Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Задания по литературе для 5 класса чем напоминает сказка а. с. пушкина сказку в. а. жуковского? 2 ответа: 2 0

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Задания по литературе для 5 класса Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?

2 ответа:

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература



2



0

Скажем сразу, сказки Пушкина «О спящей царевне» и сказка Жуковского «О спящей царевне» писались этими авторами почти одновременно и в виде некоего соревнования. У кого из них получился более интересный вариант судить даже не берусь. Но Жуковский оставил больше деталей традиционного сюжета сказки, Пушкин сделал ее более оригинальной, авторской.

Сказка Пушкина напоминает сказку Жуковского прежде всего общностью сюжета — молодая царевна погружается в мертвый сон, от которого ее спасает красавец принц/королевич. Причина сна разная — проклятие и отравленное яблоко, зависть или обида.

Также общим для сказок является попытка авторов следовать народным канонам построения сказок, хотя Жуковский отнесся к этому более вольно, шутливо.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература



0



0

Можно выделить по меньшей мере три момента, которые являются общими для сказок Пушкина и Жуковского, и по которым можно сказать, что одна сказка напоминает вторую:

  1. Наличие спящей красавицы — царевны.
  2. Пробуждение ее после появления главного героя — принца или королевича.
  3. Стихотворный размер сказок.

И это неудивительно, ведь за основу сюжета и Пушкин и Жуковский взяли сказку «Спящая красавица».

Читайте также

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Даже не знаю, как бы оценила учительница мое видение и ассоциации. Возможно двойку бы влепила, а может быть и нет.

Ассоциация со строками известного произведения А.С. Пушкина современная.

Лукоморье — это моя многострадальная страна.

Леший бродит — бомж бродит, роясь в мусорных баках.

Среди невиданных зверей — богема.

Там лес и дол видений полны — куча супермаркетов и торговых центров, которыми застроили столицу.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных — новая полиция патрулирует город иногда толпами по праздникам, иногда на машинах с сиреной.

В образе королевича мне представляется какой-нибудь идейник, который борется с несправедливостью законности в нашем обществе.

Царь Кащей над златом чахнет — неистребляемая коррупция.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

По сюжетам Пушкина снято огромное количество фильмов, мультфильмов, написано несколько опер, и сказку «О мертвой царевне» конечно не забыли в этом отношении.

Так в 1951 году вышел мультфильм с одноименным названием, который снял режиссер Иванов-Вано.

В 1978 году на экраны вышел фильм «Осенние колокола» по мотивам этой сказки режиссера Гориккера.

В 1990 году появилась опера В. Плешака с тем же названием, что и сказка Пушкина.

В 1982 году был выпущен и диафильм по этой сказке по иллюстрациям художника Мешкова.

Если бы мне пришлось поставить спектакль по сказке «О мертвой царевне», я бы в его основу положила эпизоды со встречей молодой царевны и семи богатырей и с отравленным яблоком, как ключевые в этой сказке. ну и конечно эпизод пробуждения царевны нельзя оставить без внимания.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Сложно сравнивать между собой два столь разных по настроению и стилистике произведения, как «сказка о мертвой царевне» Пушкина и «Спящая царевна» Жуковского.

Оба автора постарались создать сказки, похожие на народные и им это удалось, но Пушкин сделал это более удачно. У его сказки есть все признаки русской народной сказки, например волшебный помощник, троекратные повторы, герой, который проходит испытания, на пути к своему счастью, и конечно торжество добра, которое выразилось в наказании злой царицы.

Сказка Жуковского в этом отношении оказывается более авторской, поэт создал своих особенных героев, отличающихся от героев народной сказки. Это и царь Макар и рак, который никогда в народных сказках не выступал предсказателем, и отсутствие противостояния добра и зла.

Однако мне очень нравятся обе эти сказки и я не хочу выбирать из них лучшую.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Ритм — это основа всякого стихотворения. которая позволяет используя ударные и безударные слога, а точнее их чередование создавать настроение, показывать скорость чтения, управлять эмоциями читателя или слушателя.

В сказке в стихах «О мертвой царевне» Пушкина мы встречаем интересное использование непостоянного ритма автором.

Так первые две строчки идут с последним ударным слогом, а следующие две с предпоследним. И так на протяжении всей сказки. Такое чередование ритма создает необычный рисунок сказки, делает ее действительно сказочной, народной, помогает сделать акцент на чем-то.

