Чем можно пожертвовать ради любимого человека итоговое сочинение

Материалы для сочинения на тему: произведение какого писателя композитора, режиссра я бы порекомендовал своим друзьям? 11 класс источник: 4ege.ru 407.

Материалы для сочинения на тему: «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?» 11 класс

Источник: 4ege.ru

407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.

Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.

Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.

В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.

Мастер и Маргарита

Купить Мастер и Маргарита. Коллекционное иллюстрированное издание

Связанные страницы:

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Ошибки на жизненном пути. Аргументы, тезисы, вступления — все есть в двух экземплярах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(337 слов) Каждый человек совершает ошибки на жизненном пути, это неизбежно. Развивается только тот, кто работает над собой, а в любом таком процессе возникают накладки и неполадки. Исправляя их, мы становимся опытнее и умнее. Это доказывают примеры героев из литературы.

Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский не раз ошибался на пути к постижению себя и достижению целей. В самом начале книги герой тешит себя тщеславными иллюзиями и мечтает о своем Тулоне. Его кумир — Наполеон, его призвание — война. Но как только князь оказывается на реальном поле боя, его мнение постепенно меняется. Грязь, кровь, жестокость — все это сильно отличается от его первоначальных преставлений о войне, где есть место только подвигам и благородству. Аустерлицкое сражение окончательно развеивает мираж. Андрей получает ранение и осознает, что вся эта ненужная суета не стоит человеческой жизни, что красота природы, любовь семьи, мирное поприще гораздо лучше, чем состязание, кто кого убьет. Вернувшись домой, Болконский переосмыслил свое мировоззрение и разочаровался в Наполеоне. Да, он ошибся, но понял свой просчет и исправился. И это непременное условие его личностного роста.

Однако не все ошибки исправимы. Бывает, что человек оступается лишь раз и больше не поднимается, потому что его заблуждение фатально. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра был сыном похищенной женщины и пленившего ее орла. Когда отец погиб, юноша пришел в племя людей вместе с матерью. Но законы человеческой общины показались ему неубедительными. Он убил девушку за то, что она отказалась принадлежать ему. Это преступление было трагической ошибкой героя, ведь оно перечеркнуло всю его жизнь. Старейшины приговорили его к вечному изгнанию, а Бог дополнил приговор бессмертием. Герой так и не признал вину, но судьба вынудила его изменить решение. Спустя годы Ларра настолько тяготился одиночеством, что желал смерти. Его заблуждения стоили ему очень дорого, потому что последствия его поступка неисправимы и очень болезненны для других.

Таким образом, все люди ошибаются, но некоторые только один раз. Важно помнить, что цена просчета может быть слишком высокой, и человек просто не сможет заплатить по счетам. Поэтому так важно стараться не оступаться и делать работу над ошибками после каждого падения.

Вариант 2

(406 слов) Все мы понимаем, что ошибки — это неотъемлемая часть нашей жизни. Совершая промах, мы получаем возможность изучить ситуацию, сделать выводы и стать лучше. В следующий раз мы обходим грабли стороной и быстрее доходим до цели. Только тот, кто прошел эту школу, может превратиться в того, чем мечтал стать. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Тему ошибок и их исправления затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Его герой сделал чудовищный ложный шаг — совершил убийство. Казалось бы, теперь судьба Родиона загублена навсегда, ведь он уже не сможет смыть с себя этот позор. После таких грехов жизнь идет по наклонной плоскости, мало кто имеет возможность исправиться. Но автор описал путь нравственного исцеления персонажа. Раскольников не был плохим человеком, он всего лишь запутался и оступился. Раньше он совершал только благородные и добрые поступки: спас детей из горящего дома, помог обманутой девушке, отдал едва ли не последние деньги бедной семье. Именно нищета и бесперспективность свели его с ума, породили социальную болезнь в виде тяги к преступлению. И после рокового поступка герой стал мучительно осознавать собственную греховность и искать пути выхода из нравственного тупика. Знакомство с «грешницей» Соней и чтение Библии поспособствовали его преображению. Раскольников понял, что не принадлежит к «право имеющим», но полностью победить свою теорию ему удалось лишь на каторге, где рефлексия и изучение Священного писания исцелили его душу. Ошибка исказила путь Раскольникова, навсегда изменила его судьбу, но она же дала ему возможность продолжить личностный рост, избавиться от гордыни и высокомерия и стать нравственно чище.

Но не все ошибки настолько серьезны и фатальны. Более бытовой и близкий нам пример описал А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Петр Гринев, впервые покинув отчий дом и возомнив себя самостоятельным, сделал немало просчётов по дороге в военную часть. Герой напился, проиграл крупную сумму на бильярде и накричал на слугу. Проснувшись и отрезвев, Петр понял, что вел себя неправильно. Ему было стыдно за то, что он натворил. И Гринев смог перебороть себя и извиниться перед Савельичем. Разговор с наставником и раздумья о совершенном поступке побудили героя в дальнейшем отказаться от спиртных напитков и азартных игр. Если бы Петр не ошибся в начале пути, он так и не понял бы, что эти плохие привычки ведут к ужасным последствиям. Ложный шаг дал герою бесценный опыт.

Таким образом, ошибки — это наши ступени к успеху, познанию себя и своей роли в жизни. Преодолевая преграды, исправляя просчеты и избавляясь от недостатков, мы становимся лучше и приобретаем полезные навыки и знания. Именно так люди взрослеют и реализуют свои мечты.

Пример сочинения

  «Чем доброта отличается от милосердия?»

