Чем интересна сказка царевна лягушка

Автор андрей измаилов на чтение 6 мин. опубликовано 01.06.2021 заколдованная королевна русская народная сказка 702:42 сказка царевна-лягушка главные герои

На чтение 6 мин. Опубликовано

Заколдованная королевна — Русская народная сказка

702:42

Сказка «Царевна-лягушка»

Главные герои сказки – царь, его три сына, среди которых Иван-царевич, и Царевна-лягушка. Повествование гласит, что богатырям пришло время жениться. Чтобы выбрать невесту, каждый из них выходил в поле и выпускал из лука стрелу. Стрела первого брата угодила к боярской дочке, стрела второго – к купеческой, а младшему, Ивану, пришлось разыскивать свою на болоте.

ivan-carevich-i-carevna-lyagushka.jpg

Иван-царевич и Царевна-лягушка

Царь-отец испытывал невесток. Лягушка оказалась единственной, кому удалось беспрепятственно пройти все конкурсы правителя. Братья, пораженные этим, подговорили Ивана сжечь шкурку супруги. Поэтому красавица вынуждена была сбежать. Царевичу пришлось отвоевывать возлюбленную и вызволять ее из царства Кощея.

Схожие сюжеты используются в итальянской и греческой культуре. Подобные мотивы присутствуют в народных сказках бурятов, башкиров и татар. В России сказка опубликована в сборнике «Народные русские сказки». Автор книги А.Н. Афанасьев был фольклористом и исследователем национальной культуры. В его вариации в образе лягушки предстает Василиса Премудрая, колдунья, обреченная жить в образе животного. В изобразительном искусстве автором, воспевшим образ царевны-колдуньи, стал Васнецов. Полотно «Царевна-лягушка» относится к циклу присущих автору работ на фантастические и сказочные сюжеты.

Структура произведения

carevna-lyagushka_00.jpg

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание для читательского дневника

Роль

Характеристика Царевны-лягушки нами кратко рассмотрена, но остается еще один очень важный вопрос. Зачем ввели этот образ в русские народные сказки?

Как показалось бы на первый взгляд, сказки пишутся для детей, чтобы они на примере придуманных персонажей учились видеть в людях положительные и отрицательные моменты. Но раньше они писались для взрослых. Образ Василисы Премудрой повествует о том, что жена должна во всем и всегда помогать своему мужу. Всегда быть готовой его поддержать, какая бы беда ни случилась.

Фантазия русского народа сотворила множество различных плохих и хороших образов, но именно Царевна-лягушка — это идеал русской женщины. С помощью сказок мы узнаем еще и то, какие качества ценились на Руси. Доброта, порядочность, умелые руки, ум — все это в полной мере отражается в образе нашей героини. Часто мучает вопрос: «Почему выбран именно образ лягушки?» Все на самом деле очень просто. В сказках часто встречается прием антитезы или противопоставления. Так и здесь Василиса — это имя возвышенное и утонченное, а лягушка — это приземленное и безобразное существо.

Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор — народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Главные герои

В этой волшебной сказке двое главных героев и несколько второстепенных: в том числе говорящие человеческим голосом животные. Каждый из центральных персонажей проходит своё испытание, совершает чудесные или героические поступки.

Удалой молодец Иван-царевич

Иван-царевич — один из самых популярных персонажей русских сказок. Здесь он младший из трёх царских сыновей, которые беспрекословно подчиняются отцовской воле.

Характеристика Ивана-царевича:

  • верный;
  • добрый;
  • отважный;
  • покладистый;
  • скромный;
  • тихий.

Когда батюшка велит сыновьям жениться, каждый пускает стрелу и с её помощью находит себе невесту. Иван ищет свою наречённую дольше всех, а когда видит стрелу в лапках лягушки-квакушки, хочет уйти. Его реакция понятна, но у сказки иная логика.

Иван вынужден жениться на лягушке. Он терпеливо сносит насмешки братьев и невесток и ни в чём не упрекает свою необычную супругу. Однако хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. После того как жена Ивана лучше всех справилась с заданиями царя, стало ясно, что братьям в жёны достались неумёхи. Какое испытание царь ни устроит, они с ними не справлялись.

