Чем близко творчество лермонтова моему поколению сочинение

Первую половину девятнадцатого века называют золотым веком русской культуры. в этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к
  • Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  • Боюсь не смерти я. О нет!
    Боюсь исчезнуть совершенно.
    Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
    Когда-нибудь увидел свет
    Лермонтов.
    По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как “Парус” и “Два великана”. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
    В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
    Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
    За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.

  • М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу. ”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.
    С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.
    Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:
    Над темной бездною морской,
    И хлещут пеною кипучей,
    Толпяся, волны меж собой.
    Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.
    М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.
    Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:
    Ее степей холодное молчанье,
    Ее лесов безбрежных колыханье.
    А за прудом село дымится — и встают
    Вдали туманы над полями.
    В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
    Глядит вечерний луч, и желтые листы
    Шумят под робкими шагами.
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле,
    И в небесах я вижу бога.
    Растений радужных наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев.
    “Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели I тайнах неба и земли”; все вокруг Мцыри сливалось воедино хвалебных одах создателю, но не человеку:
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где человек предстает как разрушитель: он вносит в мир страдания и гибель:
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Чего он хочет. небо ясно,
    Под небом места много всем,
    Но беспрестанно и напрасно
    Один враждует он — зачем?”
    В. Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по словам Белинского, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа.
    29412 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как “Парус” и “Два великана”. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
    В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
    Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
    За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.

  • Боюсь не смерти я. О нет!
    Боюсь исчезнуть совершенно.
    Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
    Когда-нибудь увидел свет
    Лермонтов.
    По-моему, М. Ю. Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как “Парус” и “Два великана”. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
    В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
    Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
    За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы. .

  • К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.
    Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.
    Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.
    Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:
    «А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов…»
    В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:
    «Убит!.. к чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!»
    Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

  • По-моему, М. Ю. Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как “Парус” и “Два великана”. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
    В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
    Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
    За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.