Доброта и милосердие… Очень похожие, но в то же время разные понятия. В чем же состоит их различие? Доброта-это отзывчивость , душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Она проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим. А милосердие — это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердным можно назвать человека, который испытывает временную жалость ко всему живому. Как и доброта, милосердие проявляется в поступках. Так чем же эти понятия отличаются друг от друга?   Милосердие в отличие от доброты может проявить и злой человек, в то время как доброта-свойство лишь добрых людей. Немало произведений в русской литературе посвящено теме милосердия. Вспомним роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении автор показывает различия между добром и милосердием на примере нескольких героев. Так, Пугачев представлен злым и жестоким героем. Тому подтверждение — эпизод, когда он велит казнить всех дворян. Однако автор показал, что такой жестокий человек способен и  на милосердие. Когда наступает время казни Гринёва, Пугачёв велит сохранить ему жизнь, так как помнит, как Пётр бескорыстно помог ему, отдав совершенно новый тулуп. Но даже после такого милосердного поступка мы не можем считать и  Пугачёва добрым. Наоборот, он злой человек, руками которого пролито много крови. А.С. Пушкин показал, что и такой человек способен проявить сострадание по отношению к другому. Можно сделать вывод, что милосердие – временное проявление доброты, так как сострадать и прощать могут и жестокие люди. В противоположность жалости доброта — это постоянное душевное состояние, оно выражено в желании творить добро, с любовью относиться к каждому.  Поэтому часто добрые люди оказываются ещё и милосердными. Например, в произведении А. Платонова «Юшка» у главного героя сочетались оба эти качества. Юшка никогда не делал зла, хорошо относился к людям, не отвечал на их жестокость. Автор показывает, как герой не тратит на себя заработанные деньги, «пьет пустую воду», а весь заработок отдает своей приемной дочери, при этом не ожидая ничего взамен. А сама дочь тоже обладает милосердием. Она добра к обществу. Девушка видит, как люди в городе нуждаются в ее помощи, поэтому она остаётся работать и бескорыстно помогать нуждающимся. Таким образом, герои рассказа «Юшка» доказывают, что можно быть добрым и милосердным одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что доброта и милосердие — похожие понятия, но не одинаковые. Они отличаются. Доброта — состояние души, а милосердие-действия, вызванные состраданием. Быть милосердным не означает быть добрым. К состраданию могут прийти и злые, жестокие люди. Конечно, лучше всего, когда человек объединяет в себе оба эти качества и старается жить по общечеловеческим законам добра и правды.

412 слов  

К1 -1, К2-,К3-1, К4-1, К5 – 1  «зачет»

Пример сочинения

 «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?»

     Самопожертвование — готовность пожертвовать собой, ради любимого человека. Люди готовые к этому, чаще всего обладают  такими чертами характера, как доброта ,сострадание, смелость. Об этой проблеме размышляли многие авторы.      

     А.С.Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает наглядный пример самопожертвования. Главный герой Петр Гринев  добрый и отзывчивый человек, жертвовал собой, ради любви к Марье Мироновой, тем самым подвергая свою жизнь опасности. Он заступается за честь любимой девушки, вызывая на дуэль Швабрина, где и получает ранение. Это говорит нам о том, что   Петр Гринев своими поступками показал, готовность вытерпеть что угодно ради любимого человека.

     Тоже самое можно сказать и про Машу Миронову, хрупкую, но смелую девушку, которая  решается на отважный поступок. Она одна едет  к императрице, чтобы попросить милости, для своего жениха, тем самым, спасает Петра от позора и ссылки.

     Так, мы можем сделать вывод, что оба героя готовы были на всё ради друг друга, не задумываясь о последствиях.  

     Тема самопожертвования также поднимается в произведении А.И.Куприна «Куст сирени». Здесь описана  история того, как главная героиня Верочка, внимательная и чуткая женщина  потратила все свои силы, для того, чтобы исполнилась мечта Николая. Ради любимого человека она продала все свои украшения и купила кусты сирени, тем самым, пожертвовав своим комфортом.

     Так, мы увидели, что несмотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке.

     Таким образом, можно сделать вывод, что самопожертвование — это поступок, который может совершить человек, неравнодушный к чужим страданиям, человек с большой силой воли и с большой любовью к людям.

     237 слов

 Объем менее 250 слов  — незачет

Даже если объем был больше, все равно незачет (по критерию №1).

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.
→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Чтобы собрать аргументы для итогового сочинения на тему «Чем можно пожертвовать ради любимого человека?», мы вновь обратились к художественной литературе, к произведениям устного народного творчества и афоризмам известных писателей, поэтов, философов, историков.

Для многих из них тема любви была волнующей и интересной, ведь многие любили сами и были любимы другими. Бесспорно, они размышляли и о любви, и о жертвенности в любви, и том, каким может и должен быть идеал любимого человека. Вместе с ними и мы задались этими вопросами.

Проблема

Что такое жертвенность? Кого можно назвать любимым? Чем можно пожертвовать ради любимого человека?

Отношение автора к проблеме

Жертвенность – это готовность отдавать, ничего не требуя и не получая взамен. С большой готовностью человек может жертвовать ради семьи, родины и любимого человека.

Любимым называют того, к кому тянется душа, кем заняты мысли, с кем рядом кажутся ярче и чище краски, прекраснее жизнь, вкуснее пища, легче переносятся все тяготы и трудности.

Любовь часто жертвенна, поэтому ради любимых человеку часто приходится отказываться от многого, иногда от самого дорогого.

Аргументы

  1. Любовь часто жертвенна.
  2. Ради любимого человека можно пожертвовать жизнью.
  3. Ради любимого человека  можно пожертвовать статусом, жизненными благами, положением в обществе.
  4. Часто свобода приносится в жертву любви.
  5. Все блага жизни, все богатства обесцениваются без любви.
  6. В жертву любви можно принести родину, родителей.

