1) Если перед омонимичным словом стоит предлог, то
перед нами союзное слово.
Напр.: Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем
же (Н. Гоголь).
2) Если слово-омоним заменяется синонимичным союзом, то это
союз, а если союзным словом, то это союзное слово.
Ср.: Зачем ты делаешь вид, что (будто) спишь? (что – союз). – Дай мне книгу, что (которая) лежит на столе
(что – союзное слово).
3) Союз иногда можно опустить, и смысл предложения в
основном сохраняется; союзное слово опустить нельзя.
Ср.: 1) По радио сообщили, что завтра будет тепло. – По радио сообщили:
завтра будет тепло. 2) Я не знаю, куда он уезжает. – Я не знаю, (куда? когда? почему?) он уезжает.
4) Придаточное предложение, которое присоединяется к
главному предложению союзным словом, может быть преобразовано в самостоятельное
вопросительное предложение. Придаточное предложение, которое начинается союзом,
подобную трансформацию не допускает.
Ср.: 1) Трудно вспомнить, что я чувствовал в тот
момент. – Что я чувствовал в тот момент? (что – союзное слово). 2) Трудно было
поверить, что это
правда. Трансформация невозможна (что – союз).
5) Придаточное предложение, которое начинается союзным
словом, может быть преобразовано в сложносочиненное предложение с союзом и с
присоединительным значением.
Напр.: Этот фильм понравился всем, чего и следовало ожидать. –
Этот фильм понравился всем, и этого следовало ожидать. Придаточное предложение,
которое связано с главным предложением посредством союза, такого преобразования
не допускает.
6) К союзному слову можно присоединить усилительные
частицы же, именно, а к союзу – нельзя.
Ср.: Он никак не мог узнать, когда (когда же, когда
именно) придет поезд (когда – союзное слово). – Он очень обрадовался, когда наконец пришёл поезд
(когда – союз).
7) На союзное слово, в отличие от союза, часто падает
логическое ударение.
Ср.: Я не слышал, что он сказал (что – союзное слово). – Я знаю, что
он придёт (что – союз).
Союзы не являются членами предложения, например:
Он сказал, что
сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения). Союзные
слова являются членами придаточного предложения,
например: Она не
сводила глаз с дороги, что
ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).
9) Союзное слово можно заменить указательным местоимением
или местоимённым наречием,
ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет
делать завтра; Я знаю, где
он был вчера. – Я знаю: там он был вчера. Союз нельзя заменить
указательным местоимением или местоимённым наречием.
10) Что, как, когда могут быть как союзами, так и
союзными словами. Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими
словами надо быть особенно внимательными.
11) Помимо указанных выше способов разграничения союзов и
союзных слов следует учитывать следующее.
КОГДА
Когда является союзом в придаточном времени
(Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) и в придаточном
условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).
Когда является союзным словом в придаточном
дополнительном (Я знаю, когда он вернётся) и в придаточном определительном
(Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда; когда в определительном
придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом
который, ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда).
КАК
Как является союзом во всех обстоятельственных
придаточных, кроме придаточных образа действия и степени
(ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) – придаточное
сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) – придаточное
условия; можно заменить: еслидуша черна. – Делай так, как тебя учили –
придаточное образа действия и степени).
Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные
(ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ): в них как и что могут быть как союзами, так и союзными
словами.
Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что – союз). – Я знаю,
что он будет делать завтра (что – союзное слово); Я слышал, как за стеной
плакал ребёнок (как – союз). – Я знаю, как она любит сына (как – союзное
слово).
В придаточном изъяснительном (дополнительном) союз как
можно заменить союзом что,
ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. – Я слышал, что
за стеной плакал ребёнок.
ЧТО
2) Чем является союзом в двух случаях:
а) в составе двойного союза чем… тем:
Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем
грустнее на душе;
б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений,
которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени
или слова иной, другой, иначе.
Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать
трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).
СОЮЗНЫЕ СЛОВА
3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который,
какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.
Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто
это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю,
сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш
праздник; Я знаю, чей это портфель.
