Содержание статьи
Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Волшебные сказки собственного сочинения на любую тему
Написать сочинение расуждения зачем нужны сказки
Сочинение на тему моя любимая сказка андерсена —
Ответы Сочинение рассуждение на тему зачем нужны
Моя любимая сказка сочинение 5 класс по плану
Деревья укутались в белоснежные наряды, земля устлана серебристым ковром из снега. Пенькам она подарила пуховые шапки, деревьям – белые платья, куда не посмотри – везде побывала волшебная палочка Снежной королевы. Выпало много снега и город превратился в зимнюю сказку.Красивые снежинки, кружась в медленном танце, падают на землю. На крышах домов появились снежные шапки и они стали похожи на сказочное королевство.А когда приходит время новогодних праздников, вокруг всё загорается яркими огоньками, кругом пускают фейерверки, в темноте это выглядит невероятно красиво.
Когда видишь всё это волшебство, начинаешь любить зиму ещё больше, несмотря на её суровые морозы и злые метели. Они искренне радуются каждой упавшей с неба снежинке.Когда выпадает первый снег, они бегут на улицу и уже пытаются что-то слепить из тающих в руках снежинок. В эту сказочную пору и взрослым хочется верить в чудеса.Когда вокруг стоит невероятная красота, всё искрится и переливается серебром, невольно начинаешь верить в волшебство.
Мне всегда нравилось читать сказки: веселые и грустные, страшные и добрые, серьезные и забавные.Сейчас они живут в книгах, а раньше народ передавал их из уст в уста, рассказывая о своей жизни, о своих мечтах я надеждах.
Член коллегии адвокатов
Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. ” Цапля заплакала, но даже ее слезы не тронули сердитого Журавля.Поэтому они делают нас лучше и добрее: “Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок”. Однажды Журавль пришел свататься к Цапле, а она решила, что он ей не пара. Но через некоторое время, оставшись совсем одна, Цапля подумала и поняла, что зря отказала Журавлю, и решила согласиться с его предложением. Но гордый Журавль не мог простить обиду: “Нет, Цапля, мне тебя не надо! Тогда, сгорая от стыда, обиженная Цапля решила никогда больше не мириться с ним.
Видео на тему: Сочинение на тему сказка
Вчера я прочитала русскую народную сказку “Журавль и Цапля” и подумала, как важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Тем, кто любит только себя, приходится нелегко в жизни. “Нет, Журавль, нейду за тя замуж; у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то меня тебе нечем! Ее не разжалобило даже то, что Журавль пришел еще раз, чтобы попросить прощения и предложить ей выйти за него замуж. Вот так они ходят друг к другу свататься, но никак не женятся. Люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. И единственное, что требуется от него, – измениться самому.Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее.Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнутся ему. Басня является одним из наиболее древних литературных жанров. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие пороки и недостатки.Героями басни могут быть я животные, и растения, и неодушевленные предметы, и люди. Так, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука” великий баснописец безжалостно критикует глупость, отсутствие элементарных умений, профессионализма и согласия, без которых хороший результат невозможен.
Самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов. К чему это может привести, прекрасно показано в басне “Квартет”. Они достали ноты, взялись за инструменты “и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. “Музыканты” принялись искать причину плохой игры и решили, что все из-за того, что они неправильно сидят.Несколько раз они менялись местами, усаживались “чинно в ряд”, но это не дало желаемого результата.Ведь дело не в том, как рассядутся артисты, а в умении владеть инструментом, исполнять на нем музыкальные произведения.
Только профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе-музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понеж-ней…А вы, друз;ья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”.В общем деле нужны не только профессионализм и умение, очень важно иметь согласие. Животные собрались везти воз, но каждый тянул в свою сторону, поэтому он не сдвинулся с места.
Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс
Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.
Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению»Сказка «Гуси – лебеди».»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературного чтения
2 класс УМК «Школа России»Тема: Русская народная сказка
Гуси-лебеди -
2 слайд
Описание слайда:
Постановка цели урока:
-Какие виды сказок, мы с вами знаем? -Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:1)Снежная буря.
2)Глаз. 3)Неправда. 4)Временное легкое жилище. 5)Непоседа.
6)Любимая и дорогая мамина мама. 1)Потоп. 2)Пятая буква в алфавите с конца.
3)Пища. -
3 слайд
Описание слайда:
Постановка цели урока:
-Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи¬вотных.)
-Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ¬ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:1)Снежная буря. {Вьюга.)
2)Глаз. {Око.)
3)Неправда. {Ложь.)
4)Временное легкое жилище. {Шалаш.)
5)Непоседа. {Егоза.)
6)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.)
