РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Владимир СЕВРЮГИН
М.: ОГИ, 2004
Наша газета не так давно уже
рассказывала о Степане Писахове – архангельском
писателе-сказочнике, который, продолжая традиции
безвестных северных сказителей, рисует
удивительную картину мира архангельских
поморов.
Недавно вышедшая книга сказок Степана Писахова
«Морожены песни» – это действительно песни. До
берегов Студеного моря не дошли завоеватели,
здесь не было крепостного права – вольные люди
сберегли красоту своей культуры в первозданном
виде до самого начала прошлого века.
В книге есть словарик малоизвестных слов и
выражений, но он почти не нужен. Это особенно
чувствуется, если читать книгу вслух с детьми:
сюжеты простые, но сказки расцветают в оттенках
исполнения, особых словечках, неповторимых
интонациях, во всех тонкостях образной поморской
речи.
Читая «Морожены песни» Степана Писахова,
оказываешься среди замечательного народа – в
уникальном мире русского Севера, наполненном
мягким юмором, неповторимым образным мышлением.
Он писал: «С детства я был среди богатого
северного словотворчества. Память
восстанавливает отдельные фразы, поговорки,
слова. Например:
– Какой ты горячий, тебя тронуть – руки обожжешь.
Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем
житье-бытье:
– Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь.
Многое помнится, многое просится в сказку. Скажу
к примеру. Один знакомый спросил, с какого года я
живу в Архангельске. Я сказал:
– С 1879 года.
– Скажите, сколько домов было раньше в
Архангельске?
Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в
вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:
– Раньше стоял один столб, на столбе доска с
надписью: «А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к». Народ ютился
вокруг столба. Домов не было, о них и не знали.
Одни хвойными ветками прикрывались, другие в
снег зарывались, зимой в звериные шкуры
завертывались. У меня был медведь. Утром я
вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру.
Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз – дело
постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал…»
В этой книге есть сказка, фрагмент из которой я
рискну привести. Называется она «Уйма в город на
свадьбу пошла» – единственная сказочная
колокольная симфония.
«…По дороге как гулянка кака невиданна. Дома
степенно идут, не качаются, для форсу крыши
набекрень, светлыми окошками улыбаются, повети
распустили, как наши бабы сарафанны подолы на
гулянке. Которы дома крашены да у которых крыши
железны – те норовят вперед протолкаться. А бани
да овины, как малы робята, вперегонки.
– Эй, вы, постройки, постойте! Скажите, куды
спешите, куды дорогу топчете?
Дома дверями заскрипели, петлями дверными
завизжали и такой мне ответ дали:
– В город на свадьбу торопимся. Соборна
колокольня за пожарну каланчу взамуж идет.
Гостей уйму назвали. Мы всей Уймой идем…
Тут тако дело вышло, что свадьба чуть не
расстроилась ведь.
Большой колокол проспал: он все дни пил да
раскачивался – глаза не вовсе открыл, а так
вполпросыпа похмельным голосом рявкнул:
– По-чем треска?
– По-чем треска?
Малы колокола ночь не спали, тоже гуляли всю ночь,
цену трески не вызнали и наобум затараторили:
– Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной!
– Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной!
На рынке у Никольской церкви колоколишки –
ребята-озорники – цену знали, они и рванули:
– Врешь, врешь – полторы!
– Врешь, врешь – полторы!
Большой колокол языком болтнул, о край
размахнулся:
– Пусть молчат!
– Не кричат!
– Их убрать!
Хорошо ишшо, други соборны колокола остроглазы
были, наши приносы-подарки давно высмотрели и
завыпевали:
– К нам! К нам!
– С пивом к нам!
– К нам! К нам!
– С брагой к нам!
– К нам! К нам!
– С чаркой к нам!
Что тут началось-повелось! Кто «во лузях» поет,
кто «Ах вы, сени, мои сени». Колокола пляс
вызванивают. Все поют вперегонки и без оглядки, и
без удержу.
Время пришло полному дню быть, городскому народу
жить пора.
А домы-то все пьяным-пьяны, от круженья на месте
свои места позабыли и кто на какой улице стоит –
не знают. Тут пошла кутерьма, улицы с задворками
переплелись!
