Чем интересен рассказ а ты улыбайся

Остановись и ты в изумлении перед красотой- и в твом сердце расцветт благородство. в.а.сухомлинский всегда надо помнить, что жизнь наша

Остановись и ты в изумлении перед красотой-

и в твоём сердце расцветёт благородство.

В.А.Сухомлинский

Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.

Л.Н.Толстой.

Ти п урока: урок изучения нового материала с использованием философских размышлений.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Владимира Николаевича Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни; научить школьников видеть проблемы, поставленные автором в художественном тексте, авторскую позицию.
  2. Приобщить к одному из философских законов бытия, что любое количество переходит в качество. Закон бумеранга. Продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы, видеть их во всей системе литературного образования, аргументируя литературным (или жизненным) опытом.
  3. Воспитание внимательного читателя, способного понимать художественный текст, правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.

Наглядные материалы:

– фотографии В. Крупина

– карточка-информатор на каждый стол;

– толковый словарик;

– тексты рассказов В. Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся» на каждый стол;

– ноутбук и экран.

Слово учителя:

“Лишь Слову жизнь дана”. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. С давних пор люди пытались ответить на вопросы: для чего живёт человек? что такое правда и ложь, добро и зло? Эти вопросы называются “вечными” вопросами. Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов, прочитав рассказы Владимира Крупина. (портрет автора).Этот автор нам пока не знаком, давайте узнаем о нём побольше.

Слово о Крупине (выступление ученика) Слайд 4

— Владимир Николаевич Крупин родился в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребёнком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семёновны Крупиных. Главным родительским уроком стал труд.Счастье искупаться в реке, переночевать на сеновале и много других детских забав надо было заработать: прополоть грядки, накормить скотину. Трудовые будни большой семьи по вечерам завершал праздник, его дарила мать, которая читала детям сказки ПушкинаДетство прошло в голодные годы войны и тяжёлое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Он был членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».

Слово о творчестве (доклад ученика) Слайд 5

Начал Владимир Крупин с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина — автора «деревенской прозы» — проявилось в рассказах и повестях. Широкую известность принесла Крупину повесть «Живая вода» (1980). Все рассказы Крупина проникнуты щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, любовью к сельским жителям. Крупин в одном интервью сказал: « Мне не надо было говорить люби Родину, я вырастал среди такой красоты природы, церквей и людей, что любовь к миру родилась вместе со мной. И это огромное счастье». И ещё он говорит так : «Мои родители, дедушки, бабушки — вот кто русские писатели, а лишь записчик».

Учитель : Постараемся быть внимательными читателями, видеть проблемы , поставленные автором в рассказе «Сбрось мешок»(чтение рассказа)

Двойной дневник (после прочтения на обороте записываем одно слово или словосочетание)

Беседа по содержанию рассказа.

-Как вы думаете, когда происходит действие рассказа?

-Как жилось рассказчице?

-Какие глаголы раскрывают физическое состояние героини?( таскала мешки, ноги подгибаются. промокла, мешок к земле пригибает)

-Что же случилось в этот вечер необычного?

-Какие отношения связывают дочь и отца?

-Что значит слово «тятя»?

-Как обращается к дочери отец?

-Какую красоту они увидели? (смотрим на картину) Пишем на обороте слово или словосочетание

-Как вы понимаете слово красота?

-Составим кластер на слово красота, используя словарные статьи из словаря Даля и Ожегова (Слово на обороте), Слайд 8

-Кто был источником красоты?

-Какую цепочку мы могли бы составить из нашего кластера? (видеть красоту, воспринимать её душой и передавать её дальше )

Учитель: В жизни есть такой закон, который говорит. Что определённое количество переходит в определенное качество. Как вы понимаете эту фразу, посмотрев на эту цепочку? Слайд 9

отец дочь(мать, баубушка) дочь(внучка,мать) дочь(правнучка,внучка)

Вятка радуга, солнц земляника в росе веточки, облака

Слово на обороте

-Какие плоды принесла всего лишь одна фраза : «Сбрось мешок!»

-Групповая работа (составляем кластер на слово мешок по словарной статье из словаря Даля и Ожегова)

 
 

— Каждая группа объясняет свой кластер (слово на обороте)

-Какова же проблема текста. Что хотел сказать автор этим рассказом В.Крупин?

-А теперь прочитаем рассказ «А ты улыбайся». В какое качество перешло количество информации, увиденное детьми? Слайд 10

-Подтвердите примерами из текста (дети бросили лепить фигуры. Стали бросаться снежками сначала в ноги , а потом в друг друга,расстреливали снежками вылепленных из снега папу, маму и себя, и всю родню)

– Каким образом В.Крупин «пробуждает» наше сознание, вновь обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.

Учитель. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы прокомментируйте его. Слайд 11

Существует закон бумеранга.
Бумеранг, брошен с силой тобой,
Не считая ни званья, ни ранга
К нам вернется, как будто домой.

Как аукнется, так откликнется,
Все как эхо обратно придет:
Бумерангом все к нам же двинется,
Божья кара нас всюду найдет.

Все получишь сполна полной мерой,
Все что мерил другим — понесешь
Сам. И наказан ты будешь первый,
Что посеешь – получишь, пожнешь.

Как идем мы дорогой жизненной,
Что, кому в этой жизни даем,
Чем обидели явно иль мысленно –
На пути то получим своем.

Михаил Чикин, 2006 (слово на обороте)

-А теперь познакомимся с вашими фразами, которые вы записали на оборотной стороне (каждый читает свою бумажку)

-Оценки

-Рефлексия (свои примеры. Какие виды работы понравились на уроке. Что удалось. Что было трудно)

— домашнее задание– Вам предстоит дома ответить на вопрос «Что значить жить?»