При разборе придаточного предложения как простого очень
часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на
значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить
союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом
предложения это слово является.
Ср.: Я знаю, где он прячется. – Там он прячется.
Союзные слова который, какой, чей в определительном
придаточном можно заменить существительным, к которому относится это
придаточное.
Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). –
Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич – такой управитель, какого и на свете нет.
– Такого управителя и на свете нет.
Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова
переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от
главного предложения к придаточному.
Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был
– придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), гдепровел
юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда –
придаточные определительные.
Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где,
куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который.
Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. – Он вернулся в
город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду.
– Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.
Про отличия определительных придаточных от изъяснительных и обстоятельственных см. здесь: Типы придаточных
Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
101. Как путешествия могут изменить человека?
102. В чём ценность путевых впечатлений?
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106. Книга как путешествие в прошлое.
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111. Чем путешествие может обогатить человека?
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3. Преступление и наказание – вечная тема
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307. Что такое преступление против самого себя?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
501. Что значит быть гражданином?
502. Что такое гражданский долг?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
По регионам
Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
→ Сочинения по этим темам.
Приволжский федеральный округ
Удмуртская Республика, Самарская область
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
Северо-Западный федеральный округ
Калининградская область
111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?
Уральский федеральный округ
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
Сибирский федеральный округ
Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
Омская область
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
Иркутская область
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
Дальневосточный федеральный округ
Забайкальский край
106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
Магаданская область
101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307. Что такое преступление против самого себя?
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
Камчатский край, Чукотский автономный округ
102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502. Что такое гражданский долг?
→ Как выглядит задание: temi-1dec2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
ÐавеÑное, поÑÑи каждÑй Ñеловек задÑмÑвалÑÑ Ð¾ Ñом, к ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий. Ðногие меÑÑаÑÑ ÑвидеÑÑ ÑеÑез неÑколÑко Ð»ÐµÑ Ð¿ÐµÑед Ñобой леÑаÑÑие маÑинÑ, ÑазлиÑнÑÑ
ÑобоÑов. СовÑеменнÑй Ð¼Ð¸Ñ Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¾Ñобенно бÑÑÑÑÑм ÑазвиÑием ÑеÑ
нологий, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñм днем ÑвелиÑиваеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво изобÑеÑений. ÐаÑÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð»ÑдÑм делаÑÑ Ð¸Ñ
Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ¾Ð¼ÑоÑÑнее и пÑоÑе. РобÑеÑÑве пÑинÑÑо ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо ÑазвиÑие наÑки и ÑеÑ
ники оÑÐ²Ð¾Ð±Ð¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾Ñ ÑазлиÑной ÑÑÑинной ÑабоÑÑ Ð¸ Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе вÑемени ÑделÑÑÑ ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð»Ñдей. Ðо не ÑолÑко полÑÐ·Ñ Ð¿ÑиноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑе оÑкÑÑÑиÑ.
Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо Ñам Ñеловек, в ÑÐ¸Ð»Ñ ÑвойÑÑвенной ÐµÐ¼Ñ Ð»ÐµÐ½Ð¸, пÑивÑÐºÐ°ÐµÑ Ðº комÑоÑÑÑ, ÑеÑÑÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе навÑки, ÑÑановиÑÑÑ Ð³Ð»Ñпее. ÐоÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑÑва, коÑоÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑаÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¾ не вÑе лÑди. ЧеÑез некоÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ñеловека Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвеÑÑиÑÑ Ðº ÑомÑ, ÑÑо он бÑÐ´ÐµÑ ÑолÑко поÑÑеблÑÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð° ÑивилизаÑии.