Жители из домов вышли, кто по делам, кто по
бездельям, и не знают, как иттить. Тудою, сюдою али
этойдую?..”
Книга завершается словами Степана Писахова:
«Меня корят да упреками донимают: почему много
лёту в сказках? В редкой кто не летает. А как
иначе? Фантазия начинает свое дело полетом. Не
мое дело останавливать фантазии полет. Вот
направлять полет в како-либо место, которо в
памяти болит…»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
«Первое сентября»
В прежне время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить.
Мы до той поры и, в толк не брали, что можно песнями торговать.
В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья. Чтобы песнями торговать — мы и в уме не держали.
Про это дело надо объяснительно обсказать, чтобы сказанному вера была. Это не выдумка, а так дело было.
В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим. Что не при нас было, того, может, и вовсе не было.
На морозе всяко слово как вылетит — и замерзнет! Его не слышно, а видно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет. Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. Ежели новость кака али заделье — это, значит, деловой разговор — домой несем, дома в тепле слушам, а то на улице в руках отогрем. В морозны дни мы при встрече шапок не снимали, а перекидывались мороженым словом приветным. С той поры повелось говорить: словом перекидываться. В морозны дни над Уймой морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу. Это наши хозяйки новостями перебрасывались. Бабам без новостей дня не прожить.
Как-то у проруби сошлись наша Анисья да сватья из-за реки. Спервоначалу ладно говорили, слова сыпали гладкими льдинками на снег, да покажись Анисье, что сватья сказала кисло слово. По льдинке видно.
— Ты это что? — кричит Анисья, — како слово сказала? Я хошь ухом не воймую, да глазом вижу!
И пошла, и пошла, ну, прямо без удержу, до потемни сыпала. Сватья тоже не отставала, как подскочит (ее злостью подбрасывало) да как начнет переплеты ледяны выплетать. Слова-то — все дыбом.
А когда за кучами мерзлых слов друг дружку не видно стало, разошлись. Анисья дома свекровке нажалилась, что сватья ей всяких кислых слов наговорила.
— Ну и я ей навалила, только бы теплого дня дождаться, оно хоть и задом наперед начнет таять, да ее, ругательницу, насквозь прошибет!
Свекровка-то ей говорит:
— Верно, Анисьюшка, уж вот как верно твое слово. И таки они горлопанихи на том берегу, просто страсть! Прошлу зиму я отругиваться бегала, мало не сутки ругалась, чтобы всю-то деревню переругать. Духу не переводила, насилу стругалась. Было на уме еще часик-другой поругаться, да опара на пиво была поставлена, боялась, кабы не перестояла. Посулила еще на спутье забежать поругать.
А малым робятам забавы нужны — матери потаковщицы на улицу выбежат, наговорят круглых ласковых слов. Робята ласковыми словами играют, слова блестят, звенят музыкой. За день много ласковых слов переломают. Ну да матери на ласковы слова для робят устали не знают. А девкам перво дело песни. На улицу выскочат, от мороза подол на голову накинут, затянут песню старинну, длинну, с переливами, с выносом! Песня мерзнет колечушками тонюсенькими-тонюсенькими, колечушко в колечушко, отсвечиват цветом каменья драгоценного, отсвечиват светом радуги. Девки из мороженых песен кружева сплетут да всяки узорности. Дом по переду весь улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят. Где свободно место окажется, приладят слово ласково: «Милый, приходи, любый, заглядывай!» Нарядне нашей деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют!
С этого и повелась торговля песнями. Как-то шел заморской купец, он зиму проводил по торговым делам, нашему языку обучался. Увидал украшенье — морожены песни — и давай от удивленья ахать да руками размахивать.
— Ах, ах, ах! Ах, ах, ах! Кака распрекрасна интересность диковинна, без всякого береженья на само опасно место прилажена!
Изловчился купец да отломил кусок песни, думал — не видит никто. Да, не видит, как же! Робята со всех сторон слов всяческих наговорили, и ну в него швырять. Купец спрашиват того, кто с ним шел:
— Что за штуки колки каки, чем они швыряют?
— Так, пустяки.
