Чем опасен технический прогресс прощание с матерой сочинение

Автор: самый зелный 27.10.2021 с каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают

Автор:
Самый Зелёный
·

С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение!

Польза

Аргументы о пользе технического прогресса представлены в списке.

  1. Я. Вишневский «Одиночество в сети». Герои, гонимые одиночеством и отсутствием светлых чувств в своей жизни, пересекаются в программе ICQ, которая позволяет общаться со своим собеседником в режиме реального времени. Печальное сообщение от незнакомки с предложением пообщаться оказывается связующим звеном и непредвиденным толчком в сторону обоих героев. Они быстро находят общий язык и становятся тут же близки и откровенны, от чего между ними выстраивается искренний диалог. Мужчина и женщина начинают общаться каждый день и оказываются очарованы друг другом, что только подогревает их стремление в общении. Оба находят своё спасение в друг друге, и общение плавно перетекает во влюбленность. Они становятся настолько поглощены друг другом, что всерьез задумываются о встрече и совместном досуге, откладывая в дальний угол тот факт, что женщина находится в браке. Их тайная связь и откровенные сообщения заставляют обоих окунуться в те чувства, в которых они так долго нуждались. А ведь всего этого могло и не случиться, не окажись они в этой программе ICQ. Таким образом, развитие технологий и создание новых способов взаимосвязи людей, находящихся на дальних расстояниях, позволило пользователям не только сокращать это самое расстояние, но и находить близких по духу людей.
  2. Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана». Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс.
  3. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой». Изучая образ капитана Немо и его подводной лодки, можно сделать определенные выводы, которые мы можем транслировать и на Верна. Во-первых, проживание на подводном чуде без возможности оказаться в хаотичном обществе является идеальной перспективой для тех, кто сторонится всякого рода агрессии и тирании, вне зависимости от того, откуда она исходит. Подводная лодка и способ существования на ней стали пристанищем и отдушиной для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, то есть само средство передвижения стало родным домом и самым комфортным местом для всей команды “Наутилуса”. Это необычное изобретение продемонстрировало людям незабываемый морской мир, который они не смогли бы увидеть, находись в шумном городе в окружении людей. Таким образом, технологический прогресс дает возможность узнать что-то новое, оказаться там, где нам комфортнее всего или где мы хотели бы побывать. Любой желающий может свободно путешествовать, изучать науки, общаться с людьми из различных точек мира только благодаря развитию технологий.
  4. А. Беляев «Человек-амфибия». Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.

Другие аргументы по теме Вы найдете в итоговом сочинении «Влияние цивилизации на человека».

