Чем литературная сказка похожа на народную сказку 3 класс

В.ф. одоевский. мороз иванович, с. 47 49 ответы к стр. 47 - 49 опиши рукодельницу и ленивицу, используя слова:

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович, с. 47 – 49

Ответы к стр. 47 — 49

  • Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
    трудолюбивая, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, грубая, скромная, самонадеянная, невнимательная, неблагодарная, капризная.

Рукодельница трудолюбива, добра, почтительна, скромна, отзывчива. Ленивица ленива, зла, неуважительна, груба, спесива, неуважительна, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста.

  • Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом. 

Автор любуется Рукодельницей, в её жизни нет места безделию. Автор противопоставляет ей Ленивицу, показывая  отношение девочек к другим людям, к работе, их ум и скромность.

Подтверждаю текстом:

«Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать… Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться… Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл».

«Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.»

«Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала».

Грубость Ленивицы проявляется в самой речи: «Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь» (пирожку)… «Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают! (яблочкам)… «Пришла я к тебе послужить да за работу получить» (Мороз Ивановичу).

Отношение Ленивицы к работе у Мороз Ивановича: «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

Без зазрения совести Ленивица требует награду у Мороза и хватает её, не поблагодарив старика.

  • Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

1. Жизнь Рукодельницы и Ленивицы.
2. В колодце.
3. Три дня у Мороза Ивановича.
4. Награда Рукодельницы.
5. Ленивица идёт служить старику.
6. Служба Ленивицы.
7. Награда по заслугам.
8. Возвращение домой.

  • Чем отличается народная сказка от литературной?
    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.
  • Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

  • Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

Народные сказки появились давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Время создания определить невозможно.
Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор. Время создания сказки известно.
Народная сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). В авторских сказках внесение изменений не допускается.
Народная сказка ограничивается определённым жанром (волшебная, бытовая, о животных). Литературная сказка не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович, с. 47 – 49

4.3 (86.77%) от 638 голосующих

Дата публикации: 13.12.2019

Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение:

Населенный пункт: Саратовская область Ершовский район п.Кушумский

Файл публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский

Ершовского района Саратовской области»

Исследовательская работа

« Сходство и отличие литературной и народной сказки»

Автор работы:

Душанова Синбеке Казболатовна.

Адрес: 413514, п. Кушумский

align: right; margin-top: 0; margin-bottom: 0;»>Ул. Советская, д.1

Ершовского района

Саратовской области

Тел. 8(84564)4-65-63

Введение

Сказки  знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать —  все  мы слушали сказки. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!

В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.

И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.

Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.

Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем.Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.

Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.

Задачи исследовательской работы:

1) прочитать народные сказки « Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

2) проанализировать  и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.

3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.

4) изучив дополнительную  литературу,  расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап

Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.

2.Выяснить из словарей , что такое сказка.

3.Чтение русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»

4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

Основной этап

1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.

2.Анализ и сравнение литературных и народных сказок.

Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.

3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.

4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.

5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.

Сходство: 1.События вымышленные

2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты

3.Деление героев на положительных и отрицательных.

4.Учат добру, справедливости, любви.

3.Практическая работа

1.Подготовить инсценирование народной сказки «Заячья избушка»

2.Подготовить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных классов.

Заключение

Любая сказка, несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов, несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет, получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!

Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.

Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.

Как и мы с коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».

Источники

1 . « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г. 2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языкаМосква, «Русский язык»,1984 4. Интернет – ресурсы:http– о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио, иллюстрации.

Обновлено: 23.06.2021 11:44:46

Сказки излюбленный «литературный тренд» всех детей без исключения. Со сказкой связано тепло солнечных дней детства, вера в чудеса и необыкновенные приключения. Через сказки входит в жизнь ребенка представления о жизни, о добре, зле и нравственных основах. Сказка учит, предостерегает и просто развлекает ребенка. Сказки делятся на два основных лагеря, в зависимости от их авторства. Они могут быть народными и литературными. Они имеют определённые различия и некоторое сходство, об этом и будет рассказано в статье.

