Чем былины отличаются от народных волшебных сказок

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 33-34. укм школа россиираздел летописи. былины. жития.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы — летописями, былинами, житиями.

Особенно мне понравилась летопись «И вспомнил Олег коня своего» потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.

2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?

И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.

Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.

Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.

3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа — Алёша Попович.

Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.

Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.

4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.

Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком. 

Это личность, которую я уважаю.

5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Летопись — это историческая память народа. Это рукописные документы, в которые собирали все важные сведения из жизни государства, чтобы донести их до потомков.

Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.

От этого слова «лето» и появилось название «летопись».

6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.

7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

План рассказа о рукописных книгах

  1. Чем и на чём писали древние книги.
  2. Переплёт книги.
  3. Рисунки и буквы.
  4. Монахи-переписчики.
  5. Содержание летописей.
  6. Самая известная летопись.
  7. Первая печатная книга.

Я назову свой рассказ «Рукописные шедевры», потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.

Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.

Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.

Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.

Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.

Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.

9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.

Сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса

Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.

Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.

Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.

Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.

У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.

У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. «Илиада» Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.

В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.

Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.

1

Былины и сказки слагались народом, это древнее народное творчество.

Былины воспевали героизм или конкретные поступки известных личностей и чаще всего слагались они о богатырях, об их подвигах. Былины наполнены чувством патриотизма, поскольку богатырям приходилось сражаться с врагами за родную землю, защищать свой народ от порабощения. И люди эти подвиги очень высоко ценили, поскольку всегда для русского человека любовь к родной земле была превыше всего, а защитники ее — самые главные герои.

**

Конечно, творчество присутствует при описании этих подвигов — это не просто констатация факта какой-то битвы, а художественное ее описание, облачение в красивую форму, с элементами гротеска, выдумки, приписывания богатырям невиданных свойств. Но это нужно было людям и основано на реальных событиях. Это давало людям чувство защищенности и гордости за своих героев.

Сказки же родились из мифов. Это целиком народная фантазия, устное творчество, пришедшее к нам из глубины веков. Волшебные сказки наделяли любых героев волшебной силой — а эти герои могли быть и неодушевленными (деревья, вода в реке, грибы, избушка на курьих ножках, метла и так далее), могли быть полностью придуманными народом (Баба Яга, русалка, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и прочие).

**

Позже появились литературные сказки, в которых также воспевались доброта, красота души, любовь, которые могли совершать прекрасные превращения и побеждать зло. Вспомним хотя бы «Аленький цветочек», «Сказку о Царе Салтане» или «Царевну Лягушку».

Сказки нужны были людям, чтобы хотя бы в них зло было побеждено добром, чтобы хотя бы в сказках простые люди стали жить богаче, а злые богатеи разорялись бы. И в сказках этого добивались любыми путями — хитростью, ловкостью, сотрудничеством с животными и так далее.

В сказках была мораль, они были поучительными, учили не теряться в разных ситуациях.

система выбрала этот ответ лучшим

Jean Monti­bus-Citri [163K]

4 года назад

Народные сказки появились гораздо раньше былин. Последние были сложены в Средневековье и нередко являлись творческим пересказом вполне реального исторического события, или биографии отважного воеводы. В сказках тоже можно найти персонажей, которые отличаются физической силой и стратегическим мышлением, однако, между ними и героями былин богатырями существует ряд различий:

  1. богатырь, в отличии от сказочного молодца, живет в четко определенный исторический период. Упоминается князь, которому служит герой былины, подробности биографии его предков.
  2. место рождения и прохождения воинской службы богатырем известно и оно находится не в сказочном королевстве, а во вполне реальном городе, или поселке.
  3. богатырь — добрый христианин, потому к магии не прибегает, а вот сказочный молодец может быть и чуть-чуть шаманом.
  4. биография богатыря вполне адекватна: родился, учился, призвался, женился, подал в отставку, умер, а вот о сказочном силаче нам известно совсем немного, да те сведения, что имеются, весьма ненадежны.

Алекс­98 [52.9K]

11 месяцев назад

Хоть в этих двух понятиях и есть достаточно много общего, все же различия есть.

По моему мнению, богатыри — это собирательный образ таких своеобразных героев былин. У них есть имена и есть территориальная привязка (место где они так скажем вели свою геройскую деятельность).

