(615 слов) Иван Сергеевич Тургенев — один из выдающихся русских писателей девятнадцатого века. В своих произведениях Тургенев поднимал важные политические и общественные проблемы. Иван Тургенев придерживался позиции либералов. Он поддерживал тех, кто всем сердцем ненавидел крепостное право. В своих произведениях писатель всячески стремился разобраться во всех изменениях, происходящих в его родной стране, а также понять, каковы закономерности и последствия этих изменений. Так, целая историческая эпоха великой и могучей России изображена в знаменитом романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия романа, в первую очередь, указывает на вечный конфликт между поколениями. Это и есть основная проблема романа. Но она вовсе не единственная, поэтому очень интересно разобраться в многообразии вопросов, поставленных автором.
Начнем с основной проблемы — противостояния эпох. «Отцы» — это олицетворение поколения, живущего мыслями прошлого, а «дети» представляют собой демократически настроенную молодёжь, которая считает своим основным предназначением уничтожить консервативные мысли и старые устои. Таким образом, Тургенев в своём романе показал борьбу двух мировоззрений: представителей старого поколения — консервативно настроенную дворянскую интеллигенцию — и представителей нового поколения — революционно-демократическую интеллигенцию без наследных привилегий. Проблема «отцов и детей» в произведении — это не только проблема семейных отношений. В первую очередь, это разногласия новых и старых взглядов, от которых зависит дальнейшее существование страны.
Проблема нигилизма тоже является одной из главных в книге. Писатель в романе позволяет проследить читателю, как появляется новый тип человека, чем он отличается от старого типа. Представителям нового поколения присущи прогрессивные идеи, решительные и твёрдые взгляды и убеждения. Ведь они призваны разрушить старое. Ярким представителем нового прогрессивного поколения является Евгений Базаров. Он — «нигилист», отрицающий старые порядки. Антиподом Евгения Базарова является Павел Кирсанов. Это потомственный дворянин, типичный приверженец старого уклада жизни. Свой смысл жизни этот персонаж видит в следовании патриархальным законам. Евгений Базаров, приехав погостить к приятелю в его родовое гнездо, оказывается чужим в окружающей его обстановке. Ведь в произведении он является единственным настоящим представителем «нового» поколения. Нельзя увидеть в романе героя вместе с его товарищами и единомышленниками. На протяжении всего произведения Базаров пребывает во враждебной ему обстановке. Это говорит о том, что убеждения Евгения чужды большинству и самой России. Именно это он признал сам перед смертью в прощальной исповеди Анне Одинцовой.
Одна из главных мыслей «Отцов и детей» состоит в том, что у каждого есть право выбора, что важнее: просто наблюдать за происходящим и бездействовать или всеми силами бороться за новое, прогрессивное и светлое будущее. В своём произведении Тургенев остро поставил проблему нравственного выбора. Евгений не прав, но он хотя бы стремится сделать свою страну лучше, в отличие от многих консерваторов вроде Анны, которых волнует лишь собственный комфорт.
Проблема преемственности поколений — еще один важный вопрос, поставленный писателем. По мнению Тургенева, прошлое отрицать категорически нельзя. Ведь благодаря прошлому опыту строится будущее. Автор настаивает на необходимости преемственности поколений. Автор оставляет Евгения, отрицающего эту необходимость, несчастным и одиноким, так как он отрёкся от опыта предков. В то же время Тургенев в романе призывает осознанно воспринимать все перемены и не отрекаться от будущего. Павел Кирсанов представляет собой другую крайность — человека, который не принимал изменения и противился новому. Его финал тоже незавиден: он оказывается в одиночестве и дистанцируется от семьи брата, чтобы не мешать его счастью.
Также Иван Тургенев в романе «Отцы и дети» не оставил без внимания и проблему вечных человеческих ценностей. Писателя всегда интересовали и волновали такие незаменимых категории, как: дружба, любовь, отношение к природе, к стране, великое искусство. Тургенев любил в своих произведениях проверять человека великими чувствами. Однако не все его герои оказались способными пройти данную проверку. Примером этого может служить Евгений Базаров, который сломался под натиском чувства.
Можно утверждать, что известный роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» имеет поучительную и воспитательную цель. Но в произведении Тургенев не высказывает своего мнения, а лишь подталкивает читателя к правильному и осознанному решению. В многообразии поставленных проблем каждый из нас должен разобраться сам и найти свою сторону.
Автор: Виктория Комарова
Зарубежная литература Написанная Э. Многие критики считали книгу одной из лучших в мири. И как водится столь талантливое произведение, собирало вокруг себя много споров, убеждений и толкований, поскольку каждый прочитавший ее человек понимал сюжет по-своему. Тема героизма и стойкости человеческого духа — одна из главных идей в повести.
Человека можно уничтожить, но нельзя победить (по произведению Е. работы по зарубежной литературе — сочинение — изучение — учебном заведении. Эрнест Хемингуэй прожил всего 62 года, но его жизнь была наполнена. Сочинение по произведению Старик и море Хемингуэй: Торжество жизни (по повести Э. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Он был заядлым охотником и рыбаком, принимал участие в самых рискованных приключениях и самых дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. Но он никогда не сдавался, боролся до последнего. Далеко в море он вспоминает, как однажды боролся на руках с молодым сильным негром. Сутки они сидели друг против друга, сцепив руки, кровь выступала из-под ногтей, но Сантьяго не уступил противнику и выиграл то соревнование. Таким же упрямым, уверенным в своих силах он остался до старости.
«Торжество жизни (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)»
Он был рьяным охотником и рыбаком, принимал участие в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. Но он некогда не сдавался, боролся до последнего. Далеко в море он вспоминает, как однажды боролся на руках с молодым сильным негром. Они сидели друг против друга, зацепив руки, кровь выступала из-под ногтей, но Сантьяго не уступил неприятелю и выиграл то соревнование. Таким же упрямым, уверенным в своих силах он остался до старости. Сантьяго мечтал выловить большую рыбину, самую большую из тех, что ловил он сам и его товарищи.
Сочинение на тему: На что способен человек в повести Старик и море, Хемингуэй
Он был рьяным охотником и рыбаком, принимал участие в самых рискованных приключениях и дерзких исследованиях. Его герои были похожи на него: смелые, энергичные, готовые к борьбе. Но он некогда не сдавался, боролся до последнего.
Далеко в море он вспоминает, как однажды боролся на руках с молодым сильным негром. Они сидели друг против друга, зацепив руки, кровь выступала из-под ногтей, но Сантьяго не уступил неприятелю и выиграл то соревнование.
Таким же упрямым, уверенным в своих силах он остался до старости. Сантьяго мечтал выловить большую рыбину, самую большую из тех, что ловил он сам и его товарищи. И вот на 85-й день судьба сжалилась над стариком: огромная рыбина стала добычей рыбака. И ее еще нужно было победить. Старик осознает то, что может погибнуть в этой борьбе, но не сдается. Рыбак приказывал своим затекшим рукам тянуть бечеву, ногам — держать его, голове — быть ясной и не дурманиться. Человек победил в этом жестоком поединке с рыбиной, но его добычу караулили хищные акулы.
Их было много, и старик ощутил, что теперь он будет побежден, и вопреки всему, продолжал бороться не так уже за добычу, а скорее за свое человеческое достоинство. К берегу он пристал поздно ночью. Обессиленный, без добычи, побежденный жадными акулами. Но, безумно изможденный, он и здесь не сдастся: отвязывает лодку, забросил ее себе на плечи и, почти теряя сознание, пошел вверх в сторону дома.
