Чем были знамениты старушки голландки из сказки черная курица или подземные жители

Barskova1 4 мар. 2021 г., 15:44:20 лет сорок тому назад, вс. - петербурге навасильевском острове, жил - был содержатель мужского

Чем были знамениты старушки голландки из сказки черная курица или подземные жители

Barskova1
4 мар. 2021 г., 15:44:20

Лет сорок тому назад, вС.

— Петербурге наВасильевском Острове, жил — был содержатель мужского пансиона.

Вчисле тридцати или сорока детей, обучавшихся втом пансионе, находился один мальчик, поимени Алеша, которому тогда было неболее 9или 10лет.

Родители его, жившие далеко — далеко отПетербурга, года задва перед тем привезли его встолицу, отдали впансион ивозвратились домой, заплатив учителю условленную плату занесколько лет вперёд.

Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, ивсе его любили иласкали.

Дни учения для него проходили скоро иприятно, нокогда наставала суббота ивсе товарищи его спешили домой кродным, тогда Алеша горько чувствовал своё одиночество.

Алеша кормил курочек, которые жили около забора внарочно для них выстроенном домике ицелый день играли ибегали надворе.

Особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою.

Чернушка была кнему ласковее других.

Однажды кпразднику кухарка ловила курицу, иАлеша, бросившись ейнашею, недал убить Чернушку.

Отдал кухарке заэто империал— золотую монету, подарок бабушки.

После праздника лёг спать, почти уснул, ноуслышал, как кто — то его зовёт.

Кнему пришла чернушка исказала человеческим голосом : поди замною, ятебе покажу что — нибудь хорошенькое.

Одевайся скорее!

Ионсмело последовал занею.

Изглаз еевыходили как будто лучи, которые освещали все вокруг них, хотя нетак ярко, как маленькие свечки.

Они прошли через переднюю.

—Дверь заперта ключом, — сказал Алеша ; нокурочка ему неотвечала : она хлопнула крыльями, идверь сама собою отворилась.

Потом, прошед через сени, обратились они ккомнатам, где жили столетние старушки — голландки.

Алеша никогда уних небывал.

Курочка опять хлопнула крыльями, идверь встарушкины покои отворилась.

Прошли вовторую комнату, иАлеша увидел взолотой клетке серого попугая.

Чернушка сказала ничего нетрогать.

Проходя мимо кошки, Алеша попросил унеё лапки.

Вдруг она громко замяукала, попугай нахохлился иначал громко кричать : «Дуррак!

Дуррак!

» Чернушка поспешно удалилась, иАлеша побежал занею, дверь вслед заними сильно захлопнулась.

Вдруг вошли они взалу.

Пообеим сторонам висели настенах рыцари вблестящих латах.

Чернушка шла впереди нацыпочках иАлеше велела следовать засобою тихонько — тихонько.

Вконце залы была большая дверь.

Лишь только они подошли кней, как соскочили состен два рыцаря ибросились начёрную курицу.

Чернушка подняла хохол, распустила крылья ивдруг сделалась большая — большая, выше рыцарей, иначала сними сражаться!

Рыцари сильно нанеё наступали, аона защищалась крыльями иносом.

Алеше сделалось страшно, сердце внем сильно затрепетало, ионупал вобморок.

Наследующую ночь опять пришла Чернушка.

Опять пошли, новэтот раз Алеша уже ничего нетрогал.

Вошли они вдругую залу.

Чернушка ушла.

Тут вошло множество маленьких людей, ростом неболее как спол — аршина, внарядных разноцветных платьях.

Они незамечали Алеши.

Затем вошёл король.

Зато, что Алеша спас его министра, Алеша теперь знал урок, неуча.

Король ему дал конопляную семечку.

Ипросили ничего никому про них нерассказывать.

Начались классы, иАлеша знал любой урок.

Чернушка неприходила.

Алеша сначала стыдился, апотом привык.