А вот герой сказки — это уже больше вымышленный персонаж и можно сказать придуманный только автором этой сказки. Если это народная сказка, то может быть и образ героя тоже собирательный, но есть и конкретно вымышленные персонажи. Например, Змей Горыныч — он герой как бы сказки, но он, по существу своему — говорящий змей, которого не могло на самом деле существовать в действительности.

Если в Соловея-Разбойника еще можно как-то поверить, то в летающую говорящую змею, увы, нет!

lady v [632K]

4 года назад

Богатырями принято называть героев былин, это люди необычной силы, способные в одиночку положить целое вражеское войско, всегда стремящиеся совершать подвиги и защищать слабых.

Герои сказок — это как правило обычные люди, которые попадают в непростые ситуации, требующие проявления всех лучших качеств героя как человека — отзывчивости, силы, находчивости, сметки, предприимчивости, доброты. Герои сказок также случаются совершают подвиги и тогда прямо в сказках их сравнивают с богатырями, что например можно увидеть в сказке «Иван Крестьянский сын и Чудо-Юдо». Но дело в том, что совершать подвиги во славу родной земли, защищать ее от врага — это прямая обязанность богатыря, в то время как герои сказок чаще решают сугубо личные проблемы.

РУДЬК­О [221K]

11 месяцев назад

Скорее всего отличия весьма условные, но всё-таки имеют место.

Герой сказки, это собирательный и волшебный часто образ.

Богатыри, тоже часто наделяются народной молвой сверхъестественными возможностями, но, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, имеют реальные прототипы, то есть это, скорее всего, реальные люди, жившие в то время, пусть даже подвиги их часто сильно преувеличены народной молвой.

Только моё мнение.

Koxan­a [8.2K]

5 лет назад

Богатыри — главные герои былин. А былины отличаются от сказок тем, что они основывались на реальных героях и событиях. А сказки — полный вымысел. Так что богатыри — это возможно реальные люди, о которых гусляры складывали песни и ходили по городам и сёлам. Со временем, эти песни-рассказы обросли вымышленными деталями и в таком виде дошли до наших дней.

anna9­5 [17.1K]

4 года назад

Богатыри отличаются от героев сказок тем, что они собирательный образ, когда-то существовавших людей. Ведь былины всегда основывались только на реальных событиях с частичным вымыслом. А сказки-это чистый вымысел, в которой нет ни капли правды. В сказках все герои выдуманы народом или писателем.

Милая Кошеч­ка [330K]

11 месяцев назад

Богатыри — это герои былин, они основаны на реальных событиях. К тому же богатыри все делали для защиты своей родной земли, это были настоящие герои, люди их обожали.

Герои сказок — это вымышленные персонажи. Они тоже иногда совершали какие-то подвиги, но делалось это по необходимости, а не по зову сердца. К примеру Иван должен был одолеть Змея Горыныча, потому что от того зависела его жизнь и жизнь его невесты. А богатыри совершали подвиги ради людей.

Красн­ое облак­о [227K]

11 месяцев назад

В общем- о богатыри это тоже герои сказок и по сути одно от другого ни чем не отличается.

Ну а в целом богатыри отличаются от остальных героев сказок своей невероятной силой, патриотизмом, и чаще всего те самые богатыри это реально существующие в прошлом персонажи, хотя это не всегда так.

владс­андро­вич [666K]

11 месяцев назад

Главным образом богатырей от простых людей, отличала их сверх сила, в следствии которой, они были можно сказать практически неуязвимы. Ну и настрой и мысли у них были максимально правильными, так как они сражались за родину и во благо людей.

Знаете ответ?

Сказка или быль? Какие сказочные герои имели реальные прототипы

Некоторые известные герои зимних сказок имеют свой исторический прообраз. А сюжеты сказок — не всегда плод фантазии авторов, иногда в основу их ложились подлинные исторические события.