Иноземец и «пустяков» набрал охапку. Пришел домой, где жил, «пустяки» по полу рассыпал, а песню рассматривать стал. Песня растаяла да только в ушах прозвенела, а «пустяки» на полу тоже растаяли да запоскакивали кому в нос, кому в рыло. Купцу выговор сделали, чтобы таких слов в избу не носил.
Иноземцу загорелось песен назаказывать: в свою страну завезти на полюбование да на прослушанье.
Вот и стали песни заказывать да в особы ящики складывать (таки, что термоящиками прозываются). Песню уложат да обозначат, которо — перед, которо — зад, чтобы с другого конца не начать. Больши кучи напели. А по весне на пароходах и отправили. Пароходищи нагрузили до труб. В заморску страну привезли. Народу любопытно, каки таки морожены песни из Архангельскова? Театр набили полнехонек.
Вот ящики раскупорили, песни порастаяли да как взвились, да как зазвенели! Да дальше, да звонче, да и все. Люди в ладоши захлопали, закричали:
— Еще, еще! Слушать хотим!
Да ведь слово не воробей, выпустишь — не поймать, а песня, что соловей, прозвенит — и вся тут. К нам письма слали и заказны, и просты, и доплатны, и депеши одну за другой: «Пойте больше, песни заказывам, пароходы готовим, деньги шлем, упросом просим: пойте!»
Коли деньги шлют, значит, не обманывают. Наши девки, бабы и старухи, которы в голосе, — все принялись песни тянуть, морозить.
Сватьина свекровка, ну, та сама, котора отругиваться бегала, тоже в песенно дело вошла. Поет да песенным словом помахиват, а песня мерзнет, как белы птицы летят. Внучка старухина у бабки подголоском была. Бабкина песня — жемчуга да брильянты-самоцветы, внучкино вторенье, как изумруды. Девки поют, бабы поют, старухи поют. Песня делам не мешат, рядом с делом идет, доход дает.
Во всех кузницах стукоток, брякоток стоит — ящики для песен сколачивают.
Мужики бороды в стороны отвернули, с помешки чтобы бороды слов не задерживали.
— Дакосе и мы их разуважим, свое «почтение» скажем.
Ну, и запели! Проходящи мимо сторонились от тех песен. Льдины летели тяжело, но складно. Нам забавно: пето не для нас, слушать не нам.
Для тех песен особы ящики делали и таки большущи, что едва в улице поворачивали. К весне мороженых песен больши кучи накопились.
Заморски купцы приехали. Деньги платят, ящики таскают, на пароход грузят и говорят:
— Что таки тяжелы сей год песни?
Мужики бородами рты прикрыли, чтобы смеху не было слышно, и отвечают:
— Это особенны песни, с весом, с особенным уважением в честь ваших хозяев напеты. Мы их завсегда оченно уважам. Как к слову приведется, каждый раз говорили: «Кабы им ни дна ни покрышки». Это-то, по-вашему, значит — всего хорошего желам. Так у нас испокон века заведено. Так всем и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение.
Иноземцы и обрадели. Пароходы нагрузили, флагами обтянули, в музыку заиграли. Поехали. Домой приехали, сейчас афиши и объявления в газетах крупно отпечатали, что от архангельского народу особенно уважение заморской королеве: песни с весом!
Король и королева ночь не спали, спозаранку задним ходом в театр забрались, чтобы хороши места захватить. Их знакома сторожиха пропустила.
Вот ящики поставили и все разом раскупорили. Ждут. Все вперед подались, чтобы ни одного слова не пропустить. Песни порастаяли и начали звенеть. На что заморски хозяева нашему языку не обучены, а поняли!
Сказка Степана Григорьевича Писахова
В прежне время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить.
Мы до той поры и, в толк не брали, что можно песнями торговать.
В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья. Чтобы песнями торговать — мы и в уме не держали.
Про это дело надо объяснительно обсказать, чтобы сказанному вера была. Это не выдумка, а так дело было.
В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим. Что не при нас было, того, может, и вовсе не было.