Вред

Аргументы о вреде технического прогресса (как и о пользе) могут быть дополнены. Если чего-то не хватило, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Проблемой технического прогресса является то, что он затрагивает не только необходимые и важные для жизни сферы, но и сферу развлечения, которая, в буквальном смысле, зомбирует многих людей, утягивая их из реального мира в цифровой. Это случилось и с Милдред, женой Гая Монтэга. Женщина всё время проводила в наушниках, от чего даже научилась читать по губам. Её день состоял из просмотра телешоу, чему способствовали три телевизионные стены в гостиной. Однако женщина была уверена, что им не хватает ещё и четвёртой, чтобы в комнате, помимо них, жили разные необычные, занятые люди. Таким образом, прогресс в сфере телевещания негативно влияет на сознание человека, превращая его в зависимого от обычных, созданных им же гаджетов, которые заменяют ему и живое общение, и сон, и еду, что, безусловно, вредит его здоровью.
  2. Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я».
  3. Х. Селби «Реквием по мечте». Жертвой технологического прогресса в данном произведении стала Сара Голдфарб. Героиня утонула в различных телевизионных шоу. Цифровой мир настолько сильно захватил ее жизнь, что единственным желанием женщины стало посещение одного из шоу, которое она обожала смотреть. И вскоре произошло то, чего она так сильно жаждала, — пришло приглашение на съемки. В предвкушении Голдфард придумывает себе будущий образ для съемок, однако с разочарованием осознает, что ее любимое красное платье ей уже мало. Тогда и начинается черная полоса в жизни Сары: он садится на тяжелую диету, с которой не может справиться. Невозможность побороть свой голод и саму себя приводит женщину к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от голода. Но в итоге эти таблетки оказываются наркотиками и доводят до панического страха холодильника, превращая некогда здоровую женщину в живой труп. Таким образом, навязанные телевизионным шоу идеалы привели Сару Голдфарб к заболеванию и зависимости, из-за чего она попала в психиатрическую больницу. Данный факт показывает нам негативное влияние технологического прогресса.
  4. М. А. Булгаков «Собачье сердце». В данном произведении технический прогресс показан с самой ужасающей стороны: профессор Преображенский решился на сложную операцию по пересадке человеческих органов собаке Шарику, которого подобрал на улице. Операция прошла успешно — Шарик остался жив. Однако то, что происходило дальше, заставило профессора пожалеть о своем решении. Шарик превратился в ужасного человека, злоупотребляющего алкоголем и нецензурными выражениями, плюющего на пол и не уважающего никого. Другими словами, он превратился в бандита, органы которого ему пересадили. Крайней точкой терпения профессора стало то, что Шариков устроился на работу, где душил котов, а после приставал к Дарье Петровне и Зине и привел в дом барышню, которую заставил жить с собой под угрозой увольнения. Эти выходки вынудили Борменталя усыпить Шарикова, после чего они с профессором вновь превратили его в собаку. Таким образом, технический прогресс — это то, что невозможно проконтролировать и предугадать: никто не знает, чем именно обернется то или иное открытие. Каждый эксперимент необходимо анализировать и проверять, что тоже не всегда бывает легко и возможно, поэтому вероятность того, что открытие будет полезным, равна тому, что оно может принести огромные беды.
  5. В.Распутин «Прощание с Матерой». В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.
  6. М. А. Шолохов «Судьба человека». Чаще всего результаты технического прогресса напрямую связывают с развитием оружия и других средств нападения и защиты. Непонятно, откуда именно взялась эта параллель, однако не раз прогресс в области разработки оружия приводил и приводит по сей день к ужасающим последствиям — к смерти людей. В представленном произведении есть сцена, когда Соколов ехал через минное поле, чтобы доставить солдатам оружие, так как они сражались с пустыми руками. Герой наткнулся на неприятности по пути через поле: повсюду были заложены мины, от чего солдаты “рвались по порядкам”. Похожая ситуация произошла с семьей Соколова. Их дом находился рядом с авиазаводом, который забросали бомбами во время войны. Одна из них прилетела прямо в “хибарку”, от чего все члены семьи погибли. Таким образом, люди массово умирали и продолжают умирать от, казалось бы, обычных открытий в области физики или химии, которые используют в создании ужасающего средства уничтожения.

Другие аргументы о вреде технического прогресса Вы найдете в итоговом сочинении «Какие опасности таит технический прогресс».

Автор: Виктория Семенова

Метки: 11 классаргумент из литературыитоговое сочинениепример из литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

ПОДЕЛИТЬСЯ

Пример готового итогового декабрьского сочинения 2021 по литературе на тему всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? С аргументами и литературными произведениями.

Готовое итоговое сочинение 2021 на тему всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

Сегодня мы не представляем свою жизнь без технического прогресса. Его достижения очевидны, мы пользуемся ими ежеминутно. Но всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? К сожалению, нельзя ответить на этот вопрос утвердительно. Порой успехи человеческой цивилизации наносят урон окружающей среде и самим людям. Рассмотрим такие примеры.

Так, Евгений Носов в рассказе «Кукла» описывает последствия локальной экологической катастрофы в своем регионе. Если раньше он ходил на глубокие и чистые озера и уносил с собой богатый улов, то теперь водные резервуары иссохли и обмельчали, воду затянуло болото. Так случилось из-за промышленного бума и индустриального развития данного городка. В воде он видит обломки пенопласта, голышки бутылок и другой мусор. С полей в реки и озера попадали удобрения и пестициды. Из-за этого воду заволокла черная тина. Разбушевалось дурнотравье, и рыба ушла из этих мест, как и былая красота местности. Обмелели водоемы, и рыбаки махнули рукой, ведь теперь здесь зияла пустота, сотворенная руками человека. Таковы негативные последствия технического прогресса: мусор, промышленные и сельскохозяйственные выбросы сделали водную эко-среду непригодной для жизни рыб и многих других живых существ.

