Чем интересен чацкий современному читателю сочинение

Международный гуманитарный институт им. е. п. романовой контрольная работа дисциплина: культура речи тема: современный молодежный жаргон работу выполнил: студент 1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Е. П. РОМАНОВОЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Культура речи»
Тема: «Современный молодежный жаргон»
Работу выполнил:
Студент 1 курса, заочного отделения
Специальность: «психология»
Ширяев И.А.
г. Омск
2007 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………… стр. 3
Глава IПонятие термина «жаргон»……………………………………стр. 4
Глава II
2.1. Роль социальных факторов в формировании речи
современной молодежи…………………………………………… стр. 6
2.2. Потребность молодежи в самовыражении и понимании………стр. 7
2.3. Сфера употребления молодежного жаргона…..………………… стр. 8
Заключение…………………………………………………………….стр. 11
Литература……………..………………………………………………стр. 12
Введение
Общение относится к числу важнейших для молодежи сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование педагогов, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.
Речь — это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.
Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи современной молодежи, большого количества жаргонизмов и роли общества в формировании культуры речи, обеспечивающих целесооб­разное и незатрудненное применение языка в целях об­щения не только со сверстниками.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач:
1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков.
2. Потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании.
3. Расширение сферы общения молодежи — воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.
Глава I
Понятие термина жаргон
Кроме общепринятого понятия «жаргон» существуют такие понятия как «арго», «сленг» или «феня». По сути, они обозначают одно и то же.
” «Жаргон» — от фр. «jargon» — речь социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений”1. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений.
Слово «арго» «произошло от фр. «argot» — речь определенных, замкнутых групп, которая создается с целью языкового обособления.»2 Это в основном специальная или своеобразно освоенная общеупотребительная лексика.
Так называемый «сленг» противостоит официальному, общепринятому языку и, по мнению лексикографов, до конца понятен лишь представителям узкого круга лиц, принадлежащих к той или иной социальной или профессиональной группе, которая ввела в обиход данное слово или выражение.
Пропасть между «классической» речью и сленгом расширяется с каждым днем в связи с не просто демократизацией, но и «вульгаризацией» общественной жизни. Значительную роль в появлении новых слов играют средства массовой информации, особенно телевидение, которое смотрят все. Жаргон теснит респектабельную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации.
С течением времени (особенно в 20-м веке) ускоряется темп жизни. Соответственно, растет словарный запас, ведь каждому новому понятию должно соответствовать как минимум одно слово. Соответственно расширяется словарь сленга. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций были добавлены тысячи новых слов, отразивших политические и социальные перемены. Новые слова возникают и для того, чтобы освежить старые понятия.
Языковые новшества отражаются в средствах массовой информации, естественно, что они находят свое отражение и в жаргоне. В нем — вызов «правильной» жизни.
Сленг быстрее других языковых пластов отражает тенденцию «сжатости» в слове. Эта тенденция наблюдается достаточно сильно и в разговорной речи. Даже сами термины «арго» и «жаргон» устаревают, уступая место более краткому, односложному «slang».
____________________________________________________________________________________________
1. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 1992
2. То же
Социальные диалекты русского языка делятся на 3 большие группы: арго, жаргоны и условно-профессиональные языки. Жаргоны бывают классово-прослоечные, производственные, молодежные, жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям. К производственным жаргонам относятся «сленги» любых профессий, «непосвященному» понять их очень трудно, например, сленг программистов и торговцев оргтехникой: «мамка» — материнская плата, «красная сборка» — оборудование, произведенное в России, «пент» — компьютер с процессором пентиум (кстати, здесь также присутствует тенденция «сжатости», упомянутая выше).
Молодежные жаргоны делятся на производственные и бытовые. Производственная лексика учащихся тесно связана с процессом учебы, солдат — с воинской службой. Общебытовой словарь намного шире производственного, он включает в себя слова, не связанные с процессом учебы, работы или службы. Например, увлечение наркотиками ввело в язык такие слова как «машинка» — шприц, «колеса» — таблетки (изначально — с содержанием наркотика, но сейчас этим словом можно назвать любую таблетку), ширяться — колоться, и тому подобное. То, что эти слова знают все, говорит о повышающейся активности наркоманов, об увеличении их числа. Жаргоны солдат и матросов срочной службы: «литеха» — лейтенант, «дух» — солдат который служит первые полгода; жаргоны школьников: «училка» — учительница, и тому подобное; жаргоны студентов: «война» — занятия по военной подготовке; общебытовые молодежные жаргоны: «бутыльмен» — бутылка; жаргоны неформальных молодежных группировок: «хайр» — волосы (слово заимствовано из англ. «hair» — волосы), с последним жаргоном очень тесно переплетается сленг музыкантов, так как вся «неформальная» культура построена на музыке.
Молодежь привлекает в жаргонизмах необычность звучания, эмоционально-экспрессивная окраска.
Чтобы проникнуть в литературный язык, тот или иной жаргонизм должен часто употребляться в речи, иметь яркую эмоционально-экспрессивную окраску, давать удачную характеристику предмету или явлению и не быть грубым и вульгарным. Например, слово «беспредел», первоначально это нарушение воровских законов, но сейчас оно выражает другое понятие и все идет к тому, что оно станет литературным.
В настоящее время жаргон употребляется в прессе и даже в литературе для придания речи живости, ведь даже президент употребляет в разговоре просторечные слова, следовательно, нельзя относиться к жаргону, как к чему-то, что загрязняет русский язык, это такая же неотъемлемая часть языка наравне с просторечием.
Глава II
2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современной молодежи
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение братишка). Остро встал вопрос о «сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития „в связи с изменением контингента носителей“ – в этой формулировке выдающегося лингвиста Е.Д. Поливанова чувствуется не только революционный энтузиазм эпохи, но и горечь, и сознание трагизма момента, вызвавшего это самое изменение контингента носителей. И сохранился, выстоял русский язык – в соответствии с парадоксом Е.Д. Поливанова: развитие литературного языка заключается, в частности, в том, что он все меньше изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерное для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов.
Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации — вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
______________________________________________________________________________________________
3. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность. — 1996. — № 3.
„Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения“3. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану» – группа «Сплин», «Заколебал ты» – группа «Дискотека Авария», слова из песни Михея Джуманджи: «… дабы или чтобы понять цену лайфа…» (от английского слова life — жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современная молодежь.Стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни, которой живет российская молодежь. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
2.2. Потребность молодежи в самовыражении и понимании
Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.
Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков, старшеклассников и студентов и представляющей для них самостоятельную ценность.
Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.
Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, присущие подростковому возрасту. Одно дело, когда без «артикля б…» человек не может разговаривать и оказывается в состоянии свести всю широту русского языка к бесчисленным производным от 3-4 корней. Но однозначно ставить крест на этой стороне языка тоже нельзя. Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует, можно, но называется это ханжеством. Более того, к месту и ко времени употребленное подростком матерное слово (естественно, в подобающей обстановке) может оказаться более действенным, нежели пространные рассуждения и долгие беседы. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.
Взрослым следует воспитать такой взгляд у своих подопечных как то: не бросаться на «амбразуру» телевизора, когда идут фильмы с употреблением неподобающей лексики, бездумно «впитывать» всю лексику, взятую из интернета, в частности чатов. Намного важнее показать, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение. Тогда дети не будут писать на стенах и использовать в своей речи «русское народное слово» и они будут знать, что употребленное в присутствии взрослого матерное слово расценивается как оскорбление и будут стараться не делать этого.
2.3. Сфера употребления молодежного жаргона
Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от английского слова chat — болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, — молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующий нормы речи. И т. к. поведение подростка, юноши определяется, прежде всего, промежуточностью его положения, то переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища поддержки у сверстников и строя стену отчуждения от взрослого. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой. Она принимает разные формы: протестом в частности служит язык подростка. А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности MTV, и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня – из жаргона компьютерщиков;). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану.
»Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы «заколебать народ», и элемент насмешки, чтобы было не скучно, а смешно, «прикольно». В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий”4. Улёт, отпад, оргазм! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк, а примерного одноклассника – ботаник.
Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, «лимон» вместо миллион, мыло, «емеля» вместо e-mail (от английского слова электронная почта).
Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться с этим.
Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность». Ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное «мани» (от английского слова money — деньги) заменили «баксы» и «лаве». Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.
______________________________________________________________________________________________
4..Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?.. Интернет-портал http://WWW.rus.1 september.ru
Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона – неопределенность, размытость значений входящих в него слов. «Стрёмно, круто»,” я прусь” могут
быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как «блин!» и «елы-палы!», используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа «прикол», «улёт», «чума», «жжет». Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения. К этой же группе относятся словосочетания «полный атас», «полный абзац», «полный писец». В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные — вплоть до противоположных — эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.
Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного жаргона. Он охарактеризовал его как атавистический примитивизм речи, сходный с диффузностью первобытной семантики. Аналогичный пример приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая, как мужики обходятся в своем общении одним непечатным словом, вкладывая в него каждый раз новые смыслы. Этот первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка – «инфантилизмом языковых форм». Для нее характерно, что молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости. А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно сосредоточивали основное внимание педагоги.
Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный «атавистический примитивизм». Кроме “…расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики”5. Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.
______________________________________________________________________________________________
5..Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?.. Интернет-портал http://WWW.rus.1 september.ru
Заключение
Целью данной работы является изучение жаргонизации речи современной молодежи. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Засилие жаргонизации речи сегодня обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее. Молодежь все чаще сталкивается с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым. Можно отметить, что они хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.
2. Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.
3. При изучении уровня жаргонизации речи можно выявить, что первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, которая придает речи легкий юмористический оттенок.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают то, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди молодежи. Если обобщить полученные данные, то можно сформулировать причины увеличения доли жаргонизации речи современной молодежи:
1. Социальные факторы.
2. Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание утвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).
3. Влияние средств массовой информации (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь современной молодежи.