Эпитеты к слову жертвенность

Бесплодная, бесполезная, бесславная, бесценная, великая, искупительная, кровавая, мученическая, напрасная, невинная, неизбежная, ненужная, неоправданная, несчастная, огромная, очистительная, праведная, пустая, роковая, святая, священная, славная, тщетная.

Эпитеты к слову любимый (любимая)

Молодой, верный, дорогой, бесценный, ненаглядный, новый, первый, прежний, ненаглядный, драгоценный.

Синонимы к слову жертвенность

Беззаветность, самоотверженность, самоотвержение, подвижничество.

Синонимы к словам любимый (любимая)

Ненаглядный, возлюбленный, излюбленный, дорогой, драгоценный, драгой, желанный, обожаемый, милый, родной, бесценный, любезный, лада, боготворимый, друг, дружок, миленок, миленочек, милаша, милашка, уважаемый, мил-сердечный, чтимый, обожествляемый, любый, любимый человек, милый сердцу, дорогой сердцу, любезный сердцу, свет очей, предмет любви.

Аргументы из художественной литературы

  1. Одно из самых ярких произведений о жертвенной любви – бессмертный роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».  На страницах романа мы узнаем историю настоящей, вечной, неземной любви Мастера и Маргариты. Они встретились в Москве на Тверской улице, где в этот момент не было ни единой души. Это была любовь с первого взгляда.

    Маргарита была женой обеспеченного человека, никогда ни в чем не нуждалась. У нее были деньги, положение в обществе, шикарная квартира, богатый муж, но она не была счастлива. Мастер был неизвестным писателем, пишущем книгу о великом прокураторе Понтии Пилате. Маргарита стала для писателя прекрасной музой, богиней вдохновения.

    Только благодаря ее любви роман был дописан, потому что именно в ее безграничной любви, трогательной заботе и душевном тепле автор черпал вдохновение. Но когда Мастер, не встретив понимания со стороны критиков, сжигает свой роман, а сам неожиданно для Маргариты исчезает, она не опускает руки, а борется за свою любовь.

    Ради спасения Мастера, его романа и ради того, чтобы быть со своим возлюбленным в вечности, Маргарита готова погубить свою душу, заключив договор с самим Сатаной. Она отказывается и от сытой, обеспеченной жизни, и от самой жизни, чтобы быть рядом с тем, кто завоевал ее сердце.

  2. Одна из частей поэмы Н.А.

    Некрасова «Русские женщины»

    рассказывает о княгине Трубецкой, которая последовала за мужем-декабристом в далекую, холодную Сибирь. Что толкнуло ее отказаться от сытой, обеспеченной, веселой жизни и отправиться туда, где ее ждали голод, холод, невыносимые условия жизни? Любовь и долг.

    Эта хрупкая женщина, воспитанная в лучших традициях дворянства, не могла представить свою жизнь без любимого человека. Она считала своим прямым долгом быть рядом с мужем, делить с ним все тяготы жизни: голод, холод, боль, болезни. Ничто не страшит ее. Ни долгая дорога, ни дорога в кандалах. Никто не может ее отговорить от этого шага.

    Не поддалась она уговорам отца, не смог ее остановить и губернатор Иркутска, который в течение нескольких дней уговаривал ее повернуть домой. Но его старания были тщетны. Она пожертвовала положением в обществе, жизненными благами, богатством, знатностью, свободой, наконец, ради любимого человека.

  3. Ради любимого человека можно пожертвовать даже жизнью.

    Именно так поступает один из героев повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Бедный чиновник Желтков давно и безнадежно влюблен в богатую и знатную Веру Шеину. Его любовь была не просто увлечением, влюбленностью, а настоящим, великим, светлым и чистым  чувством. О своей любви он писал в письмах к ней, не требуя ничего взамен, ни на что не надеясь.

    Он завидовал тем, кто был с ней рядом, имел возможность общаться с ней, дотрагиваться до нее, завидовал даже тем предметам, которые она держала в своих руках. Однажды на день рождения он отправляет ей гранатовый браслет, который достался ему от матери. Это была его единственная ценная вещь.

    После этого родные Веры просят Желткова оставить ее в покое, не писать писем и не напоминать никак о себе. Это их требование означало для него отказаться от самого дорогого. Жизнь без любимой представлялась бедному чиновнику бессмысленной и пустой, безрадостной и мучительной,  поэтому он решил покончить с собой. Это была великая жертва ради любви.

  4. Много раз повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» приводили в качестве аргумента для тем о смелости, верности, дружбе, патриотизме, силе духа. Образ Андрия позволяет говорить об этом произведении в рамках нашей темы. Ради любимого человека можно отказаться от отца с матерью, от родины. Андрий – один из главных героев произведения.

    Его отличает от других неуемная жажда жизни, романтики, любви. Он – страстная натура, пылкая, ветреная.  В любовь и страсть он ныряет с головой, словно бросается в омут. Однажды встретив на одной из улиц Киева прекрасную полячку, молодой казак влюбляется в нее. Эта любовь съедает его изнутри.

    Находясь в Сечи, он скучает по ней, часто его губы шепчут ее имя, он не в силах забыть свою любимую. Свою любовь к прекрасной панночке он скрывает от всех, потому что это было недостойно казака. Когда Андрий узнал, что его любимая голодает и может умереть, он решил ее спасти.

    Ради ее спасения и возможности быть рядом с ней  Андрий становится предателем: он отрекается от родины, от родителей и переходит на сторону врагов. «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» — восклицает он.

    Читатель, конечно, понимает, что без любви для Андрия не мила ни родина, ни идеалы Сечи, ни отец с матерью.

