Чем мне понравился рассказ уроки французского

: мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. он стал играть на деньги и попал в

: Мальчик из села приехал учиться в город, но денег не хватало. Он стал играть на деньги и попал в плохую компанию. Учительница узнала и стала играть с ним, нарочно проигрывая деньги. За это её уволили.

Названия глав — условные.

Новая школа. Голодная жизнь в городе

1948 год. Рассказчик окончил сельскую четырёхлетку.

Чем мне понравился рассказ уроки французскогоРассказчик — школьник, 11 лет, из бедной семьи, растёт без отца, стес­ни­тельный, умный, хорошо учится, его имя в рассказе не упоми­на­ется.

Чтобы пойти в пятый класс, ему надо было переехать в райцентр за пятьдесят километров от дома. Из трёх детей в семье рассказчик был самый старший. Жили они в то время очень голодно, особенно туго им пришлось весной.

…я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придётся всё время думать о еде.

В младшей школе рассказчик учился хорошо. В деревне его считали грамотеем, все говорили маме, что он должен учиться. Мама решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила его в райцентре к своей знакомой.

В новой школе мальчик тоже учился хорошо. Исключением был французский язык. Рассказчик легко запоминал слова и обороты речи, а вот с произношением у него не ладилось. Он «шпарил по-французски на манер… деревенских скороговорок», от чего Лидия Михайловна «бессильно морщилась и закрывала глаза».

Чем мне понравился рассказ уроки французскогоЛидия Михайловна — учитель­ница фран­цуз­ского языка, лет 25, красивая, с правиль­ными чертами лица и немного косыми глазами, очень добрая и отзыв­чивая.

В школе, среди сверстников, рассказчику было хорошо, а у маминой знакомой наваливалась тоска по дому. Кроме того, он сильно недоедал. Периодически мама присылала ему хлеб и картошку, но эти продукты очень быстро куда-то исчезали. Мальчик подозревал, что еду воровали люди, у которых он жил, но следить за ними боялся.

В отличие от деревни в городе нельзя было словить рыбку или выкопать на лугу съедобные корешки. Частенько на ужин мальчику доставалась только кружка кипятку.

Игра на деньги. Рассказчика избивают

В компанию, которая играла на деньги в «чику», рассказчика привёл младший сын женщины, у которой тот жил. Верховодил там Вадик.

Чем мне понравился рассказ уроки французскогоВадик — семи­классник, рослый, крепкий, с длинной рыжей чёлкой, сильный и властный.

Из одноклассников рассказчика там появлялся только Тишкин.

Чем мне понравился рассказ уроки французскогоТишкин — пяти­классник, сует­ливый, с морга­ю­щими глазён­ками, трус­ливый и глупый.

Игра была нехитрая. Монеты складывались стопкой решками вверх. В них надо было ударить битком так, чтобы монеты перевернулись. Те, что оказывались орлом вверх, становились выигрышем.

Постепенно рассказчик освоил все приёмы игры и начал выигрывать. Изредка мать присылала ему пятьдесят копеек на молоко — на них и играл. Мальчик никогда не выигрывал больше рубля в день, но жить ему стало намного легче. Однако остальной компании его умеренность в игре совсем не понравилась.

Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд?

Вадик начал жульничать. Когда рассказчик попытался его уличить, его сильно избили.

Учительница узнаёт об игре на деньги

Утром рассказчик явился в школу с разбитой физиономией. Первым уроком шёл французский, и Лидия Михайловна, которая была классной руководи­тельницей, спросила у мальчика, что случилось. Он попытался соврать, что упал, но Тишкин рассказал, что Вадик избил мальчика из-за азартной игры.

Когда Лидия Михайловна оставила рассказчика после уроков, он очень боялся, что она поведёт его к директору, который любил «пытать» провинившихся на линейке перед всей школой. В этом случае мальчика могли исключить из школы.

Однако к директору Лидия Михайловна рассказчика не повела. Она стала расспрашивать, зачем ему деньги, и очень удивилась, когда узнала, что на них он покупает молоко. В конце концов мальчик соврал ей, что обойдётся без игры на деньги. В те дни ему было особенно голодно. Мальчик поискал другие компании, играющие в «чику», не нашёл и снова пришёл в компанию Вадика.

Сначала рассказчик выигрывал немного — на кусок хлеба. Но когда он снова выиграл рубль и собрался уходить, его опять избили.

Увидев на лице мальчика свежие синяки, Лидия Михайловна заявила, что будет заниматься с ним индивидуально после уроков.

Уроки французского. Таинственная посылка

Для рассказчика «начались… мучительные и неловкие дни». Сначала они занимались в школе, между первой и второй сменами, но потом Лидия Михайловна решила, что им не хватает времени, и велела мальчику по вечерам приходить к ней на квартиру.

Она жила в доме, большую часть которого занимал директор. Для рассказчика эти уроки были настоящей пыткой, он совсем терялся в чистенькой квартире учительницы.

Лидия Михайловна была родом с Кубани и уже успела побывать замужем. Свой недостаток — небольшое косоглазие — она скрывала, постоянно прищуриваясь. Учительница расспрашивала рассказчика о семье и постоянно приглашала ужинать, но этого испытания он вынести не мог и убегал.

Я никак не мог поверить, что сижу у неё в доме, всё здесь было для меня слишком неожиданным и необыкновенным, даже воздух, пропитанный лёгкими и незнакомыми запахами иной, чем я знал, жизни.