На морозе всяко слово как вылетит — и замерзнет! Его не слышно, а видно. У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет Мы’ по льдинкам видим, что сказано, как сказано. Ежели новость кака али заделье — это, значит, деловой разговор — домой несем, дома в тепле слушам, а то на улице в руках отогрем. В морозны дни мы при встрече шапок не снимали, а перекидывались мороженым словом приветным. С той поры повелось говорить: словом перекидываться. В морозны дни над Уймой морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу. Это наши хозяйки новостями перебрасывались. Бабам без новостей дня не прожить.
Как-то у проруби сошлись наша Анисья да сватья из-за реки. Спервоначалу ладно говорили, слова сыпали гладкими льдинками на снег, да покажись Анисье, что сватья сказала кисло слово. По льдинке видно.
— Ты это что? — кричит Анисья, — како слово сказала? Я хошь ухом не воймую, да глазом вижу!
И пошла, и пошла, ну, прямо без удержу, до потемни сыпала. Сватья тоже не отставала, как подскочит (ее злостью подбрасывало) да как начнет переплеты ледяны выплетать. Слова-то — все дыбом.
А когда за кучами мерзлых слов друг дружку не видно стало, разошлись. Анисья дома свекровке нажалилась, что сватья ей всяких кислых слов наговорила.
— Ну и я ей навалила, только бы теплого дня дождаться, оно хоть и задом наперед начнет таять, да ее, ругательницу, насквозь прошибет! . Свекровка-то ей говорит:
— Верно, Анисьюшка, уж вот как верно твое слово. И таки они горлопанихи на том берегу, просто страсть! Прошлу зиму я отругиваться бегала, мало не сутки ругалась, чтобы всю-то деревню переругать. Духу не переводила, насилу стругалась. Было на уме еще часик-другой поругаться, да опара на пиво была поставлена, боялась, кабы не перестояла. Посулила еще на спутье забежать поругать.
А малым робятам забавы нужны — матери потаковщицы на улицу выбежат, наговорят круглых ласковых слов. Робята ласковыми словами играют, слова блестят, звенят музыкой. За день много ласковых слов переломают. Ну да матери на ласковы слова для робят устали не знают. А деъкам перво дело песни. На улицу выскочат, от мороза подол на голову накинут, затянут песню старинну, длинну, с переливами, с выносом! Песня мерзнет колечушками тонюсенькими-тонюсенькими, колечушко в колечушко, отсвечиват цветом каменья драгоценного, отсвечиват светом радуги. Девки из мороженых песен кружева сплетут да всяки узорности. Дом по переду весь улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят. Где свободно место окажется, приладят слово ласково: «Милый, приходи, любый, заглядывай!» Нарядно нашей деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют!
С этого и повелась торговля песнями. Как-то шел заморской купец, он зиму проводил по торговым делам, нашему языку обучался. Увидал украшенье — морожены песни — и давай от удивленья ахать да руками размахивать.
— Ах, ах, ах! Ах, ах, ах! Кака распрекрасна интересность диковинна, без всякого береженья на само опасно место прилажена!
Изловчился купец да отломил кусок песни, думал — не видит никто. Да, не видит, как же! Робята со всех сторон слов всяческих наговорили, и ну в него швырять. Купец спрашиват того, кто с ним шел: — Что за штуки колки каки, чем они швыряют? — Так, пустяки.
Иноземец и «пустяков» набрал охапку. Пришел домой, где жил, «пустяки» по полу рассыпал, а песню рассматривать стал. Песня растаяла да только в ушах прозвенела, а «пустяки» на полу тоже растаяли да за-поскакивали кому в нос, кому в рыло. Купцу выговор сделали, чтобы таких слов в избу не носил.
Иноземцу загорелось песен назаказывать: в свою страну завезти на полюбование да на прослушанье.
Вот и стали песни заказывать да в особы ящики складывать (таки, что термоящиками прозываются). Песню уложат да обозначат, которо — перед, которо — зад, чтобы с другого конца не начать. Больши кучи напели. А по весне на пароходах и отправили. Пароходищи нагрузили до труб. В заморску страну привезли. Народу любопытно, каки таки морожены песни из Архангельскова? Театр набили полнехонек.
Вот ящики раскупорили, песни порастаяли да как взвились, да как зазвенели! Да дальше, да звонче, да и все. Люди в ладоши захлопали, закричали: — Еще, еще! Слушать хотим!