Пока он достиг дома, раз пять садился отдохнуть просто посреди дороги. А уже дома аккуратно прислонил лодку к стене, выпил воды и лег на кровать. Утром в дом заглянул Манолино, мальчик, который дружил с Сантьяго. Увидев, как старик тяжело дышит, как он изнурен и ранен, Манолино не удержал слез. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.
Человека можно уничтожить, но победить невозможно (по повести Хемингуэя «Старик и море»)
Есть что добавить? Хемингуэя «Старик и море» «Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения» По повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Скачать сочинение Хемингуэй является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военным корреспондентом на пяти войнах.
Cочинение «Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя «Старик и море»»
Он знал, что жизнь — это борьба, и чтобы жить — нужно уметь бороться. Его герои похожи на него — смелые и сильные люди. Он уже старик, но это не мешает ему быть сильным духом. Герой много пережил за свою молодость и зрелость, познал горечь, и побед, и поражений. Но всегда боролся на грани своих физических возможностей. Из воспоминаний Сантьяго мы узнаем, как однажды он боролся на руках с очень сильным негром. Сантьяго был слабее, но благодаря своей настойчивости смог победить. Эта же настойчивость поможет ему и в море. Он мечтал словить рыбу своей мечты — большого марлина. Но удача отвернулась от старика, и он уже 84 дня ничего не мог поймать, даже маленькой рыбешке.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как уничтожить Скромника (SCP-096)?
«Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения» (По повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)
На улице дул промозглый ветер. Жители Москвы возвращались домой с работы, кутаясь в шарфы, куртки и пальто, сливаясь с небом и окружающими постройками, создавая огромную серую толпу, и я вместе с ними. Я, как всегда, вышла на станции метро ВДНХ. Перед подземным переходом стоял тот же парень, что и всегда, и раздавал листовки. Как и всегда, он протянул мне одну из них, и я, как всегда, взяла ее. Как и всегда, я спустилась в подземный переход, плавая в своих мыслях и заботах.
‘Человека можно уничтожить, но его нельзя победить’. Э. Хемингуэй Эрнест Хемингуэй — человек удивительной судьбы, автор ряда прекрасных. Человека можно уничтожить, но его нельзя czech-gm.ru наша жизнь — непрекращающаяся борьба. Раунд за раундом. Сперва. Сочинения Сочинения Хемингуэй — все сочинения. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Э. Хемингуэй Эрнест Хемингуэй.
В своем произведении писатель показал то, на что может быть способен человек, если к этому его побуждают обстоятельства. Какой силой воли и выносливостью он может обладать, и какие чудеса способна творить одна только вера в победу.
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить
Экранизации повести Э. Как их звали, сейчас уже никто и не помнит. Они были замечательными пахарями, скотоводами и охотниками. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали большие праздники: пели, танцевали возле огромных костров. Развлечения заканчивались метанием стрел счастья.
Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)
.
Пожалуйста, подождите пару секунд, идет перенаправление на сайт…
.
.
.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 10 Знаменитых Цитат Эрнеста Хемингуэя
ТекÑÑ: Ð.ÐÑилепин. Рвам не вÑе Ñавно?
03.02.2021 15:36:13
ÐвÑоÑ: ÐиÑилл ÐгоÑов
ÐÐ¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð»Ð¸ лÑди имеÑÑ ÑÑвÑÑво долга дÑÑг пеÑед дÑÑгом? Ðакое оÑноÑение к миÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑавилÑнÑм? РпÑедложенном ÑекÑÑе авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÐºÑайнего маÑÑового индивидÑализма.
Ð. ÐÑилепин пиÑеÑ, ÑÑо вÑе доÑÑижениÑ, коÑоÑÑе еÑÑÑ Ñ ÑеловеÑеÑÑва, ÑвлÑÑÑÑÑ ÑезÑлÑÑаÑом «Ð³Ð»Ð¾Ð±Ð°Ð»ÑнÑÑ Ð¿ÑоекÑов, огÑомнÑÑ ÑвеÑÑений, ÑамооÑвеÑженного подвижниÑеÑÑва», ÑÑо лÑди пÑеобÑажаÑÑÑÑ, когда пÑÑаÑÑÑÑ Ð²Ñеми Ñилами ÑделаÑÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð»ÑÑÑе. ÐаннÑе мÑÑли показÑваÑÑ: Ñеловек ÑÑановиÑÑÑ Ñеловеком Ñогда, когда наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾ÑиÑÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко о ÑобÑÑвенной ÑÑдÑбе, но и о ÑÑм-Ñо болÑÑем.
Также ÑаÑкÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð¾ÑÑÑвок, в коÑоÑом авÑÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¸Ñ Ð¾ лÑдÑÑ , ÑÑиÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ, в Ñом ÑиÑле и гоÑÑдаÑÑÑвÑ, ниÑего не должнÑми. ÐÑилепин ÑвеÑен, ÑÑо еÑли каждÑй бÑÐ´ÐµÑ Ð´ÑмаÑÑ Ñак же, Ñо заÑиÑаÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð¼Ñ. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½ÑÑÑиÑÑÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñоли звена в «Ð½ÐµÐ¿ÑеÑÑвной Ñепи поколений» и показÑваеÑ, к ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑжаÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи кÑайний маÑÑовÑй индивидÑализм.
ÐÑоÑой пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½ÑÐµÑ Ð¿ÐµÑвÑй, поÑколÑÐºÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ Ð¾ÑознаÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑвÑÑва долга дÑÑг пеÑед дÑÑгом.
ÐозиÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелÑ, на мой взглÑд, заклÑÑаеÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо нÑжно поÑÑепенно «Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð»ÑÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¼Ð°ÑÑового индивидÑализма» и ÑделаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ пÑоÑвление «Ð¿Ñизнаком дÑÑного Ñона».
С мнением авÑоÑа Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾ÑÑÑÑ ÑоглаÑен, Ñак как ÑÑиÑаÑ, ÑÑо обÑеÑÑво Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпÑавиÑÑÑÑ Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹-либо непÑиÑÑноÑÑÑÑ ÑолÑко в Ñом ÑлÑÑае, еÑли каждÑй Ñеловек оÑÑÑÐ°ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑаÑÑÑÑ. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð°ÑгÑменÑиÑоваÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ, пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· иÑÑоÑии. Ðогда немеÑкие войÑка напали на СССР, Ñо вÑе его жиÑели оказалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑгÑозой неминÑемой гибели. Ðо победиÑÑ Ð²Ñага ÑдалоÑÑ Ð¿Ð¾ÑомÑ, ÑÑо вÑе жиÑели ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑединилиÑÑ Ð¸ ÑовмеÑÑнÑми ÑÑилиÑми дали оÑÐ¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑелÑ. Ðменно ÑÑо и позволило вÑигÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ.
ХоÑеÑÑÑ Ð²ÐµÑиÑÑ, ÑÑо, пÑоÑиÑав ÑекÑÑ, лÑди задÑмаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ пÑоблемой, поднÑÑой в нÑм, и поймÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑвÑÑва долга дÑÑг пеÑед дÑÑгом.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐиÑилл!