Так, в ÑанÑаÑÑиÑеÑком Ñомане-анÑиÑÑопии ÐÐ²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐвановиÑа ÐамÑÑина «ÐÑ» опиÑана опаÑноÑÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑ
ники. ÐиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑаÑкÑÑл пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð»Ð¾ÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑом дÑÑ
овной ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ обÑеÑÑва, показав Ð¼Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑего, полного бездÑÑноÑÑи и ÑÑловноÑÑей. ÐÑоизведение напиÑано в ÑоÑме дневника инженеÑа Ð-503, коÑоÑÑй бÑл лиÑен воли и ÑпоÑобноÑÑи мÑÑлиÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно. ÐÑдÑÑее, опиÑанное авÑоÑом вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ñмно: Ñ Ð»Ñдей Ð½ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½, вÑе живÑÑ Ð¿Ð¾ обÑзаÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑаÑпиÑаниÑ, обÑеÑÑво полноÑÑÑÑ Ð¾Ñделено Ð¾Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ оÑновой ÑÑой «новой жизни» ÑвлÑÑÑÑÑ ÑиÑÑÑ. ÐÑоизведение Ð.Ð. ÐамÑÑина Ð½Ð°Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° мÑÑÐ»Ñ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одим, но в ÑазÑмнÑÑ
пÑеделаÑ
. ÐÐµÐ´Ñ Ñамое главное в жизни â ÑÑо вÑе же Ñеловек и вÑе Ñо, ÑÑо назÑваеÑÑÑ Ð´ÑÑ
овноÑÑÑÑ Ð¸ нÑавÑÑвенноÑÑÑÑ.
ÐÑоме Ñого, обÑеÑÑво вÑе ÑаÑе пеÑекладÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð° маÑинÑ, а ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑивÑзанноÑÑÑ Ðº ÑеÑ
нике Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑÑаÑнÑм поÑледÑÑвиÑм. Ðногие ÑовÑеменнÑе авÑоÑÑ Ð¾Ð±ÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑÑо Ñвление. ÐапÑимеÑ, в книге ÐндÑÐµÑ ÐладимиÑовиÑа ÐÑÑпаÑова «ЧеÑвеÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð¸ÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°Â» опиÑÑваеÑÑÑ Ð±ÑдÑÑее ÑеловеÑеÑÑва. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¸ÑÐµÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо в ближайÑие деÑÑÑилеÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеживÑÑ ÑамÑÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑнÑÑ ÑÑанÑÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð·Ð° вÑе вÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÑеÑÑвованиÑ. ÐÑа книга ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ иÑкÑÑÑÑвенном инÑеллекÑе, коÑоÑÑй Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñм днем ÑазвиваеÑÑÑ Ð²Ñе болÑÑе. ÐÑди ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ðµ полÑзÑÑÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑами, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¼Ð°ÑÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑе ÑзнаÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑпеÑиалÑнÑÑ
пÑиложений в ÑелеÑоне; обÑеÑÑво ÑÑали менÑÑе инÑеÑеÑоваÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð³Ð¾Ñаздо доÑÑÑпнее и бÑÑÑÑее найÑи вÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð² ÐнÑеÑнеÑе. Ðз-за ÑÑого ÑепеÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ не могÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð² голове болÑÑое колиÑеÑÑво инÑоÑмаÑии, не в ÑоÑÑоÑнии запоминаÑÑ ÑложнÑе маÑÑÑÑÑÑ. ÐвÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑиÑаÑелÑм о Ñом, ÑÑо Ð¼Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑжен поÑÑоÑннÑм изменениÑм и еÑли Ñже ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ðµ задÑмÑваÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим, Ñо можно ÑÑÑаÑиÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñки, коÑоÑÑми обладаеÑÑ.
Таким обÑазом, изменениÑ, пÑоиÑÑ
одÑÑие из-за ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ вÑегда положиÑелÑнÑми. ÐÑди Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо ÑеловеÑноÑÑÑ, дÑÑ
овноÑÑÑ, нÑавÑÑвенноÑÑÑ â ÑÑо Ñо, ÑÑо ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñновой жизни. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ не поÑеÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸ понимаÑÑ, ÑÑо пÑедел еÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ дейÑÑвиÑ.
ÐобÑÑй денÑ, ÐкаÑеÑина.