Технологическая карта урока

Комментарий хода урока Развитие личных качеств и психических процессов Способы и приемы воздействия
Учитель приветствует учащихся, желает успешной деятельности на уроке.
Картина природы,
Положительные эмоции
Аудиальный и визуальный каналы восприятия
  • Педагогика сотрудничества 1 этап-заинтересовать . Логико-психологический прием.
  • Визуальный (портрет).
  • Аудиальный (звуки музыки)
Знакомство с интересными биографическими сведениями из жизни В.Крупина Аудиальный канал
  • Вызвать интерес у учащихся
Читаем рассказ В.Крупина « Сбрось мешок» Аудиальный канал восприятия, аналитическое мышление Педагогика сотрудничества. Вызвать на размышление, логико-психологический прием: аналогия
Выявление сути рассказа, основной проблемы Смысловая память, точная речь, эмоциональная отзывчивость, глубина мышления. 3 этап:соорганизация.
Психологический приём погружение в ситуацию. Групповая работа
Погружение в текст Контроль за ходом чтения, составление кластера Чтение с выделением глаголов, анализ кластера
Комплексный анализ текста Умение на основе ключевых фраз сформировать проблему текста Размышления учащихся, выявление проблемы текста, закона бумеранга.
Закон перехода количества в качество Умение интерпретировать высказывание Аргументация тезиса
Применение закона при анализе текста «А ты улыбайся» Неприятие насилия Анализ некоторых отрывков, Психологический приём погружение в ситуацию.
Закон бумеранга Аудиальный канал восприятия, аналитическое мышление Ответ на фразу «За все поступки нужно отвечать» Размышления учащихся, открытость и искренность выводов и мыслей
Знакомство с ключевыми фразами урока Речевая деятельность Развитие умения связанно строить текст, аргументировать своё утверждение
Рефлексия Формирование положительных эмоций
 
Развитие умения анализировать свои умения
Домашняя работа Закрепление полученных эмоций на письме Развитие умения связанно строить текст, аргументировать своё утверждение

Сбрось мешок!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». — «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь — и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала — пожар. Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я — как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени — и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».

А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!

В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: «А ты улыбайся!» Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. «Больно же!» — закричал он. «А ты улыбайся!» — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.

Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: «Силовой прием!»

Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, «силовая борьба по всему полю». Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. «А ты улыбайся!» — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.

— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

«А ты улыбайся!» — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

h1

14 декабря 2021 г. 13:04

По его инициативе были созданы Рождественские чтения, он систематизировал работу с осужденными в тюрьмах, стал автором церковно-публицистических статей и книг, актуальных и в наши дни. Ревностный пастырь, активный участник создания системы религиозного образования, неутомимый катехизатор, хранитель живой памяти о новомучениках — таким был отец Глеб Каледа. Статья размещена в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (2021, № 12, PDF-версия).

Тайный священник

В этом году исполняется сто лет со дня рождения одного из выдающихся пастырей нашего времени протоиерея Глеба Каледы. Читая его автобиографические книги и воспоминания о нем, не перестаешь удивляться, сколько веры, энергии и любви было в этом человеке. Господь призвал его на служение к Себе с юных лет, когда по благословению духовного отца, будущего священномученика Владимира Амбарцумова[1], Каледы всей семьей помогали тем, кто был лишен средств к существованию. Не только духовенству, но и мирянам. Ведь их ближайшие родственники тоже были сосланы или посажены в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности, а по сути за религиозные убеждения. Пятнадцатилетнему Глебу поручалось разыскивать тех, кто бедствует, и приносить им продукты. Призванный в армию после окончания школы в августе 1941 года, он прошел всю войну от начала до победного конца и за мужество и героизм не раз награждался медалями и орденами. Волховский фронт, Сталинград, Курская дуга, освобождение Белоруссии, Кенигсберг — такими зарубками остались 1941-1945 годы в памяти начальника радиостанции дивизиона гвардейских минометов («Катюш») Глеба Каледы.

В автобиографичной книге «Записки рядового» спокойно, непредвзято, на конкретных примерах автор раскрывает перед читателем ту чудовищную правду войны, свидетелем которой он стал. Причем так, что его рассказ, несмотря на страшные факты, не накрывает тоской и унынием, а, наоборот, вселяет оптимизм. Уникальность этой книги еще и в том, что это — взгляд изнутри. Война глазами православного человека. И конечно, только искренней верой в Бога можно объяснить в минуты смертельной опасности полное спокойствие и бесстрашие рядового Каледы, вызывавшее удивление и уважение у командиров и однополчан.

После войны Глеб Александрович поступил в Московский геологоразведочный институт. Получив диплом с отличием, защитил кандидатскую диссертацию, занимался научной и преподавательской деятельностью, а потом сосредоточился на исследовательской работе в области нефтяной геологии. Он написал 170 научных работ, в том числе несколько монографий. В 1980 году защитил докторскую диссертацию. Коллеги отзывались о нем как о крупном ученом-естествоиспытателе с широким кругозором и обширным спектром научных интересов. В частности, В.Н. Холодов, академик Российской академии естественных наук, отмечал, что Глеб Каледа «был неутомимым искателем истины, человеком, по-настоящему увлеченным наукой».

Однако мало кто из коллег в советское время знал, что Глеб Александрович и его семья —прихожане московского храма Илии Пророка в Обыденском переулке, в который отец семейства начал ходить, вернувшись с фронта. И что в экспедициях он в праздничные дни совершает тайные богослужения мирянским чином по тетрадочкам, написанным его супругой Лидией, дочерью священномученика Владимира Амбарцумова, специально для него.

В роду Калед два человека принадлежали к духовному сословию — священник Черниговского полка Федор Полторацкий и Николай Иванович Сульменев, принявший монашеский постриг после службы на флоте в звании капитана 1-го ранга. Но один жил в XVIII веке, а другой скончался в XIX столетии. Глеб Александрович воспринял веру от своей матери, Александры Романовны (в девичестве — Сульменевой), происходившей из старого дворянского рода, и с детства находился под духовным руководством опытных пастырей.

«Первым наставником отца был священномученик Владимир Амбарцумов, — рассказывает настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа. — До войны у него было еще четыре духовника, но известны имена только двух — священников Василия Надеждина и Сергия Успенского, оба прославлены в лике святых. А после войны папа был духовным чадом архимандрита Гурия (Егорова), будущего митрополита (одного из ближайших соратников сщмч. Вениамина Петроградского), который передал его для духовного руководства своему ученику, иеромонаху Иоанну (Вендланду), в будущем митрополиту Ярославскому и Ростовскому[2]. Во второй половине 1950-х и в 1960-е годы владыка Иоанн проходил служение за границей, контактов с ним в это время не было, и папа окормлялся у отца Александра Егорова из храма Илии Пророка Обыде́нного».

В 1972 году в жизни Глеба Александровича произошло судьбоносное событие: митрополит Иоанн рукоположил его в тайные священники. Тайные — потому что, с одной стороны, Совет по делам религий никогда не позволил бы такому известному ученому быть священником, а с другой — Церкви нужны были пастыри на случай, если власть начнет новые гонения. Тайное священство требовало от человека известного бесстрашия, предания себя в руки Божии, так как при первом же доносе его могли уволить с работы, и семья как минимум лишалась средств к существованию.

Со службы в Лазареву субботу начался пастырский путь отца Глеба, прослужившего тайным священником 18 лет.