Отличие народной сказки от литературной

Отличие народной сказки от литературной

Фото: theculturetrip.com/europe/russia/articles/russian-fairy-tales-every-russian-knows/

Базовое различие видно из самого наименования, — народная сказка стала плодом фольклорного творчества народа и передавалась из уст в уста на протяжении многих лет, даже столетий, позднее большинство из них было записано. Народная сказка представляет собой древнейший литературный «слепок» с этноса, который передает представление далеких предков о природе окружающих их вещей и отношений. В этих сказках заложены основные принципы сосуществования людей в условиях борьбы за выживаемость рода, и всей общности. Народные сказки четко выставляют грани добра и зла, несут в себе национальные черты, характер верований и бытовые элементы присущие народу.

Литературная же сказка имеет автора, возникли они значительно позже, как следствие развития литературы. Лишь во второй половине XVIII века в европейской литературе появляются авторские обработки народного сказочного фольклора, и только в XIX веке традиционно сказочные сюжеты начинают использовать писатели. Можно напомнить классиков этого жанра, таких признанных мастеров как Ганс Христиан Андерсон или братья Гримм. Постепенно фольклорные элементы сказки в литературной обработке перестают следовать строгой сюжетной линии и используются автором для передачи метафорических идей, более свойственных в изложении притчи, но с художественным оттенком

В народной сказке рассказчик обязан придерживаться сюжета, выстроенного по традиционной схеме. Эта схема позволяла не растерять направление повествования и сохранить его смысл при неоднократном пересказе одного человека другому из поколения в поколение.

Сказки, написанные автором составлены как бы из сегментов или пазлов фольклорных элементов сказки народной, но соединённых в свободном варианте изложения, в зависимости от замысла автора. Придерживаться традиционной схемы в литературной сказке автору не важно, он просто стремиться облечь свой замысел в сказочную атрибутику. Однако если у автора был замысел подражать манере повествование народного фольклора эта схема может быть им соблюдена.

Литературная сказка несет отпечаток авторства. В ней неизбежно более четко описываются детали, — внешность и характер героев, места происходящих событий и сами события описаны более подробно. Отношение автора к каждому из героев сказки легко угадывается при чтении.

Народная сказка несет в себе отражение целого пласта культуры всего этноса. Понятия более масштабные и на фоне этих понятий детали и фрагменты более размыты и незаметны. Если рассказчик был более речист он мог «подкрасить» повествование без ущерба для его смысла, а если более консервативен, он мог рассказать ее детям пользуясь памятью и традицией, и она не теряла своего заданного смысла. В этом плане, в литературной сказке, эксперименты с вариациями могут привести к созданию «Буратино» из «Пиноккио», с потерей, как мы знаем первоначального изложения и возникновением нового.

Основная особенность народной сказки — это её устный пересказ, который возводит ее в ранг народного фольклора, на одну ступень с песнями, поговорками и пословицами. Этим самым фиксируя весь смысл излагаемой сути, но допуская вариативность повествования для рассказчика. Народные сказки в зависимости от повествования классифицируются как волшебные, былины, житейские, сатирические, отдельное место занимают сказки о животных. Последние исследователи относят к связям с древними языческими обрядами

Литературная сказка является жанром художественной литературы, со сложной системой метафор переложенных на атрибуты сказки, с вкраплением древних языческих поверий и волшебства, но полностью подчинённые идеи автора при формировании сюжета, выборе героев и характеристик этих персонажей. Единожды записанная и изданная она остается неизменной, если конечно не будет экранизирована. Тогда полет творчества продолжиться, в чем все могут убедиться при просмотре современных экранизаций сказок, в которых от первоисточника порой остается только название.