Не менее серьезные проблемы затронул Чингиз Айтматов в романе «Плаха». Чтобы соответствовать невыполнимым планам и не срывать заготовки мяса, жители села решают разорить заповедник. Их сложно винить: за невыполнение требований, далеких от реальности, можно было получить тюремный срок. И вот они решили истребить всех сайгаков — основной рацион волков. Мяса добрали до нормы, но уничтожили целое звено в пищевой цепи и обрекли животных на мучительную голодную смерть. В процессе истребления сайгаков погибло множество волков. Ими охотники не брезговали: всегда можно было взять волчьи шкуры или волчат на забаву. В итоге заповедник оскудел, от него осталось одно название. Будущее этого места печально, ведь экосистема восстанавливается сотни лет, а этого времени ей никто не даст. Очередные планы сверху поставят под удар природу. И нашим потомкам останутся голые разоренные земли — последствия нашей жадности.

Таким образом, прогресс таит в себе угрозу, так как ценой блага для общества нередко становится чья-то жизнь. Люди разрушают окружающую среду ради сиюминутной выгоды и не думают наперед. Бурное развитие техники и производства оставляет возле себя разоренные земли, которые не смогут восстановиться и через сотню лет. Столько еще осталось у нас земель? Как долго природа сможет давать ресурсы, которых меньше с каждым мгновением? Нужно серьезно задуматься об этом и контролировать технический прогресс, чтобы от не было больше блага, чем вреда.

Пример сочинения №2

Никто не станет отрицать важность технологий в современной жизни. Теперь у каждого человека есть новейшие мобильные телефоны и компьютеры. Но всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству? На мой взгляд, индустриализация рушит нашу привычную жизнь. Из-за введения новых технологий люди перестают общаться друг с другом вживую, становятся черствыми машинами. В правильности моей точки зрения меня убеждает литература. Так, тема влияния технического прогресса на человека раскрывается в фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд». Писатель повествует о том, как изменилась жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Все для счастья». В доме была особенная комната «Вельд», которая воспроизводила любые желания детей. 

Дети Венди и Питер увлеклись, иногда оттуда доносились пугающие звуки. Родители Джордж и Лидия были обеспокоены чрезмерным увлечением детей. Они обратились за помощью к психиатру, который сделал вывод: Питера и Венди слишком избаловали. Ситуация вышла из-под контроля: дети убивают своих родителей. Автор показывает, к каким последствиям может привести безрассудное использование новых технологий. Нельзя забывать о том, что достижения науки и техники произведены в первую очередь помогать людям, что взаимопонимание между людьми — основа жизни. Приведу другой пример, важный для понимания моей позиции. В рассказе Л. Куликовой «Я, мой муж и телевизор» повествуется от лица главной героини, у которой остыли чувства с мужем. Постоянное влечение к телевизору овладело ее супругом настолько, что он потерял жизненные ценности. Технологический прогресс безжалостно искореняет из этого мира все чувства, оставляя лишь механизированность и бесчувственность.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что технический прогресс не всегда приносит пользу человечеству. Все мы должны больше общаться друг с другом и учиться достигать взаимопонимания.

Пример сочинения №3

Постоянно ли приносит человечеству пользу цивилизация? Это очень сложный вопрос, ответ на который может быть положительным и отрицательным. Технический прогресс, несомненно, упрощает нашу жизнь, делает ее лучше и проще: стиральные машинки, микроволновки, посудомоечные машины. Они и многие другие предметы помогают нам существенно сэкономить время.

Однако если посмотреть с другой стороны, цивилизация негативно влияет на общество. Последнее забывает, что такое нравственные ценности. Общество не помнит, каково это быть людьми, что такое доброта, понимание, милосердие. За всем этим люди не всегда могут найти время для близких людей, для общения с ними, поддержки. Все это способствует ухудшению психологического состояния не только одной личности, но и всего социума. Мы становимся потребителями, а материальные ценности иногда вытесняют нравственные.

В рассказе Распутина «Прощание с Матерой» рассказывается об отрицательных сторонах технического прогресса. В деревне Матерой собирались построить ГЭС, для чего начали выселять жителей из деревни. Люди отреагировали на это по-разному. Так, молодежь была рада изменить уклад жизни, переехать в город, в то время как старики не желали расставаться с детства полюбившимися местами. Технический прогресс здесь фактически заставил враждовать представителей не сколько деревни, сколько одну большую семью. Дети стали возмущаться и ругаться с родителями, что в итоге породило только конфликты.