Позже становится ясно, что роль всеобщего посмешища далась Ивану нелегко. Всё это время он был несчастен, просто смирился со своей горькой долей. Но как только увидел истинный облик супруги, то сразу решил сжечь ненавистную шкурку. Не подумал, не посоветовался и в результате совершил плохой поступок и потерял любимую.

Читайте также:  Сочинение – описание картины И.И. Шишина «Зима в лесу» или «Иней», 3 класс

Чтобы её вернуть, Ивану предстоит отправиться за тридевять земель, за тридевять морей. За время поисков он изнашивает три пары железных сапог и съедает три железных хлеба. Народное воображение сделало их железными, чтобы показать, что герой преодолел невероятно длинный путь.

По дороге он встречает разных зверей и сначала хочет их убить, чтобы утолить голод. Однако животные молят Ивана-царевича о пощаде, и он их отпускает. За этот хороший поступок царевич позже получает вознаграждение.

Находчивая красавица Василиса Премудрая

Как зовут царевну-лягушку, Иван узнаёт далеко не сразу. Главная героиня сказки — девушка-оборотень. Она превзошла отца в хитрости, мудрости и колдовской науке, за что тот и превратил её на три года в лягушку.

Описание в сказке человеческого облика Василисы Премудрой: такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

​Имя Василиса означает «царственная», что говорит о знатном происхождении Василисы Премудрой. Она дочь царя-чародея Кощея Бессмертного и превосходит другие женские персонажи сказки не только умом и красотой, но и статусом.

Невесты и жёны в русских сказках часто умнее своих женихов и мужей, не стала исключением и Василиса. К тому же она искусница, мастерица. В одном варианте сказки Василиса Премудрая выполняет задания царя с помощью мамок-нянек, в другом — посредством волшебства.

Основные черты её характера:

  • верность;
  • заботливость;
  • мудрость;
  • решительность;
  • терпение.

Василиса — положительная «сильная» героиня. В образе царевны-лягушки воплотился эстетический и нравственный идеал женщины в русской народной сказке. Писатель Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из самых совершенных образов, рождённых фантазией славянского народа.

Жил-был царь, и было у него три сына.
Пришло время, и говорит царь однажды: 
— Пора вам, сыновья, жениться. Натяните тугие луки и пустите по стреле: на чей двор стрела упадёт, туда и сватайтесь.
Стрела старшего сына упала на боярский двор, среднего — на купеческий. 

Царевна-лягушка сказка
Художник-иллюстратор Инна Анфилофьева



А младший сын, Иван-царевич, свою стрелу на болоте нашёл.

Царевна-лягушка сказка
Художник-иллюстратор Инна Анфилофьева



Поплакал Иван-царевич, погоревал, да делать нечего — взял в жёны лягушку.

Захотелось царю узнать, которая из снох лучше дом ведёт, и приказал он, чтоб каждая ему хлеб испекла.

Пригорюнился Иван-царевич, а лягушка его успокаивает:

— Не печалься, ложись спать, утро вечера мудренее.

Царевна-лягушка сказка
Художник-иллюстратор Инна Анфилофьева

Уснул Иван-царевич, а лягушка кожу сбросила, превратилась в Василису Премудрую и крикнула:

— Няньки-мамки! Испеките хлеб, какой мой батюшка только по воскресеньям ел!

Проснулся Иван-царевич, а рядом с лягушкой — каравай красоты невиданной. Обрадовался он и понёс хлеб царю.

Царь поначалу принял хлеба от старшего и среднего сыновей, посмотрел — и отослал на кухню:

— Такими хлебами только собак кормить!

Царевна-лягушка сказка
Художник-иллюстратор Виктор Служаев

Дошла очередь до Ивана-царевича.

— А этот хлеб — во Христов день есть! — похвалил царь.

Вскоре решил царь узнать, какая из снох рукодельнее, и приказал, чтоб каждая сшила ему по рубашке.