Вот например строки

7PvTRmHusX95RH9FtjNySRtTtt6fJe2j.png

читаются более звонко не только из-за слова Трезвонить, но и из-за ударения на предпоследнем слоге. Ударение же на последнем слогу в строках:

s6tJaZMWFVOjXA4SsOPIGhMP2DB6Ah.png

делает их более убедительными, более емкими, утверждающими.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Балладу «Лесной царь» написал Гёте, а В.А.Жуковский произвел ее перевод на русский язык.

Главными героями этого произведения являются три действующих лица:

  • отец, который скакал на коне и вез с собой ребенка;
  • мальчик, который в конце умирает;
  • лесной царь — несколько эфемерный персонаж, который зовет ребенка за собой, но при этом пугает его.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Суть произведения в том, что мальчик, видимо, был чем-то болен и отец пытался его успокоить и спасти от этого «недуга». Малыша за собой зовет «лесной царь», который у меня ассоциируется со смертью. И этот «лесной царь» в конце концов побеждает, ведь ребенок умирает, несмотря на все старания отца. Концовка произведения оставляет меня в растерянности и печали.

1.     
Орг. момент

На доске портреты А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.  

— Кто догадался, глядя на
портреты писателей , о чем пойдет речь на уроке?
 

Ответ: В 1831 году на даче
в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший
пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
 

Что говорил Николай
Васильевич Гоголь об этой стороне жизни двух поэтов? ( стр 78)
 

Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил  в Павловском и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под
пера сих мужей! У Пушкина… сказки  русские
народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» 

Сегодня на уроке мы будем
исследователями. Мы сравним две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина . Мы должны доказать, какая
из сказок ближе к народной.
 

Дальнейший  ход урока сопровождается презентацией

Презентация сопоставление сказки

2.     
 Актуализация
знаний учащихся
 

Кроссворд    — выполнение кроссворда направлено на проверку знаний текста сказки А.С.Пушкина.

— Ребята, я неоднократно
повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка?
(ответы учащихся)

(Сказка- занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )

— Молодцы, хорошо
ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают виды сказок?

(сказка о животных,
волшебная и бытовая)

-Очень хорошо! А какие
они,  волшебные сказки?  Как мы узнаем, что сказка является волшебной?
(В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
 

— Давайте вспомним,  какими признаками отличается волшебная
сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное
царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда
им помогают волшебные предметы или волшебные слова). 

— Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной  сказки, но среди сказок
есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

(Литературная сказка —
произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее,
принадлежащее конкретному автору).
 

3.     
Речевая разминка 

Игра «Найди пару» — задание отображается на интерактивной доске. Один ребёнок читает строку из сказки Пушкина или Жуковского, другой подбирает продолжение к этой строке.

4.     
 Работа со
словарем

 Так как мы будем сравнивать сказки, давайте
найдем в словаре, что такое сравнение

 (Сравнить – это значит сопоставитъ в равных
условиях, найти сходства и различия)

( слайд 2)

При сравнении мы прежде
всего будем работать с сюжетом произведений, сравним композицию,  художественные средства и героев .

Найдем в словаре, что
такое сюжет и композиция.

(Сюжет – ряд событий,
описанных в произведении)

(Композиция – построение
произведения)

(слайд 3)

5.      Работа с таблицей

Оформим это в виде таблицы – в таблицу заносим
только отличия сказок.

А)
сопоставление названий сказок

Для начала давайте обратим
внимание на название сказок, что общего и что их отличает.

(обсуждаем и заполняем
таблицу)

Б)
сопоставление героев

Кто является героями
сказки Жуковского?

Кто является героями
сказки А.С.Пушкина?

В) сравнения
композиций произведений

А сейчас давайте
рассмотрим композицию произведений.

Давайте вспомним, из каких
частей состоит композиция произведения ( завязка, кульминация, развязка)

Что такое завязка
произведения? (Завязка – событие, знаменующее начало произведения).
(слайд 4)

Чтение наизусть начала
сказки Жуковского и Пушкина.(заполнение таблицы) (слайд 5-6)

Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении)
(слайд 7)

Чтение наизусть отрывка из
сказки Пушкина и сказки Жуковского.(заполнение таблицы)(слайд 8-11)

Чем отличается концовка
произведений?

Вывод – концовки не
отличаются.

Г)сравнения сюжетов произведения

Заполнить таблицу, ответив на вопросы в таблице.(индивидуальная
работа)

Кто виноват
в бедах молодых царевен?