Да ведь слово не воробей, выпустишь — не поймать, а песня, что соловей, прозвенит — и вся тут. К нам письма слали и заказны, и просты, и доплатны, и депеши одну за другой: «Пойте больше, песни заказывам, пароходы готовим, деньги шлем, упросом просим: пойте!»
Коли деньги шлют, значит, не обманывают. Наши девки, бабы и старухи, которы в голосе, — все принялись песни тянуть, морозить.
Сватьина свекровка, ну, та сама, котора отругиваться бегала, тоже в песенно дело вошла. Поет да песенным словом помахиват, а песня мерзнет, как белы птицы летят. Внучка старухина у бабки подголоском была. Бабкина песня — жемчуга да брильянты-самоцветы, внучкино вторенье, как изумруды. Девки поют, бабы поют, старухи поют. Песня делам не мешат, рядом с делом идет, доход дает.
Во всех кузницах стукоток, брякоток стоит — ящики для песен сколачивают.
Мужики бороды в стороны отвернули, с помешки чтобы бороды слов не задерживали.
— Дакосе и мы их разуважим, свое «почтение» скажем. Ну, и запели! Проходящи мимо сторонились от тех песен. Льдины летели тяжело, но складно. Нам забавно: пето не для нас, слушать не нам.
Для тех песен особи ящики делали и таки большущи, что едва в улице поворачивали. К весне мороженых песен больши кучи накопились.
Заморски купцы приехали. Деньги платят, ящики таскают, на пароход грузят и говорят: — Что таки тяжелы сейгод песни? Мужики бородами рты прикрыли, чтобы смеху не было слышно, и отвечают:
— Это особенны песни, с весом, с особенным уважением в честь ваших хозяев напеты. Мы их завсегда оченно уважам. Как к слову приведется, каждый раз говорили: «Кабы им ни дна ни покрышки». Это-то, по-вашему, значит — всего хорошего желам. Так у нас испокон века заведено. Так всем и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение.
Иноземцы и обрадели. Пароходы нагрузили, флагами обтянули, в музыку заиграли. Поехали. Домой приехали, сейчас афиши и объявления в газетах крупно отпечатали, что от архангельского народу особенно уважение заморской королеве: песни с весом!
Король и королева ночь не спали, спозаранку задним ходом .в театр забрались, чтобы хороши места захватить. Их знакома сторожиха пропустила.
Вот ящики поставили и все разом раскупорили. Ждут. Все вперед подались, чтобы ни одного слова не пропустить. Песни порастаяли и начали звенеть. На что заморски хозяева нашему языку не обучены, а поняли!
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Внеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Степан Григорьевич Писахов
1879 – 1960
Выполнила студентка 4 курса
профиля «Литература»
Ипатова Лидия Александровна -
2 слайд
Описание слайда:
Родился в Архангельске
От отца унаследовал дар художника, а от деда умение сказки складывать
В детстве мечтал стал художником -
3 слайд
Описание слайда:
«Сосна, пережившая бури»
«Серебристый день»
«Берег Белого моря»
«Прибрежные сосны» -
4 слайд
Описание слайда:
В 1902 г. поступил в художественное училище в Петербурге.
В 1905 г. за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России
Два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера
Писахов почти 25 лет проработал в школе.
Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска. -
5 слайд
Описание слайда:
Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.
В 1938 г. вышла целая книга сказок.
В 1939 г. Писахов был принят в Союз писателей. -
6 слайд
Описание слайда:
Образ Сени Малины имел реальный прототип. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.
-
7 слайд
Описание слайда:
Викторина
-
8 слайд
Описание слайда:
I тур
«Творческая биография писателя» -
9 слайд
Описание слайда:
В каком городе всю жизнь прожил С.Писахов?
Ответ: Архангельск
-
10 слайд
Описание слайда:
Какой предмет преподавал
С. Г. Писахов?Ответ:рисование
-
11 слайд
Описание слайда:
Кем мечтал стать писатель?
Ответ: художником
-
12 слайд
Описание слайда:
Как называется его первая сказка, вышедшая в 1924 году?
