ð¿Ñоизведение Ñ
ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ, где ÑаÑкÑÑваеÑÑÑ Ñема ÑÑаÑÑÑÑ. Ð.Ð. ЧеÑ
ов в Ñвоем пÑоизведении «ÐÑÑжовник» ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ. (ÐÐ¾Ñ Ñже и опоÑа на Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑй ÑекÑÑ. Ðо ÑÑо ÐÑ Ð±ÑдеÑе доказÑваÑÑ? ÐакÑÑ Ð¼ÑÑлÑ?)
ÐÑÑли, коÑоÑÑе можно инÑеÑпÑеÑиÑоваÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑвлÑÑÑÑÑ Ð² конÑе ÑоÑинениÑ: СмÑÑл жизни не в лиÑном ÑÑаÑÑÑе, а в добÑе, коÑоÑое должен делаÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек. ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ ÑолÑко Ñогда знаÑима, когда в ней еÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑо добÑÑ Ð¸ забоÑе о ближниÑ
.
ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе пÑаво даÑÑ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ¼Ñ Ð² лÑбой ÑаÑÑи ÑоÑинениÑ, но Ñ Ðам иÑкÑенне ÑовеÑÑÑ ÑÑаÑаÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑÑо в наÑале ÑоÑинениÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð»ÐµÐ³Ñе бÑло вÑÑÑÑаиваÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñное, вÑвеÑенное ÑаÑÑÑждение.
Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил.
ÐаÑÑÑение логики внÑÑÑи пÑедложениÑ. Слово «Ð³Ð´Ðµ» ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° меÑÑо. ÐонÑÑие «Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑба» нелÑÐ·Ñ ÑооÑнеÑÑи Ñ Ð¼ÐµÑÑом.
СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ.
ÐаÑÑÑение логики внÑÑÑи пÑедложениÑ. ÐÑполÑзование пÑоÑивиÑелÑного ÑоÑза «Ð½Ð¾» неÑмеÑÑно. ЧÑо ÐÑ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑеÑе? ÐолноÑÑ Ð¸ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð±ÐµÑÑмÑÑленно вÑÑажаÑÑÑÑ?
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑÑ Ð½Ðµ оÑлиÑаеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÑÑвом и ÑазнообÑазием, но колиÑеÑÑво оÑибок не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе заÑÑÑ.
Ð.Ð. Ð§ÐµÑ Ð¾Ð² в Ñвоем пÑоизведении «ÐÑÑжовник» ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ.
ÐеÑмеÑÑное ÑпоÑÑебление меÑÑÐ¾Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ñ «ÑвоÑм». Ð§ÐµÑ Ð¾Ð² не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð² ÑÑжом ÑекÑÑе ÑаÑкÑÑваÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ. Слово «ÑвоÑм» лиÑнее.
Ðа пÑимеÑе ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÐванÑÑа видно, ÑÑо вÑбÑаннÑй им жизненнÑй пÑÑÑ Ð¾ÑÑазилÑÑ Ð½Ð° нÑм далеко не ÑамÑм лÑÑÑим обÑазом.
ÐеÑмеÑÑное ÑпоÑÑебление меÑÑоимений в одном пÑедложении.
ÐÐ´Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ°Ð»Ñ Ð¿Ð¾ головам, Ðиколай ÐванÑÑ Ð½Ðµ замеÑил, как ÑÑал огÑаниÑеннÑм ÑгоиÑÑом Ñ Ð¼Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¹ двоÑÑнÑкого велиÑиÑ.
ÐÑполÑзование ÑазговоÑного обоÑоÑа ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÑмеÑÑнÑм.
ÐоÑÑÑ, ÑÑо вÑÑажение «Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ двоÑÑнÑкого велиÑиѻ — ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð¾Ñибка.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок:
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 1
Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил.
Слово «Ñакже» в данном ÑлÑÑае — ÑоÑз, а не ÑказаÑелÑное меÑÑоимение Ñ ÑаÑÑиÑей же.
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 2
Ради Ñвоего доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ оÑкладÑвал денÑги, Ñкономил на вÑем, и женилÑÑ Ð½Ð° вдове по ÑаÑÑеÑÑ, где Ñак же на вÑем Ñкономил.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐеÑвÑм делом он вÑÑадил ÑелÑй Ñад Ñ ÐºÑÑÑами кÑÑжовника, и зажил помеÑиком.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐÑаммаÑика — 1
СовÑем ÑкоÑо Ðиколай ÐванÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸Ð»ÑÑ Ð² Ñ ÑдÑÑÑ ÑÑоÑонÑ: поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ, кÑаÑноÑеÑиво, но беÑÑмÑÑленно вÑÑажалÑÑ.