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки ÑоÑинений ÑоÑмаÑа ÐÐÐ 2021 ваÑа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 — ФоÑмÑлиÑовка пÑоблем иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: + 1 балл
ÐÑоблема опÑеделена веÑно, ÑÑоÑмÑлиÑована коÑÑекÑно.
K2 — ÐомменÑаÑий + 4 балла
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 1 в ÑоÑинении Ñказан, поÑÑнен. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 2 Ñказан, поÑÑнен. ÐзаимоÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами опÑеделена невеÑно, не пÑоанализиÑована.
K3 — ÐÑÑажение позиÑии авÑоÑа иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: + 1 балл
ÐозиÑÐ¸Ñ Ð°Ð²ÑоÑа оÑноÑиÑелÑно поÑÑавленной пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿Ñеделена коÑÑекÑно.
K4 — ÐÑноÑение к позиÑии авÑоÑа по пÑоблеме иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: + 1 балл
ÐÑноÑение к позиÑии авÑоÑа ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ ÑоглаÑие, ÑезиÑ, обоÑнование ÑезиÑа.
K5 — СмÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑелÑноÑÑÑ, ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑвÑзноÑÑÑ Ð¸ поÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ: + 1 балл.
ÐÑибки:
Также ÑаÑкÑÑÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ Ð¾ÑÑÑвок, в коÑоÑом авÑÐ¾Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÐ¸Ñ Ð¾ лÑдÑÑ , ÑÑиÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ, в Ñом ÑиÑле и гоÑÑдаÑÑÑвÑ, ниÑего не должнÑми.
ÐелÑÐ·Ñ Ð½Ð°ÑинаÑÑ Ð°Ð±Ð·Ð°Ñ ÑоÑзом Ñакже.
ХоÑеÑÑÑ Ð²ÐµÑиÑÑ, ÑÑо, пÑоÑиÑав ÑекÑÑ, лÑди задÑмаÑÑÑÑ Ð½Ð°Ð´ пÑоблемой, поднÑÑой в нÑм, и поймÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑвÑÑва долга дÑÑг пеÑед дÑÑгом.
Ðа мой взглÑд, нелогиÑнÑй, недееÑпоÑобнÑй вÑвод, Ñ
оÑÑ ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе пÑаво на ÑобÑÑвенное мнение.
K6 — ТоÑноÑÑÑ Ð¸ вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ ÑеÑи + 1 балл.
Снижение баллов по Ð10 авÑомаÑиÑеÑки ÑÐ½Ð¸Ð¶Ð°ÐµÑ Ð±Ð°Ð»Ð»Ñ Ð¸ по Ð6.
K7 — СоблÑдение оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: + 3 балла.
ÐÑибок неÑ.
K8 — СоблÑдение пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð½Ð¾Ñм: + 3 балла.
ÐÑибок неÑ.
K9 — СоблÑдение гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: + 1 балла.
ÐÑибки:
ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½ÑÑÑиÑÑÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñоли звена в «Ð½ÐµÐ¿ÑеÑÑвной Ñепи поколений» и показÑваеÑ, к ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑжаÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи кÑайний маÑÑовÑй индивидÑализм.
ÐаÑÑÑение ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ (ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð¾Ñибка пÑивела к гÑаммаÑиÑеÑкой). ÐÑÑÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ бÑло вÑÑазиÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом:
ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, наÑколÑко важно ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¾ÑÑÑаÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð²ÐµÐ½Ð¾Ð¼ в «Ð½ÐµÐ¿ÑеÑÑвной Ñепи поколений».
K10 — СоблÑдение ÑеÑевÑÑ Ð½Ð¾Ñм: + 2 балла.
ÐÑибки:
Ðогда немеÑкие войÑка напали на СССР, Ñо вÑе его жиÑели оказалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ÑгÑозой неминÑемой гибели. Ðо победиÑÑ Ð²Ñага ÑдалоÑÑ Ð¿Ð¾ÑомÑ, ÑÑо вÑе жиÑели ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑединилиÑÑ Ð¸ ÑовмеÑÑнÑми ÑÑилиÑми дали оÑÐ¿Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑиÑÑелÑ.
ÐовÑоÑÑ.
ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½ÑÑÑиÑÑÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾ÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека ÑÐµÐ±Ñ Ð² Ñоли звена в «Ð½ÐµÐ¿ÑеÑÑвной Ñепи поколений» и показÑваеÑ, к ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑжаÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи кÑайний маÑÑовÑй индивидÑализм.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑÑоÑноÑÑÑ. СÑаÑайÑеÑÑ ÑÑÑоиÑÑ Ð¿Ñедложение Ñак, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑдом не оказÑвалоÑÑ ÑÑолÑко ÑÑÑеÑÑвиÑелÑнÑÑ .
K11 — СоблÑдение ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: + 1 балл.
Ð12 — СоблÑдение ÑакÑологиÑеÑкой ÑоÑноÑÑи в Ñоновом маÑеÑиале: + 1 балл
ÐÑибки:
ÐбÑие ÑекомендаÑии: ÑледÑÐµÑ ÑÑилиÑÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ð´ комменÑаÑием (ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами и анализ ÑвÑзи), ÑеÑевÑм оÑоÑмлением. ÐÐµÐ»Ð°Ñ ÑдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм
Ð1 — ФоÑмÑлиÑовка пÑоблем иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 1
K2 — ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 1: 1
K2 — ÐоÑÑнение к пÑимеÑÑ 1: 1
K2 — ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 2: 1
K2 — ÐоÑÑнение к пÑимеÑÑ 2: 1
K2 — Указание на ÑвÑÐ·Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами: 0
K2 — Ðнализ ÑвÑзи Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¿ÑимеÑами: 0
Ð2 — ÐомменÑаÑий к ÑÑоÑмÑлиÑованной пÑоблеме иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 4
K3 — ÐÑÑажение позиÑии авÑоÑа иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 1
K4 — ÐÑноÑение к позиÑии авÑоÑа по пÑоблеме иÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑекÑÑа: 1
K5 — СмÑÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ñ ÑелÑноÑÑÑ, ÑеÑÐµÐ²Ð°Ñ ÑвÑзноÑÑÑ Ð¸ поÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ: 1
K6 — ТоÑноÑÑÑ Ð¸ вÑÑазиÑелÑноÑÑÑ ÑеÑи: 1
K7 — СоблÑдение оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: 3
K8 — СоблÑдение пÑнкÑÑаÑионнÑÑ Ð½Ð¾Ñм: 3
K9 — СоблÑдение гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: 1
K10 — СоблÑдение ÑеÑевÑÑ Ð½Ð¾Ñм: 1
K11 — СоблÑдение ÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð¾Ñм: 1
Ð12 — СоблÑдение ÑакÑологиÑеÑкой ÑоÑноÑÑи в Ñоновом маÑеÑиале: 1
ÐÑоговÑй балл — 19
ÐозвÑÐ°Ñ Ðº ÑпиÑкÑ
Теме дорожных впечатлений посвящен рассказ И.А. Бунина «Перевал». В центре повествования – встреча одинокого путника и гор. Эта встреча одновременно разворачивается в двух взаимодополняющих направлениях: переход через горный перевал и погружение героем внутрь своего настроения, мироощущения. Рассказ начинается так, будто читатель уже знаком с героем: «Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами». Однако ни кто этот человек, ни то, почему ему понадобилось ночью совершать переход через перевал, ни куда, откуда и с какой целью он идёт, сообщено не будет.