Появившись в глубокой древности народные сказки несли задачу передачи следующему поколению базовых норм морали свойственных этносу, элементы верований, представление людей о добре и зле и окружающем мире. Разные народы, по-разному рассматривали эти вопросы и имели разные культурные традиции, все эти элементы легко отследить, читая народную сказку.

Появившись намного позже, чем народные литературные сказки прежде всего передавали идеи самого автора. Конечно он также ретранслировал видение вопросов исходя из той социальной среды в которой жил, но его видение имело более узкую направленность и не охватывала глобально всю ментальность этноса. Зато многие моменты прорисовывались автором четче, глубже и что немаловажно для восприятия ребенком художественней и ярче.

Вот такой вот пространный экскурс в мир сказки.

Статья составлена на основании книг: С.Б. Рассадин, Б.М. Сарнов «Рассказы о литературе» 1977 г., А.И. Ефимов «История русского литературного языка» 1961 г. и педагогической практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 135. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Что нового вы узнали о литературной сказке? Назовите авторов литературных сказок, которых вы знаете. Можно ли сказать, что сказки Даля и Одоевского написаны по образцу народных сказок?

Я узнала, что литературная сказка похожа на народную сказку. В ней есть многие особенности волшебных сказок. В ней также добро побеждает зло, а герою приходится преодолевать трудности и демонстрировать свои высокие моральные качества.

Я знаю следующих авторов литературных сказок: Пушкин, Даль, Одоевский, Мамин-Сибиряк, Киплинг, Родари, Коваль, Михалков.

Я считаю, что сказки Даля и Одоевского написаны по образцу народных сказок. У них есть сходство в сюжете, зачин, концовка, троекратные повторы, сказочные выражения. Героям приходится преодолевать похожие трудности.

2. Какие особенности волшебных сказок можно увидеть в прочитанных авторских сказках?

В авторских сказках можно увидеть: зачин и концовку, троекратные повторы, сказочные выражения, борьбу героя со злом, волшебного помощника и превращения, торжество добра и справедливости.

3. Перескажите самые интересные эпизоды из понравившейся сказки.

Мне понравилась сказка Одоевского «Мороз Иванович»

Пересказ самых интересных эпизодов из сказки «Мороз Иванович»

Героиня сказки трудолюбивая Рукодельница отправилась в колодец за ведром.

Там она увидела волшебный мир. Она встретила печь с пирогами и яблоню, и помогла им.

А потом она пришла к Морозу Ивановичу и угостила старика пирогом и яблоками.

Она три дня работала на Мороза Ивановича — взбивала перину, убирала в доме, готовила, чинила одежду. Она не ленилась и заслужила богатый подарок.

А Мороз Иванович рассказал ей про тайны природы. Он объяснил, почему не вымерзает трава под снегом, почему не нагревается вода в колодце, рассказал, как опасно не вовремя закрыть печные трубы.

Рукодельница вернулась домой с ведром серебра и бриллиантом. А её ленивая сестра Ленивица получила лишь сосульки.

4. Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы? Почему они для этого выбрали форму сказки?

Авторы хотели сказать, что добро всегда сильнее зла. Что верные друзья помогут в любой беде. Что труд и вежливость вознаграждаются, а лень и жадность наказываются.

Сказка является увлекательным литературным произведением, она легко запоминается и её интересно читать. В ней легко выделить основную мысль, мораль или намёк добрым молодцам. Именно поэтому авторы выбрали сказку, чтобы легче донести до читателя свои мысли.

5. Докажите, что Снегурочка и Рукодельница знали секрет счастья.

Снегурочка узнала секрет счастья, когда заблудилась в лесу. Её спасла Жучка, верный друг. И девочка поняла, что счастье в том, чтобы иметь верных друзей.

Рукодельница знала, что счастье в труде. Она никогда не ленилась и выполняла любую работу на совесть. И за это получила богатый дар.