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² ÑвоÑм ÑоÑинении доÑÑаÑоÑно полно ÑаÑкÑÑÑÑ ÑемÑ, но вÑÑ Ð¶Ðµ на вопÑÐ¾Ñ ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ — Ðакие наÑÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑ?- Ð²Ñ Ð½Ðµ оÑвеÑили в полной меÑе.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1(ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) +1 балл
ÐÑмаÑ, бÑло Ð±Ñ Ð¿ÑавилÑнее назваÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑнÑе наÑÑнÑе оÑкÑÑÑиÑ, коÑоÑÑе пÑедÑÑавлÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑеловеÑеÑÑва: Ñоздание ÑдеÑного оÑÑжиÑ, аÑомной бомбÑ, Ñоздание иÑкÑÑÑÑвеннÑÑ
виÑÑÑов и Ñ.д.
Ð2(налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа)+1 балл
ÐÑ Ð¿Ñивели два аÑгÑменÑа, доÑÑаÑоÑно бÑло и одного, но анализ надо делаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ глÑбокий, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½ ÑооÑвеÑÑÑвовал оÑвеÑÑ Ð½Ð° вопÑоÑ, вÑнеÑеннÑй в ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинениÑ. ÐÑÑÑе взÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ пÑоизведение, Ñем пÑоÑÑо ÑÑмбÑÑно пеÑеÑказÑваÑÑ ÐºÑаÑкое ÑодеÑжание двÑÑ .
Ð3(логика и композиÑиÑ) +1 балл
ÐомпозиÑÐ¸Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑÑ ÑаÑÑнаÑ(вÑÑÑпление, оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð¸ заклÑÑение), ÑÑо ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð½Ð¾Ñмам данного жанÑа, но ÑовеÑÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑÑвеÑждений, коÑоÑÑе могÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑиÑаÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑением логики, напÑимеÑ, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ :
Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо Ñам Ñеловек, в ÑÐ¸Ð»Ñ ÑвойÑÑвенной ÐµÐ¼Ñ Ð»ÐµÐ½Ð¸, пÑивÑÐºÐ°ÐµÑ Ðº комÑоÑÑÑ, ÑеÑÑÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе навÑки, ÑÑановиÑÑÑ Ð³Ð»Ñпее. ÐоÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑÑва, коÑоÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑаÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¾ не вÑе лÑди.
ÐеÑмеÑÑно в данном ÑлÑÑае говоÑиÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо лÑди ÑÑановÑÑÑÑ Ð³Ð»Ñпее, и Ð¾Ñ ÑÑого поÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑÑва.
Ð4(ÑеÑÑ) +1 балл
ÐавеÑное, поÑÑи каждÑй Ñеловек задÑмÑвалÑÑ Ð¾ Ñом, к ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑазвиÑие ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹.
поÑÑи- лиÑнее Ñлово; пÑиведÑÑ- надо ÐÐÐÐТ ÐÐ ÐÐÐСТÐ;
Ðногие меÑÑаÑÑ ÑвидеÑÑ ÑеÑез неÑколÑко Ð»ÐµÑ Ð¿ÐµÑед Ñобой леÑаÑÑие маÑинÑ, ÑазлиÑнÑÑ ÑобоÑов.
пеÑед Ñобой- лиÑнее; а ÑобоÑов Ð¼Ñ Ñже и ÑейÑÐ°Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼.
СовÑеменнÑй Ð¼Ð¸Ñ Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¾Ñобенно бÑÑÑÑÑм ÑазвиÑием ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñм днем ÑвелиÑиваеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво изобÑеÑений.
оÑобенно- ненÑжное Ñлово; ÑазлиÑнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹- Ñак бÑÐ´ÐµÑ Ð¿ÑавилÑнее; поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑеÑений ÑÑановиÑÑÑ Ð²ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе- ÑÑо более пÑавилÑнÑй ваÑианÑ;
Ðо не ÑолÑко полÑÐ·Ñ Ð¿ÑиноÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑнÑе оÑкÑÑÑиÑ.
ÐÑли Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÑÑого пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñали-ÐÐÐ ÐÐÐУТ ÐЫТЬ Ð ÐÐÐСÐЫ — Ñо ваÑа вÑÑÑпиÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе ÑооÑвеÑÑÑвовала Ð±Ñ Ñеме ÑоÑинениÑ.