Дорожное настроение героя изначально таково, что подталкивает его к необдуманному решению: идти ночью через горы. Далеко не случайно во втором предложении автор акцентирует внимание на осознаваемых героем опасностях и соблазнах горного путешествия: «В сумерках, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъём, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которыми всегда смотришь с большой высоты». Несмотря на сумерки и ощущение серьёзности, тяжести перехода, герой выбирает продолжение пути. Его эмоциональное состояние, душевные переживания, чувственное восприятие первозданной красоты пейзажа не позволяют усомниться в правильности такого решения: оно продиктовано мироощущением героя.
Путешествие оборачивается не столько путём из одного места в другое, сколько процессом приближения героя к самому себе, вероятностью встречи со своими желаниями, мечтами, утратами и ценностными ориентациями. Человек в странной ситуации, причём созданной им самим, — это и попытка Бунина проследить, как меняется личность в пограничных обстоятельствах, что является для неё ценностью, и как он к ней приходит. Герой переживает критическую, кризисную ситуацию, вызванную предельной и как бы вдруг открывшейся возможностью ощутить и пережить сознание собственной смертности, конечности своего существования. Герою, потерявшемуся в привычном ему времени и пространстве, испытывающему ужас от происходящего с ним («Боже мой! Неужели я заблудился»), кажется, что «…будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы…»). Путешественник и горы оказываются один на один. Герой чувствует безысходность перед громадной стихией, ведь рядом с ним только уставшая, мокрая, озябшая лошадь. В тот момент, когда чувство обреченности стало почти всепоглощающим, герой открывает в себе возможность увидеть проходимый им путь с другой точки зрения: «Не крикнуть ли? Но теперь даже чабаны забились в свои гомеровские хижины вместе с козами и овцами, — кто услышит меня? И я с ужасом озираюсь…» Потерянность героя исчезает, и он как бы вдруг, неожиданно для себя переживает ужас. Происходит это в тот миг, когда он действительно увидел, ощутил гомеровские хижины на склонах встреченных им гор.
Бунин показывает, что человек в предельной кризисной ситуации, прикоснувшийся к тайнам существования, через ощущение ужаса смог вернуть себе понимание ценности жизни: «Но странно – моё отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадёжность…» Путешествие – встреча с горами – дало возможность герою встретиться с собою подлинным. Пережив ужас и безысходность, осознав ценность жизни, герой смог понять радость человеческого существования: «…только на заре удастся, может быть, уснуть где-нибудь мертвым сном, — сжаться и чувствовать только одно — сладость тепла после холода».
«Путешествие в Арзрум», по словам П. В. Алексеева, – самый значительный ориентальный травелог в русской литературе. Фактически поэт не покидал границ империи, о чем писал с явным сожалением. Но большую часть времени он провел на территории, исконно не принадлежавшей России. Пушкин начал свой путь, «сделав крюк», чтобы посетить легендарного генерала А. П. Ермолова. Этот визит выглядит своеобразным вступлением к поездке: ведь именно Ермолов проводил политику покорения Кавказа.
В «Путешествии в Арзрум» Восток и Кавказ предстают как реальные пространства, далекие от сформированного в литературе романтического образа. В своем повествовании автор явно занимает позицию просвещенного европейца (это отмечалась во многих работах). Он не раз называет себя именно европейцем, цитирует античные произведения, европейскую классику, и даже описывая обряд осетинских похорон, которым был свидетелем, использует английское стихотворение. При этом поэт стремится развенчать романтизированные представления об «экзотических краях». Он замечает: «Не знаю выражения, которое было бы бессмысленнее слов: азиатская роскошь». Таким образом он дает понять, что рассуждения о восточной красоте и роскоши преувеличены, и прямо говорит, что никаких богатств уже не осталось – есть только «азиатская бедность». Ведь само представление о «сказочных» восточных странах появилось благодаря многочисленным романам. В статье «Джон Теннер», рассуждая о современной ему жизни в Северной Америке, Пушкин указывает, что описания индейцев Шатобрианом и Купером имеют мало общего с реальностью. Интересно соотнести эти слова с эпизодом посещения гарема в «Путешествии в Арзрум», где автор иронично замечает: «Таким образом, видел я харем: это удалось редкому европейцу. Вот вам основание для восточного романа». В статье «Джон Теннер» он приходит к заключению, что полагаться нужно на свидетельства людей, которые долго жили в этой среде и ее действительно знают.
Можно сделать вывод: Пушкин стремился к тому, чтобы и «Путешествие в Арзрум» воспринималось как наблюдения образованного человека, не склонного поддерживать обычные стереотипы восприятия. Вместе с тем, Пушкин затрагивает в «Путешествии» важнейшие темы, которые касаются его лично, например, давая оценки в целом своему творчеству и проблематике поэта и поэзии. На Кавказе он впервые побывал в 1820 г., и это вдохновило его на создание поэмы «Кавказский пленник». Спустя 9 лет Пушкин, вспоминая свои первые впечатления, утверждает, что стремился вернуться в те края, чтобы увидеть заново всё, что окружало его в молодости.
Переоценке подвергается и его первая поэма Южного цикла: «Здесь нашел я измаранный список “Кавказского пленника” и, признаюсь, перечел его с большим удовольствием. Всё это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно». Возможно, переосмысливая одну из своих ранних поэм, поэт хотел убедиться, что изменения в его творчестве гармоничны и происходят в нужное время, то есть использовал путешествие, чтобы дать верную оценку своему развитию. Заметно, что у Пушкина было свое понимание, как следует излагать путевые впечатления. В первую очередь, он строил «Путешествие» как документальный рассказ, где образ путешественника – и биографически, и, так сказать, поэтически – близок автору, хотя его повествование нельзя назвать документальной прозой. Ему важна и теоретическая основа: для этого используется широкий круг источников. Но, пожалуй, главное – верно и точно передать свои наблюдения и впечатления, что должно быть продиктовано здравым смыслом, а не распространенным шаблоном.
Вовремя прочитанные книги способные не только глубоко впечатлить человека, но и повлиять на его жизнь, сформировать мировоззрение. Пример такого влияния можно найти на страницах романа И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Повествование в романе ведётся от лица Алексея Арсеньева, вспоминающего о своём детстве и юности. Мальчик подрастает, и в имении появляется учитель по фамилии Баскаков. Учителю надлежит подготовить Алексея к поступлению в гимназию. Баскаков рассказывает Алексею истории из своей жизни, читает вслух книги про Робинзона и Дон Кихота. В гимназию Алексей поступает легко; вечера проводит с книгами, начинает писать стихи. Сам Алексей Арсеньев вспоминает о своем детском чтении так: «Дон-Кихот, по которому я учился читать, картинки в этой книге и рассказы Баскакова о рыцарских временах совсем свели меня с ума. У меня не выходили из головы замки, зубчатые стены и башни, подъёмные мосты, латы, забрала, мечи и самострелы, битвы и турниры. Мечтая о посвящении в рыцари, о роковом, как первое причастие, ударе палашом по плечу коленопреклоненного юноши с распущенными волосами, я чувствовал, как у меня мурашки бегут по телу».
Герой с теплотой вспоминает книги, прочитанные в детстве, и осознает, как сильно они повлияли на него. Так, приключения Робинзона, картинки во «Всемирном путешественнике» и карта земного шара навсегда пленили его: «Эти узкие пироги, нагие люди с луками и дротиками, кокосовые леса, лопасти громадных листьев и первобытная хижина под ними – всё чувствовал я таким знакомым, близким, словно только что покинул я эту хижину, только вчера сидел возле неё в райской тишине сонного послеполуденного часа. Какие сладкие и яркие виденья и какую настоящую тоску по родине пережил я над этими картинками!»