Притом Алеша сделался страшным шалуном.

Однажды учитель, незная, что сним делать, задал ему выучить наизусть страниц двадцать кдругому утру инадеялся, чтоон, покрайней мере, вэтот день будет смирнее.

НоАлеша вэтот день нарочно шалил более обыкновенного.

Наследующий день немог выговорить нислова, потому что небыло семечки.

Его отвели вспальню исказали выучить урок.

Нокобеду Алеша ещё незнал урок.

Его опять там оставили.

Кночи появилась Чернушка ивернула ему зерно, нопросила исправиться.

Наследующий день ответил урок.

Учитель спросил, когда Алеша выучил урок.

Алеша растерялся, велели принести розги.

Учитель сказал, что небудет пороть, если Алеша скажет, когда выучил урок.

ИАлеша все рассказал, забыв про обещание, данное подземельному королю иего министру.

Учитель неповерил, иАлешу высекли.

Пришла Чернушка попрощаться.

Она была закована цепью.

Сказала, что народу теперь придётся переселиться далеко.

Попросила Алешу ещё раз исправиться.

Министр пожал Алеше руку искрылся под соседнюю кровать.

Надругой день поутру уАлеши была горячка.

Недель через шесть Алеша выздоровел истарался быть послушным, добрым, скромным иприлежным.

Все его снова полюбили истали ласкать, ионсделался примером для своих товарищей, хотя уже инемог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему инезадавали.

Чем были знамениты старушки голландки из сказки черная курица или подземные жители

Angelchristmas
4 мар. 2021 г., 15:44:25

Мальчик спас курицу, но эта куриц была гениралом подзеного царства.

За то что мальчик спас курицу , он отблагодарил мальчика волшебными зернами которые всегда на все вопросы знают ответы.

Мальчик стал слишком гордым и проболтался что у него есть волшебные зерна которые ему дал волшебный подземный король.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

$ города Альметьевск Республики Татарстан

Конспект урока по литературе
в 5 классе

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки

подготовила

учитель русского языка и литературы

Захарова Елена Владимировна

$

$

Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Задачами урока является:

— вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;

— повторить знания учащихся о сказке;

$ развитие монологической речи

— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели — развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);

— развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.

В этом случае всё это способствует дости$жению главной цели (воспитательной).

По программе данный урок является внеклассным чтением .

Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я ставлю воспитательную цель:

Формировать положительно – значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказка Погорельского и обсуждение поступков и действий маль$чика Алёши.

Образовательная цель

1. Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»

2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета.

Развивающая цель:

$ Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.

Данный урок я готовила в рамках технологии Развитие критического мышления на основе чтения.

Структура уроков в рамках данной технологии следующая:

  1. Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.

  2. часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового) Дети учились класси$фицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения

  3. В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»

В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.

$

Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.

$Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»

В течение урока использовано сочетание методов обучения

  1. репродуктивный

объяснительно — иллюстративный

  1. осмысление знаний на новом уровне

частично — поисковый

$

  1. Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию

(На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)

Оборудование: доска, презентация (Приложение1), групповые задания (Приложение2) тестовые задания (Приложение3) , эпиграфы:

$ Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок. (А.Пушкин)

Не для того дан вам ум, чтобы вы

во зло его употребили… (А.Погорельский)

$ вопрос на доске: Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

Конопляное семечко- заманчиво, не правда ли ? Но хорошо ли?

Дз :С$очинение-рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества; групповые задания

Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь.

  2. $

  3. Вступительное слово учителя.

Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.

Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)

3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.

$ Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.

Запишите эпиграфы : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.Пушкин)

Не для того дан вам ум, чтобы вы

во зло его употребили..(А.Погорельский)

4.Работа с портретом писателя.

А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

$ -посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

Давайте послушаем Аню, которая немного расскажет нам об этом писателе.

Ученик: Антоний Погорельский-$ это псевдоним , который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века. Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».$

Слово учителя: Спасибо.