  • Смерть Пушкина возвестила о приходе в русскую литературу нового поэта. Это был Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта», где выступил выразителем гнева народного, защитником народной славы и русской национальной культуры.
    Поэзия Лермонтова тесно связана с тем общественным протестом, который выразился в движении декабристов, но его творчество отражает уже иное состояние общества — эпоху после поражения восстания декабристов, крушения прежних иллюзий и надежд. Вот почему в поэзии Лермонтова звучит не только страстный протест против деспотии и рабства, призыв к свободе, жажда борьбы за нее, но и разочарование, тоска, сознание одиночества.
    Все это определяет особенности лермонтовского понимания места поэзии в жизни и роли поэта. Во многом он продолжает традиции своих предшественников, прежде всего Пушкина, но есть в его трактовке и существенные отличия
    Поэт, образ которого возникает в лермонтовской лирике, это человек с твердой и страстной волей. Так, в одном из самых ранних стихотворений Лермонтова «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…», 1828) поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, «перед картиною упал». Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
    Таков поэт: чуть мысль блеснет,
    Как он пером своим прольет Всю душу…
    И вдруг хладеет жар ланит,
    Его сердечные волненья
    Все тише, и призрак бежит!
    Лермонтов рисует образ поэта, который под властью вдохновения «чарует свет» своими стихами, но, когда вдохновение покидает его, он забывает этот «огонь небесный» и хранит в себе только «первоначальны впечатленья» о нем.
    В стихотворении «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»), написанном в 1829 году, Лермонтов называет творчество «всесожигающим костром», а «жажду песнопений» – «страшной». Это происходит потому, что Лермонтов ощущает соединение в своем творчестве двух враждующих начал: земного и небесного, ангельского и демонического. При этом именно земные страсти, как говорит поэт, преобладают в его творчестве, и «редко в душу входит» благодатная струя «живых речей» Всевышнего Как все это непохоже на пушкинский «божественный глагол», его жажду горения сердца и пламенного дара слова.
    Лермонтов – человек другой эпохи, он видит разочарование людей, а не их жажду объединения, стремления к добру и справедливости. Лермонтов понимает, что люди изменились, общество стало другим, с совсем иными запросами. И в этот век «позорно малодушных» людей поэт утратил свое истинное назначение, «на злато променяв ту власть, которой свет / Внимал в немом благоговенье».
    Об этом он четко сказал в своем стихотворении «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») 1838 года. Автор использует символ-иносказание, сопоставляя поэта с грозным некогда оружием. Произведение постро?ено на развернутом сравнении. Составляющая большую его часть история кинжала имеет и самостоятельное значение.
    Кинжал наделен человеческими чертами: беспорочностью, верностью, бескорыстием. Он, слуга и спутник лирического героя, теперь превращен в б?есславную и безвредную игрушку на ст?ене. Так возникает не столько аллегория, сколько многозначный символ, благодаря которому размышления о современном поэте – некой обобщенной фигуре – насыщаются особо емким смыслом.
    Бесспорна перекличка между образами: «игрушкой золотой он блещет» – «на злато променяв ту власть, которой свег / Внимал в немом благоговенье»; «молясь перед зарей» – «как фимиам в часы молитвы». То, что поэт «воспламенял бойца для битвы», также находит соответствие в строках о кинжале; в первой части упоминались «забавы», во второй – «чаша для пиров».
    Подобные аналогии усиливают как сопоставление, так и противопоставление образов поэта и кинжала. Язык поэта остается «гордым», но для современников он стал «скучен», их «тешат блестки и обманы», то есть то, во что, судя по общему смыслу стихотворения, превратилась современная Лермонтову поэзия. Теперь истинный поэт – «осмеянный пророк», и неизвестно, «проснется ль» он опять.
    Последняя строфа, возвращая образность первой части, несколько изменяет ее. Прежде сам кинжал, лишенный «ножон», был «игрушкой золотой», поэт сопоставлялся непосредственно с кинжалом. Теперь кинжал – не сам поэт, а его оружие, «железный стих» еще ненаписанного стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен ..». В золотых ножнах он заржавел от «презренья» к нему, пр?енебрежения им. Вопросом о том, вырвет ли поэт-пророк из этих ножен свой клинок, стихотворение и кончается. Но это лишь по форме вопрос, а по существу – призыв. ‘
    Для самого Лермонтова творчество – это спасительное освобождение от страда- ний, возможность прийти к вере, ощутить гармонию. Он осознавал, что поэзия при- звана объединить людей, а сила заключенного в слове чувства – это устремленность человечества к высшей духовности.
    Об этом свидетельствует стихотворение «Есть речи – значенье. .» (1840). Читая его, понимаешь, почему в Лермонтове при всей горечи сомнений, мучительности творческого проц?есса, побеждала вера в поэзию, ее силу и гармонию, высшее предназначение. «Из пламя и света рожденное слово» вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества и порыв броситься к нему навстречу:
    Как полны их звуки
    Безумством желанья!
    ……………………
    Не кончив молитвы,
    На звук тот отвечу,
    И брошусь из битвы
    Ему я навстречу.
    Это творчество, вера в слово помогают поэту сохранить веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом. К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. Он как поэт-романтик всегда противостоит «толпе». Так, в стихотворении «Смерть поэта» именно те, «жадною толпой стоящие у трона», виновны в гибели Пушкина. Поэт у Лермонтова напрямую соотносится с Христом:
    И прежний сняв венок – они в?енец терновый,
    Увитый лаврами, надели на него:
    Но иглы тайные сурово
    Язвили славное чело…
    Лаврами в Риме увенчивали выдающихся поэтов, а терновый в?енец стал символом страданий на кресте Христа, который принес себя в жертву во имя будущего человечества.
    У Лермонтова поэт противопоставлен тем, кого он называет потомками «известной подлостью прославленных отцов», морально низким людям, живущим в мире «завистливом и душном». Он же обладает «сердцем вольным» и «пламенными страстями». Так возникает неравный поединок одного против всех. Светская толпа, объединяясь против «гордого» «невольника чести», восставшего «против мнений света», губит «дивного гения», которым должна была бы дорожить и гордиться. А потому лермонтовский приговор этой «толпе» звучит так грозно и зловеще:
    Но есть и божий суд, наперсники разврата!
    Есть грозный суд: он ждет.
    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    И все же отношение общества к поэту и поэзии представляется Лермонтову не столь однозначным. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» (1840) он показывает три разные точки зрения на проблемы современной ему литературы. Для читателя творения писателей не представляют никакой духовной ценности. Его заботит совсем другое:
    Во-первых, серая бумага,
    Она, быть может, и чиста;
    Да как-то страшно без перчаток.
    Читаешь — сотни опечаток!
    Но самое главное – это содержание современной литературы:
    Стихи — такая пустота;
    Слова без смысла, чувства нету.
    Удивительно, но в этом стихотворении точка зрения читателя во многом совпадает с авторской:
    Когда же на Руси бесплодной,
    Расставшись с ложной мишурой,
    Мысль обретет язык простой
    И страсти голос благородный?
    Журналист тоже ругает современную литературу. Но у него, в основном, «мелкие нападки», а хуже всего то, что это критика не по существу, а ради заработка: «Деньги все ведь платят ровно». Но и журналист понимает все ничтожество того, что публикуется на страницах журналов:
    Скажите, каково прочесть
    Весь этот вздор, все эти книги…
    Запросы читателя и журналиста сходятся: все хотят увидеть «живое, свежее творенье». С таким призывом они и обращаются к писателю, но он, не находя истинных ценителей своего творчества, не хочет давать на суд публики свои произведения:
    К чему толпы неблагодарной
    Мне злость и ненависть навлечь,
    Чтоб бранью назвали коварной
    Мою пророческую речь?
    Так снова возникает тема непонятого поэта-пророка, который не хочет и не может «на мелочь душу разменять», но подлинные творения искусства, «горькие строки» он не решается показать «неприготовленному взору».
    Эта мысль продолжается и получает свое окончательное завершение в лермонтовском «Пророке», написанном в 1841 году и ставшим его своеобразным поэтическим завещанием.
    Во многом это стихотворение продолжает пушкинского «Пророка», но общий смыл его иной. Лермонтовский герой уже пытался – и тщетно – «глаголом жечь сердца людей», провозглашать «любви и правды чистые ученья». Люди не хотят его слушать, гонят прочь. Лишь природа готова внимать поэту-пророку, «завет предвечного храня». Люди же платят ему презрением, называют глупцом, не верят в его пророческое призвание.
    Лермонтов вошел в литературу со словами «невольник чести», а ушел из жизни, занеся на бумагу слова злобных гонителей поэта-пророка:
    «Смотрите: вот пример для вас!
    Он горд был, не ужился с нами.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что Бог гласит его устами!»
    Бог теперь не говорит с поэтом, но он оставил не своего пророка – ведь «звезды слушают» его, он оставил людей, презирающих и изгоняющих поэта-пророка.
    Пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, когда он вынужден бежать от людей, «пробираться торопливо» «через шумный град», ибо сам он остался верен себе и «завету предвечного». И автор стихотворения солидарен со своим героем Недаром Белинский сказал об этом стихотворении: «Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго не дождаться России».
    Действительно, Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина, продолжая его размышления о роли поэта и месте поэзии в мире и внеся в разработку этой темы новые аспекты, давая иные направления поиска решения проблемы писатель и читатель. И в дальнейшем развитии русской литературы лермонтовское понимание темы поэта и поэзии было продолж?ено в творчестве его преемников.