Герой взрослел, менялись его литературные предпочтения. Он полюбил Пушкина, Гоголя, Толстого, перечитывал Гёте, наслаждался произведениями Державина и Жуковского. Так, о прозе Гоголю герой написал следующее: «У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня «Старосветские помещики» и «Страшная месть». Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, «жизненный состав. “Страшная месть” пробудила в моей душе то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки – чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается».
Поэзия Батюшкова, Языкова, Лермонтова помогала ему переживать «первые юношеские мечты, первую полную жажду писать самому, первые попытки утолить её, сладострастие воображения».
Благодаря книгам герой узнавал жизнь, ему казалось, что понимает «и устройство вселенной, и какой-то ледниковый период, и дикарей каменного века, и жизнь древних народов, и нашествие на Рим варваров, и киевскую Русь, и открытие Америки, и французскую революцию, и байронизм, и романтизм, и людей сороковых годов, и Желябова, и Победоносцева, не говоря уже о множестве навеки вошедших в меня лиц и жизней вымышленных, со всеми их чувствами и судьбами, то есть всех этих тоже будто бы всякому необходимых Гамлетов, Дон-Карлосов, Чайльд-Гарольдов, Онегиных, Печориных, Рудиных, Базаровых…»
О важности искусства пишет Ю.М. Лотман в книге «Воспитание души». Во-первых, «искусство полезно для педагогики», нравственности, поскольку позволяет воспитывать людей на хороших примерах. В частности, автор говорит школьном курсе литературы следующее: «Не случайно до сих пор, когда мы проходим художественную литературу в школе, нет-нет да и говорим ученикам: видите, этот герой достоин подражания, он — хороший, он — патриот или он — мыслитель, он — философ, он — герой. А этот — отрицательный персонаж, не поступайте, дети, как он». Во-вторых, искусство – основа существования общества. «Искусство, – говорил он, – это возможность пережить непережитое, приобрести опыт там, где его нет». Он называл литературу второй действительностью, характерною особенностью которой является то, что она пропущена сквозь призму сознания художника, одухотворена его мыслями, помогающими читателю обратить глаза внутрь себя и вглядеться в собственную душу.
«Произведения искусства живут тысячелетиями, и их читают, и они все время дают что-то новое. Это очень сложные машины. Произведение искусства — это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек, кроме самого человека. Когда человек создает человека, он создает нечто еще более сложное. Но насколько он не понимает человека, который ему кажется простым! Если он изучил в школе анатомию, то он полагает, что уже понимает человека; если на уроке литературы выучил несколько стихотворений, то он уже знает, что такое искусство. Это распространенное заблуждение, но это глубокое заблуждение. Искусство — это большая, если хотите, машина, если вы хотите сказать иначе — называйте организмом, жизнью, но это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося явления и все время поддерживаем с ним разговоры. Оно с нами общается».
«Марсианские хроники» – первое, прославившее Рэя Брэдбери произведение, которое является, по сути, сборником рассказов, объединенных общей темой – историей освоения Марса людьми, судьбой прежних жителей планеты, а главное – судьбами простых людей, оказавшихся в непростых ситуациях.
Марс издавна привлекал внимание фантастов, что совсем не удивительно: это один из ближайших соседей Земли по Солнечной системе. О Марсе и марсианах в разное время писали Эдгар Райс Берроуз и Алексей Толстой, Герберт Уэллс и братья Стругацкие, Кристофер Прист и Василий Щепетнев. Особое место в ряду книг, посвящённых этой планете, конечно же, занимают «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери.
Линией повествования, объединяющей все произведения воедино, ниточкой, протянувшейся от Земли до Марса, стало то, что, прибыв на Красную планету, колонисты невольно принесли бы с собой главные проблемы человечества: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия, т. е. все то, что волновало мир в середине прошлого века. Эта идея для романа в рассказах должна была стать зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки. Книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику: этот жанр позволял автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего.
«Марсианские хроники» — это не только поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, но и размышления о вечных проблемах и ценностях нашего бытия. В одном интервью Брэдбери сам говорил, что не считает книгу научной фантастикой в чистом виде — скорее он использовал марсианские декорации, чтобы поразмыслить о вечном, о человечестве, о его месте в этой огромной Вселенной.
Роман М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» – это метафора разрушительного творения человеческого разума, созданного без каких-либо целей или без прогноза о возможностях такого творения. В книге рассказывается о жизни и трудах ученого Виктора Франкенштейна, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю. Перед нами использование новых, невиданных технологий. Франкенштейн создает искусственного человека из частей трупов, но позже отрекается от своего детища. Безымянное чудовище, ненавидимое людьми за уродство, начинает преследовать своего создателя. Человечный и брошенный своим создателем монстр – творение и человека, и человеческого прогресса. И хотя он создал монстра, его намерения не были темными: он совсем не желал принести обществу вред. Виктор Франкенштейн осознает всю чудовищность и бесцельность своего поступка и вынужден бежать от него и от своей личной ответственности.
Когда М. Шелли писала этот роман, другие произведения в этом же жанре обращались к теме оккультизма, мистике и магии. В то время сама мысль о возрождении мертвого человека ассоциировалась с чем-то вроде темной магии. Доктор Франкенштейн оживляет своего монстра не с помощью сверхъестественных сил, а путем неких научных опытов, о которых никто не знал в далеких 1800-х годах.
Таким образом, автор хочет донести до читателей следующую мысль: человек обязан брать на себя ответственность за свои поступки, а также за свои создания. Наука должна быть нацелена на благо, а не на зло, за познания тайн Вселенной необходимо платить высокую цену.
«Преступление и наказание» — одно из лучших произведений великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Главный герой Родион Раскольников не просто убийца. Он мыслитель и философ, в нём борются два характера. Даже фамилия героя свидетельствует о его душевном расколе. Поэтому мотив преступления главного героя неоднозначен.
Во-первых, главный герой видит нищету бедных людей, которая толкает их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в Раскольникове протест, стремление помочь людям. Герой убежден, что люди не могут самостоятельно найти выход из социальной «ямы», в которой находятся, поэтому становится своеобразным мстителем за всех обездоленных людей. Бедность и унижения Раскольникова усиливают его протест. Кроме того, ситуация в семье тоже подталкивает его к преступным действиям. Он получает письмо от матери, из которого узнает, что его сестра собирается выйти замуж за Лужина, чтобы этим спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Герой не может принять такую жертву, но и изменить ситуацию он тоже не в силах. Но преступление он совершает не только из-за чувства социальной несправедливости или сложной семейной ситуации. Раскольников хочет проверить, способен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В его душе живет философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал…».
Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, хочет понять свое место в жизни. Отсюда его признание Соне: «Мне надо было узнать тогда… вошь ли я, как все, или человек?».
В итоге раскольников совершает преступление: убивает старуху топором и скрывается с места преступления. Однако, не выдержав тяжести поступка, Раскольников восклицает: «Эстетическая я вошь!». Это значит, что Раскольников еще человек, но жалеющий о том, что он – человек. Он предполагает обоснование преступления, его оправдание в чужих и собственных глазах. «Ужели я не гений, не Наполеон?» — вот главный источник страданий Раскольникова. Он не может выдержать своего преступления, а потому считает, что не сдал экзамена на гениальность. Достоевский пишет: «Его гордость была сильно уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Прежде всего, мучается главный герой из-за стыда.