Эта сказка написана очень давно. Ее любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием перечитали эту сказку.

Помните: Сказка –ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок.

Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас)

$Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.

Посмотрите на второй эпиграф. Это слова из нашей сказки. Кто произнес их? (их произносит учитель, когда дает наставление Алеше)

Теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мы должны понять смысл ,который содержится в сказке. А главный вопрос, (на доске) на который мы ответим в конце урока: конопляное семечко ,помните по сказке?, освободило Алешу от труда. И теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо$ ли?

И еще один вопрос : Какие нравственные уроки вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

  1. Актуализация знаний.$

Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?

Докажите, что это сказка?

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

$ курица разговаривает с Алёшей.

— А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?

$ (Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение

Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет)

В какое время происходят события? ( в 19 веке)

$ С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?( конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны)

Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.

Словарная рабо$та. Объяснение значения непонятных слов, чтение ( слайд) Вот слова, которые мы уже не используем в нашем лексиконе.

— А для чего надо знать лексическое значение этих слов? (Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? ( в толковый)

6. Тест на знание текста.

Сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказки. У каждого есть тест. Из предложенных вариантов выберите правильный. На выполнение вам всего 1 минута.

Давайте проверим. Совместная Проверка (Слайд)

$Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1$. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

$б) драгоценный камень

в) золотая монета (Империал)

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

$ а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

$в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза (вспомним эти сюжеты:1- знакомство, 2- знакомство с подземными жителями. 3- Чернушка возвращает потерянное семечко, 4-сцена$ прощания)

в) шесть раз

Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»

Если 1ошибка -«4»

Если 2 ошибки-«3»

Сдайте лист$очки только те, кто получил 6 баллов.

7. Аналитическая беседа.

Сейчас ,ребята, мы перенесемся на 200 лет назад в Старинный Петербург.

Открываем начало сказки. Читаем, сохраняя сказочный, старинный стиль (читает ученик):

«Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Ребята, посмотрите, перед вами Старинный Санкт-Петербург$.

Слайд 11 (старый Петер-г) Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга.

Читаем дальше. (ученик)(Тогда на проспектах Васильевского острова…).

Слайд 12(Васильев. Остров) Посмотрите, это Васильевский остров, самый большой остров в дельте Невы, истори$ческий район Санкт-Петербурга.

Читаем дальше. (ученик)

Слайд 13 (Пансион)

Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

СЛАЙД14-Исаакиевская площадь — считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра $СанктПетербурга.

Читаем дальше. (ученик)

$ Посмотрите, СЛАЙД 15 –перед вами адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в СанктПетербурге

А это СЛАЙД 16- -конногвардейский манеж, который построен на Конногвардейском бульваре, предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.

  • $ Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке — все выдуманное, а эта сказка- литературная)

Кто главный герой сказки?

Кто такой Алёша?

Рассказ о главном герое сказки (ученик).

Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

— умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый$

— любит познавать новое

— милосердный

-Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)

8. Работа в группах.$

  • Ребята, вы заранее получили групповые задания, ответы на которые должны представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по вопросу, под$нимаем руку.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?( Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

$ 3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?( чтобы он всегда знал урок. не уча его)

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: (передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры)

2 группа. Алёша и Чернушка.

  1. О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (здесь ты должен был поработать со словарем)

$С.И.Ожегов. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.

Д.Н.Ушаков. Скромный – такой, что не стремиться выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.

2) Спасение Чернушки.( Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?( однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему по$терянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель $счел это выдумками и высек мальчика.)

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? ( Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр — Черная курица)

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?( Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он$ много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их.)

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?(не$ смог ответить урок))

4 группа. Характер Алёши.

1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши. (Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.)

2) Меняется ли характер Алёши? ( Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.)

$9.Обобщение. Аналитическая беседа.

Группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы.

Вывод: Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения и после получения зернышка.