Сказка или быль? Какие сказочные герои имели реальные прототипы

Морозко и Мороз Иванович в жизни и сказках

Считается, что Дед Мороз в отличие от Санта-Клауса (его прототипом стал реальный человек, по преданию много помогавший людям, а потому возведённый потом в ранг святых — Николай-Чудотворец) — чисто вымышленный персонаж. «Однако прообразом современного дарителя, безусловно, мог стать образ Морозко, к которому, по языческим поверьям, в старину русские люди обращались в канун Нового года, призывая его послать на землю тёплый и урожайный год, — считает доцент Московского государственного института культуры, кандидат филологических наук Александра Матвеева. — Этот период еще называют праздником Коляды (поворот солнца на лето, праздник рождения Солнца), который предполагал весёлые песни, пляски, угощения. И чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть новый год. Существовала также интересная традиция, когда крестьяне обращались к Морозко, выносили ему еду, как бы ублажая и задабривая в канун Рождества. Выносили чашку киселя или каши и приглашали Морозко отведать пищу: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть и не бей наш овёс». В наше время, наоборот — Дед Мороз раздаёт подарки. Эту традицию, в том числе, можно считать отдалённым прототипом современного новогоднего стола. В свою очередь, потребность с веселой компанией выйти на улицу, ярко и красочно отметить Новый Год, также идет со времен колядования, когда наряжались в зверей и ходили по дворам, пели песни и получали за это подарки».

Сказка или быль? Какие сказочные герои имели реальные прототипы

«Поначалу в русском фольклоре Морозко предстаёт как злой, суровый старик, и его сварливая жена Зима — ему под стать, — говорит заместитель зав. кафедрой художественной культуры и декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры Людмила Косогорова. — Но постепенно в детской литературе Дед Мороз превращается в справедливого, творящего добро хозяина года, который дарит детям подарки. Впервые он таким появляется в 1840 году у В. Одоевского в сказке «Мороз Иванович» о двух девочках — Рукодельнице и Ленивице. Первая за трудолюбие и стойкость получает подарки. Вторая только ленилась и поэтому осталась ни с чем».

Сказка или быль? Какие сказочные герои имели реальные прототипы

Снегурочка и Белоснежка

Впервые этот персонаж появляется у А.Н. Островского в одноимённой сказке в 1873 году. При этом писатель нашёл сюжет в книге «Поэтические воззрения славян на природу» известного русского собирателя сказок и фольклориста Афанасьева. Ещё раньше обработку народной сказки «Девочка Снегурочка» опубликовал Владимир Даль. Любопытно, что у западноевропейских народов была своя «Снегурочка» — Белоснежка. «В одном из первых отечественных переводов оригинальной сказки братьев Гримм русские переводчики представили её именно как Снегурочку, — рассказывает исследователь сказок Александра Матвеева. — Возможно, потому, что семантически оба имени схожи. В обоих — основа слова корень -снег- (Белоснежка — от слов «белый» и «снег»). И связано такое название с внешностью и происхождением героини. Когда королева ждала свою дочку, она посмотрела на снег и пожелала, чтобы её девочка была такой же чистой, светлой, как внешне, так и внутренне. Так и получилось: девочка родилась с белой кожей, очень красивая и чистая душой. Как снег. Последующее повествование не связано, на первый взгляд, с зимней тематикой. Хотя важным является образ мачехи, которая, безусловно, олицетворяет собой холод души, злое, ледяное сердце и является антиподом юной героини. Современный специалист по детской литературе, доктор филологических наук Минералова в своих исследованиях подчеркивает взаимосвязь русских и западноевропейских персонажей: Морозко — Мороз Иванович — Госпожа Метелица — Волшебница (Ш. Перро). «Белоснежка» была опубликована впервые братьями Гримм в 1812 году. Сами события происходят в Германии».

Сказка или быль? Какие сказочные герои имели реальные прототипы

А самое интересное заключается в том, что Белоснежка и гномы, скорее всего, существовали реально. «Немецкие историки Экхард Зандер и Карл Хайнц Бартельс провели в разное время исследования, посвященные поиску прототипа женского образа из сказки Гримм, — продолжает Александра Матвеева. — Результаты получили разные. Но обе теории имеют право на существование. Экхард Зандер в 1994 году опубликовал работу, в которой доказывал, что прототипом Белоснежки могла быть Маргарет фон Вальдек. Эта девушка родилась 1533 году, была дочерью графа Филиппа IV. У неё была злая мачеха, из-за которой она была вынуждена в 16 лет уехать в Брюссель. Там она влюбилась в принца Филиппа II, который позже стал королем Испании. Их взаимоотношения никто не поддерживал — ни испанская, ни немецкая сторона. Девушка загадочно умирает в возрасте 21 года. Предположительно, ее отравили. Кто именно, точно неизвестно. Казалось бы, стандартная ситуация. В Европе таких историй наверняка было больше, чем одна. Но есть одна интересная деталь. Достоверно известно, что семье Маргарет принадлежало несколько медных рудников (а в сказке события происходят среди семи гор), на которых использовался детский труд. Из-за тяжёлой работы, недоедания у маленьких работников замедлялся рост, они быстро старились, горбились и седели. Эти рудокопы носили цветные колпаки, то есть (по мнению Зандера) были прообразом как раз тех самых карлов (как у Гримм), или гномов (как в большинстве переводов для детей). Дотошный немецкий историк отыскал в хрониках даже ядовитое яблоко. Он утверждает, что в те времена жил старик, которые подсовывал детям ядовитые или горькие яблоки, чтобы те не воровали плоды из его сада».

