Часть 1

Ответом к заданиям В1—В11 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

81. image033 10Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изер­гиль»?

82. На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Макси­ма Горького «Старуха Изергиль»?

83. Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?

84. Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей?

85. Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Ларра?

86. О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к ли­цу», «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»?

87. Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»?

88. Как традиционно определяется жанр пьесы Максима Горького «На дне»?

89. Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярно­му делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!»?

BiO. Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенное высказывание? ‘

«Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Че­ловек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое че­ловек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Пони­маешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сы­тым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — вы­ше! Человек — выше сытости!..»

Bll. На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин от­кликается: «Эх… испортил песню… дуррак!»?

Часть 3

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литера­турные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

Cl. Значение образов-символов в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

С2. Представления о «правде и лжи» героев пьесы М. Горького «На дне» Луки и Сатина.

СЗ. Почему пьесу М. Горького «На дне» называют социально-философской дра­мой?

7.2. А. А. Блок. Стихотворения. Поэма «Двенадцать»

Стихотворения

«Вхожу я в темные храмы…»

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано в 1902 году и входит в первый том лирики (1898-1902). Первую свою книгу Блок создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Души Мира, Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему иде­альному образу Блок дал имя — Прекрасная Дама и создал цикл «Стихов о Прекрасной Даме», в который входит и стихотворение «Вхожу я в темные храмы…».

Центральный мотив стихотворения — Мотив ожидания и надежды на встречу с Прекрасной Дамой. Постепенно тревога лирического героя нарастает («Дрожу от скрипа дверей…»), так как в воображении его зримо возникает ее образ, озаренный аурой святости. Ее появление приносит в душу героя успокоение, он обретает гармонию:

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, надежда на встречу. Но поскольку образ Прекрасной Дамы — сложный, синкретичный образ, это не только реальная возлюбленная, но и Душа Мира, то и осмысляются эти мотивы в непривычной плоскости. Лирический герой — не просто влюбленный, а Человек вообще, стремящийся к слия­нию с Душой Мира, то есть к достижению абсолютной гармонии. В таком прочтении стихи Блока предстают уже как философская лирика.

/

«Фабрика»

Стихотворение «Фабрика» было создано в 1903 году и вошло в цикл «Распутья» (1902-1904). Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как поворотный момент в творчес­ком пути Блока. Здесь поэт поднимает в дальнейшем очень значимую для его творчества Тему «страшного мира».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение. Слово «жолты» сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, страха. Другой «говорящий» эпитет стихотворения — черный. «Недвижный кто-то, черный кто-то» — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван этот «кто-то»: это и фабричный гудок («Он медным голосом зовет»), и те неизвестные, которые «в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональ­ное воздействие на читателя. Поэт сочувствует, сострадает миру «нищих», но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

«Русь»

Стихотворение «Русь», вошедшее во второй том лирики Блока, написано в 1906 году. Здесь поэт поднимает одну из центральных тем зрелого творчества — Тему родины. Стихотворение про­низано духом древности. Автор уводит читателя в те далекие времена, когда «разноликие наро­ды» водили «ночные хороводы». Лирический герой видит в своей Руси какую-то непостижимую тайну, загадку:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.

В этом стихотворении Русь предстает не просто как таинственная и загадочная, но и как ска­зочная, волшебная страна, которую населяют «ведуны с ворожеями» и где «ведьмы тешатся с чертями». Но не только таинственной и чарующей изображена Русь. Она еще и нищая, печаль­ная, в лохмотьях. И тем не менее лирический герой околдован ею и влюблен в нее. Тайна Руси не в сказочности, и даже не в покоряющей красоте, а в том, что она «не запятнала первоначаль­ной чистоты». В этом и заключается разгадка той тайны, о которой автор начал рассказ в первой строфе и снова упомянул в последней, заключительной (кольцевая композиция).

«Незнакомка»

«Незнакомка» — одно из самых известных стихотворений Блока, было написано в 1906 году. Стихотворение композиционно делится на две части: первая — описание «тлетворного духа» петер­бургского пригорода, ресторана, где сидят «пьяницы с глазами кроликов»; и вторая — появление прекрасной Незнакомки, которая сильно выделяется из окружения. Блок сразу же показывает ее причастность к иному миру: «Дыша духами и туманами, Она садится у окна», в ней есть что-то незримое, что заставляет поэта увидеть «берег очарованный и очарованную даль». Незнакомка является своеобразным мостиком между Прекрасной Дамой и женщинами, которые воплотятся в стихах Блока как современницы.