1 вариант Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует писатель Алешу до того, как он получил конопляное зерно? ( стр. 115)

2 вариант. Каким стал Алеша после получения зернышка? (132)

$ Итак, ребята, почему из послушного, доброго, ласково мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

— Почему не приносят Алёше радость его успехи?

(Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье. )

$Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд- это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать , когда вам дадут конопляное зернышко.

$Как же вы ответите на вопрос: Конопляное зерно- хорошо ли?

Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? ( – добро побеждает зло!)

А мы Встречали в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.)

Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?$ (конечно)

-Как? ( Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

Но почему он не мог исправиться? (стр. 138)

$— Вспомните, как был наказан Алёша? Какое наказание было для него самым тяжёлым? — —- найдём это в тексте и зачитаем. (стр. 140)

— какой же нравственный урок извлек Алеша , а вместе с ним м мы , читатели. Чему же учит эта сказка? Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)

(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоров$ье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)

Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.

— Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами учителя: ПОКАЗАТЬ НА ЭПИГРАФ: не для то вам дан ум, чтобы во зло его употребить)

$Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.

-А вы ,ребята, хотели бы получить конопляное семечко? Над этим вы подумаете дома и напишите сочинение. (показать на дом.задание.)

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке. (оценки за тесты, за индивид. Задание., за групповые задания, за работу на уроке)

11.Домашнее задание

Сочинение – рассуждение «Хочу$ ли я получить в подарок конопляное семечко? »

$ Использованная литература

  1. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

  2. http://www.opeterburge.ru/

$

$

$Приложение2.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красн$ым хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

$3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

$ 4 группа. Характер Алёши.

$ 1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши

2) Меняется ли характер Алёши?

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «Черная курица или подземные жители»

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ.АНАЛИЗ СКАЗКИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА,ИЛИ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ.АНАЛИЗ СКАЗКИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА,ИЛИ

    Описание слайда:

    НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ЖИЗНИ.
    АНАЛИЗ СКАЗКИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА,
    ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

  • 2 слайд

    Чем были знамениты старушки голландки из сказки черная курица или подземные жители

  • 3 слайд

    3

  • 4 слайд

    Алексей Алексеевич Перовский(Антоний Погорельский)(1787-1836)

    Описание слайда:

    Алексей Алексеевич Перовский
    (Антоний Погорельский)
    (1787-1836)

  • 5 слайд

    Волшебная повесть«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

    Описание слайда:

    Волшебная повесть
    «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

  • 6 слайд

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

  • 7 слайд

    Алексей Алексеевич ПеровскийНазовите настоящие имя и фамилию Антония Погорель

    Описание слайда:

    Алексей Алексеевич Перовский
    Назовите настоящие имя и фамилию Антония Погорельского

  • 8 слайд

    Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония П

    Описание слайда:

    Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?

  • 9 слайд

    Исаакиевская площадь

    Описание слайда:

    Исаакиевская площадь

  • 10 слайд

    «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) Васили

    Описание слайда:

    «Вид памятника Петру I на Сенатской
    площади в Санкт-Петербурге» (1870)
    Василий Иванович Суриков — величайший
    русский исторический живописец.
    Монумент Петра I

  • 11 слайд

    Адмиралтейство

    Описание слайда:

    Адмиралтейство

  • 12 слайд

    Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для ве

    Описание слайда:

    Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.
    КОННОГВАРДЕЙСКИЙ МАНЕЖ

  • 13 слайд

    Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? ЧТЕНИЕ

    Описание слайда:

    Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
    ЧТЕНИЕ
    КНИГ

  • 14 слайд

    Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку ТРИНУШКА

    Описание слайда:

    Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
    ТРИНУШКА

  • 15 слайд

    Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? ДОРТУАРЫ

    Описание слайда:

    Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?

    ДОРТУАРЫ

  • 16 слайд

    Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вку

    Описание слайда:

    Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты.
    Что это такое?