Братья Гримм.

Правда, последнее доказательство вызывает сомнения. В начальном оригинальном варианте сказки Гримм девушка подавилась кусочком яблока, а отравлен был гребень (мачеха пыталась извести падчерицу трижды — отравить ядовитым гребнем, задушить, когда утянула шнуровку платья, а в третий раз прибегла к яблоку). Когда гроб упал, кусочек яблока выскочил из горла, и Белоснежка ожила.

Вторая претендентка на роль реальной Белоснежки жила почти на два столетия позже. Её звали Мария София фон Эрталь. Она родилась в 1729 году в городе Лор-на-Майне в Баварии, была дочерью князя Филиппа Эрталя. И у нее тоже была мачеха. «Почему историк Карл Бартель склоняется к тому, что именно эта семья стала прототипом сказочной героини? Среди прочих драгоценностей, им принадлежало «волшебное» зеркало с говорящим механизмом, которое изготовили мастера зеркальной мануфактуры Лора в 1720 году, — говорит Матвеева. — Считается, что зеркало и сейчас хранится в городском музее Спессард. Поскольку большая часть Германии расположена в горном районе, то и у этой семьи имелись рудники, где тоже работали дети-гномы. Историк отмечает также, что стеклянный гроб, в котором карлы несли тело Белоснежки, может быть связан с известным стекольным производством в Лоре».

К слову, в сказке присутствует и явный след средневековой инквизиции. Ведь у Гримм заканчивается эта милая «детская» сказка тем, что мачеха приходит на бал, история с покушениями становится известна, её как колдунью заковывают в раскаленные железные туфли, в которых она должна была танцевать, пока не упала замертво.

«Золотая девушка» и Госпожа Метелица, иллюстрация Анны Андерсон. Выполнена не позднее 1930 года.

Двенадцать месяцев в сказке Маршака

Каждый из месяцев представляет собой образ крупного советского хозяйственника. Сам Маршак писал: «Что касается прототипов, то я всячески заботился, чтобы в характере каждого месяца была реальная основа. Они говорят друг с другом о своих делах так, как могли бы говорить люди, ответственные за крупные хозяйства. «У тебя крепко лёд стал? — Не мешает еще подморозить?.. А народ лесной как?»

Самуил Маршак. 1962 год.

Что же касается самого сюжета, то он взят Маршаком из богемской легенды о двенадцати месяцах. Слышал ли он её в устном пересказе, как утверждает сам автор, или подсмотрел в сборнике чешской писательницы и собирательницы фольклора Божены Немцовой, опубликовавшей сборник «Словацкие сказки» в 1857-1858 годах, доподлинно неизвестно. Перевел сказку на русский язык Лесков в 1862 году. Маршак же опубликовал свою в 1943 году. «Чешскую героиню зовут Морушка (видимо, от слов «заморыш», «морить», «замарашка»), — рассказывает Александра Матвеева. — Она — нелюбимая падчерица мачехи, потому что была краше ее родной дочери. Мачеха по традиции решила ее извести. Поэтому гонит ее в лес. Когда Морушка отправилась за фиалками для дочери мачехи, то приходит к костру, который возглавляет Великий Сечень (январь), а помогает ему месяц Бржезень (март). В сказке Маршака — это апрель. Думаю, что это связано с климатом. В Европе ведь в марте погода такая же, как у нас в апреле. Затем дочке хочется ягод после фиалок. Тут помогает Морушке месяц Червень, или июнь, потом красных яблок, на помощь приходит месяц Жарий — сентябрь… Сюжет С.Я. Маршака сложнее, там появляется солдат, профессор, придворные и 14-летняя девочка — королева. В этой сказке уже чувствуется дыхание времени. Очевидно, что это произведение создается для советского юного читателя, поэтому придворные там глупые, королева капризная и т.д. Маршак также выписывает образ Деда Мороза как хозяина года, хозяина природы и утверждает его таким в детской литературе».