  • План
    1.Ростки одиночества в творчестве поэта
    2.Анализ «Паруса»
    3.Каждый день, как открытие
    Мое знакомство с творчеством данного поэта и писателя произошло очень давно, еще в начальной школе. Однако, только сегодня я стал задумываться о тех важных вопросах, которые он поднимает в своих произведениях. Начиная разговор об особенностях Лермонтовского наследия нужно понимать, что именно могло повлиять на формирование в нем тех или иных взглядов.
    Здесь следует вспомнить о том, какими напряжёнными были взаимоотношения в семье. Мать умерла рано, а бабушка забрала мальчика себе от отца. Именно отсюда берет начало мотив одиночества, боязнь остаться непонятым обществом в его поэзии.
    Вспомним, к примеру, каким предстает перед нами лирический герой в «Парусе». Он один, среди бушующей стихии, символизирующей все тяготы общественного изгнания. Поиск не всем понятных истин, среди пелены ( тумана над морем) ненужных, неправильных идей и воззрений. Таким же отчужденным выглядит и лирический герой еще в одном поэтическом тексте.
    Лист дуба, сам по себе таящий в себе внутреннюю силу, он сорван все той же бурей, политическим событиями того времени. Но, не взирая на все трудности и жизненные перипетии, лирический герой верен своей Родине. Он не находит себе пристанища в дальних землях, и стремиться в родимый сердцу суровый край.
    Для меня творчество Лермонтова- это своего рода шкатулка с секретом. Раз за разом, перечитывая его тексты, я открываю для себя все новые и новые грани его таланта. Кроме того, мне чрезвычайно близко его душевное одиночество и желание быть нужным этому миру.

    Сочинение по творчеству Лермонтова 7 класс

    План
    1.Животрепещущие вопросы
    2.Поэтическое мастерство в «Пророке»
    3.Участь поэта
    Стихотворения Михаила Юрьевича вызывают у меня множество вопросов, поэтому мы очень часто вступаем в полемику не только с одноклассниками, но и с учителем, когда изучаем его творчество. Безусловно, я согласен с тем, что он является одним из величайших литературных творцов.
    Во многом продолжая начатую Александром Сергеевичем реалистическую тенденцию, он сумел тонко соединить её с романтическими настроениями. Именно романтизм в его произведениях, выделяет его среди других поэтов современников.
    Особенно среди всех его стихов мне нравиться «Пророк». Бесспорно, во многом в строках данного произведения угадываются Пушкинские лейтмотивы, но это отнюдь не уменьшает индивидуализма и самого Лермонтова. С первой строфы перед нами предстает человек, отличающийся от всех, он способен видеть то, что сокрыто от глаз других людей.
    Он может отличать правду от лжи, добро от зла, его столь бесценным даром наделил Господь. Но толпа не внемлет ему, она не хочет принимать действительность, открытую им. Пророк, обладающий бесценным даром, вынужден быть изгнанным из общества. Он одинок, его понимает лишь дикая природа, люди же насмехаются над ним, обвиняя в самом страшном из грехов- гордости.
    Но так ли это?
    На мой взгляд, наш пророк обречен, быть непонятым, быть изгнанником, в попытке достучаться до людских сердец. Таково проклятье любого поэта.

    Сочинение по творчеству Лермонтова 10 класс

    План
    1.Второй на пьедестале почета
    2.Герои наших и прошлых времен
    3.Вывод
    Мастерство Леромонтова – писателя, вне всяких сомнений, заслуживает наивысших оценок со стороны писателей и критиков. Он является одним из гениальнейших примеров того, как литератор может совмещать в себе еще и талант психолога. По своей значимости именно он находится на втором месте после великого Пушкина, в ряду литературных деятелей, составляющих фонд подлинно-классической литературы.
    Сколь искусно выписан портрет Печорина в романе «Герой нашего времени». Однако, по моему мнению, многое в этом персонаже взято с натуры самого автора. Потрясающее сходство мы находим во внешнем виде: наличие усов, занятие военным ремеслом. Непревзойденный романтизм, умение тонко чувствовать настроение окружающей природы.
    Постоянная грусть, апатичность главного героя, поиск собственного Я, столь свойственный натуре создателя данного произведения. И в тоже время Печорин- это образец отваги и мужества, чему примером служит его поведение на дуэли. Иносказательно, на мой взгляд, и само название. Ведь Лермонтов, и его современники, стали такими же «героями своего времени». Времени декабристских недовольств, времени отказа от старых порядков, времени отречений, непринятия много, что раньше казалось обыденностью.
    Однако, сколько бы не прошло времени, для меня данный служитель пера остается в образе непонятого, одинокого странника, ищущего приюта, понимания. Равно, как и его творчество, проникнутое особой философией, которая с легкостью погружает тебя в события описываемой эпохи, заставляя переживать судьбы каждого из представленных тебе героев.