Смысл его страданий в том, что совесть и разум его вступили в самую решительную борьбу между собой. Герой романа сознает, что он не старушонку убил, а «самого себя». Совесть оказалась гораздо сильнее разума.
В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая, в конечном итоге, представляет собой дилемму – с Богом ты или нет.
Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время самозащита у Родиона Раскольникова не иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя.
После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Общение с Соней в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, а как на нарушение божественных установлений. У Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять:
«Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…
— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…».
Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной. Герой вспоминает совет Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион испытывает чувство наслаждения и счастья.
Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительных для человечества свойствах любви. Именно любовь привела его к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Достоевский раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.
Теме преступления посвящен рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».
Анализируя данное произведение, следует обратить внимание в первую очередь на название. «Злоумышленник» – это человек, который совершает преступление осознанно, заранее обдумывает его, понимает, какие последствия могут возникнуть после его действия. Героя же чеховского рассказа сложно назвать злоумышленником. Крестьянин Денис Григорьев не только не понимает, что он совершил преступление, но и не осознает, что от его действий могли пострадать люди. Когда следователь говорит, что из-за его поступка поезд мог бы сойти с рельсов и он бы «убил людей», он восклицает: «Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было…» Когда ему зачитывают закон, согласно которому его должны приговорить к ссылке на каторжные работы, он не понимает происходящего и до последнего думает, что его судят за что-то другое.
В действиях крестьянина Дениса Григорьева нет злого умысла, комизм ситуации проявляется в столкновении двух миров: цивилизации, изрезавшей природный мир железными дорогами, и крестьянства, живущего естественной жизнью. Отсюда и возникает непонимание: следователь, обвиняя крестьянина в преступных деяниях, не сомневается в очевидности правонарушения и его вины; крестьянин же, старательно прислушивающийся к следователю, недоумевает, как тот не может понять, что для рыбной ловли нужны грузила для снасти. Так в рассказе воссоздается «диалог глухих».
Причина преступления кроется не только в необразованности, неосведомленности крестьянина, но и в социальном устройстве общества. Голодный, вынужденный много работать крестьянин не может знать законов, он не может получить образование. Справедливым ли тогда становится главный принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности»? Читатель понимает, что герой, безусловно, виноват, но государство и общество виновато не меньше в том, что такие злоумышленники откручивают гайки.
Теме преступления и наказания посвящена новелла Р. Брэдбери «Наказание без преступления». Писатель убежден, что смерть физическая иллюзорна, гораздо реальнее и страшнее смерть духовная.
Произведение делится на две части: преступление и наказание. Неслучайно преступник известен заранее: главными автор хотел сделать психологические проблемы. Герой новеллы Джордж Хилл хочет убить жену и заказывает её точную копию — куклу. Джордж оправдывает убийство, так как, по его мнению, преступление носит очищающий характер: «…богатые люди могут позволить себе роскошь «очищающего убийства». «Главное назначение кукол в том и заключается, чтобы предупредить реальные преступления. Захотелось тебе избить, убить или помучить кого-нибудь, вот и отведи душу на марионетке…».
В силу того, что прямого преступления против другого человека здесь нет, в центре внимания автора оказывается сама устремлённость человека ко злу, жажда убийства. Герой рассчитывает на преступление без наказания, он убежден, что обладающие высоким финансовым статусом имеют право на убийство. Он приходит в магазин марионеток с заказом на убийство копии своей жены: «Да, куча денег… Но богатые люди могут позволить себе роскошь “очищающего убийства”». Идея Родиона Раскольникова обыграна Брэдбери в контексте общества потребления, товарно-денежных отношений. Право имеет богатый человек.
На первый взгляд кажется, что идея Хилла гуманна. Убивая копию своей жены, Хилл освобождается от мук ревности: «Он очистился от гнева и жажды убийства…». Но идея, ложная в своей основе (уничтожение человека), развенчивается изнутри — через страдание героя.
Соотнесённость с романом Достоевского в этом рассказе не только на уровне общей проблемы.
Герою, как и Раскольникову, перед «убийством» снится его прошлое. В этом сне проявляется его человеческая душа, противодействующая преступлению, пусть она и подавлена в данный момент и может подать голос только таким образом. Хиллу, герою рассказа, снятся сцены возвышенных романтических отношений с женой в прошлом, которые уже невозможны в настоящем.
Итог рассказа противоположен замыслу героя: вместо преступления без наказания выходит наказание без преступления. Мистера Хилла арестовывают и приговаривают к смертной казни, хотя фактического убийства он не совершал: он убил машину. В таком итоге есть свой смысл: в преступлении важнее всего внутренняя готовность к нему, желание зла. Но и абсурдность такой развязки важна – она позволяет подумать о бессмысленности, бесчеловечности и безнравственности того, что общество может противопоставить преступному выбору человека.
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» – иллюстрация того, как преступление влияет на душу человека. Впервые мы видим Дориана Грея – главного героя произведения – позирующим в мастерской Бэзила. Стеснительный и наивный юноша привлекает внимание лорда Генри, который задумал поставить над ним эксперимент и «перелить свою душу в другого… передать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат». Герой слушает лорда Генри, впитывает его слова как губка. Сразу после разговора юноша восклицает «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Зачем вы его написали? Придет время, когда он будет дразнить меня, постоянно насмехаться надо мной!»
От бесконечных диалогов Дориан переходит к действиям и приступает к поискам удовольствий. Его настигает первое испытание – любовь к актрисе Сибилле Вэйн. Казалось бы, любовь побеждает все и здесь тоже она должна победить, но зло уже слишком глубоко проникло в душу Дориана. Кроме того, Дориан любит не ее настоящую, он любил игру, героиню шекспировских трагедий. Не выдержав горькой правды и разбитого сердца, Сибилла покончила с собой. Дориан понимает, что это он виноват в ее смерти, но лорд Генри находит слова, чтобы он утихомирил свою совесть. После первого мерзкого поступка Дориан начинает вести двойную жизнь: днем он появляется в высшем обществе с лордом, ходит на светские приемы, а ночью он предается порокам.
Чем ниже по аморальной лестнице спускается Дориан, тем больше роскоши его окружает. Описание его коллекции тканей, драгоценных камней и изысканного интерьера занимает целые страницы. Их смысловое значение не передать вкус и стиль Дориана, как эстета, а в том, чтобы контрастно подчеркнуть его моральную нищету – «эти сокровища, как и все, что собрал Дориан Грей в своем великолепно убранном доме, помогали ему хоть на время забыться, спастись от страха, который порой становился уже невыносимым». Пиком его морального падения становится убийство художника Бэзила Холлуорда. Став убийцей, он хочет уничтожить портрет, ибо перемены на нем выдают моральную деградацию владельца. Он кромсает портрет ножом, потом слышны страшные крики, что-то падает, и, когда на другой день приходят слуги, они обнаруживают портрет во всем его первоначальном великолепии. «На полулежал мертвый старик в смокинге и с ножом в сердце. Он был седой, морщинистый, жалкий на вид. Лишь обратив внимание на перстни на его пальцах, слуги поняли, кто это».