1)Потоп. (Наводнение.)
2)Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)
3)Пища. (Еда.) -
4 слайд
Описание слайда:
Основные признаки сказки
зачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражения;
Троекратный повтор;
Борьба добра и зла;
Добро побеждает зло;
Концовка. -
5 слайд
Описание слайда:
Какое слово получилось?
Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
Назовите волшебные предметы, которые вы помните? -В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.
Раб а гр . Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
-Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой.
Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку. -
6 слайд
Описание слайда:
Какое слово получилось?
(Волшебные.)
-Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
-Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)
— -
7 слайд
Описание слайда:
Первичное чтение.
1.Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать — громко звать;
кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется для прядения; устьице — выходное отверстие у печи. -
8 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо; -
9 слайд
Описание слайда:
Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
Словарная работа -
10 слайд
Описание слайда:
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
Словарная работа -
11 слайд
Описание слайда:
Устьице – отверстие в печи.
Словарная работа -
12 слайд
Описание слайда:
Первичная проверка понимания
Вопросы после чтения:
-Понравилась сказка?
-Что в сказке было волшебного?
-Назовите героев сказки.
-Что же случилось у сестрицы?
-Как она потеряла брата?
-Был ли у нее план спасения братца?
-Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
-Помогли они в поиске? Почему?
-Почему она не стала ничего кушать?.
Где она нашла своего брата?
-Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
-Кто потом помогал им добраться до дома?
-Удалось ли им вернуться домой? -
13 слайд
Описание слайда:
Составление плана сказки.
-На сколько частей можно разделить текст?
-Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. На доске появляется запись:1)Потеря брата.
2)Поиск.
3)В избушке у Бабы-Яги.
4)Возвращение домой. -
14 слайд
Описание слайда:
Чтение по ролям
У. с.48-53 -
15 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 1 части:
Кто действующие лица сказки?
Куда ушли отец и мать?
Что они наказали доченьке?
Послушала дочь родителей?
Куда ушла девочка?
Что случилось с братцем? -
16 слайд
Описание слайда:
Вопросы ко 2 части:
Что обнаружила девочка, когда вернулась?
Кого заметила девочка вдалеке?
Кто унес братца? -
17 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 3 части:
К кому сначала обратилась девочка
за помощью?
Помогли ли ей?
Почему?
К кому она еще обратилась за помощью?
Помогли ей? Почему? -
18 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 4 части:
Куда пришла девочка?
Что хотела сделать Баба-Яга?
Какой совет дала девочке мышка? -
19 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 5 части:
Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
Кто выручал девочку?
Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
Чем закончилась сказка? -
20 слайд
Описание слайда:
Закрепление нового материала
-На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к другим сказкам. Посмотрите, они все перепутаны.
-Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.
На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
-Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?
. — О чем рассказывает каждая иллюстрация?
-Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На вто¬
рой и т. д. -
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
Сказка – ложь,
да в ней намек,
добрым молодцам урок. -
23 слайд
Описание слайда:
Работа по тетради с.4
-
24 слайд
Описание слайда:
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
Работа по тетради с.4 -
25 слайд
Описание слайда:
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 -
26 слайд
Описание слайда:
Проверочная работа
-
27 слайд
Описание слайда:
.
Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.
Работа по тетради с.5
Домашнее задание -
28 слайд
Описание слайда:
Итог урока
-К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читали сегодня?
-Какие волшебные предметы в ней встречаются?
-Какой троекратный повтор есть в сказке?
-В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
Почему произошло несчастье, кто виноват?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Назовите основные признаки сказки. -
29 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению р т с 24 -
30 слайд
Описание слайда:
Спасибо
за
урок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Постановка цели урока: Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи вотных.)Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:Какое слово получилось? (Волшебные.)Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благо даря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода. Снежная буря. {Вьюга.)Глаз. {Око.)Неправда. {Ложь.)Временное легкое жилище. {Шалаш.)Непоседа. {Егоза.)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.) Потоп. (Наводнение.)Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)Пища. (Еда.) —. Откройте учебники. Прочитайте название сказки. -Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.. Изучение нового материала1. Первичное чтение.Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать — громко звать;кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется для прядения; устьице — выходное отверстие у печи.2. Первичная проверка понимания. Вопросы после чтения:Понравилась сказка?Что в сказке было волшебного?Назовите героев сказки.Что же случилось у сестрицы?Как она потеряла брата?Был ли у нее план спасения братца?Кого она встретила по дороге, когда искала братца?Помогли они в поиске? Почему?Почему она не стала ничего кушать?.Где она нашла своего брата?
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Гуси-лебеди.