Советские мультфильмы про Новый год понравятся всем без исключения.

Снежная Королева

Прообразом её стал персонаж скандинавского фольклора — Ледяная Дева, или Ледяная Королева. В общем-то, — ужасная злодейка, несущая смерть всему живому. И у Х.К. Андерсена Снежная Королева становится олицетворением мирового зла. Любопытно, что двойник Снежной Королевы есть в «Рождественской песни в прозе» Диккенса. «Банкир Скрудж (позже, вероятно, он перекочевал в диснеевский мультфильм) по своей сути подобен Снежной Королеве и Ледяной Деве, — утверждает филолог Матвеева. — У Диккенса есть такие описания: «Ну и сквалыга же был этот Скрудж! Холоден и тверд как кремень. Еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Душевный холод заморозил его и сделал ледяным его сердце. И даже его брови и щетинистый подбородок, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной. И он не позволял ей оттаивать даже на веселых Святках».

Сказка или быль? Какие сказочные герои имели реальные прототипы

Специалисты указывают, что Андерсен всегда использовал не только сказки, но и предания, у которых есть реальная основа. В частности, указывается, что поведение женского персонажа с холодным сердцем ассоциируются с реальными историями, в которых женщина со злым сердцем разбивает любовь молодых людей и уводит жениха от невесты.

Некоторые историки считают, что у героев этой сказки Андерсена были даже более конкретные прототипы. Например, прообразом Герды стала соседка маленького Ганса — Лисбетта. Есть версия, что прототипом образа Снежной Королевы в глазах сказочника стала известная в те времена шведская оперная певица красавица Йенне Линд, в которую безответно был влюблён Андерсен, а потом в сказке наделил ледяным сердцем.

Литературная сказка от народной отличается

  • Наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.
  • В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

У литературной сказки есть конкретный автор,а у народной сказки считается что автор народ, но первоисточник всегда есть и он нам не известен. Раньше сказки передавались из уст в уста и каждый менял что то в ней, как говорится подгонял под себя, под своего ребенка, возможно в некоторых сказках мало что до нас дошло в первоначальном варианте…

Хотелось бы еще сказать что есть сказки которые сочинил народ, а автор просто напросто записал на бумагу и изменил конец сказки (так сказать в сказке хепи енд).

88Sky­Walke­r88 [327K]

6 лет назад

Народная сказка — это жанр устного и письменного фольклора разных стран. В их основе лежат обычаи и веровании народа, его борьба за счастье и справедливость. В них обязательно присутствует какая-нибудь мудрость. Пример: «Колобок», «Репка».

Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. Сюжет и герои вымышленны или могут быть реальными. Пример: «Сказка о потерянном времени» Шварца.

Koluc­hiy [12.3K]

6 лет назад

Литературные сказки кроме автора, конкретного человека, котрый мог, правда, подписываться псевдонимом, имеют ещё одну особенность — все они изложены на бумаге. То есть написаны. Народные сказки не создавались на бумаге, а рассказывались из поколения в поколение, пока не дошли до наших дней. И тогда начали сниматься мультфильмы, готовиться радиопередачи и, естественно, издаваться в книгах.

HotMi­lk [61.8K]

6 лет назад

Народные сказки ,даже можно сказать сказания, так как их сказывали из уст в уста. Это народный фольклер. Народные сказки — это мудрость народа, передаваемая из поколения в поколение и придумывал их сам народ.

Литературные сказки имеют конкретного автора, художественный замысел и расширенное описание сюжетов.

Leath­er-Radis­h [64.8K]

6 лет назад

Вообще-то народные сказки на то и народные, что их автор не известен. Их пересказывали (отсюда и слово — сказка)друг другу. Потом уже начали печатать книги народных сказок:

Авторские сказки придумывались конкретным человеком. Например, лучшим поэтом русской литературы А. С. Пушкиным

milon­ika [16.4K]

6 лет назад

Отличие литературной сказки, от сказки народной в том, что у сказки народной нету определенного автора, не указан как говориться первоисточник. А литературная имеет своего автора. Так же литературные сказки как мне показалось, имеют более понятный современным людям язык.