  5. Одно из произведений А.И.Куприна, рассказывающих«о любви могучей и прекрасной»,  — повесть «Олеся».  Произведение рассказывает о любви полесской дикарки Олеси и писателя Ивана Тимофеевича. Олеся выросла на лоне природы, в лесу.

    Воспитывала ее бабушка Мануйлиха, так как жители деревни когда-то прогнали их, обвинив в колдовстве. Девушка была красавицей, похожей на нежный, очаровательный, хрупкий цветок. Она добра, чиста, наблюдательна, тонко чувствует человека, птиц, животных. Ей открыты некоторые тайны природы.

    Такую девушку и полюбил городской житель Иван Тимофеевич, волей судьбы оказавшийся в Полесье по службе. Олеся тоже полюбила его со всей силой своего огромного сердца. Ее любовь к нему была безграничной, как сама природа, чистой, как вода хрустального родника, свежа, как весенний ветер. Ради любви она даже пожертвовала своими убеждениями, религиозными взглядами. Олеся, которая никогда не заходила в церковь, считая, что ее дар не от Бога, поддается уговорам Ивана Тимофеевича и идет в храм, зная, что ее там ждет беда. Но ради любимого она смогла перешагнуть через свой страх. Она жертвует и своим личным счастьем, отказав Ивану Тимофеевичу выйти за него замуж, так как она понимала, что он будет ее стыдиться и не принесет ему радости. Так простая девушка оказалась чище и лучше городского человека, а ее любовь способна на любые жертвы.

Аргументы из жизни

Жизнь как интересная книга, которую пишут не писатели и поэты, а иллюстрации к ней  рисуют не художники, а творим и оформляем свою книгу жизни мы сами. В ней встречаются самые невероятные истории о любви и ненависти, о предательстве и дружбе, о надежде и отчаянии. Я хочу рассказать несколько историй о жертвенной любви.

  1. Недавно в газете я прочитала историю Надежды Румянцевой. Думаю, все знают имя этой замечательной актрисы, с удовольствием смотрят фильмы с ее участием и удивляются ее таланту. Актриса сыграла во многих фильмах, которые составляют золотой фонд советского кинематографа. У нее были интересные роли, большая слава звезды, звездная карьера. Но от всего этого она с легкостью отказалась ради возможности быть рядом с мужем, торговым представителем СССР в Малайзии и Египте, сопровождала его в заграничных командировках. Ее влекли не иностранные государства, не богатства, а огромное желание посвящать каждую минуту своей жизни любимому человеку, помогать ему, поддерживать, устраивать его быт. И блеск славы, и громкое имя, и головокружительная карьера – ничто по сравнению с возможностью быть с тем, кому принадлежит твое сердце. 

Аргументы из народной мудрости

  1. Русская пословица говорит: «Злодей не украдёт любви, но любовь многих делает злодеями». По мнению наших предков, любовь нельзя украсть никому, даже злодею, но любовь иногда способна сделать из человека преступника. Ради любви любящие переступают закон, совершают поступки, направленные против других людей, совести или Бога.
  2. «Когда любовь и страсть становятся друзьями, то они приносят в жертву и сердце и душу», — замечает курдская пословица. Действительно, когда человек начинает гореть огнем любви и страсти, ни душа, ни сердце ему уже не принадлежат. Они будут принесены в жертву тому, кто зажег огонь любви и возбудил пожар страсти.
  3. «Любовь заставляет мир вращаться»,  — говорится в английской пословице. Любовь – великая сила. Она способна творить чудеса, менять человека, переворачивать его душу, менять его мировоззрение. Благодаря любви вращается земля.
  4. «С милым и под елью найдёшь келью», — гласит русская пословица.

    Действительно, с любимым, милым, дорогим для сердца человеком даже шалаш под елью покажется уютной кельей, а с нелюбимым и царские палаты – убогим местом.

  5. В русской пословице говорится: «Смерть любовь не испугает».  Любовь не боится даже смерти, ей подвластны все люди. Она способна завоевать и покорять сердца и умы как оборванных нищих, так и всемогущих государей.

    Она может воскрешать даже мертвых. Ведь если один из любящих умирает, он все равно остается жить в сердце и памяти другого, а это значит — смерть бессильна перед великой силой любви.

  6. «Для милого не жаль потерять и многого», — говорили в народе. Для любимого человека не жалко было жертвовать многим, а то и всем, что есть у любящего человека.
  7. «Для милого дружка и сережку из ушка», — говорит русская пословица. В старые времена сережки были, может быть, единственным украшением девушки, но ради любимого друга не жалко было отдавать и их.
  8. «Кто слишком любит себя, того не слишком любят другие»,  — заметили в народе.

    Того человека, который любит только себя, кто не готов ничем жертвовать ради другого, другие не слишком любят. Потому что любить – это прежде всего умение отдавать, жертвовать. А тот, кто не хочет делить свое сердце, не достоин любви.

Афоризмы

  1. Всемирно известный немецкий мыслитель Фридрих Ницше говорил: «Мужчине следует остерегаться женщины, которая любит: ибо тогда она готова на любую жертву, и все остальное не имеет никакой ценности в ее глазах». Он обращал внимание на то, что любящая женщина способна жертвовать.

    Ее любовь слепа, все обесценивается в ее глазах от любви: и богатства, и родные, и родная сторона, и даже ее жизнь. 

  2. «Для любящего нет ничего сложного», — утверждал  Марк Туллий Цицерон, величайший философ и оратор. Любовь окрыляет человека, делает его настолько сильным, что он становится способным на любые подвиги.

    Никакие препятствия не страшны ему, никакие трудности не остановят его, если им руководит любовь.