  • Эссе на тему «Творчество М.Ю.Лермонтова и историческая эпоха»
    (первый тур регионального этапа II областной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы»)
    Октябрь
    в горах
    Кроваво  красный.
    Вдали виднеется
    Машук,
    И в небесах плывёт
    Неясный
    Одним горам
    Понятный звук.
    Он не одно уже
    Столетье
    Блуждает гордо
    Средь вершин…
    За смерть поэта –
    Все в ответе!
    Не только дуэлянт
    Один.
    А. Шевелев «Звук в горах»
    В кабинете литературы среди настенных портретов поэтов и писателей я чаще всего останавливаю свой взгляд на лице Михаила Юрьевича Лермонтова, мысленно сравниваю его с акварельным автопортретом, где поэт изображён на фоне Кавказских гор, в бурке, с кинжалом на поясе, с огромными печально-взволнованными глазами. Откуда эта грусть, ведь он так молод? Меня очень заинтересовали воспоминания современников о Лермонтове. Люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности  совершенно расходятся между собой. Кто-то запомнил задумчивую презрительность смуглого лица, кто-то огромную голову, а один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица.
    Впрочем, сам Лермонтов смеялся над собой, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность.
    Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, что речь идёт о двух Лермонтовых. Я решила ближе познакомиться с судьбой поэта и его творчеством.
    Чем усерднее вчитывалась я в стихи поэта, тем более убеждалась, что он действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражении и в петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке.
    Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный  лермонтовский портрет – это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть.
    «И более всего страшись употребить их (способности ума) на что-нибудь вредное или бесполезное. Ибо это талант, в котором ты должен будешь дать отчёт Богу»,- оставляет своё духовное завещание семнадцатилетнему Михаилу отец Юрий Петрович.
    Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего “великого поприща”. Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 годом (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написаны в 1828-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 году, после того, как гневным стихотворением “Смерть Поэта” откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова – ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся “в стол”, – все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт, хотя на самом деле его “рождению” предшествовали долгие восемь лет упорного творческого труда.
    С пятого класса я помню наизусть знаменитое “Бородино”, наполненное верой,  мечтами, действиями, геройством. Оно написано в 1837 году и посвящено событиям и людям недавней истории. Знакомые строчки Лермонтов вложил в уста старого солдата, сражавшегося под Москвой, этого безвестного ветерана войны 1812 года, вспоминающего про день Бородина. Он мудр и простодушен, благороден и смиренен. Прост и прекрасен рассказ о мужестве,  о великой силе народа:
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    Конечно же, гордость за этих людей, за “ могучее лихое племя”- это гордость, восхищение самого поэта. Есть в жизни такие люди, есть сильные, большие чувства. Называя своё поколение могучим и лихим, солдат-рассказчик добавляет: ”Богатыри – не вы». Ещё точнее это противопоставление прошлого и настоящего звучит в начале его рассказа:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя.
    Один из любимых моих лермонтовских героев – купец Степан Парамонович, великой нравственной силы человек.
    Отвечает Степан  Парамонович:
    “А зовут меня Степаном  Калашниковым,
    А родился я от честнова отца,
    И жил я по закону господнему:
    Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью тёмною,
    Не таился от свету небесного…”
    Совсем, совсем не случайно ищет поэт своего героя в далёком от себя времени. Несогласие с днём современным ему слишком очевидно:
    И ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.
    Тяжёлая внутренняя борьба стала содержанием всей недолгой жизни Лермонтова:
    Желанья!..что пользы напрасно и вечно желать?..
    А годы проходят – всё лучшие годы!
    Любить…но кого же?..на время – не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно…
    («И скучно и грустно»)
    Что же это, как не упрёк Лермонтова, горький упрёк своему поколению , поколению эпохи молчания, которая отняла у него веру в идеалы и поэтому обрекла на бездействие?
    Так  это поняли и приняли современники поэта.  Вот  что сказал об этом критик  Белинский:  “Это мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, столь полному славы и великих “. Главное слово произнесено: “зависть к великому прошлому “. Становится понятным, почему обращался Лермонтов к истории – чтобы напомнить своим современникам, что в жизни есть великие цели, есть сильные люди. Поэт восхищается своим народом и гордится своей Родиной. Именно это помогает ему выжить в эпоху «безвременья» и бороться с чувством безысходности. Это и был выход, найденный поэтом, противопоставленный миру молчания и бездействия. Лермонтов не молчал -он боролся!
    Эпоха Лермонтова – царствование Николая I – исторический промежуток между вольнодумством, тайными обществами и проектами спасения России конца 1810-х – первой половины 1820-х гг. и демократическим подъемом, отчетливо обозначившимся только во второй половине 1850-х гг. Однако не следует упрощать духовное содержание десятилетия: шло подведение итогов предшествующего исторического развития  – это была эпоха «мысли и разума».
    Лермонтов стал для людей своего поколения поэтом мысли, выразившим круг их идей и психологию. Его творчество с самого начала (с момента появления в списках стихотворения «Смерть Поэта», 1837) вышло за рамки искусства, вызвав острый общественный интерес. А.И.Герцен, относивший Лермонтова к последекабристской оппозиции, заметил в 1851 г.: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, – она пробивается во всех его стихотворениях. То не была отвлеченная мысль, стремившая украситься цветами поэзии, нет, рефлексия Лермонтова – это его поэзия, его мучение, его сила». Чем старше становился поэт, тем всё чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбой целого поколения. Всё чаще в мир романтической мечты вторгалась повседневная жизнь и конкретное время – эпоха 30-40-х годов с её противоречиями: глубокими идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни.
    Читая стихотворения Лермонтова, можно встретить не только прославление бородинской победы, тихую молитву о безмятежном счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, строки о горечи разлуки с родиной, но и другие примеры, где звучит тема отчаяния, сомнения, одиночества, где говорится о бессмысленном кровопролитии, о пустоте жизни… И это даёт мне право на следующий вывод: да, эпоха «безвременья»  оставила свой след в поэзии поэта.
    Моё грядущее в тумане,
    Былое полно мук и зла…
    Зачем не позже иль не ране
    Меня природа создала?
    К чему творец меня готовил…
    («Моё грядущее в тумане»)
    Готовил для нас, потомков.  М.Лермонтов очень современен. У него я нахожу всё, от чего болит сердце и почему болит: о Боге, о матери, об отце, о семье и о любви, о смерти, о русской душе, о доблести русского оружия… У него обо всём сказано чище, яснее, лучше.
    Его мысль в непрестанном горении. Мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вещей – «Не верь себе», «Нищего», «Ангела», «Волны и люди», «Демона».
    Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять
    Я не могу, что значит отдыхать.
    («1831-го июня 11дня»)
    Светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах всё лживое, бесчувственное, жестокое. Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном. «Люди лицемерные, слабые никогда не прощают такой смелости»,- писал о нём Герцен. И на последних произведениях поэта уже лежит печать обречённости. Но неуклонно следовал он по избранному пути.
    Божий промысел? В чём же он? Бытует мнение, что если бы Лермонтов остался жив, он бы пошёл в творчестве гораздо дальше Пушкина. Но куда? Что значит «гораздо дальше»? Я этого не понимаю. Если допустить, что гении – это вестник мира высшего, жизнь Лермонтова можно считать мистически состоявшейся! Он мог зачахнуть в детстве от золотухи или кори, мог быть убитым на первой дуэли или в сражении при Валерике…Нет, он покидает земную жизнь только тогда, когда его уже знают как большого поэта, когда он принадлежит славе России. Талант его реализован, и ему есть в чём отчитаться перед Творцом.
    Перечитывая Лермонтова, я каждый раз восторгаюсь неповторимым лирическим содержанием его поэзии и думаю о нем как о живом. Пленяют меня в Лермонтове и сила пламенных страстей, и глубокий ум, и прямота, честность, и высокая требовательность к себе и другим.  Отзывается в моём сердце  благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
    Я знаю точно, что через всю жизнь пронесу образ этого человека – грустного, честного, благородного, язвительного, мечтательного. И ещё я знаю, что «за смерть поэта – все в ответе,  не только дуэлянт один».

