Чем мне понравилась сказка жуковского спящая царевна 5 класс

Жуковский в. сказка спящая царевна жанр: литературная волшебная сказка в стихах смотри также краткое содержание сказок: перро ш. спящая красавица


Жуковский В. сказка «Спящая царевна»

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Смотри также краткое содержание сказок:
Перро Ш. «Спящая красавица»
Жуковский В. «Мальчик с пальчик»

Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

  1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
  2. Царица-мать. Добрая и любящая.
  3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
  4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
  5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
  6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

План пересказа сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Встреча с раком
  3. Предсказание
  4. Рождение дочери
  5. Пир и молодые чародейки
  6. Одиннадцать блюд
  7. Зловещее пророчество
  8. Исправленное пророчество
  9. Указ о высылке прях
  10. Любопытная царевна
  11. Старуха с веретеном
  12. Сон в замке
  13. Страшный бор
  14. Любопытный царевич
  15. Разбуженная принцесса
  16. Свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
  2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
  3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
  4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
  5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
  6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

Главная мысль сказки «Спящая царевна»
Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.

Чему учит сказка «Спящая царевна»
Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»
Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
Всему свое время.
Чему быть, того не миновать.
Берегись бед, пока их нет.
Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна»
Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было.
И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка.
И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек.
Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило.
И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива.
Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился.
И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон.
Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит.
Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну.
Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал.
Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

Чем мне понравилась сказка жуковского спящая царевна 5 класс

Чем мне понравилась сказка жуковского спящая царевна 5 класс

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца.

Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой сказки, но, на мой взгляд, из этой сказки можно извлечь и другие уроки. В первую очередь, когда король решает не посылать приглашение двенадцатой чародейке, «хромоногой, старой, злой», из-за потери блюда. Не стоит пренебрегать человеком из-за его внешности. Необходимо высказывать уважение старшим, несмотря ни на что.

Второй урок я вижу в неизбежности предначертанного. Что было уготовано судьбой человеку, то и произойдет. Король, стараясь уберечь дочь от проклятья, изгоняет ткачих, запрещает выращивать и ткать лен и держать дома веретено. Однако, он не смог уберечь дочь в собственном доме. Дочери захотелось осмотреть дворец, и, поднявшись по винтовой лестнице, она встречает «старушоночку», которая дала ей веретено. Из этого следует третий урок о том, что встречи с незнакомыми людьми могут быть опасными.

Все сказки нужно читать внимательно, ведь они содержат скрытый смысл, который может быть не сразу понятен. На примерах из книг дети узнают и запоминают, как надо себя вести.

Другие сочинения: ← Ромео и Джульетта↑ ДругиеНаучная фантастика →

Краткая биография поэта

Родился В. А. Жуковский в 1783 году, 29 января. Он приходится незаконнорожденным сыном помещику А. И. Бунину от Е. Д. Турчаниновой – бывшей пленной турчанки. Фамилию свою Василий получил от крестного отца, который впоследствии усыновил мальчика по просьбе Бунина.

Василий получил хорошее образование, в 18 лет закончил Московский университетский благородный пансион. Печататься как автор он начал рано — еще в 14 лет дебютировал со своим произведением «Мысли о гробнице». В 1808 году Василий Андреевич написал свою знаменитую балладу «Людмила», затем создал еще много замечательных произведений в стихах, а в 1809 году написал прозаическую повесть «Марьина роща».

В конце лета и начале осени 1831 года Жуковский пишет свою интерпретацию сюжета о спящей царевне, а через 2 года на эту же тему создает стихотворное произведение А. С. Пушкин. Чтобы не перепутать эти два разных произведения, в статье будет иногда даваться пояснение – имя автора в скобочках. Узнать, о чем стихотворение сына Бунина, поможет краткое содержание.

Анализ опуса

О чем он нам говорит? Если в школе ученикам предстоит написать сочинение на тему «Жуковский, «Спящая царевна»», анализ произведения поможет получить отличную отметку. Сначала можно сравнить сюжет со сказкой братьев Гримм, упомянуть, что их история под названием «Спящая красавица» схожа с опусом Жуковского, как и труд Шарля Перро, именующийся «Красавица в спящем лесу». Свое же произведение назвал Жуковский «Спящая царевна». Отзывы тоже помогут глубже понять поэтический труд.