«Его тайное рукоположение не было для нас, детей, каким-то открытием или неожиданностью, — вспоминает отец Кирилл. — Мы знали о нем от друзей родителей. Но папа никогда не противопоставлял себя открыто служащему духовенству. Если кто-то называл его «катакомбным священником», имея в виду пастырей с радикальными убеждениями, он всегда говорил, что он священник Московского Патриархата».

Теперь почти каждое воскресенье кабинет отца Глеба в их квартире на «Речном вокзале» на некоторое время становился храмом, где с соответствующими мерами предосторожности (окно в комнате тщательно занавешивалось, на кухне и в соседней комнате включалось радио) совершалась Божественная литургия.

«Для того, чтобы у папы всегда были причастники, — вспоминает отец Кирилл, — владыка Иоанн дал нам, детям, исключительное благословение причащаться без исповеди, если за минувшую неделю ничего особенного у нас не произошло. И это был определенный опыт трезвения для каждого из нас».

Вся утварь и облачение были самодельными, потиром служил большой бокал. А на всенощную службу семья ездила в Обыденский переулок.

«Папа служил всенощную дома крайне редко, например под праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в честь которых был освящен наш домовый храм, — продолжает отец Кирилл. — Возможно, кто-то из соседей догадывался, что мы верующие. Но что папа священник — этого никто не знал. И бородку он отпустил только в конце 1980-х годов».

Мягкий духовник — яд для пасомых

Постепенно у отца Глеба появились духовные чада, которые тоже приходили на Литургию в домовый храм. Конечно, первыми были друзья семьи из числа верующих, в основном интеллигенция.

«Их было примерно пара-тройка десятков человек, — говорит отец Кирилл. — Он не всем открывался, помня завет дедушки Владимира: не надо давать людям лишнюю информацию, так как человеку в ответ гораздо проще сказать «я не знаю», чем что-то скрывать».

Потом некоторые близкие друзья даже обижались за эту скрытность на отца Глеба. А он просто понимал, что как священник не нужен этому человеку. Были случаи, когда духовные дети после его одобрения приводили людей, чающих помощи священника, ручаясь, что те никого не выдадут. Кого-то отец Глеб крестил в домовом храме и венчал. После выхода на открытое служение число его духовных чад выросло в несколько раз.

В период тайного служения духовные дети приезжали на исповедь за день-два до Литургии, иногда и накануне, утром он уже не исповедовал. Нередко исповедь затягивалась допоздна, человек оставался ночевать.

«Он так строил исповедь, как немногие умеют, глубоко вникая в проблемы и располагая к себе людей», — продолжает отец Кирилл.

Любовь, искренность и молодость духа привлекали к отцу Глебу многих, включая новоначальных. Духовное чадо отца Глеба рассказывает:

«Во время своего воцерковления я осторожно относился к исповеди, не мог сразу открыться священнику. Нужен был момент доверия. Но на его отеческую любовь мое сердце откликнулось сразу. Отцу Глебу хотелось верить. В нем сочетались искренность, ученость и простота. Когда я его увидел, у меня даже мысли не было, что это профессор, доктор наук. При всей своей благожелательности и простоте он обладал колоссальной силой и необыкновенной харизмой».

Вместе с тем отец Глеб как пастырь требовал от пасомого ответственного, осмысленного отношения к своей духовной жизни и поведению. Обличая чей-то грех, он был строг, но не суров: «Почему ты так поступил? Это же повредит твоей душе», — читалось в его глазах. Но при этом в голосе было столько любви и участия, что человеку становилось стыдно, и это заставляло его серьезнее отнестись к совершённому проступку, постараться исправиться.

Еще одной важной чертой отца Глеба была его осторожная ответственность за будущее духовных чад.

«Я не думал о священстве. Но мне хотелось разобраться в православном богословии, понять основы православного вероучения, — рассказывает клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове священник Артемий Цех. — Для поступления в Православный Свято-Тихоновский богословский институт требовалась рекомендация духовника. Отец Глеб написал мне ее не сразу, подходя к этому с осторожностью, осознавая свою пастырскую ответственность за меня перед Богом. Я чувствовал, что он сомневается. Он долго перед этим молился. И наконец благословил. А по окончании института я принял сан».

Отец Глеб не раз говорил, что мягкий духовник — яд для пасомых.

«Однако строгость он применял только там, где это было нужно, больше в качестве дисциплинарной меры, — продолжает отец Артемий. — Например, исповедь в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря, где батюшка служил в последние свои годы, начиналась после всенощного бдения (и длилась допоздна) и еще была утром, за час до начала Литургии. Если вы приходили позже, он уже не исповедовал. Посыл был такой: не пришли вовремя — значит, вам причащаться сегодня не очень-то было и нужно. Подумайте об этом».

Литургия как смысл жизни

Литургия всегда была центром жизни для отца Глеба. Независимо от того, было ли это тайное богослужение в домовом храме или уже в период открытого служения. Когда в советское время церковный праздник приходился на будний день, отец Глеб в семь утра служил дома Литургию, а потом ехал на работу.

«Насущная потребность общения с Богом через Литургию, через молитву — это то, что он воспринял от своих духовных отцов, владык Гурия и Иоанна. И этот пример очень важен для меня, — говорит отец Кирилл. — К сожалению, бывают случаи, когда священник может спросить: почему я должен служить, сегодня не моя очередь? Для папы это было немыслимо».

Описывая атмосферу на Литургии, духовные чада вспоминают о глубоком внимании и внутренней сосредоточенности отца Глеба.

«Он постоянно упоминал о благоговении, с которым не только священник должен совершать Литургию, но и миряне пребывать на службе. Говорил, с каким трепетом они должны причащаться, чтобы это не превратилось в рутину. И сам являл пример такого отношения к святыне», — вспоминает отец Артемий.

Протоиерей Глеб Каледа требовал от духовенства, чтецов, хора четкости, внятности чтения и пения во время богослужения, чтобы молящимся было понятно каждое произносимое или спетое слово.

«Это позволяло всем максимально сознательно участвовать в общей молитве, ни на что не отвлекаясь. Он мог прервать службу, если кто-то разговаривал, и сделать замечание, — говорит директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. — Для лучшего понимания совершающегося священнодействия он иногда комментировал фрагменты службы. И на всенощной, и на Литургии. Например, после чтения Евангелия, перед причастием и после него. То есть параллельно шла более глубокая катехизация всех нас».

Открытое служение

После выхода на открытое служение (это произошло 2 октября 1990 года и продлилось неполные четыре года) отец Глеб некоторое время совмещал священство с должностью профессора-консультанта во Всероссийском научно-исследовательском геологическом нефтяном институте, но в январе 1992 года завершил научную карьеру. Теперь он мог безраздельно отдать себя Церкви. И практическое выражение этого еще с 1991 года шло по двум не связанным между собой направлениям: возрождение православного образования и тюремное служение. Став ректором катехизаторских курсов, преобразованных в дальнейшем в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, священник разработал и читал курс по православной естественнонаучной апологетике.