ЧеÑез некоÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ñеловека Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑвеÑÑиÑÑ Ðº ÑомÑ, ÑÑо он бÑÐ´ÐµÑ ÑолÑко поÑÑеблÑÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð° ÑивилизаÑии.
Так, в ÑанÑаÑÑиÑеÑком Ñомане-анÑиÑÑопии ÐÐ²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐвановиÑа ÐамÑÑина «ÐÑ» опиÑана опаÑноÑÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑ
ники.
ÐдеÑÑ Ñлово ТÐРнадо замениÑÑ Ð½Ð° вÑÑажение ÐТРÐЫ ÐÐÐÐÐ Ð …, а далее Ñоже надо иÑпÑавиÑÑ Ð²ÑделеннÑÑ ÑаÑÑÑ Ð¿ÑимеÑно Ñак: …»ÐÑ», в коÑоÑом показано, Ñем опаÑно ÑазвиÑие ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸.
полного бездÑÑноÑÑи и ÑÑловноÑÑей.
ÐÑÑÑе ÑказаÑÑ ÐÐÐÐУШÐЯ
ÐÑоме Ñого, обÑеÑÑво вÑе ÑаÑе пеÑекладÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð° маÑинÑ, а ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑивÑзанноÑÑÑ Ðº ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐµ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑÑаÑнÑм поÑледÑÑвиÑм.
ÐбÑеÑÑво не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÐµÑекладÑваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð° маÑинÑ, в данном ÑлÑÑае надо говоÑиÑÑ ÐЮÐÐ; пÑивÑзанноÑÑÑ Ðº ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐµ- неÑдаÑное вÑÑажение(еÑÑÑ Ð¿ÑивÑзанноÑÑÑ Ðº деÑÑм, к ÑодÑÑвенникам, Ñо еÑÑÑ ÑÑо ÑÑвÑÑво лÑбви), вам лÑÑÑе напиÑаÑÑ -ÐÐÐÐСÐÐÐСТЬ ÐТ ТÐÐ¥ÐÐÐÐ.
обÑеÑÑво ÑÑали менÑÑе инÑеÑеÑоваÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸,
ÐÑди ÑÑали менÑÑе инÑеÑеÑоваÑÑÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ð¼Ð¸- Ñак пÑавилÑнее.
Ðз-за ÑÑого ÑепеÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ не могÑÑ Ð´ÐµÑжаÑÑ Ð² голове болÑÑое колиÑеÑÑво инÑоÑмаÑии, не в ÑоÑÑоÑнии запоминаÑÑ ÑложнÑе маÑÑÑÑÑÑ.
(ÐÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¾ÑÑвое пÑедложение, ÑÑÐ¸Ð»Ñ ÑеÑи здеÑÑ Ñ Ð²Ð°Ñ ÑазговоÑнÑй, избегайÑе ÑÑого.) Ðменно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ запоминаÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑиї доÑÑаÑоÑно бÑло Ñак напиÑаÑÑ.
. ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ не поÑеÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¸ понимаÑÑ, ÑÑо пÑедел еÑÑÑ Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ дейÑÑвиÑ.
не поÑеÑÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÐ¾Ð»Ñ (над Ñем?)- ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑноÑÑÑ.
Таким обÑазом, изменениÑ, пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑие из-за ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑа, ÑвлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ вÑегда положиÑелÑнÑми.
Ðадо: …не вÑегда бÑваÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑелÑнÑми ( наÑÑÑение поÑÑдка Ñлов, пÑи ÑÑом Ñлово ЯÐÐЯЮТСЯ заменим на ÐЫÐÐЮТ)
Ð5(гÑамоÑноÑÑÑ)+1 балл
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑибок неÑ.
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑдÑÑее, опиÑанное авÑоÑом вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ·Ñмно: Ñ Ð»Ñдей Ð½ÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½, вÑе живÑÑ Ð¿Ð¾ обÑзаÑелÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑаÑпиÑаниÑ, обÑеÑÑво полноÑÑÑÑ Ð¾Ñделено Ð¾Ñ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ оÑновой ÑÑой «новой жизни» ÑвлÑÑÑÑÑ ÑиÑÑÑ.