    СОРТ ГРУШ

  • 17 слайд

    Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неуда

    Описание слайда:

    Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

    АЛЁША
    РАЗБУДИЛ
    РЫЦАРЕЙ

  • 18 слайд

    «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились

    Описание слайда:

    «Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?

  • 19 слайд

    ПОДСВЕЧНИКИ

    Описание слайда:

    ПОДСВЕЧНИКИ

  • 20 слайд

    Какие животные находились в королевском зверинце? БОЛЬШИЕ КРЫСЫ, КРОТЫ, ХО

    Описание слайда:

    Какие животные находились в королевском зверинце?

    БОЛЬШИЕ КРЫСЫ, КРОТЫ, ХОРЬКИ

  • 21 слайд

    Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? РАЗНЫЕ КАМНИ: БРИЛЬЯНТЫ, ЯХ

    Описание слайда:

    Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
    РАЗНЫЕ КАМНИ: БРИЛЬЯНТЫ, ЯХОНТЫ, ИЗУМРУДЫ И АМЕТИСТЫ

  • 22 слайд

    «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странным

    Описание слайда:

    «Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»
    Это был
    разного рода
    мох

  • 23 слайд

    АНАЛИЗ СКАЗКИ А. ПОГОРЕЛЬСКОГО«ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

    Описание слайда:

    АНАЛИЗ СКАЗКИ
    А. ПОГОРЕЛЬСКОГО
    «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

  • 24 слайд

    Перед вами основные события сказки . Расставьте по порядку.1.Алеша проявляет

    Описание слайда:

    Перед вами основные события сказки . Расставьте по порядку.

    1.Алеша проявляет необыкновенные способности.
    2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание.
    3.Алеша в подземном королевстве.
    4.Спасение Чернушки.
    5.Прощание с министром.
    6.Предательство.
    7.Жизнь Алеши в пансионе.
    8.Болезнь и выздоровление.
    7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 –
    упорядоченный ход событий

  • 25 слайд

    Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было

    Описание слайда:

    Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
          Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
    Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
    По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и
    учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.

  • 26 слайд

    Дортуары – спальные комнаты Букли - кольца завитых волос, локоны Тупей – ста

    Описание слайда:

    Дортуары – спальные комнаты
    Букли — кольца завитых волос, локоны
    Тупей – старинная причёска – взбитый
    хохол на голове.
    Вакации – каникулярное время
    Шиньон — женская причёска, обычно из
    накладных волос
    Салоп – широкое дамское пальто
    Империал – золотая монета
    Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади
    Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель
    Бекеша – верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками.
    Архаизмы – устаревшие слова, которые вышли из употребления

  • 27 слайд

    Черная курицаКухаркаЗолотой империалПуть от постели по коридорам, лестницамС

    Описание слайда:

    Черная курица
    Кухарка
    Золотой империал
    Путь от постели по
    коридорам, лестницам
    Старушки – голландки
    Серая кошка
    Серый попугай с красным
    хвостом в золотой клетке
    Фарфоровые куклы
    Проводник в мир мертвых/мир тайного знания
    Ведьма наподобие Бабы Яги
    Плата за волшебную помощь, плата за вход
    Путь в «потусторонний» мир
    Хранительницы тайного знания, богини судьбы
    Проводник в «потусторонний» мир
    Дух, заключенный в клетку плоти
    Ложные ценности материального мира

  • 28 слайд

    ПодземельеРыцариМедная дверьБольшая зала с золотыми креслами под балдахиномК

    Описание слайда:

    Подземелье
    Рыцари
    Медная дверь
    Большая зала с золотыми
    креслами под балдахином
    Крысы
    Драгоценные камни
    Конопляное семечко
    Золотые цепи
    Мир мертвых, тайный мир
    Стражники «потустороннего» мира
    Вход в мир мертвых.
    Медь – металл подземного мира
    Символ масонской ложи.
    Обряд посвящения.
    Враги тайного общества
    Сокровища тайного мира, знания
    Произрастает эта трава вдоль дорог и
    заборов. Ключ к тайному знанию
    Наказание за нарушение клятвы