Ответ: в сказке Пушкина –
злая мачеха, а в сказке Жуковского — злая колдунья.(заполняем таблицу)

— Отчего уснула царевна в
сказке Жуковского?

Ответ:  укололась о веретено.(записываем в таблицу)

 Отчего умерла царевна в сказке Пушкина?

Ответ: съела яблоко
(записываем в таблицу)

— Сколько спала царевна в
сказке Жуковского?

Ответ: триста лет (запись
в таблицу)

Сколько дней лежала
мертвая царевна?

Ответ: три дня (запись в
таблицу)

Кто помогает царскому сыну
в сказке Жуковского?

Ответ: старик (запись в
таблицу)

Кто помогает королевичу
Елисею из сказки Пушкина?

Ответ: природа (запись в
таблицу)

Как очнулись царевны?

Ответ: в сказке Пушкина –
от удара королевича о гроб, в сказке Жуковского – от поцелуя (запись в таблицу)

Что произошло с мачехой в
сказке Пушкина?

Ответ: умерла(запись в
таблицу)

Что произошло с злой
колдуньей в сказке Жуковского?

Ответ : исчезла(запись в
таблицу)

Чтение
наизусть отрывка из сказки Пушкина  и
Жуковского(слайд 11-14)
 

Д)Сравнение формы произведений и художественных
средств выразительности

Обратите, пожалуйста, на
форму произведения.

Вывод: у Жуковского
сплошной текст, у Пушкина – разделение на строфы.(запись в таблицу)

Работа в
группах
– найти эпитеты, повторы,
сказочные выражения (одна группа работает со сказкой Пушкина, другая со сказкой
Жуковского)

Жуковский:

Повторы – жил-был (стр.68)

Сказочные выражения – Что
ни в сказке сказать, ни пером описать (стр.68); по усам вино бежало, в рот же
капли не попало (стр.78)
 

Пушкин:

Повторы – в путь-дорогу
(стр.91); ждет-пождет (стр.91); царь-отец (стр. 91); росла, росла (стр. 92); шла
да шла (стр.95); месяц, месяц (стр.105); ветер, ветер (стр.106);

Сказочные выражения – стали
жить да поживать (стр. 99);благодарствуй за обед (стр.101); я там был, мед,
пиво пил, да усы лишь обмочил (стр. 108)
 

(Эпи́тет (от др.-греч. πίθετον — «приложенное») — определение при слове,
влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным

6.     

7.     
Сравнение сказки Пушкина и Жуковского с народной
сказкой

      С самого раннего детства А. С. Пушкин
проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного
творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью
слушал он сказки, которые рассказывала 
Арина Родионовна — няня поэта

 Арина Родионовна была искусной рассказчицей,
знала множество сказок, пословиц и поговорок.(слайд 15)

Мастерица ведь была

 И откуда что брала!

 А куды разумны шутки,

 Приговорки, прибаутки,

 Небылицы и былины

 Православной старины,— 

вспоминал о ней поэт. 

Став взрослым, Александр
Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал
чудесные сказки.

За гипотезу возьмем слова
детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.

 Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».(слайд 16)

Нам нужно доказать: либо
это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

— Какие вы знаете признаки
фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные
герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает
зло)

— Какая сказка – «Спящая
царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царквне и о семи богатырях» Пушкина –
ближе к народной?

Вывод: сказка Пушкина
ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает
не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных
сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к 7
богатырям, Елисей 3 раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно,
что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в
сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин
чаще использует повторы, например: «путь-дорога», «царь-отец»,
«красавица-девица».
 

— Какие еще сказки
А.С.Пушкина вы знаете?

Работа с иллюстрациями на
стр 115.(учебник)

1.     
«Сказка о рыбаке
и рыбке»

2.     
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»

3.     
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре 
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

4.     
«Сказка о золотом
петушке»
 

                    Итоговый тест 

8.     
Итог урока

 Мы провели исследовательскую работу, сравнили
две сказки. Мы доказали, что сказка Пушкина ближе к народной.

Жуковский взял за основу
сказку Шарля Перро «Спящая красавица», а Пушкин – русскую народную сказку
«Самоглядное зеркало»

– Как вы думаете, ребята, сказка
Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою
неповторимую, литературную сказку.)
 

