Первое испытание для 11-классников уже близко, а значит прямо сегодня стоит начать интенсивную подготовку к ГИА, узнав актуальные направления 2022 года и заготовив правильные аргументы к итоговому сочинению. Мы расскажем, какой должна быть хорошая работа и на что стоит обратить особое внимание, как на этапе подготовки так во время написания итогового сочинения в декабре 2021 года.
Основная информация
Итоговое сочинение в 2022 года станет допуском к ЕГЭ для всех 11-калссников, а значит это испытание тоже будет обязательным и для тех, кто планирует поступать в ВУЗы, и для школьников, которые хотят завершить сове образование.
Важно! Без оценки «зачет» по декабрьскому сочинению выпускник не будет допущен до ЕГЭ в 2022 году, а значит, не сможет получить аттестат.
В 2022 году 11-классники будут писать итоговое сочинение чуть раньше чем обычно – 01.12.21. В случае неудачи школьникам будет предложено еще 2 попытки – 02.02.22 и 04.05.22.
Также школьникам и их родителям стоит знать, что 11-классники, имеющие определенные проблемы со здоровьем, вместо итогового сочинения могу сдавать упрощенный вариант – изложение.
Тематические направления
В 2022 году заготавливать аргументы к итоговому сочинению стоит с учетом таких основных направлений:
Предлагаем разобраться более подробно в том, какую тему писать легче и как подобрать аргументы к разным направлениям итогового сочинения в 2022 года.
Тема №1 – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Направление подталкивает к рассуждениям о дороге в разных вариантах понимания и восприятия – реальном пути, жизненном, воображаемом, достижении целей, литературных аналогиях.
Аргументы к итоговому сочинению 2022 года по данному направлению можно искать в:
- дорожных приключениях литературных героев;
- тематике дорог в разных видах искусства;
- дорогах в их символических значениях, духовном опыте, пути к поставленной цели;
- путешествиях как способе познания действительности или внутреннего мира человека;
- личном опыте путешествий.
Это одно из самых простых направлений. Если вам сложно аргументы к более глубокому по тематике декабрьскому сочинению 2022 года, смело выбирайте тематику дороги.
Больше о том, как писать сочинение о дороге и путешествиях, смотрите в подробном видео-разборе:
Тема №2 – «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Вторая тематика итогового сочинения 2022 года сложнее, ведь рассуждать придется о технологиях, их роли в становлении и развитии общества, а также опасностях, которые, так или иначе, таят в себе их плоды.
Если вы решитесь в 2021-2022 учебном году писать работу на эту тематику, стоит поискать аргументы к итоговому сочинению в таких направлениях, как:
- экологические проблемы человечества;
- технологические инновации и их опасность;
- вызовы пандемии;
- баланс технологий и духовных ценностей;
- роль технологий в литературных произведениях.
Подробный разбор направления, а также список литературных произведений, в которых можно подобрать хорошие аргументы для сочинений, вы найдете в видео уроке:
Тема №3 – «Преступление и наказание — вечная тема»
Направление приурочено к 200-летнему юбилею Ф. М. Достоевского, который во всем мире будут отмечать в конце 2021 года. Естественно, что большинство 11-классников, выбирающих тематику бессмертного романа, рассчитывают в первую очередь опираться на его сюжетную линию. Но, тематика значительно более широка и педагоги рекомендуют в 2022 году привлекать к итоговому сочинению также аргументы из других, не менее актуальных произведений.
В описании направления, приведенном на сайте ФИПИ, экзаменуемым предлагается:
- рассматривать основные понятия – закон, ответственность и раскаяние, совесть и стыд;
- анализировать поступки с разных точек зрения – правовой и этической;
- привлекать источники, в которых проблема рассматривается с различных сторон – юридической, социальной, психологической, философской.
На что стоит обратить особенное внимание, если вы приняли решение писать работу по направлению «Преступление и наказание», какими могут быть темы сочинений и какие произведения выбрать для аргументации, смотрите в обучающем видео:
Тема №4 – «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
В данном направлении можно рассказать, какую роль в вашей жизни сыграло то или иное литературное или музыкальное произведение, театральная постановка или кино (художественное, документальное).