Ответ: «Не любо – не слушай»
-
13 слайд
Описание слайда:
Кто был прототипом героя Сени Малины?
Ответ: Семен Кривоногов
-
14 слайд
Описание слайда:
В каком году Писахов был принят в Союз писателей?
Ответ: в 1939 г
-
15 слайд
-
16 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Морожены волки»
-
17 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Морожены песни»
-
18 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Налим – Малиныч»
-
19 слайд
Описание слайда:
Какой сказке принадлежит иллюстрация?
«Апельсин»
-
20 слайд
-
21 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья»
«Морожены песни»
-
22 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«Свету — что в проруби, да скрозь лед чуть-чутошно сосвечиват.
Ко дну иду и вижу — рыба всяка спит. Рыбы видимо-невидимо»«Налим Малиныч»
-
23 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«Наш край летом богат светом. Солнце круглосутошно. Апельсины незамедлительно поспели»
«Апельсин»
-
24 слайд
Описание слайда:
Из какой сказки цитата?
«Вторы сутки прошли, и третьи пошли. Мороз градусов на двести с хвостиком»
«Морожены волки» -
25 слайд
Описание слайда:
III тур
Литературоведческий -
26 слайд
Описание слайда:
Какую сказку можно отнести к сказкам о животных?
«Морожены песни»
«Морожены волки»
«Наполеон» -
27 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«Медведь это на задни лапы выстал, запотягивался, ну вовсе как наш брат мужик..»
Ответ: сравнение
-
28 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«Я разгорячился! Я разгорячился!»
Ответ: повтор
-
29 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим»
Ответ: гипербола
-
30 слайд
Описание слайда:
Какой прием использовал автор?
«морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу»
Ответ: олицетворение
-
31 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
станция «Я творец»
сочинить северную сказку
(до 10 предложений).
1вариант: валенки, сугробы, олени, рукавицы, мороз;
2 вариант: клюква, журавль, болото, муравейник, грибы.
Прочитать сказки Шергина о Шише
(«Рифмы», «Шиш показывает барину нужду», «Шиш –сказочник», «Шиш и трактирщица» )
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Внеклассное занятие «Кладовая сказок С.Писахова»
-
Презентация к уроку лебедушка-С. Есенин
-
Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»
-
Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания.
-
Пезентация урока литературы в 5 классе по повести В. Крапивина «Дети синего фламинго»
-
Конспект урока в 5 классе по литературе. А. П. Платонов. «Никита»
-
Презентация к уроку. Литературная гостиная. С.Есенин.
-
Урок. Литературна гостиная. С. Есенин.
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5456288 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Радуга в небе
Задачи: познакомить
детей со свойством света превращаться в радужный спектр;
расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет;
упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развить внимание.
Материалы: стеклянная призма,
картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое
мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце,
миски, зеркала.
Описание. В гости к детям
приходит Художник.
Через речку — прыг да скок — Перекинулся
мосток. Подружила берега Семицветная дуга.
(Радуга)
Художник. Знаете ли вы, отчего в небе бывает
радуга?
В какое время года мы
чаще всего ее видим?
При какой погоде?
Обычно радуга появляется, когда во время
дождя светит солнце. В воздухе много
водяных капелек. Какие они по цвету? (Белые.)
Какие они по форме?
На какую фигуру похожи?
Воспитатель
показывает стеклянную призму. Художник. Около трехсот лет назад ученый Исаак
Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. Он открыл, что белый цвет — это
«чудесная смесь цветов».
Вы можете назвать эти цвета?
Показ картинки «Радуга».
Хотите попробовать разложить солнечный луч? (Опыт
удается,
если солнце стоит невысоко.) Возьмите небольшие миски, налейте воды чуть больше
половины миски. Поставьте зеркало в воду под наклоном. Поймайте зеркалом
солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. Дети
выполняют опыт.
Художник. Вода у нас выполняла роль призмы,
которая раскладывала свет на семь цветов. У
меня есть одна подсказка, которая
поможет запомнить названия всех цветов радуги. Послушайте: «Каждый
Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждое
слово начинается с буквы, которая указывает на цвет луча в радуге. Эти цвета всегда идут в одном
порядке. Любите ли вы играть с мыльными пузырями?