Nety Nety [51.8K]

8 лет назад

У литературной сказки, в большинстве случаев, есть конкретный автор — с именем и фамилией. Например, Ершов «Конек-горбунок».

У народной сказки имена авторов отсутствуют, так как автор сам народ — сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение!

Любоз­найка [5.6K]

7 лет назад

В качестве источника народной сказки выступают народные сказания и рассказы, передающиеся из поколения в поколения, как поучительные истории. Литературная сказка — официальное произведение, которое создавалась одним или несколькими авторами.

Стрым­брым [334K]

7 лет назад

Народная сказка потому так и называется, что её автором является сам народ. Как правило, в основе народных сказок лежит какое либо предание, легенда. А у литературных сказок всегда есть автор и пишутся они по литературным правилам.

Народную сказку придумал народ, а литературную какой либо автор например-Ганс Христиан Андерсен-«Снежная королева».

lorik­01072 [2.5K]

8 лет назад

У литературной сказки есть автор, а народную сказку придумал народ.

Elli5­1 [0]

более года назад

В народной сказке нет волшебников и фей. Там действующие лица люди, звери, природа (напр. яблоня) предметы быта (напр. печь), т.е. то что окружало людей, и кому они приписывали необычные свойства.

Знаете ответ?

Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Нет автора

Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы

Есть автор

Не записывалась, передавалась из уст в уста

Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа

текст, зафиксированный в письменной форме

Общее представление о герое, о его внешности

Зачин, основная часть, концовка

Детально описываются герои, их поступки

Чувства и переживания героя нам неизвестны

Добро побеждает зло

Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства

Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы

Волшебная сила, превращения

Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою

Нет времени

Нарушение запрета

Отпечаток времени, когда автор писал сказку

Поиск похищенного

В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное

Карточка № 1

Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________

Мне понравилось______________________

Мне не понравилось__________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Назовите сказку

Назовите сказку

Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег.

Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала:

— Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль.

И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой.

К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда* очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник* в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долгожданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелешенько вздохнула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла.

*инда очи — даже очи…

*сочельник — канун церковного праздника Рождества

Карточка № 2

Назовите сказку

Назовите сказку

Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой.

Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая:

— Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее?

И зеркальце неизменно отвечало:

— Ты, моя королева, прекрасней всех на свете.

Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она.

*Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.

*Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Назовите сказку

Назовите сказку

Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку.

Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился.

— Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков.

Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились.

Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали.

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется;…

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Вот идет; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг нее страна пустая;

Под горою темный вход.

Он туда скорей идет.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!….

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 3

1.Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________

Мне понравилось__________________________________________________________________________

Мне не понравилось________________________________________________________________________

2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.

Желтый — отлично поработал(а)

Зеленый — хорошо поработал(а)

Красный — недостаточно хорошо поработал(а)

Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Народная волшебная сказка

Литературная сказка

различие

сходство

различие

Алгоритм работы

1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.

2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.

3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.

4.Приклейте карточки.

5.На всю работу вам отводится 10 минут.

6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.

7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.

Сходство

и различие литературной сказки и сказки народной

Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.

Народные сказки — древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман — писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.

В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Жанровая особенность литературной сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже повести. Примером могут служить произведения русских писателей А. Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда, С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.

«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл

Выводы сайт

  1. Литературная сказка — авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.
  2. Литературная сказка — жанр художественной литературы, в то время как народная сказка — один из фольклорных жанров, особенность которого — устный пересказ.
  3. Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
  4. Система образов в литературной сказке произвольна, в народной — обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
  5. Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.

В разделе на вопрос что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки? заданный автором Невролог лучший ответ это 1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.

2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.

3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.

4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.

5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.

6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.

7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.

8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

У каждого ребенка есть своя любимая сказка. Кто-то не может заснуть без истории о Русалочке, кто-то требует рассказ о Колобке, а кто-то просто любит слушать о захватывающих приключениях сказочных героев. Будучи маленькими, Вы не интересовались, кто написал эту сказку. Но время бежит, и рано или поздно приходится столкнуться с этим вопросом: чем авторская сказка отличается от народной? Почему герои поступают именно так, а не иначе?