ÐаÑÑÑение видовой ÑооÑнеÑÑнноÑÑи глаголÑнÑÑ ÑоÑм: изменилÑÑ, поÑолÑÑел, опÑÑÑилÑÑ (ÑÑо Ñделал?) — Ñов. вид; вÑÑажалÑÑ (ÑÑо делал? — неÑов. вид.).
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐÑениÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑÑÑ, абзаÑнÑм Ñленением, ÑеÑевÑм оÑоÑмлением, гÑамоÑноÑÑÑÑ. СовеÑÑÑ Ñакже обÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на колиÑеÑÑво Ñлов. ХоÑÑ ÐÑ ÑÑмели вÑполниÑÑ ÑÑебование по минималÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ Ñлов, напомнÑ, ÑÑо в меÑодиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑекомендаÑиÑÑ Ð¿Ð¾ пÑовеÑке иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÑÑÑ ÑÑÑкий оÑиенÑÐ¸Ñ — 350 Ñлов.
УдаÑи!
Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.
Итоговое сочинение 2022
Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.
Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.
ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
- 1 декабря 2021 года – основной поток;
- 2 февраля 2021 года – первый резерв;
- 4 мая 2022 года – второй резерв.
Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:
- Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
- Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
- Учащийся получил «незачет».
Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.
Направления и темы 2022 года
Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.
Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания.
- Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира.
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Джеймс Джойс «Эвелин» Ч. Айтллатов «И дольше века длится день» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» Н.С. Лесков «Очарованный странник» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Н.В. Гоголь «Мёртвые души» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Л.Н. Толстой «Война и мир» Р. Брэдбери «И грянул гром» Г. Уэллс «Машина-времени» Д. Лондон «Любовь к жизни» | О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Э. Форстера «По ту сторону изгороди» А. Платонова «Неизвестный цветок» К.Г. Паустовского «Телеграмма» О. Генри «Мишурный блеск» А. Платонова «Юшка» Ф. Брауна «Приказ есть приказ» |
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия?
- Какие научные открытия опасны?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
- Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Чернышевский «Что делать?» Шолохов «Поднятая целина» Р. Брэдбери «Вельд» В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» Ж. Верн «Вверх дном» Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой» Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка» Ч. Айтматов «Плаха» А. Платонов «Котлован» А.И. Куприн «Олеся» И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени» М. Замятин «Мы» | Р. Брэдбери «И грянул гром» В. Шукшина «Микроскоп» М. Гелприна «Свеча горела» Р. Брэдбери «Все лето в один день» Р. Брэдбери «И все-таки наш» У. Эко «Оно» Р. Шекли «Лавка миров» |
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души» «Война и мир» «Дубровский» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» «Песня про купца Калашникова» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Эдгар По «Сердце-обличитель» А. Островский «Гроза» Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» И. Тургенев «Муму» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль» А.Н. Островский «Гроза» А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка» Л. Андреев. «Иуда Искариот» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Л. Андреева «Предстояла кража» О. Генри «Родственные души» А.П. Чехова «Злоумышленник» Р. Матесона «Кнопка, кнопка» |
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Рекомендованная литература
Большие произведения | Короткие произведения |
Н.В. Гоголь «Портрет» Л.Н. Толстой «Анна Каренина» А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет» Островский «Лес» А.М. Горький «На дне» М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч» Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни») Л. Андреев. «Иуда Искариот» Д.И. Фонвизин «Недоросль» Юлия Кузнецова «Помощница ангела» И.А. Гончаров «Обломов» Лермонтов «Герой нашего времени» М. Шолохов «Судьба человека» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А. Грин «Алые паруса» М. Горький «Старуха Изергиль» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» А.Н. Куприн «Гранатовый браслет» А. Н. Толстой «Русский характер» А. С. Грин «Зелёная лампа» Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» | М. Гелприна «Свеча Горела» Н. Тэффи «Мой первый Толстой» О. Генри «Последний лист» |
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
В данном направлении возможны такие темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:
Большие произведения | Короткие произведения |
Л.Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» И.С. Тургенев «Отцы и дети» В. Маяковский «Прозаседавшиеся» Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» И. Гончаров «Обломов» А. Чехов «Человек в футляре» М. Салтыков-Щедрин «История одного города» А. Островский «Гроза» А. Грибоедов «Горе от ума» Д. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «Медный всадник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Пушкин «Станционный смотритель» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.С. Лесков «Очарованный странник» Н.С. Лесков «Левша» М. Булгаков «Собачье сердце» М. Горький «На дне» М. Горький «Старуха Изергиль» | Л.Н. Толстого «Три вопроса» М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки» А. Платонова «Юшка» А.П. Чехова «В аптеке» А.П. Чехова «Размазня» А.П. Чехова «Темнота» В. Шукшина «Обида» |
Критерии оценивания
Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).
К работе предъявляются два основных требования:
- Требование №1. «Объём итогового сочинения»
- Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:
Читайте также:
- Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
- Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ЕГЭ по литературе в 2022 году