ÐÑжна запÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле пÑиÑаÑÑного обоÑоÑа; ÑоÑз Ð ÑоединÑÐµÑ Ð´Ð²Ð° пÑоÑÑÑÑ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑÑаве ССÐ, пеÑед ним нÑжна запÑÑаÑ.
ÐÑди ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ðµ полÑзÑÑÑÑÑ ÐºÐ°ÑÑами, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¼Ð°ÑÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑе ÑзнаÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑпеÑиалÑнÑÑ Ð¿Ñиложений в ÑелеÑоне; обÑеÑÑво ÑÑали менÑÑе инÑеÑеÑоваÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð³Ð¾Ñаздо доÑÑÑпнее и бÑÑÑÑее найÑи вÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑÐ¸Ñ Ð²
ÐмеÑÑо вÑделеннÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÑÑ Ð»ÑÑÑе поÑÑавиÑÑ ÑиÑе, Ñак как вÑоÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ из ÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ñедложений обÑÑÑнÑÐµÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ñого, о ÑÑм говоÑиÑÑÑ Ð² пеÑвой ÑаÑÑи.
ÐÑаммаÑика
Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо Ñам Ñеловек, в ÑÐ¸Ð»Ñ ÑвойÑÑвенной ÐµÐ¼Ñ Ð»ÐµÐ½Ð¸, пÑивÑÐºÐ°ÐµÑ Ðº комÑоÑÑÑ, ÑеÑÑÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе навÑки, ÑÑановиÑÑÑ Ð³Ð»Ñпее.
Ñам-лиÑнее Ñлово;
ÐÑа книга ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾ иÑкÑÑÑÑвенном инÑеллекÑе,
ÐепÑавилÑное ÑпоÑÑебление пÑедлога: нÑжен ÐÐ, Ñак как ÑледÑÑÑее за пÑедлогом Ñлово наÑинаеÑÑÑ Ñ Ð³Ð»Ð°Ñной бÑквÑ.
Ð¼Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑжен поÑÑоÑннÑм изменениÑм и еÑли Ñже ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ðµ задÑмÑваÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑÑим, Ñо можно ÑÑÑаÑиÑÑ Ð½Ð°Ð²Ñки, коÑоÑÑми обладаеÑÑ.
ÐеÑооÑвеÑÑÑвие видо-вÑеменнÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»ÑнÑÑ ÑоÑм: ÑÑо Ñделан?-подвеÑжен, можно ÑÑо ÑделаÑÑ?-ÑÑÑаÑиÑÑ, ÐÐ: ÑÑо делаÑÑ? не задÑмÑваÑÑÑÑ, ÐÐÐÐ: еÑли Ñже ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ðµ задÑмаÑÑÑÑ;
ÐÑак, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «Ð·Ð°ÑÑÑ», но вам ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на Ñо, ÑÑо ÑеÑевÑÑ
оÑибок доÑÑаÑоÑно много. РабоÑайÑе над иÑ
ÑÑÑÑанением. УÑпеÑ
ов вам!
Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?
Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года
- Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
- Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
- Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
- Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
- Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.
Объём, структура, время
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.
Структура:
- Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
- Основная часть (200-250 слов)
Тезис 1.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
- Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
- Переход-связка к тезису 2.
Тезис 2.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
- Микровывод.
- Переход-связка к выводу.
- Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.
Как получить зачёт
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Частые ошибки
По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!
Соответствие теме
Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Аргументация. Привлечение литературного материала
По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Композиция и логика рассуждения
В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Качество письменной речи
Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- речевые штампы и канцеляризмы;
- употребление просторечной лексики;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление плеоназмов;
- речевые повторы;
- избыточное употребление синонимов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Лайфхак: редактируйте!
Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза.
Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило.
Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения.
На что обращать внимание при постановке знаков препинания:
- Сложное / простое предложение.
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Уточняющие члены предложения.
- Обращение, прямая речь.
- Вводные слова.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.
Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.