  • 29 слайд

    ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ“ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ”

    Описание слайда:

    ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
    “ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ
    ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ”

  • 30 слайд

    Вспомните , с кем любил проводить время Алеша во дворе?Как он относился

    Описание слайда:

    Вспомните , с кем любил проводить
    время Алеша во дворе?
    Как он относился к Чернушке?
    Что он сделал для нее? Найдите ответ в тексте.
    Какие качества главного героя проявились в этом эпизоде?
    Давайте дополним этими качествами характеристику героя.
    Как Чернушка его отблагодарила?

  • 31 слайд

    Расскажите о жизни Алёши в пансионе. “… Алёша был мальчик умненький, миленьки

    Описание слайда:

    Расскажите о жизни Алёши в пансионе.
    “… Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно… дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг. Алёша знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей”…

  • 32 слайд

    Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?Алёша был

    Описание слайда:

    Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше свою тайну?
    Алёша был добрым мальчиком. Чернушка хотела отблагодарить мальчика за спасение её жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь Алёши интересней и познавательней

  • 33 слайд

    Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семе

    Описание слайда:

    Что изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил
    конопляное
    семечко?

  • 34 слайд

    “С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и

    Описание слайда:

    “С трепетом подошёл он к учителю, открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и – безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он много стал думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность ещё более портила его нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова”.

  • 35 слайд

    Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?“В

    Описание слайда:

    Почему похвала вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?
    “Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне стыдился этим похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!”

  • 36 слайд

    Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?“

    Описание слайда:

    Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?
    “Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь,
    а выходят в щёлочку,
    и потому, если хочешь
    исправиться, то должен
    беспрестанно и строго
    смотреть за собой”.

  • 37 слайд

    Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?Да. И Чернушка, и учитель схо

    Описание слайда:

    Совпадают ли советы Чернушки
    с выводами учителя?
    Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве, что праздность развращает человека, труд– это условие нравственной красоты человека.
    “Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло его употребляли”.

  • 38 слайд

    Почему Алёша предал Чернушку?Он испугался наказания

    Описание слайда:

    Почему Алёша
    предал Чернушку?
    Он испугался наказания

  • 39 слайд

    ДобрыйНачитанныйПрилежныйРомантичныйМечтательныйОдинокийСкромныйЩедрыйВерныйЧ

    Описание слайда:

    Добрый
    Начитанный
    Прилежный
    Романтичный
    Мечтательный
    Одинокий
    Скромный
    Щедрый
    Верный
    Честный
    Смелый
    Праздный
    Ленивый
    Гордый
    Высокомерный
    Надменный
    Заносчивый
    Шалун
    Непослушный
    Трусливый
    Лживый
    Одинокий

  • 40 слайд

    Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?Только верящий может сказать так: “Я

    Описание слайда:

    Верит ли Чернушка, что Алёша исправится?
    Только верящий может сказать так: “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде”.
    Исправился ли Алёша?
    Он “старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей”.

  • 41 слайд

    Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становлени

    Описание слайда:

    Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители».
    А какие нравственные уроки сказки усвоили вы?
    1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.
    2. Относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
    3. Слушать внутренний голос совести.
    4. Быть требовательным к себе.
    5. Преодолевать в себе эгоизм, лень.
    6. Быть добрым и вежливым всегда.
    7. Всегда говорить правду.
    8. Трудись. Помни: терпение и труд – все перетрут.

  • 42 слайд

    ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ“ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ”ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Описание слайда:

    ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ
    “ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ
    ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ”
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Тема:
Чёрная курица, или Подземные жители (Отрывок)

Похожие материалы

  • Презентация по литературе «Шекспир: загадки и факты»

  • Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

  • Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Из древнерусской литературы».

  • Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Из рассказов о сказочниках».

  • Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Солдатская шинель».

  • Конспект урока литературы в 5 классе на тему: «Сказка «Журавль и цапля»».