Педагоги рекомендуют рассказать с опорой на собственный опыт о влиянии искусства на становление личности, осмысление жизни, выбор собственного пути.
В качестве источников для аргументации для данного направления декабрьского сочинения 2022 года можно брать:
- художественные тексты (в том числе и сценарии);
- дневники и мемуары;
- искусствоведческие труды критиков и различных ученых.
Подробнее про особенности сочинения на тему искусства смотрите в видео уроке:
Тема №5 – «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Формулировка названия направления отсылает нас к бессмертной поэме Н. А. Некрасова. Выбор не случаен, ведь в конце 2021 года мир будет отмечать 200-летний юбилей великого писателя.
В зависимости от темы тут можно рассуждать о разном:
- самом понятии «гражданин»;
- личной ответственности человека;
- общественной справедливости;
- понятии счастья и его составляющих;
- понятии долга;
- взаимопомощи и взаимовыручке;
- государственном устройстве и путях его совершенствования.
Помимо аргументов из литературных произведений, экзаменуемые могут привлекать и исторические факты, а также собственный опыт социально-значимой деятельности.
Онлайн-педагоги еще не успели снять подробный разбор для данного направления, поэтому предлагаем посмотреть видео, в котором представлены универсальные и что важно короткие произведения для аргументации сочинений по разным направлениям:
Структура сочинения
Итак, вы уже знаете, какими будут направления итогового сочинения на первом экзамене 2021-2022 года, а значит пора разобраться, какими должны быть аргументы и вообще сама структура работы.
План к итоговому сочинению 2022 года универсален и каких-либо весомых изменений в его пунктах не произошло:
- Вступление (Постановка проблемы).
- Основная часть (Комментарий и аргументация)
- Заключение (Вывод).
Клише
Шаг 1. В самом начале работы важно сформулировать тезис. На итоговом сочинении 2022 года в этом вам помогут готовые клише:
Шаг 2. Между вступлением и основной частью стоит сделать красивый переход. Вот фразы, которые помогут объединить две части вашего сочинения.
Шаг 3. Формулируем тезис.
Шаг 4. Далее привлекаем аргументы, используя выводные слова и красивые конструкции.
Шаг 5. Для формулировки позиции автора, рекомендуем использовать в сочинении 2022 года такие готовые клише:
Шаг 6. Заключение. Совет педагогов – старайтесь сделать финальный абзац не просто красивым, а и наполненным глубоким смыслом, опираясь на такие фразы-клише.
Заключение
Надеемся, что теперь вам будет значительно проще написать декабрьское сочинение в 2022 году, а советы педагогов подскажут, как подобрать аргументы к темам и написать красивый и грамотный текст.
Предлагаем также посмотреть видео урок о том, как быстро научиться писать сочинения, ведь дата экзамена приближается стремительно и времени на подготовку осталось очень мало.
Читайте также:
- Изложение ОГЭ в 2022 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- ФИПИ ОГЭ 2022 года
Чуть больше месяца осталось до 1 декабря — дня, когда все ученики 11-х классов будут писать итоговое сочинение. Это — допуск к ЕГЭ. Конечно, предусмотрены и резервные дни для тех, кто не справится с первого раза: 2 февраля и 4 мая. Но кому охота откладывать на «потом»: ведь в феврале и тем более в мае уже вовсю нужно будет готовиться к ЕГЭ. Как не провалить сочинение и на что обратить внимание при подготовке, рассказывает один из разработчиков тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров.
Алексей Владимирович, почему именно сочинение сделали допуском к ЕГЭ?
Алексей Федоров: Потому что итоговое сочинение — это, так скажем, надпредметное испытание. Оно показывает, насколько сформировались у школьника важнейшие личностные качества: умение связно выражать мысли, способность логически мыслить, донести свою позицию до собеседника.
Все это необходимо не только для сдачи ЕГЭ практически по всем школьным предметам, но пригодится и в будущем. К тому же ребята в итоговом сочинении проявляют свою личную позицию по важнейшим нравственно-философским вопросам, которые не теряют актуальности на протяжении всех веков существования человечества. Так что итоговое сочинение — не просто допуск к Единому экзамену, но и пропуск во взрослую жизнь.