6. Попробуйте придумать свою сказку. Для этого выберите персонажей с противоположными чертами характера. Выберите для них испытания, волшебных помощников. Не забудьте про особенности сказки (зачин, концовка, троекратные повторы, сказочные выражения). Помните, что в сказке добро побеждает зло, а терпение, забота, уважение к старшим помогают герою справится с любыми трудностями.

Пример сказки «Как Иван и Егор женились» для 3 класса.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил в одной деревне Иванушка-дурачок. Был он добрым, отзывчивым, никому дурного слова не сказал.

А в соседнем доме жил Егорка-сморчок, жадный, грубый и ленивый.

Вот раз собрались Иванушка и Егорка в лес за грибами. Долго по лесу ходили, разбрелись в разные стороны, заплутали. Три дня по лесу ходят, друг друга найти не могут.

Вдруг видит Иванушка — старичок-лесовичок бревно огромное тащит, надрывается.

Поздоровался Иванушка, помочь предложил. Отстранил старичка в сторону, да бревно на спину взвалил и до самой избушки старика донёс.

А старичок улыбается, говорит: «Спасибо тебе огромное», и шапку с каменьями драгоценными протягивает. Отказывается Иван, не нужны ему камни. Старичок снова улыбается и мешок денег протягивает. Опять отказывается Иван. А старичок ему и говорит, что раз он от двух даров отказался, то третий обязательно примет. И посылает Ивана за клубочком идти, к счастью своему.

Пошёл Иван за клубочком, а тот меж деревьев катится.

В то же время и Егорушка встретил старика с бревном. Да только не стал ему помогать, а обругал, пнём старым назвал и дальше идти хотел.

А старик нахмурился и даёт Егору клубочек. Говорит, что если Егор за клубочком пойдет, то судьбу свою встретит.

Фыркнул Егор, но за клубком пошёл, а вдруг к деньгам выведет?

Пришёл Иван к терему лесному, а там красавица у окна сидит. Алёнушкой её зовут. Посмотрела она на Ивана, влюбилась, да и Иванушке девица по сердцу пришлась. Решили они пожениться и вернулись обратно в деревню.

Пришёл Егор к болоту лесному, а там кикимора сидит. Окрутила она парня и на себе жениться заставила.

Встретились в деревне Иванушка-дурачок и Егорка-сморчок. Иван про жену рассказывает, глаза от счастья светятся. Егор про жену рассказывает, плюётся в сторону.

Так и стали жить. Иван с Алёнушкой в ладу и согласии, а Егор с кикиморой в ссорах и ругани. Кто что заслужил — тот того и получил.

7. Сделайте вывод: что мы изучали в этом разделе.

Вывод: в этом разделе мы изучали особенности литературных сказок, их сходство и различия со сказками народными.

1

Страница 42 из 42

 Ответы к стр. 155. Проверим себя 

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Ответ:

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

Ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

Ответ:

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.

Смелый приступ — половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.

Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

Ответ:

Эти сказки очень похожи по сюжету, потому что авторы писали свои сказки на основе аналогичных народных. Отличаются авторские сказки большей детализацией образов и событий, наличием художественных изобразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры), наличием авторской оценки и морали.

Сравнение сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»

Общее: в сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» похожи волшебные персонажи – Морозко и Мороз Иванович; героини резко противопоставляются по характеру; в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

Различия:
«Морозко»
1. Падчерица и родная дочь
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

«Мороз Иванович»
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

Сюжетом — писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича.
Местом действия — в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича.
Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой, гуманной и нравоучительной.

Сравнение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Автору понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.

Общее:
Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.

Различия: 
В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить. У Мамина – Сибиряка сказка закончена. Баю – баю — баю…

Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

                        Заяц-хваста
      Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

                    Можно ли назвать Зайца храбрым?
   Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

  • Чем меня привлекает слово о полку игореве сочинение
  • Чем занимались хозяева терема сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Чем закончилась сказка про емелю по щучьему велению
  • Чем закончилась сказка маленький принц
  • Чем заменить ведь в сочинении