Уайльд заканчивает свой роман как поучительную притчу – за преступлением следует наказание, вседозволенность невозможна, удовольствие заключено в рамки морали.
Что заставляет человека идти преступным путем? Об этом можно узнать из пьесы М. Горького «На дне». Один из героев пьесы Васька Пепел всю жизнь занимался воровством. Он даже гордился своим воровским промыслом, полученным по наследству. «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Нас, ярославских, голыми руками не возьмешь…» Благодаря словам персонажа мы понимаем, что он не видел другой жизни и не особо выбирал жизненный путь. Он просто не предполагал, что потомственный вор может стать кем-то другим.
Большую часть жизни герой не понимает, что идет неверной дорогой. Он считает, что честь и совесть не нужна, ее же нельзя надеть на ноги вместо сапог. Однако у героя есть совесть. Он отвергает предложение Василисы убить ее мужа, несмотря на обещание больших денег.
Со временем герой осознает, что такой образ жизни ненормален. Он признается ночлежникам: «А скушно… чего это скушно мне бывает? Живешь-живешь — все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно…». Он ищет настоящей любви, хочет, чтобы рядом был человек с душой.
Все более уверяется оно в неправильности жизни, когда в ночлежке появляется странник Лука. Совет Луки идти в Сибирь («Там ты себе можешь путь найти»), его рассказ о праведной земле, любовь к Наташе пробуждают в Пепле стремление изменить свою жизнь. «Иди… со мной, – говорит он Наташе, – …брошу воровство!.. Я грамотный… буду работать… я одно чувствую: надо жить… иначе!.. Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня… Назови ты… Наташа… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь мало радует…»
Мы видим, что герой отчаянно желает изменить свою жизнь, однако совершает новое преступление: заступаясь за истязаемую Наташу, Пепел невольно убивает Костылева, за что его сажают в тюрьму.
В пьесе «На дне» показана трагедия человека, который жаждал вырваться из преступной среды, но не сумел.
Чтобы понять значение поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», необходимо обратиться к истории. 19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Реформа предполагала, что крестьяне получат личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Однако земля, на которой работали крестьяне, была признана собственностью помещиков, которые должны были выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел. Крестьяне могли выкупить у помещика землю, но стоимость при этом была вдвое и втрое выше действительной стоимости. Таким образом, помещики не потеряли доход после реформы. Кроме того, нищенский надел не мог прокормить крестьянина, поэтому он был вынужден идти к помещику и просить принять его на испольщину. Крестьяне обрабатывали господскую землю своими орудиями и получали за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни.
По воспоминаниям Н.Г. Чернышевского Н. А. Некрасов с первых дней проведения реформы понимал, что народ обманут, поэт переживал события тех лет трагически: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах. «Да разве эго настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось даже успокаивать его».
Неслучайно в поэме так много эпизодов о несчастливой жизни многомиллионного русского крестьянства после «освобождения». Уже начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии. Поспорив, семь крестьян отправляются в дальнюю дорогу по России в поисках счастливого человека.
Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы. Описывая путь, автор использует лексику («песчана» и «глуха»; «хороша» весенняя природа, но «невесело» глядеть на поля с «бедными всходами»; избы «новые нарядны», но смотреть на них «больней», чем на старые), благодаря которой с первых строк в поэме возникают тревожные мысли о народной судьбе, которые, постепенно усиливаясь, переходят в предчувствие надвигающейся беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается горьким, почти риторическим вопросом: «Какое счастье тут?…»
Связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придает стихам в «Кому на Руси жить хорошо» подлинно народное звучание. Поэт смотрит на мир глазами народа, думает его думами.
Описывая природу, автор подчеркивает, что она (природа) находится в неразрывном единстве с жизнью крестьян:
Недаром наши странники
Поругивали мокрую,
Холодную весну. .
Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам,
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается,
Зеленым ярким бархатом,
И, как мертвец без савана,
Лежит под небом пасмурным
Печальна и нага.
Пейзаж, описанный поэтом, рождает ощущение горя, крестьянской обездоленности («зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным», «как мертвец без савана», «чернехонько», «печальна и нага»). Некрасов показывает образ земли, лишенной жизни. С особой силой звучит этот мотив и в описании деревни Клин — «селенья незавидного»:
Что ни изба — с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
Ненастной, поздней осенью
Так смотрят гнезда галочьи,
Когда галчата вылетят
И. ветер придорожные
Березы обнажит…
То же самое и в описании «богатого» села Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым, забитым наглухо», избой «в одно окошечко, с изображеньем фельдшера», «лавками», питейными заведениями.
Все описания – убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». С другой стороны, эти описания раскрывают духовное богатство крестьянской души, талант народа, умеющего подобрать меткие эпитеты и сравнения, органически связанные с деревенским бытом.
Самый облик крестьян, а еще более — их рассказы, убеждают, что счастье мужицкое — «дырявое, с заплатами», «горбатое с мозолями», — что и после реформы жизнь крестьянина-труженика лучше не стала. В кругу «счастливцев» следует выделить образ каменотеса-олончанина. Он выгодно отличается от всех других рассказчиков: «плечистый», «молодой», не знает нужды. Его облик и слова вызывают мысль о нравственной и физической красоте человека, любящего труд и умеющего трудиться. Описание другого персонажа, который тоже был «не хуже каменщик», а теперь «зачах», заставляют задуматься о том, что даже богатырский труд не приносит крестьянину счастья, напротив, и он к концу жизни оборачивается трагедией.
Кроме того, автор обращает особое внимание на жизнь русских женщин. Так, из рассказа Матрёны Тимофеевны, мы узнаем и о ее подневольном положении в семье, и о вечных унижениях, о деспотизме семейных отношений, о постоянной разлуке с мужем, страданиях матери, потерявшей сына, материальной нужде. Вся история жизни Матрены Тимофеевны доказывает справедливость ее слов:
Не дело — между бабами
Счастливую искать!..
Песни, которые поет Матрена Тимофеевна, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники-правдоискатели, что «промеряли пол—царства». Голос Матрены Тимофеевны — голос самого народа. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни — это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась столь же угнетенной и бесправной, что и до 1861 года.
Многие герои русской литературы искали правду и счастье. Не исключением стал и герой повести А.П. Платонова Вощев. В день, когда Вощеву исполняется тридцать лет, его увольняют с небольшого механического завода «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Его признают несознательным рабочим из-за его попыток «выдумать что-нибудь вроде счастья», чтобы улучшить производительность труда. В мире, где все работает «по готовому плану», Вощев не может найти себе место. Так герой решается отправиться в путь: он жаждет найти место, где все будет иначе. Как и многие другие герои русской литературы, Вощев мечтает об идеальном мире, где все счастливы. Однако уже в самом начале своего пути он становится свидетелем ссоры супругов и понимает, что эти люди глубоко несчастны, они не чувствуют смысла жизни. Тогда герой произносит следующее: «…Чтите своего ребенка… когда вы умрете, то он будет». Этими словами Вощев провозглашает приоритет будущего над настоящим. По этой же причине, увидев отряд пионеров, он чувствует ответственность за их жизни. Именно тогда герой ощущает свою жизненную задачу-работать в настоящем для блага будущих поколений.