  • Боюсь исчезнуть совершенно.
    Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
    Когда-нибудь увидел свет
    Лермонтов.
    По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика – патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как “Парус” и “Два великана”. Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
    В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
    Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
    Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
    Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
    Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
    За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.

  • М. Ю. Лермонтов о своем поколении
    Примерный текст сочинения
    Поэзия М. Ю. Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в ней мы находим “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится, заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении, какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как “Дума” и “Монолог”.
    Эти стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В “Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”, духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:
    Как солнце зимнее на сером небосклоне,
    Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
    Ее однообразное теченье…
    И душно кажется на родине,
    И сердцу тяжко, и душа тоскует…
    Такое существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское поколение не знает юности, не ведает “ни любви, ни дружбы сладкой”. Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и “глубокие познания, жажда славы и пылкая любовь свободы”. Однако все эти прекрасные качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они оказываются лишними, так как не находят применения. “Мы их употребить не можем”, говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе? Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения: “Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете”. Все стихотворение пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением местоимения “мы”. В “Монологе” звучит сочувствие автора своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.
    Иными настроениями проникнута “Дума”. В ней Лермонтов беспощадно судит свое поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он смотрит на свое поколение:
    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее иль пусто, иль темно,
    Меж тем под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    В этих лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые, однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим жизнью и свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих взглядов, обогатив следующее поколение лишь “ошибками отцов и поздним их умом”. Отсюда и особенность нового поколения все подвергать сомнению, неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А это неизбежно ведет к бездействию самому характерному признаку духовного облика молодых дворян эпохи реакции.
    Итак, главное, в чем обвиняет Лермонтов свое поколение это отказ от борьбы, равнодушие к общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию “иссушило ум наукою бесплодной”, желание любви и страстей привело к пресыщению “из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки извлекли”. Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.
    Мечты поэзии, создания искусства
    Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
    Мы жадно бережем в груди остаток чувства
    Зарытый скупостью и бесполезный клад.
    Но более всего равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.
    И предков скучны нам роскошные забавы,
    Их добросовестный, ребяческий разврат;
    И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
    Глядя насмешливо назад.
    Такая суровая оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это обанкротившееся поколение пройдет над миром “толпой угрюмою и скоро позабытой”, ничего не оставив людям, “не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда”. Поэтому оно обречено на забвение потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века “насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом”.
    Думается, великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило свой заметный след в истории. Свидетельство тому удивительная лермонтовская поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей, полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки “Думы”.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