  3. Немецкий писатель Эмануэль фон Бодман писал: «Любовь есть высшее мужество: она готова к любым жертвам». Бесспорно, он прав: любовь мужественна. Ради любимых человек готов на любые жертвы, даже самые страшные.

    Искренне, преданно, беззаветно любящий человек может отказаться от самого дорогого, что есть в его жизни. Ради любви не страшно убить, украсть, отречься от родины, родителей, даже отдать свою жизнь. Ведь любовь наполняет сердце не только нежностью, но и смелостью и мужеством.

  4. «Самопожертвование может быть без любви; любовь не может быть без самопожертвования», — утверждал  Илья Шевелев, профессор, доктор медицинских наук. По мнению ученого, в любви обязательно надо жертвовать. Без самопожертвования не бывает любви, как не может не быть тени в солнечный день.

    Любя, мы обязательно жертвуем ради другого человека частичкой себя, своей души, своих мыслей.

  5. «Любовь – это жертва себя во имя счастья другого», — считает Илья Кнабенгоф, писатель и музыкант, наш современник. Он убеждает нас, что человек, который любит, приносит себя в жертву другому человеку ради того, чтобы тот был счастлив.

    Любящий человек может отказаться от самого ценного в жизни и от самой жизни  ради того, чтобы сделать счастливым жизнь любимого человека.

  6. «Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего», — писал известный русский историк Василий Ключевский.

    Противоречия, которые рождаются в голове, в мыслях, способны губить ум, для сердца же они становятся богатой пищей. Один и тот же человек может быть и ненавистным врагом, и тем, ради которого пойдешь на любые жертвы.

  7. «Любовь — это способность положить свою жизнь к ногам другого, а современная молодежь на такое не способна», — утверждает  Йон Айвиде Линдквист, современный шведский писатель. Он считает, что любить – значит быть готовым жертвовать, бросить свою жизнь к ногам любимого.

    Такая любовь, по мнению, писателя, осталась в прошлом, так как современное поколение не способно на всякие жертвы.  

  8. «Первейшая из человеческих добродетелей — это способность и воля к самопожертвованию, к тому, чтобы отодвинуть на задний план своё «я», если этого требует долг, требует любовь» — писал прусский юрист, адвокат Генрих Маркс.

    Умение, способность в любой момент пожертвовать чем-то дорогим он считал одной из самых важных человеческих добродетелей, потому что отказаться от своего «я», отодвинуть его на второй план, бывает очень трудно.

  9. В произведении «Повесть о настоящем человеке» советского писателя Бориса Полевого есть такие строчки: «Что же это за любовь, если она боится жертв? Нет такой любви, а если и есть, то, по-моему, и не любовь это вовсе». Автор не представлял любовь без готовности жертвовать, отдавать. Он считал, что нет настоящей любви без самопожертвования.  

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Самопожертвование

Вам также будет интересно

Егэ по русскому языку. сочинение по тексту в.а. каверина (проблема самопожертвования)

Сочинение по тексту В.А. Каверина (И.П. Цыбулько, Типовые экзаменационные варианты. 1 вариант)

(1)Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.

—(2)Мы несём от неё немалые потери,— сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3)Нужно эту батарею уничтожить.

(4)Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5)Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6)Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.

(7)Тумик первый сказал, что согласен. (8)Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9)По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.

(10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

(11)Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12)Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями.

(13)Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами.

(14)Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня».

(15)Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни.

(16)Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки.

(17)Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18)Это была его Отчизна!

(19)И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.

—(20)Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.

(21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22)Но он ничего не сказал. (23)У Корнева были жена и маленький сын. (24)Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови.

(25)Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26)Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27)И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды.

(28)Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29)Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30)И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

— Ну, Корнев, тащи.

(31)У Корнева были жена и маленький сын…

(32)Они обнялись, поцеловались. (33)На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. (34)И Корнев ушёл. (35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны… (По В. А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

Вступление. В жизни человека нередко возникают ситуации, когда необходимо сделать выбор, иногда и не в свою пользу. Что же заставляет человека поступиться своими интересами ради другого? Проблема.В тексте В.А. Каверина поднимается проблема самопожертвования во имя спасения товарища, во имя Родины.

Комментарий. Первый пример. Писатель раскрывает проблему на примере одного эпизода Великой Отечественной войны. Разведчики Тумик и Корнев должны уничтожить батарею противника. Комиссар понимает, что посылает бойцов на верную смерть.

Перед выполнением задания товарищи вспоминают дорогих им людей. Тумик про себя повторяет, как заклинание, слова отца: «Воюй и за себя, и за меня». Корнев пишет письмо родным. Пояснение.

Действительно, в решающий момент оба солдата испытывают чувство долга перед Родиной, готовы отдать ради неё свои молодые жизни. Это придаёт им сил и решимости. Смысловая связь примеров.

Автор заостряет наше внимание на том, что, как оказалось, один из бойцов может спастись, ведь чтобы взорвать фашистскую батарею, а для этого взорваться самому, достаточно одного человека.

Комментарий. Второй пример. И тогда Тумик, понимая, что нужно сохранить жизнь своему товарищу, которого ждут жена и маленький сын, заведомо приносит в жертву себя.

Когда они тянут жребий, кому вернуться к своим, Тумик зажимает в ладони две целые спички. Корнев, вытащив любую из них, выигрывал жизнь. Пояснение.

Я понимаю, что самопожертвование основано на человеколюбии, тем не менее, поражает решение Тумика, пошедшего на обман, святой обман, цена которого – собственная жизнь.