Чем оно отличается от тех сочинений, что пишут на уроках русского или литературы?
Алексей Федоров: Обычное сочинение по литературе — развернутое высказывание по заданному конкретному художественному произведению либо по творчеству конкретного автора. Итоговое сочинение — свободное размышление на духовно-нравственную или философскую тему с опорой на источники. И здесь речь не только о произведениях школьной программы по литературе, но и о том, что прочитано учеником за ее рамками. Более того, совсем необязательно, чтобы это были художественные произведения. Научные труды, мемуары, публицистика — все может пригодиться.
Как получить зачет по сочинению?
Алексей Федоров: Есть два основных критерия оценки: соответствие теме и аргументация. Если по одному из них провал, то, считай, «завалил» все сочинение. Есть и технические моменты: объем — 350 слов, включая служебные, а также самостоятельность работы. В ней не должно быть неоправданных заимствований — заученных или списанных откуда-то кусков текста без кавычек и ссылок на источник. Очень часто при проверке бросаются в глаза домашние заготовки. Ведь сейчас известны только тематические направления сочинения, а конкретные темы объявят только утром 1 декабря. Опыт прошлых лет показал: некоторые ребята делают «рыбу» — некий шаблон под общее тематическое направление, который потом пытаются встроить в конкретную тему. Это очень «торчит» и существенно снижает впечатление от работы. А вот чего не надо бояться, так это споров и разных точек зрения. В прошлом году у нас была тема, связанная со смирением: добродетель это или недостаток. Какие были разные суждения! Не бойтесь спорить, не думайте о том, чтобы попасть в правильный «шаблон». Это ведь не тест.
Сочинение — это не тест. Не пытайтесь попасть в «шаблон». Не бойтесь спорить и показывать разные точки зрения
Какие ошибки на итоговом сочинении делали прошлогодние выпускники?
Алексей Федоров: Часто школьники не понимали смысла некоторых слов, которые употреблены в формулировке тем. Например, в теме про смирение сложным оказалось понятие «добродетель». Его превратили в «добродеятеля». Говоря о героях романа, называли их «лирическими», а в романе, как в эпическом жанре, лирических героев быть не может. Кто-то вместо того, чтобы использовать произведение для аргументов, просто пересказывал его. Были случаи путаницы с именами авторов: мы узнали о Федоре Юрьевиче Достоевском. Это не критическая ошибка, но снижает впечатление от работы. Сегодняшний бич — тавтология: «болен болезнью», «испытывает испытание». Это может быть связано и с бедностью речи в целом, и с торопливостью. Поэтому не забывайте редактировать свои тексты.
Направления итогового сочинения
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Топ-5 лайфхаков
При подготовке к итоговому сочинению:
1. Изучите круг понятий, которые могут входить в тематическое направление (добродетель, раскаяние, патриотизм и др.).
2. Повторите основные сведения об авторах, героях, сюжетах произведений, которыми вы сможете пользоваться для аргументации своей точки зрения.
3. Потренируйтесь строить развернутое высказывание: тезис, подбор аргументов, логичное доказательство своего мнения, вывод и обобщение.
4. Учитесь редактировать свои тексты.
5. Настройтесь на спокойное и свободное размышление на интересную тему.
Структура и рекомендации по написанию итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
• Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
• Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
• Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
• Дoкaзaтeльствa, пpимepы
• Микpoвывoд
• Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов).
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
• тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
• тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
• тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
• По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
• Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
• Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов — 2.
• Кaждoму тeзису — свoй apгумeнт!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
• привести из литературных источников.
• выделить в отдельный абзац.
• в конце каждого аргумента написать микровывод.
• к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
• если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Я был уверен, что тема итогового сочинения для меня закрыта: кажется, все возможное уже сказано – и если коллеги-учителя считают, что проще имитировать это бессмысленное в его нынешнем виде начинание, чем сопротивляться ему – в конце концов, не звать же их на баррикады! Поэтому ограничусь только краткими тезисами, родившимися у меня после знакомства с обновленным текстом «Методических рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)», вывешенном на сайте ФИПИ.