Читателям нравится, что в данном произведении торжествуют отважные герои, побеждают любовь и добро. Принято сравнивать поэтический опус А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, которое создал Жуковский. «Спящая царевна» (отзывы помогут лучше понять структуру произведения) является обязательным стихотворением для внеклассного чтения. Отзывы касаются строения стихотворений, героев, основной сюжетной линии.

У Василия Ивановича сюжет основан на похожих западноевропейских историях, рассказанных ранее братьями Гримм и Шарлем Перро. Но Жуковский русифицировал сказку, он ввел некоторые русские народные черты. Композиция выстроена на последовательно проходящих событиях, описывается каждый период жизни героев, Так, сначала рассказывается, что царь и царевна жили вместе много лет, потом родилась дочь, прошло 15, а после этого еще 300 лет.

Сказка написана в технике четырехстопного хорея с одними мужскими парными рифмами. В этом можно провести аналогию с некоторыми произведениями Пушкина, но у последнего мужские парные чередуются с женскими рифмами.

Сонное царство

В ту же секунду весь дворец и его обитатели были охвачены всеобщей дремотой. Царь и его жена как стояли на крыльце, прямо там и уснули. Их свита замерла прямо стоя, не выпуская из рук ружей. Хорунжий уснул на коне, животное тоже погрузилось в многолетнюю дремоту. Даже собаки, мухи замерли, да так и остались недвижимыми. Повар как готовил еду, так и остался на кухне. Даже огонь впал в дремоту.

С тех пор в это сонное царство не могла залететь птица, зверь тоже не прошел бы туда. Колючий терн вырос, как высокий забор, дикий бор тоже загородил путь-дорогу.

Прошло 100 лет. За это время некоторые смельчаки, внемля рассказам дедов, пытались найти дворец и царевну, но никто из них назад так и не вернулся, поэтому все бросили отчаянные попытки попасть туда.

И пали чары

Расколдовать царевну было суждено одному из главных положительных героев – царевичу. Услышав рассказ старика, он не побоялся и отправился искать дворец. Нашел его быстро и удивился, что все, начиная от людей и заканчивая животными и насекомыми, спят.

На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.

Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Василий Жуковский. Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.

Предсказанье колдуньи сбывается

Услышав, что пожелала его любимой дочке злая колдунья, царь очень расстроился. Он стал плохо есть, спать, а потом издал указ запретить сеять лен, делать из него пряжу, сучить ее при помощи веретена. Этот инструмент старинного рукоделия было запрещено иметь в любом доме. После этого указа Матвей успокоился, и жизнь потекла своим чередом.

Прошло время, царевне исполнилось 15 лет, она стала еще красивее, распустилась, как цветок в мае. Однажды ее родители пошли прогуляться, а юная девушка осталась дома. Ей стало скучно, и она решила осмотреть дворец. Ведь в каких-то помещениях девушка еще никогда не была.

Стала она гулять по хоромам и увидела крутую лестницу, поднялась по ней, а там маленькая коморка. Девушке стало любопытно, она открыла дверь и видит — сидит старая женщина и прядет пряжу. Старушка взяла и протянула девушке веретено, ведь это была та самая колдунья. Тотчас же юная дева уколола руку и уснула. Вот так во дворце появилась спящая царевна. Жуковский, герои которого в этой сказке как положительные, так и отрицательные, далее описывает картину всеобщего сна.

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.
Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями и образами, свойственными типичному национальному народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол.

В настоящее время существует огромное количество музыкальных жанров, которые, в свою очередь, дробятся на более узкие поджанры. В более юные годы я был скорее меломаном

Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.

  • Чем мне нравятся сказки пушкина
  • Чем миф отличается от сказки подтвердите свое мнение примерами
  • Чем люди живы сочинение по литературе
  • Чем меня привлекает чацкий сочинение 9 класс
  • Чем лучше жить в деревне чем в городе сочинение