Также «Собачье сердце» Михаила Булгакова поднимает данный вопрос. В произведении читатель узнает о необыкновенной операции по пересадке гипофиза бездомной собаке. Замечательный человек и талантливый доктор профессор Преображенский провел все хирургические манипуляции успешно, однако человеческое сердце оказалось грубым и алчным.

С одной стороны эта ситуация показывает положительное влияние технического прогресса, ведь операции по пересадке сердца позже смогут спасти тысячи жизней. С другой — отрицательное. Профессор Преображенский создал существо негативное и злое. Хотя это произошло случайно, он все же должен был взять ответственность за него. В сущности, он стал родителем всех низких действий Шарикова.

Таким образом, технический прогресс может оказывать как полезное, так и негативное воздействие. Результат и восприятие этого явления зависит только от человека, ведь если использовать технику только во благо, то наш мир будет становиться все лучше и лучше. Самое основное — это помнить о моральных ценностях, и о человечности, которые часто уничтожаются техническим прогрессом.

Смотрите также на нашем сайте:

  • Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? итоговое сочинение 2021-2022

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:

  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.

В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:

  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.

Источник: «Вести образования»

На чтение 6 мин Просмотров 5.8к.
Обновлено

Уважаемые выпускники! Предлагаем познакомиться с вариантами итогового сочинения по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут создать собственные уникальные работы.

Вариант 1

Плохое есть продолжение хорошего. Эти слова вполне применимы к достижениям цивилизации. С одной стороны цивилизация облегчает жизнь человека, с другой – от действий человека страдает природа. Трудовые процессы механизированы, для этого требуется много электроэнергии. Для получения электричества нужно строить больше атомных и гидроэлектростанций. Их функционирование нередко оборачивается трагедией. Сохранить баланс между экологией и цивилизацией крайне сложно, но можно. Человечество должно искать новые формы восстановления и сохранения биосферы. Этот вопрос много лет волнует передовое человечество, обращаются к нему не только экологи, но и писатели, журналисты, публицисты.

Экологические проблемы поднимались еще в начале 20 века, неравнодушные люди понимали, какие опасности таят в себе достижения цивилизации. В романе Е. Замятина «Мы» описывается общество будущего. Действие романа происходит после длительной войны, которая шла между городом и деревней. В результате небольшая группа людей оказалась под властью Благодетеля и отгородилась от остального мира стеной. Они живут в стеклянных домах по строгому расписанию. Вся жизнь людей находится под строгим контролем, они лишены эмоций, даже имена им заменили литерой и цифрой. Да и люди ли они теперь? Сами себя они называют нумерами. Решены вопросы расходования природных ресурсов, люди во всем ограничены. Натуральная пища заменена искусственной, которую делают из нефти. Не всем такая еда идет на пользу, зато всем хватает. Бездушная наука занимает главное место в государстве. Казалось бы экологические проблемы решены, но какой ценой. По сути дела, цивилизация уничтожила главного представителя природы – человека, превратив его в послушную машину. Возникает вопрос, как долго такая цивилизация сможет существовать? 

Реальная жизнь подтверждает опасения наших предков. Цивилизация, создавая комфортные условия для человека, наносит урон природе. Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» рассказывает о строительстве гидроэлектростанции. Подлежит затоплению большое количество суши, в том числе и остров Матера. Жители деревни вынуждены покинуть насиженное место, их переселяют в другие населенные пункты, и переживают они это событие по-разному. Затопление нарушает экосистему, гибнут растения и животные. Запоминающейся фигурой в повести является мифический Хозяин острова, тоскующий, кричащий от душевной боли и бессильный что-либо изменить. Таких электростанций на планете множество, они снабжают энергией производства, жителей, являются необходимыми для цивилизованного мира. В то же время расходуются природные ресурсы планеты, меняется экосфера. Экологи уже давно бьют тревогу, они предлагали даже сократить темпы производства, приостановить технический прогресс, но такое предложение не нашло отклика. В последние годы наметился положительный сдвиг в этом направлении, экономика и экология приходят к соглашению. Уже намечены пути решения проблемы электроэнергии. Чтобы не строить новые атомные и гидроэлектростанции, нужно пользоваться разнообразными возобновляемыми источниками. В степях и пустынях можно использовать ветровую энергию, в жарких районах – солнечную, на море – волновую. В горах подойдут небольшие бесплотинные станции, использующие горные потоки. Таких путей, которые позволят жить последующим поколениям, существует много.