«Отец Глеб взялся за организацию учебы мирян с такой энергией, как никто бы из нас не смог. И уже очень скоро курсы были зарегистрированы и начали свою деятельность, — вспоминает протоиерей Владимир Воробьев. — А потом возглавил в Синодальном отделе по религиозному образованию и катехизации сектор религиозного образования».

Одна из сотрудниц отдела, Наталья, вспоминает, что, говоря о цели православного просвещения, отец Глеб призывал педагогов наполнять сердце человека, его сознание, все его существо окрыляющей душу верой, благоговейной, светящей миру любовью к Богу и истиной.

«Мы чувствовали в нем опору и, вдохновленные, начинали создавать православные гимназии, хотя поначалу вообще не представляли, с чего начать и где найти для этого людские ресурсы и средства. И эти школы успешно работают по сей день», — говорит Наталья.

Без сомнения, помог отцу Глебу в этой работе и его опыт домашнего кружка по основам Православия, который он организовал еще в советское время для своих детей и детей из семейств знакомых.

Но катехизаторские курсы не стали его единственным начинанием. Отец Глеб был одним из инициаторов Международных Рождественских чтений, которые выросли из обычного семинара преподавателей общеобразовательных и воскресных школ.

Окормление узников

Еще одна черта характера пастыря, о которой упоминают все его духовые чада, — это жертвенность отца Глеба. Он совсем не думал о себе, даже в весьма почтенном возрасте, когда ему было под семьдесят. Отслужив Литургию, сразу шел причащать людей в больницу. Или после службы мог приехать к духовному чаду домой и принять у него исповедь. А перемещался он всегда на общественном транспорте. И это помимо богослужений и пастырских трудов, которые включали в себя множество послушаний: он работал в образовательном отделе, проводил катехизаторские беседы для прихожан, читал публичные лекции, участвовал в конференциях и круглых столах.

«Наверное, батюшка чувствовал, что времени у него мало, а успеть надо многое, — рассуждает священник Артемий Цех. — И его энергии и ответственности нам, молодым его чадам, уже тогда можно было позавидовать».

А еще его ждали заключенные в Бутырской тюрьме.

Нельзя сказать, что он сам выбрал это служение. Скорее, сюда направил его Господь. «Просто его попросили один раз посетить осужденных в Бутырке, он не отказался. И понял, что он там нужен», — подтверждает отец Кирилл Каледа. Позже отец Глеб признавался близким, что это был первый случай, когда он не знал, о чем будет говорить там с людьми. В этой миссии его сопровождал Александр Дворкин (ныне профессор ПСТГУ). Описывая, какое тяжелое впечатление произвела на него тюрьма и ее обитатели, Александр Леонидович отмечает, что это вовсе не оттолкнуло отца Глеба от дела душепопечения узников. И хотя поначалу заключенные, собранные в зале, воспринимали священника с ухмылками и враждебностью, через несколько минут их отношение к человеку в рясе кардинально поменялось.

«Не было ряда одинаковых бритых голов. Были человеческие лица, лица несчастных людей, запутавшихся, грешных чад Божиих, оказавшихся в нечеловеческих условиях существования, отчаявшихся обрести в жизни добро и свет», — вспоминает А. Дворкин.

«Но как отцу Глебу удалось тронуть эти омертвевшие души?» — спрашиваю Александра Леонидовича.

«Своей искренностью и любовью, которую чувствовал каждый человек, с кем общался отец Глеб. Он же был невысокого роста, худенький, никакими особенными внешними данными не отличался. Но та любовь, что в нем жила, преображала все вокруг. И люди действительно тянулись к нему всей душой. О себе он говорил вскользь и просто, без всякого самовыпячивания, а к другим относился с большим уважением и искренним вниманием. Каждый, с кем он общался, был ему дорог и интересен».

Отец Глеб не первый из духовенства посещал тюрьму, но его заслуга в том, что он превратил это в системную работу. Он познакомился с начальником Бутырки, договорился о регулярных богослужениях, поставил перед священноначалием задачу постоянного окормления осужденных, начал диалог с представителями Федеральной службы исполнения наказаний, чтобы Церкви разрешили заниматься просветительской работой в их учреждениях на регулярной основе. Есть что-то глубоко символичное в том, что он восстановил храм в той тюрьме, где вместе с другими новомучениками в годы репрессий сидел и его первый духовник священномученик Владимир Амбарцумов.

Особой заботой отца Глеба стали осужденные на смертную казнь, содержащиеся под стражей в 6-м коридоре Бутырской тюрьмы. Священник проводил в камерах смертников многие часы, оставаясь с ними один на один. Некоторые из них искренне раскаялись, он их крестил. Батюшка приносил им подарки, фрукты, организовывал угощение на Пасху. «Он приходил оттуда совершенно изможденный. И вместе с тем говорил, что нигде так не каются, как в тюрьмах», — вспоминает отец Кирилл. Общение со смертниками убедило отца Глеба в необходимости отмены высшей меры наказания. Он был уверен, что к смерти приговаривают одного человека, а казнят уже совсем другого.

Опыт служения в Бутырке отец Глеб изложил в одной из самых известных своих книг — «Остановитесь на путях ваших», которую можно назвать хрестоматией тюремного священника. Она востребована и в наши дни. Вот что говорит тюремный священник Ханты-Мансийской епархии протоиерей Георгий Кошелев:

«Когда я только начал тюремное служение, то в этой книге нашел подтверждение своим мыслям о том, что отношение священника к осужденным должно быть не таким, как у администрации. Для священнослужителя заключенные — не преступники, а люди, нуждающиеся в духовной поддержке, их надо привести ко Христу, чтобы через Него преобразилась их душа, чтобы они раскаялись и переосмыслили свою жизнь. Отец Глеб стал для меня примером, его книга поддержала меня в минуты сомнений, когда я уже намеревался оставить тюремное служение».

Публицистическое творчество

Совершенно бесценно то литературно-публицистическое наследие — статьи, книги и проповеди, — которое оставил нам священник Глеб Каледа. По словам его духовных чад, он не прекращал эту работу до последних своих дней. Даже в больнице после тяжелой операции делал наброски для новой рукописи.

В числе его фундаментальных работ можно назвать труды «Библия и наука о сотворении мира», «Плащаница Господа нашего Иисуса Христа», «Домашняя церковь», «Очерки жизни православного народа в годы гонений: воспоминания и размышления» и другие.