- Авторы рекомендаций, с одной стороны, различают аргументацию и примеры из литературы, по-видимому, понимая, что аргументировать (то есть доказывать, обосновывать) литературным примером можно тезисы касающиеся только литературы («Критерий № 2 „Аргументация. Привлечение литературного материала“ <…> В соответствии с данным критерием участник сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных литературных произведений»).
- Более того, «незачет» за сочинение ставится как в случае отсутствия аргументации, так и в случае отсутствия развернутых литературных примеров («„Незачет“ ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются»).
- При этом в критерии вводится понятие «литературный аргумент», под которым понимается, по-видимому, все тот же пример либо из литературного произведения – либо из методического пособия, приравненного тем самым к художественному произведению(«Если в итоговом сочинении осуществлена опора на фрагмент текста из пособий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (произведение не называется, а лишь передается содержание фрагмента), то такой литературный аргумент не засчитывается».)
- Чем отличается «аргумент» и «литературный аргумент» и может ли считаться «литературный аргумент» – аргументом, а его использование – аргументацией, в «Методических рекомендациях…» не сказано ни слова, что открывает простор для произвольных трактовок со стороны проверяющего.
- Что вообще такое «аргумент», «аргументация» для итогового сочинения – и чем «аргументация» отличается от «подкрепления примерами из литературы», также не сказано, что также открывает простор для произвольных трактовок со стороны проверяющего.
- В требованиях есть еще два взаимоисключающих требования: «не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения» и «выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения». Что в таком случае понимается под «анализом» произведения, каким образом анализ не будет уводить от темы сочинения в сторону разбора, к примеру, художественных средств, при помощи которых в нем воплощается содержание – в «Методических рекомендациях…» опять же не сказано, что опять же открывает простор для произвольных трактовок со стороны проверяющего.
Резюмирую: «итоговое сочинение» пишется и оценивается с опорою на критерии, которые внутренне противоречивы, если не сказать – непрофессионально составлены, содержат в себе серьезные ошибки.
И легкость, с какой с заданием справляются сильные ученики и списывают из готовых источников – слабые, не позволяет нам закрыть глаза на рассуждения о кажущейся «безвредности» такого рода работы. Необходимо повторять еще и еще раз, пока это не дойдет не только до учеников и учителей (некоторые из них это уже прекрасно понимают), но и до тех, кто зарабатывает на индустрии натаскивания на итоговое сочинение и способствует распространению вреда от них – например, до Фоксфорда или РусТьюторса. Но прежде всего, конечно, дойти должно до тех, кто обеспечивает неизменность и обязательность «итогового сочинения»: требовать аргументировать тезисы, имеющие отношение к жизни, примерами из литературы – безграмотно, так как художественный образ предполагает множественность, подчас взаимоисключаемость его интерпретаций. Я читаю, как школьник доказывает, что сильные люди перед лицом перемен сохраняют верность своим убеждениям, обращаясь к образу Базарова, – и понимаю, что смерть Базарова можно трактовать и как сопротивление отказу от собственных воззрений, и как скрытое самоубийство после краха его ценностей и взглядов. Считать это «аргументом» – все равно что аргументировать, опираясь на исторический миф или собственную услужливую фантазию.
Впрочем, не в этом ли и цель? В нынешнем формате итоговое сочинение по сути незаконно, вступает в вопиющее противоречие и с ФГОС, и с требованиями самой жизни формировать у детей основы критического мышления – чтобы они не становились жертвами манипуляций со стороны деструктивных сил и радикальных организаций, умели отличать факт от вымысла, реальный аргумент от фальшивого. Бывший министр культуры уже радовал своих читателей утверждением: «Вы наивно считаете, что факты в истории – главное. Откройте глаза: на них уже давно никто давно не обращает внимания! Главное – их трактовка, угол зрения и массовая пропаганда». Видимо, «итоговое сочинение» в его нынешнем формате и должно воспитать то же пренебрежение к фактам, аргументам – и к их проверке, раз уж «цель оправдывает средства» и вообще мы живем в эпоху постправды, когда критерием «истины» является ее удобство.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
ÐизненнÑй пÑÑÑ â ÑÑо доÑога, коÑоÑÑÑ Ð¿ÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек на пÑоÑÑжении вÑей Ñвоей жизни. ÐаждÑй Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дейÑÑвие влиÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ пÑÑем Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÐ¼ далÑÑе. ÐÑбой Ñеловек Ñам вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð¸ ÑÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð° него повлиÑÑÑ ÑолÑко он Ñам.