Рефлексивная деятельность: (слайд 17)

На уроке:

Я приобрел …

Я научился …

Я понял, что …

Было трудно …

Было интересно …

Хочу похвалить …

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

План – конспект урока литературы в 5 классе
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях» А.С. Пушкина и
«Спящей царевны» В.А. Жуковского»

Автор: Сиякина Нафиса Равиловна

Организация: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели:

Деятельностная: Формировать умения сравнивать, обобщать выводы о сходствах и об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Содержательная: изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассмотреть сходства и отличительные особенности авторских сказок на примере произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро» и «зло», «долг», «совесть»; воспитание любви к авторским и народным сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;

Ученик получит возможность осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД: развивать умения анализировать и сравнивать изученные сказки между собой, соотносить их с народной сказкой; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике и словаре; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Коммуникативные УУД: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме;

ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

Предметные: знать содержание сказок; владеть литературоведческими терминами «сравнение», «народная и литературная сказка»; уметь воспринимать, анализировать и сопоставлять авторские сказки; уметь формулировать идею, проблематику произведений и давать характеристику героям.

Необходимое оборудование: Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. – ООО «ТИД «Русское слово», 2011

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?

Всякое уменье трудом дается

Ученик. Я думаю, эта пословица гласит: чтобы уметь выполнять разные дела, нужно этому учиться.

Ученик. А я считаю, что для этого мы в школе должны хорошо учиться, много трудиться.

Ученик. Я хочу добавить, что только благодаря упорному труду можно научиться всему.

Учитель. Вы готовы трудиться? Готовы начать урок?

Ученик. Готовы.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Проверим домашнее задание. Вам было дано задание на выбор: Составить цитатный план сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» или ответить на вопросы. Ребята, составившие цитатный план, садятся по правую руку от меня, а те, кто подготовил ответы на вопросы – по левую руку. Слово предоставляется группе, которая составила цитатный план. Отвечает капитан группы.

Ученик. Мы составили следующий план:

«Царь с царицею простился…»

«Царь женился на другой…»

«Но царевна молодая, тихомолком расцветая…»

«А царевна все ж милее…»

«Вот Чернавка в лес пошла…»

«Будь нам милая сестрица…»

«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

«…Нищая черница ходит по двору с клюкой…»

«В руки яблочко взяла»

«…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»

«Свадьбу тотчас учинили…»

Учитель. Прослушаем ответы тех, кто отвечал на вопросы. Слово предоставляется второй группе. Первый вопрос: Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?

Ученик. Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования. В сказке Пушкина мы ещё и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс не спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названую. Но потом нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.

Учитель. Послушаем ответ на второй вопрос. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

Ученик.

Как герой этой сказки, нам больше всего понравилась сама царевна. Она красивая, нежная, добрая, хозяйственная и красивая.

Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства, потому что она коварная, сварливая и мстительная. Ведьма отличается от всех героев этой сказки.

Учитель. Молодцы, все выполнили домашнее задание. А теперь скажите, на какое произведение похожа эта сказка?

Ученик. Мы затрудняемся ответить.

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1.Выполнил домашнее задание

2. Активно работал в группе

3. Выполнял свои обязанности

4. Соблюдал культуру общения

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения, но ты справился

— у тебя не получилось работать в группе

5.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Обратимся к изображениям на экране. Кого видите? Слайд №2.

Ученик. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А что изображено ниже?

Ученик. Это кадры из мультфильмов по мотивам сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Учитель. Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?

Ученик. Будем говорить о сказках В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Слайд №3.

Учитель. А теперь прочитайте вопросы на экране. Слайд №4.

Ученик. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

Ученик. В данных сказках больше различий, чем общего?

Ученик. Какая из сказок ближе к народной?

Учитель. Мы можем с вами ответить на вопросы, которые выведены на экран?

Ученик. Нет, мы затрудняемся.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы? Ученик. Мы будем анализировать текст, сравнивать образы героев.

Ученик. Будем учиться находить сходства и различия народных и авторских сказок.

Ученик. Мы узнаем какая из этих сказок ближе к народной.

Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – сопоставить «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящую царевну» В.А. Жуковского». Слайд № 5

V. Реализация построения проекта.

Словарная работа

Учитель. Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение?

Ученик. Сравнивать – значит находить различия и схожесть.

Учитель. Правильно ребята. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и запишем новое определение в словарик.

Ученик. Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия. Слайд №6.

Учитель. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина сказки — русские народные, у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело!»

Да, именно сказку, подобную народной должен был написать каждый из великих поэтов. Слайд №7.

Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. Слайды № 8,9.

Эталон

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Ученик. Мы составили кластер, где указали такие отличительные черты народных сказок: борьба добра и зла, бывают положительные и отрицательные герои, есть зачин и концовка, написана в прозе.