Литература

1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996, № 3
2. Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984
3. Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность. — 1996. — № 3. — С. 56-60.
4. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983
5. Брудный А. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989
6. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982
7. Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990
8. Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. — 1992. — № 2. — С.
9. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 2).
10.Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 1992
11.Л.Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?.. Интернет-портал http://WWW.rus.1 september.ru

В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» автором ставится непростой вопрос: Чацкий-победитель или побежденный? Кто-то считает, что героя, несомненно, можно назвать победителем, а кто-то утверждает, что Чацкий не смог сломить невежество, глупость, лицемерие, фальшь, низкопоклонство  фамусовского общества и побежденный уезжает из Москвы. Попытаемся и мы разобраться в этом непростом вопросе.

Александр Андреевич Чацкий – герой нового типа, человек со свежими взглядами и планами, ясно и четко понимающий необходимость и важность перемен в общественной жизни. Возвратившись на родину  из многолетнего путешествия, он спешит в дом к богатому и знатному московскому чиновнику Павлу Афанасьевичу Фамусову, давнему знакомому своего покойного отца, и сталкивается с московским обществом, вовсе не изменившимся во время его отсутствия.

Фамусовское общество – это типичные консерваторы, крепко держащиеся за старые порядки, среди них процветает кумовство, протекция, взяточничество, карьеризм, низкопоклонство. В этом обществе свято дорожат дворянством и надежно охраняют крепостнические идеалы, придерживаются иерархических отношений. В круг избранных редко может попасть «безродный» человек, а если и вдруг окажется чужой, то ему придется угождать, прислуживать, лицемерить, притворяться. Не раз автор подчеркивает жестокое отношение представителей фамусовского общества к крепостным крестьянам, которых всячески угнетают, унижают, ставят в один ряд с собаками, считают что-то вроде игрушек. Главной ценностью московского света является «золотой мешок», а высокие душевные качества, ум, знания становятся источником «горя». Дворяне считают службу способом добыть высокие чины, получать награжденья и весело пожить. В фамусовском обществе умным человеком считается только тот, кто смог получить титул, выгодно жениться или выйти замуж, кто владеет большим количеством крепостных душ.

Александр Чацкий – молодой дворянин с совершенно иными взглядами на службу, крепостное право, знания, ум, материальные и нравственные ценности, будущее своей родины. Как человек чести, он противопоставляет высокое служение делу, общественному благу, прислуживанию богатым и влиятельным лицам. Чацкий высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которое, следуя моде, в дворянских семьях доверяют иностранцам-гувернерам, и выступает за отношение к человеку не по количеству крепостных душ, а по нравственным качествам. Он уважает историю своей страны, национальную культуру, язык и призывает отказаться от рабского подражанья всему иностранному, чужеземному. В любви, женитьбе он не ищет никакой выгоды, ставит чувства превыше всего.

Как мы видим, взгляды Чацкого резко противопоставлены взглядам фамусовского общества. Именно на этом строится конфликт произведения. Читатель понимает, что столкновение прогрессивно настроенного героя с консервативным московским обществом неизбежно. Как человек с волевым характером, цельный в своих чувствах и переживаниях, Чацкий бесстрашно обрушивается на представителей века минувшего, вступает с ними в неравную борьбу. Он открыто обвиняет собравшееся у Фамусова общество в чинопочитании, низкопоклонстве, лжи и лицемерии, угодничестве и подхалимстве, нравственном убожестве, поклонении богатству.  В обществе закоснелых крепостников любых свежих мыслей и взглядов боятся, как страшной чумы, поэтому Чацкого не только не понимают и осмеивают, но и объявляют сумасшедшим. Герой вынужден бежать из Москвы, в которой «дома новы, а предрассудки стары».

Кажется, что Чацкий уезжает из города как побежденный, однако полностью с этим нельзя согласиться. Чацкий – настоящий боец, он не побоялся один выступить против целого общества, сильного и коварного врага.  Несмотря на то, что его объявили сумасшедшим,  несмотря на то, что он лишился любви Софьи и  разочаровался в московском обществе, герой не отрекся от своих взглядов, остался до конца верен своим идеалам: глубокой гражданственности, истинному патриотизму и порядочности. Чацкий уезжает из Москвы, чтобы набраться новых сил и, вернувшись, нанести сокрушительный удар по фамусовскому обществу. И пусть герой произведения пока одинок, однако наступит время, когда вокруг него соберутся единомышленники, умные, прогрессивно настроенные люди. Борьба «века нынешнего» с «веком минувшим» не может длиться вечно, рано или поздно она закончится победой нового, крушением старых устоев. 

Автор намеренно оставляет финал произведения открытым, давая право читателю самому решить, кто же Чацкий на самом деле: победитель или побежденный. Сам А.С. Грибоедов симпатизировал герою, разделял его убеждения, поэтому вкладывал в его уста многое из того, что могли сказать декабристы. Однако он не скрывает и его слабых сторон, которые заключаются в пафосности высказываний Чацкого, в его излишней романтичности и оторванности от реальности.

Сочинение: Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 го­ду. Она дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, ко­торая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передо­выми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего».

Все образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Ска­лозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий — все они явля­ются отображением действительности. Это люди глупые и ко­рыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их уст­ремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попираю­щей все живое.

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное — быть богатым. Идеалы этого общества представле­ны в монологах Фамусова: 

                                    …вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Что за тузы в Москве живут и умирают!..
[sms]

Фамусов, старый московский дворянин, заслужил общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро­умен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор же раскрыва­ет образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозя­ин, но и убежденный крепостник, яростный противник просве­щения. «Забрать все книги бы да сжечь», — говорит он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в на­уку впереть ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе, так как оно расценивает человека по его происхождению и числу крепостных душ. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее добавляет: «Вот, например, у нас уж ис­стари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых — тот и жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый — прах и суета».

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, на служ­бу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он очень серьезно относится к службе. И если Фамусов отно­сится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий пря­чусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремес­ла есть тьма искусников, я не из их числа».

О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».

Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит полковник.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гу­манность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Он защищает свою точку зрения в спорах, разговорах со всеми действующими ли­цами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за прав­ду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, ко­торый является основой их благополучия. Прошедший век, ко­торым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это двоюродный брат Ска­лозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, та­ким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хо­тел намекнуть читателю, что время «века минувшего» прохо­дит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный. [/sms]

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» в русской литературе является одним из первых реалистических произведений.

Ей суждено было долго жить, так как в ней подняты темы, которые беспокоили людей разных эпох, о чем свидетельствует анализ 3 действия.

В «Горе от ума» этот эпизод покажет кульминацию социального конфликта — столкновение настоящего века с минувшей эпохой. Здесь можно увидеть фамусовское общество в лицах.

Роль Молчалина

В глазах Софьи этот герой представляет своего рода нравственный идеал: любит ближнего, всегда готов к самопожертвованию и т. д. Однако в глазах Чацкого он выглядит иначе. Характеристика его такова:

  • человек недалекий;
  • льстивый;
  • лишенный всякого личного мнения и самостоятельности.

Софья думает, что Молчалин по-настоящему любит ее. Но на деле он лишь хочет достичь высокого положения, используя девушку. Это лицемерный и меркантильный молодой человек, меняющий поведение и точку зрения в зависимости от обстоятельств. У него нет чести, достоинства и принципов.

Его главная цель — угодить всем, кто выше по статусу, стать лучше в их глазах, пусть и обманом.

На протяжении третьего действия можно проследить яркую антитезу — Молчалин и Чацкий. Второй готов отстаивать свои принципы до последнего. На него не влияет мнение других людей. А Молчалин полностью зависим от чужих суждений.

Популярные сочинения

  • Устарела ли проблема отцов и детей сегодня? Проблема взаимоотношения отцов и детей, поднятая в одноимённом романе И.С.Тургенева, к сожалению, существует и в наши дни. Примеров этому довольно много в нашем обществе.
  • Сочинение Образ Матрёны в рассказе Матрёнин двор Солженицына Матрёна Васильевна Григорьева главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Она представляет собой пример простодушной русской женщины.
  • Сочинение Любим Торцов в пьесе Бедность не порок Островского (образ и характеристика) В пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок» мне больше всего понравился персонаж — Любим Торцов. На мой взгляд Любим Карпыч имеет волевой характером и сильный дух. Для меня он яркий персонаж пьесы.

Сцена бала

Героям второго плана в произведении отведена очень значимая роль. На протяжении всей пьесы события идут последовательно, одно за другим. Но вдруг в третьем действии появляется панорама бала в доме Фамусова.

На мероприятии собираются все приглашенные. Благодаря паре кратких ярких фраз Грибоедов производит характеристику как гостей по отдельности, так и фамусовского общества в целом. Сцена начинается с так называемого парада гостей.

Первой появляется чета Горичей. Это старый друг и бывший сослуживец Чацкого Платон Михайлович со своей женой. Теперь он «прелестный муж» и отставной военный. По мнению главного героя, у Платона более нет свободы и собственного мнения, ведь он полностью подчинен своей жене. Горич говорит о себе «Я уже не тот», поскольку оказался под каблуком супруги.

На самом деле он попросту утратил прежние идеалы. У него не получается толком поговорить со старым приятелем, ведь почти все время жена отвечает за него. Позже Платон предает Чацкого (не защищает его от клевещущих людей) из-за отсутствия все той же силы воли.

Следом за четой Горичей Грибоедов знакомит читателя с семейством Тугоуховских. Супруги думают лишь о том, чтобы подобрать лучшую партию для своих дочерей. Графиня зла и язвительна, ищет и находит недостатки в каждом из присутствующих гостей.

Затем на балу появляется Загорецкий. Его характеристика однозначна:

  • сплетник и мошенник;
  • очень скользкий, хитрый, льстивый и услужливый человек.

Кроме того, на балу присутствует еще один персонаж — пожилая Хлестова, которая отличается от всех своей грубоватой прямотой.

Персонажи второго плана одинаково важны. Они отображают собирательный образ московского дворянства, имеющего свои правила. На балу особенно отчётливо показано одиночество Чацкого в этом окружении. До этого у него были лишь диалоги (стычки) с Фамусовым и Молчалиным. Но на балу против него обернулось все общество.

Обострение конфликта

Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.

Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет составить характеристики оппонентов. Чацкий является представителем современного поколения. Его главными нравственными ценностями являются разум и честь. Александр считает, что чины должны выдаваться человеку не по статусу, а в соответствии с навыками и умениями. Чацкий не зависит от чужого мнения и борется за социальную справедливость в обществе.

Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.

Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.

Кульминация пьесы

Одна неосторожная фраза из уст Софьи, сказанная в сердцах, стала основой для слухов о сумасшествии Чацкого. Главные сплетники получили возможность насмехаться над главным героем, развлекая себя распространением ложных сведений о нем. Позже Софья не посчитала себя виновной в ситуации, а лишь поддержала массовую издевку над Чацким.

Общество легко приняло слух о безумии главного героя, ведь его мысли были непонятны и совершенно неприемлемы для фамусовского окружения. Люди дворянского происхождения считали мнение Чацкого оскорблением и мечтали отомстить ему. Герою эта ситуация прояснила истинное отношение к нему и его суждениям, дала понять, что все попытки образумить этих людей бесполезны.

Сцена завершается знаменитым монологом Чацкого. Но гости, уже вдоволь насладившись слухами о сумасшествии героя, не обращают внимания на его слова.

