Версия для печатиPDF

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Чем дальше, тем лес ст..новился гуще. И д..ревья поднимали св..и м..хнатые в..ршины выше и выше. Это был настоящ..й др..мучий ел..ник выст..лавший горы (на)прот..жени.. сотен вёрст. (С/З)десь и снегу вып..ло больше. Под этой тяжест..ю сильно гнулись б..ковые ветви прот..нувши..ся зелёными лапами к у(c/з)кому просвету дороги.(4) М..рцавшее звёздами небо м..лькало разорва(н/нн)ыми клоч..ями и полосками. Сани к..тились под навесом в..твей точно по тёмному ко(рр/р)идору. Дорога пов..рнула на (пол)день и заб..рала всё круче и круче ог..бая(3) б..льшие горы теснивш..е её сил..нее с каждым шагом (в)перёд. Прежнего др..мучего леса уже (не)было. Он заметно р..дел, особе(н/нн)о по горам. Дерев..я с (полу)ночной стор..ны были совсем голые. Ветер студё(нн/н)ый их донимал. Б..гут сани, стучит конск..е копыто о мёрзлую землю, м..лькают(2) по ст..ронам хмурые деревья.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) сделать (не)медленно; (не)решённая на уроке задача; (не)обоснованные выводы
2) (не)каменная стена; тропы (не)хожены; (не)возмутимый вид
3) шёл, (не)отставая; дорога (не)заасфальтирована; (не)длинная, а короткая дорога
4) вещи (не)собраны; (не)спокойный взгляд; (не)высокий человек

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) дерево посаже(н,нн)о, подрумяне(н,нн)ый корж, избалова(н,нн)ая публика,
2) варё(н,нн)ая кукуруза, испечё(н,нн)ый хлеб, перепели(н,нн)ое яйцо
3) земля(н,нн)е работы, крепость окруже(н,нн)а, балко(н,нн)ая дверь
4) получе(н,нн)ая телеграмма, воины мужестве(н,нн)ы, слома(н,нн)ая игрушка

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Торты, порвала, добралась, плодоносить.

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Вопреки прогнозов метеорологов, осень на территории России была тёплой и солнечной.
2) Любуясь спокойным течением реки, отдыхающие стояли на палубе белого прогулочного катера.
3) Жилище человека должно быть не только прочным, тёплым, удобным, а также красивым.
4) По окончании конгресса его участники прибудут во Владивосток, откуда отправятся в Москву.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.

текст 2

ВПР8: текст Солоухина В.

(1)С детства, со школьной скамьи человек постепенно привыкает к сочетанию слов: «любовь к Родине». (2)Осознаёт же существование этой любви в себе намного позже. (3)И только в зрелом возрасте приходит понимание, что именно и за что он любит.

(4)Конечно, чувство это сложное. (5)Оно включает любовь к родной культуре и истории, ко всему прошлому и будущему народа, ко всему, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит.

(6)Не вдаваясь в глубокие рассуждения, можно сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе, к тому, что наполняет сердце радостью и восторгом. (7)И где бы ни жил человек, природа родного края дорога и близка ему.

(8)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (9)Казалось бы, что любить в тундре? (10)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты.

(11)Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко Рязани…

(12)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (13)Они настолько разнообразны, что охватить все просто невозможно. (14)Их тысячи и тысячи. (15)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное в целом свете.

(16)Конечно, чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно воспитано литературой, живописью, музыкой. (17)Деятели искусства очень любили родную землю, хранили её богатства, передавали свою любовь нам.

(По В.Солоухину)

Определите и запишите основную мысль текста.

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

Определите, каким средством языковой выразительности является слово тихое в словосочетании тихое солнышко из предложения 11. Запишите ответ.

В предложениях 10–12 найдите слово с лексическим значением «отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь, что-нибудь». Выпишите это слово.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) в зрелом возрасте
2) очень любили
3) чувство любви
4) человек привыкает

Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

Определите тип односоставного предложения 12. Запишите ответ.



Среди предложений 2-4 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Среди предложений 14–16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Среди предложений 15-17 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[— =, =, =].

Выпишите номер этого предложения.

Источник: 

ВПР 2021. Русский язык. 8 класс. Вариант 19