«Отец Глеб очень тщательно работал над своими сочинениями. Не являясь специалистом в богословии, он, как настоящий ученый, знал пределы своей компетентности, — говорит Александр Дворкин. — Писал только то, что знает, что пережил сам. Поэтому каждое его слово весомо, выстраданно и прочувствованно».

Одна из его книг, которая с каждым днем становится все актуальнее, это «Домашняя церковь».

«Она посвящена семейной аскетике, то есть духовной жизни в браке в русской православной и, видимо, вообще в восточно-христианской традиции, — говорит историк Алексей Беглов. — Автор подробно останавливается на всех аспектах семейной жизни христиан. В частности, излагает свой опыт воспитания детей: у отца Глеба их было шестеро, двое сыновей стали священниками, а обе дочери — монахинями».

Ученый и пастырь, он словно предвидел главную опасность для нашей Церкви, и как предостережение звучат его слова в предисловии к этой книге: «Перед христианством всегда стоят две задачи: первая вечная, внутренняя — стяжание Духа Святого, вторая — историческая, внешняя. В наше время исторической задачей является созидание домашних церквей. Для Русской Поместной Церкви в этом все ее будущее: научатся ее члены создавать домашние церкви — будет существовать Русская Церковь, не сумеют — Русская Церковь иссякнет»[3].

Отец Глеб был яркой, многогранной личностью, в которой органично соединилась самоотверженность православного пастыря и традиция Русской Церкви ХХ века, воспринятая им от новомучеников, глубоко пережитая и осмысленная в его сердце, — так, что он мог нести ее свет новым поколениям молодых христиан, свидетельствуя и строго вопрошая: «Мы веру сохранили во время гонений, а сохраните ли ее вы, когда будут благоприятные времена?»

Святейший Патриарх Кирилл о нем сказал так: «Своей жизнью он явил послушание и образ человека, для которого Православие было радостной жизнью во Христе, поэтому его пример сегодня значим для наших современников, особенно для молодежи».

Отец Глеб отошел ко Господу 1 ноября 1994 года. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, недалеко от места упокоения русского ученого Тимирязева. На могиле — гранитная плита с именами усопших, скромный холмик и мощный крест, доминанта этой маленькой пяди земли. Православный крест как путеводный луч и символ всей жизни отца Глеба, надежда и радость спасения во Христе.

***

[1] Священномученик Владимир Амбарцумов (1892-1937), арестован по обвинению в организации контрреволюционной деятельности в 1937 году. Расстрелян в Бутове. Прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

[2] Митрополиты Гурий и Иоанн прошли путь тайного монашества и священства, а в 1944 году вышли на открытое служение. Отец Глеб также состоял в переписке со старцем Павлом (Троицким) и поддерживал духовное общение с епископом Можайским Стефаном (Никитиным), долгое время служившим тайным священником.

[3] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2013. С. 12.

Алексей Реутский

«Церковный вестник»/Патриархия.ru


Мария Курамина

Мария Курамина

Поиск друзей — одна из серьезных и важных задач для каждого человека. Подходить к таким задачам лучше всего поэтапно, деля их на небольшие части или шаги. Делимся отрывком из книги «Давай дружить!» о знакомствах: где подростку искать новых друзей, как набраться уверенности, чтобы с кем-то заговорить и что сказать в первую очередь.

1. Важно знать, где искать

Чтобы найти друзей, первым делом нужно понять, где вообще есть шанс их встретить. Посмотри вокруг! Возможно, будущие друзья учатся с тобой в одном классе; живут на той же улице; посещают тот же школьный кружок или гуляют в твоем любимом парке. Подумай о знакомых своих родителей: если у них есть дети твоего возраста, можно попросить папу или маму пригласить эту семью в гости, чтобы встретиться и пообщаться. Заметь, во всех этих ситуациях ты получаешь шанс найти людей со схожими интересами. Первые занятия в кружке или спортивной секции — отличные возможности встретить новых людей, ведь не все еще друг друга знают, а потому открыты для общения и с готовностью знакомятся.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся
Давай дружить!

Обрати внимание на ровесников, которые особенно хорошо умеют находить друзей. У некоторых людей явно есть талант к дружбе, они всегда и везде активно общаются. У кого-то отменное чувство юмора, другие очень разговорчивы, третьи невероятно обаятельны. Понаблюдав за поведением таких людей, ты можешь подглядеть полезные приемы, которые помогут стать общительнее. Вот на что стоит обратить внимание:

  • как они здороваются
  • о чем говорят
  • как выходят из сложных ситуаций
  • как реагируют на слова других
  • как часто сами начинают разговор
  • как часто улыбаются

Когда будешь наблюдать, подумай, что можно у них позаимствовать. Напрямую копировать других не стоит, но наверняка можно использовать какие-то элементы поведения.

2. Общие интересы

Следующий шаг — найти ровесников, с которыми у тебя есть чтото общее. В конце концов, если вы совсем разные, вам и поговорить будет не о чем. А значит, скорее всего, вы не станете друзьями, по крайней мере близкими. Место, где ты знакомишься с новым человеком, может дать подсказку, какие интересы у тебя и твоих новых приятелей могут оказаться общими. Например, если вы встретитесь в шахматном клубе, то, скорее всего, всем вам нравится играть в шахматы. Выбери момент и начни обсуждать игру с другими посетителями клуба — в перерывах между матчами или даже во время них (только негромко — чтобы не мешать игрокам). Можно «болеть» за одного из игроков и выражать поддержку — так ты покажешь свою открытость для общения.

Общие интересы могут быть, например, такими: вам нравится похожая музыка или одни и те же видеоигры, сериалы, сайты, книги, вы увлекаетесь одним и тем же видом спорта или играете на одном и том же музыкальном инструменте. Старайся запоминать то, о чем говорят другие, и спрашивай, чем они занимаются и чем увлекаются, — все это отличные способы узнать о человеке побольше.

Бывает, что дружеские отношения складываются как бы сами собой, когда вы просто оказываетесь в одной компании, — и уже потом вы узнаете, что еще у вас общего.

Если ты, например, хочешь присоединиться к компании, которая участвует в какой-то спортивной игре, дождись перерыва, наберись смелости и спроси, можно ли тебе тоже поиграть.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся
Источник

3. Приветствие

К человеку, с которым хочешь познакомиться немного ближе, прежде всего нужно как-то обратиться. Часто это оказывается самым сложным делом, особенно для тех, кому свойственно стеснение. Неплохо заранее продумать, как начать разговор, можно даже попрактиковаться. Ничего особенного выдумывать не нужно — начни с простого «привет». Не прячь взгляд и улыбайся (эти детали очень важны) — так ты продемонстрируешь свои добрые намерения и, возможно, поднимешь собеседнику настроение.