Все это усиливает в Чацком неумолимое чувство покинутости и показывает, насколько бессмысленно все, что он делает. Никто не разделяет его взглядов, а слова и попытки донести свою мысль людям — это стук в закрытую дверь.

Именно тогда, на балу, главный герой почувствовал всю тяжесть своего одиночества и сделал вывод, что здесь он никому не интересен.

При анализе третьего действия «Горе от ума» становится понятно, что оно стало кульминацией всей пьесы и раскрыло отношение общества к Чацкому и его чувствам. Грибоедов четко показывает, насколько узкий кругозор у дворянства, как важны для него привычные устои, хотя времена меняются.

Урок «Горе от ума» 3 действие

  • «Безумный по всему…» АнализIIIдействия комедии «Горе от ума»Цели:
  • проанализировать третье действие, вспомнить понятие кульминация, работать над выразительным чтением.
  • Ход урока.
  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

    Расскажите об отношении Века Нынешнего и Века минувшего:

  1. к чинам, богатству, карьере,
  2. отношение к иностранному,
  3. отношение к московским нравам,
  4. отношение к уму.
  1. Работа над текстом комедии.
  • — Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?
  • («Пусть я посватаюсь»)
  • В третьем действии Чацкий снова оказывается в доме у Фамусова.
  • -Какова его цель на этот раз?(
  • добиться признания Софии)

-Как его встречает София? Что ее отталкивает от Чацкого?

В разговоре Чацкий упоминает оМолчалине.

-Какую характеристику дает Чацкий Молчалину? Найдите в тексте.

-За что София ценит Молчалина?

-Почему Чацкий думает, что София смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

У Чацкого единая форма оценок для всех. По его мнению, Молчалин «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими.Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина , а выдуманного.

-Действительно ли София любит «выдуманного» героя или видит все недостатки перечисленные Чацким?

-Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях предпочитает Молчалина

? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, ханжество, сентиментальность – приближают ее к Веку Минувшему).

  1. — Проследите диалог Чацкого и Молчалина, права ли Софья в оценке Молчалина?
  2. -Что сам в себе ценит Молчалин?
  3. (умеренность и аккуратность, его тоже интересует мнение окружающих – Татьяны Юрьевны, Фомы Фомича).
  4. -Каким вы видите Молчалина?

Молчалин – деловой, по выражению Фамусова человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, угодить всем.

Для Чацкого, Молчалин – жалок, не хочет и не может сделать карьеру, заслуживает презрения. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, а напрасно.

Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.

  • С 5 явления в доме Фамусова появляются гости.
  • -Кто приезжает первым?
  • (Горичи)

-Почему Чацкий едва узнал бывшего сослуживца? Что с ним произошло?

(Горич попал под каблук жены,которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды. Превратила его в дряхлую развалины. Чацкому не о чем с ним поговорить).

-Появляются Тугоуховские. Что важно для родителей и их дочерей?

-Что из себя представляет графиня – внучка Хрюмина?

-Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

-Кто такой Загорецкий? Что о нем говорят?

С 13 явления продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свое мнение о Молчалине, София злится.

  Краткое содержание рассказа «Темные аллеи» И. А.

Бунина

  1. -Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?
  2. -Нарочно ли Софья это сделала?
  3. -Что происходит на сцене в 15-22 явления, до приезда Чацкого?
  4. -Почему все подхватывают сплетню?

(сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как с ума сошедший от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие).

— Где, по-вашему мнению, кульминационный момент произведения

?(Столкновение Чацкого с «больным обществом». Сам того не подозревая, герой настроил против себя всех. Он произносит страстный монолог, клеймит все общество, касается очень серьезных тем).

  • Чтение монолога.
  • -Каких тем он касается в своем монологе?
  • (культуры, морали, воспитания, судьбы России).
  • -В чем заключается комизм данной ситуации?

Чацкий одновременно в комической и в трагической ситуации. Трагизм в том, что он поднимает столь важные вопросы, пытается открыть глаза московскому обществу. Комизм – никто его не слушал, «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия.

Есть ли победители в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе?

Чтение 4 действия, выписать крылатые выражения .

Мнение автора

При кратком анализе 3 действия «Горе от ума» можно понять, что Грибоедов симпатизирует Чацкому. Посредством монологов главного героя автор комедии старается выразить свое мнение по поводу важных социальных вопросов.

Грибоедов изображает в Чацком новое поколение, отличающееся либеральными взглядами. С помощью диалогов автор показывает борьбу между поколениями.

Автор произведения негативно относится к фамусовскому обществу. Он относит бо́льшую часть дворян начала XIX столетия к старому поколению, утратившему моральные ценности.

Грибоедов показывает, что фамусовское общество имеет большое влияние. Поэтому представителям нового поколения трудно противостоять им. Автор призывает к борьбе со старым мировоззрением, замедляющим развитие современного общества.

«Горе от ума»: анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Бал в доме Фамусова анализ эпизода

Эпизод бала в доме Фамусова очень важен для развития сюжета «Горе от ума».

Противостояние между Чацким и фамусовским обществом возникает в самом начале произведения и достигает кульминации в сцене бала. Один за другим появляется представители светского общества, лучшего по мнению Фамусова общества.

Они все консерваторы, противники нового, поклонники богатства и чинов.