  • Карточки по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

  • Главные герои романа Рыбакова «Дети Арбата». Проблема нравственного выбора

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459935 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

На чтение 12 мин. Опубликовано

Звуки морских животных. Новое бесплатное приложение для Android. Звуки морских животных — это развивающее приложение для знакомства ребенка с миром морских животных. Приложение включает более 150 изображений HD качества и хорошую озвучку, также есть режим игры «Угадай».

Внеклассное чтение Отправляетесь в отпуск с детьми, и не хотите нагружать багаж книгами — возьмите Репку с собой. Все сказки для внеклассного чтения собраны здесь! Все сказки в алфавитном порядке ЗДЕСЬ! Давно ли вы читали детскую литературу? Окунитесь в детство — мир волшебства — на нашем замечательном портале Репка! Не можете читать сейчас?.. Возьмите сказку с собой, скачав ее в удобном для Вас формате. PDF, EPUB, FB2, HTML, TXT Детские карточки. Бесплатное приложение для Android от Репки. Детские карточки — это развивающее приложение для знакомства ребенка с миром животных, транспортом, окружающими предметами, овощами и фруктами. Приложение включает более 150 изображений HD качества и короткий звук для лучшего восприятия ребенком, также есть режим игры по каждой категории.

Аудиокниги

Черная курица, или Подземные жители Аудиокнига. 1 ч 39 мин. Читает Анатолий Кузнецов. Бесплатный отрывок: Анатолий Кузнецов 1 ч 39 мин Чёрная курица, или Подземные жители (сборник) Аудиокнига. 1 ч 11 мин. Читает Аня Васильева. Бесплатный отрывок: Аня Васильева 1 ч 11 мин Чёрная курица, или Подземные жители Аудиокнига. 1 ч 7 мин. Читает Елена Гнядек. Бесплатный отрывок: Елена Гнядек 1 ч 07 мин Черная курица, или Подземные жители Аудиокнига. 1 ч 16 мин. Читает Оля Федорищева. Бесплатный отрывок: Оля Федорищева 1 ч 16 мин

Антоний Погорельский Повесть «Черная курица, или Подземные жители» Краткое содержание

Очень важно то, какие сказки и вообще книги нам читали в детстве. Одному десятилетнему мальчику по имени Алеша, жившему в России две сотни лет назад, несказанно повезло. Для него придумал замечательную, увлекательную историю его ближайший родственник – Алексей Алексеевич Петровский, который творил под псевдонимом Антоний Погорельский. Мальчик вырос и впоследствии стал известным русским писателем и поэтом Алексеем Константиновичем Толстым. Возможно, творческое начало в ребенке было разбужено замечательным сочинением его дяди – «Черная курица, или Подземные жители».

Очень краткий пересказ повести «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре. Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

Краткое содержание повести «Черная курица, или Подземные жители» подробно

События сказки происходят на Васильевском острове, в Санкт-Петербурге, в одном из городских пансионов. Здесь учится Алеша – спокойный, и к тому же разумный не по годам мальчик. Он ощущает одиночество, потому что его семья проживает далеко от северной столицы. Ребенок постоянно живет при своем учебном заведении и не имеет возможности поехать к родным даже во время каникул. Он настолько сильно тоскует по близким, что невольно выдумывает истории про добрую волшебницу, которая передает ему гостинцы от родителей.

Во время учебы Алеша усердно занимается, и время бежит незаметно, но по праздникам и на каникулах ему ничего не остается, как развлекать себя самому. Мальчик читает книги о рыцарских приключениях в библиотеке, куда допускает его учитель, прогуливается во внутреннем дворе, играет с курами и угощает их хлебными крошками. Больше других ему нравится Чернушка – красивая черная хохлатка.

Как-то раз Алеша замечает, что кухарка отлавливает Чернушку. Мальчик понимает, что его любимица вскоре погибнет. Парнишка уговаривает женщину отпустить курицу, обменяв ее на золотую монету.