ÐапÑимеÑ, главнÑй геÑой из Ñомана Ð.Ð.ÐонÑаÑова «Ðбломов» пÑоÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñвой жизненнÑй пÑÑÑ. С Ñамого деÑÑÑва он пÑивÑк, ÑÑо мама и нÑÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑÑÑÑ Ð¾ нем, оÑÐµÑ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð°, ниÑего не делаÑ, а днем вÑе ÑпÑÑ. УÑаÑÑ Ð² Ñколе, он ÑаÑÑо оÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, вмеÑÑо Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑиÑÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñели в жизни, а лÑбимÑм занÑÑием Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло лежание на диване. Ðн ниÑего не Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей жизни, а наобоÑÐ¾Ñ Ð²Ñе болÑÑе погÑÑжаеÑÑÑ Ð² Ñакой обÑаз жизни. ÐÐµÐ´Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ Ñмогла пÑобÑдиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и он оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑвоиÑ
ÑÑвÑÑв. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо ÑолÑко Ñеловек впÑаве измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÑдÑбÑ.
ÐÑоблема жизненного пÑÑи заÑÑагиваеÑÑÑ Ð¸ в пÑеÑе Ð.Ð.ÐÑÑÑовÑкого «ÐÑоза». ÐаÑеÑина вÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñж и Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð¼, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑвеÑлÑм ÑÑвÑÑва, ÑазнообÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и вÑе ÑÑо ÑгнеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ. Ðозже она влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐоÑиÑа и оказÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑед вÑбоÑом: ÑаÑÑказаÑÑ Ð²Ñе ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÑÐ¶Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑаиÑÑ ÑÑо Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾. ÐÑкоÑе ÐаÑеÑина пÑблиÑно пÑизнаеÑÑÑ Ð² измене и не Ð½Ð°Ð¹Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑжки и заÑиÑÑ Ð¾Ð½Ð° не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½ÐµÑÑи ÑÑÐ¾Ñ ÑÑжкий гÑÑз и Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½ÑÑвеннÑй вÑÑ
од ÑолÑко в ÑмеÑÑи. Ðногда пÑинÑÑое ÑеÑение Ñеловеком Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑагедии.
Таким обÑазом можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо каждÑй Ñеловек впÑаве поÑÑÑпаÑÑ Ñак, как он ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑавилÑнÑм. ÐÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· пÑинÑÑÑÑ
нами ÑеÑений, коÑоÑÑй можно поменÑÑÑ Ð² лÑбой моменÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐаÑа!
ÐÑбÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð²Ð°Ð¼Ð¸ Ñема ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑе аÑгÑменÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð1 и Ð2 Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе по 1 баллÑ.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме)+ 1 балл
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл
ÐаÑа, обÑаÑиÑе внимание на ÑаÑÑÑ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² пеÑвом аÑгÑменÑе, коÑоÑое не неÑÐµÑ ÑмÑÑловой нагÑÑзки. Ðез него можно обойÑиÑÑ.
С Ñамого деÑÑÑва он пÑивÑк, ÑÑо мама и нÑÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑÑÑÑ Ð¾ нем, оÑÐµÑ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð°, ниÑего не делаÑ, а днем вÑе ÑпÑÑ.
Ðажно!!! ÐÑопиÑÑваÑÑ Ð¸Ð¼Ñ Ð³ÐµÑоÑ. ÐÑ Ð½Ð¸ ÑÐ°Ð·Ñ ÐµÐ³Ð¾ не назвали по имени. РпеÑвом аÑгÑменÑе не ÑпомÑнÑли клÑÑевое Ñлово ÑÐµÐ¼Ñ — вÑбоÑ. Ðе ÑвлекайÑеÑÑ Ð¿ÐµÑеÑказом! ÐÑдÑÑе внимаÑелÑнÑ!