«Россия»

Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался С1907 по 1916 год. Одним из самых известных стихотворений этого цикла является стихотворение «Россия» («Опять, как в годы золотые…»), написанное в 1908 году. Центральная Тема — судьба России, которая осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую. Здесь Россия предстает в облике прекрасной женщины в «плату узорном до бровей».

Лирический герой признается в великой и неизбывной любви к родине, которую ничто не мо­жет омрачить:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Блок глубоко переживал бездуховность, механистичность, отсутствие творческого начала в окружающей его действительности, и это побудило поэта назвать современный ему мир «страш­ным миром». Современный мир представляется поэту лишенным гармонии, бесчувственным, за­мкнутым. Именно такой мир изображен в одном из самых известных блоковских стихотворений «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912).

Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, враждебно холодную действительность. В мировой литературе «свет» — это традиционный символ гармонии, разума, добра, полноты жизни. Здесь же он лишается своей основной функции и определяется как «тусклый». В «страш­ном мире», изображаемом поэтом, нет ни свободы, ни движения, возможна лишь имитация дви­жения — «ледяная рябь» на поверхности канала. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все «начнешь опять сначала». Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограниченности жизни, ее пустоты.

Эту безысходность, замкнутость подчеркивает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности («исхода нет») усиливается.

«В ресторане»

В стихотворении «В ресторане» мы видим совершенно другую любовную коллизию: все очень приземлено, охвачено страстью, что подчеркивается цветовой гаммой (черный, красный «пожар зари); дама играет чувствами, и весь мир сознательно приземлен, что выражено грубыми звуко­выми образами:

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»)

Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» входит в цикл «На поле Кулико­вом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» Блок, который чувствует приближение переломного момента в истории России, соотносит его с одним из самых значимых событий русской истории — Куликовской битвой.

Цикл состоит из пяти стихотворений: первое и второе изображают Россию и лирического героя накануне битвы; третье — ночь накануне битвы и явление божества; четвертое и пятое — отобра­жают мироощущение человека рубежа XIX-XX веков.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» открывает цикл. Тема стихотворения — осмыс­ление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколе­ния представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа — скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степе­ни единения лирического героя с Россией. И наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь…»

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле, Когда, твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, ,как молодость свою… ;

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том, в цикл «Возмездие». Этот цикл продолжает тему «страшного мира». Возмездие, по Блоку, — это прежде всего осуждение человеком самого себя, измена данным когда-то священным обетам, расплата за которую — ду­шевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, потекли страшные дни, крутящиеся ♦проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом», в который завернулась ге­роиня, уходя из дома (синий цвет — цвет измены).

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая стро­фа повторяет последнюю, но противопоставлена ей. Этот прием замыкает стихотворение в безыс­ходный круг: в словах лирического героя звучит лишь горечь и отчаяние, чистая мечта развеяна, герой больше не верит в любовь:

Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

«На железной дороге»

Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина». Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь через женскую судьбу:

Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.

Так начинается стихотворение. Героиня, отождествляемая с Россией, — красивая и моло­дая девушка, лежащая под насыпью, во рву некошенном. Уже во втором четверостишии по­эт возвращает нас в прошлое, когда героиня «ждала, волнуясь» счастья и любви. Но вера и надежда сменились безверием и безнадежностью:

Да что — давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно.

Железная дорога — символ пути, символ судьбы. Изображая непрерывные вереницы пасса­жирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Поезд, паровоз, стан­ция — символ этапа или момента пути. Но путь, дорога — еще й предвестники исхода, к которому движется каждый человек. Первая и последняя строфы, в которых отчетливо звучит мотив смер­ти, замыкают стихотворение в своеобразное «пессимистическое» кольцо. Железная дорога — это знак страшного мира, безжалостного к людям.

«О, я хочу безумно жить…»

О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловёчить, Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,— Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: ×

Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Это стихотворение, написанное в 1914 году, открывает цикл «Ямбы» (1907-1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам. Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Юве­нала: «Негодование рождает стих». «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жиз­ни». В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает цель своего творчества:

Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!

Стихотворение проникнуто доверием к жизни («хочу безумно жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне…

Понятие «жизнь» двойственно — это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лири­ческий герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лер­монтовскую традицию. «Пророк» Пушкина, исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника. В этом стихотворении Блока преодолен лермонтовский пессимизм. О его пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый». Потомок блоковского пророка прежде всего простит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности. В основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет»:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Поэма «Двенадцать»

Время создания —1918 год. Жанр — поэма.

Сюжет

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917—1918 года. Первая из две­надцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня боль­шевиков («невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи). По ноч­ному городу идет отряд из двенадцати человек. Они готовы на все, чтобы защитить новый мир от старого — «пальнем-ка пулей в Святую Русь». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой. Следующая глава — лихая песня, исполняе­мая, очевидно, отрядом из двенадцати. Последний куплет песни — обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи».