4. Как начать разговор

После приветствия начинается разговор, постарайся его поддержать и тоже что-нибудь сказать. Присоединившись к беседе, которая уже началась, можно легко завязать знакомства. Если хочешь проявить инициативу и завести разговор, выбери подходящее время и место. В коридоре, за минуту до звонка на урок, особенно не поговоришь — времени не хватит, а вот за обедом или на большой перемене, до начала уроков или после школы завязать беседу может быть проще.

5. Спрашивай у собеседника о нем самом

Если разговор начался удачно, можно попытаться узнать друг о друге побольше. Для этого нужно задавать собеседнику вопросы. Так, ты в каком-то смысле становишься журналистом, который берет интервью. Важно показать, что человек тебе интересен, но при этом не менее важно убедиться, что ему, в свою очередь, комфортно с тобой говорить.

Вот какие вопросы можно задать тому, с кем ты знакомишься:

  • «Чем ты любишь заниматься?»
  • «Какие твои любимые сериалы и видеоблоги?»
  • «Какие компьютерные игры тебе нравятся?»
  • «Ты занимаешься каким-нибудь видом спорта?»
  • «А где ты живешь?»
  • «Какое у тебя любимое блюдо?»
  • «Ты в группе состоишь? Какую музыку вы играете?»
  • «Тебе нравится ходить в школу? Какой предмет любишь больше всего?»

Если выяснится, что у вас с новым знакомым есть что-то общее, продолжать разговор станет гораздо легче. Достаточно ответить: «И я тоже!» — и дальше обсуждать тему, которая интересна вам обоим. Если сразу не удается найти общие интересы, продолжай расспрашивать, но не слишком назойливо, и обязательно реагируй на ответы.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся
Источник

6. Рассказывай о себе

Если тебе комфортно задавать вопросы и комментировать ответы, значит, ты можешь поделиться какой-то информацией о себе. При этом старайся не отступать от темы. Например, если за обедом одноклассники обсуждают, не поиграть ли на перемене в «Вышибал», а ты вдруг заговоришь о любимой видеоигре, они будут в замешательстве. Лучше поддержи разговор про игру в «Вышибал» или дождись паузы, чтобы начать обсуждать новую тему.

Прислушавшись к тому, о чем говорят другие, ты быстрее поймешь, какие у вас общие интересы. Первым делом попробуй завести разговор о том, что близко и тебе, и собеседникам, — так между вами возникнет эмоциональная связь. Потом можно переходить к темам, которые интересны лично тебе: ты сразу увидишь, поддержат ли разговор твои знакомые. Если заранее сложно понять, будет ли какая-то тема интересна, спроси напрямую: «Хочешь, расскажу, какие я делаю гимнастические упражнения?» У твоего собеседника будет возможность согласиться или отказаться. Не обижайся, если он не проявил интереса, — просто спроси что-нибудь еще. Не страшно, если выяснится, что вам нравятся разные вещи.

Одно из главных преимуществ дружбы в том и состоит, что друзья помогают друг другу узнавать что-то новое, о чем в иной ситуации они бы не узнали.

Рассказывая о себе, ты позволишь другим узнать тебя поближе и найти в тебе что-то интересное. Только старайся не говорить слишком много и не перетягивать все внимание на себя. Поделившись кое-какой информацией о себе, снова задавай вопросы собеседнику.

7. Обращай внимание на реакцию

Во время любого разговора очень важно, чтобы он был интересен для собеседника. Вот по каким признакам можно понять, что человеку интересно:

  • смотрит тебе в глаза
  • улыбается
  • задает вопросы о том, что ты рассказываешь
  • выглядит увлеченным, проявляет энтузиазм в общении
  • поддерживает разговор и рассказывает о чем-то похожем

Если в ходе разговора ты замечаешь какие-то из этих признаков, то можешь считать, что общение сложилось и вам обоим не скучно. Это отлично, продолжай в том же духе!

8. Поддерживай разговор

Начав разговор, важно следить, чтобы он сразу же не угас, для этого тоже требуется практика. Не забывай, что нужно соблюдать баланс, рассказывая о себе и задавая вопросы собеседнику. Не говори о себе слишком много, но и не донимай нового приятеля потоком вопросов.

9. Присоединяйся к общей беседе

Общаться в группе бывает сложнее, чем один на один. Если вы, например, сидите за большим столом во время обеда и кто-то начинает разговор о видеоигре или новом фильме, то все начинают отвечать разом, и сложно понять, когда стоит вступить в разговор и что-нибудь сказать, а когда лучше просто послушать. Если ждать слишком долго, может получиться, что кто-то другой уже тебя опередил, а если начать говорить одновременно с кем-то еще, получится грубо.

Вступать в разговор лучше всего во время короткой паузы — конечно, если тебе есть что сказать на тему, которая обсуждается. Если голос у тебя тихий, постарайся говорить громче, чтобы всем было слышно.

10. Прощайся

Рано или поздно разговор придется заканчивать. Возможно, вы к этому моменту уже столько всего обсудили, что общие темы иссякли, или кому-то из вас просто пора идти. Это нормально, потому что разговор не может продолжаться вечно, однако в любом случае важно не забыть попрощаться. Просто молча уйти невежливо. Уходя, дай понять, что разговор тебе понравился, или пожелай чего-то собеседнику. Чтобы попрощаться, дождись паузы в разговоре, не обрывай собеседника на полуслове. И обязательно улыбайся!

По материалам книги «Давай дружить!»

Обложка: unsplash.com

Главная новость российского интернета последней недели – то, что близкая Путину группа «Согаз» (ее крупнейшие владельцы – друг Путина Юрий Ковальчук и его семья, племянник президента Михаил Шеломов и «Газпром») получила контроль над компанией VK (бывшая Mail.ru Group, в которую также входит соцсеть «ВКонтакте»). Согласно акционерному соглашению, контроль над VK поделят «Газпром-медиа» и «Согаз». А возглавит компанию, по всей видимости, Владимир Кириенко – сын первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко. Ранее VK возглавлял сын генерального директора ВГТРК Олега Добродеева Борис.

Зачем Кремлю нужен бывший «ВКонтакте» и почему директором VK было решено сделать именно сына Кириенко, который до сих пор делал карьеру в «Ростелекоме» и дорос там до вице-президента? Эксперты, с которыми поговорили журналисты Настоящего Времени, не сомневаются в том, что таким образом Кремль и Администрация президента пытаются усилить свои позиции в интернете среди молодежной аудитории. Они предполагают, что с покупкой VK соцсеть быстро превратится в инструмент государственной пропаганды и «альтернативу» иностранным соцсетям и видеосервисам, таким как Facebook и Youtube. Но также и не исключают, что Кириенко просто передает сыну «насиженное» место с высоким доходом.