Позиция автора. В.А.Каверин убеждает нас в том, что самопожертвование – высшее проявление гуманизма. Жестокие испытания на войне не лишили Тумика человечности. Как настоящий воин, он не произносит высоких слов, а спокойно и просто выполняет задуманное.

Собственное отношение к позиции автора. Трудно не согласиться с автором текста в том, что Тумик, движимый человеколюбием, принял верное решение, выбрав смерть для себя. Аргументация собственной позиции.

Мне вспоминается подвиг Сотникова, героя одноимённой повести В.Быкова. Боец, оказавшись в плену у фашистов, сразу сделал выбор: никого не предать, спасти товарищей-партизан, пусть и ценой собственной жизни.

Вывод. «Восхождение» – так назвали свой фильм авторы экранизации повести «Сотников». Так можно озаглавить и текст Каверина. Ведь восхождение – это высокий подвиг во имя жизни, путь преодоления страха смерти. Не случайно автор пишет: «Нет для них смерти», как и для миллионов героев, отдавших свои жизни ради Отчизны. (331 слово)

Проблема самопожертвования. Аргументы к сочинению

   Говоря о жертвенности, самопожертвовании, хочется вспомнить строки А. Вознесенского:
  Самый знаменитый пример жертвенности – это, конечно же, пример Христа. Согласно Библии, он принял смерть на кресте для того, чтобы спасти человечество. Его смерть стала искупительной жертвой за грехи людей. Главная заповедь Иисуса в том и состоит, чтобы возлюбить ближнего своего как самого себя, а следовательно, прожить свою жизнь в заботе о других людях и помощи им. Истинная жертвенность никогда не требует благодарности: всё, что делается для людей, делается с открытым сердцем и абсолютно бескорыстно, потому, что по-другому просто нельзя.

   Пример истинной христианской жертвенности мы видим

Он показан в образе родственницы отца Сергия, Прасковьи Михайловны. Была она обедневшей дворянкой, которая, чтобы прокормить дочь, пьющего неврастеника зятя и пятерых внуков, вынуждена подрабатывать, давая уроки музыки.

Но она не ропщет, а смиренно принимает то, что послала судьба, любит больного зятя и не попрекает ни за что. И только здесь отец Сергий с горечью осознает, что он-то всю свою жизнь прожил для «славы людской», а истинно жить для Бога – это жить для людей и не требовать от них благодарности.

   Ярким примером жертвенности может служить образ Сони Мармеладовой

Она готова жить по «желтому билету», чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Но эти страдания только укрепляют душу Сони (страдание как путь к духовному спасению – одна из центральных идей творчества Фёдора Михайловича Достоевского).

Идея страдания за других также воплотилась в образах Дуни Раскольниковой, ради родных готовой выйти замуж за Лужина, и Миколки, который берёт на себя вину другого (не отказывается от обвинения в убийстве старухи процентщицы) и готов

всю свою жизнь жила как-то незаметно, добротой её постоянно пользовались другие люди и зачастую даже не благодарили за это. А Матрёна Васильевна Григорьева, или попросту Матрёна, и не требовала к себе особого отношения. Всю жизнь она прожила как будто не для себя.

Работая постоянно то на колхоз, то на соседей, героиня выполняет тяжелую, «мужицкую» работу и не просит за это не то что денег, но даже благодарности. Родственники, не дожидаясь её смерти, забирают избу, завещанную ею приемной дочери, и разбирают на брёвна, чтобы сложить новый дом. При перевозке через железную дорогу этих самых брёвен Матрёна и погибает.

И только после её смерти люди как будто начинают понимать, кем в действительности была эта неприметная женщина, о которой Солженицын сказал:

Еще одним примером жертвенности может служить персонаж

Мария Николаевна, баба Маша – сестра Николая Николаевича Бессольцева – деда главной героини повести. Он говорит о ней

Её жениха убили под Плевной, она же после получения известия о его смерти не пожелала выходить замуж, а посвятила свою жизнь делу образования и просвещения. Создала женскую гимназию, выпускницы которой работали в деревнях учителями. И работали они

Именно на Марию Николаевну похожа Лена Бессольцева, которая в своей ещё такой короткой жизни тоже успела показать себя как жертвенница, взяв на себя вину за не совершенный ею очень некрасивый поступок, чтобы спасти одноклассника.

Ликвидация безграмотности плюс…

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

(Шарль Луи Монтескье)

Итоговое сочинение на тему: «Самопожертвование»

Самопожертвование — это полная готовность жертвовать своими личными интересами и чувствами во благо других людей, при этом ничего не ждать взамен.

Добровольно отказаться от собственных удовольствий и личных целей может только сильный человек, который в данном случае называется жертвой. Примеров самопожертвования в литературе огромное количество.

Именно это значительно облегчает задачу написания итогового сочинения. Самопожертвование может быть осознанным и неосознанным.

Героизм и жертвенность можно отнести ко множеству сфер деятельности человека, его поведению. Но следует чётко понять, что же такое истинное самопожертвование.

Ведь вряд ли можно назвать героизмом только то, что солдат отправился воевать за свою Родину. Во-первых, он солдат, и его долг — защищать своё Отечество. Во-вторых, необязательно он будет героем этой войны.

Он может оказаться слабым человеком и ничем не отличиться в боевых действиях.

Например, нельзя назвать самопожертвованием и девушку, которая выходит замуж за богача преклонных лет. По сути, это просто сделка. Она меняет своё прекрасное молодое тело на материальное благополучие.

Ещё пример: молодой человек, который безотрывно зубрит уроки, меняя сложную учёбу на прелести беззаботных дней. Он тоже не занимается самопожертвованием, а заранее планирует своё блестящее будущее в перспективной профессии.

К этим примерам нельзя отнести ни одно из синонимов самопожертвования.