Первыми появляются Платон и Наталья Горичи. Жена руководит мужем и заботится о нем, как о маленьком ребенке. С Платоном Михайловичем Чацкий был знаком еще до свадьбы, поэтому удивлен такой перемене.

У появившегося далее семейства Тугоуховских также главную роль играет жена, мечтающая только о том, чтобы выдать замуж дочерей, а сами юные княжны Тугоуховские не отличаются сообразительностью, не имеют собственного мнения и похожи друг на друга.

Княгиня Тугоуховская увидела в Чацком потенциального жениха и отправила мужа знакомиться с ним. Однако, узнав про отсутствие у него звания и богатства, без промедления кричит мужу, чтобы он возвращался обратно.

Далее выступает Антон Антоныч Загорецкий, о котором все за спиной отзываются не очень лестно, но он «мастер услужить», достать что-то. Загорецкий пытается привлечь внимание Софьи и сообщает ей, что достал на него билет, хотя это было и сложно. Но наибольшим авторитетом пользуется тетка Софьи Хлестова.

Даже Фамусов уважает ее мнение, представляет ей Скалозуба как будущего мужа для Софьи.

Чацкий на этом балу чувствует себя одиноко. Ему не о чем говорить с этими людьми, он высмеивает их недостатки, шутит и язвит. Его образ мышления и высказывания не находят отклика у них. Скалозуб вспоминает своего родственника, который оставил службу и «…В деревне книги стал читать». А у княгини Тугоуховской есть племянник, которого она характеризует исключительно как «химика и ботаника».

Это же общество с легкостью подхватывает слух о том, что Чацкий сошел с ума. В разговоре гости приходят к выводу о возможных причинах сумасшествия Чацкого, среди которых пьянство и наследственность, но главное – образование, которое, все сходятся здесь во мнении, не приносит никакой пользы, только вред. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина!», — вторит Фамусов.

Автор вводит в повествование несколько колоритных персонажей, позволяет им взаимодействовать друг с другом и Чацким, показывает их с разных сторон.

У главного героя происходит диалог с Софьей, которая признает его сумасшедшим из-за его высказываний и не опровергает этого, когда другие начинают это обсуждать.

Данный эпизод важен для развития сюжета, ведь из-за слуха, из-за отсутствия понимания между Софьей и Чацким и из-за других причин главный герой в итоге покидает Москву.

Анализ эпизода Бал в доме Фамусова

Бал – большое событие для общества того времени. Своего рода «тусовка», где встречаются представители высшего общества. Впрочем, не особенно они все друг другу рады. В принципе, они не очень радостные люди.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Вот, например, одна из первых приезжает Наталья Дмитриевна. Говорит с Чацким она почти односложно, но хвастается своим мужем. И вот появляется Платон – муж. Она рассыпается в ласковых словах, но тут же в каждой фразе, будто мамаша, ограничивает его. Даже требует, чтобы он застегнулся, чтобы не простыть. Чацкий сочувствует старому другу, а тот признается, что скучает в семейной жизни.

Приезжает семья с огромным количеством дочек на выданье: Мими, Зизи… И матушка, заметив молодого Чацкого, посылает к нему престарелого мужа, но тут же назад его возвращает, ведь Евгений небогат и незнатен. Очень неприятное поведение.

Повсюду лесть, все отвешивают комплименты глупые, стараются «услужить», но тут же смеются друг над другом. Старики, например, как дети, думают, что их никто не слышит, и говорят грубо о присутствующих. К примеру, княгиня смеётся над Загорецким, который так старался ей угодить.

Фамусов больше всех ждал Скалозуба, рад «зятю». Хозяин знакомит его с гостями, те не очень довольны. Типа: «Спросил бы сначала, а хотим ли мы с этим болваном знакомиться?»

Наполовину все говорят по-французски, а ещё по-немецки. Чацкий после замечает, как это странно в России.

И все ужасные сплетники. Софья назло позволила появиться слуху, что Евгений сошел с ума. И эта «весть» тут же раздувается, обрастает смешными деталями, каждые врёт, что он уже «знал». Конечно, они сплетничают, но при появлении Чацкого все отступают, почти прячутся, трусливые ещё!

В общем, бал жуткий. Люди глупы и злы, никто никому не рад. И Чацкий, кажется, один это видит.

Бал в доме Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова.

Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора.

Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна. Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке.

Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии.

Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно.

Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник! Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении.

Фамусов говорит об этот так: Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем тогда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования: И впрямь с ума сойдешь от этих, От одних, от пансионов, школ, лицеев… На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами.

Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду: Москва и Петербург – во всей России то, Что человек из города Бордо, Лишь рот открыл, имеет счастье, Во всех княжён вселять участье… Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин. Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

Популярные сочинения

  • Дубровский благородный разбойник сочинение (6 класс) Кого можно называть благородным разбойником? На мой взгляд, это человек, который нарушает законны не ради своей выгоды, а ради других людей, которые нуждаются в помощи со стороны.
  • Сочинение Цель оправдывает средства 11 класс Утверждение «цель оправдывает средства» является довольно двусмысленным, и, как и многие другие весомые проблемы, заставляет нас пуститься в глубокие рассуждения.
  • Сочинения по творчеству Пушкина А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы

Сочинение на тему «Бал в доме Фамусова»

Александр Сергеевич Грибоедов запомнился в литературе как автор одного произведения, но оно поистине гениальное. Комедия «Горе от ума» была написана в 1822 году. Его пьеса родилась в гуще вольнолюбивых разговоров с декабристами.