«Для меня эта сделка означает, что эта интернет-контора переходит под контроль Кремля, в прямое управление», – подчеркивает экономист, бывший замминистра финансов РФ Сергей Алексашенко.

«На самом деле, интересна даже не столь смена генерального директора, хотя это тоже очень важно, но две сделки, которые прошли за последние две недели. Это продажа фактически контрольного пакета компании VK, в которой покупателями стали структуры очень близкие или контролируемые Юрием Ковальчуком. То есть фактически речь идет о том, что управляющие права над этой интернет-империей перешли в руки Юрия Ковальчука из рук Алишера Усманова, – говорит Алексашенко. – Усманов, понятно, не оппозиционер. Он лояльный, подконтрольный и так далее. Но он был больше про бизнес, и, соответственно, ему был интересен сын Добродеева, чтобы иметь связи с государственными телеканалами и пользоваться медиавозможностями государства».

«А вот Ковальчук, по доходящим до меня слухам, – это человек, который очень сильно влияет на идеологическую позицию Путина. Он своего рода такой зам. по идеологии при политбюро Владимира Путина, который [пропагандирует] все эти нравственные ценности, скрепы, духовность и так далее, – подчеркивает Алексашенко. – И Юрий Ковальчук – это человек, который по большому счету возглавляет рядом с государственной медиаимперией свою национальную медиагруппу».

«Для меня эта сделка означает, что вся эта интернет-контора переходит под контроль Кремля в прямое управление. Соответственно, ее куратор, видимо, сменился. Можно предполагать, что до этого Усманова контролировал Алексей Громов, а сейчас контролирует Кириенко. Но если контролирует Кириенко, значит, он может назначить своего гендиректора – того, кому он доверяет. Соответственно, Сергей Владиленович назначил своего сына. Видимо, другого доверенного лица он найти не смог», – замечает эксперт.

«Нужно хорошо понимать, что, помимо того, что VK становится частью кремлевской пропаганды, пропагандистской машины, это означает, что можно ожидать усиления влияния Кремля в интернете, – уверен Алексашенко. – Я думаю, что это еще связано с усилением контроля ФСБ, спецслужб над российским сегментом интернета. Одно дело, когда у тебя бизнес-компания, которую возглавляет бизнесмен, который живет по своим правилам, и с ним надо как-то о чем-то еще договариваться, чтобы он согласился. А другое дело, когда это контролируется человеком, который сам является частью этой идеологической конструкции».

Алексашенко замечает, что сделка по покупке VK – одновременно и попытка Кремля «повлиять на умы молодежи», и попытка взять интернет-пространство в России «под колпак» и его контролировать.

— Это и то и другое. Есть два подразделения. Одно – это силовики, которые хотят все контролировать: кто кому что пишет, кто о чем с кем и когда договаривается. Это одна работа. Другая работа – это, безусловно, влияние на мозги тех людей, которые не смотрят телевизор, а значит, более молодого поколения, – говорит он. – Не надо делать из Кремля дураков. Они очень хорошо понимают значение интернета. Они в интернете очень активно присутствуют и очень эффективно работают, и это еще одна дополнительная возможность – встраивание империи VK в кремлевскую пропагандистскую машину. Ковальчук будет за это отвечать».

Политолог Мария Снеговая согласна с оценками Алексашенко о дальнейшей судьбе VK, и также подчеркивает, что «Кремль хочет взять под колпак молодежь»:

«Я бы не рассматривала эту ситуацию так, что Кремль только теперь взял «Вконтакте» под контроль, потому что и до этого, как мы знаем, «Вконтакте» был под полным контролем властей, – говорит эксперт. – ФСБ постоянно сливала информацию пользователей, и в целом VK было как бы достаточно опасной соцсетью, особенно для оппозиционно настроенных пользователей. Поэтому речь, я думаю, скорее всего, идет о переделе ресурсов. VK – это ценный ресурс, который, скорее всего, активно будет развиваться. И видно, что Кремль хочет под колпак взять молодежь: там есть представление о том, что молодежь утеряна, над ней нет контроля, что она в существенной степени оппозиционно настроена. И, возможно, это одна из причин преобразований – что нужен «свой» человек, который будет контролировать такой ценный ресурс».

«Вконтакте» – это одна из самых популярных российских соцсетей. А в соцсетях, как мы знаем, сидят в основном молодые люди, так что, возможно, есть такой политический аспект контроля над молодежью, – рассуждает Снеговая. – Но в целом я просто подчеркну, что это часть более общего тренда: когда российские элиты начинают медленно передавать свои «нагретые» позиции, места, ресурсы своим молодым отпрыскам. На самом деле, речь не идет ни о какой смене элит, ни о какой регенерации, а всего лишь о такой квазимонархии, когда в авторитарном режиме элиты не сменяются, а просто передают свои насиженные места своим потомкам. Особенно такой лакомый кусок, которым, безусловно, является «Вконтакте».

Экономист, руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, в свою очередь, считает, что VK – в первую очередь прибыльный бизнес и именно по этой причине Кириенко делегирует туда своего сына.

«Мне кажется, что назначение Владимира Кириенко в VK – просто попытка создать позицию для сына высокопоставленного чиновника, потому что пост директора VKontakte, я думаю, совершенно ни на что не влияет. Эта контора находится «под колпаком» спецслужб уже многие годы. И я думаю, что вся информация, которую можно было оттуда получить, уже давно получена: мониторинг, переписки, передвижение людей и так далее, – замечает Иноземцев. – Поэтому, кто там является генеральным директором – в этом отношении совершенно не важно. Я думаю, что это просто хорошая позиция для официального зарабатывания большого количества денег для сына Кириенко, вот и все. Это коммерческая компания. Я думаю, там и доходы, и бонусы гораздо больше, чем у любого чиновника, по крайней мере, официально».

Салон продаж автомобилей Haval

По самым последним данным автомобильной статистики, продажи новых китайских машин поставили в России исторический рекорд. То есть никогда россияне так не раскупали «китайцев», как в 2021 году: за 11 месяцев реализовано 103 384 авто, это в 2,1 раза больше, чем в прошлом году. Что происходит? «Китайцы» перестали ломаться? Стали престижней? Выигрывают по цене? Разбираемся с авторедактором НГС Дмитрием Косенко и изучаем отзывы автовладельцев.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся

Львиная доля всех продаж китайских авто приходится сейчас всего на три бренда: Haval (34 765 штук), Chery (32 883 шт.) и Geely (22 479 шт.). Но если смотреть на общий автопарк «китайцев», то тут мы увидим отголоски прежнего лидерства других брендов. Например, в Новосибирской области на учёте стоит 7,6 тысячи китайских авто, среди них лидирует Lifan, а особо популярной была модель Lifan X60. Сейчас, конечно, сильно развернулся бренд Haval, не зря им был построен собственный завод под Тулой для локализации производства.