Лягушка опять Ивана-царевича спать уложила, кожу сбросила, обернулась Василисой Премудрой и крикнула:

— Няньки-мамки! Сшейте рубашку, какую только в праздник носить!

Утром принёс Иван-царевич рубашку царю. А царь хмурый сидит. Про рубашку, что старший сын принёс, сказал царь:

— В такой только в баню ходить!

Рубашка среднего сына тоже не по нраву пришлась:

— Такую только в чёрной избе носить!

А увидел царь рубашку, что Иван-царевич принёс, обрадовался:

— Вот эту рубашку — во Христов день надевать!

Позвал раз царь сыновей с жёнами на пир — посмотреть, какая из них лучше пляшет.

Царевна-лягушка (вариант сказки)
Художник-иллюстратор Виктор Служаев

Совсем загрустил Иван-царевич, а лягушка ему:

— Не плачь, Иван-царевич! Езжай с богом и жди меня.

Уехал Иван-царевич, а лягушка кожу сбросила, обернулась Василисой Премудрой и приехала на пир. Увидал её Иван-царевич, обрадовался — какая жена красавица!

Стали снохи плясать, а Иван-царевич домой поспешил, нашёл кожу лягушачью да и сжёг её. Вернулась Василиса Премудрая, хватилась: нет кожи!

— Ах, Иван-царевич, поторопился ты. Ещё немного —  спали бы с меня колдовские чары и я была бы твоя. А теперь ищи меня в тридевятом царстве, — заплакала она — и исчезла.

Царевна-лягушка (вариант сказки)
Художник-иллюстратор Виктор Служаев

Погоревал Иван-царевич и пошёл её искать. Долго ли, коротко ли шёл, вдруг видит — избушка стоит. Зашёл в избушку, а там Баба-Яга сидит.

— Куда, Иван-царевич, путь держишь? — спрашивает.

Рассказал ей Иван-царевич про своё горе.

— Василиса теперь у моей сестры живёт, — сказала Баба-яга. — Ступай к ней, да помни: как станешь подходить, Василиса обернётся веретёнцем, а нить на нём будет золотая. Сестра моя золотую нить совьёт, веретёнце в ящик положит. А ты ящик отвори, веретёнце переломи, Василиса перед тобой и станет.

Иван-царевич обрадовался, поблагодарил Бабу-ягу и пошёл сестру её искать. А как дошёл до её избушки, так всё в точности выполнил, как Баба-яга наказывала, и стала перед ним жена-красавица Василиса Премудрая. Сели они на ковёр-самолёт и полетели в родимые края. А домой прилетели — стали жить-поживать да добра наживать.

Царевна-лягушка

И по сей день живут!

КОНЕЦ СКАЗКИ

6

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (СКАЗКА С КАРТИНКАМИ). ЧАСТЬ 1 В некотором
царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.
Выросли сыновья: и красавцы, и удальцы, каких ещё свет не видывал. Решил
царь их женить. Дал им луки и стрелы и сказал: «Возьмите каждый по
стреле, выйдете в чисто поле и стреляйте. На чей двор стрелы упадут, там
ищите и невест ваших».
Царевичи так и сделали, натянули туги луки и пустили свои стрелы во три стороны…

15

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (СКАЗКА С КАРТИНКАМИ). ЧАСТЬ 2 В тот же миг
потемнел белый свет, неведомо откуда налетела нечисть злая и унесла с
собой Василису Прекрасную. Только и успел Иван-царевич расслышать
несколько слов: «Ах, Иван-царевич! Три дня колдовство было бы ещё в
силе. Ищи теперь меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного…»
Долго скитался Иван-царевич по белу свету в поисках царства Кощеева. Сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк…

%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ Основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческий идеал воплотились в сказке «Царевна-лягушка». Она интересна детям и взрослым. Здесь мужественный, бесстрашный, верный, красивый герой преодолевает беды и невзгоды, чтобы искупить свою вину перед любимой, отстоять своё счастье и соединиться с ней. Убеждаемся в том, что сказка обладает чудодейственной силой: у неё свои законы и времени и пространства. Отбирая только самые важные в жизни героя события, она как бы уплотняет, спрессовывает время… 