Учитель. А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. (На экране слайд № 10)

Учитель. Ребята, что входит в предмет сравнения?

Ученик. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.

Чем напоминает сказка пушкина сказку жуковского 5 класс литература

Парная работа. Слайды №11,12.

Учитель. Сравнение названия сказки проводим по структуре «Таймд пэа шэа» в парах. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок.

Ученик. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).

Ученик. У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (свое название).

Ученик. В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Учитель. А какие различия есть в названии?

Ученик. Царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

Учитель. Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Из каких сказок брали сюжеты В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Слайд №13

Ученик. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Ученик. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах.

Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.

Учитель. Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? Чтобы ответить на этот вопрос составьте схему из предложенных карточек с понятиями.

Карточка №1.

Разложите понятия в виде цепочки-связи.

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке №1.

Прослушивание народной сказки — запись сказки — обработка сказки — авторская литературная сказка.

Учитель. Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде») и заполняем таблицу. Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.

Карточка №2. Слайд №14

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Слайд №15.

Эталон к карточке №2.

Совпадения в сюжете сказок

Различия в сюжете сказок

  1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.
  1. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

3. Зло совершают женщины: старуха-чародейка и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я чародейка — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), у Жуковского – уснула (романтические мотивы).

4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю), у Жуковского — 300 лет спала.

5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку), царевичу Жуковского помогает старик.

6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте, у Жуковского – спит дома.

7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок), у Жуковского — веретено.

8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла, у Жуковского злая колдунья исчезла.

Физкультминутка. Слайд № 16.

Учитель. Ребята, а место действия в сказках разные или одинаковые?

Ученик. Разные, у Жуковского – дворец, бор, у Пушкина – дворец, терем в лесу, пустая гора.

Учитель. Правильно, молодцы. Теперь оцените свою работу на данном этапе.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

Учитель. Какой следующий аспект сравнения?

Ученик. Композиция.

Учитель. Назовите основные элементы композиции.

Ученик. Завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. Слайд №17.

Учитель. Давайте сравним сказки по этому аспекту. Слайд №18.

Для этого проведем групповую работу. 1 группа работает с текстом сказки В.А. Жуковского (стр.71), вторая – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)

Ученик. Композиция сказок похожа: в обеих, как и в народных есть зачин.

Учитель. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. (1 группа)

Ученик. (читает)

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет,

А детей все нет, как нет. (стр. 71)

Учитель. А теперь его найдём в сказке А. С. Пушкина. (2 вариант)

Ученик. (читает)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. (стр. 95)

Учитель. Давайте найдем в сказках завязку.

Ученик. У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (чтение стр. 71).

Ученик. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. (чтение стр. 96)

Учитель. Ребята, а как развиваются действия в сказках?

Ученик. У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

Ученик. У Пушкина: сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Учитель. Зачитайте то место, которое является ключевым моментом – кульминацию в сказке Жуковского.

Ученик. На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал. (стр. 80)

Ученик. У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила. (стр. 110)

Учитель. Молодцы, все правильно. А какие строчки зачитаете в качестве концовок сказок?

Ученик. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало. (стр. 81)

Ученик. У Пушкина: И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил. (стр. 112)

Учитель. Ребята, а что общего вы видите в форме произведений? Слайд № 19.

Ученик. Сказки написаны в стихотворной форме.

Учитель. Что различного?

Ученик. Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.

Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?

Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.

VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Давайте проверим полученные знания. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «Да-нет».

Вы ставите знак + если согласны с утверждением.

Вы ставите знак — если не согласны с утверждением в таблицу.

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского литературные сказки.
  2. В этих сказках главной героиней является царица.
  3. Главная мысль сказок выражена пословицей: «Добро не умрет, а зло пропадет».
  4. В основе создания характеров героинь лежит прием сравнения.
  5. В данных сказках есть композиционные части: присказка, зачин, кульминация, концовка.
  6. Царица придумала расправиться с Царевной с помощью отравленного персика.
  7. Чародейка предсказала, что Царевна заснет, вкусив яблоко.
  8. Житие – жанр литературы, в котором рассказывается о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

+

Не знаем

Учитель. Почему вас затруднило последнее утверждение?

Ученик. Мы не знаем, что такое житие.

Учитель. Правильно. Это мы будем рассматривать на следующем уроке. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

  1. балла — нет ошибок; 1 балл — 1-2 ошибки; 0,5 балл — 3 ошибки; 0 баллов — 3 ошибки

VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Ребята, какую учебную задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? Слайд №20

Ученик. Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты.