    Похожие работы

    А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Дума”
    Время. Эпоха. Лирический герой (М.Ю. Лермонтов)
    М. Ю. Лермонтов – поэзия жизни. Основные мотивы лирики
    М. Ю. Лермонтов о своем поколении
    Мятежный дух в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
    Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
    Природа в творчестве М.Ю. Лермонтова и А.А. Фета
    Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова
    Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова

    Idles. Главная панк-группа Великобритании наконец-то перестала делать одно и то же (пусть и хорошо это делалоа), и дала новых эмоций и звуков. Эмоции такие: беситься уже нет сил, хочется выть и скулить, смотреть на свою жизнь и размышлять. Джон Тэлбот поет про то, как чуть не разбился насмерть на байке, про алкоголизм, снова про алкоголизм, про наркотики, опять про наркотики, снова про аварию и близость смерти — такой терапевтический разговор о наболевшем. Idles звучат как никогда разнообразно, местами суперминималистично и сухо, местами наоборот, шумнее прежнего.

    Слушать гораздо интереснее, чем предыдущий альбом (который как все записи до него), но без въезжания в тексты может быть не очень просто понять общий посыл. Песня Car Crash очень нравится в контексте альбома, в конце приводит к катарсису. Еще одно наблюдение: Idles перестали петь о простом народе и стали петь о себе, и это кажется очень органичным. Правда, это уже какая-то немного иная группа, и я не уверен, что я ее фанат.

    Юлия Накарякова. «Обрекать себя на то, чтобы до скончания века играть одни и те же песни, под которые будет прыгать толпа несимпатичных тебе малолеток — это не очень интересно», — говорит Юлия, певшая в свое время в великой (для своего времени) группе «Лемондэй». Музыку она не бросила, скорее рассталась с амбициями зарабатывать на ней, и записывает теперь довольно замороченную музыку, больше всего напоминающую мне самые доступные записи авангард-дивы Анны Мередит. Альбом Юлии «Дураки» — это иносказательные песни о подводных котах, дураках и предателях, с потрясающим вокалом и многоголосием, выдающимся звуком и ощущением удивления от каждой песни. Очень понравилось!

    Jon Hopkins. Человек, открывший многим глаза на эмоциональную сторону электронной музыки, увлекся психоделиками и записал альбом эмбиента и звуков природы специально для терапевических трипов. Вне этого контекста слушать не слишком интересно, но местами очень проникновенно гудит. Врубаем фоном, просветляемся.

    Weval. Новая ипишка хорошего электронного дуэта для тех, кому без бита совсем никак, и Хопкинс не подходит. Первый трек прямо классный, остальные послабее, но все равно клево.

    Кортни Барнетт. Песни под гитару мастерицы сарказма, которые звучат как ее первые записи — сыро, даже примитивно, а еще очень спокойно. Альбом исключительно для фанатов Кортни, хитов и ярких треков тут нет, песни в основном о любви, а не о своем месте в мире, как это было на Sometimes I Sit and Think, and Sometimes I Just Sit.

    Холли Хамберстоун. Британская альтернатива Лорд идет к славе, записывая песни про отношения и про давление окружающего мира тихим голосом. Про Холли много пишут, она совсем молода и перспективна, но что с ней будет дальше, совершенно непонятно. Песни на ипишке (это даже не дебютный альбом, а так, попытка нащупать почву) хорошие, но зависают между форматной музыкой и исповедальным инди-попом.

    Деймон Албарн. Сольный альбом Албарна, вдохновленный Исландией и природой, в лучшие моменты звучит как последние записи Боуи, но это случается редко, а в основном звучит незаметно. Тоже альбом чисто для фанатов, главные хайлайты в котором — красивейшие инструментальные эмбиент-треки.

    Антон Батагов. Композиции на пианино, рассказывающие о покое и радости на картинах русских художников, созданные для музыкального сопровождения к выставке этих самых картин. Просто красивое минималистичное пианино, тоже терапевтического характера, как и альбом Хопкинса на этой неделе.

    Мой канал называется «Альбомы по пятницам», а не «Сборники старья по пятницам», поэтому про Оксимирона мне сказать нечего.

    Тейк недели: быть «дерзким циником» некруто

    В этой рубрике я рассказываю про свои отношения с музыкой, про опыт ее слушания, сочинения и исполнения. Сегодня — про Стива Альбини, одного из самых известных звукоинженеров, и музыканта, который на меня сильно повлиял.

    Стив Альбини всегда был тем, кого сейчас принято называть эджлордом. У всех есть такой друг (или это вы сами), который выбирает из возможных вариантов шутки самую адовую, постит в чаты расчлененку, выступает с максимально провокационными тейками — и все ради того, чтобы вызвать резко негативную реакцию. Это подвид тролля, который «просто задает вопросы», за «свободу слова», у которого все «просто шутка, чувак, че ты обижаешься». Слишком часто говорит слово «пидор» и утверждает, что это не оскорбление, будучи гетеросексуальным мужчиной. Узнали, согласны.