Добрый поступок не мог быть не вознагражден. Ночью спасенная другом Чернушка приходит в спальню к Алеше, обращается к нему по-человечьи и зовет пойти за собой. Вдвоем они отправляются в ту часть дома, где подросток раньше не бывал. Черная курица умоляет Алешу вести себя как можно тише. Однако все вокруг кажется Алеше настолько удивительным, что он с трудом сдерживает свои эмоции. От произведенного шума просыпаются рыцари, охраняющие вход в волшебное королевство.

Чернушка отважно сражается с рыцарями. От сильного потрясения Алеша падает в обморок и просыпается в своей постели. Мальчик корит себя за несдержанность и смеет надеяться на повторный визит черной курицы.

Так и происходит. В следующий раз Алеша ведет себя чрезвычайно тихо, и друзья проникают в подземное королевство. Вскоре выясняется, что Чернушка вовсе и не курица, а премьер-министр необычного государства. Король лично встречает Алешу со словами благодарности и обещанием исполнить любое его желание. Алеша заказывает первое, что взбредает в голову – обрести способности всегда правильно отвечать на уроке, не прилагая для этого никаких усилий. Король повелевает выдать мальчику волшебное конопляное семечко, обладающее таинственной силой, покуда оно находится в кармане его одежды.

Подземные жители с удовольствием показывают мальчику достопримечательности своего королевства, приглашают его принять участие в охоте и угоститься обедом. Чернушка пересказывает другу историю их царства и просит мальчика никому не выдавать тайну существования подземного народа, иначе им придется уйти очень далеко.

Кончаются каникулы, ребята возвращаются из дома. Учеба в пансионе продолжается. Алеша без подготовки великолепно отвечает на все вопросы, решает задачи. Все кругом хвалят отличившегося ученика, чем поначалу смущают скромника, ведь его заслуги в этом успехе нет. Но постепенно он свыкается со своим даром и принимается задирать нос перед товарищами по учебе, особенно перед теми, кому ученье дается нелегко. Из скромного и доброго мальчика получается заносчивый гордец, тихоня перерождается в неугомонного шалуна. Чем больше он озорует, тем больше его наказывают дополнительными уроками. А однажды на уроке ответить не вышло.

Испуганный мальчик Алеша понимает, что утерял семечко, и волшебные чары пропали. Целый день он горюет об утрате, пока среди ночи премьер-министр Чернушка уже в человеческом обличье не возвращает ему утерянное. Премьер-министр недоволен резкими переменами, произошедшими с Алешей. И тогда мальчик решает, что должен все исправить. На следующий день он отвечает на уроке, солгав, что успел все выучить с утра. Но соученики уличают его во лжи. Тогда Алеша рассказывает о своих необычных способностях, черной курице и подземных жителях. Рассказчику не верят и наказывают розгами.

Той же ночью подземные жители покидают обжитые места, а на Чернушку навешивают золотые кандалы. Друзья расстаются навсегда, на прощание министр пожимает Алеше руку. Не вынеся груза переживаний, подросток заболевает. Только после всех этих злоключений он осознает, что изменился далеко не в лучшую сторону. Алеша раскаивается: и в заносчивости, и лени, и в том, что раскрыл посторонним секрет подземного королевства. Мальчик исправляется, снова превратившись в доброго и прилежного ученика.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Очень краткий пересказ

Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка — подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.

Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.

Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.

Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.

Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.

Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.

Краткое содержание

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали. Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди. Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались: оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей <…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король. Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду. Алеша попросил первое, что пришло в голову: чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун». Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке. В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать: распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

  • Чем былина похожа на сказку ответ аргументируйте
  • Человеческий коридор приставкин сочинение
  • Человеку не верящему в свои силы трудно победить как пишется не верящему
  • Человек с большой буквы сочинение вывод
  • Человек с человеком испокон веку ведут монолог сочинение