Похожие материалы
-
Методические пособия для преодоления нарушений чтения
-
Презентация по литературному чтение «Сказка «Лиса и журавль».»(2 класс)
-
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс
-
Презентация на тему»Детские поэты и писатели»
-
Презентация по литературному чтению»Сказка «Каша из топора».»(2 класс)
-
Календарно-тематическое планирование по родному литературному чтению 1 класс
-
Презентация по литературному чтению»Сказка «Лиса и тетерев».»(2 класс)
-
А.С.Пушкин_Сказка о мёртвой царевне презентация
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5456288 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).
В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Возможная классификация сказки о животных.
Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:
1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.
Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка
Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:
1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы
Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.
Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:
1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.
Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.
Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:
1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.
Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).
Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), „Волк у проруби“, „Лиса обмазывает голову тестом (сметаной), “Битый небитого везёт», «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.
Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.
Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.
Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.
Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:
• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.
Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.
Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.
Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
Источник — http://detskie-skazki.com/stati/klassifikaciya-skazok-harakternye-cherty-kazhdogo.html
Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).
Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о
русских народных сказках, особенностях их
построения, языке, героях; - Создать эмоциональный настрой на изучение
произведений устного народного творчества; - Продолжать формировать интерес к чтению,
развивать воображение, наблюдательность, умение
доказывать свою точку зрения; - Воспитывать уважение к истокам культуры своего
народа, чувство ответственности, умение
принимать решения.
Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
Мотивация.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!
Учитель:
Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”
У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.
Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.
Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).
Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.
Испытание I
На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.
1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев
Загадка:
“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”
Ученик пересказывает отрывок из сказки.
Оценивают. Понравился ли пересказ?
Вопросы:
- Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
- Какие герои встретились?
I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.
II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)
Вопросы:
- Что за сказка?
- Кто герои?
- Какой характер у старухи?
- Какой характер у солдата?
Музыкальная пауза
(Закройте глаза)
– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?
- Величальная.
- Барыня.
1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;
2-я к сказке о топоре.
– Как догадались?
1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)
2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.
Учитель:
Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.
III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.
- “Лиса, заяц и петух”.
- “Лиса и волк”.
Оценить игру актеров.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Кто герои?
- Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?
1-я сценка
“Лисица заяц и петух”
П. – Что ты, зайка, плачешь?
З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.
П. – Пойдем, я ее выгоню.
З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.
П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!
Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.
П. – Ку-ка-ре-ку…
Л. – Одеваюсь…
П. – …
Л. – Шубу надеваю.
П. – …
Л. – (выскочила и убежала).
– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.
Вопросы к классу:
- Что за сказка?
- Какие герои по характеру?
2-я сценка
“Лиса и волк”
(Лиса сидит и ест рыбу.)
В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…
Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.
В. – Дай мне рыбки.
Л. – Налови сам, да ешь.
В. – Да я не умею.
Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:
“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.
В. – (Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)
Оценим игру актеров. Поблагодарим.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
отличие?
IV группа.
Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).
Сказки:
- “Кулик” (скатерть).
- “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
- “Гуси-лебеди” (яблоня).
- “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).
Оценить.
Испытание “Волшебные домики”
В нашем классе появились волшебные домики.
Терем
Простая изба
Лесная избушка
В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.
Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.
1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).
Испытание III
Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.
Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)
IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.
Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?
Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.
- Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
- В избе? (Бытовые)
- В лесной избушке? (Сказки о животных)
(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)
- Почему сказки делятся на 3 вида?
- Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
признаки, особенности).
В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:
1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Волшебство Герои-злодеи Герои-помощники Необычные испытания Таинственное настроение Волшебные предметы | Герои – простые люди Веселое Смешные ситуации Высмеиваются плохие черты характера Восторг умом, находчивостью | Веселое настроение Герои-животные Волшебное условие (животные разговаривают) Сильный защищает слабого |
Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.
Испытание IV
(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
- Второе название скатерти? (Самобранка)
- Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
полеты? (Ступа) - Сколько голов у Горыныча?
- Исправьте ошибки в названиях сказок:
– коробок,
– кепка,
– трешечка,
– петушок– золотой пастушок,
– царевна-индюшка - Ошибки в прозвищах героев:
– Кощей Бесстрашный,
– Крошечка – Горошечка,
– Сестрица – Гуленушка, - Какие животные – герои сказок спрятались
внутри слов?
– Василиса стрекоза икота баранка.
Итог урока
Понравился урок?
Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).
Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!
Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?
Рефлексия
Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).
Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.
У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).
– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.
– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.
– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.
Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия
Бытовые сказки
Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица».
Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.
В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.
В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.
Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.
Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.
В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»..1
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».2
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.
Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Сказки о животных.
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.
Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).
Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.
ć
Даша Бухманова,
5 июн. 2013 г., 05:55