В этой комедии собраны многие проблемы того времени, которые актуальны и в наше время. Автор показывает столкновение двух общественных взглядов, где Чацкий конфликтует с обществом.Запоминающийся и яркий эпизод в «Горе от ума» — это бал в доме московского барина, Павла Афанасьевича Фамусова.

В нем происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов. Гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века, которые ведут правильную роскошную жизнь, и у них только: «Обеды, ужины и танцы».

Они сплетничают, «ешь три часа, а в три дни не сварится», ищут богатых женихов для своих дочерей.

Первыми появляются на балу Горичи – Наталья Дмитриевна и ее муж Платон Михайлович. Чацкий начинает угодничать с Натальей Дмитриевной: «Моложе вы, свежее стали: огонь, румянец, смех, игра во всех чертах». Но она отвечает, что у нее есть муж. Чацкий был знаком с Платоном Михайловичем до вступления последнего в брак.

«Теперь брат я не тот»,- с горечью говорит Платон Михайлович. Он попал под каблук своей жены, и после женитьбы очень сильно изменился, замечает это Чацкий. Стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой».

Наталья Дмитриевна не дает открыть мужу рот, вместо того, чтобы ответить на вопросы Александра Андреевича, она постоянно влезает и перебивает их разговор:

Внимание!

  Сочинение: Образ Захара в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Ах! Мой дружочек! Здесь так свежо, что мочи нет, Ты распахнулся весь, и расстегнул жилет.

На балу так же присутствует Антон Антонович Загорецкий. Платон Михайлович характеризует его как:

Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут: При нем остерегись: переносить горазд, И в карты не садись: продаст. Но не менее резко отзывается о нем и Хлёстова: Лгунишка он, картежник, вор. Двоих арапченков на ярмарке достал; Купил, он говорит, чай в карты сплутовал.

Хлёстова же любительница поспорить, а где нужно и приврать. Приехала она на бал для того, чтобы посплетничать. Она постоянно всем недовольна. В её образе автор раскрывается жестокость крепостных устоев. Хлёстова «от скуки взяла арапку — девку да собачку».

Затем появляются Тугоуховские, они приезжают с дочерьми. На балах они ищут себе женихов, но когда узнают, что Чацкий не богат, то у них отпадает интерес. Князь Тугоуховский слушается жену, из-за своей глухоты у него и так не сложились ни с кем отношения. «Глух, мой отец. Ох! Глухота большой порок».

У Чацкого и гостей бала вовсе нет общих интересов. В этом обществе ценят не по уму, а по кошельку. Поэтому происходит конфликт, потому что Чацкий высмеивает чиновников и их образ жизни.

Думаю, самое важное в 3 действие это то, что из уст Софьи рождается слух о сумасшествие Чацкого, который быстро разлетается: «Он не в своем уме». Это как «сарафанное радио». Показан механизм формирование общественного мнения.

Некоторые не верят в его сумасшествие, но позже их убеждают, в конце концов. Каждый предполагал свою причину сумасшествия Чацкого, вот например Хлёстова:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних. От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкартачных взаимных обучений.

Фамусовское общество не приняло Чацкого, да и к тому же они считают себя образованными и умными, а Чацкий просто насмехается над ними.

Таким образом, Чацкий узнает о том, что слух был послан Софьей, в которую он влюблен. Все гости отвернулись от героя и не обращают на него внимания. Общественный конфликт достигает кульминации в его монологе о «французике из Бордо», в котором он выступает против подражания иностранцам.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Сцена бала играет важную роль в комедии. Она приближает развязку «Горе от ума» и тут происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. А так же показано московское барство 19 века.

Сцена бала

Героям второго плана в произведении отведена очень значимая роль. На протяжении всей пьесы события идут последовательно, одно за другим. Но вдруг в третьем действии появляется панорама бала в доме Фамусова.

На мероприятии собираются все приглашенные. Благодаря паре кратких ярких фраз Грибоедов производит характеристику как гостей по отдельности, так и фамусовского общества в целом. Сцена начинается с так называемого парада гостей.

Первой появляется чета Горичей. Это старый друг и бывший сослуживец Чацкого Платон Михайлович со своей женой. Теперь он «прелестный муж» и отставной военный. По мнению главного героя, у Платона более нет свободы и собственного мнения, ведь он полностью подчинен своей жене. Горич говорит о себе «Я уже не тот», поскольку оказался под каблуком супруги.

На самом деле он попросту утратил прежние идеалы. У него не получается толком поговорить со старым приятелем, ведь почти все время жена отвечает за него. Позже Платон предает Чацкого (не защищает его от клевещущих людей) из-за отсутствия все той же силы воли.

Следом за четой Горичей Грибоедов знакомит читателя с семейством Тугоуховских. Супруги думают лишь о том, чтобы подобрать лучшую партию для своих дочерей. Графиня зла и язвительна, ищет и находит недостатки в каждом из присутствующих гостей.

Затем на балу появляется Загорецкий. Его характеристика однозначна:

  • сплетник и мошенник;
  • очень скользкий, хитрый, льстивый и услужливый человек.

Кроме того, на балу присутствует еще один персонаж — пожилая Хлестова, которая отличается от всех своей грубоватой прямотой.