Ванька и Катька на лихаче несутся по Петрограду, сталкиваются с отрядом двенадцати. Во­оруженные люди нападают на сани. Лихач извозчик вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, лишь убийца Петруха грустит по Катьке, которая была когда-то его любовницей. Товарищи осуж­дают его: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Следующая глава — романс, посвя­щенный гибели старого мира. Двенадцать идут, Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кро­вью, поэтому от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше. За отрядом увязывается шелудивый пес, символизирующий старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура, тем не менее, не исчезает.

Композиция

Поэма состоит из двенадцати глав и построена по принципу кольца (кольцевая композиция). В первых и последних главах — городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на ули­цах. В первой главе можно услышать многоголосие. В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати». Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой (противопоставлением): «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади — голодный пес… Впереди — Исус Хрис­тос».

Кроме того, композиция поэмы построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка.

Конфликт

Традиционно конфликт поэмы «Двенадцать» трактуется как столкновение старого и нового мира, старой и новой России. При этом старую Россию символизирует буржуй и голодный пес, а новую — двенадцать. Однако сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий, философский смысл, в ней изображен разгул и столкновение стихий (народной, природной, космической), а действие произведения про­исходит не столько в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, «на всем Божьем свете». Конфликт поэмы — столкновение добра и зла, хаоса и гармонии, света и тьмы будущего и про­шлого в самих людях, в каждом человеке.

Тематика и проблематика

Центральная тема поэмы «Двенадцать» — судьба России. C каждым годом окружающая дей­ствительность все очевиднее представлялась Блоку «страшным миром», который должен быть разрушен. Поэтому поэт принял революцию 1917 года как проявление живой стихии, разруша­ющей «страшный мир», современную мертвую цивилизацию, которая, начавшись в России, пре­образует все мироздание. Но при этом проблема революции, революционного стихийного начала решена в поэме далеко неоднозначно.

Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон. Никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство, посколь­ку нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено. Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений челове­ческой души и вера в Бога, она тоже потеряна. Двенадцать, которые пошли «в красной гвардии служить», прекрасно это понимают:

Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас Золотой иконостас? …Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? t

Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседоз­воленности — такой предстает Россия в поэме «Двенадцать». Каким же, в таком случае, поэт ви­дит будущее России (а шире — и всего мира) и как объяснить появление фигуры Христа в финале?

Возможно, в жестоком и кровавом разгуле народной, социальной стихии Блок увидел не только возмездие за «страшный мир», но и погружение в ад, в преисподнюю. Россия должна погрузиться на самое дно, пережить самое страшное, чтобы затем, через хаос и тьму, прийти к свету. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме — образ Христа.

О нем написано очень много, существует множество трактовок финала произведения. Напри — мер, некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спаси­тельной (Христос благословляет происходящее). Третьи полагали, что эпизод, в котором двенад­цать стреляют в Христа, доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

Сегодня уже нет необходимости доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Более того, образ Христа в произведении предугадывается с самого начала — с на­звания: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, — это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем «надвьюжным»:

Так идут державным шагом — Позади голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надъвьюжной Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении — это прежде всего внутре — няя борьба, преодоление человеком в себе темного и страшного.

Существует еще одна достаточно убедительная и не противоречащая предыдущей трактовка фи­нала. Анализируя это произведение, литературоведы Гаспаров и Петровский независимо друг от друга провели параллели между финальной частью блоковской поэмы и стихотворением Пушкина ♦Бесы»: совпадение стихотворного размера, текстовые переклички, образы метели, вьюги, ветра. Это наводит на мысль о значимости мотива бесовства в поэме. Этот мотив, действительно очень значим: действие поэмы происходит на перекрестке (♦ нечистое» место), снеговые столбы, которые появляются после убийства, в русской фольклорной символике — это разгул нечистой силы, образ пса также традиционно связан с нечистой силой. В таком контексте можно объяснить и появле­ние Христа. В «Бесах» Пушкина изображается мир, свернувший с колеи; к финалу пространство стихотворения беспредельно расширяется и оканчивается безысходным зрелищем неисчерпаемого зла. В финале поэмы «Двенадцать» происходит такое же беспредельное расширение пространства. Но бесовскому разгулу у Блока противопоставлена «надъвьюжная» фигура Христа. При таком прочтении Христос не благословляет происходящее, а изгоняет бесов. Это залог будущего нрав­ственного возрождения героев поэмы (не случайно Петруха раскаивается в совершенном убий­стве). Таким образом, разгул стихии способны преодолеть христианские ценности: сострадание, любовь и признание ценности каждой личности.