Ðо вÑоÑом аÑгÑменÑе Ð²Ñ Ð¿Ð¸ÑеÑе о пÑоблеме жизненного пÑÑи. РиÑоговом ÑоÑинении не нÑжно пиÑаÑÑ Ð¾ пÑоблеме.
ÐÑоблема жизненного пÑÑи заÑÑагиваеÑÑÑ Ð¸ в пÑеÑе Ð.Ð.ÐÑÑÑовÑкого «ÐÑоза».
ÐÑÑÑе наÑаÑÑ Ñак: Ðак вÑбÑаÑÑ Ð¿ÑавилÑнÑй пÑÑÑ Ð² жизни? Ðад ÑÑим вопÑоÑом ÑазмÑÑлÑÐµÑ Ð.Ð.ÐÑÑÑовÑкий в пÑеÑе «ÐÑоза».
Ð3 (логика и композиÑиÑ)+ 1 балл
Ð4 (ÑеÑÑ)+1 балл
ÐеопÑавданнÑй повÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÑÑоимений. РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑказанноÑÑÑ:…влиÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ пÑÑем Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÐ¼ далÑÑе. ÐлиÑÐµÑ Ð½Ð° ÑÑо? ÐлиÑÐµÑ Ð½Ð° наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ на Ð½Ð°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ.
ÐизненнÑй пÑÑÑ â ÑÑо доÑога, коÑоÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй Ñеловек на пÑоÑÑжении вÑей Ñвоей жизни. ÐаждÑй Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ дейÑÑвие влиÑÐµÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ пÑÑем Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÐ¼ далÑÑе. ÐÑбой Ñеловек Ñам вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð¸ ÑÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð° него повлиÑÑÑ ÑолÑко он Ñам.
РпеÑвом ÑлÑÑае можно меÑÑоимение ÑбÑаÑÑ ( каждÑй), во вÑоÑом оÑÑавиÑÑ.Слово» ÑÑÑоиÑÑ» лÑÑÑе взÑÑÑ Ð² кавÑÑки, ÑÑÑоиÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ маÑÑÑÑÑ, доÑогÑ.
УказаÑелÑное меÑÑоимение «ÑÑоѻ лÑÑÑе замениÑÑ Ð½Ð° меÑÑоимение «Ñвой».
РеÑевÑе повÑоÑÑ+ ÑÑезмеÑное ÑпоÑÑебление меÑÑоимений
С Ñамого деÑÑÑва он пÑивÑк, ÑÑо мама и нÑÐ½Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑÑÑÑÑ Ð¾ нем, оÑÐµÑ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÐ½Ð°, ниÑего не делаÑ, а днем вÑе ÑпÑÑ. УÑаÑÑ Ð² Ñколе, он ÑаÑÑо оÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, вмеÑÑо Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑиÑÑÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñели в жизни, а лÑбимÑм занÑÑием Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло лежание на диване. Ðн ниÑего не Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоей жизни, а наобоÑÐ¾Ñ Ð²Ñе болÑÑе погÑÑжаеÑÑÑ Ð² Ñакой обÑаз жизни. ÐÐµÐ´Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ Ñмогла пÑобÑдиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и он оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑвÑÑв.
ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо ÑолÑко Ñеловек впÑаве измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑÑдÑбÑ.
Ð ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑедложениÑÑ Ð½ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑики, Ñакое ÑÑвÑÑво,ÑÑо Ð²Ñ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ñ Ð¿Ñоизведением. ÐÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÑеÑе Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸ ÑÑ Ð¶Ðµ мÑÑлÑ: он ниÑего не лÑбил делаÑÑ.ÐÑÑÑ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑказанноÑÑÑ: в какой обÑаз жизни погÑÑжаеÑÑÑ?
ФакÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ñибка: он ÑÑилÑÑ Ð² панÑионе, а не в Ñколе
ТавÑологиÑ: ÑÑаÑÑ — ÑÑиÑÑÑÑ, Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ — измениÑÑ.