Герои любой сказки проживают свою маленькую жизнь на страницах книг. Описанные приключения, действия и решения отображают индивидуальность персонажа. Но, если задуматься, то есть персонажи, которые повторяют одни и те же действия, кочуя из истории в историю. Но есть те, кому необходимы необычные обстоятельства для начала приключений.

Народные сказки — передаются из уст в уста не одно поколение . Они являются наследием, несущим в себе понятия о добре и зле, порядочности и взаимопомощи. Рассказывая их детям, наши предки учили детей жить в гармонии с собой и миром.

Различают несколько видов народных сказок:

  1. Былинные.
  2. Богатырские.
  3. Бытовые.
  4. Сатирические.
  5. Волшебные.

Благодаря именно этим сказкам, дети знают о Бабе Яге, змее Горыныче, Кощее Бессмертном. Многие из этих персонажей стали прототипами других героев.

Авторские сказки написаны по мотивам народного фольклора . Такой жанр в литературе появился в конце восемнадцатого века. Самыми известными сказочниками того времени были братья Гримм. Они любили национальные традиции, собирали интересные истории, которыми пугали маленьких детей. Немного «облагородив» эти рассказы, лингвисты опубликовали свою книжку сказок.

Более популярной, авторская сказка стала с развитием романтизма в художественной литературе и живописи. Поэты, писатели, художники поняли, что основой всего культурного наследия является именно народный фольклор. А труды знаменитых немцев легли в основу этого течения.

Чем отличаются народные сказки от авторских?

  • Народные сказки сложил и передал народ;
  • Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.

Различное описание происшествий, действий героев, их одежды:

  • Народные сказки не имеют точных описаний мелких деталей.
  • Авторская сказка передает красочно мельчайшие подробности всех событий, достоверно показывая читателю реалистичность происходящего.

Различие в характерах персонажей:

  • Народные сказки показывают одинаковых, безликих не отличающихся между собой героев.
  • Авторы передают индивидуальность каждого героя. Создавая продуманные образы, переносят читателей в совершенно новый незабываемый мир. Каждый персонаж показан, как живое, думающее и чувствующее существо.

Авторское отношение к персонажам . Читая произведение любого писателя, можно с точностью определить в считанные минуты, кто должен стать положительным героем. Кого хочет видеть автор добрым, отзывчивым существом, а кто неисправимый злодей. Чьи поступки должны вызывать восторг, а кто своим появлением должен навевать неосознанный страх и переживание за других персонажей.

Понимание и восприятие жизни :

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев, понимание добра и зла . Рыцарь и дракон. Такой подход прослеживается в фольклорных рассказах.

Создавая своих персонажей, продумывая свою историю, автор пытается показать многогранность человеческого характера . Рассказывает не только о черном и белом, но и старается стереть четкую черту, пытаясь показать, что существует еще и серое.

Авторская сказка всегда несет в себе отголоски народных сказаний и легенд. Не стоит забывать, что даже Александр Сергеевич Пушкин написал свои незабвенные творения под впечатлением от рассказов нянюшки Арины Родионовны.

В классической литературе множество авторов писавших произведения, основанные на народных сказках услышанных еще в детстве. Но каждое из них несет в себе отголосок исторического прошлого. Прототипы героев, исполняющих (обладающих) присущими только им особенностями. Использование давно известной сюжетной линии. А также словесные обороты, пословицы, поговорки присущие только просторечью.

Очень часто можно встретить различные атрибуты, некие ритуалы или действия связанные с язычеством. Читая такую литературу, не всегда можно с уверенностью сказать были ли эти моменты позаимствованы или придуманы автором. Изучая классическую литературу, дети учатся понимать и различать авторскую и народную сказу. Развивая логику и мышление, тренируют навыки столь необходимые в дальнейшей жизни.

Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика — авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Рассказчик — вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик — лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица — распространенный прием в европейской литературе XVIII — XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Выводы сайт

  1. Автор — создатель литературного произведения. Рассказчик — один из его персонажей.
  2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой — рассказчик.
  3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
  4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

  • Чем былины похожи на народные волшебные сказки и чем они отличаются от них
  • Чем былины похожи на народные волшебные сказки чем они отличаются ответ
  • Чем был полезен петушок царю дадону в сказке пушкина
  • Чем близок фамусову молчалин сочинение 9 класс
  • Чем близко фамусову его окружение сочинение 200 слов