Потому он соглашается строить общепролетарский дом, «из высоких окон» которого, как ему кажется, «будущий человек будет спокойно глядеть в простертый, ждущий его мир» и «бросать крошки из окон живущим снаружи птицам. Появление на котловане маленькой девочки Насти Вощев расценивает как чудо, как надежду на обретение в будущем другими людьми смысла жизни. Ее гибель становится трагедией для героя, он осознает, что нет никакого смысла в строительстве, в любых полезных деяниях, если при этом свершаются бесчинства и умирают дети.
В начале XIX в. политически нейтральное значение слова «гражданин» было воспроизведено в одном из наиболее известных словарей того времени — «Словаре Академии Российской». «Гражданин – городской житель, обитатель». Одновременно с отождествлением гражданина с городским жителем на рубеже XVIII — начала XIX в. было распространено и более широкое по смыслу значение: гражданин — это еще и соотечественник, житель страны, подданный, вне зависимости от места проживания и сословной принадлежности. Близким по смыслу понятию «гражданин» в лексиконе образованной части российского общества было слово «гражданство», которое обозначало определенную общность людей, имевших свои правила поведения, этические нормы. Понятие «гражданство» означало, с одной стороны, общность людей, а с другой — подразумевало противопоставление частного и общественного, индивидуальных потребностей гражданина и общества в целом, интересы которого всегда ставились выше интереса частных лиц. Для обозначения таких отношений между жителями Российской империи употреблялось понятие «сограждане». Оно нередко использовалось в качестве обращения к слушателям в различных научных и благотворительных обществах, а также в аудиториях высших и средних учебных заведений. Обращаясь к слушателям таким образом, оратор всегда стремился подчеркнуть духовное единство собравшихся. В данном контексте понятие «сограждане» всегда имело позитивную эмоциональную направленность и подразумевало не отдельного человека, а его членство в коллективе, группе, обществе. «Согражданами» называли людей не просто совместно проживающих на определенной территории, а людей, имевших общность культуры, чувств и привязанностей. Так, в статье Н. М. Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости», размышляя о различии «физической, моральной и политической любви к Отечеству», автор предлагал читателям свое представление о том, кого следует называть «согражданами». По его мнению, это те люди, «с кем мы росли и живем… душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом». У них есть духовное единство, и каждый из членов данной общности испытывает чувство любви к своему Отечеству, которая проявляется в любви к «согражданам». Именно «сия любовь к согражданам, или людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, – писал Н. М. Карамзин, – есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству…»
12:55, 29 ноября 2021
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
==
«Путин ведет макростратегическую политику на постсоветском пространстве, конечная цель которой не ясна. США нужно ответить на эту политику глобально, начав разморозку вялотекущих конфликтов на этой территории. Об этом в своей статье для «19Fortyfive» написал Джон Болтон — бывший советник по нац. безопасности экс-президента США Трампа.
«Один из приоритетов политики должно быть уничтожение Приднестровья, искусственной сущности, полностью зависимой от России. Другим отвлекающим фактором может быть повышение внимания международного сообщества к Абхазии и Южной Осетии, „оккупированным провинциям“ Грузии», — считает Болтон. По его мнению, такие действия помогут отвлечь Россию от украинского направления» Источник: https://svpressa.ru/politic/article/317604/
Джон Болтон (Фото: Юрий Орешкин/БелТА/ТАСС) Несгибаемый борец за прогресс и демократию — имеет план и знает, как победить зло!
==
Никакого значения не имеет, что лично я думаю по поводу Болтона. Прекрасно помню, как многие на постсоветском пространстве, при его назначении радостно потирали руки и выкрикивали, теперь всё, «Болтон придэ — порядок наведэ», такие как Болтон, не дадут покоя «рашке» и теперь, прогресс и демократия могут чувствовать себя спокойно.
Но, время шло, радость эльфов местного разлива сменилась разочарованием, а после того, как Трамп проиграл Байдену, постсоветские викинги, тут же юркнули под одеяло к демократам и начали вовсю хихикать над мракобесом Дональдом и предвкушать новые победы ведущей демократии над «империей зла».
Кстати, ещё до поражения от Байдена — Трамп назвал Болтона дураком и выгнал того взашей. Причина? Не только Венесуэла.
==
Тем не менее, заявление Болтона выделю, так как оно отражает, имхо, коллективное мнение достаточно большой части людей как на Западе, так и в Грузии, Украине и части творческой интеллигенции — в РФ.
В Грузии сторонники Саакашвили, имхо, не сделали вообще никаких выводов из 080808 и по-прежнему ожесточенно занимаются словесным онанизмом, называя его — героической борьбой добра со злом.
Более того, упрямо, несмотря на разъяснения, не видят разницы между Карабахом и Абхазией с ЮО, и обвиняют «Мечту» в трусости в отношении с РФ, с которой надо вести себя жёстко и принципиально:-)
Некоторые мои материалы на эту тему:
от 23 ноября:Внешняя разведка РФ о похожести ситуации в Грузии и Украине в 2008 и сейчас
от 27 октября: Большая разница между Карабахом и ДНР, ЛНР, Абхазией, ЮО, Приднестровьем
от 1 декабря 2020: Как ответит Россия на принуждение сепаратистов к миру — в Молдове, Грузии, Украине?
==
Что можно добавить? Слова и дела, в который раз повторю, живут часто, совершенно независимо друг от друга, более того, нередко вступая в прямой конфликт!
При этом часть людей, вполне хорошо себя чувствует занимаясь хронической подменой понятий и самообманом.
Разумеется, Приднестровье — самая уязвимая точка с географической точки зрения, но если бы всё было так просто.. и Киев и Кишинёв, при поддержке Запада, давно бы предприняли операцию по принуждению сепаратистов к миру.
Всё дело в том, что выкрикивать и надувать щёки и действовать — это совершенно разные вещи.
А если в итоге, Россия официально придёт на помощь, более того, откусит часть или всю территорию Одесской области, объединив её с Приднестровьем и Гагаузией и став протекторатом нового территориального образования?
На кого тогда будет надежда, на Болтонов? Или на Фельгенгауэров с Валерой Соловьем и Гордоном?
Ведь если Россия это сделает, она уже оттуда не уйдет без мировой войны или очередной смуты у себя.
==
Что касается Абхазии и ЮО, имхо, никто не мешает Западу давить на них, но, каким образом? Заявлениями? Они итак делаются регулярно? Принуждением к миру? Это официальное объявление войны РФ.
Кто на это пойдет — Болтон?
ДНР и ЛНР? Я допускаю, что военная операция Украины — вполне может начаться. Но, вы можете примерно сказать, чем она завершится и как поступит Россия в подобном случае? А если она решит атаковать? И Украина потеряет всё побережье, кто будет возвращать потом всё это? Сааашвили с Зелей? Или Кулеба с Парасюком, Урсулой и Шарль Мишелем? Ваше мнение?
Про Крым, думаю, вообще нет смысла в этом контексте говорить.
==
Считал и считаю, самая уязвимая ахиллесова пята России — внутри неё, в местных эльфах и сторонниках «святых годов», которых достаточно в свите русского царя.
Что касается внешнего давления — имхо, этот вариант может быть чреват очень плохими последствиями для тех, кто слишком высокого мнения о себе и низкого — о противнике.
Бред «известных экспертов», зарекомендовавших себя полна перед 080808 про слабую, трусливую и немощную армию.. не стану цитировать. Но, эти эксперты по-прежнему на плаву ибо не тонут, и их мнение систематически цитируется в «объективных, прогрессивных» СМИ.