Однажды мальчику на адрес школы прислали странную посылку: макароны, два больших куска сахара и несколько плиток гематогена. Он сразу понял, что посылка от Лидии Михайловны: матери макароны достать было негде. Рассказчик вернул её учительнице.

Игра в «пристенку». Учительница проигрывает рассказчику деньги

Уроки французского на этом не кончились. Постепенно рассказчик привык к учительнице, перестал её стесняться и даже «почувствовал вкус к языку», но по-прежнему отказывался с ней ужинать.

Однажды Лидия Михайловна показала рассказчику игру своего детства — «пристенку». Монеты бросали о стену, а потом пытались достать пальцами от своей монеты до чужой. Достанешь — выигрыш твой. Когда мальчик освоил правила, учительница предложила ему сыграть на деньги.

Иной paз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.

Они играли каждый вечер, стараясь спорить шёпотом, чтобы не услышал директор школы. У мальчика снова появились деньги на молоко.

В очередной раз играя в «пристенку», Лидия Михайловна попыталась жульничать, причём не в свою пользу, но мальчик это заметил. Они начали спорить и не заметили, как в квартиру вошёл директор, услышавший громкие голоса. Лидия Михайловна спокойно призналась ему, что играет с учеником на деньги.

Увольнение учительницы. Ещё одна посылка

Лидия Михайловна взяла вину на себя, попрощалась с рассказчиком и через три дня уехала на Кубань. Больше он её не видел.

Зимой, после каникул, рассказчику на адрес школы пришла ещё одна посылка, в которой «аккуратными, плотными рядами  лежали трубочки макарон», а под ними — три красных яблока. Мальчик впервые увидел яблоки вживую, не на картинке.

«Уроки французского» – уроки жизни

6-й класс

Задачи: 

сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий:
развивать умение извлекать необходимую информацию из предоставленного материала; строить логические цепи рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи;
учить бережно относиться к позиции других людей, умению слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: урок-размышление.

ХОД УРОКА

Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и, прежде всего, доброты, чистоты, благородства.

В.Г.Распутин

Оргмомент

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. 
– Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы ребят: не ищет награды, бескорыстна)
– Ребята, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». У вас на партах рабочие тетради, в которых мы и будем работать. Наш урок называется «Уроки французского» – уроки жизни.
– Прочитаем эпиграф к уроку. Вы согласны со  словами  писателя?(Ответы ребят).
– Вам понравился  рассказ?
– Обратим внимание на название рассказа. Почему уроки? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Напишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа, учебный предмет, знания, воспитание).

I стадия: вызов

– Посмотрите внимательно на эпиграф и название нашего урока и подумайте, в чём нам предстоит разобраться? (Формулируем цель урока)

Кто? Кому? Зачем?

II стадия: осмысление

– Кого вы считаете главным героем рассказа? Может быть, их несколько?
– Зачитаем цитаты из рассказа, определим, к  кому они относятся :

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
– Узнали героя из рассказа? О чём свидетельствуют данные цитаты?
(Дети называют черты характера героя)
– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?
(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).
– Переверните страничку вашей рабочей тетради, выберите из столбика те качества мальчика, которыми он обладает,  и подчеркните их.

(Зачитываем качества героя).

– Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?

Зачитаем описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
– Подчеркните в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.
– Какие черты характера учителя вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратная – заполняем таблицу).
– Это рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1973 году Распутин пишет один из своих лучших рассказов «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
В образе Лидии Михайловне автор выразил свой идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам.

Просмотр эпизода №1

Давайте посмотрим  отрывок №1 из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». 
– Что вы заметили в образе Лидии Михайловны, какой она учитель?
– Вы увидели героя, каким его создал режиссёр? Вы таким его представляли?

Зачитаем отрывок:

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться…Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..» 
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».
– Какие черты характера мы  с вами увидели в образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте самое главное, характеризующее учителя. (Забота о детях, материнское начало, внимательность).
– Как главный герой относился к учителю?
– Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий французским именно главного героя? (Покормить ребёнка).
– Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.

(Ребята зачитывают качества Лидии Михайловны).

Приём ловушки

– А почему вы не подчеркнули интерес к азартным играм?
– Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Азартные игры, на деньги учителя с учеником всегда считались безнравственным поступком.

Просмотр эпизода №2

Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – не играть? (Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молока и хлеба).
– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел. 
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе?(Символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).
– Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал уроки жизни, кому и зачем?
– Какие уроки жизни?

Ответы ребят:

1. Разлука с близкими и одиночество.
2. Голод.
3. Нечестная драка.
4. Трудности с французским языком.
5. Расставание с учительницей, которая стала другом.

– Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна? 
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, бескорыстия).
– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).

Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

III стадия: рефлексия

Заполняем Дерево Души

На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды (заполняем дерево, те качества, которые необходимы человеку).

Продолжите предложения:

  • Я научился (научилась) …

  • Я задумался (задумалась) над…

  • Я открыл (открыла) для себя…

  • Чему я хочу научиться?

Домашнее задание

1. Нарисуйте обложку книги В.Г.Распутина «Уроки французского».
2. Напишите сообщение «Советую прочитать «Уроки французского».

  • Чем мне понравился владимир дубровский сочинение 6
  • Чем литературная сказка похожа на народную сказку 3 класс
  • Чем меня привлекает слово о полку игореве сочинение
  • Чем занимались хозяева терема сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Чем закончилась сказка про емелю по щучьему велению