Чтобы не впадать в крайности и сохранить баланс между цивилизацией и экологией, принимая решения по усовершенствованию мира, нужно ориентироваться на состояние природы, на ее гармоничные отношения с человеком. Нужно понимать, что зависит благополучие планеты не только от сильных мира сего, но и от каждого жителя планеты.

Вариант 2

Люди во все времена стремились к комфорту, но, достигая его, часто они не задумывались о том, какое влияние их творения оказывают на состояние природы. В результате необдуманного использования природных ресурсов, расширения производств, испытания ядерного оружия, войн человек получил загрязненные водоемы и воздух, повышенный уровень радиации. О расточительном, безответственном отношении к природе не устают твердить экологи, их поддерживают деятели искусства и литературы. Человечеству следует найти баланс между комфортом и сохранением природных ресурсов, иначе мир постигнет экологическая катастрофа.

XX век характеризуется бурным развитием технологий. Об опасности их поспешного внедрения писатели стали предупреждать более ста лет назад. В повести «Роковые яйца» ученый Персиков открыл неизвестный луч, который ускоряет рост клеток. Любое живое существо, попав под действие луча, начинает быстрее расти, развиваться и размножаться. Открытие профессора совпало с птичьим гриппом, который уничтожил все поголовье куриц. Заведующий колхозом Рокк, узнав о чудодейственном луче, добивается того, чтобы Персиков отдал установку в колхоз. Доводы профессора о том, что луч до конца не изучен, не возымели действия. Возможно, все и закончилось бы благополучно, если бы на почте не перепутали куриные яйца со змеиными. Из яиц вылупились страшные монстры, которые грозили заполонить всю планету. Только неожиданный мороз положил конец этой истории. Так случается, когда за дело берутся люди, стремящиеся получить выгоду любой ценой. Чаще всего они работают в различных ведомствах, далеки от науки и понимают только то, что их желания должны быть выполнены. Они не позволяют себе потрудиться и подумать о возможных последствиях. В жизни общества так уже случалось не раз. Фабрики и заводы выбрасывали в воздух, сливали в водоемы токсичные отходы. Испытания ядерных боеприпасов наносили ущерб экосистеме. Человек, создающий эти проблемы, страдает не меньше: условия жизни, окружающей среды сказываются на его здоровье.  Это лишний раз доказывает, что необходимо находить компромисс между экологией и цивилизацией. Прежде чем пустить какое-то изобретение в массовое производство, следует убедиться в том, что оно не окажет пагубного воздействия на окружающую среду.

Наука, которая должна сокращать вредное влияние технологий на экологию, часто оказывает обратное действие. О безответственности, халатности, экологической безграмотности, страхе потерять должность с одной стороны, и о мужестве людей с другой идет речь в произведении С. Алексиевич «Чернобыльская молитва». Автор показала крушение веры людей в науку после чернобыльской аварии, которая потрясла весь мир. В книге звучат голоса разных людей: военных, пожарных, жителей Припяти и ближайших деревень. Никто не был готов к катастрофе, поэтому она имела ужасающие последствия. Атомная станция вырабатывает огромное количество доброй энергии, которая снабжает электричеством производства, жилые дома. Эта же энергия может обладать огромной разрушительной силой, если не соблюдаются правила эксплуатации. Так и случилось в Чернобыле. Запуская в работу столь мощное устройство, специалисты обязаны были предусмотреть разные сценарии. Станция должна была пройти все испытания, а ее создатели быть готовыми к ошибкам. Безграмотность и безответственность разрушает человеческие жизни, нарушает экологический баланс планеты. Чтобы этого не происходило, следует более ответственно подходить к созданию заводов, фабрик, электростанций. В наше время создаются мощные устройства, которыми может управлять один человек. И судьба планеты может оказаться в его руках, поэтому нужно контролировать подобные изобретения.

Благодаря предостережениям экологов, люди задумались о здоровье планеты. В конце XX века государства мира разработали программу устойчивого развития, в которую включили меры по сохранению окружающей среды. Будет ли соблюдаться баланс между цивилизацией и экологией, зависит от здравомыслия людей.

 С другими аргументами по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно познакомиться, пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov

  • Чем опасна свобода без ограничений сочинение по литературе
  • Чем можно заменить слово картина в сочинении
  • Чем необычна сказка морожены песни
  • Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература
  • Чем необычна композиция рассказа старуха изергиль