ÐÑÑÑе пеÑеÑÑÑоиÑÑ Ð¿ÑедложениÑ: С Ñамого деÑÑÑва ÐлÑÑ Ð¿ÑивÑк, ÑÑо о нем забоÑилиÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑе. Ðн не имел Ñели в жизни, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð¸ к ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑÑÑемилÑÑ, даже лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÐлÑге ÐлÑинÑкой не пÑобÑдила в нем Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾ — дÑÑгомÑ.
РеÑевой повÑоÑ
ÐÐµÐ´Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ð½Ðµ Ñмогла пÑобÑдиÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ измениÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, и он оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑвÑÑв.
ÐÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· пÑинÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ ÑеÑений, коÑоÑÑй можно поменÑÑÑ Ð² лÑбой моменÑ.
ÐеÑдаÑное ÑпоÑÑебление меÑÑоимений
ÐаÑеÑина вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñж и Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð¼, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑвеÑлÑм ÑÑвÑÑва, ÑазнообÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и вÑе ÑÑо ÑгнеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ.
Ðозже она влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐоÑиÑа и оказÑваеÑÑÑ Ð¿ÐµÑед вÑбоÑом: ÑаÑÑказаÑÑ Ð²Ñе ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÑÐ¶Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑаиÑÑ ÑÑо Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑноÑÑÑ
ЧÑо Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑазÑмеваеÑе под «ÑазнообÑазнÑм обÑазом жизни»? ЧÑо ее ÑгнеÑаеÑ? ЧÑо вÑÑ? ЧÑо ÑÑо?
ÐÑопиÑÑвайÑе конкÑеÑно, ÑкÑпеÑÑÑ Ð½Ðµ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑомневаÑÑÑÑ, ÑÑо Ð²Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÑе пÑоизведение. ÐзбегайÑе обÑиÑ
ÑÑаз, они заÑÑÑднÑÑÑ Ð²Ð°ÑÑ ÑеÑÑ.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑеÑÐ¾Ñ Ð¾Ð²Ð°ÑоÑÑÑ
Таким обÑазом можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод, ÑÑо каждÑй Ñеловек впÑаве поÑÑÑпаÑÑ Ñак, как он ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑавилÑнÑм.
ÐÑÑÑе: нÑжнÑм
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÑибок не обнаÑÑжено
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑÑÑÑÑÑвие запÑÑÑÑ
ÐÑаммаÑика
ÐаÑÑÑение видо — вÑеменной ÑооÑнеÑенноÑÑи глаголÑнÑÑ
ÑоÑм
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он ÑÑановиÑÑÑ Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð²Ñм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ñели в жизни, а лÑбимÑм занÑÑием Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло лежание на диване.
ÐÑÑÑе: ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ взÑоÑлой жизни он бÑл ленивÑм, не лÑбил ниÑего делаÑÑ, не имел Ñели в жизни…
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ
ÐаÑеÑина вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ñж и Ð¿Ð¾Ð¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð² ÑÐ¾Ñ Ð´Ð¾Ð¼, в коÑоÑом Ð½ÐµÑ Ð¼ÐµÑÑа ÑвеÑлÑм ÑÑвÑÑва, ÑазнообÑÐ°Ð·Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и вÑе ÑÑо ÑгнеÑÐ°ÐµÑ ÐµÐµ.
ÐÑавилÑно: ÑÑвÑÑвам
ÐевеÑнÑй поÑÑдок Ñлов
Ðногда пÑинÑÑое ÑеÑение Ñеловеком Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑагедии.
ÐÑавилÑно: Ðногда ÑеÑение, пÑинÑÑое Ñеловеком, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к ÑÑагедии.
ÐаÑÑÑение ÑоглаÑованиÑ
ÐÐµÐ´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñй пÑÑÑ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð¸Ð· пÑинÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð¼Ð¸ ÑеÑений, коÑоÑÑй можно поменÑÑÑ Ð² лÑбой моменÑ.
ÐÑавилÑно: коÑоÑÑе
ÐÑак, Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑаеÑе «Ð·Ð°Ñеѻ, но бÑдÑÑе внимаÑелÑнее, поÑабоÑайÑе над ÑеÑÑÑ Ð¸ пÑнкÑÑаÑией. УÑпеÑ
ов вам, ÐаÑа!