• Изготовьте их самостоятельно
по схеме-алгоритму.
Дети
самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную
помощь. Дети играют с пузырями.
Художник.
Какого цвета пузыри? Почему они не
белые? Ведь
мыло-то белое? На солнце пузыри не белые, а переливаются радужными тонами. Какой
формы пузырь? (Пузырь, летая, меняет форму, вытягивается.)
В заключение Художник
предлагает подарить мыльные пузыри малышам.
Забавные фокусы
Задачи: развить
у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы,
речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.
Материалы: 3
чайные ложки, охлажденные в холодильнике; повязка для глаз; 2
настольных зеркала, 2 яблока или пара других
однородных предметов;
наполненная водой до краев банка, к ее крышке приклеены
елочки, деревья, домик, насыпаны блестки (мелкая елочная мишура
белого или серебристого цвета).
Описание. Детей встречает
фокусник и беседует с ними.
Здравствуйте, дорогие
зрители! Забавные
фокусы увидеть не хотите ли?
Какое сейчас
время года?(Весна.)
Какой месяц?(Май.)
Какая сегодня
на улице погода? Верите ли вы, что сейчас пойдет снег?
Тогда не зевайте, не болтайте,
А за мною наблюдайте!
На столе стоит банка, покрытая тканью.
Фокусник берет банку, встряхивает, переворачивает, быстро снимая ткань. Дети
наблюдают, как в банке медленно опускаются снежинки-блестки.
Что видите? В чем
секрет моего фокуса? Чем необычна моя банка? Кто желает повторить мой фокус?
Дети рассматривают внутреннюю часть банки и
повторяют фокус самостоятельно.
Фокусник.
Стать настоящим фокусником непросто, надо
много тренироваться. Я сумел развить у себя неслыханную ловкость рук. Я могу двумя пальцами, большим и указательным,
унести сразу четыре яблока. Не верите? Смотрите сами!
Ставит в угол два
зеркала под прямым углом. В угол кладет два яблока.
Фокусник.
Кто желает посчитать, сколько у меня лежит
яблок? Восемь? Правильно!
Произносит заклинание:
Вы такого волшебства
Не видали в целом мире:
Пальцев хватит только два,
Чтоб плодов забрать
четыре!
Фокусник двумя пальцами забирает одно из
яблок.
Сколько осталось?
Каждый убеждается, что осталось только четыре
яблока.
Фокусник.
Сколько я положил яблок?
Сколько мы увидели?
Сколько яблок я
забрал?
Сколько после
этого увидели яблок?
В чем здесь
секрет?
Не всегда можно
доверять только глазам. Яблоки отражаются в соседнем зеркале, и их кажется
больше, чем
на самом деле. Настоящих яблок только два. Остальные шесть — всего лишь
изображения яблок. Детям предлагается
повторить этот фокус с другими предметами по их выбору.
На стол в ряд выкладываются ложки, только что
принесенные из холодильника.
Фокусник. Я могу отгадать, какую из этих
ложек только что брали.
Фокусник просит завязать ему глаза и
поворачивается к столу спиной.
Фокусник. Возьмите кто-нибудь одну из ложек,
прижмите к своему лбу и сосчитайте про себя два раза до двадцати (или до
сорока). А потом положите ложку на место. Когда закончите считать, скажите мне.
Фокусник поворачивается и, не снимая повязки
с глаз, говорит: «Сейчас я узнаю, какая ложка вобрала в себя мысли считавшего».
Касаясь ложек по очереди, приговаривает:
Ну-ка напрягитесь, ложки,
Помогите мне немножко!
Иль задача нелегка
Сосчитать до сорока?
Ага, вот она!
Фокусник поднимает самую теплую ложку.
Правильно я отгадал ложку? Как я
отгадал?
Предлагает детям побывать фокусниками.
Фокусник.
В чем секрет
фокуса?
Ложка, которую держали у
лба, нагрелась немного от нашего тела и поэтому теплее других.
Какой фокус вам
понравился больше всего? А вы знаете фокусы?
Детям предоставляется возможность показать
самостоятельно знакомый им фокус.
Фокусник прощается с детьми.