Персонажи второго плана одинаково важны. Они отображают собирательный образ московского дворянства, имеющего свои правила. На балу особенно отчётливо показано одиночество Чацкого в этом окружении. До этого у него были лишь диалоги (стычки) с Фамусовым и Молчалиным. Но на балу против него обернулось все общество.

Анализ 3 действия Горе от ума Грибоедова

В начале 3 действия комедии “Горе от ума” Чацкий пытается выяснить у Софьи, кого она любит. Девушка отвечает на вопросы старого друга уклончиво. Однако в разговоре выясняется, что Софье нравится Молчалин за его кроткий нрав, услужливость и скромность.

Далее идет диалог Чацкого и Молчалина. Секретарь Фамусова говорит о чинах и умении прислуживать, чтобы сделать карьеру. Чацкий решает, что Софья его обманула.

По его мнению, такая умная рассудительная девушка, как Фамусова, не может любить человека, чьи желания и средства их достижения столь низменны.

Наступает вечер. На балу в доме Фамусовых собираются знатные дворяне Москвы. Первыми приезжает чета Горичей. Платон Михайлович Горич является бывшим сослуживцем Чацкого.

Следом появляются князь Тугоуховский с княгиней и шестью дочерьми, графини Хрюмины, Загорецкий, Хлестова – тетка Софьи и другие гости. Молчалин ведет себя услужливо и любезно с гостями Фамусова, что замечает Чацкий.

Его едкое замечание Чацкого в сторону Молчалина слышит Софья. Влюбленная девушка решает отомстить старому другу. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Почему гости Фамусова поверили, что Чацкий не в своем уме? Вольные речи героя вызывают недоумение дворянства, принадлежащего к “веку минувшему”. Фамусов и его гости приверженцы старых традиций и устоев, в то время как Чацкий видит неминуемость общественных перемен.

Социальный конфликт достигает своей кульминации в конце 3 действия. Становится очевидным не принятие идей “века настоящего” “веком минувшим”. Чацкий для дворянства Москвы является человеком лишним и даже опасным.

Мнимое сумасшествие главного героя становится его оправданием в глазах фамусовского общества, которое не приемлет все то, что противоречит его идеалам.

Третье действие комедии заканчивается монологом Чацкого. Неприветливо встретила Москва молодого человека, он чувствует себя неуютно среди столичного дворянства.

Чацкий рассказывает о случайной встречи на балу с французом, который приехав с Россию, боялся найти здесь варваров с суровыми обычаями. Но не встретил ни русских лиц, не русской речи.

Чацкий осуждает моду на все иностранное, которая губит родную культуру. Произнося монолог, главный герой и не заметил, как от него все разошлись.

Рассуждение 2

Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы. Сегодня, как и много лет назад комедия не утратила своей актуальности, так как писатель поднял проблемы, характерные для любой эпохи и времени.

III действие «Горе от Ума» является своего рода кульминацией всего произведения. Общество начала XIX века — люди, пытающиеся огородиться от реалий современного мира, на каждом, кто мыслит иначе, появляется клеймо безумца. Автор погружает читателя в конфликт между поколениями, благодаря которому образы героев раскрываются глубже.

Фамусовское общество. Присутствующие на танцевальном вечере люди — типичные представители высшего общества того времени:

– Скалозуб с его вечными плоскими шутками — военный, чьи мечты ограничиваются получением генеральского чина. Что занимательно, он и не думает заслужить чин, совершив подвиг. Мужчина надеется, получить звание, не подвергая себя опасности.

– Молчалин. Данный герой всячески потакает хозяину вечере и окружающим его людям, за что те закрывают глаза на незнатное происхождение.

– Князь Тугоуховский с семейством. Главная цель в жизни князя и его супруги — найти подходящую партию для своих шести дочерей. Они с легкостью закрывают двери своего дома перед людьми, не имеющими большого состояния.

– Репетилов. Противоположность Чадского. Молодой человек придерживается либеральных идей, но не потому что они ему импонируют, а потому что это модно.

– Остальные гости. Их образы помогают читателю лучше проникнуться атмосферой вечера.

Бал в самом разгаре. Гости танцуют и общаются между собой. Но отнюдь не желание повеселиться собрало их всех под крышей дома Фамусова, людьми движет корысть. Кто-то старается обзавестись нужными знакомствами или найти покровителя, другие пришли сюда в надежде подыскать удачную партию.

Лицемерие и личная выгода выходят на первый план, тогда как искренность и бескорыстность приравнивается к безумию. Правда для всех этих людей — угроза для их привычной жизни и они всячески стараются, чтобы их спокойствие ничто не нарушило.

Чадский высмеивает нравы высшего общества, а в особенности стремление дворян подражать иностранцам. Но молодой человек еще не знает, что его принимают за умалишенного и все, что он говорит, окружающие пропускают мимо ушей. Никто не желает прислушиваться к мнению Чадского, куда важнее и интереснее вести беседу с «французиком из Бордо», ведь он умнее многих, потому что является иностранцем.

А.С. Грибоедов в своем произведении показывают все грани убогого внутреннего мира высшего общества. Он тонко высмеивает их страх перед переменами и желание жить по законам уходящей эпохи.

`

Анализ 3 действия Горе от ума

Популярные сочинения

  • Чем интересна литература 18 века современному читателю сочинение
  • Чем интересна комедия горе от ума современному читателю сочинение
  • Чем занимался левонтий в рассказе конь с розовой гривой
  • Чем занимаются подростки в свободное время сочинение
  • Чем интересен рассказ дубровский