Ученик. Мы выяснили, какая из сказок ближе к народной, это сказка А.С. Пушкина. Во-первых, троекратный повтор. Царица 3 раза обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.

Ученик. Во-вторых, как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей, королевич Елисей). Учитель. Слайд №21. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.

  • . Предлагаю составить синквейн, связанный с главными образами двух сказок.

Ученик. (А.С. Пушкин)

Царевна
Добрая, скромная.
Любит, ждет, помогает.
Познакомилась с семью богатырями.
Сказка.

Ученик. (В.А. Жуковский)

Царевна
Добрая, кроткая.
Покоряется, верит, надеется.
Прекрасный образ невесты и дочери.
Красавица.

Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 б. – если активно работали на этом этапе урока,

0,5 б. – если отвечали, но не на все вопросы,

0 – если не участвовали в беседе.

IX этап. Этап рефлексии

Учитель. Я хочу узнать ваши впечатления от урока и чему сегодня вы научились. Для этого продолжите фразы:

Я научился…

Я узнал на уроке….

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Ученик. Я научился сравнивать героев произведения.

Ученик. Мне было трудно, когда писали графический диктант.

Ученик. Я узнал, как анализировать произведение.

Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу, особенно, когда нужно было по тексту найти информацию о сходстве и различии в сюжетах сказок.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель. Слайд №22. Запишите домашнее задание:

1. Придумайте свою небольшую сказку;

2. Выучите наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (25-30 строк).

3. Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?»

Учитель. Слайд №23. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Список используемой литературы
1. Меркин Г.С. Литература. 5 класс. — М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.
2. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3. Мультимедийное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» Г.С. Меркина.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
5. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс». — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
6. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс».

Приложения:

  1. file0.pptx.zip.. 4,3 МБ

Опубликовано: 01.12.2019

Различия между сказками Пушкина и Жуковского

Особенность

Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.

Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.

Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.

Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.

Источник

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

Какие бывают сказки

Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:

Сказки о животных

Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.

То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.

К чему снится тигр: толкование по разным сонникам

Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC

В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).

Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.

Сон с субботы на воскресенье: чего от него ждать

Волшебные сказки

Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).

В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).

Стихи и сказки В.А Жуковского. Художественное своеобразие стихотворений и сказок В.А.Жуковского.

Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, в селе МишенскомБелеевского уезда Тульской губернии.

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.

В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник Н.М. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой «разговорный» язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 гг. — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 гг. и редактор) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 г. он бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», куда входил К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, лицеист А.С.Пушкин и многие другие. Литературный труд долго был для Жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать всё для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной мере и на его мать). Благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами.

Придворная служба отнимала много времени. Только в 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника Е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё откладывать возвращение на родину.

Перед концом своей жизни Жуковский с семьёй решил переехать в Россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить «Агасферу», «Илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Василий Андреевич Жуковский — «Это Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии» (Белинский) — представлял и в литературе для детей романтическое направление. В журналах и сборниках, предназначенный детям, печатать его баллады, поэмы элегии, отличавшиеся романтической настроенностью.

Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев Гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «Детский собеседник». Перевод «Одиссеи» Гомера поэт предназначал для юношества.

Создавая стихи для детей, Жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «Котик и козлик» и «Птичка» напоминают народные потешки и песенки.

Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу.

Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья — основные мотивы его сказок.

Сказки Жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок Жуковского.

Творчество Жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими западноевропейскими тенденциями в поэзии.

В.А. Жуковским была создана — «педагогическая поэма» — книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Детские стихотворения Жуковского впервые увидели свет в 1852 г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги. Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, Жуковский не мог в своём творчестве пройти мимо сказок.

Своеобразие творческой манер Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «Сказка о царе Берендее» написана гектамером — античным размером, размером «Илиады» и «Одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев Гримм и французских сказок Перро Жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения.

Популярность сказок В.А. Жуковского была в своё время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет преимущественно историко-литературный интерес. Многие из его оригинальных и переводных вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течении всей жизни, нашли отражение и в его литературной деятельности.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Чем необычна композиция рассказа старуха изергиль
  • Чем можно пожертвовать ради любимого человека сочинение литература гроза
  • Чем не занимался акакий акакиевич по вечерам работал над сочинением
  • Чем можно заменить слово любовь в сочинении
  • Чем моя семья занимается в свободное время сочинение