К синонимам слова самопожертвование можно отнести:

  Цитаты из произведения «Гранатовый браслет» (100 цитат)

  • героизм;
  • жертвенность;
  • мужество;
  • самозабвение;
  • самоотречение.

Самопожертвование может быть благородным, героическим, добровольным, великим, подобным.

Аргументы проблемы мужества, отваги и героизма для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Вот и подходит к концу школьное образование. Теперь в центре внимания всех учеников единый государственный экзамен. Ни для кого не секрет, что очень большое количество баллов можно получить благодаря написанию сочинения.

Именно поэтому мы в данной статье подробно напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие другие.

Особое затруднение у учеников вызывает аргументирование проблемы мужества.

Множество талантливейших писателей посвятили свои произведения теме героизма и отваги, но они не так прочно оседают в нашей памяти. В связи с этим мы их немного освежим и приведем лучшие аргументы для защиты вашей точки зрения из художественной литературы.

Примеры героических поступков

Проявление жертвенности на войне вполне осознанно человеком. В часы военных действий герои часто идут на смерть ради того, чтобы спасти другого. Именно в такие моменты человек чувствует прилив сил, мужества и отваги. Многие произведения подтверждают это.

Примеры героических поступков в литературе:

  1. А. Т. Твардовский, «Василий Тёркин». Это отважный солдат, олицетворяющий самоотверженность и силу характера русского человека. Простой солдат, который пытается помочь людям и делает всё возможное, чтобы скрасить их жизнь в тяжелейших условиях войны. С товарищами по несчастью он всегда весел, готов подбодрить их в любую минуту своими рассказами и шутками. Его долг заключается в том, чтобы помочь каждому нуждающемуся в трудный момент. При этом он не ждёт никакой награды и похвалы. Его самоотверженность совершенно безвозмездна. Стоит отметить, что в те времена таких, как Василий, было тысячи. Эти отважные бойцы были готовы к самопожертвованию ради счастливого будущего молодого поколения.
  2. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов совершает героический поступок, спасая девочку. Он не бедный человек и имеет возможность покинуть осаждённый врагом город, но не делает этого. Пожертвовать своей безопасностью для него — это чувство долга, которое на данный момент для него превыше всего.
  3. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Пётр Гринёв подвергает свою жизнь опасности. Он осознанно идёт на освобождение Маши Мироновой, несмотря на то что может быть убит. Ценой собственной жизни он готов вызволить любимую из заточения.

Героизм можно встретить не только на поле боя. Часто люди жертвуют своими личными интересами ради светлых чувств.

«Судьба человека»

Тема проблемы мужества – это основная идея рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Самоотверженность и мужество – это основные понятия, которые характеризуют главного героя Андрея Соколова.

Наш персонаж способен переступить через все препятствия, которые ему уготовила судьба, пронести свой крест с высоко поднятой головой.

Эти качества он показывает не только во время военной службы, но и в плену.

Казалось, что самое страшное уже позади, но беда не приходит одна, впереди еще одно очень тяжелое испытание – смерть родных ему людей. Теперь в Андрее говорит самоотверженность, он собрал свои последние силы в кулак и посетил то самое место, где когда-то была тихая и семейная жизнь.

Самопожертвование ради любви

Безумные и необъяснимые поступки может совершить человек ради любви. Жертвенность своими чувствами ради идеала — сложная и противоречивая тема. Порой любовь может довести не только до отчаяния, но даже до смерти. На эту тему можно привести массу примеров.

Поступки ради любви:

  1. А. Н. Островский, «Гроза». До замужества Катерина счастлива, в её семье царит уважение и любовь. Она считает, что так должно быть в каждой семье. Но, выйдя замуж, она не находит тех отношений. Наоборот, ложь и жестокость — девиз в новой семье. Мечты женщины разбиваются. Не найдя понимания и любви у мужа, Катерина изменяет ему. Таким образом, она жертвует семейными узами ради любовных отношений. Но и обман не даёт ей покоя. Совесть мучает женщину. Ещё одним последним поступком самопожертвования Катерины становится самоубийство.
  2. А. Н. Островский, «Бесприданница». Молодая красивая Лариса — бесприданница. На её содержание мать отдаёт последние сбережения в надежде подыскать ей достойного богатого жениха. Сама Лариса любит помещика Паратова, но о том, чтобы идти с ним под венец, у неё нет даже одного шанса. Ей делает предложение тщеславный и бедный Карандышев. После окончания вечера в доме Ларисы Паратов предлагает женщине бежать с ним на пароходе. Она соглашается, хотя знает, что этот поступок будет расценен как легкомыслие. На пароходе она узнаёт о том, что Паратов помолвлен и женится из-за денег. Взбешённый Карандышев убивает Ларису после проведённой ночи с Паратовым.
  3. И. А. Гончаров, «Обломов». На протяжении долгих лет главный герой выстраивает свою личную жизненную идеологию. Но, влюбляясь, он вынужден ей пожертвовать. До появления светлых чувств его обычный каждодневный образ жизни ничем не отличался. Изо дня в день он лежит на диване и ничего не делает. Его обычная одежда — халат, любимое занятие — проводить время в постели. Но с приходом любви он переодевается в костюм, начинает выходить в свет. И ему это нравится. Со временем его избранница Ольга понимает, что изменить Обломова не в силах, и оставляет его. Он же, в свою очередь, возвращается к прежнему укладу. Полезен для сочинения аргумент Обломова: даже такой человек способен на самопожертвование, хотя и на непродолжительное.

В зарубежном литературном искусстве тоже есть прекрасные примеры жертвования во имя любви. Например, роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Девушка пожертвовала собой, когда стала руками и глазами любимого, после того как он ослеп.