    Альбини в свое время создал группу Rapeman, вдохновленную японской манга про изнасилования. Ну прикольно же, дичь такая! В Big Black Альбини сознательно старался выступать так, чтобы люди уходили с концертов, чтобы им было некомфортно, тоже потому что прикольно. В одном из своих студенческих проектов Альбини предложил знакомым (как друзьям, так и тем, кто его терпеть не мог) собраться и бросить в него что-нибудь. Среди объектов было собачье дерьмо, кегля для боулинга и даже живой котенок, который, к счастью, брошен в Альбини в итоге не был. Изначально Стив хотел, чтобы в него, сидящего за пуленепробиваемым стеклом, стреляли, но не нашел денег для выполнения задумки (и слава богу). Подобный подход к творчеству можно заметить и в продюсерских работах Альбини — тот легендарный скачок громкости в Rid of Me Пи Джей Харви родом откуда-то из такого же акционизма.

    Самая известная песня Альбини в группе Shellac — тоже прямиком из арсенала эджлордов (или группы Glassjaw), это молитва с просьбой убить любимую женщину и мужчину, с которым она теперь. Можно сколько угодно говорить, что это критика токсичной маскулинности, но я, когда плакал на «Примавере» под рефрен Fucking kill him, kill him already, kill him, думал не об этом, и вспоминал не это. Альбини, кстати, писал ее не о какой-то конкретной ситуации в своей жизни, а просто пытался изобразить эту мужскую всепоглощающую злобу с критической точки зрения; не получилось. Песня, впрочем, великая по своей силе.

    Ну и конечно Альбини известный мастер горячих тейков. Самая громкая такая история — его пост про взаимодействие с группой Odd Future, с которой он провел немного времени в шаттле по пути из аэропорта Барселоны в город в 2011 году. Рэперы вели себя непотребно, запалили косяк в машине, ругались, обещали выебать мамок всех вокруг, Стиву это не очень понравилось, и он разразился тирадой на форуме, в которой обильно использовал слово «ниггер». Не как обзывательство, скорее цитировал самих рэперов, но выглядело так себе, и Альбини не раз припоминали эту тираду.

    Сейчас он решил высказаться и про эту историю, и про многие другие, и как-то разобраться в своем поведении. Альбини говорит одну важную вещь: он, как белый гетеросексуальный мужчина в США, с детства не брал во внимание дискриминацию, потому что сам с ней не сталкивался. Когда тебя не бьют со словами «смерть пидорам», легко бросаться этим словом ради того, чтобы выглядеть «крутым» и «дерзким», с н-вордом примерно то же самое.

    «Честно говоря, я думаю что мне и моему поколению недостаточно предъявляли за слова и за наш вклад в “огрубление“ общества», — говорит Альбини и отмечает, что оговорка про «это просто шутка» никогда не работает, поскольку изначально человек, говорящий подобные вещи, хочет, чтобы его воспринимали всерьез. Стив рассуждает, что очень часто был не прав — и когда называл группу «Насильник», и когда употреблял н-ворд, и во множестве других случаев, в основном из-за нехватка знаний и перспективы, неспособности понять, что у других людей может быть совершенно иной опыт.

    «Что люди думают обо мне — это их дело. Я не собираюсь влиять на это, но я хочу сохранить представление о себе как не о жестоком человеке. И если я замечаю, что я жесток, то я должен прекратить это, не ради других, а ради себя, потому что я ответственен за свое поведение», — объясняет Альбини ход своих мыслей.

    Еще одна хорошая цитата про грубые слова и эджлордов в тусовке: «В наших панк-кругах все было допустимо. Мне потребовалось время, чтобы понять, что оскорбительный язык даже в шутливой манере остается оскорбительным. И я был неприятно шокирован, когда понял, что некоторые люди в музыкальном андеграунде не шутили и не были моими единомышленниками. На самом деле они были ужасными людьми, маскировавшимися под интеллектуалов».

    Почитайте, хорошее интервью.

    Сочинение.
    Мой ли поэт Маяковский?