Царевна-ЛягушкаKратко. Куда стрелы лягут – там и судьба ваша. Упали стрелы на боярский двор, на купеческий, к лягушке на болото.
Испытания молодых жён: на лучшую рукодельницу – сшить рубашки; на хозяйственность – испечь хлеб; на красоту и женственность.
Иван сжёг кожу лягушки – не дождался 3 дня. Ищи теперь жену в тридевятом царстве в тридесятом государстве у Кощея. Василиса мудрей отца была – за это поплатилась. Клубок дал Ивану друзей: медведя – зайца – селезня – щуку. Смерть Кощея на конце иглы, в яйце, в утке, в зайце, в сундуке на дубу.
Ломает Иван-царевич конец иглы, а Кощей бьётся, мечется.
Сломал иглу – прошлось Кощею умереть.
Полный текст «Царевны-Лягушки».

Куда стрелы лягут – там и судьба ваша

Смысл сказки будем искать во внутреннем мире человека. Царь – это человек в целом, его сознательная воля. Старший сын, что купеческую дочь взял, – это рассудок, ум (старший сын, женившись, стал бизнесменом, расчетливым купцом, изворотливым торгашом). Второй сын взял дворянку; дворянство – это, прежде всего, собственность: земля, леса, пруды, мельницы, стада, деревни с крестьянами. Поэтому второй сын – это тело: руки, ноги, физическая сила.
Младший сын – сексуальность, его жена – лягушка, т.е. женская сексуальность. У третьей невестки приданого нет, лишь «лягушка» между ног. Так что, смысл сказки – счастье людей. А выпущенные стрелы – жизненные устремления.

Клубок – это жизненный путь. Но если люди поженились, то их путь семейный. Это – отношения мужа и жены, дом, работа, секс, дети.
Далее по сказке даны два ряда образов. Медведь – заяц – селезень – щука – игла. Это образы мужского ряда. Другой список женский: высокий дуб – сундук – заяц(зайчиха) – утка – яйцо(яйцеклетка).

Медведь – это человек до грехопадения. Целостный, могучий, полный сил, гармоничный, естественный во всём. Медведь великолепен. Не то, что современный человек, – сомневающийся, рассуждающий, ошибающийся, грешный. В образе медведя есть ответ, почему лягушка мудрей отца, отчего он отдал её Кощею. У первозданного человека разум не стоял на первом месте. Разум не стоит того! Интуиция – тоньше ума. Подсознание превосходит ум. Инстинкты выживания и размножения – значительней ума. В наших семенах заложено, зашифровано куда больше информации и энергии, чем имеет мозг. «Лягушка» (т.е. половые органы) сама вырабатывает энергию, а мозг потребляет. Ум нужен в узких пределах материального мира – не более того. После смерти разум отмирает, а подсознание хранит память всей эволюции.

Чтобы падение человека произошло – над людьми весьма постарались внешние силы (падший ангел). Что сделали с людьми? Выделили ум, как особое качество, и поставили на первое место.
Человек лишился гармонии. Далее произошло гадкое явление: разум натолкал в подсознание множество слов, формул, выводов, приказов, решений, принципов, ограничений, страхов… Подсознание стало их исполнять. Так же, как оно исполняет программы кровообращения и сердцебиения, пищеварения, обмена веществ, гормональные функции.
Человек замарался, испортился внутри. Пошли болезни, отклонения, нарушения.

«Комплекс», который образовался внутри, и есть Кощей. К тому же он бессмертный! Все мысли и страхи прошлых жизней – свои и внушенные социумом – все они сидят глубоко, невидимы, как шпионы, вмешиваются в нашу жизнь, влияют и даже управляют всем, чем мы живём.
Структура комплекса такова, что с древних времён в нём выделяют 7 тем: гордыня (эго), вожделения (чревоугодие, страсти), ложь, ревность, зависть, жадность (сребролюбие), гнев, уныние. А далее следует слой вины, стыда, собственного ничтожества, т.к. эти пороки противоречат совести, а затем слой страхов за последствия своих желаний и дел. И нет теперь у человека спокойствия, счастья, свободы, здоровья. Особая статья «комплекса» – опутать, опорочить сексуальность. Объявить греховными и грязными половые органы, установить ограничения на секс, женщину объявить виноватой.