План сочинения

Для начала предлагаем вам ознакомиться с планом правильного сочинения, которое при наличии всех пунктов принесет вам максимум возможных баллов.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку сильно отличается от эссе по обществознанию, по литературе и так далее. Эта работа имеет строгую форму, которую лучше не нарушать. Итак, как выглядит план нашего будущего сочинения:

  Сочинение по роману А. И. Гончарова. Рецензия. Отзыв.

  1. Введение. В чем заключается задача этого пункта? Нам нужно плавно подвести нашего читателя к основной проблеме, затронутой в тексте. Это небольшой абзац, который состоит из трех-четырех предложений, но явно относится к теме вашего сочинения.
  2. Обозначение проблемы.

    Мы в этой части говорим о том, что прочитали предложенный для анализа текст и выявили одну из проблем. Когда вы указываете проблему, заранее подумайте об аргументах. Как правило, их в тексте две и более, выбирайте наиболее выгодную для вас.

  3. Ваш комментарий. Нужно растолковать проблему текста, охарактеризуйте ее. Это должно занять у вас не более семи предложений.
  4. Отметьте позицию автора, что он думает и как к проблеме относится. Может он пытается что-то предпринять?
  5. Ваша позиция. Вы должны написать, согласны вы с автором текста или нет, обоснуйте свой ответ.
  6. Аргументы. Их должно быть два (из литературы, истории, личного опыта). Педагоги все-таки предлагают делатьуопор на аргументы из литературы.
  7. Заключение не более трех предложений. Сделайте вывод всему, что вы сказали, подытожьте. Возможен и такой вариант окончания, как риторический вопрос. Он заставит задуматься, и сочинение будет закончено довольно эффектно.

Как видно из плана, наиболее тяжелая часть – аргументирование.

Сейчас мы подберем примеры для проблемы мужества, будем использовать исключительно литературные источники.

Материнские чувства к детям

Жертвенность часто показана на примерах отношений матери и отца к своему ребёнку, которые готовы на всё ради него. В родителях изначально заложено качество опекать своё чадо с детских лет.

Они защищают его от конфликтов, решают проблемы детей, охраняют от неурядиц. Поэтому сами вынуждены терпеть любые неудобства и некоторые лишения.

На самопожертвование ради детей готовы не только родители, но и обычные люди.

Примеры такого жертвования в литературе:

  1. В. Распутин, «Уроки французского». Учительница испытывает огромное желание материально помочь несчастному гордому мальчику. Помощи он не принимает. Нужда заставляет его играть в азартные игры. Чтобы помочь ребёнку, учительница начинает играть с ним на деньги. Вскоре она теряет из-за этого работу. Самопожертвование здесь налицо. Даже не состояв с ребёнком в кровном родстве, женщина лишается работы ради его благополучия.
  2. Н. Д. Телешов, «Домой». Маленький переселенец Сёмка из бараков направляется домой в родные края. По дороге он встречает незнакомого дедушку. В дороге ребёнка одолевает болезнь, и попутчик решается отвести малыша в городскую больницу. Сам дедушка является каторжным беженцем, и возвращение в город ему грозит арестом. Но мужчина ни на минуту не задумывается, ведь жизнь ребёнка дороже.
  3. И. А. Бунин, «Лапти». Слуга настолько полюбил господского мальчика, что пожертвовал ради него своей жизнью. Ребёнок при смерти бредит и просит принести ему красные лапти. Мать мечется и не знает, что предпринять. На помощь ей вызывается старый слуга. Он предлагает купить в лавке обычные лапти и покрасить их в красный цвет. По его мнению, это ослабит муки ребёнка. Но на обратной дороге из лавки слуга замерзает.
  4. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». Соня Мармеладова вынуждена торговать своим телом ради того, чтобы прокормить несчастного отца-пьяницу, его жену и детей, хотя они не являются ей кровными родственниками. Как ни странно, но род её трудовой деятельности нисколько не смущает читателя. Она совершает жертвенный поступок. Другое дело, если бы она торговала телом в своё удовольствие.

Самопожертвование ради высоких целей по праву можно назвать героизмом, особенно если ребёнок действительно нуждается в помощи в данный момент.

По примерам самопожертвования в литературе можно сделать небольшой вывод: это качество противоречиво.

Одни считают его высшим проявлением героизма, другие — наоборот, бессмысленным и глупым стилем жизни. Жертвование может наблюдаться в различных сферах жизни человека, проявляется и в разнице поведения.

Чтобы понять, что же такое самопожертвование, необходимо научиться его отличать от таких понятий, как сделка и долг.

«А зори здесь тихие»

Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь эти качества приписываются хрупким и нежным созданиям – девушкам. Это произведение рассказывает о том, что русские женщины тоже могут быть настоящими героями, сражаться на равнее с мужчинами и отстаивать свои интересы даже в таких глобальных смыслах.

Автор повествует о нелегкой судьбе нескольких совершенно не похожих друг на друга женщин, которых свела вместе большая беда – Великая Отечественная война. Хоть и жизнь раньше складывалась их по-разному, но конец был у всех один – смерть при выполнении боевого задания.

Повесть о настоящем человеке

Проблема мужества, аргументы которой есть во множестве произведений о войне, встречается и в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

В произведении идет речь о тяжелой судьбе летчика, который очень сильно любил небо. Для него полет – это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем.

Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще.

Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них.

Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать.

  • Чем мифы отличаются от сказок
  • Чем можно заменить слово стоит в сочинении
  • Чем мне понравился рассказ муму
  • Чем мы сегодня напоминаем глуповцев сочинение
  • Чем может понравиться сказка о спящей царевне