    Среди литературных деятелей начала XX века резко выделялся начинающий поэт Владимир Маяковский. Его первые произведения, относящиеся к началу второго десятилетия нового столетия, находились в ощутимой зависимости от взглядов его учителей, притом как литературных, так и политических. И если рассматривать влияние последнего аспекта на лирику Маяковского, вступившего в РСДРП(б) в возрасте 15 лет, то станет понятной причина определенной однобокости, предвзятости суждений практически всех его стихотворений. Можно ли судить за это самого писателя, или причины заключаются в его жизненном окружении, так или иначе влиявшем на творчество поэта? Попробуем ответить на этот вопрос хотя бы в общих чертах. Вспомним время рождения Владимира Майковского — 1893 год. Значит во время первой русской революции (1905 год) ему исполнилось всего 12 лет. Тот самый возраст, когда все события окружающего мира воспринимаются с особой остротой, сознанием некой причастности ко всему происходящему, пониманием важности собственного присутствия в обществе. Становится вполне очевидным существенное влияние стихийных событий этой революции на зарождение и дальнейшее развитие мировоззрения будущего поэта. Что могло изменить его моральный настрой в дальнейшем? Только хорошее образование. Но если вспомнить факты жизни Маяковского, то станет ясно, что именно его-то он и не получил, причем во многом из-за самого себя. Все это в значительной степени отразилось на лирике Владимира Маяковского, чрезмерно наполненной политическими идеями и недостаточно романтической, каковой должна быть, на мой взгляд, любая, принадлежащая перу профессионального писателя. Что же было тематической основой произведений молодого поэта? Как уже нетрудно было догадаться, ее составляли субъективные суждения и размышления о жизни нового, социалистического, общества. Могло ли это в какой-либо степени отразиться на качестве творчества Маяковского? На мой взгляд, являющийся сугубо частным и никем не навеянным, настоящий художник (в широком смысле этого слова) ни в коем случае не должен касаться в своих трудах политики, ибо это в значительной степени ухудшает не только удобочитаемость его произведений с точки зрения духовного восприятия, но и порождает немалое число его противников, обладающих диаметрально противоположными взглядами на политическое устройство жизни общества. Вот почему, с моей точки зрения, творчество Владимира Маяковского с трудом воспринимается новым поколением россиян. Естественно, я отношусь к ним сама, и этим обусловлена моя в определенной степени отрицательная оценка его произведений. В моем сознании лирика является способом воплощения романтического начала каждой личности, но если рассматривать деятельность Маяковского, то станет очевидным агитационное начало его поэзии, рассматриваемой как орудие борьбы за счастье. В купе с лозунговыми мотивами, присутствующими в ряде его стихотворений, часть из которых была написана первоначально на заказ, это вызывает у меня негативное отношение к творчеству столь неординарного поэта. С другой стороны, конкретность его лирики способствует легкости восприятия его творчества большинством граждан, в той или иной степени не обладающих литературными навыками и образованием, а потому является одной из позитивных особенностей художественного своеобразия лирики Маяковского. Аналогичную роль играет и метафорический характер его произведений, пусть и несколько своеобразный. Он, по моему мнению, способствует формированию выразительности и определенной индивидуальности его стихотворений, что в существенной степени влияет на успех всего творчества писателя. Существенная роль в литературной деятельности Маяковского отводится образу лирического героя, зачастую практически незаметного в тексте стихотворения. А способствует этому редко встречающийся (а возможно и вообще неповторимый) вид построения произведений, зачастую характеризующийся своеобразием строк и присутствием большого числа неологизмов. Как мне кажется, это придает некоторую «пикантность» лирике и увеличивает эмоциональное воздействие на читателя, даже если он и не сумел до конца вникнуть в смысл творчества поэта. Довольно интересным в этом плане представляется и смещение в лексико-грамматических разрядах прилагательных, используемых Маяковским, дополняемое присутствием собственных суффиксов экспрессивной и эмоциональной оценки, что, в совокупности с пародирующим характером разложения аббревиатур, способствовало не только усилению агитационного характера его произведений, но и вело к их удобочитаемости для рядового рабочего, «отягощенного» в большинстве своем тремя классами образования. Можно ли это отнести к ряду достижений поэта или его упущений? Трудно ответить, поскольку не только смысловое содержание его произведений было трудно доступным для рядовых читателей. Обновленная семантика и обилие пауз никак не могли способствовать упрощению восприятия содержания стихотворений Маяковского. Тем более, что все они были написаны новым, относительно сложным для слуха, видом стиха — тоническим, характеризуемым как упорядоченность расположения ударных слогов среди безударных. Естественно, что все это, в совокупности с составной рифмой стихотворений, повторяемостью ритма и особой метрикой произведений не могло оказать существенного воздействия на образованные слои общества, но, в то же время, в значительной степени влияло на настроения бескультурных граждан, в годы октябрьской революции составлявших весомый слой нового общества. Как мне кажется, именно поэтому творчество Маяковского, сдобренное частым использованием архаизмов и славянизмов, так высоко ставилось в те годы. Но, по моему мнению, в этом и заключается его ценность — автор сумел предугадать настроение толпы и принять его сторону, дабы не быть раздавленным. И даже присутствие произведений о любви не может нейтрализовать резкую политическую направленность в творениях Маяковского. Что же я могу сказать о его произведениях, как представительница последнего поколения XX века? Сейчас наша жизнь существенно отличается от бытия наших предков в начале этого столетия, а значит, отличаются и наши взгляды на действительность. Вот почему трудно ответить на вопрос, является ли Владимир Маяковский моим поэтом. Много воды утекло с тех пор, изменилось общество, трансформировались взгляды каждого человека, и вследствие этого многие вещи в творениях великого поэта остаются мне неясными. Ведь я родилась в другую эпоху, социальные революции обошли меня стороной, для моего времени характерно эволюционное преобразование общества. Именно поэтому я не могу однозначно воспринимать произведения Маяковского. С другой стороны, в его творчестве нашли отражение проблемы, интересующие человечество на всем протяжении его существования — любовь, дружба, смысл бытия. Конкретные вопросы в строках стихотворений поэта находят строго определенные ответы, способствующие простоте восприятия читателем. Именно это на протяжение многих десятилетий притягивает к Владимиру Маяковскому не одно поколение. И сама я не могу отрицать свое восхищение гениальностью столь простых произведений поэта, обладавшего заурядным образованием, что, впрочем, не мешало ему создавать такие ценные для русской культуры творения.
    И я могу сказать только одно — это мой поэт, хотя бы потому, что он обладает свойственной моему поколению энергетикой мыслей и действий, не отрицающих в то же время силу разума.

    Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

    Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

    Помощь в написании учебных работ

  • Чем болел дубровский в рассказе пушкина
  • Чем актуальна литература 18 века сочинение 9 класс
  • Челябинск на английском языке как пишется
  • Челюстно лицевой как пишется
  • Челябинск термальные источники лесная сказка