Высокий дуб – это человеческое тело. На дубу в ветвях сундук – это голова. Медведь раскачивает дуб и сундук падает. Власть разума свергнута! Куда ум падает? В промежность. Где и происходит очищение.
Выскочил из сундука заяц, это одновременно: а) наши мысли, страхи забегали, засуетились и б) заяц – сексуальность, подвижность, ритмичность. На зайчиху наскочил заяц, как две жажды близости. Зайцы – это дикий секс, а утка и селезень – «умный» секс. Щука – мужской орган, цель его – женская яйцеклетка.

Секс насыщает тело чистой энергией от наших семян – родной энергией из нашего источника. Кощею неуютно! Он секс ненавидит. Все «идеи» комплекса – лживые, чуждые, вредные – выталкиваются изнутри на наши «концы». (У мужчин – «концы», у женщин – ворота, выход для выброса наружу). Мужской орган и есть игла. На этом “конце” горит-сгорает Кощей, с каждым оргазмом сжигается страх, порок, несвобода. За один раз Кощей не сгорит, но постепенно уменьшается его мощь.
Чем больше мы “любим”, тем чище становимся.

Испытания невесток: сексуальность побеждает ум и красоту.

Согласно нашим образам:
– первая невестка – женский разум,
– вторая – женское тело, красота, ловкость,
– третья – сексуальность.
Невестки шили царю рубашки, пекли хлеб, показали свою красоту, они танцевали, развлекали гостей.
В результате люди узнали невесток, кто есть кто и каковы они в деле. Женский разум оказался хуже прочих качеств. Красота – на втором месте, а сексуальность получила высшую оценку.

Иван «сжёг кожу» – это значит, жена ему была нужна голой и нужна только для секса.
Это решение гибельно для духовного преображения.
Дальше Иван отправляется в тридевятое царство тридесятое государство, а это два царства любви. Потому что жениться надо по любви, а не куда стрела упадёт. Жена должна быть любимой и премудрой.
Сексуальность – могучая сила, но недостаточная для освобождения и счастья.

Путь в тридевятое царство тридесятое государство

тридевятое царство тридесятое государство

В этом месте начинается другая история, “другая свадьба”.
В первой истории парни женились по случаю, куда «легли стрелы», женились по родительской воле, по расчету.
Теперь же речь идет о тридевятом царстве тридесятом государстве – молодые женятся по любви.

Любовь и секс по любви – вот та среда, где гибнет Кощей. На эту же тему есть другая история – сказка братьев Гримм «Белоснежка и Краснозорька», в ней три силы: любовь, сексуальность и сознательная воля человека постепенно побеждают «кощея».

Почему Иван сжёг кожу?

Почему осуждается Иван? Сжечь кожу – начать сексуальную жизнь. Здесь мы видим обычный приём сказок – положительным событиям давать отрицательный знак. Что придает истории драматизм и интерес.
Например, подвиги Геракла – это много убийств, он отстреливал из лука, рубил мечом, душил руками. Кого он убивал? Кощея! Царей, их потомков! А кто такие цари? – это наш разум, комплекс, эго, это мысли, которые ни на секунду не останавливаются.

Что такое умный секс (селезня с уточкой) – это сознательный секс на очищение, прокачку каналов, сжигание блоков, обработку впечатлений дня. При умном сексе нет потерь и опустошения. Вся энергия срабатывается, наполняет обоих, уходит из нижнего треугольника в высшие центры и органы.
*************************************************

Мастер учил, что вина в любом проявлении – пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола.
– Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? – спросил ученик.
– Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а себя самого.

  • Чем интересен рассказ старуха изергиль
  • Чем закончится рассказ дубровский
  • Чем занимается князь гвидон в сказке о царе салтане
  • Чем занимается царь салтан из сказки пушкина
  • Чем закончился рассказ шинель