Аналитики отмечают, что по «китайцам» не так ощутим дефицит из-за нехватки электронных чипов и не так масштабно они оснащаются допоборудованием.

— Китайцы более гибко приспосабливаются к отсутствию разного рода комплектующих. Когда что-то заканчивается, но при этом появляются другие комплектующие, они адаптируются и начинают сборку других комплектаций. Приходят клиенты, отмечают, что в автомобилях, которые продаём мы, дополнительное оборудование на порядок меньше, чем в других дилерских центрах, — говорит Денис Перегудов, руководитель отдела продаж дилерского центра «Луна Авто» (марки Chery, FAW).

Вообще, при выборе китайского автомобиля всегда были четыре ключевых проблемных фактора: низкое качество и убогий дизайн, высокая вероятность поломок (люди всегда боялись этого), низкая престижность («Китай, фу-фу»), непонятная остаточная цена и низкая ликвидность при перепродаже на вторичке.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся

Но время шло, и прогресс китайского автопрома начал переламывать представления об этих автомобилях. За последние годы я поездил на многих «китайцах», и они действительно демонстрируют высокий уровень качества. Салоны у них зачастую превосходят по дизайну и отделке массовых «европейцев», таких как Renault или Skoda. Уровень оснащения — всегда гораздо выше, а цены при этом существенно ниже. Дизайн тоже начал подтягиваться, те же Haval F7 или новейший Haval Jolion выглядят вполне прилично.

Что касается престижности — ну за истинной престижностью надо обращаться к Mercedes-Benz или Land Rover. А в массовом сегменте люди начали делать разумный выбор: зачем им полупустой якобы престижный немецкий Volkswagen без ничего, если есть вариант дешевле с кожаным салоном, электронными помощниками, панорамной крышей, круговым обзором и прочими радостями.

А что всё-таки с надёжностью и поломками? Посмотрим, что пишут водители на сервисе Auto.ru о своих «китайцах». Вот владелец популярнейшей модели Chery Tiggo (2013 год выпуска) сообщает: «Боялся, но купил и ни разу не жалею. За 3 года практически каждодневной езды никаких претензий к Тигру не возникало. Плановые работы — замена масла, фильтров. Из внеплановых работ — замена лампочек ближнего света, задних габаритов. Из проблем — загорелся чек по второй лямбде. Заглушил 2-й кислородный датчик программно». Общая оценка водителей для марки Chery — 4,1 балла по 5-балльной шкале.

А вот владелец говорит о более свежем Haval H9 выпуска 2018 года, за 3 года в машине ничего особого «не вылезло»: «По поводу надёжности — за более чем 100 тысяч пробега у других владельцев каких-то особенных проблем не замечалось. То лампочка перегорит, то аккумулятор сядет. Главный минус — слишком чувствительные к влаге сенсоры в ручках, особенно на багажнике. Периодически открывается с пятого раза. Говорят, что эта проблема решается герметизацией ручки, что многие и делают. Подводя итог. Машина дарит дикий восторг от обладания и управления ею». Общая оценка для этой модели — 4,7 балла.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся

Вот ещё одна трёхлетка, популярный кроссовер Geely Atlas 2018 года. Владелец доволен ценой и качеством: «Рискнул, купил, и в принципе всё нормуль. Автомобиль ни разу не подвёл. На данный момент пробег 89 000 км, пока замена масла и расходников, поломок нет. Объехал на нём пол-России, был и в Крыму, и в Карелии. Из минусов хотелось бы отметить высокий расход бензина и невысокую динамику». Общая оценка владельцев — 4,7 балла.

А вот рассказ водителя о прежнем лидере рынка китайцев, это Lifan X60 выпуска 2015 года: «За всё время эксплуатации не подводил, в труднопроходимых местах идёт довольно неплохо, дешёвый в обслуживании, детали для него имеются, подвеска немного жёсткая, но очень стойкая. На трассе авто держится очень хорошо, боковые порывы ветром несильно чувствуются, на скорости 150+ скорость несильно чувствуется, звук мотора только громкий». В целом автомобилисты поставили этой модели 4,2 балла.

— Те автомобили, которые ранее продавались, Chery Tiggo 3, которая уже ушла с рынка, многие клиенты, которые её эксплуатировали, остаются внутри бренда и меняют их на текущие модели. Какой-то детской болезни у машин нет. У каждого своя может быть индивидуальная проблема или поломка. Ничего глобального нет. Двигатели из строя не выходят, коробки передач эксплуатируются длительное время. Если что-то выходит из строя, это локальные поломки, например, отказ датчика давления в шинах или какие-то элементы подвески, — рассказывает о техобслуживании «китайцев» Денис Перегудов.

А что с ликвидностью и остаточной ценой на вторичке? Посмотрим на тот же Geely Atlas, сейчас цена нового автомобиля в комплектации Luxury с 2,4-литровым мотором, автоматом и полным приводом составляет 1 836 990 рублей. Вот предложения о продаже аналогичных машин в версии «Люкс»:

— Geely Atlas 2018 года, 1 630 000 рублей, пробег 66 573 км. Цена такой новой машины в 2018 году составляла 1 459 990 рублей;

Чем интересен рассказ а ты улыбайся

— Geely Atlas 2017 года, 1 799 000 рублей, пробег 33 890 км;

— Geely Atlas 2018 года, 1 488 000 рублей, пробег 65 000 км. Объявление подано 3 декабря, машина уже продана;

— Geely Atlas 2018 года, 1 550 000 рублей, пробег 55 000 км. Объявление подано 29 ноября, машина продана.

Как видим, цены на 3–4-летние автомобили не только не упали до плинтуса. Сейчас подержанные авто стоят больше, чем когда-то стоили новыми, то есть автовладельцы сохранили свои деньги.

Чем интересен рассказ а ты улыбайся

Чем интересен рассказ а ты улыбайся

  • Чем интересен рассказ недоросль современному читателю
  • Чем знаменательна жизнь сергия радонежского составь план используя рисунки на странице 17 рассказа
  • Чем интересен мир живой природы сочинение 9 класс
  • Чем занимался хорь в рассказе хорь и калиныч
  • Чем интересен рассказ бежин луг